Вестник Русской линии | Анатолий Степанов | 15.01.2001 |
Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 (по другим данным 1866) года в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области. Иоанн Восторгов-старший переселился на Кубань из Тульской губернии. Его полюбили прихожане за кротость, доброту и отзывчивость. А когда он скончался, осиротевшая паства помогла матушке поставить на ноги трех детей: двух мальчиков и девочку.
Мальчиков удалось устроить в Ставропольскую духовную семинарию. Старший Иван ее окончил в 1883 году. Возможности продолжить образование не было, и он решил принять сан и служить на отцовском приходе. Однако ввиду молодости епархиальный архиерей не благословил юношу на принятие священства, разрешив ему лишь занять должность псаломщика. Материальное положение семьи было крайне стеснительным, и он вынужден искать дополнительный заработок. Юный выпускник семинарии становится учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии.
Тем временем младший брат закончил семинарию и стал служить псаломщиком, а сестру удалось устроить в институт за казенный счет. Но вскоре Господь судил семье Восторговых пройти через новое испытание: в результате несчастного случая скончался брат. Наконец, в августе 1889 года Иван Восторгов принял священный сан. «Так, через многие скорби и лишения вел Господь своего избранника к вступлению на высокое служение пастыря Церкви Христовой».
Молодой священник начал служить в родном поселке. За год с небольшим он аттестовал себя самым наилучшим образом: успел построить и наполнить утварью церковь, открыл церковно-приходскую школу, общество трезвости, книжный склад. Но самое главное, о. Иоанн зарекомендовал себя ярким и талантливым проповедником. И в октябре 1890 года он был переведен на место законоучителя в уже знакомую ему Ставропольскую женскую гимназию. В продолжение семи лет служил о. Иоанн Восторгов в Ставрополе, Елисаветполе и других местах Кубанской области.
В июле 1897 г. он был переведен в Тифлисскую епархию, где сначала состоял законоучителем в Тифлисской женской и мужской гимназиях, а 22 декабря 1900 г. был назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата. 6 января 1901 г. Архиепископом Карталинским и Кахетинским Экзархом Грузии Флавианом (Городецким) священник Иоанн Восторгов был возведен в сан протоиерея и 13 февраля 1901 г. назначен еще и редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». С 21 августа по 9 октября 1901 г. протоиерей Восторгов был командирован в персидский город Урмию для ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. Эта командировка ознаменовалась тем, что о. Иоанну, предварительно выучившему язык персидских сиро-халдеев несториан, удалось добиться воссоединения с Православной Церковью трех епископов: Илии, Иоанна и Мариана.
Уже во время своего служения в Грузии о. Иоанн Восторгов заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 года при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, которое стремилось к пробуждению национального самосознания. Многие свои проповеди он посвящал памяти А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.В. Суворова, В.А. Жуковского, К.Д. Ушинского и других видных деятелей русской культуры. Но главным предметом его повседневных забот была организация учебного дела.
В Тифлисе же состоялось знакомство о. Иоанна с владыкой Владимиром (Богоявленским), который в 1892—1898 годах занимал кафедру Архиепископа Карталинского и Кахетинского, Экзарха Грузии. Встреча эта в дальнейшем определила его судьбу. Митрополит Владимир, переведенный в 1898 году на Московскую кафедру, не забыл даровитого миссионера и проповедника. В 1905 году владыке удалось добиться перевода о. Иоанна Восторгова в первопрестольную. С 25 января 1906 г. он занял должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Как миссионер-проповедник (29 октября 1907 г. назначен Синодальным миссионером), о. Иоанн исколесил практически всю страну. «Поставление о. Иоанна Восторгова на „всероссийское миссионерство“ было воистину промыслительно. Россия должна была услышать его голос, и он зазвучал на всю страну: от Черного моря до Тихого океана. Если мы вглядимся в географию выступлений о. Иоанна, то невольно возникает вопрос: когда же он успевал все это, как у него хватало сил? Москва, Иркутск, Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт — вот далеко не полный перечень его поездок по России лишь за 1908 год. Поражает и многообразие тем проповедей и печатных выступлений отца Иоанна. И в своей проповеднической деятельности и во всем своем церковном служении он всегда стремился к охвату всех аспектов церковной, государственной, общественной и семейной жизни; видел свою задачу пастыря и проповедника в том, чтобы дать событиям и явлениям ежедневной быстротекущей жизни осмысление, согласное с духом Евангелия», — пишет современный автор.
О. Иоанн Восторгов оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков. И он сразу, не раздумывая, активно включился в антиреволюционное черносотенное движение. Вступил в основанную Владимиром Грингмутом Русскую Монархическую Партию, стал членом московского Союза Русского Народа. Уже весной 1906 года на 2-м Всероссийском Съезде Русских Людей он выступал с докладом о русском деле на Кавказе. А осенью участвовал в работах проходившего в Киеве 3-го Съезда. Там в Киеве 5 октября 1906 г. он произнес проповедь по случаю дня тезоименитства Наследника Цесаревича, в которой, обратившись к подвигу митрополита Московского Алексия, размышлял о роли духовенства в истории Отечества. «Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история», — сказал о. Иоанн. Этому особенно учит пример Святителей Московских. А посему «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». На Съезде он был членом комиссии по выработке постановления об объединении монархических партий. После Киевского Съезда о. Иоанн, как видный деятель монархического движения, был избран одним из трех членов Главной Управы Объединенного Русского Народа — руководящего органа черной сотни.
Когда в конце сентября 1907 года скончался В.А. Грингмут, ни у кого не было сомнений относительно его преемника. Русскую Монархическую Партию, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз, возглавил протоиерей Иоанн Восторгов. Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Помимо организаторской деятельности о. Иоанн неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями. В августе 1907 г. он участвовал в работе Нижегородского миссионерского съезда, в 1908 г. на 4-м миссионерском съезде в Киеве выдвинул как одну и главных задач духовенства борьбу с социализмом.
Когда революция была наконец подавлена, власть приступила к ликвидации одной из главных причин беспорядков — крестьянского безземелья. В России началось грандиозное переселенческое движение, и на передний план выдвинулась задача организации духовного окормления русских переселенцев. В 1908 году о. Иоанн Восторгов совершил поездку по Дальнему Востоку. По возвращении в ноябре он был принят Императором Николаем II. Государь поддержал его замысел учредить Братство Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах. Братство было официально открыто 8 января 1909 года в Москве, молебствие совершил Митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Владыка был избран и почетным председателем Братства. Действующим председателем стал Епископ Можайский Василий (Преображенский), товарищами председателя Епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский) и протоиерей Иоанн Восторгов. Членами правления Братства состояли видные деятели черносотенного движения архимандрит Макарий (Гневушев), профессор богословия Иван Айвазов, начальник Московской Синодальной конторы Филипп Степанов и др.
Главной проблемой в духовной жизни переселенцев являлась нехватка священников. На ее решение в первую очередь была направлена деятельность Братства. К 1910 году было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. А в 1912 году о. Иоанн организовал уже пастырско-миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, в 1913 году — в Иркутске и Ташкенте, готовившие к пастырской деятельности учителей, псаломщиков и всех достойных и способных людей.
В марте 1909 года протоиерей Восторгов по Высочайшему повелению был командирован в Сибирь и страны Дальнего Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и другие города Сибири вернулся в Москву. Во время этой поездки произошел один случай, который как нельзя лучше характеризует личность знаменитого проповедника. На переселенческом пункте в Сретенске на площади для шести тысяч переселенцев о. Иоанн отслужил молебен, после которого произнес вдохновенную проповедь на тему «Зачем вы едете в Сибирь и что с собой несете?». По окончании молебна он навестил больных, причем, не взирая на предупреждения врачей, посетил бараки с заразными больными. Можно себе представить, как были тронуты эти несчастные мужеством священнослужителя. Вот она истинная вера в Промысел!
С 1908 года черносотенное движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался о. Иоанн Восторгов. Сначала против него выступил с целой серией разоблачительных статей и брошюр известный консервативный публицист Николай Дурново. Он обвинял о. Иоанна во всех мыслимых и немыслимых грехах и преступлениях: от уступок левым и тайного конституционализма до слабости к женскому полу и сребролюбия. Правда, Дурново не удалось скрыть того факта, что деятельность о. Восторгова поддерживали и Всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский, и митрополит Владимир (Богоявленский), и крупнейший государственный деятель России Константин Петрович Победоносцев.
Нападки со стороны Дурново были неприятны, но не представляли опасности для о. Иоанна как одного из руководителей черной сотни, поскольку автор разоблачительных брошюр был для монархического движения человеком внешним. Однако в это же время в кампанию против московского протоиерея включились и некоторые черносотенные издания близкие к Александру Дубровину. У о. Восторгова не сложились отношения с Дубровиным. Последний подозревал активного московского священника в стремлении занять место председателя Союза Русского Народа. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 года о. Иоанн и его ближайший друг и сподвижник архимандрит Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН, а весной 1909 г. Дубровин добился и вовсе исключения протоиерея Восторгова из Союза. Напротив, довольно близкие отношения были у о. Иоанна с противником Дубровина Владимиром Пуришкевичем. Являясь с 1908 года членом Главной Палаты созданного Пуришкевичем Союза Михаила Архангела, знаменитый миссионер во время своих многочисленных поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Туркестану открывал там отделы РНСМА, а не СРН. Это раздражало сторонников Александра Дубровина.
В органе Главного Совета СРН газете «Русское знамя» и ярославской газете «Русский народ» регулярно начали появляться антивосторговские публикации. В 1909 году на основе этих публикаций была издана целая брошюра «Правда о расколе в среде правых». Анонимные авторы называют главными орудиями раскола Пуришкевича и о. Восторгова. В своих обвинениях сторонники Дубровина зашли даже дальше Дурново. Они намекали на то, что неожиданная смерть очень влиятельных деятелей московской черной сотни Владимира Грингмута и Юрия Бартенева дело рук протоиерея Иоанна Восторгова. Такие инсинуации не позволяли себе даже откровенные враги черной сотни!
О. Иоанн неустанно боролся против попыток оторвать черную сотню от Церкви. Священнослужители с самого начала принимали активное участие в монархическом движении. Одновременно либеральной частью епископата под лукавым лозунгом аполитичности Церкви стал подниматься вопрос о запрещении духовенству участвовать в деятельности черной сотни. Не сразу им удалось достичь своей цели. Св. Синод в заседании 15−18 марта 1908 года предоставил правящим архиереям право самим решать вопрос об участии духовенства в деятельности монархических организаций. Было ясно, что это — полумера. Сторонники идеи «Церковь вне политики» не унимались. В январе 1909 года протоиерею Иоанну Восторгову с трудом, но удалось отстоять в Св. Синоде необходимость участия духовенства в черносотенном движении. На благоприятный исход дела, видимо, повлиял тот факт, что о. Иоанн был принят Государем, который выразил ему свое доверие, пожаловал орден Св. Владимира 3-й степени и преподнес монархическим союзам Москвы свой портрет.
Вдохновленный Царской милостью в марте 1909 года батюшка отбыл в очередную миссионерскую и пропагандистскую поездку по Сибири, Дальнему Востоку, Японии и Китаю. По возвращении организовал в Москве 12 августа 1909 года пастырские курсы, которые выполняли важнейшую по тем временам задачу — готовили священнослужителей и миссионеров для епархий Сибири и Дальнего Востока. Епископ Евлогий (Георгиевский), лично познакомившийся с организацией курсов, высоко оценивал деятельность протоиерея Восторгова как заведующего курсами и вспоминал о нем, как о «человеке незаурядного ума и большой энергии». 9 сентября 1909 года о. Иоанн был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, а 6 октября 1909 года избран почетным членом Казанской Духовной Академии. Редкий случай, когда священнослужитель, не имеющий высшего духовного образования, удостаивался такой чести.
Особенно усилились нападки на о. Восторгова, когда его сторонники объявили о своем намерении созвать в Москве съезд монархистов. Последний Всероссийский Съезд Русских Людей прошел весной 1907 года. С того времени произошли серьезные изменения в политической ситуации. В монархическом движении возникли серьезные внутренние распри. Нужен был съезд: для определения тактики действий черной сотни в послесмутное время, для примирения враждующих, для объединения сил. И в 1909 году о. Восторгов и близкие ему деятели черной сотни (архимандрит Макарий (Гневушев), Владимир Пуришкевич, профессор Иван Айвазов, профессор Владислав Залесский и др.) попытались собрать такой объединительный форум. Однако конкуренты заподозрили тут тайные намерения. Решительным противником созыва съезда выступил Главный Совет крупнейшей монархической организации — Союза Русского Народа.
Съезд все-таки состоялся 27 сентября — 4 октября в Москве. Было получено приветствие Государя, в котором Царь писал, что Ему известна готовность монархистов «верно и честно служить Мне и родине в строгом уважении законности и порядка».
Как никогда ранее, на Съезд собралось большое число представителей духовенства. В одном из заседаний Съезда принимал участие митрополит Владимир (Богоявленский). Почетным председателем Съезда был епископ Серафим (Чичагов), работу одного из отделов возглавлял епископ Стефан (Архангельский), активное участие принимали три будущих архиерея архимандрит Макарий (Гневушев), иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущий Епископ Селенгинский Ефрем). Кроме того в работе Съезда участвовали депутаты Государственной Думы Владимир Пуришкевич и Георгий Шечков, известные монархисты Николай Родзевич, Клавдий Пасхалов, профессор Владислав Залеский, Рафаил Еленев, Клавдий Степанов, Борис Назаревский и другие видные монархисты.
Обращаясь со вступительным словом к участникам Съезда, о. Иоанн Восторгов заявил, что черносотенное дело есть дело любви, и потому действовать нужно в духе любви, стремясь объединить «всех друзей нашего святого церковно-народного и высоко-патриотического дела». Он выразил надежду, что существующая рознь не помешает всем монархистам в решительный момент стать плечом к плечу: «Ходить будем врозь, но драться будем вместе».
Однако достичь поставленных целей не удалось. Делегатов от СРН на Съезде не было. Александр Дубровин и его сторонники, равно как Николай Марков и его сторонники заняты были внутренней борьбой и проигнорировали монархический форум. Попытка объединения не состоялась.
13 марта 1910 года Государь принял депутацию московских монархистов во главе с протоиереем Иоанном Восторговым, а 9 мая о. Иоанн отбыл в очередную поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Возвращаясь в Москву, он организовал в Иркутске 25 июля 1910 года Общемиссионерский сибирский съезд, на котором сделал доклад о задачах православных миссионеров в Сибири. В работе Съезда приняли участие крупные знатоки сектантства и старообрядчества (В.М. Скворцов, Н.М. Гринякин и о. Д. Александров). Сразу по окончании миссионерского съезда 8 августа под руководством о. Иоанна состоялось Совещание представителей сибирских монархических организаций, в работе которого приняли участие руководители черносотенных союзов Владивостока, Никольска-Уссурийского, Читы, Красноярска, Томска, Иркутска и других городов. На этом совещании он выступил с речью о задачах монархистов на далекой окраине России.
В 1910 году протоиерей Иоанн Восторгов проявил себя и на ином поприще. При Московском Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, которым руководила княгиня С.А. Голицына, был создан Союз христианских матерей под председательством графини З.В. Коновницыной. По просьбе этих достойнейших русских женщин о. Иоанн проводил раз в неделю богословские беседы в Союзе. В начале февраля 1910 года княгиня Голицына обратилась к митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) с просьбой разрешить открыть при обществе женские научно-богословские курсы. 5 февраля владыка одобрил идею и поручил устройство курсов о. Иоанну, который разработал их Устав. 15 сентября митрополит одобрил его рапорт об открытии курсов и назначил протоиерея Восторгова заведующим курсами. Курсы официально назывались «Женские богословские курсы в Москве при Союзе христианских матерей Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей». Они были открыты 11 октября 1910 года, и на них сразу записалось 130 женщин. Занятия проходили 2 раза в неделю по средам и пятницам с 6 до 9 часов вечера. Согласно Устава целью курсов, рассчитанных на два года, было: «а) научное изложение веро и нравоучения христианского, в связи с главнейшими науками из круга богословского ведения, в связи с современными запросами мысли и жизни в среде образованного общества, притом в строгом соответствии с учением Св. Православной Церкви, каковое условие единственно дает истинному богословскому велению достоинство и характер действительной научности, и б) изложение теории и практики христианской педагогики, в связи со свидетельствами истории Церкви, учением Св. Отцов, и, в частности, в применении к воспитанию и обучению детей дошкольного и школьного возраста истинам веры, а также к преподаванию сих истин народу в народных и иных чтениях, лекциях и т. п.». Впоследствии, 8 ноября 1916 года (задержка произошла ввиду начавшейся войны) на базе этих курсов были открыты Высшие богословско-педагогические курсы при Скорбященском монастыре.
В том же 1910 году по инициативе князя Н.Д. Жевахова был поднят вопрос о строительстве в итальянском городе Бари, где почивают св. мощи Святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца Подворья и странноприимного дома. Палестинское общество поддержало эту инициативу, и уже с 4 по 30 января 1911 года в Бари была командирована делегация, чтобы купить участок земли для Подворья. Протоиерей Восторгов был в составе этой делегации. Не переставал он заботиться и о духовных нуждах сибирских переселенцев. И в 1911 году, и в 1912 году бесперебойно работали Пастырские курсы, готовившие священнослужителей и псаломщиков для епархий Сибири и Дальнего Востока. Непременным заведующим этими курсами был о. Иоанн. 31 мая 1913 года уже всероссийски известный московский священник был назначен настоятелем одного из крупнейших и красивейших храмов России — Покровского собора на Рву (Василия Блаженного) в самом центре Москвы.
Однако в 1913 году Св. Синод принял таки решение, запрещающее лицам духовного звания принимать участие в деятельности политических партий и движений. Руководящие посты в черносотенных организациях вынуждены были оставить протоиерей Иоанн Восторгов, архимандрит Макарий (Гневушев), архимандрит Виталий (Максименко) и многие другие представители активной части духовенства. Справедливости ради стоит отметить, что к тому времени черная сотня была уже парализована расколами. Но нельзя не видеть и другого: в тех условиях такое решение священноначалия было смертельным ударом по монархическому движению.
В сентябре 1913 года, выполняя решение Св. Синода, протоиерей Восторгов и архимандрит Макарий сложили с себя обязанности руководителей Русского Монархического Союза. На свое место о. Иоанн предложил избрать руководителем РМС отставного полковника Валериана Томилина. Однако на эту должность претендовал активный деятель московской черной сотни, в прошлом близкий сподвижник о. Восторгова Василий Орлов. Он был весьма популярен среди рабочих-железнодорожников, из числа которых создал отдел РМС. Однако к тому времени он опорочил свое имя тем, что из корыстных побуждений открыл в Москве притон азартных игр, который вскоре был закрыт московским градоначальством. После того как было принято предложение о. Иоанна, сторонники Орлова покинули заседание, а затем на своем собрании в ноябре 1913 года самочинно исключили о. Восторгова и Томилина из Союза. За это сторонники о. Восторгова исключили из Союза Орлова и его наиболее активных помощников.
В 1913 году ситуация в черносотенном движении уже могла доходить до такого абсурда. А через некоторое время абсурда стало еще больше, когда Томилин «достойно отблагодарил» своего покровителя за поддержку, выступив против него в печати. Однако группу Орлова принял к себе в Союз Михаила Архангела В.М. Пуришкевич. Видимо, это стало неприятным сюрпризом для о. Иоанна, который немало сделал для становления и развития РНСМА, и вправе был рассчитывать хотя бы на благодарность. И он вышел из состава Главной Палаты РНСМА.
Освободившись от организационных обязанностей, о. Иоанн смог больше внимания уделять литературно-издательской деятельности. При его непосредственном участии — как редактора, издателя и автора — выходил целый ряд православно-монархических изданий в Москве: газета «Церковность», «Московские церковные ведомости», ежедневная монархическая газета РМС и Русского Монархического Собрания «Патриот», газета «Русская земля», журналы «Верность» и «Потешный». В 1913 году вышел в свет первый том Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова. До 1916 года о. Иоанну удалось издать пять томов своих сочинений. Не перестал он заниматься духовным просвещением паствы и в годы мировой войны, когда главным делом стала забота о нуждах больных и раненых воинов. В 1915 году он издал сборник речей и поучений под названием «Вопросы религии и православия в современной великой войне». А последний четвертый выпуск сборника «Во дни войны. Голос пастыря-патриота» ему удалось выпустить даже в 1917 году.
В 1915 году его труды на благо общества были по достоинству оценены: протоиерей Иоанн Восторгов был избран членом Государственного Совета. Однако его кандидатуру не утвердил Св. Синод. В это же время, как о деле вполне решенном, ходили слухи о его близкой хиротонии во епископа (не то викария Московской епархии, не то Иркутского). Якобы неутверждению результатов выборов в состав Госсовета и хиротонии сумел воспрепятствовать председатель СРН Александр Дубровин, мстивший о. Иоанну за недружеское к себе отношение. Якобы Дубровин передал одно из изданий протоиерея Восторгова, в котором он обличал Григория Распутина, А.А. Вырубовой.
События февраля 1917 года стали тяжелым испытанием для всех монархистов-черносотенцев. Причем, не только духовно-нравственным. Некоторые руководители черной сотни были арестованы (А.И. Дубровин, Н.Н. Тиханович-Савицкий и др.). Сгустились тучи и над о. Иоанном Восторговым. Среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в отношении известного черносотенца. Так сразу после февраля 1917 года священник Троицкой церкви на Арбате о. Н.А. Романский рекомендовал властям немедленно арестовать о. Восторгова как «тайного и убежденного вдохновителя старого строя». Впрочем, власти тогда не вняли призыву революционного попа.
В феврале 1917 года наступило настоящее всенародное помешательство. По улицам городов проходили многотысячные демонстрации. На площадях шли нескончаемые митинги. Все поздравляли друг друга с «падением тирании». Этот вирус сумасшествия заразил даже духовенство, которое питало иллюзии, что с отречением Царя в положении духовного сословия ничего не изменится. Напротив, станет еще лучше, так как ослабнет мелочная опека со стороны государства. Поэтому священнослужители не протестовали в связи с отречением Государя от престола, сделав вид, что поверили в добровольность этого акта.
Не были исключением и московские священники. 7 марта 1917 года прошло совещание представителей духовенства Москвы, на котором было принято решение «во имя пастырского и патриотического долга» подчиниться Временному правительству. Таким решением московские священники, как впрочем ранее и Святейший Синод, фактически отрекались от Царя. Правды ради следует сказать, что среди тех, кто принимал такое решение был и протоиерей Иоанн Восторгов. Более того, он был избран председателем того злополучного совещания духовенства Москвы. Но, подобно Апостолу Петру, о. Иоанн вскоре мученической кончиной доказал свою верность Богу и Царю.
После Февральской революции Церковь жила подготовкой к Поместному Собору. Этому важнейшему в жизни Церкви событию были подчинены все устремления как пастырей, так и мирян. О. Иоанн Восторгов был участником Собора, выступал на нем с речью. В это время он был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917—1918 годах.
В самый разгар соборных заседаний власть захватили большевики. Первой акцией новой власти в Москве стал расстрел Кремля. Пролилась первая кровь. Протоиерей Иоанн Восторгов сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность» в феврале 1918 года он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово».
С захватом власти откровенными богоненавистниками о. Иоанн начал использовать во всю мощь дар блестящего проповедника. С вразумлениями и увещеваниями к народу он обращался не только с амвона. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. «Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству», — пишет современный автор. Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика Гавриила Белостокского, младенца, ритуально замученного иудеями. Во время мировой войны св. мощи мученика Гавриила были перевезены из находящихся под угрозой оккупации западных областей в Москву.
Чекисты давно следили за о. Иоанном, подыскивая только удобный повод для ареста. Поначалу его пытались обвинить в антисемитизме из-за того, что в его храме находилась частица мощей св. мученика Гавриила Белостокского, младенца, ставшего жертвой ритуального убийства. Однако более подходящим поводом видимо сочли историю с Епархиальным домом. О. Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он дал согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии.
30 мая 1918 года о. Иоанн Восторгов был арестован в собственной квартире. У него жил его давний знакомый Епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не мог уже вернуться в свою Иркутскую епархию. Он тоже был арестован. Одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н. Ремизов. Для пропагандистского обеспечения своих действий богоборческая власть провела информационную атаку. 8 июня 1918 года в газете «Известия» появилась статья «Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и Ко».
Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему удавалось совершать богослужения в тюремной церкви.
17 (30) августа эсеры организовали два покушения на большевистских лидеров. В Петрограде был убит один из лютых гонителей русского народа Моисей Урицкий. В Москве был тяжело ранен Ленин. Через шесть дней новая власть объявила «красный террор». И раньше не отличавшиеся особенным милосердием, большевики теперь начали просто зверствовать.
Первыми жертвами «красного террора» стали видные деятели царской России, в числе которых был и о. Иоанн. 23 августа (5 сентября) 1918 года на Московском городском Братском кладбище, снесенном в конце 20-х годов, были убиты: епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), протоиерей Иоанн Восторгов, председатель Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов, министры внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков и Алексей Николаевич Хвостов и сенатор Степан Петрович Белецкий.
Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях передает такие подробности мученической кончины о. Иоанна: «умер доблестной смертью христианского мученика, перед расстрелом напутствовал и ободрял своих братьев».
До нас дошел и другой рассказ о мученической кончине о. Иоанна и других видных черносотенцев. В эмигрантском монархическом журнале «Двуглавый орел» в 1922 году был напечатан отрывок из воспоминаний одного эсера, сидевшего в это время в Бутырках и встретившегося там с человеком, который знал обстоятельства кончины бывших верными до конца монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных „смертников“, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов“, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам».
Так окончил свой земной путь священномученик, мужественный проповедник, один из вождей черной сотни митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославил угодника Божия в сонме Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших.
http://rusk.ru/st.php?idar=6035