Русская линия
<< Полная сводка новостей от 13 мая 2000 >>

ПРЕБЫВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

10 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с Первосвятительским визитом в Приморье. Это первый за всю историю визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Приморский край.
В архипастырской поездке на Дальний Восток Святейшему Патриарху Московскому спутешествовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, архимандрит Феогност, наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры, другие официальные лица.
В аэропорту Владивостока Святейшего Патриарха и сопровождавших его лиц встречали епископ Вениамин, губернатор Приморского края Евгений Наздратенко, представители общественности края, епархиальное духовенство.
С приветственным словом к Святейшему Патриарху обратился епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, позвольте в эти светлые пасхальные дни от имени всей полноты Владивостокской епархии приветствовать Вас в Приморье — на дальнем рубеже Российской земли. И хотя нет на свете ничего большего, нежели пасхальная радость, богоданная возможность молиться в эти дни вместе с Первосвятителем Русской Православной Церкви для ее верных чад является особым счастьем. Подобно тому, как в первые века Церкви Христовой святые апостолы шли к верующим „даже до конец земли“, так и ныне, на пороге третьего тысячелетия по Рождестве Христовом, Владивостокская епархия встречает своего Первосвятителя на берегах Тихого океана».
Отвечая по прилете во Владивосток на вопросы встречавших его журналистов, Святейший Патриарх Алексий, в частности, отметил: «Первое посещение мною Дальнего Востока планировалось в 1997 году, и тоже в связи с архипастырским визитом в Японию, однако тогда оно, к сожалению, не состоялось. В нынешнем году в связи с избранием нового главы Японской Православной Церкви мы направляемся в Японию, и первая остановка на этом пути — Владивосток, Приморский край. Давно мне хотелось побывать здесь, встретиться с людьми, увидеть своими глазами, как возрождается церковная жизнь после периода разрухи и запустения. Мне доводилось бывать в 1993 году в Якутии, Магадане, Петропавловске-Камчатском, но Владивосток по милости Божией посещаю впервые. Знаменательно, что для меня это в какой-то степени юбилейная поездка, ибо Владивостокская епархия — семидесятая, которую мне довелось посетить за годы Патриаршего служения. Надеюсь, что те полтора дня, которые имеются в моем распоряжении, помогут лучше узнать о жизни и проблемах правосланого Владивостока».
За время пребывания в крае Святейший Патриарх Алексий и сопровождавшие его лица посетили ряд храмов Владивостока, имели встречи и беседы с верующими, представителями местной власти, общественности, студентами и преподавателями Дальневосточного государственного университета, военнослужащими Тихоокеанского флота. Его Святейшество также посетил православную гимназию, где беседовал с юными православными жителями Приморья. У мемориального комплекса памяти героев Великой Отечественной войны Его Святейшество совершил панихиду по погибшим в боях за Родину.
Основным событием Первосвятительского визита стало трехчасовое торжественное богослужение на центральной площади Владивостока, состоявшееся 11 мая. Накануне на площади были воздвигнуты деревянные сени, представлявшие собой крытый помост, увенчанный куполом. Необходимость в подобном сооружении была вызвана отсутствием во Владивостоке храма, способного вместить всех желавших присутствовать на богослужении. Несмотря на проливной дождь, тысячи приморцев, прибывших из всех уголков края, присоединились к Первосвятительской молитве на центральной площади Владивостока.
Святейшему Патриарху сослужили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, сонм епархиального духовенства.
По завершении богослужения Его Святейшество обратился к собравшимся с приветственным словом, отметив особую значимость для России Приморского края как передового восточного рубежа нашего Отечества, пожелав приморцам, чтобы возрождение России также начиналось с их земли. Поздравив собравшихся со светлыми днями Пасхи Господней, Святейший Патриарх Алексий передал в дар православным верующим Приморской епархии образ Живоначальной Троицы.
Совершив утром 12 мая молебен о благословении желающих отбыть в путешествие, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сопровождающие его лица направилмсь в Японию, где 14 мая Его Святейшеству предстоит возведение в сан Митрополита Токийского и всея Японии епископа Киотоского Даниила (Наширо).

ВИЗИТ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II В ЯПОНИЮ

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 12 мая прибыл, с визитом в Японию. Это первое в истории посещение Японии главой Русской православной церкви.
История православия в Японии уходит корнями во вторую половину 19-го века, когда в 1861 году в город Хакодате на северном и ближайшем к территории России японском острове Хоккайдо, где открылось первое консульство Российской империи, по решению Святейшего Синода Русской православной церкви прибыл иеромонах Николай (в миру — Иван Касаткин). Изучив японский язык, он занимался переводом Евангелия, активно проповедовал по всей стране на протяжении полувека, строил православные храмы и молитвенные дома. Именно благодаря владыке Николаю в центре Токио был построен Кафедральный собор Воскресения Христова, который японцы в знак уважения к первому проповеднику православия предпочитают называть его именем «Никорай-до» («Собор Николая»). в 1970 году святитель Николай (Касаткин) был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
В годы второй мировой войны и послевоенные годы православие в Японии столкнулось с серьезными трудностями. Митрополита Сергия Тихомирова третировали и даже на волне шпиономании посадили в тюрьму, где он скончался за несколько дней до конца войны. После его смерти власти не давали въездных виз епископам из России, и вместо них приезжали епископы из Америки, которые не были под юрисдикцией Московского Патриархата. Стремясь избежать раздоров, Московский Патриархат в 1970 году даровал японской православной церкви автономию, означающую. Предстоятелем Японской автономной православной церкви в начале 70-х годов стал священнослужитель-японец — архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии Феодосий.
После кончины в мае 1999 года митрополита Феодосия встал вопрос об избрании нового главы Японской церкви. Кандидатами стали три священнослужителя-японца — епископ Иокогамский Петр, епископ Киотосский Даниил и епископ Сендайский Серафим. Все трое предстали перед Священным Синодом Русской православной церкви, были пострижены в монахи в Троице- Сергиевой лавре, а затем поочередно минувшей осенью и в январе были рукоположены в епископский сан Патриархом Алексием II. 4 марта нынешнего года на состоявшемся в Токио ее чрезвычайном Поместном соборе новым предстоятелем Японской автономной православной церкви был избран епископ Иокогамский Петр (Арихара). Для участия в соборе в Токио находился председатель отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Однако в апреле епископ Петр был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья. Его рапорт, отправленный в Москву, подписал Патриарх Алексий II. 10 мая епископ Петр скончался.
6 мая в Токио был вновь созван чрезвычайный Поместный собор Японской автономной православной церкви, на котором новым предстоятелем был избран епископ Киотосский Даниил (Нусиро). 14 мая Патриарх Алексий II возвел его в сан Митрополита Токийского и всея Японии. Интронизация произошла в Кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио.
По данным Японской автономной православной церкви, по всей стране насчитывается примерно 30 тысяч верующих и около 150 православных храмов и молитвенных домов.
Связующим звеном между Русской православной церковью и Японской автономной православной церковью, которые поддерживают очень хорошие отношения, служит открывшееся в Токио в 1970 году подворье Московской Патриархии. Настоятелем подворья является протоирей Николай Кацюбан, который был командирован в Японию отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. Среди прихожан подворья — не только проживающие в Японии российские граждане, но и православные японцы, болгары, греки. Службы на подворье совершаются как на русском, так и на японском языках, тем более, что некоторые священнослужители и певчие — японцы. Кроме того, Московский Патриархат имеет приход в Хитати в ста с лишним километрах от Токио. В его ведении находится также часовня на русском кладбище в Нагасаки. Подворье не имеет собственного храма в Токио и располагается по сути дела в обычном доме, и в настоящее время идет сбор пожертвований на строительство храма подворья.
ИТАР-ТАСС

МОЛЕБЕН О МИРЕ И ПРОЦВЕТАНИИ РОССИИ И ЯПОНИИ

Молебен о мире и процветании России и Японии совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, который прибыл сегодня с первым в истории визитом в Японию.
Обращаясь к многочисленной японской пастве в храме Воскресения Христова, который был возведен в городе Хакодате во второй половине 19-го века первым проповедником православия в Японии равноапостольным Николаем (Касаткиным) и стал первым православным храмом в этой стране, он сказал, что именно сюда была впервые принесена благая весть о православии.
Патриарх Алексий II особо отметил, что его визит начался с посещения места первого миссионерского служения святителя Николая, которое является свидетельством неразрывных духовных связей православного народа Страны восходящего солнца и Русской православной церкви.
Предстоятель напомнил, что Русская православная церковь на протяжении долгих лет духовно окормляла японскую паству, знакомя ее с традициями православной культуры, которые получили в Японии свое национальное преломление. Он отметил, что заботой о Японской автономной православной церкви явилось и восполнение ее иерархии после кончины в мае прошлого года преосвященного митрополита Федосия. Патриарх отметил, что полнота канонического бытия Японской автономной православной церкви была восстановлена через избрание достойных кандидатов на вакантные архиерейские кафедры. Он напомнил, что в минувшем году в России были совершены монашеский постриг и архиерейские хиротонии избранных достойных кандидатов. Все это свидетельствует о нашем единстве во Христе и глубоком духовном единстве, сказал предстоятель.
Отношения между Россией и Японией в уходящем веке не всегда складывались ровно, напомнил Патриарх Алексий П. Были в них и мрачные страницы, велись войны, но православная церковь и в России, и в Японии хранила огонь взаимной любви в сердцах своих православных чад, веруя в то, что любовь Христова преодолеет раздоры, подчеркнул он.
«Мы с чувством глубокого удовлетвоерния свидетельствуем о процветании в Японии православной веры, насажденной равноапостольным Николаем», — сказал предстоятель. Он пожелал всесильной помощи Божией иерархам, клирикам и всему народу Японии, мира и процветания Стране восходящего солнца.
ИТАР-ТАСС

ПАТРИАРХ — ЗА МИРНЫЙ ДОГОВОР

За заключение мирного договора между Россией и Японией высказался сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время пресс-конференции в аэропорту перед отлетом в Японию.
Предстоятель русской церкви считает, что это даст огромный импульс в развитии добрососедских отношений между двумя народами. Он сказал, что рад посетить эту страну и, что кроме главной цели — интронизации нового предстоятеля японской автономной православной церкви он будет рад также «познакомиться с Японией, с ее народом и ее древней культурой». -
ИТАР-ТАСС

КРЕСТНЫЙ ХОД В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 55-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ

На Поклонной горе, у стен храма Георгия Победоносца завершился 6 мая, в день памяти святого покровителя воинства, Памятный Крестный ход в ознаменование 55-й годовщины Великой Победы. Около двух тысяч километров прошли участники многолюдного шествия, начавшегося от Киево-Печерской лавры, по местам бывших сражений на землях Украины, Белоруссии и России, чтобы отдать дань памяти героям войны. По окончании Божественной литургии их приветствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Исторической» назвал Алексий II встречу президентов России, Белоруссии и Украины, которые накануне празднования 55-й годовщины Великой Победы побывали на Прохоровском поле, и во время которой говорили об исторической общности трех славянских народов, имеющих одну историю, веру, культуру, судьбу, и выразили готовность к единению. «История учит нас, что во время войны мы не разделялись на русских, белорусов, украинцев, мы защищали единое Отечество», — сказал Предстоятель Церкви, который считает: в единении — наше будущее и наше спасение.
Только так, всем вместе, убежден Патриарх Алексий, можно «противостоять опасности разделения, идею которого вынашивают различные силы, желающие расколоть народ по вероисповеданию, а Россию сделать сырьевым придатком западных стран».
ИТАР-ТАСС

ПОЗИЦИЯ ПАТРИАРХА

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что «не имеет смысла» вести переговоры с руководством бандформирований и, в частности, считает бессмысленными вести переговоры с Масхадовым. Об этом он сказал во время пресс-конференции в аэропорту перед отлетом в Японию.
«Мне кажется, что Масхадов не контролирует ситуацию», — сказал Патриарх Алексий. Он выразил сомнение в том, что Масхадов может выполнить условия российской стороны по освобождению заложников.
«Бизнес на заложниках» в Чечне предстоятель русской церкви назвал безнравственным. Он напомнил, что в плену у боевиков оказались также и шесть православных священнослужителей, причем двое из них уже погибли в чеченской плену.
Патриарх Алексий предположил, что вести переговоры надо со «здоровыми силами, которые проживают в районах находящихся под контролем российских войск». «Это старейшины, духовные лидеры чеченского народа», — сказал Патриарх Алексий.
ИТАР-ТАСС

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

28 апреля в Государственном Кремлевском дворце состоялся телемарафон «Народный заслон терроризму и насилию», в ходе которого выступили общественные деятели, артисты, представители традиционных религий. Мероприятие транслировалось в прямом эфире телеканала ТВЦ.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил устроителям и участникам телемарафона приветственное послание, в котором, в частности, говорилось: «Русская Православная Церковь решительно осудила цепь актов насилия, повлекших за собой смерть и мучения многих наших сограждан. Невосполнима утрата тех, кто потерял близких, тяжела участь лишившихся крова и имущества. Однако из несчастий, которые нас постигли, мы должны извлечь духовный урок. Если недобрая и преступная воля не встретила должного отпора, если злоумышленники дерзостно отважились на чудовищный грех, — значит, в нас было мало решимости защитить своих ближних, свой народ, свое Отечество. А защищать их надо не только силой оружия, но и силой подлинной любви к нашей Родине, любви, проникнутой миром, правдой и ответственностью. Чтобы терроризм потерял свои корни, мы должны быть тверды в заботе о России и ее будущем, должны строить межнациональные и политические отношения на основе согласия и справедливости. Господь да упокоит души невинно убиенных, „идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная“. Да укрепит Он силы тех, кто потерял здоровье, исполняя свой воинский долг, или пострадал в результате террористических актов. Верю, что, с Божией помощью, сплотившись и помогая друг другу, мы сможем победить зло».
Приветствие огласил протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества.

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»

Торжественное представление первого тома «Православной энциклопедии» — главного издательского юбилейного проекта в честь 2000-летия Рождества Христова, осуществляемого Русской Православной Церковью совместно с российским государством, состоялось 6 мая в храме Христа Спасителя. Распоряжением избранного президентом РФ Владимира Путина в апреле было выделено 18 млн. рублей на эти цели. В церемонии приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вице-премьер Валентина Матвиенко, мэр Москвы Юрий Лужков, иерархи Русской Православной Церкви, представители федеральных властей и субъектов федерации, ученые, богословы, историки, деятели культуры.
Уникальность 25-томного свода богословских, церковно-исторических и общественных знаний состоит, по словам вдохновителя самой идеи выпуска Патриарха Алексия, в том, что этот труд имеет универсальный характер: в нем соединилась цельность православного мировоззрения с последними достижениями гуманитарной науки, а современные общественные проблемы, поданы с точки зрения православной морали и нравственности.
Уже первый том, посвященной Русской Православной Церкви, дает представление о том огромном труде, в котором участвуют церковные и светские ученые из России, представители поместных православных церквей, зарубежные научные центры. В первом томе даются сведения о 1000 святых Русской Православной Церкви, новомученников, видных церковных деятелях, о памятниках церковной письменности и культуры. Огромное внимание уделяется истории взаимоотношений Церкви и государства. Выход в свет следующего, алфавитного тома ожидается в октябре.
ИТАР-ТАСС

ВЫШЕЛ ОЧЕРЕДНОЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК»

Открывает научный журнал Исторической подкомиссии «Исторический вестник» N 6 2000 г. работа Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия «Миссионерская деятельность священника Иоанна Вениаминова на островах Уналашка и Ситка» (курсовое сочинение студента IV курса Ленинградской духовной академии иеромонаха Мефодия, 1976 год).
В журнале публикуются материалы исследований, посвященных деятельности русских православных миссионеров, таких как священник Иоанн Вениаминов, впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, архимандриты Иларион (Лежайский) и Петр (Каменский), возглавлявшие Российскую православную духовную миссию в Пекине в различные периоды ее деятельности.
История Пекинской духовной миссии представлена исследованиями авторов-востоковедов Т.А. Пан, О.В. Шаталова, С.Г. Андреевой. Работа кандидата исторических наук А.Н. Хохлова «Наследник Российского престола в Китае весной 1891 года» (неизвестные страницы истории русской дипломатии) повествует о знаменательном событии в истории международных отношений конца XIX века — поездке великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II) в страны Востока.
К.Н. Юзбашян рассматривает историю Палестинского православного общества. Продолжается публикация труда Б.Н. Флори «У истоков религиозного раскола славянского мира» (XIII век).

ПАМЯТЬ ПОГИБШИХ

Отдать дань памяти советским солдатам, погибшим за освобождение Литвы от немецко-фашистских оккупантов, призвал накануне Дня победы Митрополит Вильнюсский и Литовский Хризостом. В его опубликованном обращении говорится, что 9 Мая обитатели Свято-Духова монастыря возложит венок к Монументу погибшим воинам на Антакальнском кладбище в Вильнюсе и отслужат панихиду. «Будем рады, если к нам присоединятся все желающие почтить память советских солдат», — считает владыка.
В православных храмах Литвы, отмечается в обращении, «мы особо будем молиться за тех, кто жив, о ветеранах, которые в Балтийских странах незаслуженно забыты и обижены». Видя такое отношение власть предержащих к ветеранам, продолжает Митрополит Хризостом, «невольно думаешь, что скудеет в людях источник доброты». Накануне праздника он поздравил ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Литве с 55-летием Великой Победы, которых сегодня более 15 тыс. К сожалению, подчеркивает Хризостом, «мы, православные Литвы, небогаты материально и можем только молитвой скрасить их жизнь».
«Хотелось бы, чтобы государственные чиновники вспомнили хотя бы сегодня о ветеранах, не делили их на своих и чужих, оказывали бы им помощь, если не материальную, то хотя бы моральную», — говорится в обращении.
В боях за освобождение Литвы от гитлеровских захватчиков погибло более 130 тыс. советских солдат.
ИТАР-ТАСС

В РИГЕ ОСВЯЩЕН ИКОНОСТАС

Церемония освящения иконостаса Собора Рождества Христова, считающегося самым красивым в православных храмах Балтии, состоялась сегодня в Риге. Литургию по этому случаю отслужил архиепископ Рижский и всея Латвии Александр.
Большой для латвийских православных праздник разделили многие рижане. В крестном ходе вокруг собора шли и гости — вице-премьер правительства Москвы Иосиф Орджоникидзе, депутат Госдумы Ирина Хакамада. Здесь же были президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, премьер Андрис Берзиньш, утвержденный в этой должности накануне вечером. Присутствие премьера на православной службе стало его первым публичным мероприятием в новом качестве.
Иконостас, являющийся важнейшей деталью внутреннего убранства храма, изготовлен мастерами предприятия Московской патриархии «Софрино». Все иконы, расположенные в четыре ряда, выполнены в классическом стиле школы Андрея Рублева и Феофана Грека. Только на их оформление ушло около 700 листов сусального золота. На весь же резной декор и царские врата затрачено более тысячи золотых пластин.
Собор, по праву считающийся памятником православного зодчества, был построен в центре Риги свыше ста лет назад по велению генерал-губернатора Прибалтийского края князя Багратиона. Лучшие живописцы из Петербурга расписывали его стены. Ими были написаны около полусотни икон, 15 из них принадлежали кисти Верещагина.
ИТАР-ТАСС

СЧЕТ В БАНКЕ ВЕРУЮЩИЕ МОГУТ ОТКРЫТЬ БЕЗ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА

Национальный банк Украины разрешил коммерческим банкам открывать текущие и депозитные счета физическим лицам Украины без предоставления идентификационного номера плательщика налогов в случае, если физическое лицо ввиду религиозных или иных убеждений отказывается от присвоения ему этого номера, сообщает Интерфакс-Украина.
Это следует из постановления правления Нацбанка, вступающего в силу 17 мая, которым внесены изменения и дополнения в «Инструкцию о порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранной валюте».
Из документа следует, что физическое лицо должно официально сообщить об отказе присвоения ему номера соответствующим государственным органам. В его паспорте будет сделана отметка о праве осуществлять любые платежи без идентификационного номера.
Такое решение Нацбанк принял в связи с тем, что ряд религиозных конфессий выступили против обязательного присвоения верующим идентификационного номера, поскольку отдельные комбинации цифр, содержащиеся в номере, могут иметь для них то или иное символическое значение, либо служить негативным предзнаменованием.
«День» Киев N84

В ТБИЛИСИ ПРИБЫВАЕТ КАТОЛИКОС ВСЕХ АРМЯН ГАРЕГИН II

В Тбилиси с визитом прибывает Католикос всех армян Гарегин II. Об этом журналистам сообщили накануне в патриархии Грузии. Это первый визит нового главы Армянской церкви в Грузию.
Католикос всех армян будет принят президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Гарегин II посетит древнюю столицу Грузии — Мцхета, ознакомится с деятельностью функционирующих в Грузии армянских церквей, встретится с представителями армянской диаспоры.
ИТАР-ТАСС

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ

Глава Армянской апостольской церкви католикос Гарегин Второй сегодня поздравил всех сынов армянского народа — участников Великой Отечественной войны.
День Победы 9 мая — праздник для нашего народа, напоминающий о славной победе над фашизмом во Второй мировой войне, говорится, в частности, в патриаршем послании, распространенном здесь пресс-канцелярией первопрестола армянской церкви. 55 лет прошло с того дня, когда умолкли раскаты губительной мировой войны, и вместе со многими народами, вставшими на борьбу с насилием, беззаконием и злом, отважные бойцы, представляющие немногочисленный армянский народ, «с честью вложили меч в ножны», отмечает католикос.
«Вечная слава героям, смертью победившим смерть и жизнь покрывшим славой /вск/. Пусть ничто и никогда не сотрет высшую славу вашего беззаветного служения священному делу защиты Отечества!», — говорится в поздравительном послании.
ИТАР-ТАСС

«ПРАВОСЛАВИЕ-2000»

4−9 мая в Афинах состоялась организованная Священным Синодом Элладской Православной Церкви Международная богословская конференция «Православие-2000: прошлое, настоящее, будущее», в которой приняли участие представители большинства Поместных Православных Церквей. Обсуждались актуальные вопросы православного свидетельства в современном мире, взаимодействия Церкви и общества, межправославных отношений, диалога с представителями других конфессий и религий. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул обратился к участникам с вступительным словом, присутствовал на многих заседаниях конференции и подвел итоги ее работы. Встреча православных богословов послужила выявлению проблем современной действительности и совместному осмыслению их в свете православной традиции.
В работе конференции приняли участие сотрудник Секретариата ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Николай Балашов, представивший доклад «Православие и вызов современности: проблемы биоэтики и биотехнологий», и сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви иеромонах Никита (Добронравов), который выступил с докладом «Проблемы православной диаспоры».

ЕПИСКОП ИОКОГАМСКИЙ ПЕТР (АРИХАРА) СКОНЧАЛСЯ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ

Два месяца назад он был избран предстоятелем Японской православной автономной церкви, сменив на этом посту скончавшегося в мае прошлого года архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии Феодосия, который возглавлял Японскую церковь с начала 70-х годов. Однако около трех недель назад епископ Петр был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья. Его рапорт, отправленный в Москву, подписал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Русская Православная Церковь с глубокой печалью восприняла известие о кончине епископа иокогамского Петра», — заявил Патриарх Алексий II. Он намерен в субботу после отпевания усопшего совершить литию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио. «Я рукополагал в Москве всех трех епископов Японской автономной православной церкви и потому считаю себя духовно связанным с каждым из них», — сказал глава РПЦ.
Однако, как сообщил Предстоятель Русской Православной церкви, скоропостижная кончина скончавшегося от рака епископа Петра не внесет изменений в его предстоящий визит в Японию.
ИТАР-ТАСС

ИЗБРАН НОВЫЙ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ЯПОНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

6 мая 2000 года Чрезвычайный Поместный Собор Японской Автономной Церкви избрал своим Предстоятелем епископа Киотосского Даниила (Нусиро).
Согласно каноническим нормам, новый Предстоятель вступит в должность сразу же после утверждения Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Возведение епископа Даниила в сан Митрополита Токийского и всея Японии будет совершено14 мая сего года во время официального визита Патриарха Алексия в Японию, который состоится с 12 по 19 мая.
(Подворье Московского Патриархата в Токио)

В КОСОВО ВЗОРВАЛИ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ

В косовском селе Словинье минувшей ночью взрывом уничтожена сербская православная церковь. В распространенном сегодня сообщении КФОР говорится, что она не действовала с июня прошлого года и никем не охранялась.
В селе Словинье до развертывания в Косово международного присутствия проживали граждане разных национальностей. Ныне в нем не осталось ни одной сербской семьи. Разорено сербское кладбище, а 10 кг взрывчатки хватило для того, чтобы окончательно стереть с лица земли последний в Словинье памятник православной культуры.
За 10 минувших месяцев в крае Косово, который с Х11 века был колыбелью сербского православия, албанские экстремисты взорвали и сожгли более 80 монастырей и храмов.
ИТАР-ТАСС

СОСТОЯЛОСЬ МЕЖПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ

10−12 мая 2000 года в Фессалониках (Греция) состоялось межправославное совещание по подготовке текстов посланий глав Поместных Православных Церквей на их предстоящих встречах в Афинах (октябрь 2000 г.) и Константинополе (декабрь 2000 г.).
От Русской Православной Церкви в совещании приняли участие Первый Заместитель Председателя ОВЦС МП архиепископ Калужский и Боровский Климент, секретарь ОВЦС МП по межхристианским связям игумен Иларион (Алфеев) и консультант ОВЦС МП профессор Б.А.Нелюбов.

В МИЛАНЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА «СВИДЕТЕЛЬСТВО ХРИСТИАНСКОЙ РОССИИ»

С прошлым и настоящим русской православной культуры имеют возможность познакомиться итальянские граждане на выставке «Свидетельство христианской России», которая открыта в Милане. Инициатором акции выступила итальянская сторона.
В течение месяца миланцы познакомятся с тремя экспозициями. Под сводами собора Святого ангела будет развернута выставка старинных и современных русских икон из собрания РФК. Творчество художника Андрея Дюкова, отражающее впечатления от изучения фресок Ферапонтова монастыря, мозаик Херсонеса и путешествия по Италии можно увидеть в залах Фонда Стеллине. Специальная экспозиция посвящена истории Храма Христа Спасителя. На открытии выставки выступит хор Храма, ставшего кафедральным собором Москвы.
В прошлом году фонд «Братья святого Франциска» заключил соглашение о сотрудничестве с Храмом Христа Спасителя. В год 2000-летия Христианства они решили обменяться выставками.
ИТАР-ТАСС

В РИМЕ У СТЕН КОЛИЗЕЯ СОСТОЯЛАСЬ ЦЕРЕМОНИЯ ПОМИНОВЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ ЗА ВЕРУ, ПРОПОВЕДЬ ПРОИЗНЕС ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II

Беспрецедентная в своем роде экуменическая ассамблея с участием представителей католической, православной, англиканской, протестантской, лютеранской и других церквей, представляющих свыше миллиарда христиан, состоялась сегодня вечером у стен Колизея, где, согласно преданию, принимали смерть первые последователи Христа. Она была посвящена памяти всех тех, кто пострадал за веру в ХХ веке. Проводимая по инициативе Папы Иоанна Павла II, эта церемония стала одним из центральных событий Юбилейных торжеств, организуемых в 2000-м святом году в «вечном городе».
Иоанн Павел II в присутствии около 20 тысяч верующих, миссионеров и паломников отслужил молебен в память тех многих, кто «отказался склониться перед идолами ХХ века и были принесены в жертву коммунизмом, нацизмом, идолопоклонством государства или расы».
В ходе торжественной церемонии были произнесены имена 17 павших за веру, как пример преследования за свои христианские убеждения на всех пяти континентах. Они были взяты из списка, превышающего 12 тысяч имен, собранных во временный список пострадавших, который представлен специальной комиссии Святого престола — среди них был назван монсеньор Оскар Ромеро, архиепископ Сан-Сальвадора, убитый «эскадроном смерти» во время богослужения.
В своей проповеди Иоанн Павел II напомнил, что его поколение «познало ужас войны, концентрационные лагеря и преследования». На моей родине, сказал понтифик, во время Второй мировой войны священников и христиан увозили в лагеря для истребления
ИТАР-ТАСС

ПАПА РИМСКИЙ НАЗНАЧИЛ ГЛАВОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НЬЮ- ЙОРКА ЕПИСКОПА ЭДВАРДА ЭГАНА

Папа римский Иоанн Павел II назначил сегодня главой католической церкви Нью-Йорка епископа Эдварда Эгана. Он сменил на этом посту скончавшегося неделю назад в возрасте 80 лет кардинала Джона O’Коннора. 68-летний епископ Эган, узнав о том, что он стал новым духовным пастырем почти 2,5 млн нью-йоркских католиков, провел пресс-конференцию, на которой отметил, что «со смирением принимает на себя такую ответственность». «Первая моя реакция на это известие, — сказал он, — была такая: «Эдвард, опустись на колени и умоляй Всевышнего помочь тебе, и не подымайся слишком быстро с колен».
Поскольку архиепископ Нью-Йорка, как занимающий наиболее влиятельный пост в американской римской католической церкви, традиционно имел сан кардинала, Эдвард Эган также будет удостоен этого сана.
Эдвард Эган родился в пригороде Чикаго — Оук-Парке — в 1932 году. Принял духовный сан в Риме в 1957 году. Изучал теологию в Папском Григорианском университете, где защитил докторскую диссертацию и затем преподавал каноническое право. В общей сложности он провел в Ватикане 22 года. С 1972 по 1985 годы был членом высшего церковного трибунала «Сакра Рота Романа», который, в частности, принимает решения об аннулировании церковных браков. В 1985 году Эган стал помощником кардинала О’Коннора в Нью-Йорке. С 1988 года — главой епархии штата Коннектикут.
За епископом Эганом закрепилась репутация консерватора: он всегда яро поддерживал Папу римского в его осуждении абортов, гомосексуализма и применения католиками контрацептивов.
ИТАР-ТАСС

ТУРЕЦКИЙ ТЕРРОРИСТ АЛИ АГДЖА ОБРАТИЛСЯ К ПАПЕ РИМСКОМУ С ПРОСЬБОЙ О ПОМИЛОВАНИИ

Накануне 19-й годовщины покушения на папу Римского Иоанна Павла П турецкий террорист Али Агджа обратился к понтифику с просьбой о помиловании. В письме из тюрьмы «Монтакуто» в Анконе, где бывший член организации «Серые волки» отбывает пожизненное заключение, он призывает папу «помочь ему вернуться на родную землю, к своей семье и престарелой матери».
Террорист, стрелявший из пистолета в понтифика 13 мая 1981 года на римской площади перед собором Святого Петра и тяжело ранивший его, считает, что «за 19 проведенных за решеткой лет искупил величайшую ошибку своей жизни». Агджа уже не раз посылал в различные инстанции и средства массовой информации послания с просьбой о помиловании. Помиловать турецкого террориста может только глава итальянского государства, поскольку дело Агджи слушалось в итальянском суде.
ИТАР-ТАСС

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПАРТИИ ПАКИСТАНА ВЫСТУПАЮТ ЗА СТРОГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА О БОГОХУЛЬСТВЕ

Религиозные партии и организации Пакистана, пользующиеся большим влиянием на население этой исламской республики, угрожают начать массовые акции протеста в общенациональном масштабе против намерения властей изменить процедуру применения закона о богохульстве.
Руководство около 20 крупнейших общественно-религиозных объединений призвало пакистанцев провести 19 мая всеобщую забастовку с требованием к военной администрации пересмотреть принятое решение в отношении указанного закона. Религиозные авторитеты предупредили, что в случае, если глава исполнительной власти генерал Первез Мушарраф лично не даст гарантий сохранения закона в его нынешнем виде, это может серьезно дестабилизировать обстановку в стране.
Генерал Мушарраф выступил в прошлом месяце с инициативой внести некоторые изменения в процедуру применения закона о богохульстве. Согласно этому закону, любой человек, проявивший неуважение к исламу, может быть приговорен на основе свидетельских показаний даже к смертной казне.
Чтобы избежать имевшие место в судебной практике случаи преднамеренного оговора невинных людей, в основном немусульман, власти распорядились, не отменяя сам закон, несколько усложнить правила регистрации исковых заявлений в полицейских участках.
Религиозные объединения расценили этот шаг как оскорбление чувств мусульман. Накануне во втором по величине городе страны Лахоре уже состоялась многолюдная акция протеста сторонников ряда партий и группировок, которые забросали камнями представителей сил правопорядка. Для разгона демонстрантов полиция была вынуждена применить слезоточивый газ и дубинки.
Последователи неисламских вероисповеданий, главным образом католицизма, составляют не более 3 процентов 140- миллионного населения Пакистана.
ИТАР-ТАСС

АРЕСТОВАНЫ РУКОВОДИТЕЛИ СЕКТЫ «ХО-НО ХАНА САМПОГИО»

Японская полиция арестовала сегодня бывшего руководителя секты «Хо-но хана сампогио» Хогэна Фукунагу и девятерых его ближайших помощников по подозрению в мошенничестве. Три домохозяйки, бывшие последовательницы учения 55-летнего Фукунаги, ранее подали в Токийское полицейское управление официальные заявления, в которых обвиняют руководство секты в присвоении обманным путем их денег — в общей сложности 22 млн иен /около 204 тыс долларов/.
Созданная почти двадцать лет назад секта, название которой можно перевести как «Цветок закона» широко практиковала «диагностику» заболеваний путем изучения рисунка кожи на ступнях. Доверчивым пациентам объявляли, что они «умрут молодыми», «заболеют раком» или «обанкротятся», если не пройдут дорогостоящий курс тренировок в штаб- квартире секты и не приобретут опять же по запредельным ценам всевозможной культовой утвари.
Именно таким способом лишились значительной части своих сбережений три домохозяйки, которые беспокоились о здоровье своих родственников и решили проверить их в «Хо-но зана сампогио». Всего же по всей стране подано сейчас свыше тысячи аналогичных заявлений. Сумма, которую требуют взыскать с секты обманутые ею люди, достигает 5,2 млрд иен. -
ИТАР-ТАСС

ЗАПРЕЩЕННАЯ В КИТАЕ СЕКТА «ФАЛУНЬГУН» ВНОВЬ ПОПЫТАЛАСЬ УСТРОИТЬ МЕДИТАЦИЮ ПРОТЕСТА НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ

Повышенные меры безопасности предприняты на пекинской площади Тяньаньмэнь, где запрещенная в Китае секта «Фалуньгун» вновь попыталась устроить «медитацию протеста».
Тяньаньмэнь заставлена полицейскими автомобилями, мобильные группы вооруженной народной полиции, агенты в штатском контролируют все участки самой большой площади в мире. Усилены наряды на всех перекрестках в центральной части города. По некоторым данным, среди адептов «Фалуньгун» произведены аресты.
Секта, название которой переводится как «буддийское колесо», стала широко известна после массовой демонстрации на Тяньаньмэни в апреле прошлого года. В ее рядах в то время, по закрытым китайским данным, состояло около 10 млн человек. После запрещения секты, обвиненной в устройстве общественных беспорядков и причинении морального и физического ущерба своим последователям, часть ее членов перешла к скрытым формам деятельности.
«Фалуньгун» проповедует причудливую смесь буддизма и даосизма, главное направление в ее психофизической практике — традиционная китайская гимнастика «цигун», усиливающая частицы жизненной энергии человека «ци».
Лидер секты, бывший китайский военный Ли Хунчжи с 1993 года живет в США. Китайские власти подозревают секту в связях с зарубежными антикитайскими центрами, в то время как западная пресса обвиняет Пекин в «подавлении религиозных свобод».
ИТАР-ТАСС

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ КЕЦ «ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО»

С 5 по 8 мая в Москве состоялось очередное пленарное заседание Комиссии «Церковь и общество» Конференции Европейских Церквей (КЦО КЕЦ). Комиссия осуществляет взаимодействие КЕЦ с европейскими межправительственными организациями — ОБСЕ, Советом Европы, Европейским Союзом — и с рядом учреждений ООН. Ведется также исследовательская и дискуссионная работа по ряду общественно значимых тем, включая вопросы миротворчества и безопасности, прав человека и религиозной свободы, экономики, экологии и социального положения, биоэтики и биотехнологий, европейской интеграции и законодательства ЕС. Русская Православная Церковь представлена в комиссии протоиереем Всеволодом Чаплиным, секретарем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, который является вице-модератором и членом исполнительного комитета КЦО КЕЦ. Пленарные заседания комиссии и встречи ее рабочих групп проходили в гостинице «Университетская».
Был сделан ряд выступлений на основную тему заседания — «Ценности Европы». Затем имела место дискуссия, в ходе которой выявились многие не совпадающие точки зрения. В частности, высказывалось мнение, что православная и протестантская традиции, разделяя базовые моральные ценности, расходятся в определении их приоритетов. Обсуждался также ежегодный отчет о деятельности исполкома комиссии и ее аппарата, работающего в женевском, брюссельском и страсбургском офисах КЕЦ. Рассмотрев вопрос об отношении к процессу выработки проекта Хартии фундаментальных прав Европейского Союза, комиссия в целом поддержала идею разработки и принятия этого международного соглашения, сделав ряд рекомендаций. Решение было принято большинством голосов, поскольку группа участников, в основном православных, воздержалась при голосовании. Более напряженная дискуссия сопровождала обсуждение проекта «Экуменической хартии», к составлению которой православными, католиками и протестантами призвала II Европейская экуменическая ассамблея в Граце (Австрия) в 1997 году. Члены КЦО КЕЦ не смогли прийти к консенсусу по данной теме. Ряд участников, особенно православных, поставили вопрос, насколько планируемый документ вообще может быть эффективен, если в нем не будут отражены глубинные проблемы, разделяющие христиан Европы. Разногласия были зафиксированы в соответствующей резолюции, которая, в частности, рекомендует КЕЦ «отметить инициативы Православных Церквей, нацеленные на выражение их взгляда на проект Хартии и на процесс ее разработки. КЕЦ, — говорится в документе, — должна развивать диалог среди своих Церквей-членов по данному вопросу, и особое внимание необходимо уделить озабоченности православных».
3 мая сотрудники аппарата Комиссии присутствовали в храме Живоначальной Троицы в Хорошево за богослужением, совершенном председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, и приняли участие в традиционном пасхальном поздравлении сотрудников ОВЦС МП. В тот же день они встретились с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации О.О.Мироновым и группой представителей Союза православных граждан. В беседах затрагивались общие проблемы современной европейской политики, вопросы межхристианского диалога, положение на Северном Кавказе.
На следующий день состоялся семинар «Христианство, меняющаяся Европа, новые политические реалии», во время которого сотрудники аппарата КЦО КЕЦ имели широкую дискуссию с представителями российских научных учреждений, православных и иных общественных организаций, религиозных общин. Сотрудники аппарата также встретились с президентом Союза евангельских христиан-баптистов России (СЕХБР) П.Б.Коновальчиком.
5 мая члены исполнительного комитета КЦО КЕЦ и сотрудники ее аппарата были приняты министром иностранных дел Российской Федерации И.С.Ивановым. В ходе продолжительной беседы рассматривались вопросы восприятия Российским государством европейских интеграционных процессов, сотрудничества с Европейским Союзом, отношения к расширению и деятельности НАТО, архитектуры континентальной и мировой безопасности, общего построения системы международных отношений. Была подробно обсуждена ситуация на Балканах и на Северном Кавказе. Глава российской дипломатии детально пояснил представителям комиссии соответствующую позицию Правительства России и ответил на ряд вопросов. В тот же день в гостинице «Университетская» прошло очередное заседание исполкома КЦО КЕЦ, на котором рассматривались практические аспекты деятельности комиссии. Состоявшееся вечером открытие пленарного заседания комиссии посетили представители Церквей-членов КЕЦ в России, а также сопредседатели Христианского межконфессионального консультативного комитета — архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский администратор для католиков латинского обряда Европейской части России, и президент СЕХБР П.Б.Коновальчик. С приветствием от имени Русской Православной Церкви, пригласившей комиссию провести заседание в Москве, выступил секретарь ОВЦС МП по межхристианским связям игумен Иларион (Алфеев).
На следующий день большинство членов КЦО КЕЦ присутствовало за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, которую совершил архиепископ Истринский Арсений. Владыке сослужили православные участники заседания в священном сане — епископ Ригийский Эммануил, представитель Константинопольского Патриархата при Европейском Союзе, архимандрит Иоанн (Сакеллариу), настоятель монастыря Пендели (Элладская Церковь), протоиерей Христиан Попеску (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), протоиерей Всеволод Чаплин. По окончании богослужения архиепископ Арсений и епископ Эммануил обменялись приветствиями. Была также устроена трапеза. Часть членов комиссии и других участников заседания посетила богослужения в англиканской, лютеранской и баптистской общинах. В тот же день состоялся осмотр Храма Христа Спасителя и других достопримечательностей Москвы.
8 мая перед участниками заседания комиссии выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Владыка остановился на вопросах участия Русской Православной Церкви в деятельности КЕЦ в прошлом и настоящем, подробно рассказал о позиции Московского Патриархата в связи с европейскими интеграционными процессами. Было указано на необходимость вовлечения православной общественной мысли в переоценку и доработку европейских международных стандартов. Председатель Отдела негативно высказался о распространенном проекте «Экуменической хартии», поставив под сомнение перспективы ее подписания. Он также детально остановился на ситуации в Чечне, описав случаи вопиющего нарушения прав человека со стороны боевиков. В то же время митрополит Кирилл подчеркнул, что Русская Православная Церковь призывала и продолжает призывать российские власти со вниманием относиться к нуждам мирного населения и не допускать жертв среди гражданских лиц. Владыка ответил на ряд вопросов.
Во второй половине дня участники заседания были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в его резиденции в Свято-Даниловом монастыре. Его Святейшество рассказал о позиции Русской Православной Церкви по церковно-общественным вопросам и по взаимоотношениям с международными христианскими организациями. Предстоятель Русской Православной Церкви также остановился на ситуации на Северном Кавказе, указав на необъективность оценки положения в этом регионе со стороны некоторых зарубежных организаций. Святейший Патриарх призвал членов комиссии к взаимному сотрудничеству в духе доверия. Участники заседания осмотрели Свято-Данилов монастырь.
ОВЦС МП

В АМЕРИКАНСКОМ ШТАТЕ ВЕРМОНТ ЛЕГАЛИЗОВАНЫ ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ «БРАКИ»

Сенат штата Вермонт одобрил билль, направленный на придание гомосексуальным «бракам» легального статуса. Вопрос о статусе гомосексуальных пар уже рассматривался в нескольких американских штатах, но до сих пор ни разу не было принято решение в пользу гомосексуалистов. Теперь же в штате Вермонт вышел закон, который позволяет гомосексуальным парам проходить некую «сертификационную церемонию», проводимую судьей или духовным лицом. После этого гомосексуальные «молодожены» приравниваются к людям нормальной сексуальной ориентации, состоящим в «гражданском браке». Разница в правах между зарегистрированным и «гражданским» браком несущественна. За новый закон проголосовало 19 сенаторов, тогда как против было всего лишь 11. При этом, однако, результаты голосования «народных представителей» совершенно не отражают мнения тех, кого представляют сенаторы, то есть простых граждан штата Вермонт. В течение минувшего марта в Вермонте регулярно проводились опросы общественного мнения (всего около пятидесяти), в ходе которых предложение легализовать «браки» извращенцев было однозначно отвергнуто большинством жителей штата. В результате городских референдумов лишь 4 города из 30 высказались за легализацию «браков» гомосексуалистов.
CWN / РАДОНЕЖ

<< Полная сводка новостей от 13 мая 2000 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика