ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СИНОДА
АРН
В ПРАЗДНИК ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТОЛМАЧАХ
Установленная на высоком постаменте, в обрамлении белоснежных роз и лилий предстала в этот день перед верующими святыня, трижды спасавшая Москву от врагов. Из предосторожности музейщики «облачили» ее в специальную капсулу-киот с тщательно поддерживаемым температурно-влажностным режимом.
Вся история Новозаветной Церкви, начиная с апостола Луки, написавшего первый образ Богоматери, прошла перед этой иконой, которую на Руси назвали Владимирской. «Много молитв, слез, благодарности и прошений о заступничестве помнит эта икона, шестьсот с лишним лет назад перенесенная из Владимира в Москву для защиты города от войск Тамерлана, — напомнил в своем слове Его Святейшество, — много милостей изливала Царица Небесная на землю нашу. Например, в 1993 году, во время политического кризиса в России, верующие с упованием молились перед ней в Богоявленском соборе, куда икону перенесли на один день. И молитва была услышана, кровь на нашей земле не пролилась».
Первосвятитель Русской Православной Церкви еще раз коснулся проблемы выполнения договоренности с руководством галереи о том, что после реставрации в этот храм для поклонения верующих будут перенесены главные святыни России — Владимирская икона Божией Матери и икона Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева.
«Этому есть противодействие, — сказал Патриарх Алексий II. — Но пленению святынь в выставочных залах, которое продолжалось более 70 лет, должен быть положен конец». Он выразил надежду, что обещание музейных работников будет, наконец, выполнено к осеннему празднику Владимирской Богоматери, и чудотворный образ обретет в храме свое постоянное место.
КОНФЛИКТ В РПЦЗ
Публикуемый ниже ряд документов наглядно свидетельствует о нарастающем кризисе в Русской Православной Церкви Заграницей и ясно показывает позиции сторон. Стремление значительной части духовенства и мирян к сближению со здоровыми силами отечественной Церкви (МП) блокируется большинством архиереев РПЦЗ. Конфликт между архиепископом Марком Берлинским и предстоятелем РПЦЗ митрополитом Виталием разгорелся из-за ряда встреч Архиепископа Марка с представителями Московского Патриархата. Из Послания Архиерейского Собора неясно, подтверждено прещение, наложеное митрополитом Виталием на архиепископа Марка, остается ли последний членом Синода, или нет.
ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ АРХИЕПИСКОПУ МАРКУ
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко!
Только что, совершенно случайно, от частного лица, я получил «Совместное Заявление» участников 9-го собеседования клириков Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Заграничной Церкви, состоявшегося на территории Германии.
Владыко! Никто и никогда, ни Собор, ни Синод, ни я, не давали Вам разрешения проводить эти конференции, настойчиво ведущие к окончательному постановлению, как это видно из Вашего заявления.
Владыко! Я уже писал Вам в прошлый раз: Вы можете действовать как независимый господин в своей епархии. Однако, вне Вашей епархии Вы не имеете права входить в договоры с кем бы то ни было. Наше соборное решение было таковым, что если кто-либо случайно встретится с епископом Московской Патриархии, он не должен отмежевываться, ему разрешено поговорить с ним о том или сем. Вы, Владыко, не имеете права постоянно делать такие решающие заявления.
На этом основании, Владыко, я должен прибегнуть к следующему наказанию: Отныне Вы больше не являетесь членом Синода. Ваше дело будет рассматриваться на заседании Синода и Вы имеете право принять в нем участие только тогда, когда будет обсуждаться Ваше собственное дело.
К сожалению, как это ни печально, я принужден реагировать, ибо это является колоссальным соблазном для нашего клира и в Германии и во всей Европе. Почему-то священники молчали. Они ничего мне не сообщили, как не сообщили и Вы об этом.
Я снова повторяю, с глубоким личным огорчением, что Вы принудили меня принять столь строгие меры.
Оставаясь доброжелателем Вашего Преосвященства
Митрополит Виталий
6/24 февраля 1998 г.
ПИСЬМО АРХИЕПИСКОПА МАРКА БЕРЛИНСКОГО ЧЛЕНАМ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ
В четверг 5 февраля после обеда владыка Митрополит мне позвонил, сообщил, что он получил заявление, подписанное мною совместно с арх. Феофаном от МП и говорил, что он ничего не знал об этих собеседованиях, что я не имел права встречаться ради таких собеседований. Я ему ответил, что я докладывал об этом на Соборе, Владыка повторил, что он ничего не знал и положил трубку. В воскресенье 8 февраля — наш престольный праздник Св. Новомучеников и Исповедников Российских — утром до литургии я получил от Владыки Митрополита факс, в котором снова утверждается, что я не имел права вести эти собеседования и что он мне назначает наказание: от сего дня я больше не член Синода и «имею право быть» только на заседании, на котором будет обсуждаться мое личное дело.
Этим «правом» я не намерен воспользоваться и не собираюсь «оправдываться». Но в последующем я откровенно изложу свою точку зрения.
Владыка Митрополит пишет мне о проводимых нами на территории Германии собеседованиях: «Священники почему-то молчали, ничего мне не говорили, и Вы тоже меня об этом не известили».
Священники Германской Епархии не молчали. На Епархиальном Собрании священнослужители составили обращение к Архиерейскому Собору в Лесненском монастыре с просьбой благословить собеседования с целью выяснения позиций, имея в виду и возможность будущего Всероссийского Поместного Собора.
После исчерпывающей дискуссии по этому вопросу, необходимость выяснить наше отношение к другим частям Русской Православной Церкви была установлена в Послании Архиерейского Собора, состоявшегося в Лесненском монастыре в 1993 г.:
«В откровенном обсуждении мы должны подготовить почву для свободного, подлинного и плодотворного Всероссийского Собора».
На этой основе мы и приступили к собеседованиям с местным архиереем и некоторыми клириками МП в Германии.
О собеседованиях с представителями Московской Патриархии в Германии я впоследствии докладывал на Архиерейском Соборе. В протоколе ?1 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 21 августа/ З сентября 1996 г. на стр. 8 значится:
«Архиепископ Марк рассказывает о собеседованиях, которые проводились с представителями МП на нашей территории».
Там ясно сказано о «собеседованиях» во множественном числе. Устно Владыка Митрополит тогда давал положительную оценку результатам coaecеaoaaiee; устранение иллюзий у некоторых священнослужителей о МП. Теперь же он отрицает сам факт докладов о собеседованиях, как и своей осведомленности о них.
..Все мы, будучи чрезмерно загружены можем зарывать вещи, и уставать так, что сон нас побеждает и во время заседаний. Но именно поэтому я считаю для исправного управления нашей Церковью необходимым, чтобы у Первоиерарха была канцелярия, в которой его письма (тем более такие резкие, как новое обращение ко мне) проверялись хотя бы на предмет достоверности содержания.
0 развитии все тех же собеседований упоминалось повторно на том же Соборе 1996 г.
В принятом Соборном документе «Мнение Комиссии о пересмотре „Положения о Русской Православной Церкви Заграницей“» сказано: «Представляется желательным продолжение и углубление начатых в Германской Епархии собеседований с представителями Московской Патриархии с тем, чтобы по возможности расширить круг участников, не ограничиваясь одной епархией. Желательно повысить уровень собеседований и привлечь к ним наши лучшие богословские силы» (пункт 9?).
Там же сказано: «В ожидании возможности созыва такого Собора нам следует постараться установить контакты с другими частями Российской Поместной Церкви, в первую очередь с Московской Патриархией, как никак, возглавляющей de facto большую часть православного народа в России» (пункт 5).
Митрополит пишет: «Вне своей епархии Вы не имеете права ни с кем договариваться».
Но независимо от вышесказанного, ведь сам Митрополит приводит дословно заглавие «3аявления» от 5/18 декабря 1997 г., где сказано «на территории Германии». Как я не договаривался «вне своей епархии», так я и не претендую на особое значение этого документа в нашей епархии.
Неоднократно за последние годы выносились соборные постановления о необходимости выяснения отношений с МП и другими частями Русской Церкви. Но уже на Соборе 1994 г. в Сан-Франциско Еп. Даниил спрашивал: «Зачем мы собираемся на Собор? Если большинство из архиереев согласны, а один из архиереев, даже Председатель, единолично отменяет решение, то нет пользы от приезда на Собор..» (протокол ?9. 30.06/13.07 1994 стр. 3).
Владыка Митрополит пишет о неком соблазне, который мои действия как будто вызывают «среди духовенства, как Германского, так и всего Европейского». Могу с полной ответственностью сказать, что в Германской Епархии соблазна нет.
Наоборот, тот возвышенный подход, за который я выступаю, встречает в среде моего клира и моей паствы полное одобрены. Я могу сказать об этом столь определенно, поскольку у нас на Епархиальном Собрании все развитие нынешней ситуации в Русской Церкви досконально разбиралось и обсуждалось. Если же возникает где-то соблазн, то не в Германской епархии, а может быть, там, где не вникли должным образом в самую суть слова и дела, там где откровенное обсуждены подменяется «открытыми письмами». Сбор подписей пытаются (конечно за моей спиной) осуществлять и в моей епархии. Подпись под таким «открытым письмом» дал (и то по недоразумению) лишь один священник моей епархии, не русский, который не заметил, и как сугубо честный пастырь и подозревать не мог, что в первых же строках возводится клевета на наших монахинь в Св. Земле.
Но при честном и открытом обсуждении и при внимательном чтении, например того же «Заявления» от 3/16 дек. 97 г., соблазна возникать не должно. Ведь в нем высказаны лишь положения, которых придерживался святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский и Владыка Антоний Женевский и Западно-Европейский, а также многие архиереи и клирики Русской Зарубежной Церкви. Передержки и односторонние толкования всегда возможны там, где отсутствует спокойное и открытое обсуждение. В нем мы нуждаемся, прежде всего.
..Моя попытка следовать послушанию ради верности старшим, но вопреки свидетельству моей церковной совести, отчасти лишила меня дерзновения. Но в отношении своей епархии я при этом действовал по архипастырской совести и нисколько не поддавался попыткам некоторых отщепенцев строить отношения к МП на лжи и лицемерии. Свой путь я выверил в этой борьбе. Видя болезни, я вижу и начатки оздоровления Русской Церкви и не готов смешивать их с болезнями МП. Именно эта моя готовность отвращала меня от мысли о рукоположении архим. Валентина, отвращает тем более сейчас от ложных компромиссов. Но в России открылись иные возможности, зреет новый церковный народ, не от нашей личной «праведности» питающийся и ищущий и обретающий Христа. В этой связи надо видеть и оценить сотни тысяч паломников и в самой России, и по святым местам по всему миру (Бари, Св. Земля и т. д.) Эту любовь я не буду уничижать. А вместе с тем это понимание вовсе не лишает меня строгого видения и четкой оценки происходящего в руководящих структурах МП.
Именно на этих основаниях я решился на встречу с главой МП. И Владыка Митрополит впоследствии сам на заседании Синода подтвердил, что встреча между Епископами всегда возможна. Но предшествующая наша переписка была уже разослана из Канцелярии Синода и опубликована в прессе, что породило немалый соблазн, потому что доверительную переписку не публикуют.
Когда же Синод был поставлен перед необходимостью решать, принимать ли патриарха Алексия в Гефсимании и на Елеоне, или не принимать, то без всякого спора было решено принимать, согласно правилам человеческого приличия. И никто не искал в этом каких-то выгод, и не боялся мнимых потерь (во всяком случае, не было об этом речи). Казалось бы, возобладало естественное понимание.
И вот, летом 1997 г. мне пришлось на Св. Земле, как участнику заседания Синода, наблюдать то, что мне поначалу казалось совершенно необъяснимым: архим. Варфоломей и игуменья Иулиания постоянно твердили, что они действуют по благословению Митрополита. Лишь позже, сам Митрополит, находясь летом во Франции, утверждал в беседе со священниками в Париже, что не было постановления Синода о принятии Патриарха Алексия, и что игуменья Анна действовала неправильно. Эта беседа записана на ленте. Вернувшись в Нью-Йорк, на экстренном заседании Синода Владыка Митрополит утверждал, что подтвердил разговор по телефону с Епископом Варнавой, что надо патриарха Алексия принять. Как ни горько, но приходится сомневаться в последовательности слов и действий Владыки Митрополита. Более того, получается, что мы потеряли Хеврон из-за таких зигзагов. После этого мы потратили массу времени, энергии, средств на попытки приостановить начатое дело передачи наших участков в руки Российской Федерации. Дело сейчас приостановлено, хотя бы временно, но удастся ли нам вернуть Хеврон?
..Владыка Митрополит в своем письме от 6/24 февраля (т.е. 24 янв./4 февр.) заявил, что я больше не член Синода, единолично отменяя этим соборное постановление. Я благодарю за это освобождение и подчеркиваю, что я не представляю себе, как я мог бы нести далее ответственность за пребывание в Синоде при данных условиях, не позволяющих, за мой взгляд, серьезной и плодотворной работы. Но, оставаясь правящим архиереем нашей Русской Зарубежной Церкви, я все же не могу сложить с себя ответственность за столь очевидные недостатки нашего управления с точки зрения канонов Св. Церкви (в том числе Ап. 34), и поэтому призываю своих собратьев Архиереев приложить усилия к исправлению этих ясно обозначившихся на данном примере недостатков. Дело, конечно же, не в моей личности, а в нашей церковной дееспособности, которую требуется восстановить, упорядочить — не только ради нас самих, но ради пользы всей Русской Церкви.
Марк, Архиепископ Берлинский и Германский
СООБЩЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА МАРКА
КЛИРИКАМ ГЕРМАНСКОЙ И БРИТАНСКОЙ ЕПАРХИИ
Мюнхен, 17 февраля / 2 марта 1998
Вступая в Великую Четыредесятницу, я прошу прощения у всех Вас, священнослужителей Германской и Великобританской Епархий, прошу Ваших молитв обо мне, грешном, и желаю Вам пройти постное поприще с духовной и телесной пользой.
В наше время молниеносного распространения информации (нужной и ненужной), широко стало известно новое искушение, постигшее меня вследствие Заявления, сделанного мною совместно с местным архиереем МП, архиепископом Феофаном, в декабре прошлого года. (Текст этого Заявления публикуется в ближайшем выпуске Вестника Германской Епархии, а также готовится к печати у МП).
Получив резкое письмо Владыки Виталия, я не хотел выносить мое «дело» на общественное обсуждение. Но после того как письмо Владыки Митрополита Виталия и заявления Епископов Сеатлийского и Евтихия Ишимского, стали распространяться не только по почте, но появились в интернете еще дальнейшие отклики, тоже часто толкующие Заявление в неправильном ключе, я считаю своим долгом объяснить Вам мое видение этого дела.
Владыка Митрополит написал мне, что я отселе больше не член Синода, потому что я якобы действовал без его ведома. При почтенном возрасте Владыки Митрополита не удивительно, что он мог забыть, что вопрос встреч с представителями Московской Патриархии обсуждался на Архиерейских соборах, и даже в посланиях соборов неоднократно выражалась необходимость досконального изучены всех вопросов, разделяющих нас как две части единой Русской Православной Церкви, а также тот факт, что я докладывал о наших собеседованиях на Соборах. Все это отмечено в протоколах архиерейских Соборов.
К сожалению, Владыка Митрополит также забыл, что он не может исключать члена Синода без соборного суждения. Ввиду нежелания нашего Первоиерарха вникать в такие канонические вопросы, я не счел правильным ехать на последнее заседание Архиерейского Синода, предоставляя таким образом другим разобраться в сложившейся ситуации и не желая «оправдываться». На заседании Синода, на сырной неделе, другие члены Синода заявили, что подобные решения может принимать только Собор, и вопрос отложен до Архиерейского Собора, назначенного на начало мая.
Настоящим хочу Вас поставить в известность об этом, а также попросить, чтобы Вы не верили преувеличивающим слухам (а также не участвовали в них). Больше описанного в настоящий момент, Синодом ничего не сказано и не предпринято.
Поднявшаяся буря лишний раз показывает, насколько пагубно и опасно наше молчание по поводу существенных вопросов церковной жизни. На мой взгляд, мы должны обсуждать трудности с той свободой, которая нам дана и которой мы дорожим. Замалчиванием никакие проблемы не решаются. Во всяком случае, началась дискуссия, порой мало квалифицированная. Но сегодня до меня дошел первый серьезный документ из Америки, в котором сделан основательный разбор проблематики и указаны пути решения в церковной истории и пастырской практике. Дай Бог, чтобы наши скромные труды на этой ниве привели хотя бы к серьезному и тщательному изучению нашего положения.
В эти святые дни Великого поста прошу Вас усердно молиться о том, чтобы Господь нам всем дал мудрость и любовь для сохранения и стяжания единства в Единой Истине, которая есть Христос.
Ваш во Христе МАРК,
Архиепископ Берлинский и Германский.
ПОСЛАНИЕ Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей возлюбленным чадам Церкви во отечестве и в рассеянии сущим.
Христос Воскресе!
Собравшись со всех концов света в Синодальном Соборе в Нью-Йорке под покровом чудотворной иконы Божией Матери Курско-Коренной, Архиерейский Собор приветствует вас этим вечно новым приветствием. Хотя мы разсъяны по всему свету и нас разъединяют океаны и материки, нас объединяет единая вера в истинное и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа, воспринятое нами от Его святых Апостолов и их приемников — Святых Отцов.
Мы переживаем в эти дни тяжелые испытания: за последние годы несколько человек из духовенства нашей Церкви были избиты, а некоторые и убиты; сгорел по неизвестной причине наш собор в Монреале; похищена и неизвестно где находится Иверская Мироточивая икона Божией Матери после жестокого убийства ея хранителя брата Иосифа. От нас был отнят самым грубым и насильственным образом монастырь в Хевроне со своей святыней — Мамврийским дубом и занят Московской Патриархией, Таким поступком Московская Патриархия стала на путь захватничества и усугубила разрыв с нами.
Неудивительно, что эти события смутили многих. Но печально, что они дали повод для самых невероятных слухов и кривотолков, вредных для Церкви.
Архиерейский Собор находит нужным разъяснить, что наша Церковь никаких переговоров о соединении с Московской Патриархией, т. е. о самоупразднении Русской Православной Церкви Заграницей никогда не вела и, разумеется, их не предполагает вести и теперь.
Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, как и прежде, считают своим долгом пастырское служение вам, своим чадам, в стоянии в Истине Православного учения, несмотря на то, что этим сейчас многие пренебрегают, Неприятие нами модных учений, таких как экуменизм и сергианство, делает нас непопулярными и даже может оставить нас в меньшинстве. Но это не должно нас смущать. При всех трудностях на пути следования Истины Христовой, будем помнить слова нашего Божественного Учителя: «Не бойся малое стадо. (Лк. 12:32) В мире скорбне будите, но дерзайте, яко Азъ победихъ миръ» (Ин. 16:33) и слова Апостола: «Сия есть победа победившая миръ, вера наша.» (1 Ин. 5:4).
В этой вере да утвердит нас воскресший Господь Иисус Христос.
С отеческой во Христе любовью, епископы Русской Православной Церкви Заграницей
+Митрополит Виталий
+Архиепископ Антоний
+Архиепископ Лавр
+Архиепископ Алипий
+Архиепископ Марк
+Архиепископ Лазарь
+Архиепископ Иларион
+Епископ Вениамин
+Епископ Евтихий
+Епископ Агафангел
+Епископ Варнава
+Епископ Кирилл
+Епископ Митрофан
+Епископ Амвросий
+Епископ Гавриил
+Епископ Даниил
+Епископ Михаил
Град Нью-Иорк, Преполовение Пятидесятницы
30 апреля / 13 мая 1998 г.
Митрополит Иоанн (Снычев) РУССКАЯ СИМФОНИЯ
Книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская симфония» состоит из двух самостоятельных частей — «Самодержавие Духа» и «Русь Соборная», представляющих, по замыслу автора, православную историософскую концепцию русской истории, русской судьбы, русского религиозного избранничества.
Слова Владыки Иоанна обращены к тем, кому небезразличны судьбы Отечества, кто не может смириться с поруганием родных святынь, кто верит, что безграничное милосердие Божие даст нам еще один шанс для возрождения Святой Руси во всей своей славе ее державного величия и православного благочестия.
По поводу преобретения книги обращаться на страничку издательства на нашем сервере.
ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Собор причислил к лику святых священномучеников митрополитов Дабробоснийского Петра (Зимонича) и Черногорско-Приморского Иоанникия (Липовца); епископов Горне-Карловацкого Савву (Трлаича) и Банялучского Платона (Йовановича); протоиереев Бранка Добросавлевича и Джорджа (Георгия) Богича; мученика Вукашина и исповедника митрополита Загребачского Досифея, принявших мученическую кончину во время Второй Мировой войны.
Собор рассмотрел вопросы, связанные с подготовкой реформы церковного просвещения и одобрил результаты работы специальной комиссии, занимавшейся ее разработкой.
Были затронуты проблемы межхристианского диалога, в частности, отношения Православия к экуменическому движению. Собор одобрил решения, принятые на прошедшем в Фессалониках, Греция, всеправославном совещании по вопросу статуса Православных Поместных Церквей во Всемирном Совете Церквей, в которых было заявлено о неприемлемости нынешней концепции, структуры и методологии этой организации.
Собор осудил раскольническую деятельность «митрополита» Мираша Дедеича, именующего себя предстоятелем несуществующей «Черногорской Церкви» и призвал всех верных чад Сербской Православной Церкви уклоняться от общения с этим человеком и его последователями, усилия которых направлены на дестабилизацию церковной и политической жизни в Черногории.
Собор выразил глубокую озабоченность продолжающимся политическим кризисом в Косово и Метохии, который продолжает оставаться неразрешенным, и высказал уверенность, что его преодоление возможно лишь демократическими средствами, путем открытого диалога всех заинтересованных сторон.
Агрессивная прозелитическая деятельность новых религиозных движений и сект вызвала глубокую тревогу и священное негодование Собора, который призвал верующих к духовной бдительности, а церковных пастырей — к более ревностному свидетельству истинности и красоты Православия.
Был также рассмотрен вопрос о положении Сербской Православной Церкви на территории республики Македония, которое на сегодняшний день предельно осложнено по причине узурпации церковной власти раскольниками и содействием этому процессу со стороны государственных властей республики.
На Соборе был утвержден новый состав Священного Синода и произведены новые назначения.
ОВЦС РПЦ
СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ — ИНИЦИАТОР ОТКРЫТОГО ПИСЬМА МОСКОВСКОГО ДУХОВЕНСТВА С ПРОСЬБОЙ СОВЕРШИТЬ МЕСТНУЮ КАНОНИЗАЦИЮ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ
«Радонеж», 18 мая/Метафрасис
АРХИЕПИСКОП ОРЛОВСКИЙ ПАИСИЙ: КАТОЛИКАМ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ В МОЕЙ ЕПАРХ ИИ!
Русский вестник/Метафрасис
УЧАСТНИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ В ГОСДУМЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ОСТАНКОВ ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ГИБЕЛИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
Метафрасис, 22 мая
ИГУМЕН ТИХОН (ШЕВКУНОВ): «ОТ ПРАВОСЛАВНЫХ НЕ ТЕБУЕТСЯ ОТКАЗА ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ, ПОМЕЧЕННЫХ ШТРИХКОДОМ»
Радио Радонеж/Метафрасис
ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТИТЬ ЕПИСКОПА НИКОНА ОТ НАПАДКОВ ПРЕССЫ ИЗ-ЗА ПУБЛИЧНОГО СОЖЖЕНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ «МОДЕРНИСТСКОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ
Радио Радонеж/Метафрасис
ЯРОСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА МЕЧЕТИ У ВЪЕЗДА В ЯРОСЛАВЛЬ
Северный рабочий/Метафрасис
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИЛА ДАТУ И ЦЕРЕМОНИЮ ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЯ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ОСТАНКОВ»
Московские новости/Метафрасис
В БАРНАУЛЕ КАЗАКИ ПРИНИМАЮТ ПРИСЯГУ НА ВЕРНОСТЬ ВЕРЕ И ОТЕЧЕСТВУ
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ТРИ СЛУЧАЯ ОТКАЗА СЛУЖИТЬ В АРМИИ ПО РЕЛИГИОЗНЫМ СООБРАЖЕНИЯМ
Как подчеркнул Валентин Шибанов, в течение последних лет не было попыток спекуляции со стороны призывников религиозными антивоенными чувствами. По словам Валентина Шибанова, некоторые верующие призывники обращаются с просьбой об альтернативной службе.
Алтай Weekly Review / Православие в России
В УКРАИНЕ СОЗДАЕТСЯ ВСЕУКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПРАВОСЛАВНА УКРА·НА»
ОБРАЩЕНИЕ
К православному народу Украины.
Дорогие соотечественники!
Наша Родина переживает нелегкие времена. Кризис охватил не только экономику, а и все сферы социальной и духовной жизни общества. После распада существовавшей с 1917 года атеистической системы
с Запада и Востока на нашу древнюю землю ринулись бесчисленные тоталитарные секты, насаждаются чужие нам мораль и культуру.
Но мы глубоко убежденные, что именно святое православие, которое принял наш народ еще в 988 году от Рождества Христова, может спасти наше государство, вывести его из сложной ситуации. Православие уже не раз спасало Украину от падения в пропасть, хранило в годы страшных испытаний саму душу народную. Ничего не было и не будет святейшего, чем православный храм, в котором каждый и всегда может найти утешение и защиту небесную. И теперь только каноническое православие может объединить людей, помочь им преодолеть все трудности. Это единственный путь, который снова приведЈт Украину к духовности и материальному процветанию.
Нас, православных верующих, в Украине большее 30 миллионов, и мы вправе требовать, чтобы в нашем государстве с нами считались. Стране крайне необходимы новые государственные законы, которые бы защищали христианина и простого человека, нужны также люди в госаппарате, которые бы имели Бога в душе.
Крепкая, могущественная Украина — это, прежде всего православная Украина, которая существует согласно заповедям Господним.
Поэтому мы — представители духовенства, общественных организаций и объединений — призываем всех, кто не безразличен к судьбе Украины, нашей святой Православной Церкви, взять участие в создании общественного движения «Православна Укра§ на ''.
Нельзя сегодня стоять в стороне, потому что «Вера без дел мертва есть ''.
Мы ждем вашей помощи, что бы уже в ближайшее время провести учредительный съезд общественного движения «Православная Украина ''.
Под Обращением поставили свои подписи:
Епископ Вышгородский Павел (Лебедь) — наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Архимандрит Митрофан — проректор Киевской Духовной Академии Украинской Православной Церкви.
Елена Мамонтова — директор АОЗТ «Издательский центр «Регион».
Виталий Лисовенко — главный врач Центра психического здоровья г. Киева.
Павел Романюк — Председатель Шевченковской государственной районной администрации г. Киева.
Сергей Телешун — президент Фонда «Содружество', кандидат исторических наук.
Валерий Мищенко — президент СП «Святая София».
Леонард Букин — кинорежиссер, член Союза кинематографистов Украины.
Василий Комарчук — государственный советник юстиции III класса
Виктор Воронин — Чрезвычайный и Уполномоченный Посол Украины, кандидат исторических наук.
Сергей Цыганков — референт по экономическим вопросам митрополита Киевского и всей Украины. Олег Колесников — главный редактор всеукраинского еженедельника «Регион».
ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ (www.ukr-orthodox.sumy.ua)
В КИЕВЕ РАСКОЛЬНИКАМИ-ФИЛАРЕТОВЦАМИ В ПРИСУТСТВИИ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ «ОСВЯЩЕНА» КОЛОКОЛЬНЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ
Выступая на церемонии, президент Украины сказал, что «возрождение исторических и культурных памятников является одним из проявлений преемственности нынешнего поколения с высокими духовными идеалами народа.» Как известно, подавляющее большинство народа Украины относится с возмущением к тому факту, что Президент Украины присутствует на «богослужении», совершаемом анафематствованным раскольником.
На колокольне через месяц должны быть установлены часы, «главные куранты Украины» которые должны будут играть в определенное время различные мелодии. Большинство из них являются украинскими народными песнями, что также довольно странно, ведь колокола храма не предназначены для исполнения светских мелодий.
ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ (www.ukr-orthodox.sumy.ua)
НОВОСТИ С УКРАИНЫ
РУССКАЯ ЛИНИЯ
НА РОВЕНЩИНЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ПОПЫТКИ ЗАХВАТА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ СТОРОННИКАМИ УПЦ-КП
Управляющий Ровенской епархией архиепископ Варфоломей обратился с телеграммой к Президенту Украины Л. Кучме с просьбой защитить конституционные права верующих и пресечь беззаконные действия экстремистов «от УПЦ-Кп».
ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ (www.ukr-orthodox.sumy.ua)
УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТВЕРГАЕТ ВИЗИТ КАТОЛИЧЕСКОГО КАРДИНАЛА
CWN/РУССКАЯ ЛИНИЯ
УКРАИНСКИЙ ЛИДЕР НАМЕКАЕТ О БУДУЩЕМ ВИЗИТЕ ПАПЫ
CWN/РУССКАЯ ЛИНИЯ
ВОЗМОЖНОСТЬ ВИЗИТА В КИЕВ ПАПЫ РИМСКОГО ОБСУДИЛИ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ВАТИКАНА
Леонид Кучма в беседе с Анджело Содано, находящемся в Киеве с визитом, сказал, что Украина придает большое значение развитию и углублению отношений с Ватиканом. Это, по его словам, прежде всего, обусловлено тем, что в стране насчитывается около пяти миллионов греко-католиков. Религиозная ситуация на Украине, подчеркнул Леонид Кучма, стабильная и прогнозируемая. Она характеризируется активизацией сотрудничества христианских организаций, особенно в ходе подготовки к празднованию 2000-летия Рождества Христова.
Леонид Кучма сообщил, что за последние годы государство передало римо-католикам около 600 культовых сооружений, греко-католикам — 700.
МИНСК: ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН КОРМЯНСКИЙ ПРОСЛАВЛЕН В ЛИКЕ СВЯТЫХ
Особая важность события была подчеркнута участием в торжествах Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, который совершил литургию.
История обретения мощей такова. В сентябре 1991 года отец Стефан, настоятель Свято-Покровской церкви, решил начать восстановление Свято-Никольской церкви, существовавшей до 1956 г. в соседней деревне Огородня. От храма местные атеисты оставили только фундамент, а соборную площадь превратили в футбольное поле. Прибывший на место экскаватор, едва начав работать, провалился колесом под землю. Перепуганным рабочим открылось два захоронения: 1917 года и конца 30-х годов. Но каково же было удивление, когда в одном захоронении обнаружили только прах, а в другом — мощи, не тронутые тленом и временем. Тогда-то и вспомнили, что у церкви был похоронен настоятель протоиерей Иоанн Кормянский, а спустя 20 лет рядом с ним «положили» одного из его четырех сыновей, тоже священника.
В августе 1997 г. Белорусский Экзархат принял решение об открытии для верующих мощей протоиерея Иоанна и направил документы на его канонизацию в Синод Русской Православной Церкви.
О святом праведном Иоанне Кормянском известно достаточно много. Он возглавил приход в Свято-Никольской церкви в 70-х годах прошлого века. После рождения в семье седьмого ребенка отец Иоанн получил от старцев Киево-Печерской лавры благословение на монашеский образ жизни и на исцеление людей от беснования. Слово отца Иоанна имело особую силу, чудесным исцелениям не было числа, и потому к нему потянулись люди со всех концов Российской империи. Скончался отец Иоанн в возрасте 78 лет.
Кстати, специально к канонизации отца Иоанна вышла в свет первая книга о нем и сотворенных им чудесах.
Белорусская Деловая Газета, Минск/Православие в России
СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИОНАФАНА, АРХИЕПИСКОПА СУМСКОГО И АХТЫРСКОГО (УПЦ) на Всеукраинском христианском форуме 25 мая 1998 г.
«Мы все живем надеждой на победу правды и света». Это замечательное выражение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — Предстоятеля многонациональной и многомиллионной Украинской Православной Церкви, вполне перекликается с девизом настоящего форума: «Плод правды сеется творцами мира».
Ключевым словом, объединяющем эти два крылатых выражения является слово «мир». Мы не можем не вспомнить, что это слово было произнесено и в рождественскую ночь святыми ангелами: «Слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк.2.14).
На вечери любви Основатель нашей Церкви — Христос Спаситель завещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ио.14.27).
Искупленному человечеству праведный Бог даровал Свой, непохожий ни на что, неотъемлемый мир — мир, который, по словам святого апостола Павла, превосходит всякий человеческий ум (Флп. 4.7.).
Мы должны признать, что стремление к установлению на земле подлинного Божьего мира находится в тесной взаимосвязи с нравственным состоянием человеческого общества, с наличием в нем движения к идеалам святости и духовным возрождением каждого его члена.
Очевидно, здесь мы соприкасаемся с проблемой нашей общей ответственности за народ Божий, за судьбу нашего отечества, христианскую культуру, — за все, что несет на себе печать
Божьего присутствия в мире и мира Божьего на земле.
«Плод правды сеется творцами правды» — учит нас Слово Божие. А это есть ничто иное, как обращенный к нам Божественный призыв к противлению недоброму, несправедливому и неправедному, к творению и сеянию добра в людях и в обществе.
В свете вышеизложенных суждений предстоящее празднование 2000-летия Рождества Христова просто обязано стать инструментом самого благотворного проникновения Истины и Мира Божьего в сердца людей.
И для этого еще имеется достаточный потенциал. Ибо нет практически такой сферы в жизни и деятельности украинского общества, где бы христианство не оказало своего обновляющего влияния.
Поэтому нет ничего странного в том, что Церкви, правительства христианских и даже мусульманских стран, религиозные, общественные и международные организации уже приступили к подготовке к юбилею. Во многих странах проходят международные форумы и конференции, посвященные предстоящему событию.
Так Комиссией Организации Объединенных Наций «религия, духовность и экоразвитие цивилизаций» создан специальный комитет по подготовке и празднованию, где сопредседателем ее избран Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Начал свою деятельность Всеправославный комитет во главе с патриархом Иерусалимской церкви Диодором. В Украине Указом Президента образован национальный комитет. Украинская Православная Церковь организовала свою юбилейную комиссию, в которую вошли не только церковные, но и общественные деятели. На днях ее ряды пополнили и руководители трех крупных общественных организаций страны — Совета ветеранов войны и труда Украины, «Союза Чернобыль Украины», Украинского союза ветеранов Афганистана, представители украинского Низового запорожского казачества.
На комитет, созданный при ООН, возложена задача разработки программы празднования и ее выполнения. Посланы приглашения возложить на себя обязанности сопредседателей патриарху сербскому и патриарху Грузинской православной церкви.
Кроме ООН, в него входят самые различные организации: ЮНЕСКО, Украинская православная церковь, римо-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, поместные православные церкви, исламское, буддистское и иудейское объединение, правительства государств, международные фонды, комитеты и организации. Он уже имеет представительства в Женеве, Нью-Йорке, Вашингтоне, Риге, Казани, Сан-Диего и в Самарканде. Очередная встреча членов комитета состоялась в Швейцарии, где в основном обнаружились проблемы финансирования. Для крупномасштабных программ нужны немалые средства, и поэтому приняты были обращения и к Папе римскому, и к Всемирному Совету Церквей, и к Конференции европейских церквей, и к правительствам многих стран с просьбой принять участие в финансировании мероприятий, 50 процентов которого должна взять на себя Организация Объединенных Наций. Любопытно, что первыми откликнулись на наше обращение Саудовская Аравия и Египет. Из европейских стран согласие прислали Швейцария, Германия и Финляндия.
Программы еще разрабатываются, но уже решено, что торжества начнутся с Назарета, места Благовещения, где комитет примет участие в строительстве крупного христианского центра. Государство Израиль под этот проект выделяет землю. В честь знаменательного события будет созвана специальная сессия генеральной Ассамблеи ООН.
Всеправославный комитет по подготовке к празднованию юбилея Рождества Христова 6 февраля этого года принял решение, что торжественные мероприятия начнутся по старому стилю, то есть Юлианскому календарю, 7 января 2001 года. В Иерусалиме соберутся Предстоятели всех 15 канонических поместных православных церквей, будут приглашены главы христианских государств. Празднование начнется в Вифлееме, 12 дней будет продолжаться в Назарете и Иерусалиме, оттуда перекинется во все страны и через год завершится в том же Вифлееме, где также планируется строительство храма.
Украинская Православная Церковь уже начала торжества. В январе прошлого года впервые за всю историю Украины в Запорожье на высоком уровне прошел крупнейший христианский форум — международная духовно-светская конференция «Аще возможно, будьте в мире со всеми», в которой приняли участие епископат православной церкви, зарубежные делегации, деятели науки (37 академиков и 68 докторов наук). С 29 июня по 1 июля состоялась вторая международная конференция «Во все земли изыде вещание их» в Херсонесе, где святой князь Владимир принял крещение. В ней приняли участие не только православные, но и христиане-баптисты, католики, адвентисты 7-го дня, делегации из Румынии, Польши, Болгарии. В нынешнем году планируется проведение двух подобных конференций: в Почаеве и в Киев.
e. Принято решение после 78-летнего перерыва возобновить издание знаменитых «Трудов Киевской духовной семинарии», а также Нового завета, Катехизиса для детей на украинском языке, альбома «Укра инские православные монастыри», выпустить ряд других изданий. Во всех епархиях православной церкви созданы комиссии по подготовке к юбилею Рождества Христова. Каждая община умножает свои усилия, чтобы достойно встретить великое событие. Украинская Православная Церковь участвует в общенациональной программе по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова.
Недавно Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир совершил архипастырский визит в западные епархии УПЦ. Он побывал во Львове, Тернополе, Луцке, Почаеве, где имел многочисленные встречи с духовенством и православными верующими, провел с ними беседы о предстоящих юбилейных торжествах. Блаженнейший митрополит отметил, что православные верующие уверены в своей правоте, хотя, конечно, очень сожалеют о расколе в Православии. Наше духовенство спокойно, оно готово, несмотря на имеющиеся трудности вместе со всей Полнотой Матери-Церкви достойно встретить 2000-летие Рождества Христова.
Сегодня мы слышим призывы к миру, единству или объединению «церквей». Подчас эти призывы исходят от сил далеких от подлинного христианства, от возрождающей душу божественной правды и от спасающей благодати Святого Духа. А иногда даже от лиц, находящихся вне лона Православной Церкви Христовой и враждебно относящихся к ее спасительной миссии.
Степень их отдаления от Истины Божией и их вражда к Православию сделала невозможным участие нашей делегации в совершении т.н. экуменических молитв перед началом нашего Всеукраинского христианского форума, чего требуют апостольские правила и каноническое право Православной Церкви. По этой же причине ранее Предстоятель УПЦ отказался принять участие в экуменическом молебне 11 м ая сего года в начале работы Верховной Рады Украины вместе с «главами» раскольнических группировок УПЦ-Кп и УАПЦ.
Это не вызов нашей Церкви христианам других исповеданий. Это всего лишь следствие, результаты печальной действительности религиозной жизни — расколов не только в Украине, но и во всем мире. Я прошу понять наши религиозные чувства и деликатность ситуации. Я обращаюсь к организаторам подобных форумов с просьбой в будущем при составлении их программ учитывать невозможность участия делегации УПЦ в совершении экуменических молитв, вызывающих непонимание и неприятие их значительной частью верующих и духовенства во всех канонических Православных Поместных Церквах. Я хочу напомнить о том, что с 29 по 2 мая 1998 года в Салониках (Греция) состоялось Всеправославное совещание «Оценка новых фактов в отношениях между Православием и экуменическим движением». На нем было, в частности, решено, что православные делегаты не будут принимать участие в молитвах и других религиозных церемониях Всемирного Совета Церквей, а также в голосования и дискуссиях этой экуменической организации (за исключением особо оговореных случаев).
Все это ставит под сомнение принципиальную возможность в будущем официального участия делегации Украинской Православной Церкви в экуменических форумах, подобных нашему, равно как и в Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, являющимся по сути аналогом Всемирного Совета Церквей. Вместе с тем мы единодушны в своем понимании необходимости участия УПЦ в иных форм ах межхристианской деятельности. Сегодня мы также вправе задать вопрос: а достижим ли вообще на Украине сколько-нибудь прочный и надежный межконфессиональный мир при грубейшем нарушении правды Божией? Ибо там, где нет правды Божией, там не может быть и подлинного мира. А призывы к миру в таком случае становятся лишь прикрытием темных и злых целей и замыслов.
Ведь не секрет, что у нас некоторые политики, чиновники, отлученные от Церкви лица или руководители неких «духовных фондов» постоянно вмешиваются во внутреннюю жизнь УПЦ, ее двухсторонние отношения с братскими Церквами, в частности с РПЦ, глумятся над тем, во что они не веруют, выступают с абсурдными обвинениями в адрес нашей Православной церкви, требуют, чтобы мы, вопреки каноническим правилам, немедленно разорвали каноническое общение с Русской Православной Церковью и объединились с инославными неканоническими образованиями в некую УППЦ — «национальную» поместную церковь и непременно к 2000-му году.
В последнее время к этой компании присоединился т.н. Фонд духовного единения Украины. Богословская комиссия при Священном Синоде УПЦ уже дала оценку этой «объединительной инициативе» как та кой, что противоречит канонам Православной Церкви. А Предстоятель УПЦ был вынужден обратиться с письмом к Премьер-министру Украины с требованием дать оценку деятельности фонда, отметив, что «чем меньше нецерковные люди будут вмешиваться в церковные дела, тем быстрее Украина будет иметь единую Поместную Церковь».
К сожалению, по словам Предстоятеля УПЦ, и после подписания известного Меморандума против общин УПЦ продолжают применяться методы насилия и захваты. Так, в Луцке представители УПЦ-КП не пускали архиепископа Нифонта на епархиальное собрание, оскорбляли и глумились над ним. Во Львовской области был учинен поистине сатанинский шабаш — в часовенке на кладбище, где молились православные, все разрушили. В Обуховском районе был захвачен храм, который едва ли не единственный из 350 наших храмов Киевской области был не в «пользовании», а собственностью православной общины. До сих пор чиновники от «госатеизма» отказывают православным Украины возвратить все незаконно отобранные после 1917 года храмы, монастыри и имущество. Предстоятелю УПЦ упорно не возвращается его историческая резиденция — митрополичьи покои в Киево-Печерской Лавре. В руинах Успенский собор Лавры. И это несмотря на то, что УПЦ готова восстановить его за свой счет.
Священный синод УПЦ не раз обращался к Президенту, парламенту и правительству Украины с призывом прекратить произвол и дискриминацию Украинской Православной Церкви. В ответ либо отмалчивание, либо ни к чему и никого не обязывающие словесные обещания. Все это глубоко оскорбляет верующих УПЦ, в том числе и 12-ти миллионную общину этнических русских — граждан Украины, вызывая недоверие к политике государства в отношении к Церкви, в том числе и к Президенту страны.
Но украинскому православию к преследованиям и притеснениям не привыкать. В прощальной беседе Христос сказал своим ученикам: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Но неужели кто-то и впрямь думает, что если за 70 лет преследований не смогли выжечь из нашего народа православную веру в Бога, то его можно насилием и обманом заставить верить в очередного «спасителя Украины»?
«Мы будем оберегать нашу святую Украинскую Православную Церковь, чего бы это не стоило, даже ценой собственной жизни, как это сделали недавно канонизированные 120 новомученников Черкасских, расстрелянных безбожной властью за веру Христову», — заявляют наши верующие.
Мы хотим только одного: чтобы нас перестали считать людьми второго сорта, темным, забитым народом, неспособным понять где истинная Православная Церковь.
Мы считаем своим долгом передать нашу веру потомкам такой же чистой, какой получили ее от святого апостола Андрея Первозванного и святого князя Владимира. А для этого необходим мир. Тот мир, который заповедал нам Христос Спаситель: мир с Богом, мир со своей совестью, мир со всеми людьми доброй воли.
Поэтому наша тысячелетняя Украинская Православная Церковь, ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Владимир приветствует любые шаги по достижению мира, взаимопонимания и согласия в украинском обществе. Необходимы лишь добрая воля, законопослушание, терпение, уважение к Конституции Украины, провозгласившей принцип отделения государства от Церкви, обязательный для каждого гражданина страны, на пути продвижения к поставленной цели.
И пусть всемилостивый Господь поможет всем нам осознать всю важность и ответственность предстоящих нам трудов, дабы вожделенный и заповеданный нам от Господа мир стал реальностью в нашем общем независимом многонациональном украинском доме.
О ПАРТИИ МУСУЛЬМАН УКРАИНЫ
На сегодняшний день в Украине действует 260 мусульманских общин, свыше трех четвертей из них — в Крыму. За год в среднем возникает 20−40 новых общин. В последние годы в Крым вернулись из районов депортации более 240 тысяч «крымских татар», значительная часть из которых никакого отношения к депортированному народу не имеет.
Партия мусульман Украины выставила 19 человек для баллотирования в парламент Украины, однако, не набрала и одного процента голосов. Накануне выборов ПМУ опубликовала свою предвыборную программу, в которой в частности обещала «сделать все для того, чтобы многочисленное мусульманское население, национальные меньшинства Украины и крымские татары, как коренные жители Крыма, имели все возможности следовать вере в своей повседневной жизни, в системе образования, во время службы в вооруженных силах Украины». Партия мусульман Украины «настойчиво и целеустремленно выступает за равноправие граждан всех национальностей, жителей Украины, в особенности (!) крымско-татарского народа». Одним из лозунгов ПМУ является также: «За единство мусульман и равенство всех национальностей». ПМУ выступила в поддержку крымских татар, не имевших украинского гражданства, а соответственно, и права участвовать в выборах. В своем заявлении партия мусульман Украины требовала немедленного восстановления справедливости по отношению к крымским татарам, для чего считала необходимым решение президентом Украины вопроса о предоставлении крымским татарам права участвовать в выборах, предоставления гражданства всем подавшим заявление представителям крымско-татарского народа, принятия закона «О статусе крымских татар в Украине».
Лидеры партии мусульман отмечали в заявлении, что отсутствие реакции общественности на ущемление прав крымско-татарского народа создает «антидемократический прецедент, последствия которого могут сказаться на всех».
Из 250 тыс. крымских татар, которые оформили постоянное проживание в Украине, 149 тыс. является гражданами Украины. Около 100 тыс. крымских татар не получили гражданства Украины, из них 20 тыс. — лиц ` без гражданства и 80 тыс. — граждане других государств.
Возможно, до сих пор украинское правительство не имело проблем с мусульманами из-за того, что они достаточно раздроблены. В Украине действует три религиозных центра, объединяющих всех мусульман страны. Первый находится в Киеве и называется Духовным управлением мусульман Украины. Был организован местными татарами во главе с Сулейманом Мухаметдзяновым в 1991 году с целью изучения ислама, татарского и арабского языков. Однако вскоре руководство общиной было перехвачено шейхом Ахмедом Тамимом. Ахмед Тамим, 1956 года рождения, гражданин Ливана, прибыл в Украину в середине 70-х годов. Окончил Киевский политехнический институт и одновременно мусульманский исламский университет в Ливане. Оттеснив от руководства киевской мусульманской общиной татар, Ахмед Тамим налаживает связи с кавказской, азербайджанской, казахской диаспорой и в 1994 году регистрирует Духовное управление мусульман Украины, главой которого является по сей день. При ДУМУ зарегистрированы исламский университет, газета «Минарет», ряд коммерческих предприятий.
Вообще деятельность ДУМУ тесно связана с коммерческой деятельностью мусульманских диаспор из стран бывшего СССР и с общинами нелегальных мигрантов из Афганистана и Пакистана. С киевскими коренными татарами отношения до сих пор напряженные. До недавнего времени в оппозиции к ДУМУ находились два других мусульманских центра — Духовное управление мусульман Крыма, возглавляемое муфтием Нури-Эфенди Мустафаевым и Духовный центр независимых мусульманских общин Украины (ДЦНМОУ), возглавляемый Рашидом Брагиным. Обе конфликтующие стороны перед украинскими властями пытались обвинить оппонентов в «исламском фундаментализме». Однако в феврале прошлого года все три центра подписали взаимное заявление. В нем в частности говорится: «Во имя обеспечения единств действий мусульманских организаций Украины и дальнейшего процветания Ислама участники встречи, проходившей в обстановке конструктивного взаимопонимания, договорились совместными усилиями, с учетом взаимных интересов проводить согласованную, скоординированную по всем направлениям деятельность». Вполне возможно, что к моменту розыгрыша «крымской карты» в нем будет активно использоваться и исламский фактор.
СЛАВЯНСКИЙ МИР (www.relis.ru/slavmir/slavmir.htm)
ВСЕПРАВОСЛАВНАЯ ВСТРЕЧА В САЛОНИКАХ:
«Особое значение мы придаем богословскому диалогу с Римом, — заявил ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ВАРФОЛОМЕЙ в интервью одной из бельгийских газет. — После краха коммунизма наши отношения с Римом в целом и экуменический диалог в частности, к сожалению, переживают кризис. Добавлю, однако, что наши Церкви, к счастью, остаются непреклонными в своей воле и решимости продолжать богословский диалог и преодолеть все препятствия. У некоторых возникает впечатление, что с некоторого времени я сам стал в большей степени консерватором в том, что касается отношений с Римом. Это неправда. Второе тысячелетие мы завершим, так и не достигнув единства. Отсутствие существенного прогресса связано со взаимным отчуждением Запада и Востока. У православных еще есть впечатление, что униаты занимаются прозелитизмом и что Католическая Церковь осуществляет экспансионистскую „политику“. Представляется, что ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ и его сотрудники желают, чтобы их Церковь продолжала участвовать в диалоге и экуменическом движении. Будучи первым епископом православия, Патриарх Константинопольский играет роль координатора в решении всеправославных вопросов, а также выражает межправославное единство и выступает его гарантом. Что касается нашего участия в экуменическом движении в целом, то в некоторых Православных Церквах к этому относятся с известной сдержанностью. Позиция Вселенского Патриарха остается позитивной. К тому же мы являемся Церковью-соучредительницей ВСЦ (1948). Мы никогда не думали о том, чтобы выйти из ВСЦ. Я проведу несколько дней в Зимбабве по случаю 50-летия Всемирного Совета Церквей».
Как отмечает редакция газеты «РУССКАЯ МЫСЛЬ», «интервью ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ представляет собой развернутое изложение экуменической позиции Вселенского Престола. ВАРФОЛОМЕЙ I приобрел большой авторитет среди протестантов и католиков и одновременно стяжал репутацию чуть ли не вероотступника среди православных фундаменталистов в России, а также в Сербии и Грузии. Патриарх вынужден считаться с давлением, которое оказывают на иерархию антиэкуменические силы. В целом его позиция оказывается компромиссной. Сегодня утрачена экуменическая перспектива, во многом исчерпаны ресурсы диалога, отсутствуют новые идеи. Экуменическая концепция должна быть серьезно переосмыслена».
Русская мысль/Метафрасис
ПАТРИАРХ ИЛИЯ II КРИТИКУЕТ ПРОТЕСТАНТОВ
«Мы с радостью приветствуем все позитивное, что несет нам западная культура, — заявил ПАТРИАРХ ИЛИЯ II, — однако некоторые элементы этой культуры подвергают наш народ опасности». Говоря о рукоположении женщин, ИЛИЯ II сказал: «Ничего подобного не было в Церкви Апостолов. Это новшество совершенно ненужное. Женщины всегда принимали активное участие в жизни Церкви, но как работники социальной и образовательной сфер, а не в роли священнослужителей».
Патриарх также высказался по поводу прибытия в его страну протестантских групп, заявив, что протестанты используют «трудную экономическую ситуацию» в Грузии для обращения ее жителей в свой веру. «Если западные церкви хотят помочь народу Грузии материально, пусть помогают, но не занимаются прозелитизмом».
ENI/Метафрасис
ЕПИСКОП ВРОЦЛАВСКИЙ ИЕРЕМИЯ (ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ): «УЧАСТИЕ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ»
НГ-Религии, 20 мая/Метафрасис
АМЕРИКАНСКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ПРАВДЕ, ЗАЯВИЛ ПАПА РИМСКИЙ
CWN/РУССКАЯ ЛИНИЯ
ЕПИСКОП ПАЛМ БИЧ УХОДИТ В ОТСТАВКУ ИЗ-ЗА ОБВИНЕНИЙ В ПЕДОФИЛИИ
CWN/РУССКАЯ ЛИНИЯ
США ПОДВЕРГАЮТ СОМНЕНИЮ РОЛЬ ВАТИКАНА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
CWN/РУССКАЯ ЛИНИЯ
БОСТОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПЛАТИТ МИЛЛИОНЫ ЖЕРТВАМ ПЕДОФИЛИИ
БОСТОН ГЕРАЛЬД/РУССКАЯ ЛИНИЯ
ПРЕЕМНИКОМ НЫНЕШНЕГО ПАПЫ, СТРАДАЮЩЕГО БОЛЕЗНЬЮ ПАРКИНСОНА, СТАНЕТ НЕЕВРОПЕЕЦ
US News & World Report/Метафрасис
СВЩЕННИК ДУБЛИНСКОЙ ЕПАРХИИ ПРИЗНАН ВИНОВНЫМ В СЕКСУАЛЬНОМ НАСИЛИИ
The Tablet/Метафрасис
ИЗРАИЛЬ МОЖЕТ ВНОВЬ ОТКРЫТЬ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ МЕСТО КРЕЩЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА НА РЕКЕ ИОРДАН
CWN/РУССКАЯ ЛИНИЯ
ДВА ВЫСШИХ РУКОВОДИТЕЛЯ ВСЦ ПРЕДЛОЖИЛИ СОЗВАТЬ СМЕШАННУЮ КОМИССИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ И СОВЕТА НЕМЕДЛЕННО
Пресс-служба Всемирного Совета Церквей/Метафрасис