Русская линия
Русская линия Нина Смирнова22.02.2008 

Спасём детей Отечества — возродим Россию
Размышления после XVI международных Рождественских образовательных чтений

Пора бить в колокола!

Современная ситуация в России с духовно-нравственным здоровьем нации отнюдь не однозначна. С одной стороны, по заявлениям всех видов СМИ, идёт экономический рост по многим из важнейших показателей. «Стабилизация экономики государства» — эти слова всё чаще можно услышать по радио, телевидению или прочитать в прессе. Но, с другой стороны, в этих же средствах массовой информации постоянно пропагандируются насилие, убийства, откровенная эротика, разврат тела и духа, насаждается американский образ жизни; не свойственные россиянам идеалы, культ денег — всё больше внедряются в сознание русских людей. И особенно это отражается на мировоззрении тех, кого мы считаем будущими поколениями России, то есть на детях, подростках и нашей молодёжи, нравственность которых уже сейчас под угрозой.

Можем ли мы спокойно взирать на то, что происходит с нашими детьми, а значит, и с нашим будущим? С будущим наших внуков и правнуков? Не слишком ли мы медлим в своём бездействии по отношению к воспитанию подрастающих поколений? Пора давно бить в колокола, открыть глаза молодым на реальное положение вещей, обозначить их ложные идеалы и бессмысленные, а порою и губительные ориентиры. Показать истинные ценности в жизни, свойственные русской духовно-культурной традиции, воспитать достойных сынов и дочерей своего Отечества — вот главная задача системы российского образования, семьи и каждого гражданина, который думает о великом будущем испокон века великого государства Российского. И если мы хотим быть не только экономически стабильной, оборонно-мощной, но и процветающей державой, — мы должны создать (воспитать) умное, грамотное поколение высоконравственных людей, предпочитающих Добро Злу и основывающих свою деятельность на творчестве и любви к ближнему, на патриотизме и гордости за свои национальные традиции.

Где герои современности?

Именно об этом и говорилось на традиционных XVI международных Рождественских образовательных чтениях «Православные ценности и современное образование» (Москва, 27 января — 2 февраля 2008 года).

На этих чтениях мне удалось побывать не случайно. Ещё с юности, особенно в годы студенчества (а училась я у лучших преподавателей с мировыми именами в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова) меня привлекали темы образования, психологии, воспитания гармоничной и цельной личности в обществе, темы самосовершенствования и духовного роста. И в журналистской работе я специализировалась на аналитических материалах, диплом защищала по сложной, но очень актуальной теме «Образ современника в газетном очерке». Сейчас, к сожалению, специфика подачи материалов в газетах и других СМИ в корне изменилась и очень жаль, что очерки, раскрывающие лучшие черты характера современного человека, показывающие красоту истинно русской души и те качества, которым стоило подражать, — почти сошли с газетных полос. Где они — наши прекрасные современники, составляющие основу российского общества, её герои, впрягшиеся в ярмо спасения государства от растлевающей безнравственности?
Вот негатив прижился и в СМИ, и в литературе, если можно таковою «это» назвать, и в кино…

Где же молодым искать нравственные ориентиры? Кому подражать? Как не забыть о душе вечной, которую надо пронести по жизни как знамя и передать другим мирам?!

Все эти вопросы встали передо мною, когда в Государственном Кремлёвском дворце я слушала насыщенные фактами и содержательные по анализу современной обстановки в России доклады известных церковных деятелей, докторов богословия, архиереев и священников, направленные на изменение системы образования в нашей стране на государственном уровне, на объединение усилий Государства и Церкви по воспитанию духовно крепкой нации россиян, на возрождение в сердцах соотечественников истинно высоких духовных качеств, спасающих от бесконечного грехопадения и возрождающих Россию в полном смысле этого слова.

Сформировать духовную культуру будущего

С большой озабоченностью о судьбе России говорили все выступающие. Вообще атмосфера великого праздника царила в Государственном Кремлёвском дворце. Люди внимательно слушали, кивали, переговаривались, делясь своим мнением с коллегами, усердно аплодировали и задавались серьёзными целями в дальнейшей своей работе. Видно было по всему, что здесь собрались не случайные люди, а единомышленники, единоверцы — те, кому не безразлично, какими будут новые поколения страны. Такова была обстановка на крупнейшем общественно-церковном форуме нашего Отечества и стран ближнего зарубежья.

Меня, например, тронул до глубины души доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на тему «Православное образование и культура в секулярном мире. Опыт России и зарубежья».

Он говорил: «Только слепой человек не видит, что мы проходим полосу великого кризиса. Это — цивилизационный кризис. Кризис отношения к человеку. Это кризис понимания человеческой природы».

Он говорил о биологических и духовных измерениях человека, об их соотношениях. О напряжении этих полюсов. И как вывод — из его уст прозвучало: «В таких условиях у многих нет целеполагания человеческой жизни».

«Главная задача, — советовал митрополит Кирилл, — говорить миру и обществу об этих важных вопросах. «Это не апокалиптическая страшилка, это — реальность. Нам необходимо организовать своё служение людям так, чтобы дойти до многих».

Он утверждал: «Постоянный диалог с государством и обществом — средство привнесения Христианских ценностей в жизнь государства. Уход Церкви от диалога с государством — это отказ от миссии свидетельства… Актуализировать по отношению к обществу и культуре свою традицию — задача святых отцов».

Сегодня, в период бурного научно-технического прогресса происходит возрастание роли образования. Современный человек осознаёт, что его существование не ограничивается его биологическими параметрами. Необходимо думать о душе, нравственности, о тех непреходящих ценностях, которые всегда были свойственны русским людям. И в этой связи митрополит Кирилл утверждал, что «у России есть сегодня шанс создать новую систему образования, адаптированную к реалиям XXI века». Образование, — считает он, — должно стать движущей силой общества.

В своей речи этот архипастырь выделил два подхода к образованию подрастающих поколений. Во-первых, прагматический, где главным становится принцип жёсткой корреляции с требованиями рынка, когда вопросы духовного совершенствования полагаются на произвольный ход событий. И, во-вторых, интегральный метод, ориентированный на цельный подход к воспитанию личности, где делается акцент на всестороннее, гармоничное развитие духовно-нравственной личности.

При этом школа должна способствовать раскрытию образа Божьего в человеке, должна помочь человеку стать полноценным членом нашего общества. Необходима широта взглядов, кругозора и активные духовные начала в таком человеке. «Без полноценного интегрального образования в современном обществе не обойтись. Иначе может возникнуть господство ситуационного релятивизма».

Не преминул напомнить митрополит Кирилл и о том, что социальная реальность сейчас «изобилует примерами зла, религиозной нетерпимости, коррупции». В результате у большой части молодёжи меняется система ценностей в этом мире.

«Добро надо оберегать и тщательно взращивать». Необходима система защиты от зла. Поэтому есть настоятельная потребность усилить систему образования и прививать молодым национальные традиции. Задача — «формирование духовно-нравственной личности».

Надо дать доступ нашим детям к духовной культуре. Учащиеся тогда смогут выбрать религиозное образование или обычный курс этических норм. Очень важно здесь найти взвешенный подход к организации образования и создать условия для изучения православных традиций, укрепляющих русскую культуру.

«Сформировать духовную культуру будущего — вот главная задача нашего образования».

Задачи и цели воспитания по архимандриту Иоанну

Да, сегодня всем становится предельно ясно, что проблемы воспитания должны быть отнесены к самым важным и первоочередным. Об этом говорил на пленарном заседании чтений архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова. Его доклад так и называется — «Задачи и цели воспитания».

Вот некоторые самые главные положения из его доклада.
«…Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Гораздо более богато определение столетней давности, приведённое в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где говорится, что воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения им своего назначения на земле».
«Что есть назначение человека на земле? — В одном слове: восстановление падшего в нем образа Божия», — писал В.А. Жуковский, великий русский поэт и воспитатель императора-освободителя крестьян Александра II.
По нашему привычному представлению, общее образование слагается из определенного количества знаний и житейских правил и навыков. Знания подводят ум к пониманию мироздания и к овладению логическим мышлением. А нравственные правила и навыки направляют сердце и волю, помогают различать высокое и низкое, научают жить с людьми и действовать во благо на всяком поприще.
Воспитание не сводится, конечно, к одним правилам и навыкам, оно простирается и глубже, и шире. Под его воздействием складывается как бы внутренняя форма человеческой личности.
Платон в одном из центральных своих — сочинении «Государство» особо отметил, что «воспитание юношества — главное средство сохранения государственного строя». Но, прежде всего, воспитание, согласно Платону, необходимо человеку, чтобы он мог достигнуть справедливости и уподобиться своими добродетелями Высочайшему Благу.
Для Бога все люди являются именно детьми Божиими и нуждаются в истинном воспитании как наследники Небесного Царства. А сама земная жизнь — лишь воспитательное поприще. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пртч. 22, 6).
Необходимость воспитания есть исполнение назначения человеческой души. По своему изначальному высокому достоинству душа должна развиваться и совершенствоваться — оставлять её в темноте и невежестве есть тяжкий грех. Св. Иоанн Златоуст говорил: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания».
Поскольку Спаситель мира дал новую Заповедь — Заповедь любви, она и стала важнейшим основанием христианской жизни и воспитания. По словам епископа Кассиана Безобразова: «Воспитание учеников есть воспитание любви, оно вытекает из любви и совершается в любви». Любовью должны освящаться все действия учителя по отношению к его ученикам…
Одной из важнейших ценностей для воспитания является целомудрие. В нём подразумевается единство и целостность не только телесного, но и душевного состава человеческого существа. В целомудренной любви доминирует благоговение, бережное отношение и уважение к другому человеку. В таком отношении к ближнему любовь восходит от силы в силу, уподобляясь при этом любви Божией.
Не заложив в ребёнке целомудренного отношения к жизни, мы предоставим ему самому без защиты противостоять множественным растлевающим влияниям современной жизни. Под их воздействием человек «распадается» на части, разум его блуждает, отвлекаясь помыслами, душа волнуется страстями, тело подвержено излишествам. Без целомудрия, без собирания всех сил души воедино никакие высокие слова из уст учителя ничего не дадут.
Паисий Святогорец говорил своим ученикам: «Если человек получил духовную помощь в детстве, то потом снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниёт. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, это будет помогать им всю жизнь».
Оттого так чрезвычайно значима в Православии роль учителя, наставника. Учитель должен сам являть собою достойный пример. Воспитанник должен ощущать себя делателем добра, осознающим свою ответственность за всё, что может быть ему подвластно, и сообразно этому поступать.
Основополагающим принципом христианского воспитания является воспитание к свободе. Свобода — великий дар Божий, но не дана во всей полноте изначально: овладеть ею можно лишь постепенно.
Свобода, обретаемая во Христе, далека от покорности «естеству» в духе Руссо — напротив, для неё необходимо введение в систему воспитания аскетических начал.
Христианское воспитание и состоит прежде всего в усвоении дара свободы. Необходимо развивать здравую самостоятельность, следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть в воспитательном и образовательном материале средства раскрытия и укрепления духовных сил ребенка. Есть замечательная русская поговорка, выражающая истинное церковное отношение к дару свободы: «невольник — не богомольник».
Не принудительность и насильственное навязывание религиозной жизни определяет воспитание в христианском духе, а приобщение к пониманию многообразного единства и целостности человеческой жизни.
Задача воспитания должна быть понята именно в своём положительном, а не отрицательном содержании, не как система внешних принуждений, а как содействие раскрытию лучших движений души. Нужно следовать — пусть даже неумело и не всегда удачно — добру. Помнить, что именно совершение нами добрых дел и поступков являет наше отношение к людям и определяет отношение других людей к нам.
Христианское воспитание должно быть не только целостным, но и укоренённым в глубине жизни. Оно должно объединять сердце, волю, разум, воображение, творчество и придавать жизни духовный, высший смысл. Отвлеченные правила, мысли, идеи, не воплощённые в собственной жизни, не подкреплённые делом, закрепощают, а не освобождают душу.
В основе православного воспитания лежит творчество — созидание и преображение души человеческой в соответствии с образом Божиим, осмысление учеником своего места в мире, что не может не проявиться в соответствующем высоком строе жизни.
В свое время разрыв культуры с Церковью совершился во имя свободы. А сегодня мы присутствуем в удивительный момент истории, когда должна состояться их свободная духовная встреча, в которой предрешаются грядущие судьбы человечества.
Нельзя вполне уяснить своего места в мире и своего назначения, не обратившись к истокам народной жизни. Сложение русского народа и его государственности совпало с принятием Русью православной веры. Она глубоко запечатлелась в характере и даже самом облике русского народа, в его культуре.
По словам Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Основой просвещения на Руси послужила Православная Христианская вера. Она внесла новые животворящие начала в русскую жизнь, всецело определила своеобразие самого её склада и характера, сообщила первоначальному воспитанию и образованию нашего народа живое стремление к Церкви Божией, поселила в сердце его неистребимую никакими внешними обстояниями и внутренними трудностями жажду святой и праведной жизни».
«Всё, чего ищет русский народ, — говорил великий русский писатель Ф. М. Достоевский, — заключается для него в Православии — в одном Православии и правда, и спасение народа русского».
…Природа человека изначально соборна. Люди связаны между собой как дети Единого Отца, во всех есть образ Божий. Их сплачивает воедино любовь и молитва. Православная соборность в чём-то близка принципу коллективизма в воспитании, но превосходит его, так как имеет благодатную духовную основу. А также потому, что каждая человеческая личность рассматривается в христианской общине как высшая ценность, как сотворённая по образу Божию, и не приносится в жертву обществу.
Может ли быть осуществлён принцип соборности в общеобразовательной школе? Прежде всего, нужно взять соборность в качестве идеала, попытаться усвоить присущий ей дух любви и сотрудничества, многократно усиливающий положительный результат воспитания.
Чтобы общество успешно развивалось, оно должно непременно опираться на положительные ценности и нравственные нормы, закрёпленные законом и доминирующие в практической жизни. Если же оно отвергает нравственные нормы, то тем самым обрекает себя на нестабильность и криминогенность, а в конечном итоге, на вымирание.
Там, где нет осмысленного подхода к воспитанию, его место занимают СМИ, пытающиеся подладиться под господствующий дух времени. Отрицая традиционные ценности, они агрессивно проповедуют разврат и насилие, принижают всё высокое в человеческой истории, сводят цели человеческой жизни к убожеству гедонизма, уравнивают добродетель и грех. Чему могут научить детей реалити-шоу под названием «Старший Брат», «Слабое звено», «Последний герой»? Тому, что жизнь это игра, в которой выиграть можно только за счёт других. Именно отказ от христианства, создавшего европейскую цивилизацию, и делает современный Запад духовной пустыней. Общество существует лишь при условии достаточного единства между составляющими его членами, и воспитание поддерживает и усиливает это единство, закладывая заранее в душу каждого ребёнка основной набор сходных качеств, которых требует коллективная жизнь.
Воспитатели и учителя должны знать, кого им нужно воспитать и выучить, знать тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать вверенные им маленькие живые будущности, смотрящие на них полными смутных ожиданий глазами.
Возрождение Российской государственности невозможно без решения задачи духовно-нравственного воспитания детей. Даже государственным чиновникам уже становится ясно, что это немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования.
…"Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, — писал замечательный русский мыслитель И.А. Ильин, на протяжении многих лет размышлявший над судьбами своего Отечества, — и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».
Детские души необычайно восприимчивы к добру. Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашёл своё призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нём. И с помощью Божией, при поддержке взрослых построил храм своей души. Школа должна, наряду с семьей, всеми силами противостоять растлевающим влияниям разврата. Со школьной скамьи мы должны направить совместные усилия на воспитание и сохранение целомудрия молодых людей, чтобы они могли создать крепкую семью, чтобы дети были в ней счастливы. Необходимо прививать уважение к семье, понимание её высокой ценности.
Не надо недооценивать всех опасностей, которые несёт с собою массовая культура, с её всеядностью, пошлостью, низменными устремлениями. Важнейшую роль в одолении её искушений призвано сыграть приобщение к подлинным произведениям литературы и искусства, возвышающим душу человека, вводящим его в мир высоких нравственных идеалов. Русская литература, чьи достижения вошли в золотой фонд мировой культуры, никогда не отделяла себя от своих православных истоков, черпала в них свою жизненность и силу. Истинная русскость заключается в причастности русскому культурному и духовному наследию, в осознании нашего национального характера, в основе которого жертвенное служение Богу и Отечеству.
«Службу превратить в служение, — говорил И.А. Ильин, — работу в творчество, интерес во вдохновение, дела освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла. Вот чему надо воспитывать новые поколения русских людей. Вот в чём спасение и расцвет новой России. И о том, как нам возродить на этих основах русское воспитание и образование, — должны быть все наши помыслы».

Сделаем детей гордостью Отечества

Размышляя над проблемами образования, невольно вспоминаешь собственные годы учения в школе. И вывод напрашивается сам собой. Лучшими учениками, а потом теми, кто достиг определённых высот в жизни, стали те, кто в период обучения в общеобразовательной школе не ограничивался только изучением основных предметов по школьной программе, а успевал посещать и музыкальную школу или художественную, спортивные секции и кружки (например, театральный или моделирования), кто участвовал активно и в художественной самодеятельности, и в выпусках общешкольной или классных стенгазет, кто активно принимал участие в любой общественной деятельности и учился жить в коллективе и правильно планировать своё свободное от уроков и подготовки к ним время.

Выгодно помогала пионерская и комсомольская работа, и, хотя были другие идеалы у ребят, они стремились к активной жизненной позиции, мечтали быть достойными гражданами своего Отечества и самое сложное брать на себя.

Такое гармоничное развитие детей приучало их в дальнейшей взрослой жизни быть организованными и ответственными, сильными духом (в первую очередь) и телом (во вторую).

Мы умели бороться со злом и помогать друг другу, уважать старших и любить своё Отечество. Не это ли и теперь главная задача образования?
Система ценностей не настолько изменилась, что невозможно её реанимировать. Осветить воспитание подрастающего поколения светом неисчерпаемой Божьей благодати и устремиться взрастить свою душу, похожую по замыслу Творца на Его — очень благая цель и животворящий источник самопознания и самосовершенствования.

Объединить усилия государства, Церкви, семьи в поддержании и развитии исконно русских православных традиций — и никакие силы не смогут противостоять мощи Российского государства и духовной силе нашего народа.

Создадим себя, воспитаем детей, сделаем их гордостью Отечества — и любимая многострадальная Россия возродится.

В этой связи стоит остановиться на выступлении на чтениях министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александра Сергеевича Соколова. Он отметил, что сейчас «именно в России есть все признаки возрождения», что процесс очищения уже идёт в провинциях России. Он привёл очень характерный пример.

Недавно состоялась служба в храме св. Николая в Толмачах рядом с Третьяковской галереей. На этой службе присутствовала испанская принцесса. Её потрясло не столько великолепие храма, сколько то, как подходили к причастию русские дети. Она заметила удивительное душевное состояние этих детей и почувствовала великую их сопричастность с происходящим. После службы испанская принцесса сказала: «Глядя на этих детей, я увидела, в чём будущее России…»

Шесть грантов в одном лицее

Удивительно, что сразу после чтений мне выпала возможность и самой убедиться, что будущее России — это не далёкая призрачная мечта, а уже воплощающаяся в жизнь реальность. Точно такие же восторженные глаза, как у детей в храме св. Николая, я встретила в Обнинском лицее N 6, куда я приехала на празднование тридцатилетия творческой деятельности и директорского стажа Раисы Павловны Маслевской — человека неукротимой энергии и бесконечной творческой инициативы. Пока ведутся разговоры и вырабатываются системы нового подхода к современному образованию, педагогический коллектив лицея внедряет в жизнь свою собственную программу, причём параллельно участвует в президентском конкурсе инновационных образовательных программ. Только в течение последних двух лет этот лицей по результатам конкурса получил шесть грантов: один — миллионный — на лицей в целом и пять — учителям-предметникам, нестандартно, творчески организовывающим весь процесс обучения в лицее. В их числе: преподаватель русского языка и литературы Л.Н. Лукина (в 2006 году она получила по результатам работы высший балл в Калужской области), преподаватель математики В.Н. Клепиков, педагог начальных классов Н.Н. Галюк, преподаватель информатики Л.И. Смолякова и учитель физкультуры Е.И. Смирнова.

Вся воспитательная работа в этом учебном заведении строится на принципах коллективизма, творчества и преподавателей, и учеников, на поддержке любой инициативы и сверху, и снизу, на преодолении неимоверных трудностей и непонимания со стороны вышестоящих организаций. Вот, например, однажды в лицее было организовано сразу два театра: «Василёк» (руководитель Олег Демидов) и «Первый шаг» (руководитель Алексей Собачкин). В них были задействованы и ученики, и учителя и ставились вполне профессионально и классические спектакли, и самые современные пьесы. Театральная лихорадка охватила все классы. Дошло до того, что со временем театр Олега Демидова выделился в отдельный муниципальный театр города, а театральные студии стали организовываться в каждом классе.

В лицее, который работает по программе школы полного дня, осуществляется интеграция интеллектуального труда и духовно-нравственного воспитания лицеистов. Ученики лицея занимаются ритмикой, организовано хоровое пение, созданы поэтическое общество «Восхождение» и литературный салон «Пушкинское общество», издаются сборники стихотворений старшеклассников.

Можно отметить уникальный факт. Занятия ритмикой дают хороший результат: одна из пар учеников этого лицея, которые стали заниматься бальными танцами, прошла многие турниры, конкурсы и на сегодняшний день является многократным победителем в латиноамериканских танцах на международном уровне.

В этом лицее уделяют внимание не только новейшим инновационным образовательным технологиям, но и заботятся о гармоничном развитии личности каждого ученика. Причём все педагоги и ученики чувствуют общность интересов и привыкают делать всё, даже самое сложное, с удовольствием.

Время торопит: пора действовать!

Итак, Рождественские чтения позади. Есть над чем поразмышлять — не только в этой статье и не только мне. Но самое главное: нельзя дожидаться, когда пройдут семнадцатые, восемнадцатые — двадцатые чтения… Юные души ждать не будут. Свято место пусто не бывает. Не успеем воспитать молодёжь с высокими нравственными идеалами — пустота будет заполнена духовным мусором и агрессивностью. «В привычке жить во сне подросток пребывает в раздвоении между жизнью реальной и придуманной, — сказал на чтениях в своём выступлении архиепископ Полтавский и Новгородский Филипп. — И тогда этот подросток ищет искусственный уход от реальности с помощью алкоголя, наркотиков, преступлений… Происходит рост ненастоящих людей в ненастоящей жизни по ненастоящим законам…» Устраивает ли нас такая судьба наших детей?
Нет! Однозначно — нет! Пора действовать!

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни» (Притч. 13, 12), — говорит Священное Писание. Эти слова имеют отношение и к нашей отечественной истории. Вера Православная долго была гонима, а подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время надежды. И, как цветущее дерево жизни, — дети России, — которым мы свободно можем говорить о Боге и о любви к ближнему» — эти слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сказанные на предыдущих чтениях, знаменательны и торопят время. Слово — за государством и обществом. Церковь прилагает немало усилий для того, чтобы её призыв к возрождению православных ценностей был услышан правительством, и понят народом, и принят всеми нами как руководство к действию.

И как сказал митрополит Калужский и Боровский Климент, мы должны помнить, что сегодня созидается будущее России, а каким оно будет — зависит от нас. Поэтому мы должны понимать свою великую ответственность и за судьбу Родины, и за детей её. Сохраним детей Отечества — возродим Россию!
Нина СМИРНОВА, член Союза журналистов России, писатель

Впервые опубликовано в журнале Калужской епархии «Православный Христианин» N 2, 2008

http://rusk.ru/st.php?idar=112498

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ungefug    06.06.2011 18:52
"Лучшими учениками, а потом теми, кто достиг определённых высот в жизни, стали те, кто в период обучения в общеобразовательной школе не ограничивался только изучением основных предметов по школьной программе, а успевал посещать и музыкальную школу или художественную, спортивные секции и кружки (например, театральный или моделирования), кто участвовал активно и в художественной самодеятельности, и в выпусках общешкольной или классных стенгазет, кто активно принимал участие в любой общественной деятельности и учился жить в коллективе и правильно планировать своё свободное от уроков и подготовки к ним время.

Выгодно помогала пионерская и комсомольская работа, и, хотя были другие идеалы у ребят"
Врёте вы всё!!! Успеха в жизни достигал не тот кто хорошо чился, а тот кто, говоря современным языком" – хорошо шестирил. Кто вступал в косомол, а затем и в партию. Бездуховность была флагом коммунистов, а стучать на ближнего – патриотично и благородно. Все те кто сейчас у власти или крупные бизнесмены именно из этой плеяды.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru