Русская линия
<< Полная сводка новостей от 10 февраля 2001 >>

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ В АПРЕЛЕ ПОСЕТИТ КРЫМ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий намерен принять участие в пасхальном международном церковно-научном симпозиуме «По стопам святого апостола Андрея Первозванного: Крым, Украина, Россия в истории и судьбе православия», который пройдет в Симферополе и Севастополе.
По предварительной договоренности с Крымской епархией, глава Русской Православной Церкви прибудет в Крым в апреле. Об этом проинформировал 6 апреля председателя Верховной Рады Республики Крым Леонида Грача митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Как сообщил пресс-секретарь спикера Галина Мамыко, во время их встречи обсуждался также вопрос о восстановлении взорванного в 20-е годы симферопольского собора святого Александра Невского. Леонид Грач заверил, что договоренности с правительством Москвы о разработке проекта духовно-патриотического комплекса, главной частью которого станет этот храм, выполняются.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

В ОДЕССЕ БУДЕТ ПОСТРОЕН ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВИТЕЛЯ СЛАВЯНСКОГО ВОИНСТВА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

В большом зале музея «Героической обороны Одессы» состоялось собрание инициативной группы по поддержанию обращения граждан о возведении Храма покровителя славянского воинства Святого великомученика Георгия Победоносца. В нем приняли участие Митрополит Одесский и Измаильский Высокопреосвящениейший Агафангед и Генеральный консул России в Одессе Михаил Соболев.
На собрании был избран Координационный Совет, на который возложены функции по руководству строительством Храма, утвержден текст обращения к жителям нашего города. Публикуем его текст, подписанный группой общественных деятелей Одессы.
ОБРАЩЕНИЕ
Дорогие сограждане! Братья и сестры! Мы, представители различных слоев общества и поколений, поддерживаем инициативу жителей города о возведении Храма покровителя славянского воинства Святого Георгия Победоносца на территории «Мемориального комплекса героической обороны Одессы». Это место дорого и близко каждому, кто прошел трудными путями по огненным дорогам войн.
По нашему убеждению единение патриотизма и духовности послужит благородному делу гармоничного воспитания личности, так необходимого для формирования стабильного гражданского общества. Призываем всех, кому дороги патриотизм и духовность, принять в этом участие и в силу своих возможностей помочь возведению Храма.
Наш р/счет N 26 007 301 456 571 в Одесском главном региональном управлении «Проминвестбанка» Украины, МФО 328 135, код N25431439.
Пресс-служба Одесской епархии

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОМИТЕТА

31 января в ОВЦС МП состоялось заседание Совета Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК).
Заседание возглавили сопредседатели ХМКК митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, апостолический администратор для католиков латинского обряда Европейской части России архиепископ Иппоно-Заритский Тадеуш Кондрусевич и председатель Союза Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации пастор П.Б.Коновальчик.
Члены Совета рассмотрели ряд организационных вопросов, связанных с проведением в мае Межконфессиональной молодежной конференции «Я с вами до скончания века (Мф. 28. 20) — христианство в XXI веке». В частности, были утверждены темы круглых столов конференции: «Методы работы с молодежью в христианских Церквах. Возможности сотрудничества, обмена опытом», «Христианское свидетельство в современном обществе», «Богословские школы: возможности взаимодействия», «Проблемы христианской нравственности: алкоголизм, наркомания, проституция..», «Гражданская позиция молодого христианина: политика, армия», «Сектантство, сатанизм, тоталитарные идеологии», «Молодежь и культура: музыка, кино, отношение к масс-медиа. Влияние СМИ на психологию и образ жизни», «Христианство и секуляризм: каким будет наше будущее?».
ОВЦС МП

АПОСТОЛЬСКИЙ НУНЦИЙ В УКРАИНЕ ВЫСКАЗАЛСЯ ЗА ПРИОРИТЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРАВОСЛАВИЕМ

В понедельник, 5 февраля, председатель областной государственной администрации С.Р. Гриневецкий встретился с представителем Ватикана, апостольским нунцием в Украине, архиепископом Николой Этеровичем. В ходе встречи губернатор области ознакомил высокого гостя с политическим, социальным и экономическим положением на Одесщине.
Губернатор области отметил, что Одесса, Одесская область всегда были центром духовности, славились разносторонней культурной жизнью. Возрождение духовности — один из главных приоритетов работы облгосадминистрации. Тридцать три конфессии, действующие на территории края, находят общий язык. Восстановление храмов призвано способствовать духовному очищению, расцвету людей, жителей Одессы и области.
— Католическая церковь, насчитывающая сегодня миллиард верующих, традиционно присутствует в Украине, на Одесщине — подчеркнул архиепископ Никола Этерович, — открыта для сотрудничества с другими конфессиями, особенно с православными.
На встрече была обсуждена возможность строительства нового греко-католического костела в Одессе. Во встрече принял участие Леон Дубравский, епископ-помощник Каменец-Подольский.
Приезд в Одессу апостольского нунция совпал по времени с выступлением в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, негативно высказавшемся по поводу визита в Украину Папы Римского. Владыка Агафангел подчеркнул, что визит предстоятеля католиков на каноническую православную территорию без согласования с главой Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Алексием вызовет волну возмущений православных людей страны и вместо мира и стабильности будет способствовать расколу в обществе.
В Одессе уже идет сбор подписей под обращением против визита Папы Римского в Украину. Аналогичные акции проходят и в других городах страны.
Пресс-служба Одесской епархии

КАТОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЗЕЛИТИЗМ НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ

Для расширения прозелитской деятельности в регионах Апостольской администратуры для католиков латинского обряда севера европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич своим декретом учредил пастырский совет с собою во главе. В состав совета вошли генеральный викарий прелат Богдан Северыник, епископский викарий прелат Бернардо Антонини, священники Марио Беверати, Александр Кревский, Дмитрий Мишенев, монахини Нина Халецка и Катажина Антоляк. Секретарем совета назначен главный редактор российской католической газеты «Свет Евангелия» Виктор Хруль. Полномочия нынешнего состава совета продлятся пять лет. Рассказывая членам совета о своих пастырских поездках, архиепископ особо отметил поездку в Калининградскую область. Кондрусевич выразил мнение, что в этом регионе следует создать самостоятельную церковную структуру.
НТВ / РАДО

МЕСЯЧНИК ПРОЗЕЛИТИЗМА В СИБИРИ

В начале наступившего года епископ Иосиф Верт отправил всем настоятелям католических приходов Апостольской Администратуры письмо, в котором, в частности, сказано:
«.. Наступивший 2001 год имеет особое значение для Католической Церкви в России: 13 апреля этого года исполняется 10 лет с момента воссоздания структур Католической Церкви в СССР. ..Повелеваю провести в приходах нашей Апостольской Администратуры трехмесячную подготовку к празднованию памятной даты — десятилетия восстановления структур Католической Церкви в СССР. Эта подготовка должна пройти с13 января по 13 апреля сего года и стать, прежде всего, подведением итогов минувших десяти лет, испытанием совести и благодарением Богу за оказанные нам милости. Пусть в эти три месяца наши прихожане, а также все заинтересованные лица больше узнают об истории Католической Церкви в России как до прихода к власти режима воинствующего атеизма, так и во времена преследований и за последние 10 лет. Пусть в эти месяцы большее число молодых людей узнает о возможности поступления в Новосибирскую предсеминарию, а затем — в Высшую духовную семинарию в Санкт-Петербурге; о возможности вступления в женские и мужские ордены и конгрегации. Необходимо, чтобы более обширной и доступной стала информация о социальной деятельности Католической Церкви. Пусть в эти три месяца активизируется деятельность различных форм апостольства и католических организаций. Пусть больше станет известно о наших книгах, газетах, телестудии „Кана“, — именно в их задачу входит освещение этого трехмесячного периода подготовки и всей деятельности Католической Церкви в Сибири. Следует также обновить и уточнить статистические данные о количестве приходов, числе прихожан, количестве уделяемых в каждом приходе таинств — крещений, венчаний и т. д., а также количестве похорон. О других мероприятиях, о подробной программе на эти 3 месяца я сообщу Вам позже».
Свет Евангелия

ОТКРОВЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА КОНДРУСЕВИЧА ПО ПОВОДУ ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО НА УКРАИНУ

Апостольский администратор европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в рамках проходящего с 4 по 10 февраля визита «ad limina» («к порогу Апостольскому») российских католических епископов в Рим высказал свое мнение по поводу предстоящего в июне визита папы римского Иоанна Павла II на Украину. По его мнению, визит папы на Украину может иметь очень серьезное воздействие на ситуацию в России. Несмотря на высказывающиеся многими экспертами опасения, что визит понтифика осложнит отношения между Православной и Католической церквями и сделает практически невозможной встречу папы римского с Патриархом Московским и всея Руси, в интервью римскому агентству новостей «Media I» архиепископ Кондрусевич продемонстрировал гораздо более оптимистичные взгляды. По его словам, никакого разрыва отношений между католиками и православными не будет. Более того, он верит, что несмотря на прозвучавшие опасения и даже угрозы со стороны православных, посещение папой Украины будет способствовать прогрессу экуменических отношений.
Архиепископ заметил, что собственное состояние Православной Церкви на Украине омрачено серьезными проблемами, поскольку там существует «два соперничающих экклезиологических сообщества». Константинопольский Патриарх, по ехидному замечанию Тадеуша Кондрусевича «первый среди равных», может посетить Украину перед визитом папы с целью «восстановить единство» украинских православных. Кондрусевич напомнил журналистам о ситуации в Эстонии, где Московская Патриархия «была впутана в аналогичную историю», после чего возникли две группы православных, одна признанная Москвой, а другая Константинополем и «почти всем остальным православным миром». Успех или неудача миссии константинопольского патриарха на Украине, по словам архиепископа, существенно повлияет на ход папской поездки.
Архиепископ Кондрусевич высказал сожаление по поводу того, что синод Украинской Православной Церкви отказался пригласить папу римского. Однако, по его словам, такое приглашение вовсе не необходимо. Ведь «когда Патриарх Алексий II посещал Литву или Австрию, он не спрашивал приглашения у папы Римского».
CWN/Русская линия

КАТОЛИЧЕСКИЕ ЕПИСКОПЫ РОССИИ ОТПРАВИЛИСЬ НА ВСТРЕЧУ С РИМСКИМ ПАПОЙ

Архиепископ Севера Европейской части России Тадеуш Кондрусевич, епископ Западной Сибири Иосиф Верт, епископ Юга России Клеменс Пиккель и епископ Восточной Сибири Ежи Мазур отправились в Ватикан для специального посещения Папы Иоанна Павла Второго. Каждый епископ мира обычно раз в пять лет может лично встретиться со Святейшим Отцом. Однако для каждого из российских епископов эта встреча происходит впервые, хотя Католическая Церковь в России в ближайшее время — 13 апреля — готовится отпраздновать свое 10-летие. Каждый епископ по традиции будет удостоен 15-тиминутной личной беседы с Римским Папой, а также должен будет отчитаться перед различными комиссиями в том, как складывается жизнь Католической Церкви в приходах вверенной ему епархии.
«Радиоцерковь»

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

В рамках завершившейся Недели молитв о единстве христиан в храме Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге состоялось экуменическое богослужение под девизом «Я есмь путь, истина и жизнь», подготовленное францисканцами (OFM). В нем принимали участие Высшая Духовная Семинария «Мария — Царица Апостолов», священники, монашествующие и миряне из приходов Санкт-Петербурга, представители Русской Православной и Евангелическо-Лютеранской Церквей, других конфессий. Возглавил богослужение ректор семинарии прелат Антоний Гей. В своем приветственном слове он сказал о трагедии разделения Церквей, выразил надежду, что это богослужение послужит делу сближения всех христиан, и уверенность в необходимости подобных встреч. Он напомнил также об общей для всех христиан задаче — о свидетельстве Христа, которое невозможно полностью выполнить без согласия, взаимной любви и уважения.
После чтения Евангелия от Иоанна с краткой проповедью к собравшимся обратились о. Фьоренцио Эмилио Реати OFM, протоиерей Владимир Федоров и пастор Ридер. Они говорили о том ущербе, который наносит христианству разделение, о необходимости его преодоления, и выражали уверенность в достижении подлинного единства христиан. Присутствующие прочли Апостольский Символ Веры и в совместной молитве принесли покаяние за общую вину разделения. Знаком подлинного стремления к единству стало приветствие мира — молившиеся желали мира окружавшим, не делая различия, к какой конфессии принадлежит сосед. В завершение молитвы священники — представители разных конфессий — благословили собравшихся верующих.
Свет Евангелия

НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА МИТРОПОЛИТОМ АГАФАНГЕЛОМ ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ

В минувший понедельник во время Божественной Литургии в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе митрополит Одесский и Измаильский Агафангел выступил перед прихожанами с проповедью, в которой призвал верующих сплотиться в лоне Святой православной Церкви перед лицом грядущих событий в Украине.
Обращаясь к пасте, владыка Агафангел негативно оценил все попытки создания в стране так называемой единой поместной церкви, куда вошли бы наряду с канонической УПЦ раскольники-филаретовцы и самосвяты-автокефалисты. Митрополит Агафангел отрицательно отнесся и к вмешательству во внутренние дела Украинского Православия Вселенского Патриарха Варфоломея, который все активнее оказывает поддержку еретикам из УПЦ-КП и УАПЦ в из борьбе против Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Владимиром.
Одесский первоиерарх высказался против запланированного на лето визита в страну Папы Римского. По мнению митрополита Агафангела, приезд главы католиков мог бы состояться лишь по приглашению Святейшего Патриарха Алексия после возвращения униатами тысяч захваченных православных храмов в Западной Украине и решения ряда иных межцерковных проблем. Если же этого не произойдет, то визит Папы Римского лишь усугубит межконфессиональные разногласия в стране.
Отвечая на реплику о том, что его острые оценки грядущих событий вряд ли понравятся определенным политическим кругам в Украине, ратующим за выведение УПЦ из состава Русской Православной Церкви, владыка Агафангел подчеркнул, что в своей борьбе за единство канонического Православия он чувствует поддержку не только своей паствы, но и святых угодников Божиих Святителя Николая-чудотворца и Святителя Спиридона Тримифунтского — Богом прославленных борцов с ересями. А это значит, что истинная Православная вера восторжествует над хаосом духовного беззакония. Ведь кто нас может победить, «яко с нами Бог».
Пресс-центр Союза православных граждан Одессы

В СВЯЩЕННОМ СИНОДЕ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

14-го декабря 2000-го года состоялось собрание Cвященного Cинода Грузинской Православной церкви. Один из пунктов, рассматриваемых на заседании был вопрос 16 священников, которые обратились к Синоду с письмом.
Ниже приведены вопросы священников и постановление Синода.
Святейщему и блаженнеищему Католикосу-Патриарху всея Грузии архиепископу Мцхета-Тбилисскому Илие II -му.
Святому Синоду Грузинской православной церкви.
На собрании патриархии и в беседах с прихожанами некоторые священнослужители утверждают, что мы не знаем спасет или нет Господь во чреве убитых и умерших без крещения младенцев. Этим они допускают возможность спасения без крещения. Это противоречит учению православной церкви в нескольких пунктах:
1. Противоречит евангельским словам Иисуса Христа: «Истинно, Истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия». (Ин.3,3). «Истинно, Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин.3,5).
2. Противоречит девятому члену символа веры: «(Верую) во единую святую, соборную и апостольскую церковь». Согласно этому пункту, тот кто не был членом земной церкви не может войти в Царство небесное. Умершие некрещеные младенцы родившиеся или во чреве убитые не были членами земной церкви и говорить о их спасении означает дать основание учению о спасении вне церкви.
3) Противоречит Десятому члену символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Некрещеные только крещением очищаются от первородного греха и от личных грехов. Младенцы не имеют личных грехов, но с момента зачатия несут печать первородного греха. По учению церкви, душа, опечатанная первородным грехом не может иметь вечного общения с Богом, то есть не может спастись.
4) Противоречит учению церкви об искуплении человечества крестовыми страданиями Иисуса Христа. Душа человека только крещением становится причастна искупительной благодати крестных страданиий. Всякий некрещеный умерший младенец или взрослый абсолютно чужд Христу. Говорить о спасении некрещеных младенцев также означает дать основание еретическому учению о спасении без Христа.
Нижайще просим рассмотреть этот вопрос на собрании Синода и еще раз утвердить истинное учение церкви что без крещения никто не спасется.
Просим прощения и вашего благословения.
20 Октября 2000. Подпись 16 священников

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СВЯТОГО СИНОДА ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

О спасении человеческой души церковь учит, что для спасения обязательно прощения грехов. В Евангелии от Иоанна написано: «Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия». (Ин.3,3). Второе рождение свыше означает духовное рождение.
По десятому члену символа веры прощение грехов возможно крещением:" «Исповедую едино крещение во оставление грехов». По 110-му канону Карфагенского поместного собора младенцы также крестятся во оставление грехов. Этим каноном Карфагенский Собор напоминает, что каждый человек кроме личных грехов имеет Адамов грех, то есть первородный грех. Исходя из этого, ясно, что младенцы, которые не имеют личных грехов, нуждаются в крещении, чтобы очиститься от первородного греха.
В Евангелии крестовые страдания и смерть также называются крещением. Господь говорит: «чашу Мою будете пить и крещением, которым я крещусь, будете крестится» (Мф.20,23). По этому мученики за Христа, которые не были крещены водой, благодатью Божьей очищаются от грехов и рождаются свыше вторым духовным рождением, и также как крещенные наследуют Царствие небесное, спасаются.
Из всего вышесказанного видно, что без второго рождения, без очищения грехов спасение души не возможно.
1/14.12.2000г.
Опубликован в газетах:
7(39) Газета «Просвещение Иверии» 30 Декабря 2000 г.
11(47) Газета «Мревли» (Приход) Сретение, 2001 г.

ВЛАСТИ МОЛДАВИИ ОБЕСПОКОЕНЫ ПРОНИКНОВЕНИЕМ В ШКОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТАНТОВ ПОД ВИДОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

В Молдавии власти обеспокоены проникновением в школы религиозных сектантов под видом благотворительности. Как сообщил журналистам начальник Департамента образования мэрии Кишинева Анатолий Мокрак, представители сект «свидетелей Иеговы», «баптистов», «адвентистов» арендуют в городе школьные помещения в обмен на финансовую и другую помощь для учебных заведений и детей из нуждающихся семей. Под видом благотворительности, как считает Анатолий Мокрак, члены сект вовлекают в свою деятельность не только детей, но и их родителей, снабжая их религиозной литературой.
«Нас волнует тот факт, что противодействовать проникновению сектантов в школы, согласно действующему в Молдавии законодательству, невозможно, и мы призываем руководство республики изменить это положение», — сказал Анатолий Мокрак.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ИНТРОНИЗАЦИЯ ЛЬВОВСКОГО КАРДИНАЛА ЛЮБОМИРА ГУЗАРА

25 января выборный Синод Украинской Греко-Католической Церкви избрал епископа Любомира Гузара главой Украинской Греко-Католической Церкви — Верховным архиепископом Львовским. Согласно канонам, Папа Иоанн Павел II подтвердил выбор преосвященного владыки Любомира 26 января сего года.
Владыка Любомир Гузар был возведен в воскресенье, 28 января, на престол Верховного архиепископа Львовского. Церемония интронизации прошла в архикафедральном соборе святого Юра во Львове. Во время интронизации собравшимся на нее клирикам и мирянам сообщили, что епископ Любомир Гузар и архиепископ Львовский латинского обряда Мариан Яворский возведены Папой Римским в кардинальское достоинство.
Кардинал Любомир Гузар родился в 1933 году во Львове. В 1944 году был вынужден вместе с родителями выехать за пределы Украины. Учился в украинской гимназии в Австрии. Духовное образование получил в США и Италии. Доктор богословия. На Украину вернулся в 1993 году. Принадлежит к монашескому ордену студитов, сохраняющих восточный богослужебный обряд. С 1993-й по 1996 годы преподавал во Львовской семинарии УГКЦ в сане архимандрита. С 1996-го по 1997 гг. служил экзархом Киево-Вышгородским. С 1997 г. — епископ-помощник главы УГКЦ с делегированными правами. Владеет английским, немецким, итальянским, польским, русским и другими языками. В настоящее время УГКЦ насчитывает 3 301 приход, 94 миссии, 23 братства, 60 учебных заведений, 64 периодических издания.
Свет Евангелия

АЛБАНСКИЙ АРХИЕПИСКОП ПОЛУЧИЛ ПОЧЕТНУЮ ПРЕМИЮ

Архиепископ Тираны и всей Албании Анастасий награжден премией Константинопольского Патриарха Афинагора за вклад в защиту прав человека.
Премия была учреждена американскими греками в 1986 году. Ранее ее лауреатами стали такие выдающиеся правозащитники, как англиканский архиепископ из ЮАР Дезмонд Туту, президент США Джимми Картер, мать Тереза из Калькутты.
Архиепископ Анастасий (Яннулатос) родился 4 ноября 1929 года в греческом городе Пирее. Еще совсем молодым человеком он принимал активное участие в создании движения «Идите», цель которого была пробудить миссионерский дух среди православных греков. В 1964 году, став священником, Анастасий направился в Восточную Африку.
В 1972 году Анастасий стал епископом и через 8 лет возвратился в Африку, где продолжил миссионерскую работу. В 1982 году при его активном участии в столице Кении была открыта православная семинария.
После падения коммунистического режима в Албании Синод Константинопольского Патриархата назначил Анастасия экзархом Албании, так как из православных епископов Албании никого в живых не осталось.
В 1991 году Православная Церковь Албании стала самостоятельной, восстановив автокефалию, полученную еще в 1937 году. В 1992 году Анастасий был избран ее главой.
За десять лет служения в Албании архиепископу Анастасию удалось сделать многое: в стране было построено 70 новых храмов, отреставрировано 65 церквей и 5 монастырей.
НТВ.RU

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В РИМЕ

Иоанн Павел II принял участие в экуменическом богослужении, прошедшем 25 января в римской базилике св. Павла-вне-стен. В ходе Литургии Слова, в которой приняли участие католики, протестанты, православные и представители древних восточных Церквей, Папа предложил сделать конкретный шаг навстречу видимому единству конфессий: учредить единую для всех Церквей дату празднования Пасхи.
Кроме Иоанна Павла II, в экуменическом богослужении, ознаменовавшем окончание ежегодной Недели молитв за единство христиан, приняли участие представители 22 других христианских Церквей и конфессий, а также Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). 17 участников богослужения представляли православные и монофизитские Ццркви, а 5 — конфессии-наследницы Реформации.
Вселенский Патриархат был представлен экзархом Южной Европы митрополитом Геннадием, Московский — епископом Корсунским Иннокентием, Сербский — епископом Сабац-Вальевским Лаврентием, Румынский — архиепископом Центральной Южной Европы Иосифом, Болгарский — митрополитом Старо-Загорским Галактионом. Другие поместные православные Церкви также направили в Рим своих представителей либо в архиерейском, либо в пресвитерском сане.
Участники богослужения, находившиеся в алтаре древней базилики, по очереди читали отрывки из Священного Писания и молитвы на греческом, английском, немецком, древнесирийском, коптском, церковнославянском, сербском и польском языках.
«Разделения между христианами противоречат воле Христа и представляют соблазн, ослабляющий голос Евангелия», — сказал в своем слове Иоанн Павел II. При этом, считает Святейший Отец, задача экуменизма — «не игнорировать эти разделения, а преодолевать их».
«После веков разделений, непониманий, безразличия и, к сожалению, противостояния, христиане вновь осознали, что их объединяет вера во Христа. Она способна преодолеть то, что их разделяет», — продолжил Иоанн Павел II, отметивший далее, что Католическая Церковь не считает, что за пределами ее структур не существует никакой церковности. Это замечание было расценено многими обозревателями как комментарий к опубликованной в прошлом году Конгрегацией Вероучения Декларации «Господь Иисус», который был расценен рядом некатолических богословов как проявление католического фундаментализма.
Папа призвал христиан разных конфессий помнить о том, насколько ближе друг к другу стали они за последние 50 лет. «Из чужаков, а иногда даже противников, каковыми мы были прежде, мы стали соседями и друзьями, — заявил Иоанн Павел II. — Мы знаем, что крещение делает нас членами единого Тела Христова в рамках все еще неполного, но тем не менее вполне реального общения».
Наступивший 2001 год, сказал далее Папа, предоставляет христианам удивительный шанс: ведь в этом году Церкви, придерживающиеся западной и восточной пасхалии, празднуют Светлое Воскресение Христово в один день — 15 апреля. Это обстоятельство, считает Понтифик, «должно стать для нас стимулом к поиску консенсуса в вопросе о единой дате для этого праздника». При этих словах речь Иоанна Павла II была прервана аплодисментами участников богослужения.
Папа заявил также, что он возлагает огромные надежды на предстоящие поездки в Сирию и на Украину — в страны, где живет большое количество православных. Эти поездки, надеется Иоанн Павел II, будут способствовать примирению между христианами.
Свет Евангелия

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЦ ПРИНЯЛ К СВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТ ПО ПРОБЛЕМЕ «ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ»

В документе констатируется, что участники заседания в Потсдаме не смогли прийти к консенсусу по ряду аспектов проблемы «гуманитарной интервенции». Однако текст, принятый к сведению на заседании ЦК, будет распространен среди Церквей — членов ВСЦ для дальнейшего исследования и сбора отзывов, а также для использования в диалоге с правительствами, международными организациями, исследовательскими центрами и гражданским обществом.
Документ признает, что мировое сообщество в ряде случаев призвано вмешиваться в ситуации, когда гражданское население подвергается риску уничтожения вследствие действий правительства или его неспособности защитить мирных жителей в ходе силового конфликта либо в ситуации анархии. Подобное международное вмешательство может иметь и вооруженный характер. В то же время документ ЦК ВСЦ подчеркивает важность принципа национального суверенитета, являющегося краеугольным камнем международной правовой системы. Согласно документу, вмешательство в дела суверенного государства видится возможным лишь в весьма ограниченном числе случаев, предусмотренных, в частности, Конвенцией о геноциде и другими нормами международного права. «Действия по защите населения, подвергающегося опасности в ситуациях вооруженного насилия, — говорится в документе, — должны в принципе осуществляться соответствующим органом ООН или группой государств, уполномоченной выступать от его имени. При этом все такие действия должны производиться под строгим наблюдением Совета Безопасности или иной многосторонней международной инстанции, получившей одобрение Генеральной Ассамблеи ООН. Защитные силы, осуществляющие вмешательство, должны быть определены нейтральными по отношению к государству, в котором производится интервенция, и решение о вмешательстве ни в каком случае не должно служить основой для продвижения узких интересов зарубежных стран».
ОВЦС МП

<< Полная сводка новостей от 10 февраля 2001 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика