Василий Бойко-Великий: «Поймите, я не хочу работать с убийцами. Не хочу, и не буду!»
Президент ОАО «Русской Молоко» рассказал, почему он принял решение ввести на своём предприятии нормы православной нравственности
– Как долго вы готовили это обращение? Как вообще сама идея пришла?
– После дня Святого пророка Ильи, когда в нашем Рузском районе, несмотря на то, что мы все молились о дожде, дождя ни грамма не выпало, наверное, это что-то означало. Я был в отпуске в Конаковском районе Тверской области, и вот там прошла достаточно серьезная гроза. Правда, это было исключение. Отсутствие дождя наказание Божье на всех россиян и на нас в том числе, на наши грехи.
Что-то надо делать решительное, потому что ситуация достаточно критическая. Если вы знаете, мы занимаемся сельским хозяйством. Мы собрали неплохой урожай, но он на грани. Конечно, если не пойдут дожди, не появятся травы, мы своих коров прокормим до следующего лета, но у нас была программа развития, мы собирались достаточно серьезно расширять стадо и хотели запасти корма уже под расширенное стадо. Как я понимаю, многие будут сейчас продавать своих коров.
Земледелец зависит от воли Божьей в гораздо больше степени, чем какие-то другие производства. Если это наказание Божье, то надо каяться и исправляться.
– Вы давно к вере пришли?
– Я крестился вместе с супругой в 1989 году и с тех пор верующий.
– От бизнесмена достаточно неожиданно подобное обращение. Как ваши сотрудники к этому отнеслись?
– Во-первых, мы занимаемся православным просвещением, в том числе и сотрудников, достаточно давно, уже многие годы. Мы поддерживаем курс «Основ православной культуры» в Рузском районе. До этого 5 лет он велся факультативно, а с нового учебного года будет обязательная программа для всех школьников. Кто хочет, может изучать духовную этику, остальные — основы православной культуры. Но курс обязательный. У нас в течение прошедшего учебного года были группы, которые на работе занимались основами православной культуры, а с этого года будет обязательно — все сотрудники должны будут прослушать этот курс. Если дети его изучают, то уж родители тем более должны его знать.
– У вас на предприятиях только православные, нет иудеев, мусульман?
– Мы никаких барьеров не ставили никогда, принимали, прежде всего, по профессиональным данным. Но ввиду того, что миссию нашей группы компаний мы видим именно в православном возрождении России, и это не только воссоздание церквей и других атрибутов, но и возрождение экономики российской, то взгляды людей, которые приходят к нам на работу, как правило, не противоречат этому. Потому что эта миссия существует уже около 10 лет, программа есть на нашем официальном сайте практически с самого начала компании.
– В вашем обращении несколько, на первый взгляд, странных требований, вплоть до обязательное венчание. Это серьезно?
– Да, если крещеный человек живет в браке невенчанный, то это неправильно. Потому что, если он крещеный, то он обращен в Христа, соответственно должен соблюдать все таинства положенные, в том числе и венчаться.
Я понимаю, что это не совсем обычная мера. Может быть, в иной ситуации от нее можно было бы воздержаться, пусть постепенно люди сами к этому приходят. Но в связи с тем, что такая экстремальная ситуация, наказание за грехи народа российского явно проявляются — пожары по всей центральной России, жара адская, задымление, засуха, неурожай, — то здесь надо экстремальные меры принимать во всем, в том числе и обращение сотрудников к Богу. Потому что я как руководитель отвечаю за то, все ли я сделал, чтобы обратить их к Господу, указать им, где грех, а где не грех, а благое дело.
– Вы оговариваете конкретную дату — 14 октября. А если люди не готовы?
– Объясните, что значит не готовы. Люди живут в браке. Речь не идет о том, что человек холост, и он должен венчаться. Ему нужно время найти, на ком венчаться. Если человек живет в браке, особенно официально зарегистрированном, он обязан это сделать. Даже гражданский брак — это некое обязательство любить, что называется, до гробовой доски и быть вместе до гробовой доски. Я иных браков, даже гражданских, не знаю. А венчание это просто подтверждение того же самого перед Господом и освящение этого брака Церковью. Как может человек быть к этому не готов?
– Может быть, они не до конца воцерквленные?
– Которые находятся к браке, крещенные, как он может к этому не готовым быть? Значит, он думает развестись и начать блудить. Только тогда он должен ожидать, что у него могут быть всякие неприятности и на работе, и со здоровьем, и со всем. Потому что за грехи Господь наказывает.
– Почему до 14-го, а не до конца года, допустим?
– Дело в том, что 28 ноября начинается Рождественский пост, а в пост венчание не положено. Понимаете, жара-то сейчас. А буквально с субботы начинается Успенский пост, венчаться в пост нельзя. Это время принять решение, подготовиться и венчаться.
– Сами сотрудники что по этому поводу сказали? Кто-то уже изъявил желание?
– Начали подбирать кольца венчальные.
– А сколько у вас сотрудников?
– непосредственно в агрохолдинге полторы тысячи. В группе компаний «Ваш финансовй попечитель» — 6,5 тысяч.
– А сколько не венчанных?
– Мы пока не занимались статистикой. Но достаточно много, к сожалению. Я знаю статистику по Рузскому району. Крестятся ежегодно около тысячи младенцев, а венчаются несколько десятков. К сожалению, почему-то считается, что креститься надо, а венчаться не обязательно.
– Людям, которые только будут поступать к вам на работу, вы говорите, что после 3-месячного испытательного срока надо обвенчаться?
– Да.
– А если они не пройдут испытательный срок?
– Если они повенчаются, а по профессиональным качествам не подойдут, ничего страшного в этом нет, венчание — это хорошее, благое дело.
– Хорошо, а если напротив, они отличные профессионалы, а венчаться не захотят, вы их не возьмете на работу?
– Сейчас, наверное, нет. Тем более, что им заранее говорят об этом. В данном случае человек волен принять решение. Им говорят, что компания своей целью ставит вот такие вещи — православное возрождение России. А как можно православно возрождать Россию и совершать грехи — аборты, жить в блуде? Это невозможно.
– Как вы проверите, кто делал аборт, кто подстрекал к нему?
– Уповаю на слово Божие. В Священном Писании сказано: «Нет ничего тайного, что бы не стало явным».
– А вдруг у человека нет возможности ребенка прокормить или у него проблемы со здоровьем?
– В императорской России скорость увеличения населения была 2,5 миллиона в год. И всех кормили. Сейчас у нас страна получает нефтедоллары, есть определенные пособия матерям. Это все равно, что сказать: если у тебя нет денег, пойди на улицу, убей прохожего, который хорошо одет, и забери его деньги. Это примерно одного и того же порядка рассуждения в отношении абортов. Это убийство уже зачатого человека ради корысти, ради того, что он якобы не может прокормить.
Что касается здоровья, то у нас разные направления в медицине. Есть аллопатия, есть гомеопатия, есть приверженцы лечения раковых опухолей операбельным путем, а есть приверженцы лучевой терапии. Так же в отношении абортов. Есть целая школа, которая говорит, что нет такой ситуации, когда женщина должна сделать аборт. То есть не может быть медицинских показаний к этому. Господь устроил женщину так, что она не должна убивать ребенка ни при каких ситуациях. Это вранье, когда медики говорят, что надо делать аборт. Всегда есть возможность выходить ребенка. Поймите, я не хочу работать с убийцами. Не хочу, и не буду!
– Вас могут обвинить в нарушении прав человека и Трудового Кодекса!
– Здесь нет никаких нарушений. Это частная компания, и люди работающие на нее, должны следовать ее правилам и придерживаться ее политики. Не хотят? Пусть увольняются по собственному желанию.
– Как на ваши методы смотрит духовенство? Вы попросили благословения на это дело?
– Естественно, как человек православный, я получил благословение от своего духовника на это. Вы почитайте статьи других священников, например, отца Александра Шаргунова. Это известный церковный деятель, не просто священник известный, а известный писатель. То же самое сказал архиепископ Нижегородский. И, наконец, то же самое говорит Патриарх Кирилл. Православная церковь категорически против абортов при любой ситуации, как, кстати, и католическая. В этом плане у нас нет разницы.
– Но у нас все-таки светское государство, у нас церковь отделена от государства.
– В этом светском государстве — десятки людей гибнут в пожарах, потушить их не могут, несмотря на все грамотные, надо сказать, усилия. Дышать нечем в Москве, а у нас — светское государство.
Это светское государство лишило жизни десятки миллионов людей в середине ХХ века — из лучших побуждений, наверное, из достижений коммунистических идеалов. Вот наше светское государство. Понимаете, православный христианин не может быть на работе светским человеком, а дома православным. Он православный всегда — ночью, днем, утром, дома, на работе, в космическом корабле, в тюрьме.
– Кстати о тюрьме, Василий Вадимович, вас обвиняли в незаконной сделке на покупку земли, закончилось уже следствие?
– Нет, не закончилось, к сожалению. Оно идет уже шесть лет и конца-края не видно, потому что доказать следствие ничего не может, а закрыть не хочет. Сейчас мы по поводу этого судимся, потому что с 1 января введена новая статья в УПК России, что следствие обязано учитывать все решения суда, гражданского, арбитражного, без дополнительной проверки. У нас есть более 60 судов, которые подтверждают, что мы ничего не похищали ни у кого.
– А как православный человек, вы как эту ситуацию расцениваете — наказание или испытание?
– Уголовное дело возбудили, как только мы ввели курс «Основы православной культуры» в Рузском районе. Дьявол, так сказать, не может подобное оставить без внимания.
– Все ваши сотрудники в Рузском районе живут?
– Нет, нет, у нас несколько направлений. У нас агрохолдинг «Рузское молоко», там где-то около полторы тысячи человек работает, это в Рузском районе люди живут. Где-то порядка трех тысяч у нас работает на стройках атомных электростанций. Калининская — в городе Удомля Тверской области, Волгодонская АЭС — Ростовская область, Нововоронежская АЭС-2, Воронежская область.
– То есть, это ваше второе направление — строительство атомных станций?
– Да, да. Я инженер-физик, я МИФИ окончил в 1983 году.
– Вы богатый, известный человек, у вас много наверняка знакомых из большого бизнеса. Как они относятся к вашим идеям?
– В отношении бизнеса я вам могу сказать так. Я побывал в Лондоне в первый раз, ну там, соответственно, устроили экскурсию, в том числе, по лондонскому Сити. И экскурсовод, русская женщина, водит нас, показывает — вот это банк такой-то, это такой-то, это офис такой-то компании. А вот это, говорит, церковь. Ей тысячу лет, а этой церкви полторы тысячи лет. А этой церкви столько-то. Церквей в Сити очень много. Потому что бизнес не может развиваться без веры в Бога. Потому что удачная сделка идет благодаря Богу.
Неудача какая-то, кризис — идут просить у Бога прощения за грехи, чтобы дело наладилось. В России большинство предпринимателей, я имею в виду не олигархи, а вообще предприниматели — они православные.
– До революции все коммерсанты жертвовали десятину от всех доходов Церкви? Вы отдаете?
– Стараюсь отдавать все, что только можно. Все, что остается от развития бизнеса, то есть, я стараюсь, больше 10 процентов отдавать.
– Вы упомянули что много российских бизнесменов глубоко верующие люди. Конкретно кого-то можете назвать?
– Например, господин Константин Попов. Он один из совладельцев и руководителей крупнейшей компании, занимающейся недвижимостью. Также искренне верующий руководитель «Эргобанка». Бывший председатель совета директоров МДМ-банка — тоже глубоко православный человек. Их достаточно много. Могу целый список вам подобрать
Почти все, участвующие в строительстве атомных станций, люди глубоко верующие и исполняющие все обряды. И венчаны они, и постоянно ходят в церковь. Станция — это вещь такая очень ответственная и все уповают не только на профессионализм, который там, несомненно, высок, но и на Бога.
– А как делать бизнес по-православному?
– Ну, как, наша деятельность освящена, завод, и ферма освящены, мы регулярно проводим молебны о ниспослании хорошего урожая при начале полевых работ, по окончании полевых работ. То есть, регулярно молебны проводятся.
– К слову, у вас молоко довольно дорогое, одно из самых дорогих, это по божески?.
– Да, да. Просто, понимаете, вот автомобили тоже бывают разные — бывают дешевые, а бывают дорогие. Мы производим молоко марки «Мерседес», если сравнивать с автомобилями.
Во-первых, мы практически не используем химических удобрений, гербицидов. Соответственно, траты зерновых у нас не очень высокие в связи с этим, мы не стремимся к суперурожайности, соответственно, больше расходов идет на бензин для того, чтобы убрать это все с большего количества полей. У нас только натуральные и очень качественные продукты, мы не добавляем сухой порошок, мы не добавляем консервантов или еще чего-то. Все натуральные продукты хранятся где-то 5−7 дней, некоторые — 10. И все натуральное и очень качественное. И стоит это дороже.
– А ваш фонд «Василия Великого» чем занимается?
– Мы всю нашу деятельность многочисленную решили объединить в фонд, и сейчас идет ряд издательских программ, где-то около 30 книг готовим к изданию на тему «Православие и история России», конечно, история России сильно искажена и надо правду возвращать и нашим детям, и взрослым — всем. ну, а в принципе для всей Москвы как бы. У нас много программ.
Русская линия
Завтра начинается Успенский пост
В первый день поста православные христиане празднуют «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня»
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и похоти. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в Царской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и греческого Императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).
Русская линия
Владыка Викентий: «Верю, если мы принесем покаяние, Господь благословит иссохшую землю»
Архиепископ Екатеринбургский призывает пастырей, монашествующих и мирян просить милосердного Господа послать нам дожди мирны, укротить стихию, утешить страждущих
«Государственная власть предпринимает все меры, чтобы победить стихию, чтобы снизить ущерб от засухи, но мы — граждане Отечества нашего — не можем отстраниться и смотреть со стороны. Борьба с пожарами, утешение страждущих — наше общее дело, — уверен владыка. — Каждый, кто может, пусть помогает — своим добровольческим трудом, материально или просто добрым словом».
«Наш Великий Господин и Отец Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании обращается к нам: „Пусть каждый обратит внимание на себя самого и каждый кается в своих грехах. От всех нас, от всей Русской Церкви ждет сегодня Господь сострадательной любви и милосердной помощи нуждающимся людям“, обращает внимание архиепископ Викентий. — Но некоторые могут спросить, в чём же наши грехи, неужели они так велики, что Господь отнял свою милость от нас. Такой вопрос с особой силой заставляет нас молиться о том, чтобы увидеть свои грехи, чтобы Бог открыл наши глаза. Тем более, сегодня, когда мы имеем столь грозное свидетельство духовного нестроения в обществе. Верю, если мы принесем покаяние, исправив свою жизнь по заповедям, то Господь благословит иссохшую землю».
«Призываю всех — особенно во дни начавшегося Успенского поста — просить милосердного Господа послать нам дожди мирны, укротить стихию, утешить страждущих. И если покаяние наше будет деятельно, сострадательно, милосердно, любовно, то и „Господь даст благо, и земля наша даст плод свой“ (Пс. 84:13). Благословение Божие да пребудет ныне на всех, кто борется со стихией: пожарных, воинах, добровольцах, врачах, и всех наших согражданах», — говорится в обращении.
Русская линия
А.И. Осипов: Истинный миссионер — это человек святой жизни
По словам богослова, профессора и учителя, которые сегодня много говорят о Боге, далеко не святы, и поэтому у них ничего не выходит
По словам Алексея Ильича, истинных миссионеров «всегда было немного». «Почему апостолы победили мир? Они были одухотворены Духом Божиим, Господь дал им это, потому что так было необходимо, иначе бы христианства просто-напросто в истории не осталось, — подчеркнул богослов. — А затем самыми лучшими миссионерами кто были? Посмотрите, они все канонизированы; лучшими миссионерами были святые, и напротив — профессора и учителя, которые много говорят о Боге, далеко не святы — как говорится, воз и ныне там».
«Второе, что нужно отметить: во всех сферах нашей жизни очень мало людей, которые продвигают науку, искусство, литературу, технику. Много ли там людей, которых мы можем назвать гениями? Возьмите музыку: много таких людей? Мало. Художников? Мало. Философов много? Во всех сферах, в том числе и в религиозной, таких людей всегда, конечно, немного, и этому нечего удивляться, это совершенное явление в человеческой жизни. Поэтому и в области религиозной проповеди мы тоже находим не так много тех, кто действительно мог бы привести людей к христианству по существу», — отметил профессор МДА.
Объясняя, почему многие люди более склонны верить гороскопам и доверять сектантам, чем Православной Церкви, А.И. Осипов подчеркнул, что «христианство требует от человека лечения». «У меня болит зуб? Ой, нет, не пойду лечить зуб, дайте мне болеутоляющее, не хочу идти в больницу». Понимаете?, — пояснил богослов. — А вот эти, о ком вы пишете, напротив — они говорят: «что вы, вы достигнете сверхсознания, вы начнёте видеть на расстоянии, вы увидите такие переживания в себе, вам откроются иные миры..» Ой, как интересно, и — покатился с горы, не подумав: а что это мне даст, если я завтра умру? Забыли, что духовная жизнь человека сводится к исцелению. От чего? От нашего эгоизма и других всяких страстей, которые присутствуют в этом эгоизме".
«А там — нет, там говорится совсем о другом, ни о каком исцелении речи не идёт: „Вы какой есть, такой и есть, вы — хороший, вот только вам ещё нужно узнать, что там, а что здесь, что и почему, и тому подобное“. Вы слышите: „Я хорош, ура! А если я хорош, я здоров, чем бы мне теперь развлечься, какие картиночки посмотреть?“ А христианство говорит: „Нет, ты больной“ — „Я больной? Ты сам больной! Посмотри на себя — тебя не тронь, из тебя какие фонтаны ядовитые выплескиваются“. Христианство говорит о самой сути: человека необходимо лечить, то есть, следовательно, признать, что он духовно болен. Вот поэтому христианство с трудом принимается, а если и принимается, то чисто внешним образом. Удовлетворение любопытства, вот чем эти миссионеры занимаются. Кажется, успех, а это довольно трудно», — заключил А.И. Осипов.
Русская линия
Анна Бойко-Великая: «Нельзя быть „по чётным“ — православным, а по „нечётным“ — так..»
По поводу того, имеет ли право работодатель требовать от своих сотрудников исполнения нравственных норм
Конечно, нельзя требовать соблюдения заповедей, не давая возможности их соблюдать. Нельзя ожидать, что люди будут поститься, если в столовой нет постной еды, к примеру. Нельзя ожидать, что женщины будут рожать детей, если их при первых признаках беременности будут увольнять под благовидным предлогом. Именно поэтому в компании ОАО «Русское Молоко» и было принято решение о выплате дополнительных пособий по уходу за младенцами.
По поводу венчания. Очень многие счастливо и долго живущие вместе пары (часто с детьми и внуками) все никак не выберут время и место, где бы им обвенчаться. То им хочется праздник устроить, а денег маловато, то кажется, что они уже слишком старые и т. п. Хорошо, если священник, к которому они ходят, скажет им: «Дорогие мои! Хотите быть в Церкви — живите по заповедям! Венчайтесь-ка немедленно, а потом поговорим на другие темы». К счастью, такие священники есть, не все обеспокоены, как бы не отвратить людей от Церкви, как бы не сделать Церковь неудобной?
Если же такого священника рядом нет — ничего страшного, если те же слова скажет работодатель. Священник повторит это, когда они придут венчаться.
Люди, называющие себя православными, должны соответствовать этому имени.
Нельзя быть «по четным» — православным, а по «нечетным» — так.
Из комментария уважаемого отца Владимира Вигилянского «Российской газете» создается впечатление, что Церковь, боясь отвратить людей от себя, старается создать впечатление, что двери её всегда открыты для тех, кто собирается и дальше быть блудником и убийцей? Но ведь это не так!
А по поводу того, имеет ли право работодатель требовать от своих сотрудников исполнения неких норм — такой пример. Пьянство — тоже, можно сказать, «личный, сокровенный» грех. И пьяницы, кстати, тоже могут объяснить, почему они пьют — как правило, их «жизнь довела». Но пьющих сотрудников мало кто любит и терпит. И негативное отношение к пьяницам никого не удивляет. Почему же может удивлять негативное отношение к детоубийцам? Не надо стыдливо отворачиваться. Сейчас все знают, что аборт — это убийство. А если вдруг кто не знает — возможно, узнает сейчас.
Анна Бойко-Великая, специально для «Русской линии»
«За заслуги в развитии Российской Имперской Государственности»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий стал кавалером ордена «Святой Страстотерпец Царь Николай»
Орден учрежден в 2008 г. по благословлению блаженнейшей памяти Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра и вручается по представлению Войсковой Православной Миссии. Среди кавалеров ордена — Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, Ольга Николаевна Куликовская-Романова, многие другие православные патриоты России.
Высокой православной награды владыка Сергий, пользующийся заслуженной любовью воронежцев, удостоен «За заслуги в развитии Российской Имперской Государственности и многолетние труды на ниве Христовой».
В ответном слове Высокопреосвященнейший митрополит Сергий поблагодарил делегацию Войсковой Православной Миссии за награду, сказал тёплые слова о значении для России Святого Страстотерпца Царя Николая Второго и высказал благопожелание и своё отеческое благословение деятельности Войсковой Православной Миссии.
В свою очередь митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий вручил членам делегации памятные медали в честь Первого соборного служения в кафедральном соборе Благовещания Пресвятой Богородицы города Воронежа за своей подписью и подписью губернатора Воронежской области А. В. Гордеева.
Русская линия
Роман Силантьев: России не нужен новый Шамиль на Кавказе
Известный исламовед рассказал о негативных последствиях возможного переименования президента Чечни в имама
В минувший четверг Рамзан Кадыров заявил, что хочет перестать называться президентом Чечни, поскольку он убежден, что в России только один государственный деятель имеет на это право. Позже в тот же день пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов заявил, что «для Кадырова приемлемо любое название, не противоречащее Конституции России и Чеченской республики». На вопрос, может ли должность называться «имам», пресс-секретарь чеченского президента Альви Каримов ответил, что «не видит в этом противоречия Основному закону».
«Идея, высказанная пресс-секретарем Кадырова, оригинальна, причем особенно в свете происхождения слов „президент“ и „имам“, то есть „председатель“ (впереди сидящий) и „предстоятель“ (впереди стоящий), — отметил Роман Силантьев. — Исходя из этой логики, в России должен быть один предсидящий и один предстоящий, причем предстоящим будет именно Кадыров».
Исламовед напомнил, что титул имама на Кавказе уже имел место быть — это был имам Шамиль. «Титул имама в его случае практически соответствовал титулу своего рода „минихалифа“, или, как сейчас тот же титул именуют ваххабиты, амира, то есть лица, воплощающего всю полноту светской и духовной власти», — сказал он.
«Однако тот, кто воплощает полноту светской и духовной властей, это имам с большой буквы, и если Кадыров решит стать имамом с маленькой буквы, то автоматически попадет в число подчиненных пожизненного муфтия своей республики Султана Мирзаева», — отметил Роман Силантьев.
Если же Кадыров, продолжил он, «решится стать имамом с большой буквы, то, надо полагать, таким образом он объявит себя неким преемником имама Шамиля, и, если он приобретет те же полномочия, что имам Шамиль, то мы получим на территории России локальный халифат с очень интересными вытекающими отсюда последствиями».
По мнению Р. Силантьева, эта идея вызовет «немалый резонанс в мировом суннитском сообществе, которое очень ревностно относится к идее возрождения халифата». Как пояснил он, глава халифата по определению может претендовать на духовное и политическое лидерство во всем суннитском мире и «как минимум на пост главы мусульман России».
Русская линия
«Тыкали пальцем и говорили: тебя зарежем и тебя зарежем!»
Чеченцы, арестованные за убийство журналиста Волкова, начали угрожать свидетелям прямо в ОВД
Трое подозреваемых — Ахмедпаша Айдаев, Бекхан Ибрагимов, Магомед Сулейманов — «свободно гуляли по первому этажу без наручников». Кроме того, они начали угрожать расправой свидетелям произошедшего и друзьям погибшего. В основном, по словам очевидцев, они почему-то обращались к девушкам и даже показывали на себе, как именно собираются перерезать им горло.
«Самое странное, что уже в отделении они стали нам кричать, что всех нас перережут, — рассказал в интервью „Комсомольской правде“ один из свидетелей. — Причем кричали преимущественно нашим девушкам. Тыкали пальцем и говорили: тебя зарежем и тебя зарежем! И ладонью по горлу показывали — как они будут это делать. Вот с этим гонором кавказским. Мы это отчетливо запомнили и подтвердим на суде, если потребуется».
Один из товарищей Волкова рассказал также, что Ахмедпаша Айдаев, который обвиняется в убийстве журналиста, на опознании в прокуратуре также подтвердил сказанные ранее в милиции угрозы и пообещал свидетелям якобы «скорую смерть».
Адвокат семьи Волковых Дмитрий Юдин пояснил также, что побудило одного из задержанных после инцидента — Магомеда Сулейманова — сознаться в убийстве. По его словам, он являлся самым младшим из подозреваемых, а поэтому, согласно устоям народов Кавказа, обязан был взять вину на себя и отсидеть за старших товарищей.
Однако следователь отпустил Сулейманова, так как все очные ставки подтвердили, что он вообще не участвовал в драке. Милиция признала его свидетелем и отпустила. В итоге он, предположительно, уехал в Чечню и там скрылся, найти его теперь будет затруднительно.
По словам Дмитрия Юдина, его больше всего заботит тот факт, что дело почему-то разделили на две части. Дело Айдаева расследует отдел СКП, а делом Ибрагимова занимается ОВД «Басманное». Между тем, за убийство и тяжкие телесные повреждения, совершенные группой лиц, дают совсем другие сроки, это отягчающее обстоятельство. В связи с этим адвокаты потерпевших сейчас составляют ходатайство и надеются, что дела всё-таки будут объединены «для более полного и объективного рассмотрения».
На днях состоялась очная ставка потерпевших с обвиняемыми, на которой защита смогла задать свои вопросы. Один из пострадавших опознал в Айдаеве убийцу Волкова. По его словам, он заметил, как тот ударил журналиста ножом. В этот же момент Ибрагимов ранил и его самого.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномучеников митрополита Вениамина (Казанского) и архимандрита Сергия (Шеина)
Он родился 17 апреля 1873 г. в семье священника в Олонецкой губернии и в миру звался Василием Павловичем. По окончании Петрозаводской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1895 г. принял постриг, а в 1896 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии будущий архипастырь преподавал в Рижской семинарии, служил инспектором Холмской и Петербургской семинарий, ректором Самарской и Петербургской семинарий. В 1910 г. он был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Петербургской епархии. Население столицы полюбило своего архипастыря за доброту и сердечность. Владыка сочувствовал монархическому движению и оказывал ему всяческую поддержку. Летом 1911 г. он совершил чин закладки Феодоровского собора в Петербурге, который строился на пожертвования, собранные членами Союза Русского Народа и других монархических организаций, и замышлялся как Храм-памятник русским патриотам, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим. Именно епископа Вениамина пригласили монархисты отслужить торжественный молебен перед открытием 4-го Всероссийского съезда СРН и 5-го Всероссийского монархического съезда, проходивших в Петербурге в 1912 г., а также 6-го Всероссийского монархического съезда в Петербурге в 1913 г.
2 марта 1917 г. после ареста и низложения с Петроградской кафедры митрополита Питирима (Окнова) управление епархией было временно возложено на епископа Вениамина, который 6 марта был возведен в сан архиепископа. 3 июня 1917 г. владыка был избран архиепископом Петроградским и Ладожским. Это был первый случай народного избрания епископа на церковную кафедру. 13 августа 1918 г. он был возведен в сан митрополита. В 1921−22 гг. безбожной властью была предпринята новая попытка уничтожить Церковь в России. Поводом для развязывания репрессий был избран голод в Поволжье. В марте 1922 г. Ленин составил инструкцию, в которой рекомендовал провести «с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства». Верующие люди (в т.ч. рабочие) Петрограда оказывали сопротивление изъятию богослужебных предметов из церквей. В мае митрополит Вениамин был арестован. Процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей происходил в июне-июле 1922 г. Трибунал приговорил митрополита Вениамина и еще 10 человек к расстрелу. В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. приговор был приведен в исполнение. Митрополит Вениамин прославлен в апреле 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Сегодня мы также чтим память священномученика архимандрита Сергия (Шеина), расстрелянного вместе с владыкой Вениамином (Казанским).
Он родился 30 декабря 1870 года в многодетной дворянской семье (был десятым ребенком) и в миру звался Василием Павловичем. Закончив элитное Училище правоведения с золотой медалью, В.П.Шеин служил в Правительствующем Сенате и Государственной Канцелярии, одновременно с государственной службой занимаясь преподавательской деятельностью. В 1912 году он был избран депутатом IV Государственной Думы, в которой вошел во фракцию русских националистов и умеренно-правых. Будучи человеком глубоко церковным, В.П.Шеин сторонился партийной борьбы (считал себя беспартийным правым), работая преимущественно в комиссии по церковным делам.
После революции В.П.Шеин был избран членом Предсоборного совета и Поместного Собора Православной Российской Церкви, являлся секретарем Собора и членом Соборного совета. В конце августа 1920 г. он принял монашеский постриг и был наречен в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. С 1921 г. архимандрит Сергий служил настоятелем Патриаршего Троицкого подворья на р. Фонтанке в Петрограде. В июне 1922 г. он был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к расстрелу. Последними словами о. Сергия, сказанными большевикам были: «Я ни с кем не борюсь — только с самим собою».
Русская линия
Вечный покой!
Отошел ко Господу насельник Сретенского монастыря иеродиакон Макарий (Лободюк)
Последние несколько лет отец Макарий тяжело, неизлечимо болел. Зная свой диагноз, он никогда не отчаивался, не терял присутствие духа, но нес крест болезни со смирением и благодарностью Богу. В последнее воскресенье перед кончиной, 8 августа, отец Макарий, преодолевая особо мучительный приступ уже начинающейся предсмертной болезни, служил первым диаконом на Божественной литургии.
Претерпевая последние сутки невыносимые страдания, он переносил их без ропота. И только вечером 12 августа в последнем разговоре с наместником обители архимандритом Тихоном он впервые сказал: «Отец наместник, благословите, у меня больше нет сил терпеть эту боль». Это были его последние слова, потому что дальше, до самой смерти, он был без сознания.
Отец Макарий родился в 1972 году в г. Воркуте в семье геолога. После окончания школы поступил в Ленинградский государственный университет. Однажды он поехал к старцу протоиерею Николаю Гурьянову на о. Залит и тот указал ему путь жизни для спасения — монастырь.
Еще с юности Иван часто посещал Псково-Печерский монастырь. Затем, неся послушание на скотном дворе и других хозяйственных работах, он прожил в нем два года. Его рассказы об этом периоде жизни всегда были наполнены живыми воспоминаниями о своих первых шагах в церковной жизни. С благодарностью и теплотой рассказывал он о насельниках обители.
Когда в 1995 году в Москве было открыто подворье Псково-Печерского монастыря, Иван пришел сюда одним из первых послушников. Некоторое время он нес послушание в издательстве Сретенского монастыря и много сделал для привлечения к работе в нем профессиональных сотрудников.
На ночной службе 1 января 1999 года Иван принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь Оптинского старца преподобного Макария.
Вскоре после этого он был рукоположен в сан диакона, а в 2000 году, на праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, был награжден Патриархом Алексием двойным орарем.
Русская линия
Церковь предупреждает москвичей, что сбором пожертвований погорельцам пытаются воспользоваться мошенники
"Церковь просит граждан быть бдительными. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению не принимает денежные пожертвования наличными. Все средства для помощи погорельцам принимаются только через банк или sms-пожертвования", — подчеркнули в отделе.
Как пояснил председатель Синодального отдела архимандрит Пантелеимон (Шатов), выбрана «очень строгая финансовая система, в которой все пожертвования обязательно учитываются». Подробные отчеты о пожертвованиях публикуются на сайте отдела.
К 12 августа на счета Синодального отдела по благотворительности перечислено 15 679 тыс. рублей на нужды погорельцев, 7 147 долларов США и 888 евро.
Одни из самых больших пожертвований сделали Троице-Сергиева лавра и Покровский женский монастырь в Москве (по миллиону рублей).
За 11 дней отдел отправил в регионы 144 машины с гуманитарным грузом для погорельцев весом около 190 тонн.
Русская линия
В МВД Украины заверяют, что пономаря не били и клеветать на себя не принуждали
«Это неправда. Вы знаете, что, когда выбивают, выбивают один на один. А я вам сказал официально, что каждый из этих людей имел адвоката, и ни один адвокат такого бы не позволил», — заявил заместитель Министра внутренних дел Леонид Зима.
При этом он уточнил, что в ходе следствия по делу о взрыве в храме подтвердилась одна из версий, которая разрабатывалась сотрудниками Министерства внутренних дел. В то же время, замминистра отказался уточнить, какую версию имеет в виду.
Напомним, по делу о взрыве в помещении Свято-Покровского кафедрального собора Запорожья задержаны четыре местных жителя, в том числе бывший пономарь данного храма, который подозревается в организации взрыва на почве мести после своего увольнения.
Один из подозреваемых во взрыве Свято-Покровского храма в Запорожье пономарь Евгений Федорченко утверждает, что его заставили оклеветать себя, и он ни в чем не виновен.
Русская линия