Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Новопашин27.05.2005 

Секты как проблема патриотического воспитания
Доклад настоятеля собора св. князя Александра Невского протоиерея Александра Новопашина на Сибирском региональном семинаре «Патриотическое воспитание молодежи»

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Многие пытаются рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия — все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм — это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность — это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Не всякая «дорога к храму» ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на «собрание по изучению Библии» приведет к Богу.

Для западной цивилизации характерно стремление как бы «отменить» духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В течение многих столетий мыслители Запада поучали человечество: смотрите на мир проще, мир — это гигантский часовой механизм, человек — машина, душа — выдумка корыстолюбивых жрецов да попов. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то обременительным, иногда — полезным и приятным, но не реальным и серьезным. И вот с конца двадцатого столетия люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени — политики, бизнесмены, ученые — обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то «духовные силы», пытаются научно исследовать некие «духовные энергии». То, что в западной цивилизации совершалось столетиями — отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении и Традиции, прельщение человека духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, — в России произошло гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступило время увлечения духовностью без разбора ее содержания. После десятилетий вытаптывания ростков духовности русское поле быстро проросло терниями и сорняками.

Специалисты утверждают, что сегодня мир переживает религиозное возрождение. Но они же указывают на две тенденции. С одной стороны, это распространение нетрадиционной религиозности, новых форм религии, прежде всего New Age, и других культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых «учителей». Новые культы подчеркнуто современны, используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности. Некоторые традиционные мировые религии также стараются отбросить то, что кажется устаревшим в их вероучении и культе и стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека (особенно это характерно для католицизма). С другой стороны, назревает глубокое недовольство современным миром с его культом человека, его приземленностью и бездуховностью, и заметен возврат к вековым религиозным традициям, возрождение древних религий — православия, ислама.

Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России в 1997 году во время обсуждения российской общественностью нового закона «О свободе совести». Послания российскому президенту направили президент и сенаторы США и римский папа. Отметим, что указанные «советчики» рекомендовали президенту России действовать столь же «решительно», как и в 1993 году, когда был расстрелян Дом Советов. Последним законопроектом, рассматривавшимся российским парламентом и тогда, осенью 93-го, был закон «О свободе совести"…

Еще пример. На конференции «Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями», проходившей в Вашингтоне 5−10 октября 1997 г., отмечалось, что единственный способ сегодня спасти Россию — послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили историческое лицо России (См. газету «НГ-религии», 23.10.1997 г.). На Западе хорошо понимают, что окончательной победы над Россией можно добиться лишь путем подрыва ее духовных, нравственных устоев.

Немаловажная роль в этой духовной войне против России на Западе отводится религиозному фактору. Традиционно хранительницей духовности в России является Православная Церковь, а основой нравственных устоев — Православная Вера. Не случайно на вопрос: «Как Вы можете оценить современную религиозную ситуацию в России?» бывший советник бывшего премьера-министра Баварии, Франца Йозефа Штрауса убежденного, что: «Россия — это буферное государство между двумя великими державами Баварией и Китаем», Г. Рормозер ответил: «Кое-что мне бросилось в глаза. В последние два года на экране телевизоров мы видим изображения, вызывающие на Западе, и прежде всего в Германии, чувство растерянности. Для нас немыслимо, чтобы в таком большом городе, как Санкт-Петербург, десятки и даже сотни тысяч людей со свечами в руках маршировали вслед за Патриархом… Многое будет зависеть от того, сможет ли ортодоксальная церковь действительно восстановить и утвердить свое исключительное и монопольное правопритязание. Если сможет, то это приведет к роковым последствиям» (Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. — М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994, стр. 158−159).

Что уж говорить об интервью госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая, выступая по Российскому телевидению в 1999 г. откомментировала начинавшийся тогда процесс московской прокуратуры против изуверской секты «Свидетели Иеговы», заявив, что «правительство США заинтересовано в том, чтобы «Свидетели Иеговы» выиграли этот процесс», таким образом, грубо вмешиваясь во внутренние дела суверенного государства и оказывая давление на суд.

По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово «секта» означает нечто отделенное от целого. В современном мире секта — это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты «Церковь Христа» американский баптистский пастор Кип Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал. Изобретатели «живой этики» Рерихи считали себя теми исключительными личностями, которые смогли познать все тайны бытия, а об оставшейся части человечества «сожалели» как о «двуногих животных». Гордость, стремление опираться на свой рассудок, помраченный страстями, а не на Саму Истину, смиренно свидетельствующую о Себе в Евангелии и Церкви — вот определяющее качество секты. Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард, «чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию». Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями — господствовать над душами людей и далее над всей нацией. Собственно говоря, сегодня реализуется план Гитлера: «Во всех случаях необходимо запрещать устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы.» (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. — Смоленск: Русич, 1998)

Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик от католицизма до учений самых одиозных и изуверских сект. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной.

Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов серьезно не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит дешевую подделку, при помощи которой его заманивают в полукриминальное сообщество, которое высасывает силы, средства, уродует человеческие души. Ведь тоталитарные секты это авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками и которым присущи такие свойства как обожествление лидера, либо организации.

По словам параноика Рона Хаббарда, основателя секты «церковь Сайентологии», которая представлена в Новосибирске «центром Дианетика» «ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ, КОТОРЫМ ВЫ МОЖЕТЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ — ЭТО ЛГАТЬ ИМ». Если бы лидеры сект честно заявляли людям, что они хотят вовлечь их в секту, чтобы забрать у них все деньги, заставить работать на себя, полностью подчинить их своей воле, то, наверное, никто бы не стал предъявлять им особых претензий. Человек, войдя в секту, знает, на что он себя обрекает, он сделал свой выбор. Но в том-то и дело, что тоталитарные секты прибегают к обману при вербовке, скрывают истинное положение дел в секте, начинают контролировать сознание новообращенных адептов, жестоко эксплуатируют их, подавляя психологически. То есть явно нарушают право человека на свободный информационный выбор мировоззрения и образа жизни.

Нередко звучит вопрос: кто чаще всего попадает в секты — молодежь, пожилые люди? На это отвечает бывший саентолог: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них — больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. (Здесь необходимо уточнить, что по учению Сайентологии 2,5% человечества больно и проблемы в обществе из- за них, а следовательно проблемная группа должна быть уничтожен, ради блага остальных. Прим. авт.) Прежде всего, следовало набрать энергичных людей». Безусловно, большинство сект предпочитает вербовать молодых людей. Они находятся на распутье. Переход от детства к взрослой жизни часто бывает сопряжен со стрессовыми ситуациями, которые делает людей более внушаемыми. И сектанты тут как тут. Много молодежи приезжают на учебу и работу из деревень, других городов, у них отсутствует жизненный опыт, они теряются в большом городе, и сектанты без особого труда затаскивают их в секту. Кроме того, с молодыми людьми всегда легче работать: они здоровы, у них хорошая работоспособность, высокая самоотдача. Этого достаточно для того, чтобы зарабатывать лидерам сект деньги и вербовать в свои ряды все новых и новых членов.

Новые религиозные и псевдорелигиозные культы устремились на предприятия, в вузы, школы. Им был дан «зеленый свет», предоставлен режим наибольшего благоприятствования. При этом не изучаются результаты их деятельности за рубежом, история отношений этих объединений и их лидеров с законом в странах происхождения, серьезно не рассматривались цели и формы практикуемых ими воздействий на людей. Результаты такой «религиозной свободы» не замедлили сказаться. Возникли конфликты в образовательных учреждениях. Родители детей, вовлеченных всекты, забили тревогу. Появилось множество публикаций о трагических и даже криминальных последствиях увлечения «нетрадиционной духовностью».

Ныне проблема проникновения деструктивных религиозных объединений, учений, сект в систему образования остается актуальной. К сожалению, некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами — астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой, оккультизмом и т. п. в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. К примеру с помощью «Инновационных программ» основателя психосекты «Синтон» «психолога» Н.И. Козлова делается попытка сделать «новый шаг» в идеологии воспитания. Николай Иванович на одном из своих многочисленных тренингов, например, под названием «авария на подводной лодке» учит молодых людей: правильный выход из критической ситуации — «спасись любой ценой, дави слабого». Не будем гадать, что принесут обществу люди, воспитанные идеями Козлова.

Появляются все новые и новые фантастические программы «оздоровления», «психического совершенствования», «эстетического развития» и т. д. на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе.

Результатом проникновения деструктивных культов становятся конфликты в педагогических коллективах, возникают проблемы в отношениях педагогов с родителями, ставится под угрозу учебный процесс. А главное — углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры. Разрушению подвергается национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность и патриотизм. Дети, вовлекаемые в секты, становятся «своими среди чужих и чужими среди своих», духовно отрываются от семьи, народа, государства, — буквально «выпадают» из общества.

Практически все секты, прибывшие из-за рубежа, проповедуют антипатриотизм. О каких патриотических чувствах может идти речь если, например, в секте корейского лжепророка и «императора всей вселенной» Сан Мен Муна, члены клянутся в верности своему «истинному Отечеству» Корее. Мун отрицает всякий патриотизм, любовь к Родине и своему народу. В частности он пишет: «Ни один народ не может искренне смотреть на свою историю без чувства глубокого стыда за несправедливость и преступления своих предков.» Таким образом, у муниста не может быть ни своего народа, который следовало бы любить, ни своей истории, которой можно было бы гордиться. Все это (по учению Муна) — ложь, стыд и позор, только «истинные родители» т. е. сам Мун, его жена, а также другие члены секты являются родными для муниста. Интересно, за кого и как будет воевать вооруженный такой идеологией солдат-мунист?

Впрочем, для Муна, а следовательно и его последователей есть и вторая страна, достойная уважения и защиты кроме Кореи, это США. Вот что он пишет о них: «Корея — это страна, которую подготовил Бог… Корейский народ стал существом, выращенным так, чтобы быть объектом Божиим. Трудно найти в мире народ, равный описанному.» Что касается США, то Мун считает его население избранным народом. «Истинные родители» желают породить в Америке новую расу, «скрещивая своих безгрешных детей» с избранными последователями. Именно Америка, по учению Муна, должна построить «Царство Божие» на земле.

Верховные Учители МОСК вещают: «Поскольку у человеческого общества отсутствует голова, безумные люди, не являющиеся брахманами, ведут мир к мученическому саморазрушению… До тех пор пока во главе человечества не встанут брахманы, до тех пор не будет ни мира, ни счастья, ни удовольствия». (Концепция нового общества и государства «Варнашрама — манифест социального душевного здравия»)

Для многих тоталитарных режимов неотъемлемая часть «идеального общества» — это образ врага. МОСК называет своих врагов «демонами»: «В этом мире живут три рода людей: богоизбранные, демоны и невиновные. Богоизбранные заняли свое место в служении Высшему. Демоны активно работают над тем, чтобы истребить любое знание о боге. Невиновные образуют стадо, которое идет за тем, кто стоит во главе общества» (там же с. 158).

Характерно снятие ответственности с кришнаита за любое преступление, в том числе и за убийство, совершенное во имя целей кришнаитского движения

«Любой человек, действующий в сознании Кришны, даже убивая не совершает убийства как и не затрагивается он последствиями такого поступка» («Бхагавад-Гита как она есть»: гл. 18, комментарий к тексту 17).

Членство в секте оправдывает любые преступления: «Даже если человек coвершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником». (там же гл. 9 текст 30)

«Отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего… - все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество» (там же гл. 13, тексты 8−12).

«Как правило, люди привязаны к различным внешний обозначениям…. связанным с семьей, обществом, страной…. Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным» («Шримад Бхагаватам"песнь 1, ч. 1,2 (гл. 15, комментарий к тексту 40)).

«Привязанность к семье до самого конца жизни — это самая последняя степень деградации человека» (там же гл. 13, комментарий к тексту 24).

Понятно, что в традициях некоторых индуистских религиозных течений был уход человека в отречение от мирских дел, когда он уже вырастил детей и передал жену на попечение старшему сыну, но Индия — это еще не весь мир, и подобные традиции отнюдь не свойственны культуре России, Европы, да и подавляющего большинства стран мира. Поэтому называть отказ последовать их рекомендациям «самой последней степенью деградации человека» — по меньшей мере неэтично. Напомню, что цитируемые произведения являются вероучительными книгами для кришнаитов всего мира, и нигде в них не указано, что подобного рода формулировки относятся лишь к индийскому народу или последователям Кришны.

Другой пример. Один из авторитетных «лидеров — пасторов» весьма раскрученной на сегодня секты неопятидесятников, которая входит в состав РОСХВЕ А. Ледяев учит: «Отечество очень специфическая территория, на которой действуют свои законы. Отечество существует по законам толпы, где основное правило — не высовывайся. Вы представляете, что такое Отечество? Это — страшное состояние, это страшная беда, если мы не преодолеем этот синдром толпы, вот этот синдром своего Отечества. Берегитесь оказаться жертвой отечественной веры!… Прорывайтесь сквозь заслон родственных бесов. Прорывайтесь сквозь родственные заслоны этих бесовских сил».

Другой лидер подобной секты неопятидесятников — Иванник проповедует: «Нас невозможно остановить! Чем эта страна слабее, тем «церковь» сильнее. Чем страна беднее, тем «церковь» богатее. Мне нравится это время!» Не лишним будет заметить, что «церковью» именуется тоталитарная секта.

В секте «Свидетели Иеговы» запрещено почитание отечественного флага и гимна, запрещено участвовать в голосовании и отмечать государственные праздники. Молодой русский парень уже не идет в армию. Не считает себя русским. Родина его — в Бруклине. В свете подобного сектантского воспитания становится понятно, почему, по словам госсекретаря США Мадлен Олбрайт «правительство США заинтересовано в том, чтобы американская секта «Свидетелей Иеговы» свободно действовала на территории нашего государство».

Пока молодые люди в силах, пока они могут что-то дать секте, труд их служит только дальнейшему расширению этого страшного спрута…

А потом их выкинут на улицу. Ведь секты — это большая мясорубка, оставляющая после себя раздавленные судьбы и размолотые души.

В заявлении прокурора отдела по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях Генпрокуратуры РФ Виктора Наварнова подтверждается разрушительное воздействие сект на семьи: «В результате проведенных исследований установлено, что вовлечение молодых людей в асоциальные религиозные группы приводит к разрушению семейных отношений, тормозит их психическое и социальное развитие, деформирует структуру личности и требует специальной психологической и социальной коррекции».

Информационный материал Минздравмедпрома РФ «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» 1996 г. содержит данные по разрушительному влиянию деструктивных религиозных организаций на семьи их адептов.

Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).

По некоторым данным, в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70% из них молодежь от 18 до 27 лет; 80 процентов адептов — с высшим и средним образованием; студенты — около 1 млн. чел., из них 25−30% бросили учебу. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту. (Аналитический вестник, N 4. Федеральное собрание — парламент Российской Федерации. Государственная Дума. Аналитическое управление. 1996.)

«Почему же государство ничего не предпринимает в отношении тоталитарных сект?» — вот какой вопрос следует задать нашим депутатам. Какие-то шаги все-таки предпринимаются, но они настолько не уверенные!… Вопреки расхожему мнению о безграничной веротерпимости в Европе, отношение там к сектам более жесткое. В Германии и Франции существуют государственные органы, представители которых следят за деятельностью тоталитарных сект, постоянно информируют население о деструктивных культах, читают лекции в школах, выпускают листовки и буклеты о разрушительном характере сект. Периодически организуются парламентские комиссии, которые проводят расследования по поводу тех или иных действий сектантов, идущих в разрез с законом.

Наше государство, объявив себя «вне религии», полностью самоустранилось от контроля качества «духовной пищи», свободно распространяемой в стране. В России этой проблемой занимается, к сожалению, не государство, а Православная Церковь. Да, наша Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества. Поэтому все, что волнует общество, волнует и Церковь. И Церковь вынуждена откликнуться на эту боль. Хотя, по большому счету, она занимается не своим делом. Это дело государственной власти. Но я уверен, что рано или поздно у нас появятся соответствующие законы, которые будут эффективно препятствовать распространению сект в нашей стране.

Наш центр информации о сектах при соборе св. Александра Невского действует по принципу «предупрежден значит вооружен», мы собираем и распространяем достоверную информацию о сектах. Необходимо также, призывать к активности население, самих людей, доказывая им, что если они не позаботятся о себе, то за них это не сделает никто. Ни в коем случае нельзя молчать, когда мы видим представителей сект проникающих в учебные и прочие заведения. Сейчас материалов о той или иной секте много, эти материалы мы доводим до сведения чиновников. Каждый желающий может получить в нашем центре справку о том, что за организация пытается проникнуть в данное учреждение. Пустить или не пустить секту в школу или иную организацию часто зависит от конкретного человека. Встреча и беседа с ним может решить многое.

Я предлагаю вашему вниманию итоговые документы международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» прошедшей в Новосибирске в ноябре прошлого года, в которых представлены определения религиозных объединений деструктивной направленности, а также наиболее полный список сект на территории РФ.

Государство может регулировать процесс развития сектантства, создавая условия для всестороннего развития личности, главной ценностью которого является духовная составляющая. Педагогика и воспитание без нравственности прививает цинизм и беспринципность, по словам Ивана Ильина, ведет «только к изворотливости во зле».

Было бы отрадно надеяться на здравый смысл, который подвигнул бы наших чиновников серьезно подумать о концепции национального и общегуманитарного образования. Необходимо вводить преподавание традиционных религий в учебных заведениях, как это записано в п. 1 «Дополнительного протокола» Европейской Конвенции о правах человека.

Незнание, непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают молодого человека свободы выбора. Свободным ведь может быть только осознанный выбор.

http://rusk.ru/st.php?idar=7096

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика