Русская линия
<< Полная сводка новостей от 10 марта 2001 >>

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ В ПОСОЛЬСТВЕ ГРЕЦИИ

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил посольство Греции, где состоялся традиционный прием в день праздника Торжества Православия. Перед началом приема прошла пресс-конференция Патриарха, на которой присутствовали журналисты ведущих СМИ.
В начале пресс-конференции Патриарх отметил, что встречи в греческом посольстве в этот день стали уже традиционными, сегодняшняя встреча стала восьмой. Патриарх напомнил, что последнее десятилетие XX века в России было периодом возвращения людей к духовным и нравственным ценностям. «Мы надеемся, что процесс возвращения к духовным, нравственным ценностям будет продолжаться», — сказал Патриарх. Затем Патриарх ответил на вопросы журналистов:
Ваше Святейшество, в этом году предполагается официальный визит Президента Путина в Грецию, в рамках которого впервые глава российского государства как паломник посетит Святую гору Афон. Советовался ли Президент с вами относительно этого намерения, и как Вы в целом оцениваете нынешнее состояние связей РПЦ с монастырями Святой Афонской горы?
— В этом году состоится не только визит Президента РФ Владимира Владимировича Путина в Грецию и посещение им Святой горы Афон, но в этом году состоится визит главы Элладской Православной Церкви архиепископа Христодула в Россию. Мы пока еще не говорили с Президентом о посещении Афона, потому что это еще не сейчас. Я думаю, что перед поездкой мы сможем еще поговорить об этом с Президентом.
Ваше Святейшество, как бы Вы прокомментировали заявление г-на Касьянова о Вашей возможной встрече с Папой Римским?
— Я не исключаю возможности встречи, но она должна быть хорошо подготовлена, и должны быть устранены те причины, которые сегодня препятствуют такой встрече.
Как Вы относитесь к возможности «реабилитации» графа Толстого?
— Я не думаю, что мы вправе сегодня навязывать человеку, который умер сто лет тому назад возвращение в Церковь, от которой он отказался. В отношении графа Толстого Церковь констатировала, что он отказался быть православным христианином. Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него были произведения явно антихристианские, и он сам отказался быть членом Церкви, и Церковь только констатировала это факт. В праве ли мы сегодня через сто лет навязывать ему то, от чего он отказался?
Ваше Святейшество, каковы перспективы создания подворий-представительств Русской Церкви в Греции и Элладской Церкви в Москве?
— Во время моего официального визита в Элладскую Церковь, когда ее возглавлял Блаженнейший Серафим архиепископ Афинский и всея Эллады, мы поднимали этот вопрос, но его болезнь не позволила окончательно принять решение по этим вопросам. Я думаю, что во время визита молодого Предстоятеля Элладской Церкви в Москву эта тема будет затрагиваться, и результаты этих переговоров мы сообщим.
Когда примерно ожидается этот визит?
— Мы пригласили его на Неделю Жен-мироносиц, это в мае месяце, но пока еще мы не получили подтверждение, что эта дата приемлема для архиепископа Христодула.
Как Вы оцениваете сегодняшние отношения РПЦ с Константинопольским Патриархатом?
— Мы ведем переговорный процесс, и последняя встреча между делегациями Московского Патриархата и Константинопольского Патриархата в Берлине дала уже конкретные результаты в урегулировании вопроса о приходах, находящихся на территории Эстонии. Сейчас принятое и выработанное на этой встрече соглашение должно быть утверждено Синодами обеих Церквей и вступить в силу. Я думаю, что это — конкретный путь в разрешении сложных проблем, которые существуют. Мы считаем, что все сложные вопросы, которые возникают между двумя Патриархатами надо решать путем диалога.
Не могли бы Вы прокомментировать действия афганских талибов, разрушающих статуи Будды в Афганистане?
— Я думаю, что если разрушаются исторические ценности — это варварство. Но я хотел бы напомнить о том, что в Косово разрушаются христианские памятники, церкви, которые стояли на косовской земле с XIV—XV вв.ека, и сегодня они превращаются в руины. Я думаю, что говоря о разрушении исторических буддистских памятников на территории Афганистана, мы не должны забывать о систематически разрушающихся христианских православных памятниках на косовской земле.
Каким Вы видите место Православия в объединенной Европе?
— Русская Православная Церковь осуществляет свою миссию в России, и мы хотим осуществлять сотрудничество с Европейским союзом, но мы не хотим раствориться и потерять свое лицо. Мы хотим сохранить свою культуру, свои традиции, свою историю и свою веру. Я думаю, что в равной степени это относится и к Греции, которая также имеет многовековую культуру, и эти культуры могут только обогатить Европейский союз.
На вопрос корреспондента Страны.Ru о том, какие дальнейшие меры будут предприняты для того чтобы внести мир в среду верующих, которых продолжает волновать вопрос о принятии ИНН, Патриарх ответил:
— Мы последовательно занимаемся этим вопросом, мы ведем переговоры с Министерством по налогам и сборам, и большие подвижки в этом вопросе уже есть. Верующих людей смущала необходимость написать заявление со словами: «Прошу присвоить мне номер». У каждого православного христианина есть имя, данное ему при крещении, а подмена имени номером вызывало смущение у людей. Мы достигли договоренности с министерством, что не требуется подавать заявление, а требуется только заполнить анкету со своими данными. А на последней встрече мы достигли договоренности, что номер присваивается не человеку, а налоговому полису. У нас 19−20 февраля в Троице-Сергиевой Лавре состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с привлечением наместников и духовников ставропигиальный монастырей, комиссия очень тщательно обсудила эту проблему и в Итоговом документе дала свое видение этой проблемы. Священный Синод одобрил позицию комиссии и рекомендовал в пастырской деятельности священнослужителям и духовникам руководствоваться Итоговым документом Богословской комиссии. Сегодняшним днем будет датировано мое послание, носящие характер великопостный, потому что мы вступили в особый период Великого Поста, и в этом послании будет также затронут вопрос о том, что беспокоило сознание некоторых наших верующих в отношении налоговых номеров.
Затем состоялся торжественный ужин, на котором Патриарх отметил, что «эти встречи в посольстве являются свидетельством того, что Православие открыто для встречи со светским обществом и готово к такому общению». На ужине присутствовали представители духовенства, государственной власти, в частности, министр культуры Михаил Швыдкой, деятели науки и культуры.
Страна.Ru

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РУССКИХ ОБЩИН СТРАН СНГ И БАЛТИИ

6 марта в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с руководителями русских общин стран СНГ и Балтии, прибывшими в Москву для участия в заседании Совета соотечественников, действующего при Государственной Думе Российской Федерации.
Выступая перед собравшимися, Святейший Патриарх рассказал о служении Русской Православной Церкви в России и странах ближнего зарубежья. «Русская Православная Церковь считает своим долгом помогать живущим за рубежом соотечественникам и укреплять их единство, — отметил Первосвятитель. — Многие россияне оказались вдали от родных мест не по своей воле. Для русских общин за рубежом Православная Церковь является живой связью с Отечеством». По словам Святейшего Патриарха, Церковь поддерживает усилия Президента России В.В.Путина, озабоченного проблемами наших соотечественников в странах СНГ и Балтии.
Участники встречи, в частности, выразили обеспокоенность проблемами Православия на Украине и в Эстонии. В ответ Его Святейшество заявил, что попытки создания «независимых» церковных структур в этих странах суть политические акции, направленные на разрушение связей между людьми, имеющими общую веру, культуру и традиции. Говоря о ситуации в Эстонии, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Константинопольский Патриархат, ничего не сделавший для утверждения Православия в Эстонии, использует политические проблемы для обоснования своего присутствия в этом регионе».
Во встрече участвовали Б.Н.Пастухов, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, и протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
На встрече выступили член совета Ассоциации русских обществ Латвии С.В.Мирский, председатель Общества солидарности народов Азербайджана «Содружество» Э.Э.Горин, председатель Эстонского республиканского союза граждан России Ю.А.Мишин, депутат Парламента Эстонии Е.А.Томберг, председатель Минского общества русской культуры Г. И.Власов, председатель Всеукраинской общественной организации «Русское движение Украины» А.Г.Свистунов, председатель Русской общины Крыма В.П.Терехов, председатель Союза славянских общественных организаций Республики Таджикистан В.В.Радилиловский, председатель славянского движения «Лад» в Казахстане В.П.Михайлов и другие члены Совета соотечественников.
ОВЦС МП

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Пресс-служба Владивостокской епархии опровергает сведения о якобы намерении православного духовенства оказать предвыборную поддержку определенному кандидату в губернаторы Приморского края, распространенные 27 февраля 2001 года газетой «Новости».
Никаких решений по этому поводу епархиальной властью не принималось и не может быть принято, так как является нарушением канонических церковных правил и решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в августе 2000 года.
Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее членов, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению.
Невозможно участие священнослужителей в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах отдельных кандидатов, политическая агитация и так далее. В то же время ничто не препятствует участию членов Церкви, наряду с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.
Миряне, участвующие в политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций делают это самостоятельно, они не получают на это специального благословения. При этом их голос не может быть отождествляем с позицией всей Православной Церкви.
Публичное распространение недостоверной предвыборной информации по отношению ко всем православным христианам Приморья, можно расценить как попытку создания неприязни к православным со стороны той части общества, которая придерживается иных политических и религиозных взглядов.
Владивостокское епархиальное управление в таких случаях будет вынуждено поставить вопрос о прекращении взаимоотношений с теми средствами массовой информации, которые систематически сознательно искажают информацию о церковной жизни, и распространяют ложь о православных христианах.

В ЧЕЧНЕ НАЧИНАЕТСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

Делегация Терского казачьего войска передала разрушенному чеченскими экстремистами храму Михаила Архангела в Грозном иконы Михаила Архангела и Иверской Божьей Матери, а также различную церковную утварь.
Как сообщает РИА-Новости, они были получены в Троице-Сергиевой лавре из рук священнослужителей Русской Православной Церкви, из окружения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.
В храм также доставлена гуманитарная помощь, собранная казаками-терцами Пятигорского округа.
Делегация в среду вернулась в Пятигорск «с твердым убеждением в необходимости усилить общую помощь Чеченской Республике в возрождении порушенных православных церквей», — заявил пресс-секретарь Терского казачьего войска Александр Кузнецов. В Грозном, по его словам, находится около 300 прихожан, главным образом, преклонного возраста, и «самим им никак не справиться с этим делом».
«Впервые после долгого перерыва приехавший туда на время батюшка стал окроплять паству, вселяя тем самым надежду верующих в то, что нормальная жизнь возвращается в их дома», — сообщил Александр Кузнецов.
Очевидно, что процесс стабилизации ситуации в Чечне не будет столь быстрым, как хотелось был, отметил он. Во время пребывания там делегации казаков кто-то разбил автоматной очередью только что застекленные окна храма. Поэтому прихожане и священник нуждаются пока в охране, считает Александр Кузнецов
Страна.Ru

ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ ПРИЗЫВАЕТ РАЗОБРАТЬСЯ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИЕЙ В РОССИЮ

По сообщению РИА «Новости», Госдума поручила своему комитету по международным делам запросить в МИД России информацию о мерах, принимаемых для недопущения экспансии католицизма на территорию нашей страны и других православных государств, а также о реакции Москвы на предстоящий визит Папы Римского Иоанна Павла II в Киев. Инициатором этого протокольного поручения стал вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Владимир Жириновский.
Комитету по международным делам также поручено запросить в российском внешнеполитическом ведомстве информацию о причинах встречи председателя правительства России Михаила Касьянова с Папой Римским Иоанном Павлом II во время недавнего визита главы российского правительства в Италию.
Жириновский подготовил протокольное поручение и думскому комитету по культуре и туризму, которое сегодня также принято Госдумой. Комитету поручено запросить в Министерстве культуры России информацию о мерах, принимаемых для возвращения на родину Казанской иконы Божией Матери, находящейся сейчас в Ватикане.
Поручения Владимира Жириновского не являются ни сенсационными, ни удивительными. Попечение о борьбе с экспансией католиков и возвращении святынь (при всей спорности вопроса, та ли самая чудотворная Казанская икона хранится ныне в Ватикане) вполне вписывается в державную доктрину лидера либерал-демократов. Подобные вопросы, видимо, всерьез волнуют Владимира Жириновского, и хотя легко подозревать его в лоббировании таким образом каких-то побочных собственных интересов или в исключительной заботе о собственном политическом реноме, факт остается фактом: Владимир Жириновский — один из весьма немногих российских политиков, действительно разбирающихся в проблемах церковной дипломатии.
Как известно, в феврале состоялась встреча Владимира Жириновского с председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом (Гундяевым). Во время этой встречи Владимир Жириновский обсудил с митрополитом Кириллом очень широкий круг по-настоящему злободневных вопросов церковной жизни: о визите Папы Римского на Украину, о ситуации с украинским расколом, о состоянии отношений с Константинопольским Патриархатом в связи с обострением ситуации в Эстонии и т. п. Кроме того, Владимир Жириновский, как обычно, внес собственные предложения по выходу из сложных церковных ситуаций. Так, вице-спикер Думы предложил митрополиту Кириллу организовать на Украине своего рода «агитационные поезда» для разъяснения православному населению неправды автокефалистского раскола и необходимости сохранять верность каноническому священноначалию Московского Патриархата.
Страна.Ru

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» РАСКАЯЛАСЬ В СВОИХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ И ВЕРНУЛАСЬ В ПРАВОСЛАВИЕ

В Неделю Торжества Православия, в Свято-Троицком соборе архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий принял публичное раскаяние бывшей оккультистки и «целительницы» Ирины Вениаминовны Мельниковой. С 1988 года, в Екатеринбурге под её руководством работает оздоровительный центр «Красота и грация» или «Центр Мельниковой», в который предоставляет услуги экстрасенсы, учителя медитации и колдуны. Осознав пагубность оккультного лечения, Ирина Мельникова решилась пройти «чин отречения от занятий оккультизмом», в ходе которого перед лицом Правящего Архиерея, священнослужителей и множества мирян, она дала обещание: «Искренне раскаиваюсь в тяжком грехе привлечения ближних к занятиям оккультизмом и обещаю приложить все усилия для того, чтобы убедить соблазнённых мною оставить эти богопротивные занятия». Поздравляя рабу Божию Ирину по окончании чина, Владыка Викентий отметил знаменательность того, что присоединение к Православной Церкви раскаявшейся оккультистки совершилось в тот день, когда Церковью празднуется торжество над ересями и лжеучениями. Также Архипастырь выразил надежду, что это событие послужит примером для других оккультистов и «целителей», одурманивающих народ соблазнительными предложениями приобрести «крепкое здоровье» ценою гибели своей души.
«Православная газета», Екатеринбург

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Религиозные организации России вскоре из пользователей могут стать собственниками имущества богослужебного назначения. Проект соответствующего постановления рассматривался 28 февраля на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Об этом сообщил секретарь комиссии Анатолий Дубков. По его словам, вице-премьер Валентина Матвиенко отметила, что после обсуждения в субъектах Федерации, документ будет рассмотрен правительством. В настоящее время, как правило, движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения передается религиозным организациям в бессрочное пользование, оставаясь в федеральной собственности. Так, в частности православные храмы, церковная утварь и даже иконы в подавляющем большинстве случаев принадлежат государству. Закон о свободе совести, принятый в 1997 году, меняет ситуацию, предписывая безвозмездную передачу религиозного имущества из федеральной собственности религиозным организациям. Но эта часть закона на практике не выполнялась из-за отсутствия четкого механизма ее реализации. Этот пробел и призвано восполнить готовящееся постановление правительства. Комиссия также рассмотрела проект постановления об отсрочке от призыва на военную службу священнослужителей, сообщил А. Дубков. Он выразил надежду на то, что этот документ, также разрабатываемый для реализации положений Закона о свободе совести, будет утвержден до конца года. ИТАР-ТАСС

ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН ПОЗДРАВИЛ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН С ПРАЗДНИКОМ КУРБАН-БАЙРАМ

5 марта Президент РФ Владимир Путин поздравил мусульман России с праздником Курбан-байрам. В тексте поздравления говорится: «Сердечно поздравляю мусульман России с праздником Курбан-байрам! Восходящий к древним традициям исламской культуры, Курбан-байрам является наиболее почитаемым событием для каждого мусульманина, поистине народным праздником. В праздничные дни принято посещать могилы предков, делать жертвоприношения и совершать благодеяния. Это время нравственного обновления, осмысления прожитого и зарождения надежд на будущее. Разделяю стремление духовных лидеров мусульман к соединению усилий государства и религиозных организаций как важного условия гражданского согласия, добрососедства и взаимопонимания между всеми народами многонациональной России, процветания нашего Отечества. От всей души желаю вам доброго здоровья, счастья и благоденствия. Мир вам и вашим близким!»
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ

ОЧЕРЕДНАЯ ЛОЖЬ ЛЖЕПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА (ДЕНИСЕНКО)

Когда говорит он ложь, говорит свое (Ин. 8. 44)
В газете «Литературная Украина» опубликовано интервью анафематствованного Православной Церковью бывшего митрополита Филарета (Денисенко), который самозванно именует себя «патриархом Киевским». Данная публикация стала новым ярким свидетельством того, что ложь является одним из излюбленных методов достижения этим деятелем его неблаговидных целей.
Сознательно вводя в заблуждение читателей уважаемого издания, Филарет (Денисенко) заявил, что «в Стамбуле состоялось заседание Священного Синода Константинопольского Патриархата, на котором было официально подтверждено, что Украина является канонической территорией Константинопольской Православной Церкви». Это явная дезинформация, которая еще 8 августа 2000 года была официально опровергнута Константинопольской Патриархией.
Необходимо также напомнить об отношении Константинопольского Патриархата к возглавляемой Филаретом (Денисенко) группировке «Украинская православная церковь — Киевский патриархат». Еще в июле 1993 года Константинопольский Патриарх Варфоломей однозначно подтвердил ее незаконность, сделав в ходе визита в Русскую Православную Церковь следующее официальное заявление: «Вселенский Патриархат признает только одного канонического Митрополита Киевского — Его Высокопреосвященство Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины. Среди Поместных Православных Церквей нет Церкви с наименованием «Киевский патриархат».
Абсурдным является также и другой тезис, выдвинутый Филаретом (Денисенко): «Летом этого года в Москве состоялся Архиерейский Собор РПЦ, где вообще не рассматривался украинский вопрос».
В действительности проходивший в августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, в котором участвовали почти все канонические архиереи Украины, уделил значительное внимание рассмотрению украинского вопроса. Более того, Собор принял специальное Определение, в котором было подтверждено, что возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским Владимиром Украинская Православная Церковь, признаваемая единственной законной и канонической Церковью Украины Поместными Православными Церквами всего мира, обладает независимостью и самостоятельностью в управлении, что создает благоприятные предпосылки для объединения вокруг нее всего украинского Православия.
В своем подходе к разрешению украинского церковного кризиса Московский Патриархат исходит из того, что процесс восстановления единства Православия на Украине должен проходить в соответствии с церковными канонами. Совершенно очевидно, что законную каноническую базу для объединения может предоставить только Украинская Православная Церковь, имеющая каноническую и иерархическую преемственность и признанная Поместными Православными Церквами всего мира. Еще одно грубое искажение фактов содержится в следующем высказывании лжепатриарха Филарета: «Русские приходы в Эстонии теперь стали существовать как подворья Русской Православной Церкви. И — ничего, Москва это проглотила. Эстония — хороший пример для нас».
Московский Патриархат никогда не соглашался и не согласится с тем, чтобы находящаяся в его юрисдикции Эстонская Православная Церковь, объединяющая различных по этническому происхождению жителей Эстонии, существовала в этой стране лишь в форме подворий — представительских учреждений.
Предпринимавшиеся ранее попытки лишить Московский Патриархат юрисдикции над Православной Церковью Эстонии вызвали в 1996 году глубочайший кризис во Вселенском Православии и привели к тому, что церковный вопрос стал для эстонского общества источником постоянной нестабильности и конфликтов. Кроме того, нарушение прав верующих Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которые составляют не менее 90 процентов всех православных Эстонии, вызывает большую тревогу у европейских правозащитных организаций и является проблемой, требующей разрешения до вступления Эстонии в Европейский Союз.
Совершенно очевидно, что только человек, стремящийся принести серьезный вред Православной Церкви и украинскому обществу, может выступать за то, чтобы церковная ситуация на Украине развивалась по «эстонской модели».
ОВЦС МП

ПРОТИВНИКИ ВИЗИТА ПАПЫ В УКРАИНЫ КОНСОЛИДИРУЮТСЯ

В Киеве создан оргкомитет по подготовке и проведению с 23 по 27 июня 2001 г. визита на Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Возглавил его министр иностранных дел Анатолий Зленко.
В Донецке в связи с визитом Папы Римского создан другой комитет, общественный: «В защиту Православия». В него вошли Союз православных граждан Украины, Славянская партия, Конгресс Русских организаций Украины, Движение за возрождение Донбасса и ряд других организаций. Во главе комитета староста СПГУ Александр Базилюк. Комитет остается открытым для кооптации новых лиц и организаций.
Общественный комитет считает, что визит Папы Римского представляет угрозу Украинскому Православию. Однако он готов сотрудничать с оргкомитетом Анатолия Зленко с целью минимизировать негативные последствия этого визита.
Комитет разделяет мнение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, поддержанное епископатом УПЦ и направленное понтифику, о целесообразности переноса визита на более поздние сроки.
Очевидно, что до визита Папы Римского должны быть улажены все спорные вопросы, в частности, о возвращении православных храмов, захваченных греко-католиками в 90-е годы.
Адрес комитета: Украина, 83 000 г. Донецк, а/я 3540; тел. (062) 335−70−64;
E-mail: baziljuk@skif.net
В качестве своей первой акции комитет распространяет следующую листовку тиражом до 1000 000 экз.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. НАКАНУНЕ ПРИЕЗДА ПАПЫ РИМСКОГО В УКРАИНУ

4 марта Господь благословил в колыбели Православия Киевской Руси, современной столице «Нэзалежной Украины» — Киеве чудесную погоду: светило солнце, лежал белый снег, было тепло 5 выше нуля, стояла тихая, безветренная погода.
Главное событие великого праздника проходило возле памятника Святого равноапостольного князя Владимира на Владимирской горке. Народ Божий стал собираться возле памятника за полчаса до назначенного срока.
Крестный ход был организован Союзом Православных Братств Украины.
Пришли матушки из женского Флоровского монастыря, небольшой церковный хор, состоящий в основном, из девочек, прихожан киевских храмов.
Было телевидение (Новый канал). Операторы впервые узнали о духовных последствиях приезда Понтифика и с живым интересом слушали.
Среди верующих пронеслось: «Вот Лавра идет..» Снизу поднималась колонна православных христиан — «малое стадо» и действительно малое — всего около 300 человек, которым совсем небезразлично будущее их душ и будущее нашей Родины.
В Крестном ходе принимали участие представители из Днепропетровска, Чернигова и других областей. В колоне несли транспаранты с надписями против приезда Папы Римского, против прозелитизма римо-католической церкви на территории Украины.
Многие православные христиане всерьез обеспокоены запланированным приездом Папы Римского в Украину.
Визит Иоанна-Павла II задуман как демонстрация исторического триумфа католицизма и исторического поражения Православия, ибо именно Юго-Западная Русь являла собой щит Православия против воинствующего католицизма. Это положение вошло в основу ее самоидентификации, стало стержнем ее культуры. Визит Папы планируется также превратить не только в конфессиональный, но и цивилизационно-культурный триумф католицизма — триумф новой идентичности, призванной сокрушить традиционное православное самосознание Юго_западной Руси-Украины, а имеено — галицийско-украинской идеи, западно-христианского прозелитизма. Ее идеолог, униатский митрополит Андрей Шептицкий, как никто иной лучше, сформулировал ее в начале двадцатого века: «Украинцы- лишь орудие Божественного промысла, призванные вырвать христианский восток из клещей ереси (т.е. Православия), водворить его в лоно Апостольского престола (Ватикана) и европейского сообщества».
Возглавил Крестный ход настоятель Введенского монастыря (там где находится чудотворная Богородичная икона «Призри на Смирение») архимандрит Домиан.
Был совершен чин анафемствования у памятника Святого равноапостольного князя Владимира. После чего Креснтый ход прошел через весь Крещатик, далее по бульвару Леси Украинки и завершился в Лавре.
Пресс служба Союза Православных Граждан Украины

ЛЕОНИД КУЧМА ЗАЯВИЛ, ЧТО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ В КИЕВ ПАПЫ РИМСКОГО ИОАННА ПАВЛА II СОСТОИТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ПРОТЕСТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Кучма для уверенности добавил, что не намерен менять свое решение. «Мы будем встречать Папу с надеждой, ибо его приезд будет полезным для Украины», — цитирует украинского лидера «Интерфакс». Визит планируется на 24−27 июня 2001 года
Политру

ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ ДНЯ АНГЕЛА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ СОСТОЯЛИСЬ В ДАМАСКЕ

25 февраля 2001 года, в день Тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия, в Представительстве Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока, в сирийской столице был устроен праздничный прием.
Божественную литургию в храме Представительства возглавил епископ Сейднайский Лука, Управляющий делами Антиохийской Патриархии. По окончании литургии в Представительство прибыл Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий с епископами Каррским Гаттазом и Дарайским Моисеем которые приняли участие в праздничном обеде. На обеде присутствовали также послы России, Греции и Кипра.
В тот же день состоялся прием, в котором приняли участие: Предстоятель Сиро-Яковитсткой Церкви Патриарх Игнатий Закка Ивас, глава Мелхитской Греко-Католической Церкви в Сирии Архиепископ Исидор Баттика, глава Армянской Апостольской Церкви в Сирии Архиепископ Кенель Джереджян, представитель Маронитской Церкви, настоятельница Маалюльского монастыря св. Феклы игумения Пелагия, а также послы Белоруссии, Югославии, Болгарии, Туркменистана, Объединенных Арабских Эмиратов, представители российских дипломатических, военных и культурных учреждений, другие официальные лица.
ОВЦС МП

ЕПИСКОП КАННСКИЙ ВАРНАВА «ОГРАЖДАЕТ СЕБЯ» ОТ СОБРАТЬЕВ-ЕПИСКОПОВ

1 марта один из епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) епископ Каннский Варнава (Прокофьев) выступил с окружным посланием, в котором заявил об «ограждении» себя, духовенства и мирян своей епархии от «нового курса» Зарубежной Церкви. Епископ Варнава не отказался, однако, от церковного общения со своими собратьями-архиереями РПЦЗ и пока не вышел из канонического подчинения Архиерейскому Синоду в Нью-Йорке. Поводом к заявлению стал протест епископа против принятия Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в Нью-Йорке 17−27 октября 2000 года, Письма Патриарху Сербскому Павлу. На Соборе епископ Варнава отказался подписать это письмо, о чем объявил во всеуслышание только спустя несколько месяцев — 12 февраля 2001 года. Раньше него об отзыве своих подписей уже сообщили российские епископы РПЦЗ — епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) и епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко). Основанием для такого решения епископы назвали участие Сербской Патриархии в экуменическом движении (РПЦЗ предала экуменизм анафеме на Архиерейском Соборе 1983 года), а также ее тесное взаимодействие с Московской Патриархией.
Епископ Варнава прямо противопоставляет себя другим епископам РПЦЗ, стремящимся, по его мнению, к объединению с Московской Патриархией и, шире, с «мировым православием», которое епископ Варнава и его единомышленники считают вместилищем ересей и лжеучений, от которых РПЦЗ до сих пор успешно дистанцировалась.
Страна.Ru

ОЧЕРЕДНЫЕ ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ

Епископ немецкого города Хильдесхайм Йозеф Хомейер, президент Комиссии епископских конференций Европейского сообщества (КЕКЕС), побывал в середине февраля в Болгарии и Турции, проведя важные встречи с православными иерархами.
По словам самого епископа Хомейера, его встреча с Вселенским Патриархом Варфоломеем I ознаменовала начало новой стадии в отношениях между Церквами Запада и Востока. Немецкий прелат выразил надежду на укрепление сотрудничества между католической Церковью и православными Церквами Центральной и Восточной Европы.
Патриарх Варфоломей и епископ Хомейер договорились о проведении конференции по перспективам европейского развития с участием католических и православных иерархов.
Свет Евангелия

РЕАКЦИЯ ВАТИКАНА НА ПРИГЛАШЕНИЕ ПАПЕ ПОСЕТИТЬ ГРЕЦИЮ

Святой престол с удовлетворением воспринял известие о том, что Греческая Православная Церковь не будет препятствовать визиту папы римского Иоанна Павла II в Грецию. В минувшую среду Священный Синод Греческой Православной Церкви принял решение о дозволении главе римо-католиков посетить Грецию с визитом.
Папский нунций в Афинах, архиепископ Поль Фуад Табет (Paul Fouad Tabet), в интервью радио Ватикана отметил, что первый визит папы на землю эллинов станет поистине историческим событием. На пресс-конференции в Ватикане пресс-секретарь папы Хоакин Наварро-Вальс заявил, что пока конкретные временные рамки поездки папы в Грецию остаются неопределенными. Тем не менее, Ватикан уже успел официально заявить, что посещение Греции органично дополнит предстоящее паломничество папы в Сирию и на Мальту. Как известно, поездка папы в Сирию запланирована на начало мая сего года.
Священный Синод Греческой Православной Церкви подчеркнул, что решение одобрить папский визит было единогласным. Епископы призвали членов Церкви «довериться своей иерархии» в этом вопросе, и встретить визит папы «с вежливостью, спокойствием и мирным духом». Синод, впрочем, сделал дополнение, что Православные епископы еще не решили, будет ли Православная Церковь принимать участие в мероприятиях, связанных с визитом папы.
Агентство католических новостей CWN называет решение Греческой Православной Церкви неожиданным. По мнению агентства, это решение свидетельствует о существенных изменениях в позиции иерархов Церкви. Ранее, в сентябре 1999 года, мнение Синода по поводу возможного визита папы было резко отрицательным. Епископы объясняли свой отказ естественной ответной реакцией на имперские амбиции папского престола, проявляющиеся в агрессивной политике прозелитизма. Еще ранее, в 1981 году, Священный Синод выпустил заявление, в котором буквально содержались слова, что папе никогда не будет дозволено «пачкать греческую землю» своим присутствием.
CWN/Русская линия

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НОВЫХ КАРДИНАЛОВ — ЗАБОТА О ХРИСТИАНСКОМ ЕДИНСТВЕ

Утром 22 февраля, в праздник Кафедры св. Петра, Иоанн Павел II совершил с 44 новыми кардиналами мессу на площади св. Петра. В ходе богослужения Понтифик вручил новым членам Священной Коллегии перстни и призвал их молиться о христианском единстве.
«Горячее желание Христа — полное и видимое единство всех общин, — сказал Иоанн Павел II в своем слове за мессой. И кардиналы — коллегиально и индивидуально — могут и должны вносить свой вклад в это дело. Ведь они являются ближайшими соработниками Римского Понтифика в его служении единству».
Папа призвал кардиналов молиться о том, чтобы в наступившем тысячелетии было восстановлено полное общение всех христиан: «Я прошу вас помогать мне в осуществлении этой трудной миссии».
Свет Евангелия

НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ПО ХРИСТИАНСКОМУ ЕДИНСТВУ

Кардинал Вальтер Каспер (Walter Kasper) назначен председателем папского совета по христианскому единству. Ранее занимавший этот пост кардинал Эдвард Кассиди, которому исполнилось 77 лет, ушел на пенсию. Кардинал Каспер занимал пост секретаря этого совета (а до того был епископом Роттенбергским, Германия), его повышение не стало неожиданным, совсем недавно он был возведен в кардинальский сан.
Кардинал Каспер, известный католический богослов, играл определяющую роль в развитии католическо-лютеранского диалога в 1999 году, приведшего к принятию совместной декларации по оправданию верой (октябрь 1999).
Секретарем папского совета по христианскому единству назначен канадский священник Марк Олле (Marc Oullet), член редколлегии международного богословского журнала «Communio».
CWN

ПАПА РИМСКИЙ ПЫТАЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЙ РАСКОЛ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Папа Римский Иоанн Павел II назначил четырех новых членов комиссии «Ecclesia Dei» («Церковь Божия»), сделав тем самым еще одну попытку преодолеть традиционалистский раскол внутри Католической Церкви, возглавлявшийся ныне покойным архиепископом Марселем Лефевром, сообщает агентство «Благовест-инфо».
Комиссия была создана в 1988 году вскоре после того, как Лефевр — бывший архиепископ Дакарский, — чувствуя приближение смерти, без согласия Папы рукоположил четырех епископов. После самовольных хиротоний Лефевр и поставленные им епископы были официально отлучены от Церкви, и таким образом произошел единственный за время понтификата Папы Иоанна Павла II раскол. Причиной отделения Лефевра от Рима стало неприятие им «модернистских» реформ II Ватиканского собора.
Среди новых членов комиссии — один из самых влиятельных католических деятелей и современных богословов кардинал Йозеф Ратцингер, возглавляющий Конгрегацию по вопросам вероучения.
Архиепископ Марсель Лефевр (1929−1991) в 1970 году основал в Эконе (Швейцария) семинарию для подготовки священников в духе неприятия ватиканских реформ. Особенное недовольство архиепископа Лефевра вызвали литургические реформы начала 60-х годов, значительно изменившие традиционный строй католического богослужения. Архиепископ Лефевр выступил также с резкой критикой постановлений Собора об экуменизме, которые он считал недолжным компромиссом, угрожающим неповрежденности католической догматики.
Шестью годами позже, отказавшись выполнить распоряжение Ватикана о прекращении деятельности эконской семинарии, Лефевр был запрещен в служении. В 1979 году он основал Священническое братство св. Пия Х, взявшее на себя руководство эконской семинарией и открывшее ряд своих центров, духовных школ и монастырей в других странах. В 1986 году Лефевр подверг резкой критике посещение Иоанном Павлом II римской синагоги, а вскоре решительно осудил миротворческую встречу представителей различных мировых религий, состоявшуюся в Ассизи по инициативе того же Папы.
Со своей стороны Ватикан шел на ряд уступок традиционалистам. В 1984 году было разрешено совершать в некоторых случаях дореформенную мессу. 5 мая 1988 года кардинал Ратцингер, представлявший Святой Престол, и Лефевр заключили соглашение, но вскоре архиепископ дезавуировал свою подпись, а 30 июня совершил епископские хиротонии без согласия Папы и тем самым открыто пошел на раскол с римским престолом.
В течение нескольких последних месяцев лидеры братства св. Пия Х вели переговоры с префектом Конгрегации по делам духовенства кардиналом Дарио Кастрильоном Ойосом. Как явный шаг навстречу Ватикану расценивают обозреватели факт юбилейного паломничества членов братства в четыре главные базилики Рима в августе 2000 года. В декабре прошлого года глава братства монсиньор Бернар Фелле встретился в Ватикане с Иоанном Павлом II, однако, насколько известно, никаких кардинальных решений в ходе этой встречи принято не было.
По сведениям из информированных источников, среди членов Братства св. Пия Х сегодня нет полного единомыслия. Если «непримиримые» продолжают считать, что объединение со «впавшим в модернизм» Ватиканом невозможно, то другие готовы пойти на компромисс, чтобы наконец покончить с расколом.
Страна.Ru

ИТАЛЬЯНСКИЕ СУЕВЕРИЯ

Итальянцы, считающие себя католиками, нередко гадают на картах «таро», участвуют в сеансах спиритизма и склонны больше верить в паранормальные явления, чем в церковные чудеса. К таким выводам пришли социологи университета города Кальяри — административного центра острова Сардиния, опросив около 3 000 человек в возрасте от 15 до 61 года.
По результатам опроса, абсолютное большинство итальянцев (83,4%) идентифицируют себя как католики. Атеистами назвали себя 13,7% опрошенных, а буддистами — 2,9%.
В то же время социологи установили, что 6,4% итальянцев посещают колдунов и предсказателей судьбы. Многие (33,7%) сомневаются в подлинности чудес, имеющих место в Церкви — в частности, в том, что статуи могут плакать и источать кровь. Тех, кто верит в эти чудеса, значительно меньше — 13,1%.
28,6% опрошенных убеждены, что, по крайней мере, раз в жизни они становились объектом колдовства, а 19,4% хотя бы раз участвовали в спиритических сеансах.
30,9% итальянцев носят амулеты. 10,9% верят в переселение душ и убеждены в том, что у них была другая жизнь, однако тех, кто не разделяет этих верований, намного больше — 63,4%.
Что касается существования «князя тьмы», то 41,1% убеждены в его существовании, тогда как 38,3% считают, что его нет, а еще 20,6% ответили, что дьявол существует «скорее всего».
Свет Евангелия

НОВЫЙ КАТОЛИЧЕСКИЙ ПАТРИАРХ СИРО-МАЛАБАРСКОЙ ЦЕРКВИ

Новым главой Сиро-Малабарской Церкви (католической) стал Игнатий Петр VIII, сменивший на Антиохийском Патриаршем Престоле Игнатия Муссу I Дауда, который недавно занял один из ключевых постов в Римской Курии. В мае этого года новый Патриарх должен будет приветствовать в Дамаске Папу Иоанна Павла II, который направится в Сирию в рамках паломничества по стопам апостола Павла.
Предыдущий глава Сиро-малабарской Церкви Игнатий Мусса I Дауд возглавлял эту общину всего два года — в конце 2000 года он был назначен Префектом Конгрегации Церквей восточного обряда. 21 февраля Игнатий Мусса I Дауд, сохранивший титул Патриарха Антиохийского, был возведен в кардинальское достоинство.

ВЫЗОВ СИНКРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Католические иерархи Южной Кореи выразили обеспокоенность распространением среди верующих синкретического учения «Ки», ряд элементов которого, по мнению епископов, не совместим с христианством.
В январе этого года вспомогательный епископ Сеульской архиепархии Питер Кан выступил с посланием, обращенным ко всем клирикам и мирянам этой церковной области, в котором подчеркнул, что ставшее модным в Корее и ряде других стран движение «Ки», будучи одной из разновидностей синкретической религиозности «Нью Эйдж» («New Age»), представляет собой опасность для христиан. В первую очередь епископ выражает озабоченность духовным состоянием католиков, среди которых встречаются даже священники и монашествующие, которые посещают «Ки-центры».
Культура «Ки», которую принято считать составной частью движения «Нью-Эйдж», возникла в Корее в 80-е годы, когда на смену нищете пришло экономическое процветание и многие люди стали ориентироваться на личный успех. Лидеры движения настаивают на том, что человек может стать Абсолютом путем постижения мистического искусства и что спасения можно достичь через определенные духовные упражнения.
«Когда „Ки“ выходит за пределы оздоровительного движения (каковым оно себя провозглашает) и вторгается в область религии, это становится опасно, — пишет епископ Кан. — Если католики обращаются к техникам „Ки“ исключительно с оздоровительными целями, нам нечего возразить по этому поводу. Но если они начинают утверждать, что человек может спастись своими собственными силами, то они таким образом впадают в серьезное заблуждение, ибо спасение можно обрести не с помощью каких-либо техник, а только с Божией помощью».
Свет Евангелия

БОЛЬШИНСТВО ПРОТЕСТАНТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ ПРОТИВ АБОРТОВ

Самой насущной проблемой в Америке является аборт. По результатам последних исследований, проведенных исследовательским центром в Аризоне, 69% служителей категорически против абортов, 13% против абортов, 13% допускают аборты в определенных случаях, и 5% затруднились ответить.
Среди служителей-республиканцев 95% высказались за предложение объявить аборт вне закона. Среди демократов мнения разделились: 57% высказались за аборты и 43% – против. Большинство (75%) принадлежащих Независимой партии служителей высказались в защиту жизни неродившихся детей. Принадлежащие консервативной партии служители в подавляющем большинстве (95%) против абортов.
Maranatha News

УЧАСТНИКИ ХАДЖА ПРЕДСТАЛИ ПРЕД «ЛИКОМ АЛЛАХА»

В Саудовской Аравии более 2 млн паломников приступили к выполнению центрального обряда хаджа — стоянию перед «ликом Аллаха» у горы Арафа. Весь день до заката солнца они провели в молениях, а в полдень выслушают проповедь. Затем паломники бегом устремятся в долину Муздалифа, где у ярко освещенной мечети совершат вечернюю и ночную молитвы.
В понедельник утром паломники совершат обряд символического побивания Иблиса-дьявола, бросив по семь камешков в столбы, символизирующие шайтана. После этого начнется забой скота в честь Ид аль-Адха — важнейшего исламского праздника жертвоприношения.
По мусульманской легенде, у горы Арафа произошла первая встреча Адама и Евы после изгнания их из рая, а пророк Мухаммед произнес здесь свою первую проповедь. Паломники повторяют маршрут первого хаджа, совершенного пророком более 14 веков назад.
В обряде стояния у горы Арафа со своей матерью примет участие самая маленькая паломница — египетская новорожденная Айша, названная в честь последней жены пророка Мухаммеда. Девочка родилась два дня назад и специальная медицинская бригада будет сопровождать мать и новорожденную во время выполнения обряда.
Между тем, по заявлению генерального консульства Индии в Джидде, по естественным причинам в ходе хаджа скончались 53 престарелых индийских паломника.
Страна.Ru

КОРЕЙЦЫ ПЛАНИРУЮТ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАСХАЛЬНУЮ МОЛИТВУ ДЛЯ ХРИСТИАНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Протестанты, католики и православные Южной Кореи планируют в Пасхальное Воскресенье, 15 Апреля собраться для совместной экуменической молитвы об объединении христиан.
ENI

<< Полная сводка новостей от 10 марта 2001 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика