Святейший Патриарх Алексий II: «Будем же твердо идти по пути Христову»
В канун Пасхи Предстоятель РПЦ обратился к пастве с праздничным посланием
Патриарх напомнил завет апостола Петра: «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь». Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что спешит разделить пасхальное ликование с каждым, кто призывает в молитве имя Христово. «Пусть наша радость достигнет и тех, кто еще только ищет спасительную веру и стремится жить с православными христианами в мире и добрососедстве», — пожелал Святейший Патриарх. Он отметил, что храмы вновь «исполнены пасхального ликования» — верующие вновь переживают «великую тайну Искупления, которая освободила людей, идущих за Христом, от власти греха и смерти».
Предстоятель Русской Православной Церкви разъяснил, почему Пасха издревле понималась христианами как «переход». «По нашей вере, по нашему дерзновению, по нашей любви ко Христу и друг к другу нам даруется переход от погибели к вечному бытию, от рабства греху к свободному исполнению воли Божией», — говорится в пасхальном послании Святейшего Патриарха Алексия II. По его словам, этот «спасительный переход» благодаря пастырской заботе Церкви совершают и целые народы. «Все больше и больше в нашем Отечестве и за его рубежами, в многомиллионном русском рассеянии, людей, имеющих во Христе „жизнь. с избытком“ (Ин. 10:10), а значит, по-настоящему счастливых, владеющих истиной полноты бытия», — подчеркнул Патриарх.
«Да, нам предстоит еще много потрудиться в винограднике Христовом. Но ваша проповедь и добрые дела, возлюбленные мои, уже принесли сторичный плод, и многие из вас достойны услышать слова Господа: „Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“ (Мф. 25. 21)», — говорится в послании Патриарха.
«Средоточие нашей веры, нашего свидетельства миру, всей нашей жизни — благая весть о Христовом Воскресении. Пасхальная радость была естественным состоянием духа для наших святых. Преподобный Серафим Саровский каждого приходившего к нему приветствовал словами: „Радость моя, Христос Воскресе!“. Святого праведного Иоанна Кронштадтского, 180-летие со дня рождения и 100-летие со дня блаженной кончины которого мы отмечаем в нынешнем году, называли в народе „пасхальным батюшкой“. „Люблю я взирать, — писал он в своем дневнике, — на образ Воскресшего Жизнодавца со знамением в руке, с этим символом победы над смертью и имущим державу смерти — диаволом. Где ти, смерти, жало? Где ти, аде, победа? Какой славный Победитель!“» — отмечается в послании.
«Мир, радость духовную, здравие, спасение и во всем благое поспешение да дарует всем вам Воскресший Христос Спаситель!» — заключил Святейший Патриарх Алексий II.
Русская линия
Алексей Светозарский: «Молиться перед телевизором не стоит»
Профессор МДА рассказал, для кого предназначена телетрансляция Пасхальной службы
«Есть две категории людей, которым адресована наша трансляция. Это люди, которые в высокой степени вовлечены в церковную жизнь, но из-за определенных обстоятельств не могут присутствовать на службе. Ну ребенка маленького не могут оставить или болеют. Эти люди знают, как себя вести. Они понимают, что молиться перед телевизором не стоит. Хотя бы потому, что постоянно звучит голос ведущего. Есть и вторая категория, к которой, собственно, и обращен наш комментарий. Это люди, которые сознательно смотрят службу дома. И вот им-то мы и пытаемся объяснить, какое великое событие происходит в этот момент. И есть надежда, что не мы, конечно, а некая иная сила через какое-то время заставит их прийти в храм. Тут важна просветительская часть», — полагает Алексей Светозарский.
Профессор заметил, что в некоторых семьях накрывают стол и смотрят службу. «Как на Новый год. Вот от этого я бы отговорил. Все-таки лучше тогда посмотреть другие передачи. Или отложить праздничный стол на утро или на другой вечер».
В связи с этим он напомнил, что святые отцы нашей Церкви не раз говорили, что все келейные молитвы не стоят одного соборного «Господи помилуй». «В храме нет наблюдателей — в службе участвуют все. Телевизор, конечно, не может стать адекватной заменой. Хотя бы даже из-за атмосферы праздника. Благоухания ладана, голосов хора. Но пасхальная радость — это совсем особенное чувство. И оно может возникнуть где угодно. Один мой родственник, который родился еще в XIX веке и прожил почти сто лет, дожил и до телетрансляций Пасхи. Но никогда не смотрел их. Нельзя сказать, что он был так уж причастен к Церкви. Но на Пасху надевал белую рубаху, брал красную свечу и так отмечал праздник. Наверное, ему воздастся за это. Пасхальная радость уникальна, она может быть с человеком где угодно, потому что идет из сердца», — заключил профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский.
Русская линия
В Тирасполе открыта выставка «Светлое Христово Воскресение»
Традиционная пасхальная выставка детских работ проводится в столице Приднестровья в шестой раз
В этом году на конкурс были представлены работы учащихся Детской художественной школы имени А.Ф.Фойницкого, Школы искусств имени С. Рахманинова, Экологического центра учащихся, Воскресной школы и Дворца детско-юношеского творчества. Всего на выставке представлено 175 работ. Коллективом Дома народных традиций и ремесел были представлены два «мастер-класса»: это работы Майи Чебан (ручная вышивка икон) и Александра Петриченко (работы на бересте и роспись пасхальных яиц).
Как отметила заместитель начальника управления культуры городской администрации Тирасполя Елена Адаменко, в этом году качество работ гораздо выше по сравнению с прошлыми годами, а посему членам жюри будет сложно выбрать победителей. Представленные работы будут оцениваться по шести номинациям. Особо будет отмечена нетрадиционная новаторская техника оформления самих работ.
Собравшихся на открытии выставки приветствовал представитель Тираспольско-Дубоссарской епархии протоиерей Владимир Скоробогатый. Он отметил, что, несмотря на трудность темы Светлого Христова Воскресения, учащиеся с ней справились достойно. «Посмотрев ваши работы, начинаешь понимать, что предела в работе, учебе и в совершенствовании не существует», — отметил священнослужитель.
Тираспольчане и гости столицы Приднестровья смогут посетить пасхальную выставку и оценить представленные работы вплоть до 6 мая — Дня великомученика Георгия Победоносца.
Владимир Букарский (Приднестровье), специально для Русской линии
«Сегодня молодежь гораздо чаще выражает желание создать семью»
Согласно опросу ФОМ, 99% молодых россиян считают семейные отношения самой важной сферой своей жизни
По словам руководителя проекта «Поколение ХХI» Людмилы Паутовой, наиболее значимыми для всех групп молодежи оказались ценности приватной жизни: семья, брак по любви и дружба, и только на втором месте — все то, что связанно с работой: деньги, карьера, успех, независимость, стабильность и профессионализм. Ту же тенденцию, но в еще большем масштабе зафиксировал в своем последнем аналитическом докладе и ведущий в стране центр изучения общественного мнения — Институт социологии Российской академии наук. Согласно полученным в результате общенационального исследования данным важнейшими для всего общества сферами жизни на сегодня являются семейная (99% опрошенных назвали ее «важной») и трудовая (92%).
При этом, как заметили социологи ФОМа, с 2002 года в сознании представителей нового поколения произошли существенные изменения. «Стремление к хорошей работе, успешной карьере, качественному образованию оказалось более выражено, чем шесть лет назад. В то же время сегодня молодежь гораздо чаще выражает желание создать семью и воспитать детей и не столь сильно акцентирует роль материальных ценностей», — замечает Людмила Паутова.
В свою очередь, Институт социологии Российской академии наук (ИС РАН) выяснил, какие качества, по мнению россиян, следует развивать в детях. В итоге оказалось, что 87% опрошенных считают, что в их жизни важную роль играет работа. Для сравнения: среди граждан Германии это мнение разделяют 81% опрошенных, Великобритании — 79%, США — 89%, Швеции — 91%. Разница, отмечают социологи, не превышает пределы статистической погрешности. «В чем действительно наблюдаются существенные отличия между нами и представителями успешных стран Запада, так это в оценке значимости качеств, которые следует воспитывать в детях. В странах со старыми демократическими традициями два наиболее значимых качества — это толерантность и уважение к другим людям. Для наших сограждан гораздо важнее, чем для граждан других стран, воспитание в детях решительности, настойчивости и бережного отношения к вещам и деньгам — кроме нас, в числе пяти наиболее значимых качеств их назвали только немцы», — заявил директор ИС РАН Михаил Горшков.
Кроме того, по мнению респондентов, в детях нужно воспитывать трудолюбие (91%) и чувство ответственности (86%). Социологи отмечают, что такого соотношения нет ни в одной из развитых стран мира. «Россияне уделяют столь большое внимание воспитанию в детях трудолюбия и ответственности, потому что чувствуют — именно это их слабое место, не случайно же лень и расхлябанность считают отличительными чертами нашего национального характера 60% опрошенных, необязательность — 53%. Наши сограждане осознают некоторые свои слабые стороны и хотели бы, чтобы следующее поколение по сравнению с ними изменилось. Не случайно с 1990 года важность воспитания чувства ответственности выросла на 16%», — отметил научный сотрудник отдела социально-экономических исследований ИС РАН Василий Аникин.
Согласно же молодежному проекту ФОМ, среди молодежи России популярны консервативные идеи, согласно которым успех достигается упорным личным трудом. «Эти установки противоречат как коллективистской советской идеологии, так и ценностям первых лет рыночных реформ, предполагавшим неестественно быстрое обогащение», — отмечают авторы проекта.
Русская линия
«Началось пробуждение сознания русского населения Эстонии»
В Таллине вспоминают зверства эстонской полиции против защитников памятника Воину-Освободителю
По словам Ю. Журавлева, эстонские власти как проводили «семнадцатилетнюю политику гражданской и экономической дискриминации русских, так собственно и продолжают ее проводить. Ни в политической, ни в экономической сфере не произошло никаких изменений. Со стороны властей не было сделано ничего для созидания нормального гражданского общества. Это, конечно, минус, который, несомненно, приведет к ослаблению позиции эстонских властей. Позиция власти пошатнется, если она и впредь будет продолжать проводить такую политику дискриминации, не компенсируя и не пытаясь наладить диалог с дискриминируемой частью общества, именно с русской частью».
Стоит отметить, что мнение Ю. Журавлева совпадает с позицией МИДа России. Вчера, на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства был опубликован комментарий в связи с вопросами СМИ относительно годовщины апрельских событий в Таллине. «Кощунственная акция эстонских властей по демонтажу памятника Солдату-Освободителю в Таллине и эксгумация останков наших воинов, покоящихся на Тынисмяги, нанесла серьезный ущерб нашим двусторонним отношениям. Звучавшие после этих событий заявления с эстонской стороны о стремлении выправить ситуацию не подкрепляются делами», — говорится в заявлении МИД России.
«Мы крайне обеспокоены отсутствием результатов в расследовании гибели российского гражданина Д. Ганина. Несмотря на неоднократные заверения высоких официальных лиц Эстонии о намерении способствовать установлению всех обстоятельств данного преступления, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. При этом активно продолжается процесс над защитниками памятника Солдату-Освободителю, который трудно расценить иначе, как попытку показательной расправы над теми, кто хотел воспрепятствовать надругательству над могилами погибших. По-прежнему не считаем закрытым и вопрос об останках капитана И.М.Сысоева, которые не были обнаружены при эксгумации останков советских воинов на Тынисмяги. Не по нашей вине тормозится работа над соглашением об охране воинских захоронений, готовность к подписанию которого декларировала эстонская сторона. Очевидно, что пока эстонские власти не предпримут реальные меры по урегулированию этих и других вопросов, генерирующих межобщинный раскол в эстонском обществе и напряжение в двусторонних отношениях, нельзя рассчитывать на нормализацию наших межгосударственных связей», — отмечается в комментарии внешнеполитического ведомства России.
Между тем, по словам Юрия Журавлева, как показывает история, «общая беда сплачивает и объединяет русских людей». «Впервые, наверное, за 17 лет произошел такой сильный всплеск сплоченности. Этот год показал, что началось пробуждение сознания русского населения Эстонии. Подобные процессы также начались и в Латвии, и в некоторых странах СНГ. Это пробуждение сознание ведет за собой объединение пока еще в небольших слоях населения, но, как это обычно бывает в исторических процессах, в самых активных. Теперь вслед за активной частью русского населения Эстонии последуют и менее активные его представители», — подчеркнул он.
По мнению защитника Памятника Воину-Освободителю, этот год показательнен тем, что, «хотя и было надругательство над нашими ценностями, хотя и был острый конфликт между нашими странами с явным и жестким противостоянием, но тем не менее в этой ситуации, которая была год назад, были и плюсы в том, что все-таки произошел прорыв, произошло пробуждение сознания и началось объединение русского населения Эстонии». «Этот процесс запущен и его, к счастью, уже не остановить», — отметил общественный деятель.
Юрий Журавлев выразил уверенность в том, что русское население Эстонии восстановит и свои права, и свое положение. «Уместно также говорить о компенсации, которую должны выплатить эстонские власти, да и латвийские тоже, которые вымогали деньги в виде налогов у русских людей, которым вручили серые и красные паспорта вместо того, чтобы автоматически дать синие паспорта. Я думаю, что постепенно произойдет осознание необходимости наличия у русских равных возможностей. Это природный закономерный процесс, который не бывает быстрым, но, я думаю, что в течение 2−3 лет мы увидим значительные улучшения в положение русского населения Эстонии, а, может, и Латвии тоже», — полагает участник «Ночного дозора».
«Я бы также предложил не использовать понятие „Бронзовый солдат“, которое нам пытаются навязать, ибо мы все-таки защищали Памятник Воину-Освободителю. Следут также отказаться от слов „русскоязычный“ и „россиянин“; мы русские, и нам не нужно принимать условия игры, которые навязывает Запад. Нам нужно отстаивать свои культурные ценности», — заключил Юрий Журавлев.
Русская линия
Белград официально потребовал начать расследование деятельности Сорена Йесена-Петерсена
Бывший шеф ооновской администрации в Косово (УНМИК) и его сотрудники подозреваются в содействии бандиту и террористу Рамушу Харадинаю
Итак, Национальный совет Сербии по сотрудничеству с МТБЮ официально потребовал от нового главного прокурора гаагского суда Сержа Брамерца, пришедшего на смену Карле дель Понте, оскандалившейся и окончательно дискредитировавшей деятельность сего «органа международного правосудия», начать расследование в отношении бывшего шефа УНМИК Сорена Йесена Петерсена и других функционеров данной организации, сообщает 24 апреля белградская газета «Вечерне новости».
В Совете утверждают, что есть основания подозревать, что чиновники ооновской администрации открыто поддерживали военного преступника Рамуша Харадиная, давали гарантии ведения его защиты, находясь на свободе, вопреки тому, что знали, что Харадинай является патологическим маньяком-изувером и представляет опасность для безопасности свидетелей.
По словам директора канцелярии Национального совета Душана Игнятовича, есть основания подозревать, что Петерсен и другие официальные лица из УНМИК сознательно и намеренно препятствовали расследованию правды, что они и были обязаны сделать согласно Инструкциям МТБЮ, они также ответственны за неуважение МТБЮ. «Поводом к соответствующим действиям Национального совета по возбуждению расследования стали утверждения Карлы дель Понте из ее книги „Охота“, в которой она обвиняет некоторых официальных лиц из миссии ООН в Косово в том, что они мешали расследованию прокуратуры в отношении Харадиная и других лиц», — сказал Игнятович.
«Новости» приводят отрывки из книги «Охота», где Карла дель Понте пишет о частых встречах Харадиная с высокими функционерами КФОР и УНМИК, в т. ч. и с Петерсеном. Национальный совет указал Брамерцу на слова Петерсена, когда МТБЮ обнародовал заключение по делу Харадиная: «Благодаря динамичному лидерству Рамуша Харадиная, его самоотдаче и видению, Косово сегодня, как никогда ранее, ближе к осуществлению решения о своем будущем статусе. Мне очень грустно, что я больше уже не буду работать с таким партнером и другом, каким он являлся».
Подобное заявление, отмечает Национальный совет, подорвало доверие к МТБЮ в Косово. Свидетелям, которые должны были выступать на процессе Харадиная, было дано указание, практически парализовавшее их. Обвиняемый в тягчайших преступлениях пользуется поддержкой самых высоких представителей ООН!
«Новости» неофициально получили сведения, что внимание нового главного прокурора было привлечено и к тому факту, что УНМИК давал Харадинаю гарантии вести свою защиту, находясь на свободе в Косово, при этом участвуя в политической жизни края. Брамерц поставлен в известность, что все противозаконные меры «послабления» в отношении Харадиная были хорошо известны высоким чинам УНМИК. При этом, было практически невозможно оказывать защиту свидетелям обвинения, которые гибли в автокатастрофах и бесследно исчезали. Почти год назад мы как раз и писали о том, что зверь по имени Харадинай выйдет на свободу с улыбкой на лице.
Письмо аналогичного содержания направлено генсеку ООН Пан Ги Муну. В этом письме поставлены следующие вопросы. Какие высшие интересы привели к необходимости того, чтобы функционеры ООН публично высказывали свои глубокие и сильные чувства в отношении подозреваемого Харадиная? В чем конкретно состояло партнерство Харадиная и Петерсена? Каким образом такое отношение лиц, представляющих ООН, может способствовать осуществлению высоких целей ООН?
Национальный совет ожидает незамедлительного ответа на поставленные вопросы.
Национальный совет по сотрудничеству с МТБЮ напоминает генсеку ООН и новому главному прокурору, что, по данным Комиссии по делам пропавших без вести, таковыми считаются 553 человека, и к их исчезновению может быть причастна Освободительная армия Косово (ОАК).
Совет требует от Брамерца сообщить, проводилось ли расследование о торговле человеческими органами, о чем пишет Карла дель Понте, и если да, то каковы ее результаты. Совет требует начать новое расследование, или продолжить прежнее. Если же это невозможно, Совет требует предоставить все вещественные доказательства компетентным органам Сербии.
Напомним, что Руководитель гражданской миссии ООН в Косово Сорен Йесен-Петерсен покинул свой пост летом 2006 года. Он возглавлял УНМИК в течение последних двух лет. Свой уход он обосновал семейными обстоятельствами.
Михаил Ямбаев, кандидат исторических наук (Москва), специально для Русской линии
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти Царя Бориса Федоровича Годунова
В 1560-х годах Борис начал службу при дворе Государя Ивана Грозного и вскоре сумел выделиться своим умом и сообразительностью. Около 1571 г. он упрочил свое положение при дворе женитьбой на дочери соратника Грозного Царя Малюты Скуратова-Бельского Марье Григорьевне. В 1578 г. Борис Годунов был уже кравчим, а когда в 1580 г. Иван IV выбрал сестру Бориса, Ирину, в супруги царевичу Федору, он был пожалован в бояре.
После смерти Ивана Грозного и восшествия на русский престол Государя Федора Иоанновича, боярин Годунов стал первым помощником Царя и фактически ведал всеми государственными делами. Деятельность правительства Годунова при этом была нацелена на всестороннее укрепление государственности. В области внутренней политики он уверенно опирался на массу мелкого служилого люда, составлявшего административный каркас государства, всемерно поддерживал взгляд на сословные и гражданские обязанности своих подданных как на религиозное служение и безусловно придерживался идеалов «симфонии властей» в отношениях с Русской Церковью. Благодаря его стараниям в 1589 году был избран на Руси первый русский Патриарх, которым стал митрополит Иов. В области внешней — он предпочитал войне средства мирные и ненасильственные, подняв тем не менее мощь России на невиданную высоту.
Продолжая политику Иоанна Грозного, Борис стремился на западе дать Руси выход к Балтийскому морю, на востоке и юго-востоке — укреплял границы, закреплял за державой недавно обретенные сибирские пространства.
Весьма примечательно восхождение на русский престол этого Государя. Когда в девятый день после кончины Царя Феодора Иоанновича (умер 7 января 1598 г.) было объявлено, что вдова его Ирина отказывается от царства и удаляется в монастырь, Россия оказалась перед труднейшим выбором. «Сия весть, — пишет Карамзин, — поразила Москву: святители, дума, сановники, дворяне, граждане собором пали пред венценосною вдовою, плакали неутешно, называли ее материю и заклинали не оставлять их в ужасном сиротстве; но царица, дотоле всегда мягко-сердая, не тронулась молением слезным».
Годунов же в это время заключился в монастыре с сестрою, плакал и молился с нею. Казалось, что он, подобно ей, отвергнул мир, величие и власть. Неоднократно он отказывался от Русского престола, и только после многочисленных молений и увещеваний дворянства и всего русского священства во главе с Патриархом Иовом Борис внял просьбам и дал согласие взойти на престол.
Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы, что привело к неурожаю. В следующем году история повторилась. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Чтобы поправить положение, Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.
Люди начали думать, что это кара Божья, в народе возникло убеждение, что царствование Бориса не благословлено Богом, ему стали приписывать убийство царевича Дмитрия, свершившееся в 1591 году в Угличе. Русские люди с удивительной быстротой забыли все труды и старания Бориса. В стране начались народные бунты, ходили слухи, что настоящий царевич Дмитрий жив.
В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец бежавший в 1602 в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.
16 октября 1604 Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия Патриарха Иова не остудили обезумевшую народную толпу. В январе 1605 правительственные войска, тем не менее, разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но к Лжедмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.
В это время, 13 апреля 1605 г., Борис Годунов находился в Москве и был совершенно здоров. Однако, вскоре он почувствовал дурноту, ему стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер, похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе. Злые языки поносили Государя, говоря, что он якобы покончил с собой.
Судьба семьи оклеветанного Царя была очень печальна. Неблагодарные русские люди, поддавшиеся на обман Лжедмитрия, заживо растерзали сына Бориса молодого Царя Федора и убили его мать. В живых осталась лишь дочь Бориса Годунова Ксения — ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что Царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью — без отпевания, как самоубийц.
Русская линия
Александр Крутов: «Соприкоснувшись с Чернобылем, мы осознали, что мы — песчинки во Вселенной»
Известный православный политик поделился своими воспоминаниями о Чернобыльской трагедии
«Трагедия произошла утром 26 апреля. А 1 мая после репортажа о праздничной демонстрации, когда я пришел домой, мне позвонили из редакции и предложили поехать в командировку в Чернобыль. Я согласился. Вечером того же дня со съемочной группой мы уже садились в поезд», — говорится в воспоминаниях о тех событиях известного православного политика, президента Международного фонда славянской письменности и культуры, главного редактора журнала «Русский Дом» Александра Крутова, текст которых поступил в редакцию «Русской линии». Именно из его репортажей мир впервые узнал о Чернобыле.
«Мы приехали в Киев. Оттуда я сделал первые репортажи. Моя группа была — оператор Женя Шматриков и два видеоинженера: Маркелов Александр Юрьевич и Захаров Александр Михайлович — талантливые молодые ребята. Мы прорвались в Чернобыль. То, что я увидел, потрясло меня до глубины души. Подъезжая к Чернобылю, мы увидели аиста. Он сидел в гнезде. Ожидали увидеть город опустошённым, но он был наполнен людьми: здесь располагался штаб по ликвидации аварии. Еще ближе к атомной станции находится город атомщиков Припять. Он, в отличие от Чернобыля, был словно вымершим: на улицах — ни души. Впечатление жуткое», — вспоминает свидетель трагедии.
«Было ощущение нереальности происходящего. Я и сейчас как наяву представляю тот солнечный весенний день, наполненный зеленью, светом, белым цветением яблонь. Вокруг — красота Божьего мира, а в душе понимание того, что ты, человек, сотворил это зло. Я понимал, что каждый день пребывания здесь сокращает мою жизнь. Однажды мы остались ночевать в Чернобыле, где располагался правительственный штаб по ликвидации последствий аварии, и до поздней ночи сидели за чашкой чая с заместителем главного инженера Чернобыльской атомной станции по строительству Евгением Ивановичем Акимовым. И вдруг вижу: по полу бежит мышка. Мимо нас пробежала, перевернулась, задрыгала лапками, опять перевернулась, — и уже не бежит, а ползёт: задние лапки волочатся. Я спрашиваю: „Что такое с ней?“ Он ответил: „Да нахваталась уже..“ Спрашиваю: „Чего нахваталась?“ — „Радиации“, — отвечает», — добавил А.Крутов.
По его словам, в душе тогда появилось ощущение холода. «Вышел на крыльцо: звёзды, луна, небо, бескрайняя Вселенная. Слева — церковь: купола, крест высвечиваются в лунном свете, как бы указывая путь к спасению. И я вдруг почувствовал вокруг холодящую смертельную угрозу, от которой одно спасение — Господь», — вспоминает свои ощущения свидетель трагедии.
«Первое сообщение о том, что там происходит на самом деле, прозвучало в моём репортаже в программе „Время“ — его показали по центральному телевидению только через несколько дней после аварии», — делится своими воспоминаниями политик.
«Чернобыль выявил и нравственные проблемы в нашем обществе. Виновны были одни, а ответ держали другие. Одни отсиживались в убежище, раздумывая, как скрыть масштабы катастрофы, а бесстрашные пожарные сражались с огнём, получая смертельную дозу радиации. Люди совестливые понимали, что это опасно, но всё же шли к реактору. А начальники скрывались, уезжали. Самое гнусное, что ответственные лица опасались говорить о происшедшем: руководство атомной станции боялось сообщить в Киев, республиканское начальство — позвонить в Москву. В итоге пострадали люди. Поразительно, но сказать правду для многих — страшнее смерти. Удивительная вещь: с одной стороны, человек рискует собственной жизнью, а с другой — боится вышестоящего начальства и не докладывает ему о реальной обстановке, чтобы не получить нагоняй. Так грешный человек устроен. И потому команда об эвакуации Припяти была дана только через сутки после аварии: люди в городе продолжали работать, учиться, дышать смертельно опасным воздухом, пить отравленную воду», — отметил А.Крутов.
«Чернобыль ярко высветил и трусов, и героев, и подлецов, и честных людей. Он был как лакмусовая бумажка, там проявлялись духовные и нравственные качества человека. Кто-то бежал оттуда, а кто-то, наоборот, приезжал ликвидировать аварию и жертвовал своим здоровьем, а то и жизнью. Да, у многих из нас не было понимания того, что такое радиация. Многие слышали о её воздействии на человека, но когда опасность невидима — её трудно осознать. Я считал тогда и считаю сейчас, что нужно говорить людям правду. Не ради сенсации, а ради того, чтобы они знали, как поступать. Соприкоснувшись с Чернобылем, мы осознали, что мы — песчинки во Вселенной», — заключил Александр Крутов.
Русская линия
Россия лидирует по числу порносайтов
Члены Общественной палаты России призвали власти принять меры по пресечению распространения порнографии в Интернете
Выступая в пятницу на заседании комиссии, посвященном мерам по борьбе с преступлениями против детей, Кучерена объяснил, с чем именно связано лидирующее положение России в распространении по миру порносайтов. «Все дело в том, что во многих странах введены жесткие ограничения, в том числе наказание за доступ и вхождение на порносайты», — сказал адвокат. А. Кучерена уточнил, что не выступает за полный запрет порносайтов. «Мы, конечно же, не требуем кастрирования порносайтов, но меры по ограничению их доступа в Интернете с тем, чтобы предотвращать разного рода преступления на этой почве, принимать необходимо», — сказал член Общественной палаты.
Участники заседания коснулись также темы химической кастрации педофилов. Как заявил эксперт комиссии, кандидат медицинских наук Павел Бородин, «мировая практика показывает неэффективность данной процедуры». По мнению эксперта, метод химической кастрации необходимо применять в комплексе других мер по предупреждению преступлений на почве педофилии. «Речь идет прежде всего о таких мерах, как индивидуальная психотерапия, а также постоянный контроль за данными лицами», — отметил П.Бородин. Говоря о предложениях по усовершенствованию законодательства, член комиссии Общественной палаты Ольга Костина упомянула среди них усиление ответственности за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, полный запрет условно досрочного освобождения для преступников данной категории и другие меры.
Напомним, что 18 апреля с. г. Государственная Дума большинством голосов отклонила и сняла с дальнейшего рассмотрения поправки к закону, вводящие серьезные ограничения, а в ряде случаев запрет на выпуск и распространение эротических СМИ. За отклонение поправок высказалось большинство депутатов «Единой России». Профильный комитет Госдумы по информационной политике также рекомендовал палате отклонить данный законопроект.
Известный православный политик, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала «Русский дом» Александр Крутов, комментируя отказ фракции «Единая Россия» ограничить эротику в СМИ, заявил в интервью «Русской линии»: «Остается только сожалеть, что „Единая Россия“ в очередной раз отклонила проект об ограничении продукции эротического содержания, который направлен на защиту наших детей, и вообще граждан России от разврата, безнравственности и разнузданности». «Видимо, во власти есть люди, которым выгодно, чтобы такие законы не были введены. Но если мы не будем заниматься духовным воспитанием наших граждан, духовным оздоровлением общества, не будем стремиться к нравственным основам нашей веры — Православия, то у России нет будущего», — подчеркнул политик.
Русская линия
Патриарх Алексий II: Безграмотность в религиозной жизни подталкивает человека к «уходу в пещеры»
Говоря о желании сектантов дождаться конца света, Патриарх отметил, что «ожидание конца света и Второго Пришествия Спасителя было естественно для христиан всегда. Но Господь говорит нам: „Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий“ (Мф. 25, 13). Такое бодрствование предполагает молитву, самосовершенствование, творение добрых дел во славу Божию..».
«Наш народ пережил немало. Войны, революции, различные потрясения, произошедшие в прошлом веке, принесли нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, недоверие к власти. Подобные настроения активизируются в переходные периоды. Иногда все это сопровождается разными фобиями, полным подчинением сомнительным «наставникам» и болезненным недоверием ко всем остальным. Малограмотность и безграмотность в религиозной жизни, равнодушие и теплохладность окружающих, в том числе духовенства, — все это может подтолкнуть человека к самочинному «уходу в пещеры», — заключил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Русская линия
Епископ Тихон провел встречу с молодежью Архангельска
«Православная Церковь обеспокоена бездуховностью нашей молодежи, нашего будущего. Верующих молодых людей много, мы их видим в храмах и на различных конференциях с участием духовенства. Однако, воцерковленной молодежи очень и очень мало», — заметил епископ.
По его мнению, «сами по себе образование и сумма накопленных знаний не делают молодых людей сильными перед лицом постоянно подстерегающих их жизненных проблем. Как только случается какое-либо несчастье, трагедия в личной жизни молодые люди не знают, что делать, в чем искать надежду и опору. Как следствие, очень многие попадают в рабство вредных привычек: наркомании и алкоголизма. И что еще страшнее — от отчаяния решаются на самоубийство, а все это от того, что нет духовного стержня, нет Веры».
«Подать руку помощи молодежи может Церковь. Но в начале сам человек должен пожелать этого. По слову Христа, Церковь устроена так, что она предлагает и показывает. „Приди и виждь“, — говорит Господь. Все в Церкви основано на свободной воле человека, его нравственном выборе», — подчеркнул архангельский архипастырь.
В течение вечера владыка Тихон постарался ответить на все вопросы гостей и участников встречи, в том числе об угрозе широкого распространения сект в Архангельской области, о взаимодействии Церкви и силовых структур и строительстве Михайло-Архангельского кафедрального Собора в Архангельске.
Русская линия
В тюрьмах Архангельской области пройдут праздничные Пасхальные богослужения
Впервые в исправительной колонии N 5 в г. Коряжма Светлое Воскресение Христово начнется с колокольного звона. Этому мастерству осужденного П. Матюшечкина обучил настоятель храма Святителя Николая Чудотворца отец Антоний. Постоянных прихожан в этом учреждении около 80 человек.
В светлый день Пасхи на столах будут все традиционные угощения этого праздника: куличи, крашеные яйца. «Осужденные проявляют интерес к вере и объясняют это тем, что Православие помогает изменить отношение как к ближнему, так и к самому себе. Кроме того, за время изоляции многое можно переосмыслить и понять в своей жизни», — отметили в пресс-службе.
Русская линия
На ночную Пасхальную службу пойдет каждый 10-й россиянин, в том числе — около полумиллиона москвичей
Кроме того, по оценкам московской милиции, ночные Пасхальные службы в столице посетят не менее 500 тыс. человек, заявил заместитель начальника ГУВД по Москве Вячеслав Козлов. Он также напомнил, что в прошлом году на ночные Пасхальные службы в Москве пришло более 500 тыс. человек. «Думаю, в этом году их будет не меньше», — добавил он.
Русская линия
Открылся верхний храм Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга
«Здесь все было ветхое. Пришлось заменить сто окон, а штукатурку смывали до самых кирпичей», — рассказал настоятель собора протоиерей Богдан Сойко. По его словам, реставраторы обновили богатый резной иконостас, он вновь засиял яркими красками растительного орнамента.
Бело-голубой с золоченым и куполами собор на берегу Крюкова канала — один из лучших памятников барокко в Санкт-Петербурге. Его спроектировал зодчий Савва Чевакинский. Со времени постройки 250 лет назад он стал морской святыней России. Здесь поддерживают традицию поминовения всех погибших на водах. В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам «Комсомольца» и других затонувших советских подлодок, у которых в дни их памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года совершается поминовение моряков АПЛ «Курск».
Русская линия
В воскресенье открывается VII Московский Пасхальный фестиваль
Cозданный в мае 2002 года по инициативе художественного руководителя, директора Мариинского театра Валерия Гергиева и мэра Москвы Юрия Лужкова и получивший благословение Святейшего Патриарха Алексия, Московский Пасхальный фестиваль продолжает традиции Пасхальных музыкальных форумов, проводящихся во всем мире. В 2003 году Московский Пасхальный фестиваль был поддержан Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ и получил статус Всероссийского.
Основу фестиваля составляют пять программ: симфоническая, региональная, хоровая, звонильная и благотворительная. В рамках симфонической программы выступают крупнейшие исполнители и коллективы со всего мира. Участниками хоровой программы в действующих московских храмах, являются крупнейшие хоровые коллективы, Болгарии, Сербии, Греции, Грузии и Армении. Благодаря «Звонильной неделе», для участия в которой привлекаются лучшие звонари, россияне получают возможность познакомиться с древними традициями Пасхальных звонов. В рамках благотворительной программы артисты фестиваля дают концерты в Московском Государственном университете, городских больницах и госпиталях, культурных центрах, Детских домах и Домах ветеранов. Традиционным событием для фестиваля каждый год становится общедоступный праздничный концерт в День Победы 9 мая на Поклонной горе с участием симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, привлекающий десятки тысяч слушателей.
Торжественное открытие фестиваля пройдет в воскресенье 27 апреля в Большом зале консерватории. В программе: Николай Римский-Корсаков. «Светлый Праздник» и Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже», а также Радион Щедрин. «Конек-Горбунок» и «Озорные частушки». Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер — Валерий Гергиев.
Хоровая программа откроется в понедельник 28 апреля в 14.00 в Храме Христа Спасителя. На открытии программы в Зале церковных соборов выступят: хор Храма Христа Спасителя, Первое Белградское певческое общество, хор Мариинского театра.
Русская линия
Власти Москвы запретили очередное содомитское шествие
Напомним, что в четверг власти Москвы уже заявили, что не позволят гомосексуалистам провести шествия на майских праздниках, так как российское «общество в абсолютном большинстве не приемлет такого рода проявления, образ жизни геев и их философию». «Гей-парад», как считают в московском правительстве, мог «внести диссонанс и помешать историческому празднику» Первого мая.
Русская линия
Свято-Петропавловская церковь Одесской области просит оказать помощь в ее борьбе с «Бессарабской митрополией»
Протоиерей Алексей Греку также сообщил, что «раскольники так называемой бессарабской митрополий уже начали строить свою церковь. Евросоюз и Румыния (и румыны, живущий в Америке в Лос-Анжелосе) выделяют им финансы для постройки церкви, в итоге они получат общую суму 259 000 евро. Год назад приехали представители из Румынии, Молдовы и Америки и румынский консул г. Одессы на „освящение“ места под церковь, было и Молдавское телевидение. Всю эту „церемонию“ увидели жители Молдовы, (может быть и Румынии). Мы до этого старались помешать им, но без поддержки властей нам не удалось. Мы (почти все жители села) тоже начали строить Укр. ПЦ Московского Патриархата на старом месте разрушенной церкви в честь св. ап. Петра и Павла. Церковь большая, стены почти подняты, но нам некому помочь, чтобы её достроить. Обращались за помощью ко многим депутатам, но все, твердят одно и тоже: — церковь отделена от государства. Представители раскольнической митрополии от лица Румынии предлагали нам полностью всю сумму денег для постройки Русской Православной Церкви только чтобы мы им не противостояли. Конечно, мы отказались. Они почему-то очень уверены, что наша церковь будет строиться с помощью Румынии думая, что навряд ли мы найдём благотворителей. Мы не можем ждать пока какие-то румыны, националисты-раскольники будут смеяться над нами, над нашей канонической Церковью, и осквернять нашу святую Православную землю? Мы решили искать своих русских собратьев-патриотов, чтобы построить свою Русскую Православную Церковь. Если мы построим этот великолепный храм, для них будет очень большая преграда. Если они находят своих румынских собратьев, неужели мы не сможем найти своих русских собратьев?», — вопрошает настоятель Свято-Петропавловской церкви.
«Дорогие православные-славяне! Просим Вас ради Христа-Спасителя, ради Пресвятой Богородицы и св.ап. Петра и Павла, оказать нам любую возможную посильную помощь. Любая помощь будет принята с благодарностью и молитвенной памятью. Расскажите Вашим друзьям и знакомых о нас», — просит протоиерей Алексей Греку.
Русская линия
Кандидаты в президенты США собираются втянуть Украину в НАТО
Русская линия
В Оленегорске пройдет научная конференция «Славянское братство»
В рамках конференции состоится круглый стол «Перспективы развития славянских культурно-национальных движений в Мурманской области». Организаторами конференции выступили: ГОУМП «Центр гражданского и патриотического воспитания молодёжи» Администрации Мурманской области, Мурманская организация Союза писателей России, Мурманское отделение Всероссийского фонда культуры, кафедра русского языка Мурманского Государственного педагогического университета, Администрация Оленегорска.
Русская линия
Русский язык — родной язык для большинства жителей юго-востока Украины
Русская линия
В Киеве пройдет Международный фестиваль авторской песни «Благодатное Небо»
Русская линия
Проводится всеукраинский литературный конкурс «Православная моя Украина!»
Русская линия