РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ПРИ ОТКРЫТИИ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ФОРУМА
господа послы, руководители международных межрелигиозных структур, дорогие отцы, братья и сестры!
От имени Русской Православной Церкви сердечно приветствую здесь, в древнем Свято-Даниловом монастыре, участников Межрелигиозного миротворческого форума, призванного обновить и продолжить многовековую традицию межрелигиозного диалога и сотрудничества в России и других странах Содружества Независимых
Государств.
На протяжении столетий последователи православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма жили в наших землях в мире и взаимном общении, стараясь помогать друг другу. У нас не было религиозных войн: мудрость государственных и духовных лидеров позволяла людям хранить свою веру, жить согласно
исконным традициям, гармонично взаимодействуя на благо Отечества и его народа. Межрелигиозное общение не прекращалось и в труднейшие годы богоборческих гонений. Наоборот, именно тогда возникла практика регулярных встреч глав Церквей и религиозных объединений Советского Союза. Такие встречи позволили
состояться многим важным заявлениям и деяниям, укрепившим связь веры и общественного бытия.
За последнее десятилетие жизнь бросила верующим традиционных религий новые вызовы. На смену некогда единой стране пришли независимые государства, которым пришлось во многом заново выстраивать свою политическую и экономическую систему. Этот процесс омрачился целым рядом межнациональных и гражданских
конфликтов, принесшим неисчислимые жертвы. Положение во многих регионах стран Содружества, включая Россию, остается крайне нестабильным. Разрушительные силы, движимые гордыней, алчностью и жаждой власти, пытаются столкнуть людей разных национальностей и вероисповеданий. Реальной угрозой миру
становится терроризм и экстремизм, который подчас пытаются оправдать религиозной риторикой. Находится немало желающих злоупотребить сильнейшими чувствами верующих для разжигания конфликтов, для радикализации межнациональной и политической борьбы.
Глубоко отрадно, что в этих сложнейших условиях духовные лидеры традиционных религий находят в себе мужество сообща обсудить положение, складывающееся в жизни наших государств и обществ. Убежден: если мы скажем решительное «нет» насилию, ненависти, фанатизму, попыткам использовать религиозные
чувства в неблаговидных целях, — это станет самым существенным вкладом в мирное обустройство бытия стран Содружества. Духовные деятели, как никто другой, могут остановить вражду. Христиан к этому призывает апостол Павел, писавший: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми
человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 17−18).
Другой весьма насущной проблемой остается нравственный кризис. Мы являемся свидетелями безбрежного роста порока, преступности, бесчестья, морального нигилизма. Данные явления самым пагубным образом влияют на состояние государств и народов. Видя это, мы, на мой взгляд, призваны объединить усилия ради
утверждения исконных, богоданных этических ценностей. Забота о нравственном возрождении общества должна стать не только первейшим делом религиозных лидеров, но и предметом нашего соработничества с государственной властью, школой, наукой, культурой, средствами массовой информации, различными
гражданскими объединениями. Задачи перед всеми нами стоят нелегкие. Но мы уповаем на помощь свыше и на то, что, по слову Псалмопевца, «суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем» (Пс. 93. 15).
Уважаемые участники форума! Рад свидетельствовать, что диалог традиционных религий в наших странах не только не прекращается, но находит новые формы. Создан Межрелигиозный совет России, проводящий регулярные собрания и сделавший немало общественно значимых заявлений. Сегодня наши межрелигиозные
взаимосвязи существенно расширяются за счет вовлечения в них духовных лидеров из разных стран СНГ, которых сердечно благодарю за прибытие на форум. Поддержание нашего общения и сотрудничества видится необычайно важным для преодоления розни мира сего, для совместной деятельности по созиданию лучшей
жизни для наших народов.
Цель современного межрелигиозного диалога — не сглаживание доктринальных различий, не «смешение вер» и тем более не обсуждение внутриконфессиональных проблем. Главное его содержание — это поиск совместной реакции на происходящее в наших странах и вокруг них. Оценивая общественные процессы, мы
призваны созидательно влиять на них, дабы неизменно быть истинными миротворцами. Верю, что мы сможем помочь преодолению вражды и нестроений, привнести гармонию в жизнь стран Содружества, Евразийского континента, всего человечества. И пусть наши труды увенчаются благословенным успехом на благо
верующих каждой из наших религий, на благо всех ближних и дальних. Искренне надеюсь, что эти труды принесут нам отраду, ибо, как писал Соломон, «радость — у миротворцев» (Притч. 12. 20).
(Москва, 13−14 ноября 2000 г.)
ОВЦС
ПРИВЕТСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА УЧАСТНИКАМ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ФОРУМА
Участникам Миротворческого форума по взаимодействию традиционных религий и культур
Приветствую организаторов и участников Миротворческого форума по взаимодействию традиционных религий и культур.
Ваша инициатива служит благородным целям миротворчества и возрождения духовных и нравственных ценностей. Авторитетные религиозные и общественные деятели объединили свои усилия, чтобы противостоять вражде, насилию и нетерпимости.
В России веками бок о бок жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Добрые традиции уважения и терпимости — наше бесценное богатство, которое мы обязаны сохранить и приумножить.
Исключительно важно, чтобы ваш форум содействовал развитию позитивного сотрудничества религиозных объединений, общественных организаций и государства, диалога, направленного на укрепление гражданского и межрелигиозного согласия.
Желаю вам крепкого здоровья, успехов во всех делах и начинаниях!
Верю, что ваш миротворческий призыв будет услышан.
В. Путин
«13 «ноября 2000 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ФОРУМА
На пространстве Евразии последователи традиционных религий веками жили в мире и сотрудничестве. Однако финал XX века оказался отмечен событиями, отзывающимися острой болью в сердцах верующих, независимо от того, какова их вера. История наших стран в уходящем десятилетии отмечена множеством
кровопролитных национальных и гражданских конфликтов, небывалым усилением этнической, политической и социальной вражды, ксенофобии, отчужденности. Нас особенно тревожат попытки злоупотребить чувствами верующих для достижения политических и тем более криминальных целей, для эскалации споров и
столкновений. Ведь уничтожить несправедливость анархией и погасить междоусобицу еще большей враждой невозможно.
Бесспорно, верующие имеют право строить свою жизнь согласно собственной ере. Власть, общество, средства массовой информации должны уважать чувства и образ жизни приверженцев традиционных религий — как большинства населения, так и меньшинств. Но никому не должно быть позволено, прикрываясь словами о
вере, отнимать жизнь других людей, попирать их права и свободы. Убежденно свидетельствуем: ни одна традиционная религия не учит этому. Наоборот, греховными являются деяния, свидетелями которых мы недавно стали: похищение и изгнание людей, лишение их крова и достояния, попытки силой обратить людей в
иную веру.
На Северном Кавказе и в центральноазиатском регионе возникла реальная опасность насильственного навязывания народам не свойственного им выбора. Непосредственно за южными рубежами Содружества Независимых Государств ослаблена законность, процветают наркобизнес, бесконтрольное распространение оружия,
другие формы криминалитета. Это — бесспорный и трагичный факт международной жизни, признанный мировым сообществом и нашедший отражение в решениях ООН.
К сожалению, эти явления не без злого умысла распространяются и на территорию стран СНГ. Из разных государств туда проникают эмиссары воинствующих движений, которые, своекорыстно используя символы ислама, пытаются в корне изменить исторический путь народов стран Содружества и ставший привычным для
них уклад жизни. Все это сопровождается созданием незаконных вооруженных формирований, грубым вмешательством из-за рубежа в дела суверенных государств, созданием новых очагов напряженности, что все чаще приводит к массовой гибели невинных людей. Зона, пораженная этим недугом, стремительно
расширяется. Терроризм приобретает международный характер, а потому его центры создают угрозу стабильности всего мира.
Мы честно отдаем себе отчет, что в исторических религиозных традициях подчас присутствует оправдание использования силы для насаждения и утверждения еры. Однако сегодня, в условиях хрупкости мирного человеческого общежития, призываем верующих обновить миротворческий потенциал религиозных идеалов и
ценностей. Пусть мудрая умеренность, миросозидающая терпимость и братская любовь помогут отойти от опасной черты, Заявляем, что терроризм и неправедное насилие, чем бы они ни прикрывались, подлежат безусловному и последовательному искоренению. Мировое сообщество должно дать самый решительный отпор
этим преступным явлениям. Религиозному экстремизму необходимо противопоставить просвещение, диалог, поддержку созидательных усилий верующих.
На исходе двадцатый век. От усилий верующих во многом зависит, станет ли новое тысячелетие свободным от несправедливостей и лишений, ненависти и вражды, нравственного упадка и братоубийственных конфликтов. Будем же горячо молиться и неленостно трудиться ради упрочения мира и согласия в наших
странах.
Пандито Хамбо лама. Председатель Буддийской традиционной Сангхи России Д. БАюшеев
Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета муфтиев России муфтий Р. Гайнутдин
Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
Канцлер Апостольской администратуры для католиков латинского обряда Севера Европейской части России священник И. Ковалевский
Председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов старшии пастор П.Б.Коновальчик
Главный раввин России П.Б.Лазар
Глава представительства Евангелическо-лютеранской церкви России в Москве В.С.Пудов
Председатель (Верховный муфтий Шейх-уль-ислам) Центрального духовного управления мусульман России Т. Таджуддин
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России А.С.Шаевич
11 ноября 2000 года
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ФОРУМА
Современная общественная реальность становится все более сложной. Моральный кризис, рост преступности, вражды, насилия, порока бросают вызов традиционным духовным и нравственным ценностям. Стремительная секуляризация, побуждающая людей исключить религиозную мотивацию из общественно значимых
отношений и действий, вступает в явное противоречие со стремлением верующих устроить земное бытие в согласии с высшей правдой. Экономические и политические процессы характеризуются тенденцией к интернационализации и глобализации, что требует нового осмысления роли этноса и религии в жизни
всечеловеческой семьи.
Преодоление мирской вражды и недопущение межрелигиозных конфликтов достигается прежде всего посредством диалога, взаимопонимания, сотрудничества в делах, полезных для личности, общества, государства. Свидетельствуем, что последователи традиционных религий в наших странах полны решимости поддерживать
общение и взаимодействие. К этому нас побуждает традиция многовекового мирного сосуществования приверженцев православия, ислама, иудаизма, буддизма на пространстве, где мы живем сегодня. Мы также имеем добрый опыт сотрудничества в ХХ веке, включающий отношения с иными христианскими конфессиями.
Убеждены, что мир недостижим без подлинного нравственного преображения и обновления общества. Согласие между людьми разных народов и вер станет прочным лишь тогда, когда среди наших соотечественников возобладает верность исконным, свыше данным нормам морали, на которых должна зиждиться любая
человеческая деятельность. Людей не сделают счастливыми ни экономическое благополучие, ни ограничительные меры, ни призывы радикалов, ни культ потребления и удовольствий. Только возрождение нравственного начала в душе человека и в жизни общества поможет преодолеть разделения, нестроения, вражду и
ненависть.
Сознавая нарастающую опасность конфликта между секулярным мировоззрением и приверженностью целостному религиозному образу жизни, мы призываем предпринять все возможные усилия для гармонизации существующих правовых систем и религиозно-нравственных традиций различных народов. Для этого следует
активизировать широкий диалог законодательной и исполнительной власти, религиозных лидеров, ученых, представителей различных общественных сил.
Нас серьезно беспокоят акты вандализма в отношении священных мест, проявления ксенофобии и кощунства, пропаганда предвзятого отношения к религии, публичные акции, связанные с оскорблением чувств верующих. Подобные деяния не только унижают достоинство граждан, но и разжигают межрелигиозную рознь,
вносят раскол в общество, ведут к дестабилизации обстановки, что особенно опасно в конфликтных регионах. Мы поддерживаем свободу слова и печати, отвергаем цензуру, что, однако, не снимает ответственности с людей, глумящихся над тем, что свято для миллионов наших соотечественников. Помня это,
участники форума обращаются к органам государственной власти с просьбой усилить противодействие вандализму и кощунству, дабы защитить законные права верующих граждан. Мы также призываем журналистов и общественных деятелей в полной мере осознавать значение каждого сказанного слова, которое может
многократно усилить вражду, но одновременно способно принести правду и умиротворение.
Не отказываясь от права и обязанности давать моральную оценку действиям власти, религиозные деятели приветствуют развитие взаимодействия своих общин с государством в самых разнообразных сферах. Одной из постоянных областей такого взаимодействия было и остается миротворчество как внутри каждой
страны, так и в масштабах Европы, Азии, мира. Мы полностью поддерживаем усилия государства по утверждению терпимости, по содействию межрелигиозному, межэтническому и межкультурному диалогу, по противодействию экстремизму и терроризму. Мы решительно осуждаем насильственное обращение кого-либо в иную
веру.
Сегодня верующие не могут замыкаться в рамках одной страны. В условиях глобализации нам необходимо влиять на общественные настроения и способствовать принятию взвешенных решений, определяющих судьбу человечества. Поэтому мы считаем весьма важным содействие интеграционным процессам в рамках СНГ,
развитие нашего диалога с европейскими и глобальными межправительственными структурами. Мы открыты к укреплению взаимосвязей и сотрудничеству с международными межрелигиозными организациями.
Выражаем надежду, что религиозным общинам, государству и структурам гражданского общества удастся совместными усилиями направить народы на путь согласия, милосердия и справедливости.
(Москва, 13−14 ноября 2000 г.)
В РОССИИ БУДЕТ НОВЫЙ СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ?
ответственный секретарь газеты «НГ-религии» Максим Шевченко, сообщает агентство «Благовест-инфо». Шевченко подчеркнул, что принятый закон «хороший», только «его некому претворять».
Канцлер Апостольской администратуры для католиков латинского обряда севера Европейской части России священник Игорь Ковалевский поддержал идею создания «государственного органа, координирующего взаимоотношения государства и Церкви».
Он необходим, считает священник, поскольку «религиозные меньшинства» могли бы видеть в нем «гарантии соблюдения их прав». При этом о. Игорь Ковалевский не согласен с тем, что закон о свободе совести — «хороший».
Заместитель председателя Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве печати и телерадиовещания России Александр Щипков заявил о целесообразности создания «небольшого мобильного органа», встроенного в систему полномочных представителей президента России. В регионах
России полномочные представители Президента РФ по делам религий могли бы работать «независимо от местной власти».
Александр Щипков подверг критике систему регистрации религиозных объединений, которая «работает плохо». «Сейчас много случаев, когда лишают регистрации религиозные организации, в то время как надо их регистрировать, с ними работать, а не загонять в подполье», заявил журналист. Он также подчеркнул,
что поддерживает «согласительную» систему взаимоотношений государства и Церкви, при которой религиозные организации заключают договоры с государством.
«Радиоцерковь»
ДЕСАНТ ЕРЕТИКОВ В СИБИРЬ
Боготол и другие населенные пункты края.
•
ХАКАСИЯ. Лекции на тему «Ценность человеческой жизни» состоялись 17 ноября в поселке Туим. С докладами выступили проповедники Дон Ричман и Алвин Пинно, которые в настоящее время посещают приходы Библейской Лютеранской церкви в Хакасии. Дон Ричман является главой Восточно-Европейской Миссионерской
Сети; Алвин Пинно прослужил около двадцати лет священником Лютеранской церкви в Канаде.
В начале ноября «миссионеры» провели краткий спецкурс по этой теме на сессии Библейской Школы-предсеминарии в посёлке Туим, а в местной средней школе прочитали лекцию против абортов, которую учащиеся восприняли с восторгом.
После этого Дон Ричман и Алвин Пинно отправились в Абакан для общения с представительством Евангелическо-Лютеранской Миссии в столице Хакасии. 7 ноября они провели встречу с прихожанами Лютеранской церкви Абакана, а на следующий день состоялась официальная встреча с представителями социальных служб
города.
Лекциями миссионеров заинтересовались представители местного Центра Планирования Семьи — они предложили настоятелю абаканской Лютеранской церкви о. Павлу Заякину прочитать такие же лекции в одной из местных школ.
«Радиоцерковь» / Русская линия
•
ЯКУТИЯ. Голландский миссионер, сотрудник СССХ Икениус Антума собрал задействованных в его движении студентов, чтобы обсудить пути создания группы для студенческого общения. Встречи проходили на квартире у пастора одной из евангельских церквей. Голландский миссионер выразил надежду, что активность
местной молодежи поможет возродить студенческое служение протестанотов в этом регионе России.
•
НОВОСИБИРСК. 7 ноября состоялось собрание лидеров сибирского союза студентов-христиан на квартире голландских миссионеров Икениуса и Петры Антума. Целью встречи было обсуждение практических проблем, обмен опытом, более близкое знакомство друг с другом. Секретарь СССХ в Новосибирске Павел Храмов
считает важным побуждать студентов-христиан служить Богу и быть свидетелем Христа во всяком месте.
Русская линия по материалам «Радиоцеркви»
ЕРЕТИКИ ПЕРЕХОДЯТ НА ЯЧЕЕЧНОЕ СЛУЖЕНИЕ
«Радиоцерковь» / Русская линия
КОММЕНТАРИЙ «ПРАВОСЛАВИЯ 2000»
предстоятеля в Эстонии свидетельствовало о его намерениях достаточно красноречиво.
Заключив унию с раскольниками, главный из которых — Филарет Денисенко, лидер УПЦ КП, — предан Русской Православной Церковью анафеме, Константинополь недвусмысленно свидетельствует, что братские отношения между нашими Церквами для него — пустой звук. Реализуя свои папские притязания на верховное
властительство в Церкви Христовой, Патриарх Варфоломей попирает не только церковные каноны, но даже элементарный дипломатический этикет и доводы здравого смысла.
В контексте нынешнего решения особенно любопытно вспомнить официальное опровержение Патриархом Варфоломеем информации «Православия 2000» о том, что подобное соглашение с раскольниками готовится в Константинополе. Впрочем, цену заявлений и уверений «константинопольского понтифика» теперь знает
каждый.
ЗАЯВЛЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПАРТИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ
корреспонденту «Тайм» Джеймсу Уайльду он сказал: «Мы проклинаем националистический фанатизм, поскольку он сеет ненависть между людьми, стирает культурные и религиозные различия, уничтожает религиозные права и гражданское достоинство». Но почему тогда сегодня в Эстонии Варфоломей поддерживает
национализм русофобского толка? Причем делает это не на словах, а путем раскольнической деятельности по созданию «национальной церкви», противостоящей Московскому Патриархату.
Расхождение между словом и делом — опасный симптом. В упомянутом выше интервью, отвечая на вопрос, отличается ли его деятельность от обязанностей папы римского, Патриарх Варфоломей сказал: «Конечно, ибо в мою юрисдикцию не входят другие Церкви и я не могу вмешиваться в их внутренние дела, я — всего
лишь отец семейства».
Однако события в Эстонии больше напоминают агрессивные действия ватиканских понтификов, но не православного Патриарха, каковым «в теории» заявляет себя Варфоломей. Именно поэтому мы озабочены перспективой вмешательства со стороны «нового Рима» во внутренние дела Украинской Православной Церкви. Тем
более, что украинские национал-радикалы затеяли создание «единой поместной церкви», объединяющей раскольников всех мастей с канонической УПЦ. Цель этого кощунственного проекта очевидна: оторвать Украинское Православие от Русской Православной Церкви и политически взять его под свой контроль.
Есть весьма настораживающие признаки того, что Патриарх Варфоломей намерен поучаствовать в упомянутых политических интригах. Константинопольский Синод уже заявлял о том, что Украина является его канонической территорией, а представитель Константинопольского Патриархата побывал на соборе украинских
автокефалистов и даже возглавил одну из их ветвей.
Если Патриарх Варфоломей полагает, что украинский национализм — это и есть идеология народа Украины, то он сильно заблуждается. Границы новоиспеченных государств далеко не всегда совпадают с этническими и культурными границами, а тем более с конфессиональными. Украине не нужна так называемая «единая
поместная церковь», потому что нет никаких серьезных оснований отгораживаться от России по периметру государственных границ. Во-первых, по культурно-языковому признаку более 70% жителей Украины неотличимы от соседей россиян и белорусов, а что касается Православия, то огромное большинство верующих,
невзирая на оголтелую антирусскую и антироссийскую пропаганду, считают себя частицей Русской Православной Церкви и не желают иметь ничего общего с националистическим расколом.
Есть все основания полагать, что действия Патриарха Варфоломея в Эстонии являются ничем иным, как репетицией перед вторжением автокефалии на Украину. Ввиду этой опасности мы считаем, что духовенству УПЦ необходимо заранее обдумать упреждающие меры. В том числе и те, которые предполагают участие
православной общественности. Со своей стороны, мы сделаем все, что в наших силах, чтобы не допустить участия УПЦ в создании раскольнической «единой поместной церкви».
Председатель Славянской партии, староста Конгресса русских организаций Александр Базилюк
Славянская партия
Конгресс Русских организаций Украины
Украина, 83 000 г. Донецк, а/я 3540; тел. (062) 335−70−64; факс 335−54−58; E mail: baziljuk@skif.net
О СИТУАЦИИ СО СВОБОДОЙ СОВЕСТИ НА УКРАИНЕ
24 октября президент Украины Леонид Кучма провел встречу с лидерами т.н. Украинской автокефальной церкви «архиепископом» Игорем Исиченко и «митрополитом» Мефодием Кудряковым, на которой заявил, что «считает необходимым продолжать деятельность государства по созданию на Украине единой поместной
Церкви». Данное заявление, как и сам факт встречи с представителями раскольнической группировки, практически не представленной за пределами Галиции, говорит о продолжающейся государственной политике по прямому вмешательству в дела Церкви, по поддержке раскольнических группировок, по нарушению прав
миллионов верующих канонической УПЦ МП, не желающих отделяться от Русской Православной Церкви и объединяться с раскольниками из УАПЦ и «Киевского Патриархата». Мнение этих миллионов православных граждан Украины попросту игнорируется.
Ответственные лица в государственном руководстве позволяют себе высказывания, прямо затрагивающие свободу совести, вновь демонстрирующие желание определенных политических сил и госчиновников вмешиваться в церковные дела. Так, председатель Госкомрелигии Украины Виктор Бондаренко, заявляет, что народ
мечтает о единении всех Церквей и только строптивые амбициозные архиереи препятствуют процессу. Подобного рода утверждения полностью подменяют суть конфликта между каноническим Православием и расколом. Кроме того, митрополит Виленский и Литовский Хризостом (РПЦ) заявил в интервью газете «Русская
мысль», что на Украине, в отличие от России, спецслужбы до сих пор пытаются контролировать Церковь. Мы считаем, что у владыки Хризостома есть веские аргументы для подобного рода печатных заявлений.
В связи с вышеизложенным мы полагаем, что
1. На Украине сложилась критическая ситуация в сфере свободы совести. Налицо откровенно тоталитарные тенденции в этой сфере. Главная из них -попытка некоторых высокопоставленных представителей государственной власти навязать многомиллионной канонической Украинской Православной Церкви Московского
Патриархата объединение с квазиправославными раскольническими группами — УАПЦ и «Киевским Патриархатом», что, по нашему мнению, является политикой, направленной на разрушение Православной Церкви как таковой. Беспрецедентное вмешательство в сугубо церковные дела заключается также в попытках
спровоцировать Константинопольский Патриархат на вмешательство на каноническую территорию РПЦ, которой является Украина. По нашим сведениям, в различных государственных структурах прорабатываются различные варианты создания т.н. «украинской поместной церкви», что также является откровенным
вмешательством в дела Церкви, нарушением конституционного принципа отделения Церкви от государства. Госкомитет по делам религий, сам по себе являющийся рудиментом тоталитарного строя, унаследовал от этой эпохи стиль и методы своей деятельности.
2. Государственные чиновники, нарушающие принцип отделения Церкви от государства, прямо или косвенно призывающие к вмешательству государства и политиков в церковную жизнь, нарушающие таким образом права и свободы миллионов православных граждан Украины, не имеют права занимать своих постов. Речь идет
о таких деятелях, как Виктор Бондаренко, Николай Жулинский и проч.
3. В связи со сложившейся критической ситуацией в области свободы совести, прав и свобод многих миллионов православных граждан Украины, мы обращаемся к тем депутатам Верховной Рады, к тем общественно-политическим силам, которым дорого как каноническое Православие, так и демократия, права и свободы
граждан, с просьбой самым серьезным образом рассмотреть положение дел в указанной области, потребовать безусловной отставки официальных лиц, виновных в сложившемся положении, провести парламентское расследование по вышеуказанным фактам нарушения религиозных свобод, поставить вопрос о радикальной
реформе церковно-государственных отношений, призванную навести правовой порядок в этой сфере, исключить вмешательство государства и политических партий в церковную жизнь, поднять эту проблему на международно-правовом уровне. Убеждены также, что Госкомитет по делам религий, являющийся рудиментом
тоталитарного строя, должен быть заменен госкомиссией по сотрудничеству с религиозными организациями.
4. Мы обращаемся к руководству России с просьбой поднять вопрос о свободе совести на Украине на предстоящих межправительственных переговорах.
5. Мы считаем абсолютно недопустимым любое вмешательство Константинопольского Патриарха Варфоломея в церковные дела на Украине. Оно тем более неприемлемо после шагов, предпринятых Варфоломеем во время его недавнего визита в Эстонию, когда он перечеркнул все ранее достигнутые договоренности с
Московским Патриархатом, объявил Эстонию своей канонической территорией и предложил Московской Патриархии отозвать из Эстонии митрополита Корнилия (Якобса) — исповедника Православия, два года проведшего в заключении за свои православные убеждения. Подобного рода демарши являются не просто вопиюще
антиканоничными шагами и демонстрацией неприязни к Русской Православной Церкви. Они убедительно демонстрируют тот факт, что Константинопольская Патриархия не собирается выполнять никакие договоренности.
В связи с этим мы заявляем о неприемлемости каких-либо политических игр с обеими ветвями раскола. Мы считаем провокационной идею, прозвучавшую в некоторых СМИ, о возможности прямого или косвенного признания т.н. УАПЦ Русской Православной Церковью, так как этот шаг закрепит незаконное присутствие
Константинопольского Патриархата на Украине. Следующим шагом станет развитие событий по эстонскому сценарию. Мы убеждены, что эта провокационная идея подбрасывается именно с этой целью. УАПЦ является раскольнической, неканоничной, да к тому же откровенно проуниатски направленной группировкой и
никаких компромиссов с ней быть не может. Любой раскол должен получить строго каноническую оценку и никакие заигрывания с его адептами недопустимы. Эстонские события также явно продемонстрировали неэффективность компромиссного подхода к антиканоническим, следовательно, антиправославным шагам
Варфоломея.
Никакой речи о признании каких-либо иных юрисдикций на канонической территории РПЦ быть не может. Кроме того, у нас есть веские основания полагать, что патриарх Варфоломей не свободен в своих действиях. Он является фактически заложником Турции и США. Его положение сравнимо с положением Русской
Церкви при «позднем» тоталитарном режиме — когда активная фаза террора против РПЦ завершилась, Церковь была загнана в гетто, а иерархов заставляли говорить об отсутствии гонений на Церковь в СССР, навязали ей участие в экуменическом движении и т. п. В связи с этим все действия Варфоломея в Эстонии и
на Украине являются тем более не легитимными и не имеющими канонической силы.
6. В сложившейся ситуации нахождение канонической Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата является гарантом ее свободы и независимости. Патриарх Московский, Православная Церковь в России действуют свободно, самостоятельно определяют кадровую, внутри- и внешне-церковную
политику.
Председатель СПГУ С.А. Сыроватский
Пресс-секретарь. СПГУ В. Н. Гончаренко
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ДЕМОНТИРОВАЛИ КРЕСТ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН БЫЛ УСТАНОВЛЕН ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНОЙ
Управления Мусульман Крыма приостановить свое членство в Межконфессональном Совете полуострова в ответ на политику Крымской епархии УПЦ по установке крестов и плакатов религиозного содержания на территории полуострова.
Разрешение на установку Креста-памятного знака на доминирующем над поселком холме было дано православной общине во имя Св. Иоанна Кронштадского Поселковым Советом села Морское еще 21 декабря 1999 года. Тогда в сессии совета принимал участие и председатель местного Меджлиса — депутат сельсовета, и дал
свое согласие на установку.
Как рассказал настоятель православной общины священник Валентин Ромушин Кестону 6 ноября — «Крест был демонтирован группой крымских татар через четыре часа после того как он был установлен». Группа, которая демонтировала Крест, была задержана милицией, но к вечеру того же дня они были отпущены. На
следующий день, по словам отца Валентина, в поселке собрался стихийный митинг. Чтобы найти компромиссный выход, были избраны представители от русскоязычного населения поселка и крымских татар. Но они не пришли к соглашению. Сессия поссовета 31 октября, как сообщил отец Валентин, в подавляющем
большинстве депутатов — 13 русскоязычных против 2 крымских татар — осудила демонтаж креста как «акт вандализма».
Крымский татарин, житель поселка сказал Кестону, что до депортации 1944 года в поселке было только несколько русских семей. Сейчас в селе Морское примерно 250 крымских татар и 1600 русскоязычного населения.
«Нас сильно обидели», — сказал Кестону Председатель мусульманской религиозной общины Алим Эмирсуюнов, — «нас похоронили». Он сказал, что они видели как монтировали Крест, мы пытались помешать этому, но «не нашли священника». Люди действовали «стихийно», — сообщил Кестону сын муллы, в прошлом член
поселкового Меджлиса, Шаиб Меннанов. «Не было бы креста — не было бы проблем», — пояснил Меннанов. «Мы не делали из установки Креста никакого секрета», — сказал о.Валентин. Почти целый год это событие готовилось, примерялся макет, как сказал он, — и «практически многие об этом знали». Он подтвердил,
что не был в день установки Креста в поселке, а так же то, что ему известно о решении ДУМК. Он сообщил Кестону, что накануне, перед установкой отец Валентин встречался с архиепископом Лазарем и тому «было известно об установке». «Торжественное освящение планировалось позднее», — сказал о. Валентин.
Сейчас на совещании, прошедшем при участии Муфтия Эмир али Эфенди, архиепископа Лазаря, представителей власти и силовых структур решение вопроса перенесено до конца ноября.
За последнее время памятные знаки-кресты были установлены при въезде в Феодосию и Старый Крым. Как сообщил о. Валентин с интервалом в один-два дня были демонтированы кресты на месте закладки православного храма в поселке Кировское — соседнем районе с пос. Морское, и возле Инкерманского монастыря в
Севастополе. Однако, никто не взял ответственности за эти действия на себя.
КСН / Православие в Украине
ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ 250-ЛЕТИЯ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ В МОСКВЕ
митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Сухумский и Абхазский Даниил, архиепископ Чиатурский Авраам, архиепископ Истринский Арсений, епископ Орехово-Зуевский Алексий, а также заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата архимандрит Марк, члены
делегации Грузинского Патриархата, клирики города Москвы и многочисленные члены грузинской православной общины. По окончании молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II обменялись приветственными речами.
Затем состоялась встреча Святейших Патриархов в официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Даниловском монастыре, во время которой Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II пригласил Святейшего Патриарха Алексия II посетить Грузию. Приглашение было с
благодарностью принято.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал обед в честь Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II и сопровождавших его лиц. На обеде были архипастыри, присутствовавшие на молебне, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Российской Федерации
З.И.Абашидзе, руководитель фракции «Отечество — вся Россия» в Государственной Думе Российской Федерации Е.М.Примаков, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата архимандрит Марк.
Вечером того же дня Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Российской Федерации З.И.Абашидзе устроил торжественный ужин, посвященный 250-летию храма святого великомученика Георгия Победоносца, на котором присутствовали вышеозначенные государственные и церковные деятели российского и грузинского
государств, а также Заместитель Председателя Правительства РФ И.И.Клебанов, Заместитель Председателя Государственной Думы РФ В.П.Лукин, Председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев, видные деятели российской культуры,
представители дипломатического корпуса.
Во время торжественного ужина было оглашено приветствие Президента Грузии Э.А.Шеварнадзе Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в связи с 250-летним юбилеем грузинской православной общины в Москве.
ОВЦС
ОСТАНКИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРЕДАНЫ ЗЕМЛЕ
его обезглавленное тело, вместе с останками других замученных сербов, было найдено в поселке Тутос. Иноку Харитону было 40 лет. Он был насельником монастыря Святые Архангелы около Призрена. Отпевание священномученика Харитона совершил епископ Рашко-Призренский Артемий в присутствии более чем ста
мирян и монахов других косовских монастырей.
Русская линия
СИТУАЦИЯ В ЧЕРНОГОРИИ ОБОСТРЯЕТСЯ
властей ЧПЦ была передана церковь св. Пятницы. Это уже 24 храм, захваченный сторонниками «митрополита» Михаила Дедеича.
Русская линия
КОНФЛИКТ В МАКЕДОНСКОЙ ЦЕРКВИ
еще одна петиция, подписанная 44 священниками, в которой владыка Иоанн обвиняется в финансовых махинациях, канонических нарушениях и грекофильстве. В связи с этим в епархию была направлена комиссия, возглавляемая митрополитами Битольским Петром и Дебарско-Кичевским Тимофеем. По результатам работы
комиссии Синодом Македонской ПЦ было принято решение сместить с кафедры епископа Иоанна и назначить на его место митрополита Агафангела. Брегальническая кафедра является одной из самых важных в Македонии, прежде ее возглавлял нынешний предстоятель МПЦ архиепископ Стефан. Реакция епископа Иоанна,
пока не известна. Ранее он многократно заявлял, что конфликт в епархии инспирирован высшим церковным руководством и носит характер личного противостояния его и архиепископа Стефана.
Русская линия
ПРОВОКАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ СУДА
вторая признанная лишь раскольнической Черногорской ПЦ с митрополитом Иннокентием во главе. Суд решил, что существование двух организаций с одинаковым наименованием недопустимо для коммерческих структур, но может иметь место среди религиозных организаций. Это постановление, вероятно, повлечет за
собой появление множества новых проблем, как канонических, так и финансовых. Уже сейчас в судах Софии рассматривается несколько дел о махинациях с недвижимостью, когда, арендуя имущество официальной БПЦ, наниматели перезаключают договора уже с митрополитом Иннокентием.
Русская линия
ПРОЗЕЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕСТАНТОВ ВСЕХ МАСТЕЙ В ГРЕЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ОСТАНОВЛЕНА
Среди вызванных в суд на слушание 12 декабря пастор Греческой Евангельской Церкви Фессалоники Джордж Гоудас. Эта религиозная организация, одна из самых больших среди еретических объединений в Греции, существует на протяжении уже более 100 лет. Так же вызван в суд пастор Апостольской Церкви
Фессалоники, существующей несколько десятилетий. Греческий Евангельский Союз выразил протест против действий суда.
Charisma News Service / Русская линия
ПРОЗЕЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОДДЕРЖИВАЕТ НАРОД ПАЛЕСТИНЫ
возглавлявший христианскую делегацию, которая приняла участие в работе IX саммита организации «Исламская конференция».
Он назвал историческим событием приезд христианских религиозных деятелей на форум мусульманских политиков. «Мы использовали эту уникальную возможность, чтобы громогласно высказать позицию в поддержку законных национальных прав палестинцев, включая право на создание независимого государства со
столицей в Иерусалиме», — указал священнослужитель.
Архимандрит Феодосий осудил силовое давление Израиля на палестинский народ, назвав его «жестоким, бессмысленным и опасным для самого существования еврейского государства». Одновременно секретарь Иерусалимского Патриарха выразил признательность Русской Православной Церкви за солидарность с народом
Палестины. «Нам придает силы то, что Патриарх Алексий и Русская Православная Церковь сделали заявления в поддержку нашего народа, несколько десятилетий живущего в условиях оккупации и защищающего свои святыни и землю предков», — сказал архимандрит Феодосий. Он отметил «уходящие в историю добрые
связи» между Палестинской и Русской Православными Церквами, особое отношение к посещающим Иерусалим российским паломникам со стороны палестинских единоверцев.
ИТАР-ТАСС / Православие 2000
КРОВАВАЯ ХРОНИКА КОНФЛИКТА В ИНДОНЕЗИИ
Недавно была опубликована статистика, основанная на информации, собранной на островах Индонезии. На сегодня 3 931 человек было убито во время столкновений, 746 — серьезно ранены, 632 были унижены, 206 домов поклонения были разрушены (168 церквей и 38 мечетей), 14 217 домов были разрушены и 115
школ.
Charisma News Service
ИСЛАМСКОЕ СООБЩЕСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ БОРЬБЫ С ИЗРАИЛЕМ
палестинской родине со столицей в Иерусалиме, для сохранения исламских и христианских святынь Палестины».
Об этом говорится в заключительном заявлении, принятом сегодня ночью в столице Катара Дохе по окончании 9-го совещания глав государств и правительств стран-членов ОИК.
Совещание заявило о поддержке решения межарабской встречи в верхах, прошедшей в октябре в Каире, о создании фонда Иерусалима и фонда помощи палестинцам. Оно также призвало страны, входящие в ОИК, государственные и частные исламские финансовые экономические учреждения, деловых людей «принять участие
в финансировании фондов и наращивании их средств», открыть специальные счета для сбора пожертвований на благо Палестины.
НТВ.ru
В ГЕРМАНИИ ВОЗРОЖДАЕТСЯ ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
еврейские общины в Германии, число которых значительно выросло после падения коммунизма в Восточной Европе. Открытие школы является очень важным событием в жизни евреев Европы, «потому что независимые общины нуждаются в лидерстве».
Школа названа в честь раввина, жившего в 19 веке и начавшего раввинскую школу в Берлине, которая просуществовала до 1942 года, пока нацисты не закрыли ее. Школа является филиалом Потсдамского Университета. Она начнет принимать студентов осенью 2001 года.
Religion Today
ЯЗЫЧЕСТВО СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Язычники собираются регулярно для проведения причудливых ритуалов. Они опускаются на колени, поют гимны, произносят проклятия, призывают на себя силу энергетических пролей. Группы являются «духовными ответвлениями появившейся в последнее время контр-культуры „зеленых“ и противников глобализации».
Руководство колледжей и институтов терпимо относится к новому увлечению молодежи, в то время как сами студенты еще не решаются рассказать о своих взглядах в семье или среди друзей. Многие родители пригрозили урезать деньги на карманные расходы, если только студенты не откажутся от язычества.
Religion Today
В МОСКВЕ ПРОШЕЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ФОРУМ
В работе форума приняли участие духовные лидеры традиционных религий — православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма — из России и других стран Содружества Независимых Государств:
–Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II,
–Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II,
–председатель Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ -Верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин,
–председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин,
–главный раввин России А.С.Шаевич (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России),
–главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских организаций и общин России),
–глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев,
–председатель Духовного управления мусульман Казахстана муфтий Абсаттар Дербисалиев,
–генеральный секретарь Всемирной конференции «Религия и мир» Уильям Вендли,
–координатор Диалога мировых религий по вопросам развития Венди Тиндейл,
–генеральный секретарь Международного совета христиан и иудеев пастор Фридхельм Пипер,
–представители международных межрелигиозных организаций, светские эксперты в различных областях знаний, сотрудники государственных учреждений России, дипломатические представители стран СНГ. Общее количество участников форума превысило 300 человек.
С речью на открытии форума выступил Святейший Патриарх Алексий II. Приветствие участникам форума направил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с докладом «Через
гармонизацию либерально-светского и религиозно-традиционного подходов — к решению межэтнических и межрелигиозных проблем». Приветствия также поступили от: Правительства России, Председателя Государственной Думы ФС РФ Г. Н.Селезнева, мэра Москвы Ю.М.Лужкова, председателя Высшего религиозного совета
народов Кавказа, духовного главы мусульман Азербайджана шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, председателя Фонда межрелигиозных и межкультурных исследований и диалога митрополита Швейцарского Дамаскина.
В ходе работы Форума прошли слушания в трех секциях — «Преодоление и предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов», «Религия, государство, общество на национальном уровне» и «Взаимодействие с международными межрелигиозными организациями».
Завершился форум принятием Заявления и Итогового документа.
ОВЦС
СОЮЗ РЕЛИГИЙ ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ
Участники обсудят несколько проектов, касающихся таких проблем, как изменение климата, охрана животных и защита водной среды. Эти проблемы впервые рассматриваются в религиозной перспективе.
Среди проектов — восстановление лесов в Индии и введение запрета на отстрел снежных барсов в Монголии. Китайская даосская ассоциация призвала своих членов отказаться от использования животных, находящихся под угрозой исчезновения, для приготовления традиционных снадобий.
Конференцию проводят Всемирный фонд природы и Союз религий и охраны природы, представляющий 11 основных религий мира. В ней принимают участие более 500 делегатов. В Конференции принял участие Председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев).
НТВ.ru