Русская линия
<< Полная сводка новостей от 3 февраля 2007 >>

Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святого преподобного Максима Грека

Преподобный родился в 1470 г. и происходил из древнего и знатного византийского рода. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции.

В 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника (+ 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном).

В марте 1518 г. преподобный Максим по приглашению великого князя Московского Василия Иоанновича (1505 — 1533) и с благословения Константинопольского Патриарха прибыл в Москву и поселился в кремлевском Чудовом монастыре. Святому было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.

При митрополите Данииле преподобный наотрез отказался переводить церковную историю Феодорита, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». В это время он пишет письма против магометан, папизма, язычников, переводит толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна.

Вскоре по ложному обвинению в «порче книг» он был заключен в темницу, где провел 6 лет. Затем преподобный был сослан под церковным запрещением в Тверь, и лишь через 20 лет совершенно освобожден. Последние годы своей жизни Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. 70-летний старец, преподобный Максим, продолжал трудиться и вместе со своим келейником Нилом усердно переводил Псалтирь. Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он был погребен с большими почестями у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. В 1988 году преподобный Максим причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Русская линия


Без отца Василия
В ночь с 2 на 3 февраля 2007 года на 80-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Василий Ермаков

Митрофорный протоиерей Василий ЕрмаковОтец Василий был одним из авторитетнейших пастырей северной столицы. Его знали по всей России, да и за границей проживает немало духовных чад батюшки.

Это, конечно, не случайно. Народ Божий чутким сердцем находит евангельского «пастыря доброго» и крепко к нему прилепляется. Батюшка помогал очень многим. Молитвой, наставлением, утешением, вразумлением, советом. На путь истинный им наставлены тысячи людей. Себя пастырь не жалел. До последних дней отец Василий бывал в Серафимовском храме с ранних литургий и до позднего вечера. Сам испивший горькую чашу, он принимал каждого. Опекая страждущих, болящих, заблудших, что посылал ему Господь.

Православным хорошо известны его горячие проповеди, его нелицеприятные наставления, его отечески-сердечное попечение, его благоговейная любовь ко Святой Руси и искренняя боль о поругании дорогого Отечества.

Настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище митрофорный протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков родился 20 декабря 1927 года в городе Болхове Орловской области. Начало активной церковной жизни отца Василия совпало с началом войны. Уже в октябре 1941 года в результате ожесточенных боев немцы захватили его родной город. 16 июля 1943 году батюшка вместе с сестрой попал в облаву. 1 сентября их этапировали в Эстонию в Палдиский лагерь, в котором находилось еще около ста тысяч человек.

Хотя жизнь в лагере была невыносимой, однако отец Василий не пал духом, его и других заключенных поддерживало Таллинское православное духовенство: в лагерь приезжали священники, совершались богослужения. Службы в лагере также совершал протоиерей Михаил Ридигер, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Служил он с сегодняшним митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, который тогда был псаломщиком. Мальчиком-служкой у них был Алеша — Святейший Патриарх Алексий II. До конца войны вместе с Алешей Ридигером батюшка служил у епископа Нарвского Павла.

После освобождения Таллина советскими войсками 22 сентября 1944 года, отец Василий был мобилизован и направлен в штаб флота КБФ. Однако он оставался прихожанином собора Александра Невского в Таллине и в свободное время выполнял в храме самые разные обязанности: звонаря, иподьякона, прислужника.

Далее он прибыл в Брянск, затем в Унечи, Почек. В 1945 году после двух лет скитаний наконец-то встретился с своими родителями. С их благословения он подал прошение о приеме в московский Богословский институт.

Его приняли в семинарию, в которой он проучился три года и окончил ее в 1949 году, а затем еще четыре года учился в Духовной Академии. Вместе с ним в одной группе учился будущий Патриарх Алексий II, они сидели за одной партой. За время обучения будущий батюшка окончательно решил стать священником.

4 ноября 1953 года после окончания Академии митрополит Григорий (Чуков) рукоположил отца Василия во иерея во Владимирском соборе и определил его служить в Никольском соборе, в котором он прослужил с 1953 по 1976 год. В 1976 году отца Василия перевели в церковь «Кулич и пасха» в Невском районе, неподалеку от Обуховского завода. А с 1981 года вплоть до самой своей смерти батюшка был настоятелем Храма Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Приморском районе Санкт-Петербурга.

В последовании отпевания священника поется следующий тропарь, глас 6: «Братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте и братство, и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь»..

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, приснопоминаемого протоиерея Василия, и сотвори ему вечную память! Русская линия выражает соболезнования клиру Серафимовской церкви, родным, близким и духовным чадам протоиерея Василия Ермакова.
Русская линия


В Греции все сильнее разворачивается антицерковная кампания
В Афинах и Салониках вандалами осквернены православные святыни

Оскверненная святыняВ Греции все сильнее разворачивается антицерковная кампания, направленная на отделение Элладской Православной Церкви от государства. Недовольство существующим положением дел, когда Православие является в Греции государственной религией, а Предстоятель Элладской Церкви — фактически вторым лицом страны, вызывает все большее раздражение анархистов, левых и так называемых «правозащитников». Не желая прислушиваться к голосу Церкви, депутаты парламентской группы коалиционной левой партии Греции «Синаспизмос» развернули настоящую войну против священноначалия ЭПЦ, еще во второй половине 2005 года внеся в парламент законопроект по отделению Церкви от государства.

В ноябре в поддержку этой идеи выступили также Греческая ассоциация прав человека и председатель партии ПАСОК Георгиос Папандреу. Поводом к антицерковным выпадам левых и правозащитников тогда послужила активная позиция Элладской Церкви в вопросах общественной жизни Греции. Однако, на этом атака на Церковь не закончилась. В конце мая 2006 года Греческий парламент лишил Православную Церковь традиционного права распоряжаться строительством храмов других религий. Соответствующие изменения в законе парламент единогласно одобрил 30 мая 2006 года. Ранее греческие парламентарии также вопреки мнению Церкви приняли закон, разрешающий в Греции кремацию усопших.

На этой неделе борьба за вытеснение Церкви из общественной жизни Греции приняла недопустимый и откровенно кощунственный характер. 30 января группа студентов-анархистов, возмущенная активной церковной позицией по социальным вопросам и планируемой реформой образования, которая должна существенно ограничить неприкосновенность университетов для правоохранительных органов, бесцеремонно ворвалась в храм Трех Святителей в студенческом городке Политехнического института в Афинах и потребовала прекратить совершение Божественной литургии, передает Православие.Ru.

В то время как приходской священник отец Венедикт совершал Литургию в присутствии преподавателей и студентов Национального университета в Мецово, группа протестующих молодчиков, ворвавшихся в храм, скандировала оскорбительные антицерковные лозунги, сопровождавшиеся бранью в адрес главы Элладской Церкви Архиепископа Христодула. После получасовых переговоров и вмешательства ректора университета господина Мутсуриса, все закончилось выдворением бесчинствовавших. Однако, после этого преступники при попустительстве правоохранительных органов изрисовали стены храма призывами к Церкви и Архиепископу прекратить деятельность по созданию церковного университета.

Как только стало известно о происшествии, на место прибыл представитель Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула архимандрит Тимофей (Анфис), а заместитель министра образования Г. Калос резко осудил это безобразие. Между тем, участники студенческих беспорядков не остановились даже перед тем, чтобы осквернить иконы Спасителя и Богородицы. «Повстанцы» захватили на 5 дней Богословский факультет университета Аристотеля в Салониках, исцарапали иконы, вымазали лики Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы черной краской, а на стенах оставили кощунственные надписи.

В ответ на это Архиепископ Афинский Христодул вынужден был сделать публичное заявление, в котором резко осудил святотатцев и призвал студентов одуматься и прекратить беспорядки. «Единственное, что тут можно сказать — позор, — заявил архиепископ Христодул. — Я прошу ребят идти не по этому ложному пути, но по правому пути национальных традиций. Это их заблуждение, но виновны в этом не только они. Виновны и те, кто подаёт ребятам плохой пример, которому они безрассудно следуют. Я призываю их одуматься. И в этом случае я дам им своё прощение. Не надо играть с огнём. Над Богом нельзя насмехаться».

Комментируя некоторые вопросы современной системы образования в Греции, владыка Христодул также высказал свое мнение по поводу нового учебника истории, содержание которого вызвало полемику. «Некоторые газеты, — сказал Архиепископ, — уже обвиняли Священный Синод за обнародование им своего мнения об учебниках по религиоведению. Нас отругали за то, что мы имели дерзость опубликовать наши взгляды, потому что есть кто-то более компетентный, чем мы?»

Отстаивая официальное мнение Церкви по поводу новой спорной книги, Предстоятель Церкви заметил: «Вот увидите, нам скажут: „Вы не имеете права это обсуждать“. Почему мы не имеем такого права? Если. даже каждая кухарка имеет право высказывать своё мнение». Спорный учебник истории стал предметом голосования на сайте www.in.gr. До вечера 30.01. проголосовало 5373 посетителей, 2220 из которых (41,32%) были против того, как были поданы факты в учебнике, 1862 (34,65%) ответили «не знаю», а 1243 (23,13%) уверены в правильности нововведений.

Таким образом, несмотря на то, что Элладская Православная Церковь до сих пор не отделена от государства, греческое правительство в настоящее время проводит активную политику по постепенному вытеснению Церкви из государственной жизни.
Русская линия


Компромисс по Косово должен иметь иное содержание
Предложение Ахтисаари вызвало противоречивую реакцию мирового сообщества

Марти Ахтисаари, спецпредставитель ООН по переговорам о будущем статусе КосовоПредложение спецпосланника ООН Мартти Ахтисаари по Косово, официально представленное вчера Белграду и Приштине, вызвало бурное негодование в Сербии, и благосклонную реакцию США и Евросоюза. В предложении нигде не употребляется слово «независимость», однако фактический смысл представленного документа заключается именно в этом. Сам Ахтисаари, выступая на пресс-конференции в штаб-квартире косовской миссии ООН, подчеркнул, что «его предложения представляют собой компромисс, который позволит воплотить в жизнь идею о создании на территории южной сербской провинции стабильного многонационального общества».

Однако ни официальные власти Сербии, ни представители Косово реальным компромиссом эти предложения не сочли. Косовары, обрадованные проектом представителя ООН, откровенно заявляют, что разработанный им план урегулирования в конечном итоге позволит мятежному краю стать независимым государством, и празднуют победу. «Предложения ООН означают начало финальной фазы в процессе определения независимого статуса Косово», — заявил в пятницу президент Косово Фатмир Сейдию. «Косово будет суверенным государством, как и все остальные страны», — добавил он.

По мнению политических лидеров Сербии, в том числе и всех руководителей политических партий, план ООН, в котором хотя и нет прямого упоминания независимости Косово, содержит большое количество элементов, ведущих к отделению края от Сербии. Тем самым может быть нарушено ключевое положение конституции республики, которая провозглашает южную сербскую провинцию неотъемлемой составной частью территории Сербии.

Председатель правительства Сербии Воислав Коштуница В связи с этим президент Сербии Борис Тадич сразу же отверг план ООН, а премьер-министр Воислав Коштуница заявил, что Мартти Ахтисаари не имел полномочий заниматься государственным статусом Сербии и тем самым затрагивать вопросы ее территориальной целостности. «Мандата на это спецпредставителю Генерального секретаря ООН не давал никто, а могла бы дать только сама Сербия как суверенное демократическое государство», — сказал глава правительства. «Предложения Ахтисаари нарушают Устав ООН, как основы всего международного права, и поэтому их нельзя считать легитимными», — подчеркнул Коштуница.

Тем не менее, США назвали план, касающийся будущего статуса Косово, «честным и сбалансированным». Сходную позицию заняла и глава британского МИД Маргарет Беккет. Она заявила, что предложения спецпосланника ООН смогут «сформировать основу для справедливого и устойчивого урегулирования в Косово». А Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Хавьер Солана выразил надежду, что «обе стороны проявят ответственность, гибкость и понимание необходимости реалистичных решений, основанных на компромиссе».

Разумеется, в нынешних условиях решение по Косово может быть только компромиссным. Однако компромиссы бывают разными. Предложенный финским «миротворцем» компромисс носит откровенно проалбанский характер. Именно поэтому для Белграда данный компромисс принципиально неприемлем. После раскола Сербии и Черногории, сербское правительство стремится не допустить дальнейшей дезинтеграции страны. К тому же для сербов Косово — важнейший культурный и религиозный центр, фактически — колыбель государственности. Сербы готовы предоставить краю максимум автономии, но не более того. Для непредвзятого наблюдателя очевидно, что до тех пор пока для США и ЕС в вопросе Косово интересы албанцев будут приоритетными, вряд ли конфликт найдет свое разрешение.
Русская линия


ХАМАС: «Россия действует в правильном направлении»
В Вашингтоне состоялось заседание международного «квартета» по ближневосточному урегулированию

Международный "квартет" по ближневосточному урегулированиюВчера в Вашингтоне состоялось заседание международного «квартета» по ближневосточному урегулированию. Четверка посредников в составе США, России, ООН и ЕС обсудили меры по прекращению насилия между противоборствующими палестинскими группировками, а также перспективы возобновления мирного диалога между Израилем и Палестинской автономией. Инициатива возобновления деятельности «ближневосточного квартета» принадлежит Германии, которая в настоящее время исполняет обязанности председателя Европейского Союза, сообщает РИА Новости.

В тексте принятого по итогам заседания «четверки» заявления, выражается надежда на то, что «ориентированный на результат диалог между израильским и палестинским лидерами будет продолжен в рамках возобновленного политического процесса с целью начать содержательные переговоры». Подтвердив приоритет «дорожной карты» в ближневосточном урегулировании, «квартет» приветствовал предстоящие встречи с участием госсекретаря США, премьер-министра Израиля и главы Палестинской национальной администрации. В заявлении содержится призыв к немедленному и безоговорочному прекращению «всех актов насилия и террора», признанию Израиля, а также принятию предыдущих соглашений и обязательств, включая «дорожную карту».

Кроме этого, Россия выступила за привлечение Сирии к палестино-израильскому урегулированию, что не понравилось США, которые крайне агрессивно настроены в отношении этого государства. «Мы в принципе выступаем за то, чтобы привлечь к урегулированию всех тех, кто может способствовать прогрессу. И, безусловно, в случае палестино-израильского конфликта Сирия может сыграть конструктивную роль», — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Я хочу также подчеркнуть, что, когда мы говорим о ближневосточном урегулировании во всех его аспектах — будь то ливанский трек, сирийский трек, будь то проблема вокруг Ирака, мы убеждены в контрпродуктивности изолирования кого бы то ни было и убеждены, что вовлечение всех тех, кто может оказать воздействие на ситуацию, крайне необходимо для того, чтобы такое воздействие было не негативным, а позитивным», — заявил Лавров.

Глава российского внешнеполитического ведомства также подчеркнул, что Россия убеждена «в необходимости работать с ХАМАС, воздействовать на него, чтобы движение приняло договоренности «четверки». «ХАМАС — политическая сила и мы хотим, чтобы это было единственной деятельностью организации» — заявил Лавров. «ХАМАС получил поддержку народа и должен осознать свою ответственность, — подчеркнул он. — Мы, Россия, будем поддерживать усилия главы ПНА по формированию правительства национального единства. Палестинцы должны сами строить свою жизнь и понимать, что есть решения международного сообщества, СБ ООН, и их надо выполнять».

Тем не менее, правительство Палестинской автономии во главе с радикальным движением ХАМАС осудило заявление «квартета». «Позиция «квартета» не способствует обеспечению безопасности, стабильности и спокойствия в регионе», — говорится в заявлении палестинского МИД, передает ИТАР-ТАСС. ХАМАС считает, что встреча «продублировала американскую позицию», которая «привела к установлению блокады палестинского народа». При этом в документе дана высокая оценка усилиям России, «действующей в правильном направлении».
Русская линия


Памяти Российских Государей
В Санкт-Петербурге прошла панихида по великим князьям Романовым

30 января в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где покоится прах Российских Императоров и Императриц, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира была отслужена панихида по великим князьям Романовым, расстрелянным в январе 1919 года. Заупокойную службу возглавил настоятель Петропавловского собора игумен Александр (Федоров), передает Санкт-Петербургской епархии.

Как отметил о. Александр, панихиды по убиенным князьям совершаются ежегодно уже в течение нескольких лет, они являются составляющей частью жизни собора. В июле 1918 года великие князья Hиколай Михайлович, Георгий Михайлович и Дмитрий Константинович Романовы были арестованы. В августе 1918 года их перевели в Петропавловскую крепость. Сюда же в начале августа 1918 года из Царского Села доставили великого князя Павла Александровича. Постановлением президиума ВЧК великие князья были приговорены к расстрелу, а 24 января 1919 года приговор был приведен в исполнение в Петропавловской крепости.

В конце 1990-х годов расстрелянные великие князья были реабилитарованы, а в сентябре 2004 года в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора — месте упокоения князей из династии Романовых — была установлена памятная доска из белого каррарского мрамора, посвященная великим князьям. Точное место погребения князей не установлено, по одной из версий они покоятся под спудом собора.

В 2007 г. в Петропавловском соборе также пройдут панихиды:
8 февраля, четверг — по Петру I Великому (+1725)
2 марта, пятница — Николаю I Павловичу (+1855)
14 марта, среда — Александру II Освободителю (+1881)
25 марта, воскресение — Павлу I Петровичу (+1801)
12 октября, пятница — Императрице Марие Федоровне (+1928)
30 октября, вторник — Императрице Анне Иоанновне (+1740)
1 ноября, четверг — Александру III Миротворцу (+1894)
19 ноября, пятница — Екатерине II Великой (+1796)
2 декабря, воскресение — Александре I Благословенном (+1825)
4 января, пятница — Елизавете Петровне (+1762)

Справки по тел. 234−9714, e-mail: talion60@mail.ru
Русская линия


Феодоровский храм в Петербурге будет восстановлен к юбилею Дома Романовых
В Законодательном собрании Санкт-Петербурга прошло совещание по вопросу восстановления святыни

Феодоровский собор на Миргородской улице в Санкт-Петербурге31 января в Законодательном собрании Санкт-Петербурга состоялось совещание по вопросу восстановления храма Феодоровской иконы Божией Матери на Миргородской улице, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения, передает сайт Санкт-Петербургской епархии.

«По масштабу восстановление этого храма для Петербурга сравнимо с возрождением храма Христа Спасителя в Москве», — отметил спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов. Он добавил, что на сегодняшний день существуют два источника финансирования проекта восстановления храма. Из федерального бюджета выделено 9,6 млн рублей, в том числе 2 млн. — на разработку проектной документации по восстановлению, а 7,6 млн. рублей — на производство первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. 20 млн. рублей поступит из бюджета Петербурга по линии городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В Федоровский храм могут быть возвращены святыни, некоторые из которых в настоящее время входят в коллекции Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии. «Безусловно, храм должен быть восстановлен, и в этом нет никаких вопросов, но что касается передачи Церкви предметов, то важно помнить, что музей не вправе распоряжаться имуществом. Решение о передаче принимает министерство культуры», — сказал на совещании в законодательном собрании города директор Русского музея Владимир Гусев.

Он сообщил, что в Русском музее находится шесть предметов прикладного искусства начала XX века из Феодоровского храма, и не исключена возможность того, что «что-то будет передано восстановленной церкви». В. Гусев напомнил, что в России «действует закон о целостности музейных коллекций, но, с другой стороны, музей всегда идет навстречу Церкви в возможности копирования необходимых предметов».

В настоящее время при соборе создан Попечительский совет, председателем которого избран Борис Грызлов. Также в совет входят митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин. Полностью храмовый комплекс обещают восстановить к 2013 году — 100-летию храма и 300-летию Дома Романовых.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери был возведен к трехсотлетию Царствования Дома Романовых. Победителем конкурса на проект собора стал один из наиболее авторитетных архитекторов России начала XX века Степан Кричинский, который является также автором мечети на Петроградской стороне. Данный факт является своеобразным символом веротерпимости.

Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования — пятьсот тысяч рублей. Это величественный пятикупольный храм на три с половиной тысячи человек высотой сорок восемь и площадью триста пятьдесят квадратных метров. Собор повторял контуры ростовских церквей XVII века — эпохи воцарения Дома Романовых.
Русская линия


В Звенигороде прошли торжества в честь преп. Саввы Сторожевского

1 февраля в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде прошли торжества, посвященные 600-летию преставления его основателя — святого преподобного Саввы. Русская Православная Церковь объявила 2007 год юбилейным годом Саввы Сторожевского и готовится широко отметить эту дату, сообщает ИТАР-ТАСС.
В этот день в обители состоялось праздничное богослужение, а затем открылась юбилейная научная конференция, проходящая в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений. Выступления были посвящены истории обретения мощей Саввы Сторожевского, традиции почитания святого в России в XV—XX вв.еках и новым фактам его жизни.
В связи с юбилейной датой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал всех, кто неравнодушен к судьбе Саввино-Сторожевского монастыря, «к воссозданию его святынь и укреплению духовно-нравственных основ в нашем Отечестве».
Преподобный Савва был учеником и сподвижником Сергия Радонежского, став после его кончины настоятелем Троицкого монастыря — будущей Лавры. В 1398 году вблизи места, называвшегося Сторожи, в окрестностях Звенигорода, он основал обитель, которая на протяжении веков была одним из самых крупных духовных центров Руси.
Русская линия

<< Полная сводка новостей от 3 февраля 2007 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика