«На путях к Опричнине»
В рамках Санкт-Петербургского патриотического форума состоялась презентация новой книги И.Я.Фроянова
Представляя читателям свою книгу, И.Я.Фроянов отметил, что его работа представляет собой скрупулезное исследование, основанное исключительное на научно установленных и критически проанализированных фактах, и лишено публицистичности. Профессор заметил, что исследование его посвящено не самой опричнине, а лишь путям к ней, т. е. объективным причинам, вызвавшим это спорное и дискуссионное в исторической науке явление. Как считает ученый, опричнина Грозного Царя была вызвана серьезной угрозой русской государственности и русской Церкви, сложившейся в той религиозно-политической обстановке (прежде всего со стороны ереси жидовствующих), и стала действенной формой самозащиты Русского государства.
Как справедливо отметила выступившая вслед за Фрояновым д.филол.н., главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН В.Е.Ветловская, несмотря на то что работа историка является научной, «читается она на одном дыхании, как интересный детектив». По ее словам, по прочтении книги складывается убеждение, что во многих предшествующих работах грандиозная фигура Царя Иоанна IV Грозного была либо сознательно, либо «из-за пошлой инерции мысли» оболгана и принижена. «В работе И.Я.Фроянова, фигура Иоанна Грозного встает во весь свой исполинский рост. Это — книга, написанная во славу русского ума, русского мужества, русской смелости; она — гордость русской истории и культуры», — подытожила В.Е.Ветловская.
С яркой речью выступил и д.ф.н., д.э.н., вице-президент Петровской академии наук и искусств А.И.Субетто. Высоко оценив работу Фроянова, Субетто отметил, что сегодня идеологическая, духовная война против русского народа ведется и через извращение нашей истории и, поэтому, правдивая работа Фроянова — это «снаряд для нашей грядущей победы».
Участниками заседания СППФ на этот раз стали д.филол.н., ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома А.М.Любомудров, д.ф.н, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Духовной академии А.Л.Вассоевич, историк, публицист и известный общественный деятель М.Н.Любомудров, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии Высшей школы народных искусств С.В.Лебедев, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, к.филол.н., диакон Владимир Василик, журналист И.О.Ильин, гл. редактор журнала «Русское самосознание» Б.Г.Дверницкий, главный редактор журнала «Имперский курьер» к.ю.н. С.А.Воробьев, известный церковный историк В.В.Антонов, художник, ветеран патриотического движения Н.А.Ширяев, директор издательства «Русский остров» к.ф.н. О.В.Самылов, нач. Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена Б.С.Туровский, член городского общественного комитета по культуре С.В.Чечаничев, зам. гл. редактора РЛ А.М.Колышкин, выпускающие редактора РЛ к.и.н. Д.И.Стогов и к.и.н. А.А.Иванов, сотрудники РЛ и другие православные эксперты. Вел форум гл. редактор «Русской линии» А.Д.Степанов.
Напомним, что инициаторами создания СППФ в 2005 году выступили Православное информационное агентство «Русская линия» (гл. редактор А.Д.Степанов) и некоммерческий Институт русской культуры (ректор протоиерей Николай Головкин). По замыслу инициаторов, заседания СППФ представляют собой серию круглых столов, посвященных обсуждению наиболее актуальных тем, волнующих русское патриотическое движение и российское общество в целом. Предыдущее заседание СППФ было посвящено обсуждению цивилизационного подхода как метода решения современных политических проблем.
С выступлениями участников форума можно ознакомиться уже сейчас в звуковой записи. Ниже приведены гиперссылки на файлы в формате mp3, которые можно скачать на жесткий диск, затем прослушать. Для этого надо навести курсор мыши на гиперссылку, открыв контекстное меню правой кнопкой мыши, кликнуть мышкой пункт меню «сохранить объект как..» и, выбрав место на своем диске, нажать на кнопку «сохранить».
Гиперссылки на аудио-файлы выступлений участников форума 21.06.2007:
Вступление
Выступление И.Я.Фроянова
Выступление В.Е.Ветловской
Выступление А.И.Субетто
Вопросы
Заключение
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. праведного Алексия Московского и вспоминаем начало Великой Отечественной войны
Учился Алексей Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. По окончании семинарии он 14 октября 1880 года был определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как своего учителя.
В 1884 году Алексий Мечев женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).
19 марта 1893 года диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.
Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.
Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?», — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. — «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Указанное ему он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.
Искавших в маросейском храме помощи, надломленных тяжелыми обстоятельствами, взаимной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялись радость и мир Христов, проявлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души, проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.
Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае.
Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.
Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».
Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены.
В последних числах мая по новому стилю 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Скончался отец Алексий в пятницу 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.
Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру — всем будет радость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным.
Сегодня день памяти воинов, на поле брани за наше Отечество живот своей положивших в годы самой тяжелой в нашей истории Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г., в тот год это был день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех Святых в земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на нашу Родину. В первый же день войны, когда власти растерялись и молчали о начале войны, именно митрополит Сергий (Страгородский) первый объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать эту проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать ее с амвонов.
Величайшим молитвенником за Русскую победу был преподобный иеросхимонах Серафим Вырицкий. В годы Великой Отечественной войны о. Серафим по примеру своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. И это служение в живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов. Мало того, Сама Божья Матерь выразила волю Божию и определение судьбы страны и народа через другого замечательного молитвенника и друга русского народа митрополита гор Ливанских Илию. Это стало самым важным духовным моментом войны. Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. После обращения Патриарха митрополит Илия стал всем сердцем молиться за спасение России от погибели. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.
Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдавать нельзя. Пусть вынесут, — сказала Она, — чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.
Сталин поручил своему секретарю Поскребышеву выяснить у историков все, что касается чудотворной иконы, и в частности историю спасения ею Москвы. Также есть информация о том, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.
Все произошло так, как и было предсказано. В Ленинграде был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города — и он был спасен. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника. Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 г. освобожден Тихвин.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так называемая «Малая земля»). Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Киев матерь русских городов был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
Ну, а завершилась Великая Отечественная война фактически 6 мая (Берлин капитулировал), в день памяти Великомученика и Победоносца Георгия. Весьма показательно, что в 1945 г. именно на этот день выпал праздник Святой Пасхи (в связи с чем, празднование дня св. Георгия Победоносца было перенесено в том году на 9 мая). С Воскресением Христовым воскресла и Россия.
В октябре 1947 г. Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Патриарха Алексия и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?» Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. Митрополит Илия был глубоко тронут этими дарами, а вот от Сталинской премии, которой его наградило советское правительство, мягко, но настойчиво отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. «Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям сиротам, у которых родители погибли на войне», — сказал митрополит Илия.
«Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Господь провидел эти вражеские планы и, чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви», писал архимандрит Кирилл (Павлов).
Русская линия
Не будет России без её духовности
Алла Бородина просит Президента России взять под личный контроль ситуацию с учебным курсом «Основы православной культуры»
Отмечая «нетерпимость некоторых чиновников системы образования к традиционным религиозным убеждениям русского народа», «провокационную деятельность руководителей Министерства образования и науки» в отношении курса ОПК, А.В.Бородина подчеркивает, что Минобразования «использует своё должностное положение не в целях создания условия для успешного выполнения социального заказа на курс „Основы православной культуры“, а исключительно для борьбы с ним и для разжигания национально-конфессиональных конфликтов», — сообщает пресс-служба движения «Народный собор».
Так, говорится в документе, Минобразования стремится не только изменить название и содержание учебного курса с «Основ православной культуры» на «Историю религий мира», но и чинит всяческие препоны к распространению одобренного и получившего высокую оценку курсу А.Бородиной. «Министерство образования и науки в течение последних лет не информирует регионы о наличии грифов Минобрнауки на пособия А. В. Бородиной, о степени разработанности курса, о положительном опыте преподавания, но продолжает нагнетать обстановку, распространяя на сайте Министерства всякие некорректные высказывания нетолерантных „деятелей“, не имеющих отношения к области культуры вообще и проявляющих нетерпимость к православной культуре», — отмечается в письме.
Минобразования также «ликвидировало совет, который ранее проводил экспертизы пособий по данному курсу и присваивал грифы, вместе с тем продолжает требовать наличия грифов (принцип политики Министерства: требовать то, что само обязано делать, но не делает)». Чиновники от образования не оказывали и не оказывают ни малейшей организационной и финансовой помощи для издания и распространения пособий по курсу ОПК, «тем самым продолжая накалять социальные конфликты на местах, усугубляя положение другими формами разрушения отечественных традиций в области образования и культуры (ЕГЭ, сокращение ценностно значимого содержания в программах по базовым дисциплинам, включение в программы низкопробной и далёкой от отечественных традиций литературы, искажение исторических фактов и т. д.)».
Попытку внедрения курса «Истрия религий мира» автор письма называет «организованной средствами государственного образования насильственной сменой ментальности народа и агрессивной формой борьбы с демократическими основами государства и образования, а также является провокацией национально-конфессиональных конфликтов». При этом, уверена А. Бородина, «объяснить критерии отбора религий для изучения в России можно только заказом на борьбу с Православием, разжигание национально-религиозных конфликтов и оказание содействия экстремизму».
«Разрушительная и опасная для России во всех отношениях политика Министерства образования и науки требует Вашего, уважаемый Владимир Владимирович, немедленного вмешательства. Тем более что решение проблемы просто. Оптимальным выходом из создавшейся ситуации может стать срочное введение в федеральный компонент историко-культурологического курса по программе „История религиозной культуры“ (А.В.Бородина), в рамках которого родился первый учебник и собственно курс с названием „Основы православной культуры“ и одновременно возможно ознакомление с религиями мира. Программа предусматривает систематическое, последовательное, методически грамотно выстроенное освоение требуемого обществом содержания, то есть основ православной культуры, позднее в основной школе, после 6 раздела, то есть не раньше 7 класса, изучается история христианства (начиная с раннего христианства и до современности рассматриваются все направления в христианстве), затем (в старшей школе) — школьники знакомятся с древними религиями и конфессиональной картиной мира», — говорится в обращении.
Для прекращения глубокого социального конфликта и начала вывода российского образования из кризиса, автор обращения также просит Президента взять под личный контроль выполнение социального заказа на изучение курса ОПК в рамках программы А.В.Бородиной «История религиозной культуры» и создать условия для обеспечения качества обучения по данной программе (подготовка кадров, помощь в издании и распространении пособий). «При этом важным демократическим актом было бы предоставление регионам права разрабатывать региональные краеведческие курсы по их желанию, в соответствии с региональным социальным (национально-конфессиональным) заказом (не вместо единой программы „История религиозной культуры“, включая „Основы православной культуры“, а в дополнение и расширение общероссийского федерального курса!)».
«Огромный ресурс для этого, — заключает автор обращения, — заложен в нашем курсе, на пути которого более десяти лет стоят человеконенавистнические силы. Однако они не учитывают духовного фактора и не понимают, что, какие бы административные и финансовые ресурсы не привлекались, затяжная борьба лишь будет обнаруживать подлинное лицо должностных лиц и заказчиков их политики. Даже если наверху управления окажутся все ненавистники России, её вселенскую миссию будет осуществлять народ. Как это уже было в истории. России не может быть без её духовности. И России не может не быть. От Вас же, уважаемый Владимир Владимирович, зависит сейчас многое — разумное решение проблемы, соединение духовно-нравственной мощи нации и административных ресурсов. И хочется надеяться, что Вы сделаете всё возможное для благополучия России».
Русская линия
Памятник Святителю Николаю Чудотворцу
В Днепропетровске собираются установить монумент одному из самых почитаемых на Руси святых
Решение об установки скульптуры было озвучено со сцены Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького Любовью Васильевной Родионовой, мамой героически погибшего в Чечне воина-мученика Евгения Родионова, во время празднования юбилейных торжеств 10-ой годовщины со дня основания и плодотворной деятельности Центра Православной Культуры «Лествица».
Владыка Ириней дал свое согласие и благословение на установку памятника в областном центре. Ответственным за переговоры по перевозу скульптуры Правящий Архиерей возложил на иерея Георгия Ханова, который в начале следующей недели едет в Москву на встречу с председателем правления фонда А.Ю.Быковым и председателем Попечительского совета фонда А.Е.Карповым для согласования некоторых технических моментов, связанных с транспортировкой памятника.
Также от имени руководства благотворительного фонда святителя Николая Л.В.Родионова в Свято-Духовском храме поселка Вольное Новомосковского района вручила медаль Ордена Святителя Николая «За заслуги в благотворительности» представителям и предпринимателям Днепропетровщины, которые в течение многих лет занимаются патриотической, волонтерской и благотворительной деятельностью в регионе, за помощь покинутым детям, пенсионерам, а также людям, которые нуждаются в социальной помощи: Вячеславу Фастенко, Валерию Грамсу, Валерию Ивлеву, Сергей Мардарь, Геннадию Бондаренко, Валентине Киянице, Валентине Чумак, Елене Вайло, Людмиле Грицких и иерею Георгию Ханову.
Напомним, что памятники Святителю Николаю ранее были установлены в Калининграде, Николаеве и Майкопе.
Русская линия
Биробиджанская епархия принимает крестный ход Владивосток-Москва
Крестный ход в рамках международной программы «Под звездой Богородицы» прошёл более 800 километров
В завершающий день крестного хода по г. Хабаровску паломники приняли участие в молебне в храме св. прп. Серафима Саровского, после чего прошли с Иисусовой молитвой до моста через реку Амур. «Здесь — мощный дух! Это — самое сильное оружие!», — так охарактеризовал молитвенно-покаянное шествие отец Сергий Мещеряков, под руководством которого уже много лет ежегодно проходят крестные ходы по Хабаровскому краю.
На границе Биробиджанской епархии участников пешего крестного хода встречали жители близлежащих населенных пунктов области. Движение с ходом продолжила и часть прихожан храмов Хабаровской епархии. До Биробиджана по федеральной трассе участников будут сопровождать машины ГИБДД, а также автобус, предоставленный Хабаровской епархией. По благословению преосвещеннейшего Иосифа, епископа Биробиджанского и Кульдутского, священник Андрей Винарский отслужил молебен и принял участников крестного хода под свое попечение.
Уникальный крестный ход Владивосток — Москва, который начался из столицы Приморского края 20 мая в рамках международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной восстановлению единства Поместной Русской Православной Церкви, уже месяц находится в пути. На сегодняшний день паломники преодолели более 800 километров по территории двух краев и епархий. Участники отмечают особый молитвенно-покаянный настрой крестного хода и незримое покровительство Пресвятой Богородицы.
Высокопреосвященнейший Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский, напутствуя крестный ход, призвал его участников к молитвенно-покаянному деланию, которое им нужно пронести сквозь жар и холод, дождь и зной, молясь о спасении России и нашего народа. «Думаю, что каждый православный, если его благословит духовник, может пройти с крестным ходом хотя бы несколько километров, — сказал протоиерей Игорь Талько, настоятель храма святых Кирилла и Мефодия, который руководил крестным ходом на территории Владивостокской епархии. — В нашей епархии люди в возрасте, больные — становились и шли в надежде на то, что пройдут хотя бы 5 километров, а проходили гораздо больше. Это свидетельствует о том, что духовная составляющая в нашем народе еще жива».
Самым пожилым участником крестного хода стал 84-летний протоиерей Василий Кабанов, который сначала прошел с ним два дня по территории своей Владивостокской епархии. Затем, приехав вновь, он шел два дня по территории Хабаровской епархии.
30 июня по окончании Божественной Литургии в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе Якутска начинается второй крестный ход программы «Под звездой Богородицы», который духовно возглавит высокопреосвященнейший Зосима, епископ Якутский и Ленский. Главная святыня хода — икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».
Из Москвы в Якутск для крестного хода будут доставлены главные святыни программы — список Казанской иконы Божией Матери (ХIХ век) и старинный крест-мощевик с частью ризы Пресвятой Богородицы и многими святыми мощами угодников Божиих из Богоявленского кафедрального собора г. Москвы. Этими святынями во время молебна в этом соборе благословил участников программы викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истирнский.
Представительская делегация Московского Патриархата во главе с викарием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, преосвященнейшим Александром, епископом Дмитровским доставит также в столицу Якутии Священное Писание, принадлежавшее святому царю-мученику Николаю II с его пророческими пометками, из храма св. благоверного великого князя Александра Невского в Пскове и икону преподобного Германа Аляскинского с частицей его святых мощей из храма святой великомученицы Екатерины — подворья Американской Православной Церкви в России.
Русская линия
Священник Александр Шумский: «Вопрос о перезахоронении праха Ленина сегодня не первостепенно важный»
Известный церковный публицист прокомментировал возобновившиеся разговоры о выносе трупа «вождя мирового пролетариата» из мавзолея
Как сообщил агентству анонимный источник в КПРФ, суть договоренностей сводится к тому, что коммунисты не будут выступать против захоронения останков Ленина, за что в обмен получат возможность совершить в канун 90-летия октябрьского переворота «предвыборный тур» с телом Ленина. Гроб с мумифицированными останками коммунисты якобы планируют провести через всю страну с тем, чтобы желающие смогли почтить память коммунистического вождя революции и проводить его в последний путь.
Как сообщает источник, официальное захоронение тела Ленина вероятнее всего произойдет 21 января 2008 года — в день кончины вождя.
Впрочем, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Олег Куликов поспешил опровергнуть эту информацию. «Это не так. Здесь нет ни одного слова правды. Это просто провокация против партии, против нашей истории и против самого Ленина», — сказал Куликов РИА Новости.
Идея отправить мумию Ленина в предвыборный тур, конечно же, вздорная и нелепая, она очень похожа на «журналистскую утку». Однако о необходимости убрать с Красной площади столицы труп «вождя мирового пролетариата» говорят уже давно многие политики и общественные деятели. К примеру, сегодня руководитель авторского коллектива проекта Федерального военного мемориального кладбища Сергей Горяев заявил агентству Интерфакс-Религия, что при наличии политического решения останки Ленина могут быть захоронены там, либо в Мытищах, где создается пантеон для захоронения государственных деятелей России.
Прокомментировать ситуацию вокруг перезахоронения останков Ленина мы попросили известного церковного публициста, клирика храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках иерея Александра Шумского.
Отец Александр заявил, что похоронить Ленина «надо будет обязательно, т.к. тело умершего человека должно покоиться в земле». Однако он призвал не политизировать это событие, чтобы дело, направленное на объединение народа не привело, напротив, к усилению разделения. «Мне кажется, что с каждым годом идея захоронения останков Ленина будет становиться всё более и более возможной, но пока всё-таки стоит с этим немного подождать. Я лично сам всецело за то, чтобы предать его прах земле, но, к сожалению, в обществе еще существуют настроения против такой меры. Ждать, скорее всего, осталось недолго, поскольку протестов против выноса праха Ленина из мавзолея становится все меньше и меньше», — отметил священнослужитель.
Батюшка подчеркнул, что нужно не забывать о той «значительной части людей, которые лояльно относятся к Церкви, и в храм начинают ходить, но в то же время, не изжили в себе еще некоторого ленинизма». «Я лично знаю ветеранов Отечественной войны, которые ходят в храм, причащаются, но в тоже время, по привычке, почитают и Ленина. И таких людей немало. Поэтому я считаю так, вопрос о перезахоронении праха Ленина не первостепенно важный и поэтому стоит проявить в этом вопросе некоторую выжидательность. Люди будут постепенно воцерковляться, будут менять свои взгляды. В итоге время возьмет свое и настанет момент, когда для всех станет ясно, что по-другому поступить просто нельзя. Тогда это будет легко и просто сделать. Сейчас, мне кажется, такой момент еще не настал», — считает отец Александр Шумский.
Русская линия
«Радуйся, святый Луко, Евангелисте Христов и Апостоле»
Мощи апостола Луки доставлены из Санкт-Петербурга в Киев
Торжественная встреча мощей состоялась у Троицких врат Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Мощи апостола и евангелиста Луки будут пребывать в Крестовоздвиженском храме Лавры до 27 июня — доступ к ним будет открыт круглосуточно. А 27−28 июня — в Свято-Андреевском кафедральном соборе города Запорожье, после чего святыню доставят в Красноярск, сообщает официальный сайт УПЦ МП.
За девять дней пребывания святыни в храме Христа Спасителя в Москве мощам апостола и евангелиста Луки поклонились около 300 тысяч верующих. В течение шести дней пребывания честной главы в Санкт-Петербурге святыни поклонились коло 100 тыс. жителей города и Ленинградской области. В северную столицу мощи были торжественно доставлены 17 июня.
Паломников оказалось так много, что насельникам Александро-Невской лавры, в Свято-Троицком соборе которой и находилась честная глава апостола и евангелиста Луки, пришлось организовать подход к святыне сразу с двух сторон, сообщили в Фонде Андрея Первозванного, выступившем организатором принесения честной главы апостола со Святой горы Афон, сообщает Интерфакс-Религия.
Помимо митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, мощам апостола поклонились специально приехавшие в лавру правящие архиереи соседних регионов: архиепископ Псковский Евсевий и епископ Петрозаводский Мануил. Среди паломников были также католики, в том числе из Италии, и много мальчиков по имени Лука, отметили в фонде.
Сегодня днём, перед отправкой мощей в Киев, жители Петербурга проводили их торжественным молебном (его возглавил епископ Петергофский Маркел). Провожая святыню, верующие выстроились живым коридором от главного собора до врат Александро-Невской лавры.
Русская линия
Владимир Добреньков: «Идеология в ВУЗах должна транслировать пафос национального достоинства»
Декан социологического факультета МГУ уверен, что образование не может быть деидеологизированным
«Образование, в особенности гуманитарное, априорно является идеологизированным. Иным оно не бывает. Любая попытка представить его свободным от идеологии — это лицемерие. А плодом т.н. деидеологизации образования является лишь подмена национальной идеологии иными идейными установками — субъективными взглядами авторов курсов, преподавателей, других заинтересованных групп», — считает Добреньков.
Однако, по мнению социолога, идеологическое наполнение вузовского образования ни в коем случае не должно носить доктринальный характер. «Нужно не внедрение системы взглядов, а трансляция пафоса национального достоинства, не замалчивание достижений „инонациональных, инокультурных, иноидеологических“ моделей (что было принципом советской идеологической борьбы), а утверждение особенностей национального цивилизационного строя в подлинном драматизме столкновения идей и концепций. Полнота картины мира — это принцип отечественной гуманитарной науки», — подчеркнул православный ученый.
По справедливому суждению профессора, отсутствие осознания идеологии, всегда сопровождается неосознанным следованием чужой идейной установке. «Это ведет к хаотизации системы ценностей, к тому, что человек, не имея своей мировоззренческой системы, становится легко манипулируемым существом». «Студенческая молодежь являет собой основу будущих национальных элит, и прививание ей имманентного „чувства национальной идеи“ позволит поколению „завтра“ обладать культурой и навыками государственного мышления. Тогда как идеологическое выхолащивание вузовского образования приведет к идейной беспомощности будущей элиты — это в лучшем случае, а в худшем — к подмене ее ориентации с национальных интересов России на интересы других государств», — считает Добреньков.
Кроме того, заметил ученый, в студенческом возрасте «человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса, значительной частью которого является позитивная национальная идеология. В случае если такая идеология отчетливо не усматривается, молодой человек оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией».
«Образование является наиболее мощным и естественным инструментом внедрения национальной идеологии в общество», — подытожил Добреньков, выразивший надежду, что образование никогда не станет механической трансляцией информации. «Именно поэтому формирование национальной идеологической доктрины — первоочередная задача российской гуманитарной науки», — сказал ученый.
Русская линия
От спора башкир с татарами страдают русские
Уфимские власти противодействуют установке памятника основателю города воеводе Михаилу Нагому
Помимо этого, возмущение русской общественности Башкирии вызывает противодействие местных властей инициативе Союза предпринимателей республики Н.А.Швецова установить за свой счет в Уфе памятник основателю города воеводе Михаилу Нагому — видному российскому государственному деятелю второй половины XVI в. Как отмечает издание, М. Нагой воспринимается в Башкирии как «нейтральный, не причинявший никакого вреда башкирам деятель», а потому установка памятника ему в 2008 году — в год празднования 450-летия вхождения региона в состав России была бы целесообразна.
Однако инициатива Швецова натолкнулась на резкое неприятие властей, в частности, уфимской мэрии. Причина же неприятия такого памятника кроется в следующем — реализация этого решения автоматически привела бы к негласному признанию того, что Уфа основана в 1586 г. и таким образом не позволила бы местным властям утверждать, что столица Башкирии якобы древнее Казани — столицы республики, которую здесь склонны воспринимать как конкурента и соперника. Для доказательств глубокой древности Уфы группой башкирских историков во главе с археологом Н. Мажитовым и при поддержке руководства республики накануне празднования 1000-летия Казани была развернута пропагандистская кампания по внедрению в массовое сознание идеи о существовании 1500 лет назад на слиянии рек Уфы и Белой древнебашкирского города «Башкорт» и чуть ли не десятков средневековых городов на территории современной Башкирии.
«Кроме того, руководство РБ, вероятно, опасается, что памятник М. Нагому может стать знаменем для потенциального русского движения, местом сборов русских в Уфе (подобно тому, как башкирская молодежь предпочитает собираться у памятника Салавату Юлаеву), поскольку мест, обладающих четко выраженной этнической символикой, у русской общины в Уфе нет. И, наконец, участие в истории вокруг памятника оппозиционного политика и бизнесмена Н. Швецова сразу закрывает любой возможный диалог с властями на эту тему, поскольку правящие круги РБ не практикуют контактов и сотрудничества с теми, кто находится в противоположном им лагере», — отмечает «Уфагубъ»
Между тем, в Институте российской истории Российской академии наук на запрос Швецова ответили, что «известные на сегодняшний день сведения источников позволяют с большим основанием датировать основание Уфы 1586 годом, а ее основателем и первым воеводой считать М.А.Нагого». Официальное заключение ИРИ РАН сделанное доктором исторических наук В. Трепавловым за подписью члена-корреспондента РАН А. Сахарова было направлено Швецовым вице-премьеру, министру культуры и национальной политики РБ И.Илишеву. Однако местные власти не удовлетворились таким ответом и провели собственную «экспертизу», которую поручили главному идеологу 1500-летия Башкирии академику Академии наук республики Башкортостан Н.Мажитову. Итог ее оказался предсказуемым — справка, изложенная РАН, была признана ошибочной, а стремление Швецова установить памятник воеводе Нагому названо попыткой «принизить значимость предстоящего 450-летнего юбилея добровольного вхождения Башкортостана в состав России» и «борьбой с правящим режимом».
Таким образом, башкирские власти отвергли заключение РАН о времени основания Уфы, запретили установку (кстати, без привлечения бюджетных средств) памятника основателю столицы нынешней республики, отказались дать заключение о его художественной ценности (хотя монумент выполнен известным в республике скульптором).
Ранее, в интервью ИА «Росбалт», Швецов сообщил, что разработка проекта и изготовление памятника ведется исключительно за счет частных пожертвований, собранная сумма превышает 2,5 млн рублей. «Это — прецедент для Уфы. Все остальные памятники в нашем городе строились за счет бюджета», отметил он. В руках воеводы будет щит, а под памятником — надпись «Основателю Уфы князю, воеводе Михаилу Нагому от благодарных уфимцев». По словам Швецова, появление в городе единственного памятника отцу-основателю станет первым шагом по «формированию русского образа Уфы».
Русская линия
«Лотереи, нацеленные на выманивание денег — это продолжение игорного бизнеса»
Депутаты Госдумы Александр Лебедев и Андрей Самошин предлагают запретить частным компаниям организовывать лотереи
Лебедев отметил, что данная поправка относится только к лотереям, а работу тотализатора, букмекерских контор и интернет-лотерей она не затрагивает. «Хотя, сказал депутат, — к этому можно вернуться в процессе обсуждения законопроекта в Госдуме». Он считает, что самое сложное здесь — ограничить такую деятельность. Но в одном А. Лебедев уверен однозначно — «это все халявные виды бизнеса, позволяющие вводить в заблуждение граждан и получать немыслимую норму прибыли», поэтому их необходимо «удалить подальше от простого народа».
Как рассказал в интервью «Русской линии» Андрей Самошин, законопроект депутатов предусматривает запрет частных лотерей только в той части, «где люди платят деньги, получают лотерейный билет и ждут какого-нибудь выигрыша». «Мы ни в коем случае не касались той ситуации, когда какие-нибудь компании в рекламных целях разыгрывают лотереи и призы, за которые люди ничего не платят. А лотереи, нацеленные на выманивание у человека денег — это ведь, то же самое продолжение игорного бизнеса. Это бизнес, основанный на человеческих страстях, поэтому здесь нет большой разницы между лотереей и рулеткой», — считает Самошин.
«Когда мы подробно изучили историю с российскими лотереями, мы выяснили, что у нас существуют десятки компаний, которые затевают различные лотереи, собирают деньги, объявляют себя банкротами и исчезают. К сожалению, даже с лотереями, которые организовывали региональные и федеральные органы власти, есть прецеденты, когда и там не все было в порядке с законодательством и возбуждались уголовные дела, были неприятные разбирательства, потому что куда-то исчезали деньги, исчезал призовой фонд. На мой взгляд, этот бизнес, по своим мотивировкам и правилам очень схожий с игорным бизнесом, также было бы правильно запретить», — заключил политик.
Русская линия
Дмитрий Рогозин: «Они защищали нас, теперь им нужна наша защита»
Лидер КРО призвал СМИ быть объективными в освещении судебных процессов над русскими офицерами
«Призываю вас обратить самое пристальное внимание на крайне тревожную тенденцию, сложившуюся в связи с рассмотрением т.н. „офицерских дел“ в последнее время. Дело Ульмана — не единичный случай. Практика незаконной отмены оправдательных приговоров судов присяжных и передача дел военнослужащих на рассмотрение профессиональным судьям становится системой. При этом обвинительные приговоры, вынесенные присяжными, никто не собирается отменять», — говорится в обращении.
Как подчеркивает Д. Рогозин, «в отношении военнослужащих, защищавших нас от террористов и сепаратистов, был нарушен один из основополагающих принципов права, закрепленный как в Конституции РФ (ст. 54 ч.1), так и в Уголовном кодексе РФ (ст. 10 ч.1), в соответствии с которым закон, ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы». Кроме того, отмечает депутат, «ст.19 ч.3 Конституции РФ запрещает любые формы дискриминации граждан по признакам социальной принадлежности. Однако военнослужащие, проходившие и проходящие службу на территории Чеченской республики, теперь фактически являются гражданами „второго сорта“, поскольку лишь они во всей России не имеют права на рассмотрение их дела судом присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом».
Помимо этого, отмечается далее, доказательства невиновности офицеров С.В.Аракчеева и Е.С. Худякова вообще очевидны. К примеру, помимо прочих доказательств невиновности офицеров, Рогозин указывает на то, что имеющиеся в деле пять заключений баллистических экспертиз говорят о том, что все гильзы и пули, найденные на месте происшествия, не имеют никакого отношения ни к автомату Худякова, ни к автомату Аракчеева, ни вообще к какому-либо оружию воинской части 3186, представленному на экспертизу. Более того, в настоящее время алиби офицеров подтверждают 25 (!) допрошенных в судебном заседании свидетелей — их сослуживцев, из них четыре подполковника. «Очевидно что обвинительный приговор, после двух оправдательных станет не правовым, а политическим решением — очередным ударом по нашей армии и российской государственности», — уверен политик.
«Вне зависимости от идеологической направленности возглавляемых вами средств массовой информации призываю вас сделать все возможное для объективного освещения данных судебных разбирательств. Эти процессы — серьезная проверка на зрелость гражданского общества России. Они защищали нас, теперь им нужна наша защита», — говорится в обращении Д. Рогозина редакторам СМИ.
Русская линия
Дело Ищенко еще не окончено?
Волгоградская прокуратура подала кассацию на решение Центрального районного суда
В свою очередь, защита Евгения Ищенко требует полного прекращения уголовного преследования православного политика в связи с отсутствием в его деле состава преступления. «Мы с самого начала настаивали на абсолютной невиновности нашего подзащитного, и если сейчас прокуратура заявила о протесте, мы со своей стороны также готовы выдвинуть определенные претензии, — заявил адвокат Е. Ищенко Андрей Житин. — По закону у нас есть срок до понедельника. Но скорей всего, мы подадим протест уже завтра».
«Все дело Евгения Ищенко изначально было надумано и сфальсифицировано, — заявил сразу после объявления приговора в интервью Общей Газете.Ru адвокат Павел Астахов. — Приговор суда — не полный провал прокуратуры, но серьезное поражение. 285-ая статья, по которой мэр обвинялся, не нашла подтверждения, хотя о том, что Евгений Ищенко злоупотребляет полномочиями, кричали на каждом углу. Нам еще есть за что бороться, в частности, по обвинениям в незаконной предпринимательской деятельности».
О провале прокуратуры, которая во что бы то ни стало, захочет взять реванш, сразу после оглашения приговора заговорили и эксперты. «Тот факт, что суд не нашел серьезных оснований для осуждения Ищенко на длительный срок и признал его невиновным по одной из статей обвинения, свидетельствует о недостаточной компетенции прокурорских чиновников, которые вели дело, — отметил в интервью ИА Росбалт член комитета Госдумы по безопасности Аркадий Баскаев. — Судя по всему, не было собрано достаточной доказательной базы, убедительных аргументов сторона обвинения не предъявила».
В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин напрямую заявил о возможной предвзятости суда. «Можно только поздравить Ищенко с мягким приговором, с которым, однако, вряд ли согласится сторона обвинения», — сказал он «Росбалту». По мнению Илюхина, дело Ищенко — «еще одно доказательство того субъективизма, который довлеет над нашим правосудием, особенно на начальной стадии производства». «Я не исключаю, что в отношении бывшего мэра Волгограда была допущена определенная предвзятость», — заметил он.
Напомним, что Евгений Ищенко был задержан сотрудниками Управления ФСБ по Волгоградской области 30 мая 2006 года возле здания областной Думы. В ходе судебных слушаний, начавшихся 9 октября в Центральном районном суде Волгограда, он не признал себя виновным. Далее последовала довольно долгая история с отказом многих свидетелей обвинения от своих показаний, с возвращением дела в прокуратуру для исправления допущенных нарушений, а затем вновь в суд для рассмотрения дела другим составом суда.
Наконец, 29 мая федеральный судья Дмитрий Алтухов заявил о завершении судебного следствия по делу бывшего мэра Волгограда. 13 июня он вынес свой вердикт, приговорив Евгения Ищенко к 1 году лишения свободы. С учетом срока, проведенного им в СИЗО, Е. Ищенко был освобожден из-под стражи прямо в зале суда и тут же покинул помещение судебных заседаний. Ранее в защиту гонимого православного политика выступили известные русские писатели и общественные деятели, митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев), а также монахи Святой Горы Афон. Ряд православных общественных организаций взяли расследование «дела Ищенко» под свой контроль. Подробности скандального «дела Ищенко» читатели могут найти на специальной странице РЛ.
Русская линия
«Израильтяне довольны палестинской междоусобицей»
Политолог Сергей Лебедев не сомневается, что раскол палестинского общества выгоден прежде всего еврейскому государству
Как сообщает издание, попытку примирить два враждующих палестинских лагеря — ХАМАС и ФАТХ — предпримут в понедельник в египетском Шарм-эль-Шейхе президент Египта Хосни Мубарак и король Иордании Абдалла II. Однако посредничество пока осложняется отказом лидеров ХАМАС прибыть в Каир в эти дни. Согласие приехать дал лишь лидер ФАТХ, президент Палестинской национальной автономии Махмуд Аббас. Одновременно египтяне и иорданцы возьмут на себя роль посредников на переговорах между Махмудом Аббасом и премьером Израиля Эхудом Ольмертом, которые должны состояться в Каире в понедельник. Накануне Аббас охарактеризовал действия ХАМАС как кровавый переворот и обвинил исламистов в попытке основать в секторе Газа отдельное государство.
Вместе с тем стало известно, что ВВС Израиля нанесли удар по цели на территории сектора Газы. Британский телеканал «Sky News» в связи с этим незамедлительно сообщил: «Армия Израиля заявляет, что возобновляет воздушные атаки в Газе». Практически всем становится ясно, что Израиль готовится к крупномасштабной военной операции против Палестины.
Напомним, что на прошлой неделе противостояние враждующих сил в Палестине развернулось с новой силой. Вооруженные формирования ХАМАС захватили сектор Газа, вследствие чего в Палестинской автономии было сформировано новое правительство, в котором уже не оказалось представителей ХАМАС.
Мы попросили прокомментировать ситуацию в Палестине петербургского политолога, доктора философских наук Сергея Лебедева. Касаясь вопроса, связанного с эвакуацией российских граждан из сектора Газа, он отметил, что фактически в настоящее время российская дипломатия в Палестине, сделавшая после смерти Я. Арафата ставку на ХАМАС, потерпела поражение. Политолог коснулся истории проблемы и напомнил, что с ФАТХом, который был создан Я. Арафатом еще в 1964 году, СССР и Россия сотрудничали в течение сорока лет. Мало того, сам Аббас у нас учился и даже защищал диссертацию. «Они к нам всегда относились с симпатией и до сих пор помнят, что мы их всегда поддерживали», — сказал С.Лебедев.
По его мнению, основной смысл конфликта в Палестине заключается том, что Израиль всегда пытался расколоть палестинское общество. Это в итоге ему и удалось сделать. Именно с одобрения Израиля в свое время был создан ХАМАС. Когда умер Арафат — сильный харизматический лидер — оказалось, что люди, которые с ним работали, оказались неспособными заменить вождя. И тогда большую поддержку у арабов стал получать ХАМАС. Сегодня он имеет громадное влияние в секторе Газа. Что же касается ФАТХ, то его влияние осталось сильным на западном берегу реки Иордан, а также среди палестинцев-эмигрантов. Таким образом, сегодня Палестина фактически расколота на два враждующих между собой образования, чего всегда и добивался Израиль.
«Что остается делать России в данной ситуации? — вопрошает политолог. — Ведь ХАМАС сегодня не намерен опираться на Россию». «Они, как и положено фанатикам, против всех, и в конечном счете они когда-нибудь потерпят поражение, но до этого еще много дров наломают», — добавил он. Итак, подытожил С. Лебедев, происходящие сейчас в Палестине процессы ведут к ослаблению нашего влияния в этой стране. Если же последует вторжение Израиля, что, скорее всего, произойдет в самое ближайшее время, то ХАМАС, полагает эксперт, вступив с ним в бой, привлечет на свою сторону массу палестинцев, которые ненавидят Израиль, хотя при этом отнюдь не являются исламистами. То, что там погибнет масса людей, ХАМАС не волнует.
В любом случае, считает С. Лебедев, в данной ситуации нам надо по-прежнему исходить из того, что ФАТХ — это организация с почти полувековой историей. В значительной степени, палестинское движение связано именно с ФАТХом. Несмотря на несомненные неудачи, в частности, вызванные курсом самого Аббаса, нам необходимо поддерживать ФАТХ, для того чтобы он по-прежнему доминировал в палестинском движении. Это движение, по мнению политолога, будет по-прежнему существовать, и, вероятно, при любых обстоятельствах все-таки сумеет удержаться у власти. Что же касается ХАМАС, то он, как ни странно, в какой-то степени действует в интересах американцев, полагает С.Лебедев. «Такое ощущение, что сейчас пойдет взрывная волна. Израильтяне довольны, потому что палестинцы вступили в междоусобицу», — заключил он.
Русская линия
У Натальи Варлей юбилей
С днем рождения актрису поздравил Президент России Владимир Путин. «Сыгранные Вами роли неизменно привлекают зрителей искренностью и выразительностью. Отрадно, что сегодня Вы не только много работаете в кино, но и ведете плодотворную общественную, благотворительную деятельность», — говорится в поздравительной телеграмме.
Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в городе Констанце (Румыния). Окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (1965), Театральное училище им. Б. Щукина (1971). До 1967 — эквилибристка Московского государственного цирка. В 1971—1978 годах — актриса Драматического театра им. К.Станиславского.
Н.Варлей известна зрителям по фильмам «Вий», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Кавказская пленница» и «Двенадцать стульев». Сейчас Варлей в кино уже не снимается. Но в последнее время вышло 2 компактдиска с ее песнями, два сборника стихов. Занимается дубляжом. Ведет передачу «Домашние хлопоты» на РТР.
Как известно, актриса пришла к вере, стала православной христианкой. В одном из интервью у нее спросили, что помогает ей справляться с жизненными трудностями? Она ответила: «Молитвы. Крестилась я поздно — в 25 лет. Именно тогда почувствовала, что после „Вия“ за мной тянется след каких-то дурных событий. Крещение помогло. И теперь, когда особенно тяжело, еду в храм в Сергиев-Посад. Там есть отец Георгий, который помогает выгнать из души бесов. Главное — не нести своим творчеством и искусством зла, не вызывать у зрителей низменных страстей. Пытаюсь следовать этому». Сегодня Наталья Варлей занимается благотворительностью, участвует в фонде Святителя Николая — организации благотворительных паломнических поездок.
Русская линия
«Идеал православной монархии не должен быть опорочен поспешным его применением»
Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что для установления в России монархии пока нет условий
Тема симфонии властей и возможности установления монархии в России была затронута на одном из заседаний. Отвечая на вопрос о том, насколько идея симфонии актуальна сейчас для России, отец Всеволод отметил: «Идеал симфонии властей прописан в „Основах социальной концепции Русской Православной Церкви“, однако в истории он никогда не был осуществлен. „Основы..“ не исключают такого общества, при котором более религиозно обоснованные формы государственного устройства все же возможны».
Протоиерей Всеволод подчеркнул, что пока в России рано говорить о наличии условий для реализации этого идеала. «Любой здравомыслящий христианин стремится к тому, чтобы этот идеал не был опорочен его поспешным применением. Представим себе, что завтра кто-то объявит себя православным монархом, не имея общественной поддержки, не имея основы в качестве должного духовного воспитания людей — во-первых, он никогда не приобретет реальной власти, а во-вторых — дискредитирует саму идею, превратит ее в самопародию».
При этом священник заметил, что апокалиптическая перспектива актуальна для всех. «И мы, и Запад либо погибнем, либо придем к иной форме общественного измерения нашей жизни. Возможно, еще какое-то время Господь даст возможность людям жить осознанно».
Русская линия
Сергей Бабурин и Виктор Алкснис предлагают дать каждому россиянину по 4 млн рублей
В Госдуму внесен законопроект о создании «Возвратного фонда общенародной собственности»
Данный законопроект предусматривает перечисление государством каждому гражданину России 4 млн руб. в качестве возврата приватизационных долгов. Документом также предлагается создать возвратный фонд общенациональной собственности, который займется проведением инвентаризации и аудита всей собственности на «средства инвентаризации, природные богатства и имущество бывшего СССР».
Соучредителями фонда могут стать российские граждане, достигшие 18-летнего возраста и владеющие собственностью фонда без указания долей. При этом источниками наполнения фонда должны стать государственные и частные предприятия, «история приватизации которых противоречит принципам социальной справедливости и общественным интересам». Каждый соучредитель фонда, отмечается далее, получает именной приватизационный сертификат, подтверждающий его право на равную долю во всей собственности фонда, а также право на ежегодную прибыль в равных долях с остальными соучредителями.
В случае принятия законопроекта фонд начнет свою работу с 1 января 2008 года.
Как отмечают депутаты, фонд предназначен для реализации экономических прав граждан на владение собственностью на средства производства и природные богатства России. Источниками наполнения фонда, материальными активами становятся государственные предприятия, а также частные предприятия, история приватизации которых противоречит «принципам социальной справедливости и общественным интересам». При этом, отмечают Бабурин и Алкснис, эффективно используемая собственность в сфере малого и среднего бизнеса источником наполнения фонда не является.
По мнению авторов законопроекта, все претенденты на руководящие посты в фонде должны принять присягу, пообещав «честно и добросовестно служить обществу и России», а в случае, если в нем возобладает корыстолюбие, «обязуется смыть свой позор немедленной отставкой и тем суровым наказанием, который ему назначит его собственная совесть и правосудие». Должностные лица фонда, не соблюдающие присягу, по мысли авторов, впоследствии лишаются пенсионного и всех видов социальных льгот и обеспечения.
«При приватизации 1991 года граждане России были обмануты через ваучеры», — пояснил лидер «Народного союза» Сергей Бабурин. — Сегодня есть все возможности для того, чтобы вернуть народу ту долю собственности в ее стоимостном выражении, которой он был фактически лишен в 90-е годы из-за несправедливо проведенной приватизации". В случае создания фонда каждый гражданин сможет рассчитывать не менее чем на 4 млн руб, уверен политик. Он считает, что эти выплаты не спровоцируют роста инфляции, а наоборот — будут способствовать экономическому росту. Как пишет «Российская газета», Бабурин ссылается на исследования РАН, которые, по его словам, свидетельствуют, что собственность на средства производства, природные богатства, имущество бывшего СССР составляет примерно 600 трлн рублей. А поскольку граждан в России 141 млн человек, как раз и выходит сумма в 4 млн рублей на каждого россиянина.
Русская линия
В Троице-Сергиевой Лавре состоится научно-практическая конференция
На конференции выступят специалисты из Курской, Смоленской, Новосибирской, Самарской, Вологодской, Белгородской областей, Санкт-Петербурга, Москвы и других субъектов России, имеющих положительные результаты внедрения духовных и нравственных дисциплин в образовательных учреждениях. В качестве научных консультантов приглашены ведущие специалисты России в области образования: академики РАО Е.В. ондаревская, Г. В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, профессора И.Ф.Гончаров, игумен Георгий (Шестун), М.В.Захарченко и др.
В последний день, 27 июня 2007 года, в 11:00 в Московской Духовной Академии состоится итоговый круглый стол специалистов и пресс-конференция
Аккредитация прессы по телефону: 8−905−541−10−88 (Маслова Мария).
Русская линия
На Пречистенке установлен памятник Святым Царственным Мученикам работы Церетели
Скульптурная композиция имеет название «Ипатьевская ночь», выполнена она из бронзы, ширина достигает почти шести метров, высота — 3,5 метра и символизирует часть подвала Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в котором содержались в заточении члены Царской Семьи.
«Над „стеной подвала“ будет установлен выполненный в металле текст, рассказывающий о трагической судьбе Царской Семьи. В темное время суток памятник будет подсвечиваться красным светом. Это будет очень впечатлительно», — сказал скульптор.
По его словам, в композиции будут использованы большие гвозди, оставшиеся в подвале Ипатьевского дома со времен злодейского убийства Святых Царственных Мучеников.
Скульптор также сообщил, что в его адрес уже поступали просьбы об установке памятника из разных мест, но пока он будет находиться на Пречистенке.
Среди работ Церетели, выполненных ранее, уже есть 74 скульптуры российских князей и Царей. Многие из них находятся там же, в Галерее искусств на Пречистенке.
Русская линия
Участники Сборов военного духовенства совершили заупокойную литию по солдатам, павшим на Чеченской войне
Перед литией выступил Председатель Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.
Затем состоялось возложение венков к памятнику от представителей различных организаций, в том числе от организации «Боевое Братство», которое возглавляет Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов.
Русская линия
Для восстановления храма Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге создается общероссийский фонд пожертвований
В настоящее время объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации, ведутся работы по расширению территории для создания храмового комплекса, который должен включить и учебные корпуса семинарии. В целом на подготовку проектно-сметной документации для реконструкции храма потребуется около 40 млн рублей, а на строительство и восстановление всего комплекса сооружений — около 1 млрд. Средства планируется изыскать из городского бюджета, а также путем поиска спонсоров.
Сегодня из федерального бюджета на восстановление Феодоровской церкви выделено 9,6 млн рублей, в том числе 2 млн — на разработку проектной документации по восстановлению и 7,6 млн — на производство первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. 20 млн рублей поступит из бюджета Петербурга.
Русская линия
Однокурсник Президента станет главой Следственного комитета
Представление на эту кандидатуру было внесено в верхнюю палату главой государства. Одним из вероятных претендентов на пост главы СК считался также Дмитрий Козак — полпред президента в Южном Федеральном округе, считающийся другом Президента и одним из вероятных кандидатов в «преемники».
За кандидатуру Бастрыкина проголосовали 137 сенаторов при двух воздержавшихся, сообщает Интерфакс.
В решении Совета Федерации говорится, что Бастрыкин назначен на этот пост с 7 сентября 2007 года, когда вступит в силу закон о создании Следственного комитета. До этого Бастрыкин будет являться временно исполняющим обязанности руководителя Следственного комитета, имея статус первого заместителя генпрокурора России.
Напомним, что законы «О внесении изменений в УПК РФ» и «О прокуратуре РФ», принятые Государственной Думой 11 мая 2007 года и одобренные Советом Федерации 25 мая 2007 года, предусматривают создание системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Систему будут составлять Главное следственное управление, следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления. В этих следственных органах предлагается сосредоточить производство предварительного следствия по уголовным делам, подследственным следователям прокуратуры.
На днях в СМИ активно обсуждалась отставка Юрия Чайки, который, по слухам, был крайне недоволен созданием СК. Генпрокуратура и сам Юрий Чайка пока опровергают слухи, сообщает тот же источник.
Русская линия
Прокуратура ищет Эдуарда Ульмана в Чечне
В прокурорском поручении также требуется провести проверку жилых и нежилых помещений у всех потерпевших, их близких, дальних родственников и односельчан на предмет обнаружения возможных мест, где могут содержаться похищенные. В письме из прокуратуры указаны подробные адреса и номера мобильных телефонов этих родственников и правозащитников, сказал Нухажиев.
Между тем, уполномоченный по правам человека в Чечне назвал действия прокуратуры попыткой «оказать прямое психологическое воздействие» на потерпевшую сторону. По словам Нухажиева, в знак протеста молодежные, общественные и правозащитные организации Чечни намерены провести пикеты и митинги, а также начать сбор подписей под заявлениями в адрес руководства Генпрокуратуры России.
Русская линия
Калининградские депутаты не допустили референдума по превращению края в игорную зону
Возможность проведения референдума по вопросу строительства в регионе игорной зоны была отклонена подавляющим большинством голосов. По мнению депутатов предлагаемый для вынесения на областной референдум вопрос «Согласны ли вы с созданием на территории Калининградской области игорной зоны?» не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», и статьи 5 местного закона «О референдуме в Калининградской области». Как пояснил глава думского комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Вячеслав Башкатов, этот референдум — превышение полномочий субъекта федерации.
О том, что Калининградская Областная дума не допустит проведение референдума, прогнозировал член совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Виктор Васильев. Теперь, по его словам «мы будем судиться с нашими доблестными народными депутатами из Областной думы. Во-первых, потому что это незаконно, а во-вторых — вопреки воле их избирателей». Напомним, что по итогам официальных социологических опросов, более 68% жителей Калининградской области категорически возражают против размещения на территории региона игорной зоны.
Русская линия
Совет Безопасности ООН не смог осудить президента Ирана
Постпред России в ООН Виталий Чуркин сообщил, что Россия была согласна с принятием данного документа, но его «заблокировали один или два члена Совета Безопасности». Чуркин также уточнил, что у Москвы же к внесенному в Совбез ООН документу «претензий не было», сообщает телеканал «Вести».
Напомним, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в очередном антиизраильском выступлении 3 июня заверил, что мир станет свидетелем «разрушения сионистского режима».
Совет Безопасности намеревался принять заявление, осуждающее иранского лидера, однако процедура требовала, чтобы оно было поддержано единогласно. По информации, прозвучавшей в кулуарах, против официального осуждения выступили Катар и Индонезия, являющиеся членами СБ ООН. В свою очередь Иран обратился к СБ ООН со встречным осуждением Израиля в антииранской риторике.
Русская линия
Власти Латвии принимают эстафету у Эстонии: немецкий концлагерь собираются сделать памятником жертвам сталинских репрессий
Однако сегодня латвийские власти решили переписать историю саласпиллского мемориала. Они утверждают, что там погибло «всего» 2000 человек и ничего страшного в этом месте не произошло. Поэтому Саласпилсский мемориал собираются превратить в памятник жертвам сталинских репрессий.
Глава саласпилсской гордумы Юрис Путниньш сообщил журналистам, что эта идея принадлежит государству. Однако гордума ее разделяет. По мнению латвийских властей, в городе нет ни одного памятника жертвам «советской оккупации». На вопрос «Нельзя ли устроить такой памятник в другом месте, не оскорбляя память людей, замученных фашистами непосредственно в Саласпилсском концлагере?», городской голова Саласпилса ответил: «Вся Латвия была оккупирована советской властью, и, значит, памятник ее жертвам можно устраивать в любом месте».
Решение об изменении статуса мемориала было принято после недавней смерти его директора. Сейчас активно ведется поиск нового руководителя мемориала. Председатель Русского общества в Латвии Татьяна Фаворская испытание не прошла по идеологическим причинам, поскольку она не разделяет новомодных государственных взглядов о равнозначности фашистского и советского режимов. Кроме того, Фаворская не признает «официальною» версию о 2000 погибших, а также не согласна с мнением городских властей, что «ничего страшного там не происходило».
Тем временем, саласпилсская дума выпустила листовки, в которых пропагандируется, что Саласпилс вовсе был не лагерем смерти, а был чуть ли не санаторием для заключенных.
Русская линия
В Петербурге прошел пикет, посвященный событиям в Ставрополе
Русская линия