Русская линия
<< Полная сводка новостей от 11 марта 2000 >>

ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

7 марта под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Был заслушан доклад Святейшего Патриарха о паломническом визите возглавлявшейся им делегации Русской Православной Церкви в Святую Землю 2−7.01.2000 в связи со всеправославным празднованием Юбилея Рождества Христова. Священный Синод возблагодарил Господа, сподобившего нас быть свидетелями празднования великой и священной исторической годовщины — 2000-летия Его преславного Рождества. Выражено удовлетворение состоявшимся братским евхаристическим общением Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое явилось зримым свидетельством единства Христовой Церкви. Отмечена важность участия в торжествах глав государств с преимущественно православным населением. Выражена вера и упование, что и в дальнейшем течении земной истории Господь не оставит Свою Церковь, но, по неложному обетованию, сохранит ее «неодолимой от врат адовых» (Мф. 16. 18) до скончания века.
Период с 13 по 20 августа этого года определен временем официальных общецерковных торжеств 2000-летия Рождества Христова. Юбилейный Архиерейский Собор пройдет 13−16.08.2000, Освящение Храма Христа Спасителя будет совершено 19.08.2000, в праздник Преображения Господня, а Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля с чином канонизации новопрославленных святых — 20.08.2000; в этот же день состоится торжественный акт и концертная программа.
По суждении о положении на Северном Кавказе Священный Синод принял соответствующее Заявление, текст которого приводится полностью в отдельном сообщении.
Был рассмотрен вопрос о введении государственными властями системы электронного сбора информации о гражданах, присвоении им индивидуальных налоговых кодов и выдаче карточек для расчетов с местными органами управления и социального обеспечения. Принято Заявление Священного Синода по данным вопросам, которое будет направлено руководству Российской Федерации и города Москвы, а также доведено до сведения церковной Полноты. Сочтено необходимым осуществить со стороны Церкви наблюдение за развитием ситуации и в случае необходимости предпринять действия, направленные на реализацию принципов, изложенных в Заявлении.
Рассмотрев доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ХХ века ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Астанайской, Белгородской, Ивановской, Московской, Тверской, Чимкентской епархиями, Валаамским и Соловецким монастырями, а также о прославлении в лике преподобномучеников насельников Спасо-Валаамского мужского монастыря, убиенных во время нашествия шведов 20 февраля 1578 года.
Заслушав доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии, Священный Синод одобрил результаты Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», состоявшейся 7 — 9 февраля 2000 года в Москве, и благословил регулярное проведение общецерковных богословских конференций по наиболее актуальным и острым проблемам, стоящим перед Церковью. Председателю Синодальной богословской комиссии поручено на основании материалов конференции представить выводы и рекомендации предстоящему Архиерейскому Собору.
Священный Синод с удовлетворением воспринял известие о решении исполкома объединения «Золотая книга Санкт-Петербурга» занести в Листы памяти Золотой книги Санкт-Петербурга имя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, за «огромные заслуги в деле защиты Ленинграда от вражеского порабощения».
Рассмотрев доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, об избрании на Чрезвычайном Поместном Соборе Японской Автономной Православной Церкви ее новым Предстоятелем епископа Иокогамского, викария Токийской епархии Петра (Арихары), Священный Синод возблагодарил Господа о явленной милости и выразил надежду, что под управлением вновь избранного Предстоятеля Японская Автономная Церковь будет возрастать от силы в силу, свидетельствуя миру истину Святого Православия. Интронизация будет совершена во время официального визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Японскую Автономную Православную Церковь.
Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, Священный Синод выразил глубокое удовлетворение ходом и результатами данного визита, подчеркнув насущность и важность принятия решения о начале диалога между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью как по богословской проблематике, так и по широкому кругу актуальных вопросов. Сочтена полезным достигнутая в ходе визита договоренность о регулярном обмене делегациями, студентами, богословами и специалистами, а также информацией о церковной жизни. Было особо отмечено, что свой первый официальный визит 132-й Первоиерарх Армянской Церкви нанес в Церковь Русскую.
На основании доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла одобрена внешняя деятельность Русской Православной Церкви, осуществлявшаяся через Отдел внешних церковных сношений в 1999 году. Председателю и всем труженикам Отдела выражена благодарность за усердные труды.
Рассмотрев соответствующий доклад митрополита Кирилла, Священный Синод одобрил концепцию участия Русской Православной Церкви в межцерковной программе гуманитарной помощи Сербской Православной Церкви и жертвам конфликта в Югославии — вынужденным переселенцам из Косова. Координация программы межцерковной помощи со стороны нашей Церкви поручена Отделу внешних церковных сношений.
Назначена делегация Русской Православной Церкви на Всеправославный научный богословский симпозиум «Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии» (Иерусалим, 11−19.06.2000). В юрисдикцию Московского Патриархата принят новообразованный Покровский приход в Гетеборге (Швеция).
Рассмотрев доклад митрополита Солнечнгорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии, исполняющего обязанности председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Священный Синод одобрил деятельность данного Отдела в 1999 году, выразив благодарность его сотрудникам, и утвердил перспективный план его работы на 2000 год.
Одобрены труды в 1999 году Учебного комитета, председателя которого — архиепископа Верейского Евгения — и сотрудников Священный Синод поблагодарил за проделанную работу.
На основании доклада председателя архиепископа Верейского Евгения о распределении выпускников духовных учебных заведений Священный Синод постановил, что канонической нормой является возвращение выпускников в епархию, от которой они поступали на обучение. В случае церковной необходимости Учебный комитет может распределить выпускников академии на работу в Синодальные учреждения или духовные школы. Выпускники академии, не имеющие священного сана, обязаны в течение двух лет пройти стажировку в Синодальных отделах или духовных школах. При определении места пастырского служения выпускников академии предпочтение отдается епархиям, где существуют духовные школы. Дипломы об окончании духовных учебных заведений могут выдаваться через два года в случае, если выпускник положительно зарекомендует себя на церковном послушании.
Заслушав доклад архиепископа Евгения о введении специальности «Теология» в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, Священный Синод выразил удовлетворение в связи с тем, что вновь становится возможным изучение христианской науки и культуры в государственных высших учебных заведениях. Епархиальным архиереям предложено организовать необходимое сотрудничество с государственными и негосударственными образовательными учреждениями на основе созданной правовой базы.
Одобрен план мероприятий и программ Исторической рабочей группы Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова.
Священный Синод благословил открытие 5 мужских монастырей (во Владимирской, Майкопской, Петрозаводской, Саранской епархиях) и 10 женских (в Брянской Владимирской, Московской, Саранской, Ставропольской Ярославской епархиях), в том числе 1 ставропигиального в Московской епархии. Статус ставропигиального усвоен и Иосифо-Волоцкому мужскому монастырю в Московской епархии.
Духовно-пастырские курсы при Тульском епархиальном управлении преобразованы в Духовное училище. Возрождена деятельность Перервинского Духовного училища.
Священный Синод обсудил также отношение Церкви к предстоящим выборам Президента Российской Федерации. Еще раз была подчеркнута необходимость следовать ранее принятой позиции о невмешательстве Церкви в политическую борьбу и отказе от поддержки тех или иных политических сил. Одновременно Священный Синод счел необходимым подчеркнуть важность широкого участия в выборах российских граждан, каждый из которых несет ответственность за судьбу своей страны.

В КАРЕЛИИ ОБНАРУЖЕНА КАПСУЛА С ЧАСТИЦАМИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ МУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ И ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА

Стеклянная капсула с частицами святых мощей мученицы Параскевы Пятницы и преподобного Антония Римлянина обнаружена в фондах карельского краеведческого музея. Примечательно, что это событие произошло накануне освящения крупнейшего в республике православного храма святого благоверного князя Александра Невского.
История храма восходит к 1834 году, когда церковь была построена и освящена в первый раз. А незадолго до этого в Карелии, называвшейся в то время Олонецкой губернией, была открыта новая епархия, куда по распоряжению Святейшего Синода из Киева и Новгорода были переданы частицы мощей целого ряда святых. Для них была изготовлен серебряный мощевик с ликами этих святых.
Мощевик был передан в кафедральный Свято-Духовский собор в Петрозаводске, где он находился до 1930 года, когда храм был разрушен большевиками. Примерно в это же время был закрыт и собор Александра Невского, но ему повезло больше, в его здании была развернута экспозиция краеведческого музея, которая там находилась в течение последующих 65 лет. Следы мощевика при этом были потеряны. Сохранилась лишь чудом капсула с частицами мощей двух святых, которые все это время пролежали никем не востребованные на полках музейных фондов.
Недавно музей переехал в другое помещение, а здание храма реставрировано и ему придан статус кафедрального собора. В его освящении, которое состоится летом, возможно, примет участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К этому событию музей намерен приурочить передачу Церкви капсулы со святыми мощами.
Православие в России

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СЛОМАН ПОМИНАЛЬНЫЙ КРЕСТ

В очередной раз сломан поминальный крест в Московском парке Победы Санкт-Петербурга, воздвигнутый 22 июня 1995 года на месте упокоения десятков тысяч жителей и защитников блокадного города. Акт вандализма совершен в ночь на 4 марта, в канун Вселенской родительской субботы, когда у креста обычно совершается панихида по погибшим. Православная святыня подверглась надругательству уже в третий раз. Впервые крест сломали через месяц после его установки. 8 сентября прошлого года, в день начала блокады Ленинграда, акт святотатства повторился. Очередное кощунство, по мнению председателя Комитета по сохранению и возрождению святынь Санкт-Петербурга Виктора Антонова «совершено из-за нездоровой духовно-нравственной обстановки в городе и невнимания властей к этому святому месту». На пять лет затянулся вопрос о переносе из мемориальной зоны парка торговых лотков и о строительстве здесь православного храма. В преддверие 55-летия Великой Победы по-прежнему нет ответа на эту просьбу ветеранов и верующих города на Неве.
ИТАР-ТАСС

ПАПА РИМСКИЙ ПРИГЛАСИЛ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В ВАТИКАН

Россия — великая страна, русские — великий народ, который переживает сейчас важный период, имеющий большое значение для судеб всего мира. Об этом заявил Папа Римский Иоанн Павел II, принимая в Ватикане генерального директора ИТАР-ТАСС Виталия Игнатенко.
В ходе аудиенции Папа Римский интересовался сегодняшней жизнью России, празднованием 2000-летия христианства. Особое внимание в беседе с генеральным директором ИТАР-ТАСС понтифик уделил вопросам борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, в частности, событиям в Чечне. «Важно сейчас все больше включать механизмы политического урегулирования этой проблемы», — подчеркнул Иоанн Павел II.
Глава римско-католической церкви пожелал успехов во всех начинаниях исполняющему обязанности президента России Владимиру Путину и выразил надежду, что после выборов новый президент РФ посетит Вечный город и его лично, продолжив тем самым хорошую традицию в отношениях между Россией и Святым престолом. «Я хочу сказать ему: добро пожаловать!», — заявил Иоанн Павел II.
ИТАР-ТАСС

НОВОСТИ ХАДЖА

На границе между Чечней и Ставропольем у поселка Русский открыт дополнительный временный пропускной пункт для паломников в Мекку, который будет действовать с 7 марта в течение месяца зуиль-хиджа по мусульманскому календарю.
Властями Саудовской Аравии установлена квота — по одной тысяче пилигримов на каждый миллион мусульманского населения. По договоренности между Москвой и Эр-Риядом святые места ислама посетят в нынешний сезон хаджа не более 12 тыс россиян. Большинство российских паломников составят жители Северного Кавказа. Они пользуются чаще всего наземным транспортом и тратят на поездку около 400 долларов на человека. Часть расходов пилигримы обычно компенсируют торговлей, которую ведут, по исламской традиции, в пути и в самой Саудовской Аравии.
ИТАР-ТАСС

АРХИЕРЕИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ЛЬВОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СОЗДАТЬ КОМИССИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА

Архиереи Православных Церквей Львовской области Украины решили обратиться к предстоятелям Православных Церквей в республике с предложением создать при каждой Церкви комиссии для ведения межцерковного диалога. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили в патриархии Украинской автокефальной православной церкви.
Встреча руководителей епархий трех православных юрисдикций, действующих на территории Львовской области, результатом которой стало это решение, прошла по инициативе архиепископа Львовского и Дрогобычского Августина (Украинская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата). Делегацию УПЦ в юрисдикции Киевского патриархата на этой встрече возглавлял митрополит Львовский и Сокальский Андрей, Украинской автокефальной православной церкви — епископ Львовский Макарий.
Были высказаны предложения поддержать инициативу президента Украины Леонида Кучмы объединить Православные Церкви республики в единую Поместную Церковь, создать комиссию для осуществления этого объединения, провести встречу с президентом и сообщить ему о начале объединительного процесса. Архиепископ Августин отметил, что подавляющее большинство верующих УПЦ-МП выступает против автокефалии Украинской Православной Церкви, а сторонников автокефалии среди них всего около 20 процентов.
Епископ Макарий заявил, что создание объединительной комиссии на местном уровне будет вредить процессу межконфессионного диалога, придавая ему локальный характер и разрушая каноническую дисциплину Церкви. Украинская автокефальная православная церковь будет выступать в межцерковном диалоге как единая сила, подчеркнул он.
ИТАР-ТАСС / ОРК

ГЛАВА ЛИТОВСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ ОЦЕНИВАЕТ ВОЗВЕДЕНИЕ ЕГО В САН МИТРОПОЛИТА КАК «ПОДДЕРЖКУ ЛИНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЛИТВЫ»

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил на днях сан митрополита архиепископу Виленскому и Литовскому Хризостому. «Разумеется, присвоение сана митрополита для меня большая честь, ведь архиереев награждает непосредстаенно сам Патриарх», — заявил он в интервью газете «Эхо Литвы», опубликованном сегодня. Это означает, продолжает владыка Хризостом, что «Святейший оказал поддержку линии Православной Церкви Литвы, направленной на поиск компромисса, а не на конфронтацию с литовской властью. В Литовской епархии за 161 год ее существования, — говорит он, — звание митрополита до меня было присвоено трем из 26 архиепископов — владыке Иосифу (Семашко), правившему епархией в 1839—1861 годах, владыке Елиферию (Богоявленскому), возглавлявшему православных Литвы в 1917—1940 годах, владыке Сергию (Воскресенскому), служившему в Литве в 1941−944 годах. «Не секрет, — продолжает митрополит Хризостом, — что в начале 90-х годов не все местные православные поддерживали линию моего поведения, не все одобряли стиль и круг моего общения. Были злопыхатели, которые писали жалобы на меня». «Конечно, о моей деятельности могло сложиться разное мнение, но побывав в Литве с пастырским визитом, Святейший своими глазами увидел ситуацию в нашей епархии, и я считаю, что присвоение мне сана митрополита свидетельствует о его согласии с моей позицией: Церковь не должна способствовать разладу и смуте в обществе, для нее предпочтительнее путь компромисса», — сказал в заключение митрополит Хризостом.
Православие в России

ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПОПРАЛ КАНОНЫ

Как уже сообщалось, во Львове скончался престарелый лидер раскольничьей «Украинской автокефальной православной церкви» лжепатриарх Димитрий (запрещенный в служении протоиерей Московского Патриархата Владимир Ярема). Его отпевание и погребение состоялось 29 февраля во львовском Петропавловском храме. Самым возмутительным при этом было то, что чин погребения совершил епископ Скопелосский Всеволод (Майданский), возглавляющий украинскую епархию в Америке и пребывающий в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Таким образом, и в вопросе об украинских раскольниках Патрарх Варфоломей проявляет откровенное двуличие: на словах он неоднократно заявлял, что не поддерживает притязания раскольников-автокефалистов, а на деле — направил своего епископа для участия в погребении раскольничьего лидера — самозванца и самосвята. Совершенное епископом Всеволодом деяние можно квалифицировать не иначе, как вопиющее попрание канонов Православной Церкви и очередную крайне недружелюбную акцию в отношении Русской Православной Церкви.
РАДОНЕЖ

МИГРАЦИЯ СЕКТАНТОВ

Около 100 русскоязычных граждан Литвы легально покинули в декабре 1999 года территорию республики и отправились в Польшу. По словам высокопоставленного чиновника иммиграционной службы, эту секту в Литве по политическим причинам «никто не преследовал». В 1994-ом году она была официально зарегистрирована в министерстве юстиции. Суть вопроса в ее руководителе — гражданине Грузии Теймуразе Еджибии, которому в прошлом году не был продлен вид на жительство в Литве, подчеркнул сотрудник иммиграционной службы.
Cекта «Церковь Иисуса Христа» и ее лидер проповедовали «приближение конца света и действовали скрятно», и естественно ею стали интересоваться спецслужбы Литвы, заявил иммиграционный чиновник. Сектанты обосновались, практически, на территории ядерного объекта — Игналинской атомной электростанции в городе Висагинас, некоторые из них работали на станции.
Когда власти не продлили Т. Эджибии вид на жительство в Литве, члены секты и сам Эджибии заговорили о «политическом преследовании по религиозным мотивам» и решили эмигрировать через Польшу в Швецию. Но Швеция отказала членам секты в политическом убежище и они были возвращены в Польшу.
ИТАР-ТАСС

В ЯПОНИИ ПРИСЛУШАЛАСЬ К СОВЕТУ КИТАЯ

Токийские власти отказали в регистрации японскому филиалу запрещенной в КНР секты «Фалуньгун». «Существуют сомнения по поводу того, что секта преследует лишь религиозные цели», — заявил представитель столичной администрации, объясняя причину отказа.
Представители руководства местной ветви «Фалуньгун» обратилась в администрацию Токийской префектуры с просьбой о регистрации в ноябре прошлого года, намереваясь открыть свое представительство в одном из токийских районов. «Получением официального статуса некоммерческой организации я хочу доказать, что „Фалуньгун“ не является „еретической религиозной сектой“, как утверждает правительство КНР», — заявил тогда представитель японских последователей секты Масааки Цурудзоно.
После того, как стало известно о подаче сектантами заявления токийским властям, Пекин в связи с этим выразил Токио свою обеспокоенность.
В Китае деятельность «Фалуньгун» запрещена, арестованы сто ее активистов. В ряде провинций страны проходят суды над приверженцами этой религиозной организации, сочетающей учения буддизма, даосизма, а также элементы традиционной китайской дыхательной гимнастики «цигун». В прошлом году парламент КНР принял закон по борьбе с религиозными сектами, подобными «Фалуньгун».
ИТАР-ТАСС

СЕМЬ ЦЕНТРАЛЬНО-ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ПОДТВЕРЖДАЮТ СВОЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СЕМЬЕ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ

Главы Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы, Украины и Польши прибудут в воскресенье в город Гнезно, находящийся на западе Польши, чтобы принять участие в заседании, которое, символизирует встречу 1000-летней давности в Гнезно императора Священной Римской империи Оттона III-Чудо мира с польским королем Болеславом Храбрым, ставшую, по словам сотрудника канцелярии польского президента, «событием, ознаменовавшим собой вхождение Польши в Европу».
Решение императора отправиться в паломничество в Гнезно, чтобы поклониться мощам святого Адальберта, «означало признание Польши в качестве суверенного государства, неотъемлемого члена христианской семьи европейских стран», сказал Анджей Майковский, советник президента по международным делам.
Встреча семи глав государств в Гнезно станет логическим продолжением «этого первого мига единения Западной Еврпы с Центральной и Восточной Европой», поскольку нынешний процесс объединения Европы исторически также связан с этим символическим событием 1000-летней давности, продолжил Майковский.
Йоханнес Рау, Вацлав Гавел, Рудольф Шустер, Арпад Генц, Валдас Адамкус, Леонид Кучма и Александр Квасневский, а также представитель Папы статс-секретарь Града Ватикан кардинал Анджело Содано начнут свой воскресный день участием в экуменическом богослужении в кафедральном соборе Гнезно, где находятся мощи святого Адальберта.
С площади перед кафедральным собором они обратятся с совместным «тысячелетним посланием», затем примут участие в теледебатах. В программе этого краткого беспрецедентного саммита значится также и встреча с журналистами.
Затем главы государств примут участие в церемонии закладки первого камня в фундамент Европейского колледжа при Познаньском университете.
По сути это вторая встреча в Гнезно глав государств Центральной и Восточной Европы. В 1997 году главы названных семи стран уже собирались вместе для встречи с Иоанном Павлом II по случаю 1000-летия со дня мученической кончины святого Адальберта, который был миссионером в этих странах.
Святой Адальберт родом был чех. Ставший в 983 году епископом Пражским, он вынужден был покинуть двор польского короля Болеслава. Во время своей евангелизаторской миссии в Пруссии был убит (997 год) и похоронен в гнезненском соборе. Канонизирован в 999 году по ходатайству короля Болеслава. Впоследствии стал святым покровителем Польши.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

НАЧАЛО ПОСТА У КАТОЛИКОВ

Традиционная генеральная аудиенция, состоявшаяся в Пепельную среду (начало Великого поста в Римско-католической Церкви) на площади Св. Петра, носила покаянный характер. После прочтения Библии и краткой проповеди на итальянском языке Папа возложил пепел на головы нескольких верующих и затем обратился к собравшимся на разных языках.
«Ныне к возложению пепла, — уточнил Папа, — добавляется традиционная практика воздержания и поста. Но это отнюдь не банальные проявления его внешних сторон, заученные жесты, а красноречивые знаки необходимого изменения жизни. Вместе с постом и покаянием верующие должны отказаться от законных форм удовлетворения своих материальных потребностей ради стяжания большей внутренней свободы».
После Второго Ватиканского собора Великий Пост у католиков, и до него не слишком обременительный, фактически стал символическим. Правила предписывают только небольшие ограничения на мясо и количество приемов пищи в разные дни Поста.
VIS / ОРК

ЕВРЕИ ТРЕБУЮТ ОТ КАТОЛИКОВ ИЗВИНЕНИЙ

Центральный совет евреев в Германии требует от главы Римско-католической церкви Иоанна Павла II «ясных и недвусмысленных извинений» за то, что католическая церковь не возвысила свой голос против массового уничтожения евреев в годы нацистской диктатуры.
Об этом заявил в Дюссельдорфе председатель Центрального совета Пауль Шпигель в преддверии намеченного на ближайшее воскресенье заявления Ватикана с признанием допущенных церковью в прошлом несправедливостей, в том числе по отношению к евреям. С точки зрения Шпигеля, «вне всякого сомнения», своим молчанием католическая церковь по сути «поощряла антисемитизм с вытекающими отсюда ужасающими последствиями».
Пауль Шпигель уверен, что Ватикан мог бы в свое время последовать примеру епископа Мюнстерского Клеменса фон Галена, который использовал церковную кафедру для осуждения преступлений нацистов и призывов в защиту преследуемых евреев. Приветствуя предстоящее заявление, Пауль Шпигель выразил сожаление, что потребовалось 55 лет после холокоста для появления столь важного документа.
Инициативу немецких евреев поддержали евреи итальянские «Мы ожидаем большего». Еврейская община Италии не удовлетворена покаянием Католической Церкви, которое считает неполным. В обнародованном документе «нечетко сказано об ответственности», «настало время расставить точки над i, сказать, что было сделано и когда», — добавил г-н Лудзато, председатель еврейской общины Италии. «Следует сказать, какое это прощение и кого надо прощать», — подчеркнул он.
«Следует четче высказываться о тех христианах, которые не столь настойчиво противостояли нацизму», — продолжил председатель еврейской общины. Итальянская еврейская община подчеркивает тот факт, что заявления покаянного характера прозвучали одновременно с сообщением о предстоящей канонизации Пия IX, Папы, который «олицетворяет в прошлом итальянских евреев нечто тягостное и болезненное».
Пия IX, понтификат которого продолжался с 1846 по 1878 гг., обвинили в том, что он заключил римских евреев в последнее в 19 веке европейское гетто и отменил их социальные права, в частности, право пользоваться услугами общественных лечебных учреждений.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПОКАЗАЛИ, ЧТО ЖИТЕЛИ ИЗРАИЛЯ БЛАГОПРИЯТНО ОТНОСЯТСЯ К ВИЗИТУ ИОАННА ПАВЛА II

По результатам опроса общественного мнения, обнародованным в четверг, подавляющее большинство жителей Израиля благоприятно относится к визиту в Святую Землю главы Римско-Католической Церкви, начинающемуся 20 марта.
По данным опроса, проведенного институтом Геллапа, 59% опрошенных благоприятно относятся к приезду Папы, 13% против и 28% тех, кто не может определить свое отношение по этому поводу.
Вместе с тем мнение изральской общественности разделилось в отношении искренности сожалений, высказанных Ватиканом касательно антисемитизма христианской Церкви.
Для 48% опрошенных эти сожаления искренни, 38,5% противоположного мнения, 13,5% не определили своего отношения.
Среди доводов в пользу визита Папы израильтяне выдвигают на первое место желание Римского понтифика совершить паломничество к святым местам, а на второе- его желание обратиться с посланием мира в 2000 год.
Лишь небольшая горстка людей (5%) подозревает Папу в прозелитизме.
В 1997 году Ватикан обнародовал документ по антисемитизму Католической Церкви в прошлом и Шоа (Холокосту) под названием «Размышления о Шоа», который ряд еврейских общин сочли знаменательным, но недостаточным.
ФРАНС ПРЕСС / ОРК

В ПРАГЕ СОСТОЯЛАСЬ ЦЕРЕМОНИЯ ПРИМИРЕНИЯ ХРИСТИАН С ИУДЕЯМИ

В среду на Карловом мосту в Праге состоялась церемония примирения христиан и иудеев, в ходе которой была открыта памятная доска, текст которой объясняет противоречивую историю статуи Христа.
Карлов Мост является одним из красивейших в Европе. Первый камень в основание моста, творение немецкого архитектора и скульптора Питера Парлера (1330−1399), был заложен 9 июля 1357 года; его сооружение завершилось в начале 15 столетия.
По преданию, возникшему в 17 веке, суд приговорил одного пражского еврея по имени Элиас Бакоффен заплатить штраф в размере 1000 флоринов по обвинению- заведомо ложному- в возведении хулы на крест, символ христианства.
На сумму этого штрафа была изготовлена табличка с надписью на арамейском языке «Свят, Свят Господь великого множества людей», закрепленная над головой Иисуса. По словам директора еврейского музея Лео Павлата, до сих пор эта надпись вызывает чувства горечи у евреев туристов, посещающих Прагу.
По инициативе мэра столицы Яна Касла, табличка на трех языках, повествующая об истории Бакоффена, была помещена рядом со скульптурной группой Святого Креста, одной из 30 каменных и бронзовых скульптур, находящихся на Карловом мосту. Автором ее является чешский мастер эпохи барокко Матей Вацлав Эккель (1655−1738).
По мнению епископа Римско-Католической Церкви Франтишека Радковского, этот акт примирения проходит в рамках большого публичного покаяния, объявленного Папой на воскресенье 12 марта.
Эту инициативу пражского муниципалитета приветствовала также группа раввинов, прибывших в Прагу по этому поводу из Америки.
В послании госсекретаря США М. Олбрайт, обнародованном послом США в Чехии, подчеркивается, что церемония, имевшая место в среду, «символизирует укрепление связей между иудейской и христианской общинами Праги, в Чешской Республике и повсюду в мире».
ФРАНС ПРЕСС/ ОРК

ГОЛОС ШАРИАТА НА РУССКОМ

Духовные лидеры движения Талибан расширяют идеологическое воздействие на Таджикистан и другие государства Центральной Азии, Как сообщил по радио один из руководителей талибов, теперь еженедельно на русском языке будет передаваться часовая радиопрограмма «Истина исламской революции «. В центрально-азиатском регионе проживает более миллиона человек, для которых русский язык — родной.
По данным ряда информированных источников, в последнее время талибы значительно расширили границы радиовещания за счет модернизации имеющихся станций. По несколько раз в сутки радиостанция «Голос шариата «вещает на страны Центральной Азии на дари, узбекском и туркменском языках.
ИТАР-ТАСС

ЧЕЧЕНСКИЕ ШКОЛЫ БУДУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ БРАТЬЯ МУСУЛЬМАНЕ ИЗ САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Саудовская Аравия примет участие в восстановлении разрушенных школ Чечни и Дагестана. Договоренность об этом была достигнута в ходе визита спецпредставителя и.о. президента РФ Рамазана Абдулатипова в Королевство Саудовская Аравия. Р. Абдулатипов встречался с заместителем генерального секретаря Организации Исламская конференция Ибрагимом Бакром и председателем Исламского банка развития Мухаммедом Али. В ходе встречи была достигнута договоренность об участии банка в восстановлении разрушенных школ Дагестана и Чечни.
Остается вопрос: насколько эффективен будет контроль российского государства за тем, что будет происходить в стенах учебных заведений построенных и финансируемых из-за границы?
РБК

ИСЛАМИСТСКО-КОНСЕРВАТИВНЫЕ КРУГИ АЛЖИРА ДОБИЛИСЬ ОТМЕНЫ ГАСТРОЛЕЙ ПЕВЦА ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭНРИКО МАСИАСА

Победой исламистско-консервативных кругов Алжира назвали некоторые вышедшие сегодня алжирские газеты решение певца еврейского происхождения Энрико Масиаса отложить планировавшиеся на период с 16 по 27 марта гастроли в АНДР. К этому решению знаменитого артиста подтолкнула шумная кампания в СМИ, развязанная алжирскими ультраклерикалами.
Как считает алжирская газета «Аль-Ватан», своими действиями исламисты и консерваторы нанесли сильный удар по политике президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, направленной на «восстановление имиджа Алжира» на международной арене. В свою очередь газета «Либерте» полагает, что отсрочка гастролей Масиаса являет собой «еще одну победу исламистов и консерваторов, использовавших слабость государства». «Бутефлика играет и проигрывает» — под таким заголовком газета «Матэн» публикует статью о противниках турне Масиаса, констатируя, что президент Алжира «недооценил реакционное измерение исламизма».
После объявления в Алжире о предстоящих гастролях Масиаса наиболее активно против турне певца выступили представители числящейся «умеренной» исламистской партии Движение общества мира и консервативной Фронт национального освобождения. Обе эти партии входят в действующую правительственную коалицию.
ИТАР-ТАСС/ ОРК

ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА БЕРЛИНА ОТПРАВИЛА В ОТСТАВКУ СВОЕГО РАВВИНА

Как сообщил председатель берлинской еврейской общины Андреас Нахма, члены общины, разделившись на «либералов» и «ортодоксов», не так давно без предварительного уведомления отправили в отставку своего раввина-либерала Вальтера Ротшильда.
По словам г-на Нахмы, также считающего себя либералом, на съезде, в котором участвовали около 12.000 членов берлинской общины, почти единодушно, при двух воздержавшихся, было принято решение отправить раввина в отставку.
Г-н Нахма признался, что был «просто потрясен» таким поворотом дела, добавив при этом, что так завершилась «трагическая история, тянувшаяся полтора года». Однако он отказался прокомментировать подробности вынесения подобного решения.
По информации «Тагесшпиль», отставной раввин, изестный своей бескомпромисностью, неоднократно приводил в состояние шока наиболее консервативное крыло еврейской общины Берлина.
Во время религиозных собраний раввин Вальтер Ротшильд часто затрагивал тему сексуальных отношений. В прошлом году, как сообщает газета, он даже демонстрировал презерватив во время проповеди.
45-летний смещенный со своей должности раввин закончил лондонский колледж Лео Бэка. Его родители, преследовавшиеся во времена нацизма, бежали из Германии в Англию.
ФРАНС ПРЕСС/ ОРК

<< Полная сводка новостей от 11 марта 2000 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика