Концепция семьи и семейного воспитания в творчестве И.А.Ильина
Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27−28 апреля 2009 года)
Иван Александрович Ильин в своих научных исканиях неоднократно обращался к проблемам семьи, семейного воспитания, к проблемам духовного обновления как цели воспитания и образования человека. Он и сам отмечал эту особенность своего творческого мышления, когда отдельные уже написанные работы он откладывал и через несколько лет, а то и десятилетий обращался к этой же проблеме, в какой-то мере заново. При этом прежние рассуждения дополнялись и обогащались новыми мыслями, новыми подходами и новыми выводами.
При изучении творчества И.А. Ильина необходимо помнить, что большая часть его работ была подготовлена в период вынужденной эмиграции. Предвидя, что большевизм исчерпает себя, философ писал о России и для России, в расчёте на её будущее постсоветское развитие, где и его труды могут быть востребованы. Имея на сей счёт чёткую позицию, И.А. Ильин в 1949 г. в письме на имя редактора сборника «День русского ребенка» писал: «Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой… И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России» [1, С.365]. Спустя сорок с небольшим лет надежды ученого начинают сбываться и его труды с 1990-х гг. стали не только публиковать, но и внимательно изучать на родине.
Сегодня, когда круг читателей и исследователей творческого наследия Ильина постоянно расширяется, все большее число россиян имеют возможность убедиться, что один из выдающихся философов Русского Зарубежья во многих своих подходах к решению насущных, жизненно важных проблем России удивительно современен. Его провидческий дар обозначил многие болевые точки сегодняшней России. Среди этих болевых точек, обозначенных ученым, находится и проблема семьи, и семейного воспитания. В научном сообществе проблемами семьи занимаются философы, демографы, социологи, медики, педагоги, представители других смежных наук. В предлагаемой статье мы ограничимся рассмотрением взглядов выдающегося мыслителя Русского Зарубежья с позиций философско-педагогического знания.
Педагогические воззрения И.А. Ильина по многим позициям совпадают с воззрениями других мыслителей Русского Зарубежья. Оказавшись в вынужденной эмиграции, российские педагоги и ученые стремились сформировать в российской диаспоре такую систему обучения и воспитания, которая позволила бы в среде новых поколений русских, родившихся за пределами исторической родины, воспитать патриотов России. Поэтому, например, тезис И.А. Ильина о том, что первые три-четыре года ребенок должен учиться говорить только по-русски, и лишь на четвертом году его можно учить иностранным языкам, относился в большей степени к задачам педагогики Русского Зарубежья. Для детей родившихся в России, где государственным языком является русский, более актуальным является умение говорить на русском языке правильно.
В творческом наследии И.А. Ильина есть и работы, посвященные педагогическим проблемам постсоветской России. Достаточно напомнить, что одна из его работ, относящаяся к 1953 г., носит название «О воспитании в грядущей России». Еще в одной из его основополагающих работ «Путь духовного обновления» целая глава носит название «О семье». Рассматривая проблему семьи, ученый характеризует эту ячейку общества как первый естественный и в то же время священный союз, который люди, его основавшие, призваны строить на любви, доверии и свободе с тем, чтобы научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — Родине и государству.
Как философ, стремящийся обозначить коренную суть любой привлекшей его внимание проблемы, И.А. Ильин, рассматривая вопросы семьи и брака, выдвигает концепцию двух семей в жизни каждого человека.(1, с.142) Свою концепцию он обосновывает следующим образом: маленький человек появляется на свет в семье, которую он сам не создавал. Ребенок входит в семью, созданную его отцом и матерью, одним своим рождением и задолго до того, как он осознает себя и окружающий мир. Таким образом, ребенок, по мнению И.А. Ильина, получает эту семью как некий дар судьбы. Эту судьбу он не может изменить или отклонить, ему, по сути, остается принять её и нести через всю свою жизнь.
Феномен семьи учёный видел и в том, что двум её создателям для выполнения важнейшего предназначения — стать продолжателями рода человеческого — требуется минимальное физическое здоровье при достижении половой зрелости. Указывая на этот парадокс, И.А. Ильин отмечал, что утонченнейшее и ответственнейшее предназначение семьи по воспитанию детей почти всегда недооценивается. Констатируя известные факты об окружающем мире людей, который таит в себе «многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб» И.А. Ильин делает вывод о том, что подобное «множество личных неудач» происходит в тех семьях, где родители, дав детям плотское существование, «не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души». Во многих работах И.А. Ильина речь идёт о формировании таких качеств в детских душах, которые смогут открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет «источник духовного характера и истинного счастья».
Актуально сегодня звучат и выводы И.А. Ильина о проблеме непрочных семей, заслуживает внимания как анализ причин распада семей, так и возможные пути преодоления этой негативной тенденции. Рассуждая о непрочных семьях, где возникает некая «пропасть между родителями и детьми», ученый полемизирует с теми, кто считал, что история спешит, старое стремительно старится, и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное. Он пишет, что «все это говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений» [2, С.145].
И.А. Ильин видит проблему «отцов и детей» совсем иначе. По его мнению, семья распадается не от «ускорения исторического темпа», а в связи с «заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции». Сравнивая семью с целым «островом духовной жизни», ученый считал, что если семья этому понятию не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью, пишет И.А. Ильин. Великие крушения и исчезновения народов возникают, как считал ученый, из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи. [2, С.145−146]
Современная действительность преподносит нам многочисленные факты распада семей. Статистика свидетельствует, что в крупных городах на 100 браков приходится до 70−80 разводов. Курс на укрепление семьи, прежде всего её духовных и материальных основ, взятый нынешним российским руководством, лишнее подтверждение правильности выводов и оценок русского философа, сделанных более семидесяти лет тому назад.
И.А. Ильин, оценивая значение семьи для духовного воспитания ребенка, размышляет и о вкладе семьи в становление ребенка как потенциально активной личности. Семья в творческом наследии мыслителя выступает первоосновой таких понятий, как отечество, родина, нация, как лоно естественной человеческой солидарности. В эмиграции, И.А. Ильин имел возможность наблюдать и анализировать жизнь российской диаспоры. По многочисленным публикациям прессы, научным работам он также имел возможность знакомиться с жизнью и воспитательными процессами в СССР.
Предвидя, что власть большевиков исчерпает себя, ученый значительное число своих трудов посвятил будущему развитию постсоветской России. События 1917 г. и последующее развитие страны он рассматривал как великую трагедию в первую очередь русского народа, а также и других народов, населявших Россию. В своем творчестве ученый устремлен в прогнозирование будущего России. В этих прогнозах и размышлениях немалое место занимает и проблема воспитания. Оно, по мнению мыслителя, должно быть обязательно национальным. Ильин считал, что национальное в человеке определяется «укладом его бессознательной духовности», его национальным «инстинктом». Понимание своих национальных корней закладывается, формируются и закрепляется в детстве. И воспитание детей, по мысли Ильина, есть пробуждение их «бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту». Ученый пишет, что для воспитания ребенка необходимо создать такие условия, чтобы все прекрасные предметы, которые впервые пробуждают дух ребенка и вызывают в нем «умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными». [2, С.202]
В развитие идеи национального воспитания И.А. Ильин пишет, имея в виду в большей степени детей, оказавшихся в диаспоре, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почувствовали в себе «кровь и дух своих русских предков», чтобы они приняли «всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа», а их душа отзывалась бы трепетом и умилением «на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей». Обратим внимание на такой нюанс в рассуждениях учёного как молитва, в которой он видел «сосредоточенную и страстную обращенность души к Богу». В сочетании слов «молились и думали» на первом месте стоит молитва. Для учёного, получившего традиционное для досоветской эпохи воспитание, понимание молитвенного обряда впитывалось, что называется с молоком матери, для поколений сегодняшних россиян, это, по сути, утраченная традиция (для большинства), которую нужно восстанавливать. И.А. Ильин, рассуждая об этих аспектах воспитания, отмечает, что, получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, «русские дети, где бы они не находились, развернутся в настоящих и верных русских людей» [2, С.202]. Эти идеи и выводы ученого стали актуальными после распада СССР, когда за пределами России оказалось свыше 25 млн. этнических русских.
В концепции семейного воспитания И.А. Ильина много внимания уделяется проблеме детства. То, что выйдет из человека в дальнейшей его жизни, определяется в его детстве и притом «самим этим детством». Уточняя этот вывод, философ отмечает, что существуют врожденные склонности и таланты, но их судьба (разовьются ли они или погибнут), если они расцветут, то, как именно, — определяется в раннем детстве. Исходя из этого положения, И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры».
Формирование личности в семье может дать максимальные результаты, если родители сумели не только дать ребенку жизнь, но и открыть ему «путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья» [2, C.144]. Бывают эпохи, отмечал православный философ, когда духовное начало «начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма» [2, C.144].
Развивая эти выводы, И.А. Ильин в ряде работ рассматривает вопросы и пути духовного обновления человека. Один из главных путей духовного обновления он видел в постановке воспитательных задач, возвращении воспитания как важной сферы жизнедеятельности общества к тем истокам, освященным многовековыми традициями, которые оказались или забытыми, или в значительной мере запущенными в нашу эпоху. По мнению Ивана Александровича, для успешного решения воспитательных задач необходимо в детском инстинкте будить духовное начало, приучать ребенка к чувству ответственности, укреплять в нем это чувство [2, C.385]. Под детским инстинктом ученый подразумевал развивающиеся природные силы ребенка, которые выступают как природный источник развития.
В концепции семейного воспитания И.А. Ильина большое внимание уделяется первым годам жизни детей. По его мнению, самое большое значение имеют первые пять-шесть лет в жизни ребенка. В следующее за этим периодом десятилетие от шести до шестнадцати лет, считает мыслитель, многое завершается в формировании человека чуть ли не на всю жизнь [2, С.157].
Мы уже отмечали, что специфичной чертой философских исканий И.А. Ильина является то, что большая часть его творческого наследия была подготовлена и опубликована в период жизни за рубежом, однако это не мешало ему внимательно следить за развитием событий в СССР, что позволяло ему видеть болевые точки советской действительности. Одной из таких болевых точек он считал семью. В ряде работ И.А. Ильин пишет о разрушении семьи в большевистской России и размышляет о возможных путях формирования в будущем духовно здоровой семьи. Такая семья должна основываться на вековых традициях русского народа, освященных верой в Бога.
Опираясь на традиции национального воспитания, И.А. Ильин считал, что ребенка надо приобщить к Божественному счастью на земле как можно раньше. Воспитатель, а в первые годы после рождения это мать и отец, должен, как считает мыслитель, пробудить при первой же возможности детскую душу лучом Божественной благодати и красоты. Пробуждение детской души начинается уже с ласкового взора и голоса матери. В окружающем мире, отмечал И.А. Ильин, есть чудесное сочетание красок разнообразно богатых, нежных и безупречно богатых для вкуса. Их надо показать ребенку еще на этапе, когда он полон естественной доверчивости и богат первозданной чистотой. Есть много простых и нежных мелодий в различных колыбельных, свадебных, хороводных и других народных песнях, посвященных обрядовым и житейским традициям. Мать, поющая их своему ребенку в колыбели, уже этим пением начинает его истинное воспитание.
В работах И.А. Ильина разбросано много оригинальных примеров о том, как раскрыть перед ребенком богатство и разнообразие окружающего мира. Не обязательно, например, трехлетнему ребенку объяснять сложную и таинственную целесообразность явлений природы. Достаточно, чтобы он заметил то совершенство, которое мы находим в окружающем мире. Пусть ребенок залюбуется красотой цветов или бабочек, вглядится в величавые и легкие, а иногда грозные, облака в небе, вслушается в переливы жаворонка, трель соловья, всмотрится в добродушную задумчивость коровы, оценит своевольный ум коня и изящество кошки.
Отметим в дополнение к этим рассуждениям ученого, что верующим родителям, воспитывающим ребенка в традициях православной культуры, не трудно объяснять маленькому «почемучке» изящную и таинственную целесообразность, заложенную в окружающем нас многообразии природы. Не вдаваясь в трудные и сложные с позиции естественнонаучного знания объяснения, верующий человек объяснит всю сложную целесообразность в окружающем ребенка мире Божьим промыслом.
В воспитательном процессе важное значение И.А. Ильин придавал раннему научению детей таким общечеловеческим качествам, как умение чувствовать чужое страдание, стыдиться зла, делать добро окружающим, жалеть их, помогать нуждающимся. После пяти-шести лет, считал И.А. Ильин, ребенок должен узнать о героях своей страны и влюбиться в них. Он должен научиться «стоять» с ними в одном ряду, мысленно бороться, добиваться победы и не искать награды. Надо, считал И.А. Ильин, чтобы ребенок научился вместе с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, а с Гоголем — дивиться гениальности русского языка.
В своих работах И.А. Ильин неоднократно обращался к традициям и героям русских народных сказок, рассматривая этот пласт национального культурного наследия как важнейший источник воспитания детей. Ученый считал, что в сказках «как в недрах Земли есть свой огонь и своя наковальня,…где лежат туго стянутые узлы национального характера, где под сотней железных столбов страдает, борется, ждет своего спасения народная душа» [3, С.34].
Рассуждая о народных сказках, И.А. Ильин не скупится на яркие образные сравнения и сам иногда на миг превращается в доброго мудрого русского сказочника. Он позволяет в трудах, посвященных русской сказке, отойти от строго научных обобщений и сам допускает рассуждения и сравнения, свойственные русской народной сказке. Сказка есть народная тема для личного сновидения, и тема эта словно говорит человеку: «Вот она я, возьми меня, и я приснюсь тебе на твой собственный лад». «Тем самым, — писал И.А. Ильин, — сказка подобна мифу, народной песне, узору для вышивки, резьбе или архитектурному орнаменту» [3, С.35]. Формирование личности в семье может дать максимальные результаты, если родители сумели не только дать ребенку жизнь, но и открыть ему «путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья» [2, С.144].
Поиски подходов к организации воспитания в период детства, приводят философа к размышлениям и обобщениям глобального масштаба. Бывают эпохи, отмечал православный философ, когда духовное начало «начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма» [там же]. Каковы пути выхода общества из подобного состояния. В творческом наследии И.А. Ильина есть понятие «предметность». Это понятие православный философ рассматривает по нескольким основаниям, в том числе и с позиций концепции семейного воспитания.
«Воспитать к предметности, — писал учёный, — значит, во-первых, вывести человеческую душу из состояния холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему; открыть человеку глаза на его включенность в ткань мира, на ту ответственность, которая с этим связана, и на те обязательства, которые из этого вытекают; вызывать в нем чутье и вкус к делам совести, веры, чести, права, справедливости, церкви и родины». «Кто бы я ни был, — отмечал И.А. Ильин, — от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, — я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; не „маммону“ и не „начальству“; „не личной похоти“ и не „партии“; не „карьере“ и не просто „работодателю“; но именно России, её спасению, её строительству, её совершенству, её оправданию перед Лицом Божьим» [1, С.183].
Мысливший государственными категориями, И.А. Ильин, рассуждая о будущем России, считал, что стране «нужна ответственная идея на десятилетия, на века"… Эта идея, по мысли Ивана Александровича, должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Её он видит в идее воспитания в русском народе национального духовного характера [4, С.457−458]. Мы, писал он, должны растить и углублять русский национальный духовный характер в самих себе, и в других, и в наших детях. В этом залог спасения, знамя спасения и утверждения на много десятков лет, на сотни лет вперед. В этом творческая идея нашего будущего, в этом критерий нашего успеха [Там же].
Знакомство с трудами ученого убеждает, что Иван Александрович Ильин был и до конца дней своих оставался патриотом своей Родины. Он и в изгнании не переставал думать и писать о России, о русском народе, способном, по его мнению, преодолеть выпавшие на его долю после 1917 г. испытания. Возрождение традиций религиозного воспитания, на наш взгляд, может стать продуктивным направлением этого преодоления. Кадневский Валерий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор Омского государственного университета (Омск) Кожевников А. А., аспирант Омского государственного университета (Омск)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 2, кн. 2, — М., 1998
2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 1, — М., 1996
3. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 6, — М., 1997
4. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 7, — М., 1998