Маршрутом единства
На Патриаршем подворье в Сокольниках прошел круглый стол «Сближение РПЦ и РПЦЗ: проблемы и успехи»
Участники круглого стола были единодушны во мнении, что две части Русской Церкви не имеют в своей практике никаких канонических, догматических, богослужебных отличий; они связаны единством происхождения и веры, а общественные факторы, вызвавшие разделение, давно исчерпали себя. По общему мнению, «сейчас пришло время затянуться страшной ране на теле церковном: православная общественность России с нетерпением ждет счастливого завершения этого великого и нужного дела».
Иерархи двух Церквей встали на путь, ведущий к литургическому единству. Важным этапом на этом маршруте станет подписание «Акта о каноническом общении», запланированное на 17 мая 2007 года. Никакие резкие заявления, никакие пиар-акции противников объединения не должны приостанавливать или даже замедлять этот процесс. Никакие общественно-политические обстоятельства не должны поколебать решимость наших архиереев довести это благое начинание до конца, считают участники круглого стола.
В завершение встречи представители ЛФГ «Бастион» и общественного движения «Народный собор» вручили игумену Патриаршего подворья о. Иоанну (Ермакову) икону св. Иоанна Предтечи, привезенную из Святой земли и освященную в храме Гроба Господня.
Напомним, что 24 — 26 октября 2006 г. в Кельне прошло совместное заседание Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Подготовлены предложения о месте, времени и порядке подписания Акта о каноническом общении, а также о богослужениях, сопутствующих восстановлению канонического единства. В связи с эти, члены Комиссий сочли свою работу в основном завершенной.
7−10 декабря 2006 года состоялось расширенное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, на котором были одобрены предложения Комиссий о времени, месте и последовании подписания Акта о каноническом общении, а также документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви». 26 декабря 2006 года Св. Синод РПЦ одобрил процедуру подписания «Акта о каноническом общении», которая должна состояться в Храме Христа Спасителя.
На своем первом заседании в 2007 году члены Св. Синода РПЦ также одобрили подготовку церемонии подписания «Акта о каноническом общении» и разрешили проблему канонического статуса клириков, рукоположенных архиереями РПЦ и перешедших в епархии РПЦЗ без надлежащих отпускных грамот. Учитывая предстоящее восстановление канонического общения Синод рекомендовал епархиальным епископам в случае, если клирики, самовольно покинувшие РПЦ, не находятся под каноническими прещениями, выслать их личные дела вместе с отпускными грамотами в адрес соответствующих архиереев Русской Зарубежной Церкви.
Русская линия
Пресвятая Богородица остановила огонь
Пожар в храме Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Сиверский
Причиной пожара стал неисправный электрический кабель. Пожарные, которые прибыли по вызову, прогнозировали, что, как это обычно бывает при таких ситуациях, нужно выносить все, что успеешь за двадцать минут, а потом неминуемо вся постройка должна прогореть и обрушиться, как это случилось в прошлом году с храмом в честь святого апостола Петра и Павла в пос. Карташевка.
Отца настоятеля в это время не было на месте — он был в городе по епархиальным делам. Матушка бросилась на колокольню, стала звонить в колокола. Сбежать с колокольни она успела в последнюю минуту, так как огонь почти мгновенно перекинулся с кровли на шпиль колокольни. Пламя было таким сильным, что расплавило колокола.
Услышав набат, к храму сбежались прихожане — жители ближних домов, стали разбивать оконные стекла и выбрасывать из храма и жилого помещения первого этажа (где живет отец настоятель вместе с семьей) все, что только можно. После того, как огонь удалось потушить, один из пожарников сказал в потрясении: «Теперь я буду верить в Бога! Все должно было сгореть!» В первое время на помощь погорельцам пришла местная военная часть — привезли походную кухню и большие военные палатки для вещей.
Произошло чудо — Пресвятая Богородица сохранила свой храм от полного уничтожения. Но для того, чтобы возобновились богослужения, необходим серьезный ремонт. Сгорела вся кровля, колокольня, храм полностью залит водой. Семья настоятеля — иерея Алексея Терентьева осталась без крова. Просим вас откликнуться и помочь погорельцам в беде.
Звонить можно по телефону: 8 921 758 02 21 иерей Алексей и 8 911 702 72 55 иерей Владислав.
Рсч. N40703810061000000019
ФБ ОАО ПСБ Тосненский г. Тосно
ИНН 7 831 000 010 БИК 44 106 703
кор.счет 30 101 810 400 000 000 000
код ОКПО 918 159
факс 1 09 64
ОКОНХ 96 120
Русская линия
Торгово-развлекательного комплекса на месте святыни не будет
Петербуржцы добились остановки строительства «БлинДональтса» на Площади Мужества
Однако, для отмены решения о застройке святого места потребуется судебное разбирательство, так как «у застройщика имеются все необходимые документы на производство работ». В связи с этим сопредседатель общественного объединения «Площадь Мужества» Александр Алаханов заявил, что «пикет, препятствующий проезду на площадку стройтехники, будет выставлен до ее полной остановки».
Жители Выборгского района Санкт-Петербурга выступили с решительным протестом против строительства «БлинДональтса» в сквере на площади Мужества, на которой они желают вместо очередной «забегаловки» видеть памятник жертвам блокады Ленинграда и восстановленную Преображенскую часовню.
28 марта в Санкт-Петербурге на площади Мужества прошел митинг протеста против строительства ресторана. «Мы заявляем, что у нас есть документы на земли, на которых ведется строительство торгово-развлекательного центра площадью 2 тыс. кв.м., но эта территория была захвачены рейдерами, — заявили тогда организаторы пикета. — Мы требуем прекращения строительства и восстановления на этом месте Преображенской часовни, разрушенной в советские годы».
В ходе митинга на стройплощадку были допущены жители близлежащих домов, которые возложили цветы к закладному камню часовни, оказавшемуся в зоне строительства, и месту обнаружения человеческих останков. «Останки направили на экспертизу. Предположительно, здесь было место захоронения жертв блокады Ленинграда», — сказал один из участников акции. Он добавил, что со среды у ворот стройки начинается бессрочный пикет жителей района.
В это же время в Смольном проходило заседание правительства города, на котором губернатору Валентине Матвиенко доложили об этом митинге. Глава города заявила, что в данной ситуации необходимо прислушаться к мнению жителей города. «Есть ситуации, в которых надо прислушиваться к мнению горожан. Hе надо принимать решения через колено. Хватит, нам достаточно напряжения. Да, есть и ситуации, когда пикеты организовываются конкурентами, но есть и совсем другие случаи», — прокомментировала ситуацию В.Матвиенко.
Площадь Мужества (на пересечении бывших Большой и Малой Спасских улиц) получила свое название в начале 1960-х годов, когда поблизости от нее, на месте крупнейшего братского захоронения жертв фашистской блокады, был оформлен Пискаревский мемориал. 40 лет назад она задумывалась как «окно» на проспект Непокоренных, ведущий к кладбищу. На месте строительства торгового центра раньше находилась деревянная Спасо-Преображенская часовня. В 1960-е годы ее разобрали, а 9 мая 2005 года там был установлен закладной камень церкви в честь погибших во время блокады ленинградцев. Затем должно было начаться строительство самого храма.
Недовольство петербуржцев вызвано тем, что вместо церкви появится торговый центр. Пожилые люди помнят, что в довоенное время здесь находилась великолепная узорчатая деревянная часовня, построенная в начале ХIX века. В день 60-летия Великой Победы в сквере заложили памятник погибшим, инициативная группа выразила намерение восстановить здесь святыню. Закладной камень стал местом традиционных молитвенных стояний.
Русская линия
«Секспросвет» не может предотвратить распространение СПИДа
Руководитель Центра реабилитации наркозависимых иеромонах Диомид (Кузьмин) прокомментировал итоги конференции по проблеме ВИЧ
По результатам состоявшейся дискуссии участниками конференции был принят итоговый документ, в котором, в частности, говорится о том, что ситуация с распространением СПИДа в России вызывает серьезную тревогу у российского общества и, в том числе, у религиозных общин. В документе отмечается, что в ближайшем будущем эпидемия СПИДа может весьма негативно повлиять на социально-экономическое, демографическое и духовно-нравственное состояние нашего народа. По мнению участников конференции, ее распространение в России обусловлено рядом факторов, в том числе медико-санитарного и социально-экономического характера. Однако корень и источник эпидемии, по их мнению, лежит в нравственном кризисе общества, умножении греха и беззакония.
Участники конференции пришли к выводу, что эти проблемы могут быть разрешены лишь при объединении усилий государства, общественных и религиозных организаций, учитывая огромный масштаб проблем, связанных с эпидемией СПИДа. Недопустимо навязывание чуждых традиционной нравственности подходов и программ, а также упрощенческих схем, представляющих сексуальное просвещение как важнейшее средство борьбы с ВИЧ-инфекцией.
Прокомментировать результаты работы конференции мы попросили руководителя Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаха Диомида (Кузьмина). «Можно только поприветствовать усилия Межконфессионального комитета по противодействию ВИЧ/СПИДа, которые организовал обсуждение столь актуальной проблемы. Особенно отрадно, что в работе этого форума приняли участие и представители Русской Церкви», — заявил отец Диомид. По его словам, «сегодня в России достаточно много деятелей, которые совершенно необоснованно считают, что распространение СПИДа можно предотвратить так называемым «сексуальным просвещением».
«Тема «сексуального просвещения» нова, революционна, — отметил священник. — Сама сексуальная революция была запущена в 60 годы, как механизм глобального переустройства. Поэтому «секспросвещение» отметает всяческую нравственность, религиозность, что ведет к деградации общества и как следствие распространению СПИДа». По словам насельника Площанской пустыни, воспитание детей «должно быть пронизано нравственностью, потому что человек априорно нравственное существо». «Игнорирование нравственного, религиозного подхода в воспитании грозит обществу неслыханными потрясениями, что мы и наблюдаем в западных странах. Поэтому мы обязаны учитывать этот негативный опыт», — подчеркнул отец Диомид.
Однако, считает священник, полное замалчивание этой проблемы в школе «тоже неприемлемо». «В нашей школе можно и должно рассказывать о вреде СПИДа, но надо делать это крайне аккуратно, осторожно, понимая, что это не главная цель воспитательного процесса, — сказал иеромонах Диомид. — В первую очередь, мы должны воспитывать семью, и только если мы воспитаем ее, в этом случае у нас не будет никаких отклонений и пороков. А для этого и нужно сначала обозначить базисные нравственные ценности. Здесь необходима не только воспитательная работа с детьми в школе, но и социальная реклама».
Однако, как заметил отец Диомид, на сегодняшний день практика социальной рекламы совершенно неразвита. «Насколько мне известно, 5% от всей рекламы в СМИ, согласно закону, должна быть социальной. Действие этого закона распространяется как на региональные, так и на федеральные СМИ. Но создается впечатление, что власти просто манкируют этим законом, не исключено, что из чисто корыстных соображений, — отметил священник. — Деньги не выделены, механизмы социальной рекламы не отлажены, не понятен отбор тем для подобной рекламы, не понятно кто и по каким критериям осуществляет этот отбор. На местном, региональном уровне нет государственных комитетов, которые бы занимались этой проблемой. Все пущено по волю случая, на самотек».
При этом руководитель Центра реабилитации наркозависимых обратил особое внимание на то, что «сегодня практически отсутствует постоянное взаимодействие Церкви и государства в сфере социальной рекламы». «Потенциал социальной рекламы огромен, можно и должно к ее разработке подключать священнослужителей РПЦ и представителей других конфессий, но пока в этой сфере наблюдается затишье. К сожалению, механизм социальной рекламы бездействует, все поросло лесом безразличия», — подытожил отец Диомид.
Русская линия
Говорить о злоупотреблениях Евгения Ищенко нет никаких оснований
В Центральном районном суде Волгограда начался допрос свидетелей защиты по делу православного политика
Елена Атт, возглавлявшая в бытность Е. Ищенко мэром МУП «Рынок оптово-розничной торговли», не скрыла от суда, что отношения с бывшим мэром у нее были и остаются более чем напряженные. Сам Е. Ищенко от назначения Е. Атт главой МУП был тоже не в восторге, так как у него сложились довольно сложные личные отношения со своей тещей. При этом, Е. Атт твердо заявила, что никаких указаний она от Ищенко не получала. Она также отвергла утверждения прокуратуры о том, что якобы, благодаря Ищенко, «Тамерлан» получал лучшие торговые площади в городе.
Для «Рынка оптово-розничной торговли» «Тамерлан» был одним из арендаторов, снимавшим помещения на общих условиях. Объявления об аренде площадей регулярно печатались в газетах. Утверждения о насильственном выселении других арендаторов, чтобы освободить помещения для «Тамерлана» и «Пятерочки» не соответствуют действительности, заявила Е.Атт. Было несколько площадей, которые МУП хотел использовать для собственных нужд, и для этого расторг старые договоры и отремонтировал эти помещения, но затем, столкнувшись с финансовыми трудностями, был вынужден снова отдать их в аренду — на общих основаниях.
Руководительница Комитета по земельным ресурсам Администрации Волгограда, член комиссии по градостроительству и земельным отношениям Наталья Жукова, допрошенная после Е. Атт заявила, что не видит в действия мэра ничего противозаконного. Она пояснила, что закон допускает предоставление земельных участков фирмам как путем предварительного согласования, так и путем проведения торгов в форме аукционов. По ее словам, мэр Е. Ищенко всегда был сторонником торгов, однако земельные участки не были сформированы, по ним не было необходимых кадастровых и земельных документов, поэтому выставлять их на торги было нельзя.
Сами же предприниматели, претендующие на эти участки, не хотели тратить деньги не только на подготовку документов для конкурсов, но даже на грамотное составление заявок. ООО «Тамерлан» на этом фоне, по словам Н. Жуковой, отличался, по крайней мере, хорошо подготовленной документацией. Бывший мэр никогда не лоббировал интересы «Тамерлана», не оказывал на Н. Жукову никакого давления и не вмешивался в распределение участков, поэтому говорить о злоупотреблении им своим служебным положением, по мнению руководительницы комитета, нет никаких оснований.
27 марта в суде в качестве свидетеля был также допрошен бывший председатель Волгоградской городской думы Павел Карев (в настоящий момент он осужден и находится под стражей). Допрос Карева пролил свет на происхождение боевых патронов в сейфе Ищенко. Напомним, при обыске в квартире Ищенко, мэр сам открыл для сотрудников ФСБ сейф, в котором лежали охотничий карабин «Тигр», на который имелось официальное разрешение, и несколько коробок патронов. Изъяв эти патроны, сотрудники правоохранительных органов назвали их боевыми патронами для снайперской винтовки и на этом основании инкриминировали Ищенко незаконное хранение боеприпасов. Тот факт, что на коробках нет никаких идентифицирующих надписей, то есть отличить их от небоевых может только эксперт-профессионал, а также факт того, что эти патроны идеально подходят к охотничьему карабину, обвинение отказывается принимать во внимание.
Карев рассказал, что неоднократно ездил с Ищенко на охоту, где их принимали от всей души, всячески стремясь угодить и развлечь. По словам Карева, им постоянно дарили «всякую ерунду», среди которой, возможно, были и патроны. Сам Ищенко фанатом охоты не был, ездил на нее нехотя, как на протокольное мероприятие; в оружии он не разбирался и вполне мог сгрести подаренную ему «ерунду» и увезти с собой, не разбираясь. Что касается руководства городом, то, по мнению Карева, Ищенко вполне справлялся со своими обязанностями, всегда был доступен для людей, на первое место ставил социальные нужды населения.
Русская линия
В Косово опять гремят взрывы
В этих условиях инициативы России по Косово находят понимание в Совете Безопасности ООН
Несмотря на то, что так называемая «полиция Косово» отрицает сам факт происшествия, монахи, которые в момент нападения еще не спали, слышали характерный свист летящего снаряда, после которого около монастыря произошел взрыв. По данным местных СМИ, выстрел, скорее всего, был сделан с близлежащих гор. В связи с этим итальянский контингент КФОР, отвечающий за безопасность этой части Косово, был поднят по тревоге, но задержать экстремистов им, как обычно, не удалось.
По мнению игумена монастыря епископа Липнянского Феодосия, обстрел обители преследует цель запугать монахов и итальянских военных, сообщает KIM Info-service. «Сейчас прекрасно известно, что окружающий район наполнен хорошо вооруженными экстремистскими группами», — сказал владыка. По его словам, «если косовские власти и члены международного воинского контингента в Косово (КФОР) не способны даже обеспечить адекватную защиту реставрируемых объектов — о каком восстановлении может идти речь!»
В связи с произошедшим на территории древней святыни, была бы вполне своевременной оценка исполнения «миротворческими» силами мандата ООН в Косово, о необходимости которой в последнее время говорит Россия. Как заявил российским журналистам замглавы МИДа России Владимир Титов после встречи в Нью-Йорке с замгоссекретаря США Николасом Бернсом, «складывается впечатление, что первоначально настороженное отношение к этой инициативе начинает сменяться на более заинтересованное». «Я думаю, что число сторонников этой идеи очень быстро возрастает», — заявил высокопоставленный российский чиновник.
К примеру, председатель Совета Безопасности ООН Думисани Кумало заявил, что многие члены Совбеза поддерживают предложение Москвы направить миссию в Приштину и Белград до того, как будет принято решение по статусу Косово, и считают его «очень полезным». Д. Кумало весьма одобрительно отозвался о предложении Москвы на уровне СБ ООН провести обзор исполнения положений прежних резолюций и стандартов безопасности в крае.
Россия считает, что в крае до сих пор не соблюдаются стандарты безопасности и не достигнуто принципиальное компромиссное решение между Приштиной и Белградом, и это в очередной раз подтвердили экстремистские выходки албанских сепаратистов. Регулярные нападения на древние святыни и памятники архитектуры Сербии заставляют задуматься о способности исполнять свои обязанности представителями миссии ООН, а также о цене обещаний сепаратистского правительства Косово. Владимир Титов считает, что необходимо как можно скорее провести оценку исполнения предыдущего мандата ООН в Косово. «У меня есть все основания полагать, что эта миссия в ближайшее время осуществится», — сказал он.
Напомним, что ранее правящий архиерей Черногорской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви митрополит Амфилохий заявил, что от позиции Москвы в СБ ООН по Косово будет зависеть не только дальнейшая судьба самой Сербии, но и всего Православия как на Балканах и во всей Европе. «Мы надеемся, Бога молим, чтобы Россия, Президент Путин в эту минуту сказали свое слово в Совете безопасности ООН. Сказать только: „Нет“. И этого хватит, это „нет“ будет спасением нашего народа, спасением Православия на Балканах и залогом подлинного, уравновешенного решения этой проблемы, от которой зависит не только судьба нашего народа, но и будущее Европы», — заявил владыка.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем день памяти первого русского Царя Иоанна IV Васильевича Грозного
«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины. Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития.
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. «Избранная Рада» воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар — на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с «Избранной Радой», отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра — в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской.
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна — кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам — Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о «терроре» и «жестокости царя»..
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве»..
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю — под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы.
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: «Государь нас оставил, — вопил народ. — Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие «сослужить» с царем в деле Божием — для созидания России как «Дома Пресвятой Богородицы», как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово «опричнина» вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально «опричников» — корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания — борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды»..
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью «жидовствующих», которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем «верных», а остальным «земским» еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина — касимовского царя Семена Бекбулатовича. Был в этом «разделении полномочий» и особый мистический смысл. Даруя Семену титул «великого князя всея Руси», а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: «Как кого ни назови — великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь — все же я, и никто не в силах это изменить».
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579—1584 годах. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа»
Русская линия
На Шри-Ланке кровавыми слезами плачут три статуи Богоматери
В начале февраля статуя Девы Марии в одной из католических церквей города Джаффна также заплакала кровавыми слезами. Позже появились сообщения о том, что такое же чудо произошло со статуей Богоматери Вайланканни в другом месте полуострова Джаффна. Верующие связывают появление плачущих статуй Девы Марии с продолжающейся на Шри-Ланке гражданской войной между тамильскими повстанцами и правительственными войсками.
Русская линия