Русская линия
<< Полная сводка новостей от 6 января 2001 >>

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви

Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь:
играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа:
яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.
(Стихира на литии в канун праздника)

Возлюбленные о Господе Преосвященные собратья архипастыри, досточтимые пастыри и весь клир церковный, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне — чада нашей Святой Матери Русской Православной Церкви! Ко всем вам, дорогие мои, пребывающим на Земле Российской, в странах ближнего и дальнего зарубежья, во многих государствах мира на всех континентах, я обращаю слово поздравления с великим и спасительным праздником Рождества Христова!

Этот день словно переносит нас на две тысячи лет назад, к священному и всерадостному событию — Пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа, незримо поставляя нас к Вифлеемской пещере. Мы становимся свидетелями чудесного явления Ангела Божия вифлеемским пастырям и мысленно вместе с ними внимаем пению многочисленного Небесного воинства: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14); внутренним взором мы видим древних восточных мудрецов, ведо1мых необычной звездой, склоняющихся перед Божественным Младенцем и простирающих к Нему руки с драгоценными дарами — золотом, ладаном и благовонной смирной (Мф. 2, 1−2, 10−11). И благоговейно сохраняя этот образ в своей душе, мы «единеми усты и единем сердцем» воспеваем Рождшегося в Вифлееме Спаса Господа и Пречистую Богородицу, Преблагословенную Деву Марию, послужившую великому Таинству Боговоплощения.
Дивными звуками возвышенных, проникновенных песнопений наполняются наши храмы в праздник Рождества Христова, и неизреченная радость переполняет в этот день сердца всех православных христиан!
Спаситель наш воспринял человеческую плоть и кровь (Евр. 2, 14). Он не стыдился называть нас Своими братьями (Евр. 2, 11), и посему наш священный долг — быть достойными благодатного Божественного родства.
Мы должны исполниться глубочайшего удивления при совершившемся ныне чуде, говорит святитель Иоанн Златоуст: «.. к чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня свершилось — Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми». Святитель Московский Филарет, словно продолжая Златоустовы слова, замечает: «И потому наша немощь восполнена будет силой Божией, наша неправда изглаждена будет правдой Божией, наша тьма просвещена будет светом Божиим, наша смерть упразднена будет жизнью Божией».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Минувший год останется в истории Русской Православной Церкви как год великих свершений. Центральным его событием несомненно стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в возрожденном Храме Христа Спасителя. Главным деянием Архиерейского Собора было прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, среди которых предстоят Престолу Господню, молясь о своем земном Отечестве, и царственные страстотерпцы. Решение это единодушно приняли все иерархи — участники Собора. Воистину, по слову Псалмопевца, «Господь не оставляет святых Своих» (Пс. 36, 28) и «торжествуют святые во славе» (Пс. 149, 5).
Кроме того, Юбилейный Архиерейский Собор рассмотрел задачи, которые стоят перед нашей Святой Церковью на рубеже веков, и принял документы, определяющие отношение Церкви ко многим важнейшим проблемам взаимодействия с государством и обществом, а также с инославием; была принята и новая редакция Устава Русской Православной Церкви.
Прекрасный Зал Церковных Соборов, красота и благолепие воссозданного Храма Христа Спасителя немало способствовали тому, что собрание церковных иерархов стало незабываемым, поистине историческим событием ушедшего года.
Вершиной юбилейных торжеств было великое освящение Храма Христа Спасителя, посвященного Рождеству Христову. На него прибыли многие Предстоятели и делегации всех Поместных Православных Церквей, с братской любовью откликнувшихся на приглашение разделить нашу радость. Освящение этого величественного Храма, символа возрождающейся Православной Руси, в праздник Преображения Господня, в год великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа есть явный знак милости Божией, не оставляющей нашу Святую Церковь и наш многострадальный народ. И хотя в минувшем году народу нашему пришлось пережить немало испытаний, однако Господь давал нам силы и мужество переносить все трудности с упованием на Его неизреченное милосердие, укреплял нас в нашем крестоношении.
Знаком великого благоволения Божия стало принесение в пределы Русской Православной Церкви честной главы великомученика и целителя Пантелеимона. Преславный мученик и добрый воин Небесного Царя своими святыми мощами посетил не только первопрестольный град Москву, но и место нашей общей купели — богоспасаемый Киев, а также северную столицу России — град святого Петра. Как и в 1996 году, это событие ознаменовалось множеством исцелений, совершавшихся по вере сотен тысяч людей, притекавших к святым мощам.
В прошедшем году Господь посетил нас многими испытаниями и скорбями. Церковь разделяет горести и всего общества в целом, и каждого отдельного человека, страдающего от неустроенности, бедности, болезней, межнациональных столкновений, проявлений терроризма и экстремизма. Церковь всегда была и будет со своим народом во всех испытаниях, которые Господу благоугодно будет послать нам для вразумления и покаяния. Она и в дальнейшем будет стараться объединить усилия власть имущих и множества наших сограждан, искренне трудящихся на народное благо, для созидания лучшей жизни в России, странах Содружества, Европе и мире, для достижения процветания, социального благополучия общества в целом и каждого человека в отдельности.
Дорогие мои! С верой и надеждой будем смотреть в будущее, уповая на то, что деяния, совершенные нами в юбилейном году, станут крепким фундаментом, на котором в XXI столетии утвердится наша Святая Церковь и возродится наше Отечество; что прославление мучеников и исповедников за веру Христову станет переломным моментом в нашей истории, содействуя покаянию народа в грехе богоотступничества; что молитвы новопрославленных подвижников помогут нам противостоять злу, греху, пороку, человеческому несовершенству.
Возлюбленные! Я вновь и вновь сердечно поздравляю вас с великим мироспасительным праздником Воплощения Бога Слова, а также с наступающим новым годом, с началом двадцать первого столетия и с вступлением в третье тысячелетие от Рождества Христова!
«Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог
любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ
Рождество Христово 2000/2001 года, г. Москва


СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПРИНЯЛ ГУБЕРНАТОРА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ А.Д.АРТАМОНОВА И АРХИЕПИСКОПА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА

3 января 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял губернатора Калужской области А.Д.Артамонова и архиепископа Калужского и Боровского Климента. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил вновь избранного губернатора на труды и пожелал успехов в управлении областью. Во время встречи было рассказано Святейшему Патриарху о проводимых восстановительных работах в храмах и монастырях Калужской епархии. Его Святейшество выразил благодарность Администрации области за поддержку в проведении восстановительных работ в Оптиной пустыне, Тихоновой Пустыне и других монастырях и храмах в области и сообщил о намерении посетить Калужскую область летом этого года. Особе внимание в беседе было уделено вопросу взаимоотношения Церкви и руководства области в процессе образования и воспитания молодого поколения. Святейший Патриарх указал на необходимость объединения усилий в деле искоренения таких вредоносных явлений среди молодежи, как наркомания, насилие, алкоголизм. Культ силы, безнравственность, обесценивание жизни человеческой, насаждаемое отдельными средствами массовой информации является губительным для России. При этом Святейший Патриарх указал, что во многих странах Европы и мира есть законы, защищающие население и молодежь от нравственного растления, чего у нас в стране еще нет.
Святейший Патриарх Алексий II в связи с Юбилеем 2000 — летия Рождества Христова вручил А.Д. Артамонову Юбилейную Патриаршую грамоту и попросил передать жителям Калуги и Калужской области поздравления с началом Нового 2001 года, ХХI века и Третьего тысячелетия, а также с наступающим праздником Рождества Христова.
ОВЦС

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ЦЕРКВИ АНГЛИИ

5 января 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Представителя Святого Престола в Российской Федерации архиепископа Георга Цура, который передал Его Святейшеству послание Председателя Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Эдварда Кассиди, направленное от имени Папы Римского Иоанна Павла II. Со стороны Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата во встрече участвовал Секретарь ОВЦС по межхристианским связям игумен Иларион (Алфеев).
В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви принял в своей рабочей резиденции в Чистом переулке представителей Церкви Англии- епископа Гибралтарского в Европе Джона Хайнда с супругой и настоятеля англиканского Свято-Андреевского прихода в Москве д-ра Саймона Стивенса.
Во встрече также приняли участие заместитель главы миссии Посольства Великобритании в Москве министр Дэвид Гауэн с супругой и секретарь ОВЦС по межхристианским связям игумен Иларион (Алфеев).
ОВЦС

ДЕВЯТЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Полная программа Чтений находится на сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: www.rel.org.ru
21 января. Богослужение в Храме Христа Спасителя в 9.00, Торжественное открытие в Государственном Кремлевском Дворце в 14.00.
22 января. Первое пленарное заседание в конференц-зале Храма Христа Спасителя в 10.00
23 января. Второе пленарное заседание в Большом зале Мэрии Москвы в 10.00
24−25 января. Работа секций по трем направлениям:
1.Православное образование и воспитание;
2.Церковь и общество;
3.Церковь наука, культура.
26 января заключительное заседание Чтений в конференц-зале Храма Христа Спасителя.
Вечером 26 января Торжественный вечер, посвященный 10-летию Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Билеты на Рождественские чтения можно взять в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с 10.00 до 18.00.
Адрес Отдела: Москва, Петровка 28/2, Высоко-Петровский монастырь.

91% ВЕРУЮЩИХ В РОССИИ СОСТАВЛЯЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ

Более половины россиян верят в Бога и подавляющее большинство среди верующих являются православными. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательской группой «Мониторинг.ру» в канун православного Рождества.
Согласно итогам опроса, в Бога верят 55% россиян, 33% – не верят и 12% затруднились с ответом. Среди верующих подавляющее большинство — 91% – придерживаются православия, 5% – исповедуют ислам, менее 1% – иудаизм и католицизм.
В опросе участвовали 1600 россиян в 200 населенных пунктах на территории 47 субъектов Федерации.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

КРЕСТНЫЙ ХОД ПРАВОСЛАВНЫХ ТРЕЗВЕННИКОВ ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ СОСТОЯЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Традицию дореволюционного православного трезвенничества возрождает петербургское общество «Бодрствование», по инициативе которого в Санкт-Петербурге состоялся первый после 1917 года крестный ход. В день памяти мученика III века Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства, верующие прошли с иконами и хоругвями по Александро-Невской лавре на Никольское кладбище. Они молитвенно почтили память покоящихся здесь протоиерея Александра Рождественского, основателя Общества трезвости императорской России, и митрополита Иоанна (Снычева), наставившего многих на путь истинный в наши дни.
По мнению сумевших начать новую жизнь православных трезвенников, многие из которых дали обет не прикасаться к спиртному, — в первый день нового года на душе может быть радостно и без «веселящих» напитков. Тем более, что вплоть до 7 января продолжается Рождественский пост.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

В САРОВЕ РАСКРЫТ СЕКРЕТ СТАРИННОГО ЛИТЬЯ КОЛОКОЛОВ

Точную копию старинного колокола царя Ивана Грозного сделали специалисты закрытого ядерного центра в Сарове (бывший Арзамас-16, Нижегородская область) и передали ее Нижегородскому Печерскому Вознесенскому монастырю. Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в самом ядерном центре.
Как гласит предание, Иван Грозный (Иоанн IV), проходя с войсками через Нижний Новгород на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял колокол с крыши Кидекшацкого монастыря, в то время приписанного Нижегородскому Печерскому Вознесенскому монастырю. Впоследствии взамен этого колокола он приказал изготовить для монастыря новый — «в 30 пуд весу и аршин в диаметре», вылитый из меди ливонских орудий. После 1917 года этот колокол, уже с трещиной, попал в экспозицию Суздальского музея.
На заводе Саровского центра, основной профиль которого — изготовление ядерного оружия, удалось раскрыть секреты старинного мастерства по литью колоколов, утраченного в советское время. Для изготовления колоколов используются самые современные методы математического моделирования, главное применение которых — расчеты по обеспечению безопасности атомных реакторов. Сейчас в ядерном центре выполняется несколько заказов для российских церквей.
Страна.Ru

ХРОНИКА


ЗАВЕРШИЛАСЬ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ

В России завершилась перерегистрация религиозных объединений. По предварительным данным Министерства юстиции, за три года с момента принятия нового Закона «О свободе совести» зарегистрировано более 9 тыс. организаций. Это составляет около 60% числа групп, заявивших себя религиозными «на волне» демократии в 1990-х годах. За 10 лет, отметил в интервью ИТАР-ТАСС начальник отдела религиозных объединений Минюста РФ Виктор Королев, многие из них либо распались, либо не смогли представить достаточных оснований для перерегистрации.
Что касается классификации по религиозным течениям, то сейчас в России насчитывается примерно 60 конфессий (10 лет назад их было 40). Помимо традиционных христианских, мусульманских, иудейских и буддийских организаций, а также протестантов появились и совсем новые течения. Например, среди них — «Церковь последнего Завета», «Бахаи», «Армия спасения», неоязыческая организация «Ашмари-Чемари». Регистрацию прошли и те организации, против которых в последние годы возбуждались судебные иски, в частности так называемая «Церковь объединения», основанная около 50 лет назад выходцем из Кореи Мун Сон Меном.
Конкретные статистические данные о количестве религиозных организаций в России появятся в феврале после обработки информации со всех регионов России.
Страна.Ru

ПЛАНЫ ПРОЗЕЛИТОВ: «О ЧЕМ ЕПИСКОП ЕЖИ МАЗУР ГОВОРИЛ С ПАПОЙ "

19 декабря из поездки, длившейся почти три недели, в Иркутск вернулся Апостольский администратор Восточной Сибири епископ Ежи Мазур. Маршрут этой насыщенной событиями поездки пролегал через Москву, Рим, Токио, Нагою, Владивосток. Поскольку о японском визите архипастыря газета уж писала, то мы расспросили его о том, что же происходило в Риме.
— Владыка, расскажите немного о цели поездки.
— Цель моей поездки в Рим, прежде всего, состояла в том, чтобы встретиться со Святым Отцом Иоанном Павлом II и выразить ему благодарность за поддержку, которую получил от него в начале своей работы в Сибири, за помощь в строительстве иркутского кафедрального собора и за то, что он послал на его освящение своего легата Яна Петера Шотте. Я очень рад, что получил такую возможность и смог рассказать Святому Отцу многое во время наше долгой, почти полуторачасовой встречи.
Святой Отец очень интересуется ситуацией в России и Сибири. Он расспрашивал о людях, которые живут здесь, о Католической Церкви, о священниках и монашествующих, о мирянах, работающих в храме. Он передал через меня слова поздравления и свое благословение для всех членов Католической Церкви, живущих и работающих здесь.
Для меня было очень важно, что наша встреча состоялась в первую субботу месяца, в день, посвященный Непорочному Сердцу Божией Матери. От всех нас в знак благодарности я подарил ему четки, сделанные сестрой Агатой из сибирских самоцветов. Я рассказал, что молитвы Розария были своего рода катехизисом времен гонений, когда не было ни книг, ни пособий, ничего. Оставались только четки, по которым люди и молились. Старшее поколение через эту молитву сохранило и передало веру своим детям. Сегодня молитва святого Розария очень популярна на этой земле.
За то время, что был в Риме, я встретился с епископами, которые присутствовали на освящении кафедрального собора в Иркутске, а также с кардиналом Яном Петером Шотте. Кстати, он очень охотно со всеми делится своими впечатлениями и живо рассказывает об иркутских событиях, происходивших в те Юбилейные дни.
— Интересно, что более всего впечатлило в Иркутске кардинала Шотте?
— Первое, чего он не ожидал и что его обрадовало — это прекрасная солнечная погода. Второе — что он увидел много людей, приходивших на молитву. Потом — конгресс, посвященный Пресвятой Деве Марии, с его экуменическим направлением. Вспоминает он и спектакль «Песнь Благодарения», и встречу с губернатором области, но особенно подробно рассказывает об освящении часовни Покаяния и Примирения, о том, что мы не забываем о людях, которые жили на этой земле, которые страдали, но передали веру молодому поколению.
Кардиналу очень понравился наш кафедральный собор — и снаружи, и внутри. Он считает, что современное и традиционное нашли здесь свою гармонию, и его очень поразило тепло этого храма.
— С кем еще вы встречались?
— У меня состоялась встреча с новым генералом отцов-вербистов, избранным в этом году. Я пригласил его в нашу Апостольскую администратуру, чтобы вместе подумать над тем, как вербисты могут отвечать на вызов времени, вызов этой общине проповедовать Евангелие. Ведь вербисты начинали свою деятельность еще в бывшем Советском Союзе, и сегодня работа здесь для них очень важна. Считаю, что тот факт, что я был послан в Сибирь — это тоже вызов для вербистов, это как если бы был послан весь орден, а не один человек. Новый генерал ордена очень открыт к такому разговору. Надеюсь, что он приедет в Иркутск и мы сможем подробнее поговорить о том, как вербисты могут помочь возрождению Церкви на этой огромной территории.
Я общался со священниками и монахинями, которые хотят в будущем приехать к нам, чтобы работать в Апостольской администратуре Восточной Сибири.
— Из каких они стран?
Один священник — американец, двое поляков. Монахини — из Индии, члены конгрегации Сестер служительниц Святого Духа. Сейчас они проходят подготовку в Риме, а в апреле будущего года должны приехать в Иркутск, чтобы изучать русский язык.
— То есть, будет сохранятся прежняя схема, когда новые священники и монахини проходят ознакомительный курс в Иркутске и только после этого едут на место своего постоянного служения?
Да, этот вводный курс должен быть обязательно. Через него священники и монахини имеют возможность изучать русский язык, входить в местную культуру, узнавать проблемы живущих здесь людей, их ценности, нужды. Кроме того, они постепенно, шаг за шагом начинают работать в больницах, хосписах. В будущем им будет уже легче вести социальную и евангелизационную работу.
— Как долго Вы были в Риме?
— В Риме я находился с 1 по 8 декабря. Затем полетел в Японию, где остался до 17 декабря. И на обратном пути в Иркутск я провел 2 дня во Владивостоке, где встретился со всеми священниками Владивостокского деканата.
— Где и как будуте встречать Новый год?
— Как я буду его встречать — еще не думал, но это точно будет в Иркутске. А затем я лечу в Магадан, где 13−14 января будет отмечаться 10-летие прихода.
Что касается Нового года, то ведь это мы встречаем не только Новый год, но и новое тысячелетие. И я счастлив, что можем войти в это третье тысячелетие. Поздравляю всех наших читателей с этим и желаю, прежде всего, радости, надежды, Божией благодати, опеки Божией Матери, чтобы Она всегда указывала нам путь к счастью, к Иисусу Христу. Желаю всем, чтобы Новый год нового тысячелетия был счастливым, чтобы каждый его день был полон доброты и радости!
«Свет Евангелия»

ОБРАЩЕНИЯ СЪЕЗДА СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ УКРАИНЫ

22 декабря состоялся съезд Союза православных братств УПЦ Московского патриархата на котором присутствовали представители братств практически со всех областей Украины.

ОБРАЩЕНИЕ К ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II.
Ваше Святейшество!
Мы, делегаты съезда Союза православных братств Украины, собравшиеся в матери городов Русских — Киеве, в стенах древнейшего центра Восточно-славянского монашества — Киево-Печерской Лавре возносим молитвы о сохранении единства в лоне святой Русской Православной Церкви. Передаем Вашему Святейшеству поздравления с наступающим Рождеством Христовым и новолетием и пожелания духовной крепости, здоровья и долголетия. Доводим до сведения Вашего Святейшества обеспокоенность церковного народа Украины участившимися публикациями в прессе информации о готовящихся визитах в 2001 году визитах на каноническую территорию РПЦ, без согласования с Вашим Святейшеством, Папы Римского Иоанна Павла II и Константинопольского Патриарха Варфоломея, известного своей разрушительной деятельностью в Эстонии.
Надеемся, что Вы оградите нас от этих визитов, которые могут иметь катастрофические последствия для межконфессионального согласия и гражданского мира с нашей стране.
Выражаем также просьбу народа Божия о скорейшей канонизации Западно-Русских святых (включая мучеников и исповедников Галицкой и Подкарпатской Руси таких как схиархимандрит Алексий (Кабалюк), священномученик иерей Максим Сандович), и включение в издаваемые Московской Патриархией месяцесловы святых, канонизированных архиерейскими соборами УПЦ, что необходимо для укрепления нашего духовного единства. Зримым выражением этого единства должны стать также подворья наиболее почитаемые Русских обителей на Украине Троице-Сергиевой лавры, Серафимо-Дивеевского и Псково-Печерского монастырей и наоборот — создание подворий Киево-Печерской лавры, Почаевской лавры, Свято-Успенского Одесского монастыря в России, так как паломничества к ним сильно затруднено в настоящих условиях.
Остаемся Вашего Святейшества смиренными послушниками.
Киев, 22 декабря 2000 г.

ПРЕЗИДЕНТУ УКРА·НИ КУЧМI Л.Д.
Шановний пане Президенте!
Ми, делегати з`§ зду Союзу Православних Братств Укра§ ни, як¦ з¦бралися 22 грудня 2000 р. у Свято-Успенськ¦й Ки¤во-Печерськ¦й лавр¦ сердечно в¦та¤мо Вас з наступаючим Новим роком та Р¦здвом Христовим ¦ бажа¤мо Вам ¦ Ваш¦й родин¦ щастя, м¦цного здоров`я та довгол¦ття.
Користуючись нагодою пов¦домля¤мо Вас про стурбован¦сть Православно§ громадскост¦ пов¦домленнями про те, що у червн¦ 2001 року Укра§ ну ма¤ в¦дв¦дати Римський Папа Iван Павло II. Ця зв¦стка обурила православних в¦руючих Укра§ ни, оск¦льки Ватикан благословляв та активно п¦дтримував ворог¦в нашого народу, про що св¦дчить вся л¦тературна спадщина в¦д преподобного Феодос¦я Печерського та Iвана Вишенського до Тараса Шевченка та Iвана Франка. Н¦ св сут¦, н¦ метод¦в Ватикан не зм¦нив ¦ дос¦, про що св¦дчить його Хрестовий пох¦д на Укра§ ну, в результат¦ якого греко-католиками захоплено сотн¦ православних храм¦в у Галичин¦ та безпрецедентна прозел¦тична активн¦сть римо-католицького духовенства на теренах Укра§ ни, що загрожу¤ вибухом рег¦онального та нац¦онального сепаратизму ¦ ¤ небезпечною для територ¦ально§ ц¦лосност¦ нашо§ держави.
Ми з¦ вс¦¤ю в¦дпов¦дальн¦стю заявля¤мо, що в¦зит папи в Укра§ ну не додасть авторитету наш¦й кра§ н¦, так само як не постраждав престиж православно§ Грец¦§ або протестантсько§ Анг릧 в¦д того, що там н¦коли не ступала папська нога.
Ми просимо Вас прислухатись до голосу народу Укра§ ни ¦ не допустити цього в¦зиту, який не т¦льки став би зрадою нашо§ ¦сто𦧠¦ ментальност¦ нашого народу, а ще створю¤ загрозу м¦жконфес¦йн¦й злагод¦ та громадському спокою нашого народу в умовах непросто§ пол¦тично§ реальност¦ та економ¦чно§ скрути.
Запрошення папи без згоди Предстоятеля нашо§ церкви митрополита Володимира, Собору УПЦ та Патр¦арха Алекс¦я II ¤ образою кожного православного в¦руючого Укра§ ни. А образа в¦руючих ¤ порушенням Конституц¦§ Укра§ ни.
З повагою,
Учасники Х-го з`§ зду Союзу Православних Братств Укра§ ни

Священному Синоду Иерусалимской Православной Церкви
Ваши Высокопреосвященства!
Мы, делегаты Х юбилейного съезда Союза Православных братств Украины, собравшиеся 22 декабря 2000 года в святой Успенской Киево-Печерской лавре, выражаем искреннее соболезнование Святой Иерусалимской Церкви — Матери Православной Церкви, ее духовенству и верующим в связи с безвременной кончиной Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и Всея Палестины Диодора, являющейся невосполнимой утратой для всего Православного Сообщества.
Святейший Патриарх Диодор являлся сияющим светильником вселенского Православия, примером исповеднического служения Святой Церкви. Мы возносим непрестанные молитвы ко Господу, дабы на Святой Земле вновь возсиял подобный светильник в лице преемника покойного Патриарха Диодора, который был бы таким же приверженцем церковного Календаря и борцом с гибельной ересью экуменизма.
Испрашивая Ваших святительных молитв, смиренные послушники Ваших Высокопреосвященств
Делегаты Х съезда Союза Православных братств Украины.

Его Святейшеству Папе Римскому Иоанну Павлу II
Копия нумицию Николаю Етеровичу
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
Мы, представители православной общественности Украины, собравшиеся 22 декабря 2000 года в стенах древнейшего центра восточно-славянского монашества Свято-Успенской Киево-печерской Лавре на Х юбилейный съезд православных братств, имеем честь засвидетельствовать о своем почтении к Вашему Святейшеству и пожелать Вам в предверии Рождества Христова здоровья и долголетия.
Одновременно сообщаем Вам о недоумении и обеспокоенности православной общественности в связи с появившимися в прессе сообщениями о Вашем намерении посетить Украину летом 2001 года. Не подвергая сомнению Ваше право на подобный визит, но считаем своим долгом изложить Вам причины, вследствие которых он является нежелательным и способен нанести ущерб межконфессиальным отношениям и гражданскому согласию в нашей стране.
Главной причиной этого является отступление Вашей Церкви от принципов сестринской любви к нашей Святой Православной Церкви, провозглашенных вторым Ватиканским собором.
Нам известно, что доклад покойного митрополита греко-католической церкви Владимира Стернючка 25 июня 1990 года о захвате католиками восточного обряда 803 храмов и переходе в католичество 258 священников, изменивших своей вере и своему епископу, не встретил со стороны вашего Святейшества порицаний. И эти храмы, и эти священники были приняты с удовлетворением. Вы не сочли нужным даже поставить в известность ни Святейшего Патриарха Московского, ни Блаженнейшего митрополита Киевского об открытии на канонической территории РПЦ своих епархий, в том числе Киево-Житомирского диоцеза и Киево-Вышгородского екзархата.
Не считаясь ни с мнением властей Украины, ни с протестами общественности, Вы назначили епископами многих их этих епархий подданных других государств.
По Вашему благословению в нашей стране уже полее десяти лет несут служения сотни монахинь и священников иностранцев, некоторые из которых вместо зерен христианской любви упорно сеют плевелы прозелитизма и сепаратизма, а такие как отец Юзеф Трель и Петр Бук были депортированы за шпионскую деятельность.
Ваше духовенство активно вмешивается в сложную политическую жизнь нашей страны, позволяя себе обращаться к пастве с призывом о поддержке политических сил, откровенно заявляющих о своей ненависти к нашей Церкви.
И многие из этих партий и политиков сейчас входят в комитет по организации визита Вашего Святейшества в нашу страну, стремясь использовать это в политических целях.
Сейчас, когда множество наших православных братьев в Галиции готовятся встречать Рождество Христово вне стен отобранных у них насильственно храмов, мы призываем Ваше Святейшество не спешить с визитом прежде, чем будут уврачеваны раны нашей Церкви и дождаться приглашения нашего народа от нашего Священноначалия, дабы общение с Вашим Святейшеством не омрачилось горечью осознания оскудения нашей братской любви и болью от этих ран.
С уважением, делегаты Х-го съезда Православных братств Украины,
22 декабря 2000 года

Его Святейшеству, Святейшему архимандриту Константинополя Нового Вселенскому Патриарху Варфоломею
Ваше Святейшество!
Мы, представители православной общественности Украины, собравшиеся 22 декабря 2000 года в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре на съезд православных братств, приветствуем Ваше Святейшество с наступлением Всерадостного Праздника Рождества Христова с пожеланиями Вашему Святейшеству крепкого здоровья, долголетия и всесильной помощи Божией, умудряющей Вас благовествовать Христову истину в ее чистоте и неповрежденности.
Одновременно считаем своим христианским долгом просить Ваше святейшество быть осторожным и противостоять злонамеренным действиям, как отдельных лиц, так и представителей политических партий и властных структур, пытающихся разрушить Всеправославное единство путем вовлечения Вашего Святейшества в свои коварные планы. Мы единодушно свидетельствуем, что 80% православного народа Украины принадлежит к канонической УПЦ, находящейся под первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и осознает Украинское государство канонической территорией Московского Патриархата.
Среди православного народа Ваши действия вызывают большое смущение. Ваше Святейшество заявляет, что Киевская Митрополия, а следовательно и территория Украинского государства должна быть территорией Константинопольского Патриархата и Вы принимаете у себя запрещенных в служении священнослужителей, действующих в Украине раскольничьих группировок и ведете с ними переговоры об их объединении, вступаете с ними в молитвенное и евхаристическое общение в лоне Константинопольского Патриархата.
Эти известия глубого огорчают наш благочестивый народ, особенно православные братства, которые на протяжении веков находили в лице Константинопольских патриархов ревностных блюстителей чистоты священных канонов Святого Православия.
В какнун Рождества Христова мы просим Ваше Святейшество содействовать водворению мира и благоволения на нашей земле, среди народа Божия, которое возможно при официальном и решительном заявлении Вашего Святейшества о признании Вами Киевской Митрополии канонической территорией Московского Патриархата и невозможности принятия раскольничьих группировок в молитвенное и евхаристическое общение православным Сообществом без их искреннего покаяния и возвращения в послушание своему законному священноначалию.
При этом остаемся пребывающими в Единстве Святого Православия Вашего Святейшества,
Делегаты Х-го юбилейного съезда Православных братств Украины


К КАНОНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАНИЮ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ СДЕЛАН ЕЩЕ ОДИН ВАЖНЫЙ ШАГ

19 декабря 2000 года полномочная делегация Верховной Рады Украины во главе с народным депутатом академиком Игорем Юхновским встретилась в Константинополе (Стамбул) со Вселенским Патриархом Варфоломеем I. В состав делегации входили народные депутаты Игорь Осташ, Павел Мовчан, Иван Дияк, Константин Ситник, Василий Червоний, Тарас Чорновил, а также архиепископ УПЦ КП Даниил. На встрече присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Турецкой республике г-н Моцик.
Делегация передала Вселенскому патриарху обращение, в котором от имени 240 народных депутатов Украины высказывается поддержка новых важных шагов Вселенской патриархии, касающихся содействия объединению Украинского православия и канонического признания Украинской Поместной Православной Церкви. Игорь Юхновский передал также приглашение от председателя Верховной Рады Украины Ивана Плюща посетить Украину в удобное для Патриарха время.
Приветствуя делегацию, Вселенский патриарх, в частности, сказал: «Цель вашего визита священна, ибо она предполагает восстановление православной церкви в Украине. Все заинтересованы в единстве Украинской православной церкви. Мы должны найти безболезненный путь решения этого вопроса. Если Москва окончательно откажется принять необходимое решение, Вселенский Патриархат единолично решит вопрос каноничности украинской церкви».
Делегация изложила Патриарху свое видение дальнейших шагов, которые бы дали возможность в кратчайший срок завершить процесс канонического признания Украинской Поместной Церкви. Делегатами было предложено:
— Как можно скорее рассмотреть и решить вопрос реабилитации и признания украинских епископов, которые были несправедливо репрессированы Московским патриархатом за свою деятельность в пользу независимости Украинской церкви (патриарха Филарета, а также митрополитов Андрея и Якова). Возвращение каноничности этим трем иерархам автоматически делает каноническими епископов, высвяченых этими тремя архиереями, и все духовенство. В результате обе части Украинского православия — УПЦ КП и УПЦ МП становятся формально каноническими. В связи с этим становится вполне реальным созыв под пастырским благословением Вселенского патриарха объединительного собора Украинских православных церквей, каноничность которого не сможет отрицать ни Московская, ни другие патриархии, а также выборы Патриарха единой Поместной Украинской Православной Церкви.
— Ответить председателю Верховной Рады Украины по поводу его приглашения. И если ответ будет положительным, в ближайшие две недели прислать в Киев делегацию Вселенского Патриарха, которая бы изучила положение православия в Украине и занялась подготовкой визита Вселенского Патриарха.
— Со своей стороны, Верховная Рада Украины обязывается поддерживать Вселенского Патриарха в его стараниях по укреплению положения Вселенской патриархии в Турецкой республике.
В разговоре с Патриархом было подчеркнуто, что все упомянутые выше мероприятия очень важно было бы осуществить до приезда в Украину Папы Римского.
Во время визита народные депутаты высказали также другие предложения и предположения, касающиеся дальнейшего развития процесса объединения и канонизации Украинского православия. Так, Константин Ситник заметил, что для ускорения реабилитации украинских митрополитов необходимо направить в Украину комиссию Константинопольской патриархии, которая бы уже сейчас готовила документы по этим вопросам; а параллельно можно продолжать переговоры с Москвой и обсуждение вопроса в Синоде. Депутат Иван Дияк сделал прогноз влияния объединения двух церквей на УПЦ (МП): «Я представляю восточную часть Украины, где основная часть верующих относится к УПЦ МП. Мне часто приходится встречаться как с верующими, так и со священнослужителями. Все они готовы перейти в подчинение Киевского патриархата или в Единую Украинскую Поместную Церковь. Между тем, РПЦ объявила Киевский патриархат не каноническим, а ее митрополитов отлучила от церкви. Как только будет снята анафема с митрополитов, переход приходов Московского Патриархата в УПЦ КП будет происходить очень активно, — по заявлению самих священнослужителей и церковных общин».
Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Турции Моцик проинформировал Патриарха Варфоломея I о том, что Президент Украины Леонид Кучма, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на прошедшей встрече, подписал и направил письмо, в котором приглашает Его Святость посетить Украину в удобное для него время и подтверждает свою позицию о готовности создать возможности для работы полномочных делегаций от Вселенского Патриарха Варфоломея I и Московского Патриарха Алексия.
Со своей стороны Вселенский патриарх Варфоломей I заверил украинских парламентариев, что Константинопольская Патриархия и он лично делают все возможное, чтобы возвращение Украинской Православной Церкви ее законных прав и каноническое вхождение ее в мировое православие завершилось как можно скорее. В заключение Патриарх сказал: «Мы не можем сразу подробно определиться по всем поднятым вами вопросам. Без Священного Синода это просто невозможно. С другой стороны, дай Бог, чтобы Москва направила смешанную комиссию. Моя делегация обязательно прибудет. Я хочу приехать в Киев, чтобы благословить совместное решение Константинополя, Киева и Москвы. Ведь удовлетворение интересов Украинской церкви не должно привести к расколу в православии. Я договорился с Президентом Украины господином Кучмой о том, что он направит письма с приглашениями в Стамбул и в Москву, но я письма не получил».
Делегация народных депутатов, посетившая Вселенского патриарха, считает необходимым поддерживать в дальнейшем усилие Вселенского патриарха по созданию Поместной церкви в Украине. Для этого предполагается осуществить визиты народных депутатов к патриархам других Православных церквей — Румынии, Болгарии и других.
Клара Гудзик, «День», N238 26.12.2000 Киев
Подробнее в интервью Юхновского газете «День» от 29.12.2000 г.

ЗАЧЕМ СРЕДНЕВЕКОВЫМ РЫЦАРЯМ ИМУЩЕСТВО РАКЕТНОЙ АРМИИ?

24.12.2000 в 20:13 в информационно-аналитической программе «Подробности» общеукраинского канала «Интер» был показан сюжет корреспондента этой программы Владимира Арьева о ситуации, сложившейся вокруг знаменитой Китаевской пустыни. Это журналистское расследование произвело большое впечатление на многих православных верующих Украины. Тем более, что о событиях вокруг этого святого места, уже рассказывалось в православных СМИ Украины и России. В связи с этим хотелось бы ознакомить с печатной версией показанного по «Интеру» сюжета и пользователей сети православного Интернета.
Версия для прессы канала «Интер»

На прошлой неделе (т.е. в 20-х числах декабря — прим. ред.) в киевском православном монастыре Китаевская Пустынь разгорелся скандал. Начался он на уровне религиозных противоречий — настоятель монастыря и церковная община заявили, что выселили сатанистов из помещения, которое было расположено на монастырской территории. Так служители Китаевской Пустыни назвали хозяев офиса, расположенного в пяти метрах от входа в православный храм. Всё бы ничего — по Конституции, у нас в стране свобода вероисповеданий — если бы не всплыли некоторые пикантные факты деятельности ордена, далеко выходящие за рамки религии.
Все началось с того, что служители монастыря увидели, как над двухэтажным зданием, расположенном в пяти метрах от церкви взвились два флага — черный и белый. Сведущее во всех религиозных течениях и их символиках, духовенство сразу заподозрило неладное. Люди во главе с настоятелем решили проверить — кто же на самом деле занимает это помещение, которое еще с советских времен принадлежит институту пчеловодства.
В монастыре знали, что год назад половину дома институт сдал в аренду некой фирме, руководство которой объяснило, что компания занимается обучением пчеловодов. А священники давно намеревались вернуть здание себе.
Архимандрит Прохор, настоятель монастыря Китаевской Пустыни: «Мы неоднократно обращались к министерству аграрной политики Украины, потому что территория Китаевской Пустыни им принадлежит. Обращались, прося, чтобы на основе указа Президента о возвращении культовых сооружений помещений церкви, чтобы нам что-нибудь отдали для монастыря. Ответили нам, что это невозможно по той причине, что все эти помещения используются для учебного процесса пчеловодов».
В воскресенье во дворе монастыря собрались прихожане. Они требовали показать, что находится в офисе загадочной фирмы. Требования были настойчивыми. И два охранника не стали противиться — от греха подальше.
Александр Петренко, прихожанин: «Опору нам не чинили. Ну, ф¦зичного, принаймн¦, не чинили. Ну, а так — н¦чого такого не було. Все по мирному».
Люди зашли, и, по словам настоятеля монастыря, многим от увиденного стало плохо. На полу — для попирания ногами — был выложен символ Христа. На стене — изображения Антихриста и перевернутые кресты. В комнатах — соответствующая литература: книги теоретика магии и сатанизма Алистера Кроули, издания о масонстве, карты таро, гадание на которых совсем не приветствует православная церковь. И символика Ордена тамплиеров.
Архимандрит Прохор, настоятель монастыря Китаевской Пустыни: «После этого мы уже перестали интересоваться — мы в принципе знали кто это и для чего они. Просто, так сказать, ну были в шоке».
Тамплиеры обустраивали свой офис в течение года. Сначала отремонтировали второй этаж, где находился кабинет приора. Затем занялись подвалом, где должны были разместиться комнаты для обрядов. Здесь под стенами православного храма, утверждают монахи, должны были производиться спиритические сеансы и даже жертвоприношения.

Справка:
Тамплиеры, по-другому — храмовники. Один из первых духовно-рыцарских орденов, созданных в эпоху крестовых походов. Дата основания — 1119 год. В 1309-ом орден был разгромлен королем Филиппом Красивым, а руководителей тамплиеров Папа Римский обвинил в ереси и предал анафеме. Те, кто называют себя тамплиерами, по мнению историков, имеют весьма отдаленное отношение к ордену. Сегодняшние тамплиеры утверждают, что занимаются благотворительностью и являются духовными последователями рыцарей-крестоносцев. Но символика — перевернутые кресты, огонь под куполом храма и так далее — позволяют исследователям считать тамплиеров как одну из сект дьяволопоклонников. Утверждают, что адепты секты поклоняются двуполому божеству с козлиной головой — Бафомет. Его символ — перевернутая пентаграмма — используется в ритуалах черных месс сатанистов. Как свидетельствует история, те, кто пытался раскрыть тайны ордена, умирали при загадочных обстоятельствах или были убиты".
Место для офиса тамплиеры выбрали не случайно. Свои культовые помещения они разместили во дворе монастыря Китаевской Пустыни — одного из самых святых мест в Украине. Монастырь был заложен в 12 веке — практически в одно время с основанием ордена тамплиеров. Китаевская пустынь еще знаменита и тем, что здесь проводились так называемые вычитки, или изгнание бесов из православных.
То, что здесь обосновались именно современные последователи тамплиеров, подтвердили документы, найденные в кабинете их лидера — великого приора Александра Яблонского. Международная общественная организация суверенный Воинский орден Тамплиеров «Великий приорат» в прошлом году была зарегистрирована в Министерстве Юстиции, имела свой счет в банке «Таврия» и, вроде бы, действовала вполне легально. А пчеловоды, судя по договорам Ордена, сдавали им помещение в субаренду. Но святых отцов об этом никто не поставил в известность.
После разоблачения пчеловодов настоятеля монастыря особо возмутило найденное на столе Яблонского письмо Приора одному из братьев. В нем говорится о необходимости вербовки 9-ти православных священников — ровно по числу рыцарей-основателей ордена. Но находки не ограничились «бесовской» литературой, символикой, перепиской и договорами с указанием реквизитов организации.
Чего, к примеру, стоит меч, который используется для посвящения новобранцев. На его ножнах была выгравирована надпись заместителю министра обороны Украины, командующему 43ей ракетной армией генерал-полковнику Владимиру Михтюку от командования 24й ракетной армии в день 60-тилетия. На столе Яблонского вперемешку с письмами из братских организаций других стран, находились документы минобороны Украины, которые свидетельствовали о продаже имущества 43-й ракетной армии, переписка генерал-полковника Михтюка и руководителя военного ведомства Кузьмука, датированная 97 и 98-м годами, счета из иностранных банков на миллионы долларов, документы об инвентаризации оборудования ракетчиков, бланки анкет для лиц, имеющих допуск к государственной тайне.
Содержали ли какие-то из этих бумаги государственную тайну? Этот вопрос уже к правоохранительным органам. Но даже если все они — не секретные, то как оказались в офисе религиозной общины с сомнительной репутацией? Тем более что сам замминистра обороны Владимир Михтюк утверждает, что никому своих личных вещей и, тем более, документов не передавал. А с человеком по фамилии Яблонский вообще не знаком. Во всяком случае, так нам сообщил руководитель пресс-службы министерства обороны Сергей Нагорянский.
Ситуацию мог бы прояснить Великий приор Александр Яблонский, но он после изгнания из офиса, больше в монастыре не появляется и на телефонные звонки не отвечает. По некоторым данным, сейчас он находится в Бельгии. Нам удалось связаться с адвокатом ордена тамплиеров Сергеем Платоновым. Он отказался комментировать находки в кабинете его клиента. Сделал только одно заявление — их нельзя рассматривать как вещественные доказательства чего-либо, поскольку помещение ордена, по его мнению, было занято незаконно.
Сергей Платонов, адвокат Ордена Тамплиеров: «Захват помещения группой лиц, в которую входят, к сожалению, и лица духовного звания, и монахи, и прихожане, захват здания, которое принадлежит государству иначе как преступлением назвать нельзя».
Кстати, монахи Китаевской пустыни сообщили нам интересную подробность — буквально накануне описанных событий тамплиеры вынесли из офиса четыре дипломата с документами. Что это были за бумаги? Следует заметить, что в средневековой Европе Орден активно занимался ростовщичеством, и в долгу перед тамплиерами были даже короли. Говорят, Филипп Красивый организовал преследования Ордена только потому, что слишком много ему задолжал. Тамплиеров, впрочем, и сейчас нищими не назовешь. Их организации разбросаны по всему миру и активно сотрудничают между собой. Бизнес поставлен на широкую ногу. В офисе Яблонского была обнаружена переписка Великого приора с братьями по вере из других стран о торговле ломом металла, самолетами и необработанными изумрудами.
Кто мог оказаться в долгу перед тамплиерами в Украине? Учитывая, какие документы и вещи были найдены в офисе, кажется странным, что Яблонский и его люди покинули помещение с дорогостоящим ремонтом и содержимым почти без боя и до сих пор не предпринимали попыток вернуть его. Настоятели монастыря говорят, что тамплиеры просто испугались общины, хотя вряд ли руководители столь мощной организации могли так просто бросить все и пуститься наутек от мирных прихожан. Видимо, офис и документы не представляли для Великого приора большой ценности, поскольку самое главное вывезти удалось. Тогда еще раз возникает вопрос — что находилось в четырех дипломатах? Или наоборот — возможно, утечка информации была затеяна специально — с теми, кто «выходит из игры» тамплиеры расправлялись в течение 900 лет. Каждому, в зависимости от посвященности, воздавалось по заслугам. И не исключено, что на крючке у ордена действительно могут находиться весьма влиятельные в Украине лица или группы. Так это или нет — смогут ответить другие органы после соответствующего расследования, если оно, конечно, будет проводиться.
Вчера в службу информации телеканала «Интер» пришел факс за подписью Александра Яблонского, в котором великий приор утверждает, что его общественная организация совершенно не является сатанинской и не несет угрозу интересам национальной безопасности Украины. Однако никаких доказательств на этот счет приложено не было. При этом Яблонский заявил, что орден не исчез и борется за помещение на Китаевской. Великий приор пишет, что обратился в прокуратуру Киева, к митрополиту Владимиру и в ряд международных организаций.
Мы готовы были предоставить слово Александру Яблонскому, однако его адвокат Сергей Платонов сообщил, что «не хочет травмировать своего клиента», и поэтому встречи с ним не будет. Кстати, обратного адреса и других данных для контакта, великий приор не оставил.

Автор сюжета: Владимир Арьев
Связь с автором: mailto: news@podrobnosti.com.ua
Copyright © 2000 ТВ Интер
Материал для православного Интернета обработан и передан пресс-службой Одесской епархии.


В 2001 ГОДУ У НАС БУДЕТ ЕДИНАЯ ПОМЕСТНАЯ УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Проблемы украинского православия давно вышли за церковную ограду, стали плотью и кровью общественной жизни и политических противостояний в стране. Противостояний, в которых православные догматы перемешались с политическими лозунгами, а некоторые церковные термины, такие, как «канонический», «благодатный», превратились в синонимы политических определений «пророссийский» или «проимперский». В последние дни перед Рождеством Христовым внимание к внутренним делам украинских православных церквей активно проявил высший законодательный институт Украины — Верховная Рада. В разгар печально известного «аудиогейта» группа народных депутатов во главе с Игорем Юхновским нанесла визит Вселенскому патриарху Варфоломею I для обсуждения путей создания в стране единой независимой общепризнанной Православной церкви (см. «День» от 26.12.00)

В связи с этими событиями, а главное — накануне Нового 2001-го года и 2000-летнего Юбилея Рождества Христова редакция газеты «День» обратилась к Игорю Юхновскому с просьбой сделать собственный прогноз на 2001-й год и немного рассказать нашим читателям о своем отношении к вере, к церкви.

— Расскажите, пожалуйста, какие изменения в украинском православии вы предполагаете после переговоров с Константинопольским патриархом в Стамбуле? Можно ли рассчитывать на положительные сдвиги в первом году Третьего тысячелетия?

— Как я вижу 2001 год? Думаю, что в Украине будет единая поместная каноническая Православная церковь. Весьма важным считаю тот факт, что обращение к Вселенскому патриарху, которое мы только что отвезли в его резиденцию в Фанаре, подписали 240 народных депутатов — от всех фракций нашего парламента. Это означает, что идея Поместной церкви получает — в лице народных депутатов — всенародную поддержку. Потому что наша позиция законна, обоснована, абсолютно логична. В дальнейшей перспективе вижу также объединение Православной церкви с Греко-католической. Но это, наверное, не в следующем году.
Хочу, однако, остановиться на том, что дело объединения и предоставления каноничности — весьма сложное и переговоры, начавшиеся в этом году, идут тяжело. В июне наша делегация во главе с вице-премьером г. Жулинским достигла определенного согласия. Москва и Константинополь совместно запланировали встречу в Швейцарии заинтересованных сторон — представителей всех украинских церквей, украинского правительства и представителей Константинопольского и Московского патриархатов. Вскоре, однако, все эти договоренности стали недействительными — передумала Москва. Снова все было отложено и снова начали ездить православные иерархи за поддержкой — одни в Царьград, другие — в Москву. А тем временем состояние дробления, раскола украинского православия продолжается и углубляется, усиливая раскол украинского общества. Даже обращения Президента Украины к украинским православным церквам, к Вселенскому патриарху не приводят к заметным сдвигам.
В конце концов, понятно, почему колеблется патриарх Варфоломей — он беспокоится, что его энергичное вмешательство в украинские церковные дела может привести к расколу Полноты Вселенского Православия. Ведь часть поместных православных церквей мира находится под сильным влиянием Московской патриархии и может не решиться дать свое согласие на образование Украинской поместной церкви. Сам Вселенский патриарх, впрочем, глубоко убежден в том, что такая церковь должна быть и что это — абсолютно каноническое дело.
И вот сейчас, во время Рождественского поста, побывала в Стамбуле делегация Верховной Рады. Думаю, что мы, в конце концов, нашли убедительную — логичную — формулу примирения, которая может устроить всех. Она состоит вот в чем. Начинать надо со снятия тех наказаний, запрещений в священнослужении и анафемы, которые наложила на украинских иерархов Московская патриархия. Для этого Вселенский патриарх должен созвать свой Синод, а возможно — Церковный суд. Речь идет о реабилитации теперешнего патриарха Филарета и нескольких епископов УПЦ КП и УАПЦ. Интересно, что в случае митрополита (тогдашнего) Филарета Московская патриархия приложила незаурядные интеллектуальные усилия, чтобы обосновать анафему (канонических оснований для нее не было — митрополит Филарет не был виновен в ереси). А что касается, например, епископов Андрея и Иоанна, то там Москва вообще не привела каких-либо существенных обоснований. Это был чистый абсурд — их осудили всего лишь за то, что они выступали за независимость Украинской церкви. Если эти епископы будут реабилитированы, они окажутся каноничными, а также все рукоположенные ими епископы и духовенство.
Как только епископат, а значит и среднее, возведенное ими в сан, духовенство будут признаны каноническими, исчезнут все препятствия для совместных межцерковных обсуждений, встреч, действий. А самое главное — тогда можно будет собрать всеукраинский православный Собор, который изберет Патриарха в соответствии с канонической процедурой. Думаю, что такой подход не ущемляет интересов Московского патриарха (С этим мнением согласны далеко не все. — К.Г.) и может привести к объединению православия, а значит — к консолидации народа Украины. Глубоко убежден, что, при всех обстоятельствах, логика — это сильное оружие, которое умному человеку трудно отвергнуть. Все, кто занимается делом объединения, должны настаивать именно на логичности наших действий, соображений, поступков. На уровне логических доказательств нам надо разговаривать не только с патриархом Варфоломеем, но также с предстоятелями других Православных поместных церквей мира, стучаться в их двери, доказывать нашу правоту, а главное — логику соображений.
Считаю, что объединение расколотого сегодня православия и создание канонической независимой Украинской церкви станет вторым по значению событием в новой истории Украины — после Всенародного референдума, когда страна проголосовала за независимость.
Конечно, много острых церковных проблем останется и после объединения, в ХХI столетии. Таких, например, как угроза клерикализма. Ведь сегодня духовенство склонно злоупотреблять Страхом Божьим ради того, чтобы обеспечить себе определенные — совсем не духовные — выгоды, преимущества; ради того, чтобы самоутвердиться в обществе. Утвердиться не мудростью, духовностью, добротой, а современными религиозными противоречиями, эксплуатируя печальный факт разъединения православия. Впрочем, надеюсь, что от клерикализма нас защищает предусмотренное Конституцией Украины отделение Церкви от Государства. А в общем, от «религиозного» дурмана есть только одно спасение — высокий уровень духовного образования. Сегодня же образованность, культура духовенства весьма низки.

— Известно, что вы, доктор физико-технических наук, профессор — верующий православный. Не бывает ли внутренних противоречий между верой и научным взглядом на мир?

— Я не принадлежу к так называемым «новым верующим». Так как веду свою родословную от старинного дворянско-священнического рода (со стороны матери — род Бельских, со стороны отца — Юхновских-Карнковских), в котором насчитывается несколько поколений священников. Я знаю это с точностью до моего прапрадеда. В селе Княгинин на Ривненщине, под старой колокольней похоронены несколько моих предков — местных священников. Я там жил в детстве, до сих пор помню старинный, со стенами толщиной в целый метр, с контрфорсами, священнический дом, который переходил от одного поколения к последующим. Отец мой был очень набожным человеком, может поэтому я даже не помню, когда начал молиться, ходить в церковь. Когда началась война, пошел в армию со старинной иконкой (она и сейчас у меня в доме). Считаю, что именно благодаря ей ни разу не был ранен.
Сегодня я прихожанин церкви святых Антония и Феодосия Киевского патриархата. Это церковь, где царит атмосфера духовности, благочестия, где постоянные прихожане, идущие в храм именно помолиться, а не для чего-либо другого. Там нет того, что наблюдаем в Лавре, да и во Владимирском соборе, где люди во время службы Божьей постоянно входят, выходят, как на вокзале.
Как уживается вера с наукой? Считаю, что хорошо. Ведь некоторые законы физики указывают, хотя и опосредовано, на существование Бога. В частности, я убежден, что люди не знают всех тех силовых полей, в которых существуют. Некоторые из этих полей могут восприниматься только в таинстве молитвы, а не научными методами или приборами. Думаю также, что Бог, вечный Бог, не может иметь формы, границ, быть чем-то конечным, очерченным, так как в соответствии со II законом термодинамики всякая конечная форма накапливает энтропию (беспорядок), структурно деградирует и, в конце концов, исчезает. Христос, Сын Божий, принял форму человека и должен был безвинно умереть — в соответствии с тем же законом термодинамики. И. воскрес, перейдя в состояние без формы. Поэтому Богу — Богово, а науке, которая занимается формами материи, — совсем другое.
Хотя сам я являюсь воцерковленым православным, однако считаю, что можно быть верующим и благочестивым человеком также и без посредничества церкви. Потому как благочестие — это наиболее экономная и логичная форма человеческого, общественного существования. Однако человек имеет конечную форму, поэтому энтропия беспрерывно разрушает его благочестие, не только обедняя, но и усложняя его жизнь.
Считаю ли я возможным реформирование церковной православной жизни в будущем столетии или тысячелетии? Безусловно, определенные вещи — не догматические, не принципиальные — должны изменяться. Только два примера. Мы привыкли считать «стоящую» православную литургию чуть ли не «законом природы». Я, однако, бывая в Греции, убедился, что там православные храмы оборудованы стульями и скамьями для прихожан. Кто хочет — стоит всю службу, кто хочет — встает только во время наиболее важных молитв. Это создает лучшие условия для молитвы, а также дает человеку чувство причастности к общине. Приветствовал бы еще одно нововведение — переход украинского православия на григорианский церковный календарь. Напомню, что некоторые православные церкви, в частности, Константинопольский патриархат и другие греческие церкви, уже отпраздновали Рождество Христово — вместе с другими христианами. Зачем нам держаться за тот устаревший календарь, который давно разошелся с солнцем?
В заключение поздравляю читателей газеты «День» с Новым Годом, с Рождеством Христовым.


УКРАИНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВИТСЯ К ВИЗИТУ ПАПЫ

Вице-премьер Украины Николай Жулинский считает, что визит Папы Римского на Украину будет способствовать утверждению авторитета Украины в мире и послужит делу национального примирения, сообщает агентство «Благовест-инфо». Он сделала это заявление на встрече с исполняющим обязанности главы Украинской Греко-Католической Церкви епископом Любомиром Гузаром и католическим епископом Маркианом Трофимьяком, состоявшейся по их просьбе. Николай Жулинский напомнил, что президент Украины дал срочные поручения по подготовке визита Папы на Украину. В ходе встречи вице-премьер и епископы выразили готовность к тесному сотрудничеству в деле подготовки папского визита. В ближайшее время планируется создание оргкомитета из представителей государства и Церкви, который будет заниматься вопросами подготовки визита. Кроме того, стороны договорились обсудить более детально организационные и технические вопросы визита после создания по решению президента Украины соответствующего оргкомитета. Глава Католической Церкви согласился посетить Украину по приглашению президента Леонида Кучмы 21−24 июня. В программу визита, по мнению вице-премьера, могут войти обращение Папы к украинскому народу, которое должно транслироваться в прямом эфире на весь мир, литургии латинского и византийского обрядов, проведение заседания Всеукраинского Совета Церквей при участии Папы. Планируются также его встречи с деятелями украинской науки, образования, культуры, представителями центральной и региональной власти, общественных организаций.
НТВ.ru / «Радиоцерковь»

В ЕРЕВАНЕ НАЧАЛИСЬ ТОРЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЕ 1700-ЛЕТИЮ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ В АРМЕНИИ

Десятки тысяч жителей столицы Армении встретили Новый год на улице. Вместе с президентом республики и Католикосом всех армян они пришли на центральную площадь Еревана — площадь республики на торжественную встречу 2001 года, который знаменателен 1700-летием провозглашения христианства государственной религией в Армении. По случаю юбилея на месте снесенного памятника Владимиру Ленину установлен крест огромных размеров.
Несмотря на стужу и туман, здесь состоялось театрализованное шоу, посвященное дате. «Зажги свою свечу» — с таким призывом выступила Армянская апостольская церковь в первый день юбилейного года. Ее глава — Католикос Гарегин Второй в воскресенье вечером зажег лампаду у монастыря Хор Вирап, что в Араратском районе, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» — согласно преданию, именно в нее последователи язычества заточили первого армянского католикоса святого Григория Просветителя, который стал символом приверженности христианской вере.
Зажженную в Хор Вирапе символическую лампаду Григория Просветителя католикос Гарегин Второй привез в первопрестольный Эчмиадзин, передав ее президенту Армении. Здесь от этого огня были зажжены маленькие лампады, которые армянские епископы повезут в свои епархии, рассеянные по всему свету — от Америки до Австралии, от Швеции до Африки.
В сопровождении членов государственного руководства республики и иерархов Армянской Церкви президент и Католикос направились в Ереван, где на центральной площади зажгли гигантскую свечу. Здесь звучали молитвы, церковные песнопения.
Среди участников празднества — многочисленные представители зарубежной армянской диаспоры. «Для армянского народа 20-й век был трагическим и героическим: это было столетие разочарований и ярких надежд, утрат, но и исключительных достижений во всех областях», — констатировал сегодня президент Армении Роберт Кочарян в своем новогоднем обращении. «Имея за плечами цивилизацию тысячелетий и самобытную культуру, мы должны вступить в новую эпоху с новой, всеармянской организованностью и единой волей», — подчеркнул руководитель республики.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

ПАПА РИМСКИЙ ПО СЛУЧАЮ ДНЯ МИРА ПРОЧИТАЛ ЧАСТЬ МОЛИТВЫ НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ

«Нельзя в одно и то же время призывать к миру и не уважать человеческую жизнь», — заявил Папа Римский Иоанн Павел П в послании по случаю первого в 21 веке Дня мира, отмечаемого традиционно католиками уже в 34-й раз. Понтифик призвал человечество в наступившем тысячелетии выбрать путь диалога, сообщает ИТАР-ТАСС. Главной темой нынешнего празднования стал «Диалог культур во имя любви и мира».
В папском документе содержатся также призыв «покончить с расизмом и ксенофобией» и молитва о мире на Святой земле. Глава Римско-католической церкви особо обратился к «братьям по вере на христианском востоке». Этот пассаж Иоанн Павел II прочитал на украинском языке в честь своего предстоящего в июне визита в эту страну, «где православные и католики находятся во враждебном противостоянии».
Страна.Ru

О МОЩАХ АПОСТОЛА ЛУКИ

Декабрьский номер католического журнала «Jesus» содержит интересный материал о проходившем в Падуе в конце октября международном научном конгрессе «Св. Евангелист Лука. Свидетель объединяющей веры для нового Тысячелетия», организованном Падуанской епархией, аббатством св. Иустины и Падуанским университетом.
Выступивший на открытии этой важной научной встречи богослов Вальтер Каспер — секретарь Папского Совета по содействию христианского единства — подчеркнул: «Для святого апостола Луки Церковь являет собой духовную реальность, живую и динамичную». И, явно имея ввиду трудности экуменического диалога, добавил: «Единодушие типично для первоначальной христианской общины. Но это не было скучным единообразием: речь шла о единстве в многоцветном многобразии. В Пятидесятницу Дух Святой объединил в Церкви все известные тогда народы земли. То же самое единственное Евангелие слушали на разных языках».
На научном конгрессе в Падуе речь шла не только о личности апостола Луки. Здесь, в частности, впервые были представлены результаты опознавания священных останков, приписываемых святому и столетиями хранящихся в города св. Антония. «Как будто все подтверждает историческую традицию, — пишет автор заметки в журнале „Jesus“, — останки, хранящиеся в Падуе, в гробнице базилики св. Иустины, действительно являются мощами автора третьего Евангелия».
Для удостоверения в этой гипотезе два года продолжались работы междисциплинарной научной комиссии, назначенной епископом Падуи монсеньором Антонио Маттаццо и возглавлявшейся палео-патологом Вио Террибиле Виель Марином.
Было установлено, что скелет без черепа, находящийся в свинцовом гробу, принадлежит человеку, скончавшемуся в возрасте между 70 и 85 годами, высотой 163 сантиметра. Было установлено также, что череп, хранящийся в Праге — традиционно приписываемый св. Луке — полностью совмещается с первым шейным позвонком падуанского скелета.
Согласно местной традиции, тело было обнаружено в свинцовом футляре на кладбище св. Иустины в 1177 году. Оно было доставлено сюда трудами хранителя базилики свв. Апостолов в Константинополе Урия, в разгар иконоборческой ереси. Тело было положено в мраморную раку в 1313 г.
В 1354 г. глава была передана в дар императору Карлу IV, запросившему её для нового кафедрального собора св. Вита в Праге.
«Свет Евангелия»

КАРДИНАЛ РОЖЕ ЭЧЕГАРЕ ВСТРЕТИЛСЯ С ЯСИРОМ АРАФАТОМ

Кардинал Роже Эчегаре, направленный Папой Римским Иоанном Павлом II в Святую землю для закрытия торжеств в связи с Великим юбилеем христианства, встретился с палестинским лидером Ясиром Арафатом. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в ходе беседы посланник Ватикана заявил, что «мир на Ближнем Востоке зависит не только от дипломатического процесса, а основывается на достоинстве человека, не признает ни дискриминации, ни насилия».
Сообщив о состоявшейся встрече, католическое информационное агентство ФИДЕС не указало конкретного места переговоров. Оно отметило, что кардинал Эчегаре передал Ясиру Арафату послание Папы Римского в связи с Международным днем мира. Такое же обращение понтифика было направлено израильским властям.
Страна.Ru

ВИЗИТ ИОАННА ПАВЛА II В ИРАК ТОЛЬКО ОТЛОЖЕН

Визит Папы Римского в Ирак не отменен, а отложен «по процедурным мотивам», заявил новый постоянный представитель Ирака при Святом престоле Абдул Амир аль-Анбари. По информации ИТАР-ТАСС, поездка понтифика в Ирак не имеет ничего общего с его позицией по отношению к экономическим санкциям, введенным против страны.
Абдул Амир аль-Анбари напомнил, что Иоанн Павел II был среди первых, кто призвал к отмене эмбарго и не раз выступал с публичными призывами «положить конец страданиям иракского народа».
Страна.Ru

В 2000-М ГОДУ ВАТИКАН ПОСЕТИЛО САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ПАЛОМНИКОВ

Согласно Римскому юбилейному агентству, в прошлом году Ватикан посетили 24,5 миллиона человек. Итальянский статистический центр называет 32 миллиона.
Только что опубликованные Святым Престолом данные вносят некоторые уточнения. Общее число паломников, присутствовавших на церемониях с участием Иоанна Павла II, составляет 8 515 088 человек. Из них 4 652 500 приняли участие в индивидуальных или юбилейных встречах с Папой, а 1 463 500 в общих. 1 342 088 посетили специальные встречи, а 1 057 000 участвовали в воскресных и праздничных богослужениях.
Представитель Ватикана кардинал Хоакин Наварро-Вальс заявил, что важно подумать не столько о числе паломников, сколько о причинах, заставивших их побывать в Ватикане.
«Почему 25 миллионов человек предприняли это путешествие по религиозным мотивам в эпоху, которую социологи называют пост-христианской? Об этом и следует поразмышлять. Интеллектуальная честность должна заставить нас пересмотреть некоторые из современных стереотипов», — заявил кардинал.
НТВ.ru

ЖЕРТВЕННАЯ ОВЦА УБИЛА ЖЕРТВОВАТЕЛЯ

Житель египетского города Александрия погиб, упав с крыши трехэтажного дома. Как передает BBC News, с этой крыши мужчину столкнула овца, которую он предназначал для жертвоприношения в мусульманский праздник Эйд аль-Адха.
Вахиб Хамуда держал жертвенную овцу на крыше своего дома и считал это место вполне удобным для животного. Но на этот раз, когда он поднялся туда, животное столкнуло его вниз, пояснили журналистам в полиции.
Истекающего кровью Хамуда с многочисленными переломами нашли соседи. Он скончался вскоре после того, как его доставили в больницу.
Lenta.ru

МИД РОССИИ СЧИТАЕТ «НЕ СОВСЕМ ДРУЖЕСТВЕННЫМ» ТРЕБОВАНИЕ ВЛАСТЕЙ УКРАИНЫ В ОТНОШЕНИИ СМИ

МИД России считает «не совсем дружественным» требование властей Украины транслировать теле- и радиопередачи исключительно на украинском языке. С требованием ко всем теле- и радиоканалам в 2001 году вести передачи только на украинском языке выступил Госкомитет Украины по информатике, телевидению и радиовещанию.
Как говорится в поступившем в РИА «Новости» сообщении департамента информации и печати МИД РФ, подавляющее большинство русскоязычных жителей Украины будет лишено права получать информацию на привычном для них языке, являющимся, помимо того, рабочим языком ООН и одним из самых распространенных в Европе языков общения.
«Подобное решение украинских властей вызывает, по меньшей мере, удивление», — подчеркивается в документе. «Складывается впечатление, что кому-то из украинского политического истеблишмента не по душе улучшение российско-украинских отношений, в том числе в гуманитарной области», — отмечают в МИД России.
Значительный импульс, по мнению Москвы, эти отношения получили в ходе недавнего рабочего визита в Россию президента Украины Леонида Кучмы. Продолжается культурное сотрудничество двух славянских государств. В частности, был открыт памятник Тарасу Шевченко в Санкт-Петербурге, а на днях в Москве была официально учреждена библиотека украиноязычной литературы.
В МИД России с сожалением констатировали, что выдавливание русского языка из украинских СМИ является политикой, лежащей в русле дерусификации всех сторон общественной жизни Украины. Украинской стороной уже предпринят ряд шагов по реализации этой политики. Так, с 1995 года на территории страны была прекращена трансляция радиостанции «Маяк», передачи ОРТ сокращены и переведены на другой, слабо принимаемый на Украине канал. В октябре 2000 года власти пригрозили закрыть украинские радиостанции, ретранслирующие «Русское радио», а также украинские версии ряда российских газет. Все это, по мнению российской стороны, подтверждает факт сужения русскоязычного информационного пространства на Украине.
Российское внешнеполитическое ведомство выразило надежду, что украинские власти пересмотрят свое отношение к русскому языку в целом и его применению в СМИ, а также «станут уважительнее относиться к своим законам и международным постановлениям на этот счет».
РИА «Новости» / Православие.Ru

ОБНАРУЖИЛОСЬ, ЧТО В АГРЕССИИ ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ РАДИОАКТИВНОЕ ОРУЖИЕ

Италия потребовала у НАТО отчет о применении в Югославской войне вооружения, содержащего обедненный уран. Беспокойство вызвано смертью от рака 6 итальянских солдат, выполнявших миротворческую миссию в Югославии. Италия оказалась последней в списке стран, в число которых входят Финляндия, Испания, Португалия и Франция, уже поднимавших вопрос о допустимости использования радиоактивных добавок в снарядах. По заявлению премьер министра Италии Giuliano Amato, руководство НАТО обязано дать отчет о всех характеристиках обедненного урана, использованного в снарядах, и предоставить возможность разобраться в ситуации.
Как сообщает РИА «Новости», девять бельгийских миротворцев, побывавших на Балканах, заболели раком. Пятеро из них умерли. Министр обороны страны Андре Флао, поддержанный своими португальским и итальянским коллегами, настаивает, чтобы «НАТО внесло полную ясность» в проблему, связанную с заболеваниями миротворцев, служивших в Боснии и Косово.
В Великобритании, сообщило ОРТ, мнoгo шума наделала история 41-летнего инженера Кэвина Рудланда. Кэвин Рудланд прослужил в Боснии 6 месяцев. Сейчас, по прошествии пяти лет, он потерял волосы, и по предварительному диагнозу врачей, у него наблюдаются симптомы лейкемии, причиной которой зачастую является радиоактивное облучение. Общественное мнение требует от правительства немедленного обследования военнослужащих, принимавших участие в военных операциях в Боснии и Косово.
Представители НАТО признали, что в Косовском конфликте применялось некоторое количество снарядов с сердечниками из обедненного урана. Очевидно, подобное вооружение применялось и в предыдущем Балканском конфликте в Боснии.
ВВС / Православие.Ru

АРХЕОЛОГИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОБНАРУЖИЛИ ПЕЩЕРУ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Археологи считают, что они обнаружили пещеру, в которой Иоанн Креститель проводил зимы. «В прошлом году она показалась из-под земли под остатками Византийской церкви четвертого века, находящейся на восточном берегу Иордана», — сказал директор проекта Мохаммад Вахиб. Эксперты также проверяют череп, который нашли рядом, чтобы определить принадлежит ли он пророку.
Пещера была датирована 1-м веком. Сходство остатков трех других древних церквей подчеркивает неприкосновенность и святость этого места. Исследования черепа не были завершены, и можно сказать только, что он принадлежал отшельнику, так как тот регион не был населен людьми.
Harisma News

<< Полная сводка новостей от 6 января 2001 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика