Дмитрий Медведев: Важно сделать из Вашего пастырского визита ряд практических выводов
Президент России и Святейший Патриарх Кирилл обсудили итоги поездки Его Святейшества на Украину
В начале встречи Президент России отметил, что поддерживает Его Святейшество в стремлении сохранить духовное единство русского и украинского народов, сообщает сайт Президента России. «Ваше святейшество! Очень рад возможности повидаться с Вами после Вашего длительного и очень серьёзного визита на Украину. Мы не так давно встречались, обсуждали развитие государственных, церковных отношений, но мне, конечно, очень интересно узнать, каковы Ваши впечатления от посещения Украины. У нас в последнее время достаточно сложные отношения, и нас это не радует. Конечно, для нас исключительно важны Ваши оценки, для того чтобы выстраивать отношения и по государственной линии в том числе», — заявил Дмитрий Медведев.
В свою очередь, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поездка на Украину — наверное, одно из самых ярких впечатлений в моей пастырской жизни. Я встретился с десятками, а может быть, с сотнями тысяч людей, которые с большой любовью, искренностью, огромным внутренним динамизмом, я бы сказал, с повышенной пассионарностью реагировали на приезд своего Патриарха. Когда проходил через эти огромные толпы людей, скандирующих „Кирилл — наш Патриарх!“, я понимал, что та великая духовная общность, которая создавалась нашими народами на протяжении тысячелетий, стала общей базисной ценностью, которую просто невозможно поколебать сиюминутной политикой ни в одну, ни в другую сторону. И это самое главное впечатление».
«Церковь, находясь вне политической борьбы, не поддерживая ни правых, ни левых, не настаивая ни на одном политическом проекте, ни на другом, просто призвана помогать людям, в том числе отталкиваясь от этих базисных ценностей, преобразовывать мир к лучшему — свои души, а вместе с душами и мир. Я почувствовал глубокую веру людей, их упование на волю Божью, их горячую молитву. Вы знаете, перед этим всё остальное уходит на задний план. И наши человеческие, политические разномыслия, при всей их актуальности, отдают такой партикулярностью, что перед лицом этого огромного духовного общего пласта это становится не таким уж значительным. И, что самое главное, опять-таки при всей актуальности все эти разногласия становятся несоизмеримыми по отношению к тому, о чём я говорю, а значит, и преодолимы», — считает Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Хотел бы к Вам обратиться как к Президенту Российской Федерации (я обращался и к правителям, и к представителям разных партий): мы должны, отталкиваясь от этой нашей общности, делать всё для того, чтобы, уважая суверенитет народов, принимая эту политическую реальность, которая сложилась, содействовать тому, чтобы люди всегда чувствовали себя близкими — россияне, украинцы чтобы чувствовали себя комфортно в этом общем духовном пространстве, принадлежа к разным государствам, являясь гражданами разных государств, но при всём этом — сынами, дочерями Русской Православной Церкви», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.
«Это очень важные слова, — сказал в ответ Президент России Дмитрий Медведев. — Конечно, мне очень близки Ваши выводы о том, что, несмотря на то, что произошло, несмотря на разделение нас в разные государства, особые братские чувства между нашими народами должны сохраниться независимо от того, кто стоит у власти, и независимо от той сиюминутной, зачастую конъюнктурной политики, которой предаются те или иные руководители. Мы с Вами обязательно обсудим Ваш пастырский визит, для меня, конечно, это важно — в том числе и для того, чтобы сделать ряд практических выводов».
Русская линия
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Этот визит подорвал идеологию раскольников»
Настоятель Леушинского подворья об итогах визита Патриарха Кирилла на Украину
«Хочется отдать должное мужеству и силе веры нашего Патриарха. Этот визит нужен был как Украине, так и России. Последние 20 лет были брошены большие силы, чтобы нас разъединить и политически и духовно, чтобы разделить наше единое духовное и общенациональное самосознание. Для этого было вложены огромные средства. Целая плеяда политиков Украины над этим трудилась и продолжает трудиться. Визит Патриарха Кирилла показал, что всё-таки собирательские тенденции сильнее центробежных, что Украина не мыслит себя вне России. Мы видели, как встречали Патриарха. В лозунгах „Кирилл — наш Патриарх!“ главным было слово „наш“, это самое дорогое слово в этом возгласе. Действительно православная Украина видит Патриарха Кирилла своим. Этот визит для Украины был величайшей духовной поддержкой. Я думаю, что Патриарх для духовного объединения России и Украины сделал больше, чем все российские политики вместе взятые», — выразил уверенность отец Геннадий.
«Этот визит был важен и России. Мы ещё раз почувствовали, что не можем существовать без Украины, потому что Украина — это Малая Русь, наш духовный источник, наша купель. Отказаться от Украины — это все равно, что забыть свою Родину. Символично, что Патриарх Кирилл готов принять гражданство Украины. Это стало таким очень глубоким жестом, тем самым он показал, что приехал не за границу, а приехал к своей пастве. Он показал, что для него понятие Родины не заключено только в границах Российской Федерации, но вмещает в себя всю историческую Россию от Карпат до Курил», — отметил священник.
По его мнению, визит Патриарха Кирилла на Украину носит «концептуальный характер восстановления нашего исторического самосознания». «Последствия этого визита будут очень серьезные. На Украине, безусловно, изменится отношение к России. Я несколько раз бывал на Украине, и мне часто приходилось слышать упреки в том, что мы их позабыли. Так вот этот визит показал, что Россия помнит об Украине и никогда её не забудет и не оставит. Визит Патриарха носил не политический характер, а гораздо более глубокий, важный, более глобальный, возможно, даже для исторических судеб наших народов. Это событие трудно переоценить. Возможно, даже, это главное событие постсоветской эпохи, потому что никогда мы не видели такой манифестации нашего единства. Вся Россия следила за каждым днем, каждым часом пребывания Патриарха на Украине. Мы за него молились, переживали, волновались. Милостью Божией всё свершилось достойно, благолепно и благодатно. Достойно величия нашей Церкви и России», — считает настоятель Леушинского подворья.
«Думаю, такие визиты должны стать регулярными, стать прочной традицией. То, что было заложено, должно продолжиться. Может быть, такие визиты действительно должны совершаться ежегодно на день памяти Великого князя Владимира. То, что на Украине прошло заседание Священного Синода, тоже является сильным моментом, показывающим, что Украина — это каноническая территория Русской Православной Церкви. Этот визит подорвал идеологию раскольников, нанес сильный удар антицерковным силам. Люди увидели любовь Патриарха, его открытость, радушие, его сердце, которое вмещает в себя и Россию и Украину. Патриарх несколько раз высказал мысль о возможности преодоления раскола, трудно, конечно, представить как это возможно в данной ситуации, но, безусловно, этот визит станет началом решения этой сложной проблемы», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
«Эта поездка является подвигом со стороны Патриарха»
Российские парламентарии о значении визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину
Следили ли Вы за ходом патриаршей поездки по Украине? Как Вы расцениваете ее последствия? Как Вы относитесь к заявлению Патриарха Кирилла о его готовности принять украинское гражданство? Считаете ли Вы возможным единение народов поверх государственных границ? С такими вопросами портал REGIONS.RU обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
Историческим назвала визит Патриарха Кирилла на Украину заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева. «Кирилл напрямую заговорил о том, что славянское единство — это важнейший для людей фактор. Как бы ни обострялись отношения между государствами, теплые, дружественные, родственные отношения между людьми, несмотря на наличие границ, сохраняются», — заявила сенатор.
По словам парламентария, ее очень поразила и заставила задуматься фраза Кирилла «мы будем за вас молиться, даже если вы не будете нас об этом просить». «Эти слова должны быть отрезвляющими для тех, кто берет на себя миссию по руководству человеческими судьбами», — убеждена Лариса Пономарева. Политик расценила высказывание Патриарха Кирилла о его готовности принять украинское гражданство как демонстрацию стремления к единству славянских народов. «Патриарх имел в виду, наверное, то, что гражданство, государства — это все вторично. Первичны же люди — их вера, культура, отношения, основанные на сплоченности», — подытожила Лариса Пономарева.
«С интересом и вниманием» следил за информацией СМИ о поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви по Украине заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики Валерий Парфенов. «Мне было очень интересно наблюдать за визитом Кирилла», — сказал сенатор. Главным результатом посещения Патриархом Украины парламентарий назвал «укрепление основы для объединения славянских народов». «Единство людей на духовных началах, славянских постулатах — языке, вере, — вот что должно объединять российский, украинский и белорусский народы», — подчеркнул В.Парфенов.
Особое внимание политик обратил на молитвенное сплочение людей, которое продемонстрировал Патриарх. «В нескольких храмах был проведен всеобщий молебен, во время которого, как известно, между людьми происходит стирание всех различий. Так, молебен, что бросилось в глаза особенно в Херсонесе, ярко продемонстрировал стремление людей из уже разных государств найти духовную основу — главное составляющее единства народов», — отметил сенатор.
Парламентария не смутила готовность Патриарха Кирилла принять украинское гражданство. «Для священника такого сана понятие „гражданство“, скорее всего, условно, поскольку духовность не имеет границ. Являясь и оставаясь гражданином России, он одновременно является главным проповедником для православных всего мира. Поэтому никакой крамолы в его словах нет. Кирилл выше таких политических условностей», — заключил Валерий Парфенов.
С «живейшей заинтересованностью» следил за визитом Патриарха Кирилла на Украину первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды генерал-лейтенант запаса Николай Чуркин. «Кирилл — это человек, который хорошо понимает суть своего предназначения в православном мире, поэтому посещение им Украины у меня, как у православного человека, не могло не вызвать заинтересованности», — заявил сенатор. «Для наших стран поездка Патриарха должна стать объединяющей», — добавил парламентарий.
Политик считает объяснимой готовность Патриарха принять украинское гражданство. «Патриарх чувствует, что вокруг ситуации, разыгрывающейся между Россией, Украиной и Белоруссией, много лжи. Своим высказыванием он показал, что на первом месте стоит православная вера, объединяющая людей, а государственные границы, гражданство, национальность, игра в национальных героев значения не имеют», — заключил Николай Чуркин.
Внимательно следил за визитом Патриарха Кирилла на Украину заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Константин Титов. «Этот визит очень нужный и своевременный. Я внимательно следил за его ходом», — сообщил сенатор, подчеркнув, что в положительном результате поездки Патриарха он не сомневается. «Кирилл — очень мужественный человек. Во время визита он рисковал своей жизнью, и все равно делал все для сохранения единства Православной Церкви и укрепления связей между российским и украинским народами», — отметил Константин Титов.
Необычным и неординарным назвал визит Патриарха Кирилла на Украину председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков, возглавлявший в свое время Совет Министров СССР. «До Кирилла соседнему братскому государству никто и никогда не уделял столько времени», — заявил сенатор. «Надеюсь, что это поможет сплотить наши страны», — добавил он.
На взгляд парламентария, Патриарх, выказав готовность принять украинское гражданство, «выразился образно». «То есть он, скорее всего, хотел сказать, что готов сотрудничать с украинскими религиозными организациями и вообще готов пойти на все, чтобы между православной церковью в России и на Украине были нормальные отношения, чтобы украинские раскольнические силы перестали требовать автокефалии, одним словом, чтобы между и Церковью и государствами был мир», — пояснил Николай Рыжков. Между тем он высказал сомнение относительно возможности трансграничного единения народов. «Россия и Украина — светские государства, у которых у власти стоят светские политики. Не думаю, что религиозные структуры могли бы сыграть значительную роль в сплочении славянских стран. Но в какой-то степени помочь светской власти они, безусловно, могут», — заключил он.
Убеждена в большом значении для славянских народов визита Патриарха Кирилла вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции «Единая Россия» Любовь Слиска. «Политический, дипломатический, человеческий, христианский шаг, который сделал Кирилл, отправившись на Украину, — это очень большое и знаковое событие для всего славянского народа», — заявила депутат. «Святейший Патриарх, — продолжила она, — говорил человеческим языком, который был понятен абсолютно всем, потому что он призывал к любви и Богу. Поэтому я глубоко убеждена, что его визит на Украину окажется положительным для наших государств, ведь политики приходят и уходят, а православные люди остаются». Парламентарий отметила, что поскольку она знакома с Патриархом Кириллом уже 13 лет, то его поездка на Украину ей была «безусловно, небезынтересна». «К тому же нам всем известно сколько бушевало страстей, когда Украину посещал Патриарх Алексий II, у которого Ющенко пытался получить благословение на разделение РПЦ с целью создать украинскую церковь», — напомнила Любовь Слиска.
Касаясь высказывания Патриарха Кирилла относительно его готовности принять украинское гражданство, депутат подчеркнула, что «если у Патриарха есть желание принять гражданство другой страны, и он действительно готов это сделать, то это — его воля». «Ему никто не может диктовать», — подчеркнула политик. Парламентарий также считает возможным и единение народов поверх государственных границ. «Выше Бога нет никого и ничего», — пояснила Любовь Слиска.
Проявлением заботы о православном народе считает поездку Патриарха по Украине член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ахмар Завгаев. «Я следил за ходом патриаршей поездки по Украине, на основании чего могу сказать, что Кирилл действительно думает о будущем славянского народа», — заявил депутат. «Его роль в жизни православных огромна, поскольку он очень много делает для единения славянских народов», — добавил он. Парламентарий отметил, что «Кирилл Как патриарх ответственен за сохранение Православия и православного народа. Поэтому я считаю, что его поездка по Украине принесет немало положительного для Украины и России».
Комментируя высказывание Патриарха относительно его готовности принять украинское гражданство, политик отметил, что «заявление Кирилла было сделано во имя православного народа, которым он дорожит». «И в этой связи, с точки зрения морали, я не вижу преград для единения народов поверх государственных границ, тем более что оно просто необходимо. Преграды для этого есть с только точки зрения закона», — заключил Ахмар Завгаев.
Подвигом назвал визит Патриарха Кирилла на Украину член Комитета Госдумы по международным делам Валерий Богомолов. «Я следил за визитом Кирилла на Украину и, на мой взгляд, эта поездка является подвигом со стороны Патриарха, ведь от украинских националистов, не являющихся сторонником Его Святейшества, можно было ожидать всего», — заявил депутат. По мнению парламентария, «спокойствие, уверенность речи и умение отстаивать свои позиции — качества, проявленные Кириллом во время поездки, — должны стать примером для многих политиков». «Я глубоко убежден, что визит Патриарха позитивно отразится на российско-украинских отношениях», — добавил он.
Назвав «своеобразным шагом» заявление Патриарха относительно своей готовности принять украинское гражданство, депутат отметил, что «подобное искреннее желание патриарха ясно дает понять, что означает подзабытое сегодня понятие «Православная Русь». «Россияне, украинцы и белорусы — это единый народ, единая нация. Поэтому, безусловно, единение народов возможно поверх государственных границ», — заключил Валерий Богомолов.
Позитивными считает итоги визита патриарха Кирилла на Украину член Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Я очень внимательно следил за ходом патриаршей поездки по Украине, поскольку сам являюсь уроженцем Крыма и мне небезразлична жизнь земляков», — заявил депутат. «Саму же поездку, — продолжил он, — и ее последствия я расцениваю очень позитивно, поскольку Патриарх вел себя очень мудро, как настоящий лидер православных».
Парламентарий назвал «правильной» идею Принять принять украинское гражданство. «Гражданство — это вторичное явление по отношению к духовному родству русских и украинцев. Нас всех объединяет вера, а не гражданство, поэтому я убежден, что единение народов возможно и поверх госграниц», — заключил Анатолий Аксаков.
Актуальным и своевременным назвал визит Патриарха Кирилла на Украину первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Харитонов. «Я частично следил за ходом патриаршей поездки и считаю ее своевременной и актуальной особенно в нынешний период времени, когда украинские политики перед выборами просто раздирают страну на части», — заявил депутат.
Парламентарий полагает, что высказывание Патриарха относительно его готовности принять украинское гражданство было сделано «во имя союза Православия и единства славянского народа». «Посыл Патриарха, безусловно, благороден, и его поступок еще очень долго будет вспоминаться русским и украинским народами», — уверен политик. В то же время депутат не считает возможным вариант с трансграничным единением народов. «На мой взгляд — это косвенное, надконституционное желание», — заключил Николай Харитонов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня в день памяти преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского мы вспоминаем русского поэта А.А.Блока и генерала А.И.Деникина
Сегодня мы отмечаем день памяти преподобных Макария Унженского и Христофора Сольвычегодского. Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.
Вскоре смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать Православие окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого.
В 1439 г. казанские татары разорили обитель, а преподобного Макария взяли в плен. Но из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан, взяв с него, однако, слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.
После кончины преподобного многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 г. татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 г. молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом Филаретом 24 июня 1619 г.
В свою очередь, о преподобном Христофоре известно немного. Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в монастырь. Известно лишь, что несмотря на то, что в Сольвычегодске в это время существовал мужской монастырь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Христофор, ища в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов, предпочел жизни в этой благоустроенной городской обители полное скорбей пустынное житие.
Постриг над ним совершил преподобный Лонгин, которому пришлись по душе пламенная вера и мужество Христофора. Он сделал Христофора своим учеником, стараясь передать ему все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни. Со временем, приобретя значительный опыт монашеского делания преподобный Христофор решил покинуть стены Коряжемского монастыря, начав отшельническую жизнь. Обосновавшись в пустыни в 20 верстах южнее монастыря среди лесной чащи, он сам выстроил себе келью и часовню, куда поместил данный ему в благословение образ Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). Перед этой иконой он проводил в молитве дни и ночи. Этот образ Царицы Небесной впоследствии прославился чудотворениями. Молясь перед ним, выздоравливали даже неизлечимо больные люди.
Но через некоторое время «пустынное уединение» преподобного Христофора было нарушено. Узнав о подвижнике, одиноко живущем среди леса, к нему стали приходить люди, которые, как и он сам когда-то, желали посвятить свою жизнь служению Богу. Вскоре из них образовалась монашеская братия, а затем и настоящий монастырь. Множество чудес, совершавшихся в этой обители от чудотворной иконы Богородицы, сделали монастырь, основанный преподобным Христофором, известным в Москве. В связи с этим преподобному Христофору пришлось побывать при дворе Царя Иоанна Грозного, вызвавшего монаха с просьбой привести для больной Царицы Анастасии воды из монастырского источника. Выпив привезенную воду, Царица «получила облегчение от своей болезни», а Царь на радостях пожертвовал преподобному Христофору большую сумму денег на монастырское строительство.
Завершив строительство монастыря, в 1572 г. преподобный Христофор тайно покинул основанную им обитель и уединился в неизвестное место. Предполагают, что преставился он около 1572−1582 гг.
В этот же день 1921 года скончался русский поэт Александр Александрович Блок. Он родился 16 ноября 1880 г. Его отец — профессор Варшавского университета Александр Львович Блок (1852−1910) — принимал участие в патриотическом движении и был действительным членом Русского окраинного общества. С трех лет из-за развода родителей, жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Сочинять Блок начал уже в пять лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стала нормой его жизни. В 1903 г. Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского ученого Д.И.Менделеева и в том же году вышел первый сборник поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые ми новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха. Первый сборник поэм Блока «Стихи о прекрасной даме» (1904), представляли собой платонический идеализм поэта, а в следующих поэтических сборниках Блока, «Город» (1908), и «Снежная маска» (1907), автор сконцентрировался на религиозной теме. Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном «Возмездии», 1910 — 1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 г., возлагая большие надежды на новую власть, но довольно быстро наступило и разочарование в большевиках. Известна идейная характеристика Блока, которую дала близко знавшая поэта З. Гиппиус: «Ведь если на Блока наклеивать ярлык (а все ярлыки от него отставали), то все же ни с каким другим, кроме „черносотенного“, к нему и подойти было нельзя». Блок продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы». Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать» (1920), названная митрополитом Питиримом (Нечаевым) «русским Апокалипсисом».
Скончался Александр Блок 7 августа 1921 г. в Петрограде, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти. Известно также, что поэт принес посмертную исповедь, а оптинский прозорливый старец Нектарий по кончине поэта сказал: «Передайте его матери, пусть она будет благонадежна. Александр в раю».
Сегодня также исполняется очередная годовщина со дня кончины одного из лидеров Белого движения генерала Антона Ивановича Деникина , скончавшегося в 1947 году.
Он родился в 1872 г. в бедной семье отставного майора, в прошлом крепостного крестьянина. Окончив Киевское пехотное юнкерское училище и Академию Генштаба, Деникин был произведен в капитаны. Во время Русско-японской войны Деникин проявил отличные качества боевого офицера, дослужившись до звания полковника, и был награжден двумя орденами. Первую мировую войну он встретил в звании генерал-майора. В годы войны с немцами Деникин командовал бригадой, затем дивизией. Доблесть Деникина, проявленная в боях, высшие награды (два Георгиевских креста, Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами) вскоре сделали его известным и популярным генералом.
По своим политическим взглядам, Деникин был умеренным либералом и сторонником конституционной монархии. Но в отличие от генералов Рузского, Алексеева и Корнилова, он не принимал участие в антимонархическом заговоре генералов.
После Февральской революции 1917 г. Деникин был назначен помощником начальника штаба при Верховном главнокомандующем, командовал Западным, потом Юго-Западным фронтом. Стремясь сдержать развал Империи, он требовал введения смертной казни не только на фронте, но и в тылу, поддержал Корниловский мятеж (за что был арестован). После бегства из Быховской тюрьмы Деникин, как и другие генералы, бежал на Дон, где принял активное участие в формировании Добровольческой армии.
После гибели Л.Г.Корнилова в 1918 г. Деникин занял пост Главнокомандующего вооруженными силами Юга России, фактически возглавив Белое движение в этом регионе. Имея 85-тысячную армию весной 1919 г. двинул Добровольческую армию в наступление, имея конечной целью взятие Москвы. Ему удалось занять Донбасс, выйти на стратегически важный рубеж: Царицын, Харьков, Полтава, взять Орел и практически подойти к Туле. Но оставшиеся до Москвы 200 верст Деникин преодолеть не смог. Армия Деникина, неся большие потери, вынуждена была отступать. Сдав командование армией барону П.Н.Врангелю, в 1920 г. Деникин на английском миноносце покинул Россию.
После эмиграции генерал проживал в Англии, Бельгии, Франции и США. Отказавшись от вооруженной борьбы с большевиками, Деникин написал 5-томное воспоминание-исследование «Очерки русской смуты», крупное военно-историческое исследование «Старая армия», работал над книгами «Путь русского офицера» и «Вторая мировая война. Россия и зарубежье», которые не успел завершить.
После нападения гитлеровской Германии на СССР, Деникин призвал эмиграцию к поддержке Красной армии (называя Гитлера «злейшим врагом России»), которую, как он полагал, после разгрома внешнего врага можно будет использовать для свержения коммунистической власти.
7 августа 1947 г., на 75-м году жизни, Деникин скончался от повторного сердечного приступа в госпитале Мичиганского университета (г. Анн Арбор). Последние его слова, обращенные к супруге Ксении Васильевне, были: «Вот, не увижу, как Россия спасется».
Прах белого генерала 3 октября 2005 г. был перезахоронен в некрополе Донского монастыря.
Русская линия
Архиепископ Викентий: «Люди к этому числу относятся очень осторожно»
Екатеринбургский архипастырь рассуждает об антихристе, ИНН и числе зверя
По словам владыки, ИНН иногда содержит число 666. «Люди к этому числу относятся очень осторожно, чтобы не согрешать в чем-либо. Конечно, осторожность нужно иметь, но не надо предаваться каким-то мистическим понятиям, что именно от этого числа исходит какая-то сила, которая может что-то преодолеть или победить. Господь, если мы будем жить правильно, духовно, жить в Боге, по заповедям Божиим, нас всегда сохранит от всех бед и напастей. Если бы мы знали, сколько козней вражьих диавол нам строит и хочет строить, то мы бы не устояли в своем психическом равновесии. Но Господь нас хранит, Господь нас защищает, знает нашу слабость, нашу немощь. Наш долг — стоять в Боге, приближаться к Богу, жить ради Бога, жить по Его заповедям. И чем ближе мы будем к Богу, чем меньше будем совершать грехов, тем надежнее мы будем избавлены от всех вражьих нападений, козней и искушений — грех является проводником бесовской силы в нас, и не „шестерки“, не какие-то другие номера виноваты, а грех наш. И все эти современные ИНН, все ситуации номерные, в какой-то степени созвучные Священному Писанию Нового Завета (книге Откровения Иоанна Богослова), показатель, что грехи человечества приближают нас к последним временам, описанным в Апокалипсисе. Господь нам открыл, что будут времена, когда власть диавола будет большой, чтобы испытать веру людей. Потом Господь придет со Страшным Судом и будет судить живых и мертвых», — напомнил архипастырь.
«Ничего секретного в этом нет, мы к этому приближаемся. Но мы приближаем это время своими грехами. Если мы боимся этого времени, не желаем его, то должны бояться греха в первую очередь. Нужно обратить пристальное внимание на своею жизнь — на грехи, чтобы изжить их из нашей жизни. Тогда Господь, все во власти Божией, отдалит последние времена, и никакие ИНН, никакие „шестерки“ долгое время нас пугать не будут, и никакие силы вражьи не смогут нас одолеть. А если полюбил грех — то и получай. Не будем любить грех, будем любить добродетель — за добродетель Господь наградит нас миром, благополучием, наградит нас Своим покровом и будет избавлять нас от всех вражьих козней», — сказал владыка.
«От нас с вами зависит приближение или удаление времени антихриста. И чем больше мы сможем сами себя беречь от греха и помогать ближним обрести веру Христову, жить по заповедям Божиим и удаляться от греха, тем больше мы будем показывать свое желание, чтобы Господь в этом мире послал Свою милость, Свое благополучие, Свое благословение, и чтобы не наступали тяжелые и страшные времена власти антихриста», — заключил архиепископ Викентий.
Русская линия
Иерей Александр Добродеев: «Когда человек раскаялся, тогда Церковь имеет право его простить»
Известный священник прокомментировал заявление МИДа о том, что люди, развязавшие бойню в Южной Осетии, не могут быть прощены
Достойны ли люди, развязавшие бойню в Южной Осетии в прошлом году, прощения с православной точки зрения? Какого наказания они заслуживают? Можно ли утверждать, что МИД, заявивший, что этих людей невозможно простить, руководствуется не христианскими принципами, а чувством мести? Эти и другие вопросы мы задали руководителю сектора Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерею Александру Добродееву.
«Смотря, как прощать, и смотря, как мстить. Можно прощать по-христиански. В Церковь приходят преступники, убийцы, люди, состоящие в преступных группировках, и эти люди нередко раскаиваются. Когда человек раскаялся, тогда Церковь имеет право его простить. Только в Церкви есть прощение. А если человек продолжает упорствовать в своих преступлениях, то тогда уже вступает в силу закон и карающий меч правосудия. Здесь, я думаю, надо максимально пресекать», — считает иерей Александр Добродеев.
«Конечно, у нас сейчас демократичные законы, и мы не можем взять и оккупировать эту страну, чтобы пресечь беззаконие. В Китае всё просто делается: торговца наркотиками, поймав, тут же расстреливают, и неважно, хороший он или плохой, и кто у него родители. А мы миримся всё. Посмотрите на Израиль, который тоже принимает адекватные решения: одного израильтянина убили, тут же ракеты, танки. Та же самая Америка, как только у них произошла трагедия 11 сентября 2001 года, сразу отправили свои войска в Афганистан, и уничтожила там людей гораздо больше, чем погибло во время трагедии в Нью-Йорке», — отметил священник.
«Мы люди православные, у нас менталитет другой. Если люди хотят покаяться, то мы готовы принять их покаяние и адекватно реагировать. Но встает и другой вопрос: кого наказывать? Ведь самые главные преступники все равно не смогут попасть под кару, потому что их не видно. А те люди, которых обманули, которых зомбировали, которым не давали работы и еды, готовы были за деньги сделать всё, что угодно. К вопросу о наказании за эту бойню надо подходить скрупулезно, дифференцированно. А то у нас обычно сначала шумиха, затем неразбериха, а потом наказание невиновных и награждение непричастных. Увы, это обычная схема, к которой мы уже привыкли. Каких-то „шестерок“ наказывают, а самых главных виновников наше правосудие не достает. Видимо, есть мощная сила, которая их прикрывает», — предполагает иерей Александр Добродеев.
Русская линия
Сергей Шаров: «Есть надежда, что наша Матушка-Русь возродится»
Координатор Александро-Невского Братства рассказал о Соборном славянском фестивале «Одигитрия»
С 5−10 августа проходит Крестный ход из Белой Руси в Великую Русь, который идет из Витебска в Смоленск. Длина пути составляет 130 км. Это Крестный ход творческой молодежи, которая состоит из участников фестиваля. Крестный ход сейчас находится в пути, 9 августа он придет в Смоленск, где крестоходцы примут участие в праздничных богослужениях в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Ранее, когда Крестный ход приходил из Витебска в Смоленск, его всегда встречал нынешний Патриарх Кирилл, прежний митрополит Смоленский. Он говорил, что пройти 130 км — это подвиг, и если молодые люди в него отправились и предприняли такие усилия во имя единства народов России, Белоруссии и Украины, то есть надежда, что у нашей исторической Руси есть будущее, и что наши народы объединятся и преодолеют различные искусственные расколы.
Далее реализация международного проекта «Русь Православная» пройдет на Украине, где мы 14 августа традиционно проводим в Киеве концерт, посвященный крещению Руси. А 15 августа начинается фестиваль «Небо славян» в Крыму. 19 августа начнется завершающий третий этап Крестного хода из Севастополя в Ливадию и далее в Бахчисарай через перевалы Айпетри. В этом году этот Крестный ход будет проходить впервые. Вот такая большая программа мероприятий, которые проходят на протяжении всего лета. Их география простирается от Балтийского до Черного моря и символизирует духовное единство наших народов.
Организаторами проекта являются Александро-Невское братство и его партнеры в Белоруссии и на Украине. В Белоруссии – это братство Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Отдел по делам молодежи Витебской епархии, а в Крыму — Центр поддержки семьи «Русичи». 7 августа в Крыму прошла пресс-конференция, посвященная реализации проекта «Русь Православная». В ней принял участие наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии епископ Назарий. Организовал пресс-конференцию главный редактор газеты «Русичи» Павел Буцай.
В этом году наши мероприятия имеют качественное отличие от мероприятий прошлых лет. В прошлом году по Божьему промыслу на фестиваль собрались все руководители фестивалей авторской песни, которые проходят в России. В прошлом году мы решили фестиваль «Одигитрия» сделать соборным фестивалем — главным фестивалем России, Белоруссии и Украины, который символизирует духовное единство наших народов. Наиболее крупные делегации лауреатов фестивалей авторской песни приехали из Воронежа и Орла. Со следующего года мы решили присвоить нашему фестивалю статус главного фестиваля духовной авторской песни в России. Жюри и оргкомитет фестиваля будет состоять из организаторов фестивалей авторской песни из трех братских стран. Эта идея уже принесла свои плоды. Родилось уже несколько песен о единстве наших народов и даже были сделаны клипы. Эти песни уже идут в массы, их поют многие молодые люди у костров. Молодежи дан хороший импульс, она поет эти песни, она готова преодолевать этот Крестный ход, готова к жертвенному служению. Поэтому есть надежда, что наша Матушка-Русь возродится. Я поздравляю всех с тем, что в этом году родился в новом качестве Соборный славянский фестиваль «Одигитрия».
Сергей Шаров, заведующий Отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и координатор молодежных программ Александро-Невского Братства, специально для «Русской линии»
Владимир Путин: «Газопровод „Южный поток“ востребован»
В Анкаре прошли российско-турецкие переговоры на правительственном уровне
По итогам межправительственных переговоров в Анкаре состоялось подписание совместных документов. В.В.Путин и Р.Т.Эрдоган подписали Протоколы между Правительствами России и Турции о сотрудничестве в газовой и нефтяной сфере. Кроме того, в присутствии премьеров двух стран были подписаны: Протокол между Правительством России и Правительством Турции о сотрудничестве в сфере атомной энергетики; Соглашения между Правительствами России и Турции о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках; Меморандум между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Турецким институтом стандартов о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации и оценки соответствия; Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством и Турецким советом по научно-техническим исследованиям по вопросам сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях; Меморандум между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Генеральной дирекцией по защите и контролю Министерства сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере контроля за безопасностью импортной и экспортной продукции рыболовства и аквакультуры; Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в области образования, науки, культуры, молодежных обменов и спорта; Меморандум по таможенным процедурам между ФТС России и таможенным ведомством Турции; Меморандум о взаимопонимании между Управлением финансовых рынков Турции и Федеральной службой по финансовым рынкам; Заключительный акт заседания Смешанной Российско-Турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Наряду с этим был подписан также ряд корпоративных соглашений.
По итогам переговоров в Анкаре В. Путин и Р.Т.Эрдоган провели совместную пресс-конференцию. В своем вступительном слове премьер-министр Турции отметил, что «в турецко-российских отношениях, без сомнения, движущей силой стали торгово-экономические отношения, и нынешний развитый уровень этих отношений у нас вызывает огромное удовлетворение». «По состоянию на 2008 год, мы достигли 40 млрд долларов товарооборота между нашими странами. Ныне Россия является для нас партнером номер один, а Турция является партнером номер пять для Российской Федерации. С другой стороны, увеличиваются взаимные инвестиции. В сфере туризма мы достигли высокого уровня. Все это является показателем бурного развития наших торгово-экономических отношений. Конечно, наши отношения в сфере политики, экономики, торговли, а также в сфере культуры уже получают новый характер. В России со стороны наших подрядчиков в настоящее время реализовано 1152 проекта. Это означает 30 млрд долларов», — заявил турецкий премьер.
По его словам, «другой важный момент нашей встречи — без сомнения, энергетика». «В сфере энергетики мы надеемся продолжать наши отношения в духе взаимопонимания и на основе доверия. Надеемся, что дальнейшее сотрудничество путем реализации больших проектов достигнет новых пределов в сфере газа, в сфере нефти, в сфере ядерной энергии», — выразил надежду Р.Т.Эрдоган.
«Как вы уже слышали, под тремя заголовками между двумя странами заключены протоколы о развитии сотрудничества. В вашем присутствии с огромным удовлетворением заявляем о подписании этих документов. Протокол о газе дает возможность импортировать газ из Российской Федерации, он также дает возможность продления ранее заключенного контракта, который заканчивается в 2011 году в рамках протокола о газе. Речь идет о строительстве „Южного потока“ через территорию, являющуюся экономической зоной нашей страны», — заявил он, добавив, что «„Южный поток“ и „Набукко“ не являются альтернативой или конкурентами друг другу. На мой взгляд, это как расширение ассортимента, это просто диверсификация. Они завтра будут достаточными для Европы».
«В ходе нашей беседы с Путиным мы обсуждали злободневные вопросы нашего региона. По международным и региональным вопросам мы в основном занимаем схожие позиции, что вызывает огромное удовлетворение», — отметил премьер-министр Турции.
Он также признался, что его стране «нужна молодежь, которая владеет русским языком, поэтому в Турции мы намерены создать турецко-русский колледж и турецко-русский университет».
«После содержательных переговоров с господином Путиным Премьер-министр Италии господин Берлускони присоединился к нам, и мы провели трехстороннюю встречу. Италия в сфере энергетики поддерживает тесное сотрудничество и является нашей дружественной страной. В „Голубом потоке“ наши компании работали вместе. Совсем недавно в Самсуне мы, три премьера, встретились, и сейчас для своевременного экспорта газопровода, который объединит эти страны, проведем необходимую работу. Также существует отличное сотрудничество в реализации „Голубого потока“. В дальнейшем, наверное, этот энтузиазм продолжится. Мы обеспечим продолжение „Голубого потока“ для доставки газа в Израиль, Сирию, Ливан и Кипр. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность за участие российской стороны в реализации проекта нефтепровода „Самсун-Джейхан“. В этом проекте Турция, Италия, Российская Федерация вместе будут работать, и таким образом мы увеличим разнообразие нашего сотрудничества и значительным образом сократим нагрузку на турецкие проливы», — сказал турецкий премьер.
«Турция не является поставщиком, не имеет сырьевых ресурсов. В этом плане Россия является основным поставщиком и в этом плане является сильной надежной страной. Турция является страной транзита. Также Турция является и потребителем энергоносителей. Но также в потреблении Турция желает стать логистическим центром, и сделанными шагами Турция получает такой характер», — заключил Р.Т.Эрдоган
Со своей стороны, Владимир Путин заявил, что «состоялись, действительно, содержательные и результативные переговоры. Мы предметно обсудили двустороннюю повестку дня, включая перспективы развития экономического партнерства». «Ключевую роль в качественном продвижении сотрудничества в этой сфере играет энергетика и такие крупные проекты, как „Южный поток“, „Голубой поток-2“, строительство первой АЭС в Турции. Сегодня очевидно, газопровод „Южный поток“ востребован, он исключительно важен в контексте обеспечения энергобезопасности всей Европы и развития всего комплекса связей России и Турции».
«Мы договорились о том, что приступаем к изучению возможности и последующему строительству дополнительной ветки газопровода „Голубой поток“ — „Голубой поток-2“ с последующим экспортом этих углеводородов в третьи страны через территорию Турции. Уже назывались эти страны — это Кипр, это Израиль, Ливан, Сирия. Таким образом, Турция становится весьма крупным транзитным государством для этого региона мира. Если учитывать, что „Южный поток“ пройдет в особой экономической зоне Турции, то и для Европы Турция становится важным логистическим центром в сфере энергетики», — подчеркнул российский премьер.
«Не случайно здесь присутствует господин С. Берлускони и представители крупных итальянских компаний, таких как ENI. Сегодня и у них хороший день, потому что мы, действительно, договорились по крупным совместным проектам, по крупной работе. Вот господин Эрдоган вспомнил, что итальянские партнеры принимали прямое участие в строительстве газопровода „Голубой поток“ из России по дну Черного моря в Турцию. И мы доставляем сейчас большое количество природного газа для турецкой экономики. Итальянские партнеры принимают участие и в проекте „Южный поток“, и в проекте „Самсун-Джейхан“ — мы считаем, что этот проект заслуживает внимания, имея в виду растущий объем добычи и в России, и в Каспийском регионе. Перед нами давно ставят вопрос о расширении каспийского природного консорциума. Мы считаем, что проект „Самсун-Джейхан“ вполне можно поддержать и вместе работать», — отметил В.Путин.
«Известно, что «Южный поток» в области газа и «Набукко» конкурируют. И конкуренция между «Набукко» и «Южным потоком» гораздо большая, нежели между газопроводом «Самсун-Джейхан» и «Бургас-Александруполис». Но даже сооружение «Южного потока» в принципе не закрывает «Набукко». В общем и целом, в зависимости от потребностей главных, основных потребителей, можно реализовать в будущем и это. Просто для нас на первом месте, с точки зрения приоритета, — конечно, «Южный поток», — заявил он.
Говоря о мирном использовании атомной энергии, российский премьер заметил, что «победа российско-турецкого консорциума на тендере на сооружение первой турецкой АЭС открыла бы широкие возможности перед нашими странами».
«Налицо обоюдная заинтересованность в развитии продвинутого, многопланового партнерства России и Турции, готовность добиваться выхода на качественно новый уровень наших отношений. Такой настрой внушает оптимизм и полностью соответствует содержанию и качеству наших торгово-экономических отношений. В прошлом году — здесь мой коллега уже говорил — товарооборот вырос почти до 40 млрд долларов. Россия заняла первое место в ряду торгово-экономических партнеров Турции по объему товарооборота, а Турция — пятое место в России, опередив такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Япония», — заключил Владимир Путин.
Русская линия
МИД России: «Этому нет и не может быть прощения»
Российское внешнеполитическое ведомство считает, что военные преступники, развязавшие бойню в Южной Осетии, должны понести суровое наказание
«В ходе грузинской агрессии массированно использовались негуманные виды вооружений, включая кассетные боеприпасы, системы залпового огня, 500-килограммовые бомбы. В результате погибли сотни мирных жителей Цхинвала и окрестных населенных пунктов, десятки российских военных, в том числе миротворцев, а число раненых и пострадавших — неизмеримо больше. Идентифицировать многих погибших не представляется возможным до сих пор. Масштаб разрушений поистине ужасал», — отмечают во внешнеполитическом ведомстве.
«Огромное количество человеческих жертв, появление тысяч беженцев свидетельствуют о том, что речь идет не об „ошибке“ или „случайности“, а о заранее спланированных преступных действиях. Это недвусмысленно подтверждают и трофейные документы грузинской армии, включая пресловутый план „Чистое поле“. Гнев и боль испытывают российские граждане, вспоминая события августа прошлого года. Мы скорбим вместе с югоосетинским народом, отдаем дань памяти погибшим, обещаем продолжать оказывать помощь всем пострадавшим в ходе конфликта», — говорится в заявлении МИДа России.
«Трагические события в Южной Осетии вновь продемонстрировали всему международному сообществу безальтернативность мирных переговорных способов урегулирования споров и конфликтов. К сожалению, ценой жизни невинных людей. Этому нет и не может быть прощения. Военные преступники должны понести соответствующее наказание. Современная история Европы знает немало примеров на этот счет. Варварская агрессия Грузии против бывшей части своего же государства наглядно высветила глубокие трещины в существовавшей системе европейской безопасности», — подчеркивается в документе.
В Миде России заявляют, что Россия «последовательно отстаивала политические принципы мирного урегулирования в Закавказье, выступала беспристрастным и добросовестным посредником на переговорах в рамках ООН и ОБСЕ. 17 лет мы выполняли ответственные миротворческие функции, были готовы — в случае достижения урегулирования — взять на себя роль гаранта в договоренностях конфликтующих сторон. Однако грузинские власти предпочли расстрелять территориальную целостность своего государства из установок „Град“, поставив тем самым крест на восстановлении межэтнического сообщества с соседними национальностями. Более того, в первые дни после цхинвальского кровопролития режим М. Саакашвили еще более усугубил ситуацию, пытаясь обвинить Россию в развязывании конфликта и продолжая угрожать своим соседям».
«В сложившихся условиях у нас не было иного пути обеспечить мир и безопасность народов Южной Осетии и Абхазии, кроме признания их независимости, предоставления им свободного демократического выбора собственного государственного и национального развития. Россия первой нашла в себе мужество осознать объективную реальность. Это было самое действенное решение, от которого выиграли все, даже те, кто не хочет этого признать», — считают в МИД России.
«Присутствие наших военных и пограничников на основании двусторонних договоренностей, прошедших ратификацию в парламентах, является абсолютно легитимным. Оно обеспечивает надежную безопасность республик, создает условия для их самостоятельного развития. Россия продолжит оказание братским народам Южной Осетии и Абхазии масштабной социально-экономической помощи, прежде всего в вопросах восстановления жилья и гражданской инфраструктуры, а также содействия в обороне их государств и охране границ», — говорится в заялениии.
Российское внешнеполитическое ведомство отмечает, что «спустя год после грузинской агрессии народы Закавказья, тем не менее, все еще испытывают немало вызовов и проблем. Главной из них остается политика реванша и перспектива рецидива силовых действий со стороны Грузии». «Несмотря на провал августовской авантюры, власти в Тбилиси, как представляется, не собираются отказываться от планов по насильственному восстановлению „целостности Грузии“. Поэтому мы настаиваем на принятии юридических обязательств о неприменении силы. Причем такие обязательства должны быть безоговорочно взяты на себя Грузией не применительно к России, а в отношении соседних республик — Южной Осетии и Абхазии. Только таким способом Тбилиси может восстановить хотя бы минимальное доверие к себе со стороны соседних стран и международного сообщества. Соглашения о неприменении силы должны содержать четкие гарантии безопасности народам Южной Осетии и Абхазии. Это предотвратит повторение трагедии. Все демократические государства и народы должны быть заинтересованы в том, чтобы не допустить новых всплесков насилия в регионе», — считает МИД России.
«Трудно переоценить и необходимость для всех стран воздержаться в течение продолжительного периода от поставок в Грузию наступательных, а в идеале — всех видов вооружений и военной техники. Осуществлявшиеся в последние годы массированные поставки вооружений из-за рубежа создали у грузинского руководства иллюзию безнаказанности и вседозволенности, породили соблазн решать свои проблемы военным путем. Пагубные последствия этого сегодня очевидны. Международное сообщество должно продемонстрировать в данном вопросе ответственный подход и признать новые геополитические изменения, сложившиеся в Закавказье после августовских событий. Попытки действовать так, как будто ничего не случилось, игнорировать полностью самостоятельное существование независимых Южной Осетии и Абхазии в итоге привели к закрытию в этих странах и Грузии международных присутствий, оказывавших в целом полезное содействие народам региона», — отмечается в заявлении.
«Тем не менее, полагаем, что при надлежащем извлечении всеми заинтересованными сторонами уроков и выводов из трагедии августа прошлого года международное сообщество способно наладить конструктивное взаимодействие в Закавказье. Основные пути для этого заложены планом Д.А.Медведева — Н. Саркози, положения которого Россия полностью и неукоснительно выполняет и будет выполнять и впредь. Только совместными усилиями мы можем сохранить мир на нашем европейском континенте. События августа 2008 года еще долго будут оставаться в центре внимания политиков и политологов. Главное — чтобы процесс их осмысления не был заложником идеологизированных или блоковых подходов, а способствовал поиску адекватных путей и средств обеспечения стабильности и безопасности в Закавказье», — говорится в заявлении МИД России.
Русская линия
Александр Сотниченко: В своих отношениях с Турцией Россия преследует сиюминутную выгоду
Тюрколог со сдержанным оптимизмом относится к итогам российско-турецких переговоров
«Встреча носила чисто экономический характер. Она проходила в рамках тех тенденций, которые наблюдаются в последнее время в отношениях между нашими странами. Это вполне нормальное развитие прошлых соглашений по тому же самому „Голубому потоку“. Между нашими странами сейчас сложились исключительно хорошие отношения. Россия сейчас является первым торговым партнером Турции, и противоречий пока никаких не наблюдается. В частности, война в Южной Осетии это показала, потому что Турция, несмотря на то, что она является членом НАТО и не входит в дружественные России блоки, заняла дружественную нам позицию. Это касается не только турецкого правительства, но и мнения турецкой прессы. Кроме того, по региональным вопросам между России и Турцией действительно существует взаимопонимание», — отметил тюрколог.
«Что касается о намерении Турции и России создать турецко-русский колледж и турецко-русский университет в Турции, то стоит честно признать, что взаимодействия наших стран в образовательной сфере проходят не очень хорошо. Турция еще в 90-е годы открыла в России и СНГ большое количество российско-турецких лицеев, которые пользовались большой популярностью. Всего их было открыто на территории России порядка 20 штук. Но так получилось, что сотрудников этих лицеев, в основном преподавателями лицеев были турки, заподозрили в связях с турецкой разведкой. В конце концов, наши спецслужбы вынуждены были закрыть эти лицеи. Россия же не предпринимала никаких попыток открыть учебные заведения на территории Турции. Фактически, это оказалось не нужно ни нашему Правительству, ни частным структурам, несмотря на все разговоры об этом, которые велись также и с турецкой стороны», — полагает эксперт.
«Сейчас есть много проектов. Например, на территории Турции хотят открыть так называемые Русские дома. Это специальные школы при посольствах по изучению русского языка. Но пока дальше разговоров дело не идет. Насколько я знаю из источников, близких к нашим дипломатическим представителям в Турции, каждый день в российское посольство звонят турки и спрашивают, нет ли при посольстве школ, в которых учат русскому языку. Настолько сейчас популярно изучение России в Турции. К сожалению, таких школ нет. В Турции очень много программ, когда государство спонсирует обучение турецких студентов в вузах нашей страны. Я не в курсе, есть ли в России такие программы, чтобы наши студенты могли обучаться в Турции. Вообще складывается такое впечатление, что в сотрудничестве между нашими странами Турция заинтересована во много раз больше, чем Россия. Культурные и экономические отношения между нашими странами развиваются, но создается такое впечатление, что России не очень это все нужно. Напротив, в Турции существует огромный интерес к России. Например, минимум каждую неделю в этой стране в университетах или научных центрах проходят конференции или семинары, посвященные России и российско-турецким отношениям. В России такого вообще не происходит. Это все кончится тем, что Россия полностью передаст всю инициативу в российско-турецких отношениях Турции», — сожалеет Александр Сотниченко.
«Специалистов по России в Турции становится все больше, в то время как специалистов по Турции в России очень мало. Несмотря на наши хорошие отношения, инициативу в отношениях с Турцией мы полностью передаем им, а это не очень хорошо. Это происходит потому, что у нашей страны нет стратегии внешней политики. Стратегия внешней политики России исходит из прагматизма, то есть, грубо говоря, она направлена на получение сиюминутной выгоды. В Турции же смотрят на отношения между нашими странами гораздо более дальновидно», — заметил тюрколог.
«Конечно, поездка Путина в Турцию имеет далеко идущие последствия, но касается она только экономических взаимоотношений. Но для Турции эта встреча оказалась гораздо выгоднее, чем для России. Фактически за Турцией закрепляется статус транзитной территории. Турция будет получать деньги просто за транзит. Турции будет поступать российский газ по сниженным ценам. Она также получила возможность экспортировать свои товары в Россию практически беспошлинно. Создаются очень выгодные условия для ввоза турецких товаров в Россию. Также мы вынуждены сдать полностью рынок перевозок товаров турецким фирмам, так как наши с этим не справляются. Вопрос с перевозками, насколько мне известно, до сих пор не урегулирован», — Александр Сотниченко.
Русская линия
Михаил Погребинский: Патриарх Кирилл выразил чаяния 85% украинцев
«Это рубежный визит — он должен стимулировать к появлению новых политиков и общественных деятелей, которые смогут донести людям те вещи, которые принимает и воспринимает большинство украинского населения», — сказал М. Погребинский в четверг на пресс-конференции в Киеве.
По словам политолога, Патриарху Кириллу в ходе визита удалось «рассказать то, о чем задумываются и что поддерживают 85% простых украинцев», чего до сих пор не удавалось ни одному отечественному политику. При этом М. Погребинский считает, что осмысление места и роли Украины внутри страны заметно отстает от аналогичных процессов в России. Визит же на Украину Патриарха Кирилла, по мнению эксперта, связан с поисками внутри российской политической элиты новой концепции самоидентификации, а этот процесс невозможен без определения места Церкви в ней.
Русская линия
8 августа во всех православных храмах Северного Кавказа пройдут панихиды по жертвам грузино-южноосетинского конфликта
В ночь с 7 на 8 августа прошлого года грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. В результате погибли сотни мирных жителей и 64 российских миротворца.
Богоявленский Аланский женский монастырь сыграл в эти месяцы очень большую роль. Он расположен близ Алагира, в начале Транскавказской магистрали, соединяющей Север и Юг Осетии. Именно здесь была оказана первая помощь многим беженцам. Некоторые из них были размещены в реабилитационном центре, действующем при монастыре (этот центр был построен для реабилитации пострадавших в ходе бесланского теракта 2004 года). Обитель стала штабом помощи; матушка настоятельница, монахиня Нонна (Багаева), и насельницы монастыря трудились не покладая рук, помогая и тем, кто обрел временный кров в его стенах, и тем, кто остался в своих разрушенных домах на юге.
Русская линия
В небольшом селении на северо-востоке Ставрополья возводится часовня-храм
Заказали проект часовни, стали собирать средства на ее строительство. Собирали всем миром — в стороне не осталась ни одна семья, все внесли свою лепту. Основные расходы взяли на себя Родниковский муниципалитет и сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз имени Николенко». Решив построить свой храм, родниковцы задумали сделать его и самым красивым в округе. Часовня расположена в центральной части села. В строительстве принимают участие местные жители. Прораб Виктор Горох убежден: «Если Бог даст, то храм откроется уже в этом году».
Русская линия
В Мурманской области установлен крест в память нападения норвежцев на русских землепроходцев
Как в администрации сельского поселения «Варзуга» (Терский район Мурманской области), освящение креста станет центральным событием празднования 590 летия Варзуги самого древнего русского поселения на Кольском полуострове. Первое упоминание Варзугского поселения в летописных источниках относится к 1419 году. В этот год норвежцами был уничтожен монастырский погост на реке Варзуге. Об этих трагических событиях и будет напоминать восьмиметровый поклонный крест. Надпись на нем гласит «В память о первопроходцах Кольского Севера, монахах и мирянах Варзужского городища, отдавших свои жизни за веру Православную и державу Российскую в 1419 году от Р.X.». Кроме того, в дни празднования юбилея на Никольской стороне села Варзуга будет открыт «Центр по сохранению поморского культурного наследия», и пройдут Вторые Феодоритовские чтения на тему: «Варзуга колыбель Мурманской области».
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги. В марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя землепроходцев и мореходов. После присоединения Новгорода к Москве (1478 год) Терская земля перешла под власть Великого князя Ивана III. C этого времени Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику Москвы с резиденцией в Холмогорах. В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела. По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.
Русская линия
«Разрешить шествие кришнаитов, все равно, что разрешить гей-парад»
Данная секта имеет весьма скандальную репутацию, как в России, так и за рубежом. Члены «Общества сознания кришны» в разное время были уличены в педофилии, избиении православных верующих, угрозах духовенству и сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов. Как заявил ИА «Православие на Северной земле» священник Архангельской епархии отец Алексей, разрешить шествие кришнаитов в Архангельске, все равно, что разрешить гей-парад. В Деяниях святых апостолов написано: «воздерживаться от идоложертвенного и блуда» (Деян.15; 29). Таким образом, Священное Писание приравнивает употребление идоложертвенной пищи христианами к блуду. «Архангелогородцы должны знать, что кришнаитский митинг или шествие не просто культурно-массовое мероприятие, а религиозный ритуал, приуроченный языческому празднику „Харимама“. Шествие сопровождается громкой музыкой, раздачей прохожим идоложертвенной пищи» посвященной языческому богу Кришне. Большинство архангелогородцев крещеные, православные люди. Участие горожан в кришнаитский акции это предательство веры, самый настоящий «духовный блуд» и архангельские чиновники, разрешая шествие сектантов в нем соучаствуют", — отметил священник. Как пояснили корреспонденту ИА «Православие на Северной земле» в аппарате мэра Архангельска Виктора Павленко, на днях в администрацию поступило заявление от частного лица с просьбой разрешить митинг «с целью распространения ведической литературы и воспевания имен Божьих» на площади Мира у Вечного огня. Мэрия не нашла аргументов запретить сектантам устроить в городе «духовный гей-парад» и предложила кришнаитам провести митинг возле здания Архангельского городского культурного центра.
Одновременно с раздачей ритуальной пищи кришнаиты хором скандируют мантру «Харе Кришна, Харе Рама». Музыкальное сопровождение с ритмическими танцами привлекает любопытных горожан. Людям свойственно копировать стереотип поведения окружающих, таким образом, ничего не подозревая, они становятся участниками прославления чуждой российскому менталитету религии и «бога Кришны», который согласно представлениям сектантов сам говорил о себе «Я всепожирающая смерть. Я есть великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей». Разумеется, об этом на публичных акциях кришнаиты предпочитают умалчивать. Уловки и обман при вербовке, сокрытие части информации обычный прием в тоталитарной секте. Сами кришнаиты оправдывают свои действия так называемым «трансцендентальным лукавством», — отметил собеседник агентства, пожелавший остаться неизвестным.
Русская линия
В Чечне обстреляна колонна сотрудников милиции: один человек погиб
Неизвестные обстреляли колонну примерно в 13:00 у селения Нихалой Шатойского района. Другие подробности происшествия пока неизвестны. Напомним, что предыдущий инцидент с обстрелом милицейской колонны произошел в минувший понедельник. В результате обстрела колонны, состоящей из трех машин, рядом с селением Итум-Кале на автодороге в ущелье, пять человек погибли — четыре сотрудника УВД по Новгородской области МВД России и милиционер ОВД по Шатойскому району Чечни. Еще шесть человек получили ранения различной степени тяжести. Были госпитализированы три сотрудника УВД по Новгородской области и два сотрудника УВД по Шаройскому району Чечни. Медицинская помощь на месте была оказана еще одному сотруднику милиции УВД по Новгородской области МВД. Между тем, на днях лидер сепаратистов Ахмед Закаев объявил о том, что боевики больше не будут нападать на чеченскую милицию. Переговоры между Закаевым и главой парламента республики Дуквахой Абдурахмановым прошли в Осло неделю назад.
Русская линия
Британцы разоблачили основателя сайентологии
Как сообщает издание, изобличающие Хаббарда материалы были собраны сотрудниками британского консульства в Лос-Анджелесе по заданию правительства. В документах также содержится сообщение американских спецслужб о том, что члены секты подослали к одному из следователей, занимавшихся их делом, мошенников, выдававших себя за докторов. Сначала сайентологи гипнотизировали следователя, а затем объявили его сумасшедшим. В биографии Рона Хаббарда значится, что он получил степень кандидата наук 10 февраля 1953 года в калифорнийском Sequoia University. Основанием для присуждения ему научного звания стали «выдающиеся достижения» в области дианетики и сайентологии. На самом деле выяснилось, что сначала Хаббард снял офис в Лос-Анджелесе, который зарегистрировал как университет. После этого произошла раздача ученых степеней. В апреле 1977 года американские власти подтвердили, что Sequoia University никогда не проходил государственную аттестацию и вообще не существовал, так как не вел никакой научной деятельности и не имел права присуждать научные степени. По данным источников, в начале 30-х годов Хаббард пытался получить высшее образование в столичном университете им. Джорджа Вашингтона, где изучал инженерное дело, математику и ядерную физику. Из вуза Хаббард был отчислен за неуспеваемость.
Русская линия
Заключенным в британских тюрьмах язычникам разрешено носить ритуальные костюмы и совершать обряды
На данный момент в британских тюрьмах отбывают наказание 23 тысячи англикан, 14 тысяч католиков, 26 тысяч не причисляющих себя к какой-либо религии осужденных, а также иудеи, представители Эфиопской Церкви и другие. Число мусульман удвоилось за последние 10 лет, благодаря притоку азиатского населения, и сегодня составляет 9795 человек. В британских тюрьмах на сегодняшний день содержатся 4 тысячи азиатов и 3500 негров, а также огромное число иностранцев: есть выходцы даже из Казахстана и Тонги, республики Кирибати и Туркменистана. Число иностранных заключенных за последнее время увеличилось с 4% до 19%. Всего в Англии и Уэльсе на сегодняшний день в тюрьмах содержатся 83 865 заключенных, что на 4% больше, чем в прошлом году. Среди них есть представители 174 национальностей и 47 религий. Что касается язычников, то их в Великобритании всего насчитывается от 50 тысяч до 200 тысяч человек, среди них есть викканцы, друиды, шаманы и маги-экологи. Язычники обожествляют природу и ее стихии, а также поклоняются таким богам, как Осирис, Один и Митра.
Русская линия
В школах Казахстана вводится обязательный курс по основам религиоведения
«Если раньше он был по желанию учащихся, то с этого года он становится обязательным для изучения всеми школьниками страны», — заявил официальный представитель ведомства Серик Ирсалиев на пресс-конференции в пятницу в Астане. Он уточнил, что предмет будет включен в учебную программу школьников старших классов.
С.Ирсалиев подчеркнул, что основы религиозной терпимости «должны закладываться еще в детском возрасте».
Русская линия
Католикос-Патриарх проведет панихиду по погибшим в августовской войне
Также 7 августа в 15:00 часов во всех соборах Грузии будут бить в колокола. В 16 часов во всех церквах страны пройдут панихиды по душам погибших в этой войне.
Русская линия
Московские католики просят мэрию выделить им землю или здание под новый храм
В письме городским властям, которое П. Пецци передал вице-мэру Москвы С. Байдакову в ходе недавней встречи, отмечалось, что Католическая церковь в Москве «имеет возможность мирно существовать и развиваться, однако нуждается в помощи светских властей». Два столичных католических храма — кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии и храм Святого Людовика — оказываются слишком перегружены, «в некоторые воскресенья в кафедральном соборе проходит до 15 святых месс». Третий храм, Святой Ольги, находится в Люблино, то есть «слишком далеко от центра, и в нем продолжается ремонт», отметили в общине. П. Пецци также обратился с просьбой о возвращении общине часовни Марии Магдалины на Введенском кладбище. Здесь находится могила знаменитого католика Федора Гааза, главного врача московских тюрем в первой половине XIX века, известного своей благотворительной деятельностью, а также многочисленные захоронения католических священников. Архиепископ П. Пецци надеется, что на кладбище можно было бы проводить поминальные богослужения. Кроме того, глава московской архиепархии высоко оценил усилия правительства Москвы в сфере культуры и благотворительности, «особо отметив принципиальную установку московских властей на защиту жизни и достоинства человека», сообщили в католической общине Москвы. Были затронуты вопросы организации крестных ходов и содействия московских властей в образовательных и издательских проектах Католической церкви. С. Байдаков со своей стороны от имени властей города выразил готовность к сотрудничеству с католической общиной.
Русская линия