Русская линия | Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов) | 22.01.2008 |
Отрадно, что обо всем этом мы говорим на земле, давшей Православному миру одного из дивных угодников Божиих — святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. С его именем самым тесным образом связано становление Российской Империи — уникальной цивилизации, постепенно занявшей огромное пространство от Вислы до Аляски и Калифорнии, страны, во многом определявшей судьбы мира своего времени.
Мы хорошо знаем о той поддержке, которую святитель, занимавший Воронежскую кафедру, оказал императору Петру I во время Азовских походов. Он не только пожертвовал церковные средства для строительства двух парусных судов и трех галер, столь необходимых для дальнейшего продолжения войны с Турцией, но и, обращаясь к пастве в своих проповедях, всегда подчеркивал значение строительства русского флота и выхода России к морям. Чрезвычайно важно то обстоятельство, что эта поддержка не являлась неким угождением царской воле. Она проистекала из глубинного понимания святителем Митрофаном путей развития российской государственности, пользы и блага своего Отечества.
В том, что это было действительно так, мы узнаем из упомянутого в житии угодника Божия случая, когда он воспротивился царю в его увлечении европейскими обычаями.
Однажды, рассказывает нам житие, Петр I пригласил к себе святителя Митрофана. Старец перешел уже мост и вступил на остров реки Воронеж, где находилось адмиралтейство, как взор его встретил статуи, поставленные в качестве украшения у ворот царского дворца. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Впоследствии царь был вынужден убрать статуи.
Случай этот является чрезвычайно характерным для отношений святителя Митрофана и Петра I. Именно глубокая вера святого была основой этих отношений. И Петр, которого зачастую привыкли изображать чуть ли не гонителем Церкви, с уважением и любовью принимал эту веру святителя.
Известный российский историк Сергей Михайлович Соловьев назвал святителя Митрофана Воронежского «лучшим из великорусских архиереев, знаменитым не школьной ученостью, но святостью жизни и сходившимся с Петром в усердном радении о благе родной земли».
Великий угодник Божий скончался в Воронеже 23 ноября 1703 года и был погребен в кафедральном соборе. Гроб с телом святителя нес до усыпальницы сам император Петр. Прощаясь с покойным, он сказал: «Не осталось у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память».
Прошедший 2007 год был ознаменован очень крупным всероссийским юбилеем — 20 августа гражданского стиля (7 августа по церковному календарю) исполнилось 175 лет с момента прославления епископа Митрофана Воронежского в лике святых. Почитание этого угодника Божия не прекращалось в народе на протяжении всего XVIII столетия. В 1832 году, в царствование императора Николая I, в Воронежском кафедральном соборе были обретены нетленные мощи святителя. Затем, состоялось его общецерковное прославление.
Почитание святителя было настолько сильным, что в короткое время по всей Православной Церкви от Москвы до Афона появилось множество храмов, посвященных этому святому, церковных росписей, икон и мозаик (например, в храме Христа Спасителя, Исаакиевском соборе, храме Спаса-на-Крови).
К сожалению, большинство наших земляков, практически, ничего не знает о нем. Они не имеют представления о том, что этот великий угодник родился на нашей земле — в селе Антилохово Савинского района, где мы молились сегодня. Здесь он сформировался духовно, а в селе Сидоровское современного Ивановского района, до сорокалетнего возраста проходило его священническое служение. В монастыре Золотниковская пустынь, находящемся на территории современного Тейковского района, он воспринял монашеский постриг и начал свои иноческие труды.
Пришло время, когда Господь начинает открывать нам красоту и величие родной земли, высоту духовной жизни и красоту свершений наших предков. Однако без наших человеческих усилий, эти величие и красота не вернутся к нам. Поэтому наш сегодняшний разговор будет двояким. С одной стороны мы поговорим о происхождении духовно-государственнического мировоззрения святителя Митрофана, которое позволило ему стать, в буквальном смысле, небесным покровителем становления новой России в XVIII и XIX столетиях, с другой стороны — о путях и методах нашего возвращения на свою духовную Родину — Святую Русь, о нашем возвращении в историю России. Все это самым тесным образом связано с той Савинской землей, на которой мы сегодня собрались. Здесь, как, впрочем, и в других уголках России мы можем увидеть наши самые глубокие, самые сокровенные корни — корни веры, культуры, государственности, нашего родного языка и всего бытия русского народа.
Много столетий назад земли современных Савинского и часть территории соседних Южского, Палехского и Шуйского районов Ивановской области входили в состав могущественного Стародубского княжества.
21 июня по строму стилю (4 июня по гражданскому календарю) Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Феодора Стародубского. Подобно своим святым сродникам благоверным князьям Роману Рязанскому и Михаилу Тверскому он был замучен в Орде за отказ изменить Христу. Случилось это в 1330 году при татарском хане Узбеке. Как свидетельствует церковное предание, тело святого было на куски изрублено татарами. К всеобщему удивлению птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи страдальца за Христа отвезли в село Алексино, располагавшееся в удельном княжестве благоверного князя.
Князь Феодор был погребен в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сведения об этом имеются в авторитетном гимнографическом источнике — месячной Минее, неоднократно переиздававшейся Издательским Советом Русской Православной Церкви.
От могилы благоверного князя Феодора совершались исцеления болящих. В основном выздоравливали страдавшие глазными болезнями. В Государственном архиве Владимирской области имеется дело, посвященное работе специальной комиссии, которая в конце XVIII столетия проводила исследование чудес святого и подтвердила их подлинность. Над могилой благоверного князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Алексино была устроена специальная гробница с балдахином. Сами мощи всегда оставались «под спудом» — под землей.
Святой благоверный князь Феодор многих исцелял от телесной слепоты. Сегодня, его святыми молитвами, мы крайне нуждаемся в исцелении от слепоты духовной. Село Алексино находится на территории того самого Савинского района, где проходит сегодня день Общественной палаты и наш круглый стол.
«Не стоит село без праведника, а город без святого», — говорили всегда русские люди. Нет земли без её небесных покровителей. Очень отрадно, что постепенно начинается процесс возвращения духовно-исторической памяти, и наши муниципальные образования обращаются к небесному заступничеству святых, живших на их земле. Первым здесь стал приволжский город Юрьевец, в котором, во многом благодаря инициативе местных властей, стало развиваться почитание его основателя — святого благоверного князя Георгия II Всеволодовича Владимирского, жившего в XIII столетии. Его почитают здесь наравне с небесным покровителем города — святым великомучеником и Победоносцем Георгием. Хочется надеяться, что и в Савинском районе, по примеру города Юрьевец, станут почитать в качестве небесных покровителей района святителя Митрофана Воронежского и святого благоверного князя Феодора Стародубского.
Подвиг князя Феодора не стал единичным духовным событием в истории Савинской и Южской земли. Спустя столетие после мученического подвига в Орде своего святого сродника, Стародубские князья совершили духовно-воинский подвиг, остановивший Смуту в России и спасший ее на краю гибели. Речь не идет сейчас о событиях Смутного времени начала XVII столетия. То, о чем будет говориться дальше, случилось двумя веками раньше. Тогда над страной нависла не меньшая опасность. Трагические события этого времени лишь вскользь упоминаются в учебниках истории, где они, почему-то носят название «феодальной войны». За этим скользким псевдосоциологическим термином не видно всей трагичности и величия происшедшего. А оно заслуживает нашего внимания и молитвенной памяти.
В 1446 году было совершено страшное преступление — Дмитрий Шемяка выступил против законного государя, внука святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Василия Васильевича, захватил его в Троице-Сергиевой Лавре и ослепил. Тиран искал малолетних детей Василия Васильевича Ивана и Юрия для того, чтобы убить их и окончательно утвердиться на престоле. В этот тяжелый для всей страны момент династию спасли Стародубские князья. К князю Ивану Ивановичу, и его братьям Семену и Димитрию, владевшим селом Ряполово, которое находится ныне в соседнем с Савинским Южском районе, прибежали Иван и Юрий, прося защиты. Шемяка пытался заручиться поддержкой Ряполовских князей. Однако они выступили против узурпатора. Князья собрали рать и на реках Мологе и Шексне разбили войска Дмитрия Шемяки. Последний был вынужден отпустить плененного князя Василия. Так была спасена не только династия, но и вся Россия. Спасенный сын князя Василия Иван, взойдя на московский престол под именем Ивана III, станет собирателем русских земель, одним из создателей великой Российской державы, приобретет благодарную память потомков.
Пройдет еще два века и против другого узурпатора, принявшего имя Дмитрий, приведшего на Русь поляков и чуть не лишившего её государственности выступил в поход из своего родового имения в Мугреево современного Южского района потомок Стародубских князей князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Русский народ вновь, как и в XV веке сам восстановит свою государственность. Как видим, внутри самой народной толщи существовал устойчивый государственнический инстинкт. Он был основан на вере. Вера и верность недаром являются однокоренными словами. Вера святого благоверного князя Феодора Стародубского стала верностью его славных потомков.
Однако в нашей недавней истории можно увидеть и противоположный пример — когда исчезает вера, уходит и верность, народ лишается своего государственнического инстинкта.
В подвиге князя Феодора и Стародубских князей обретаются глубинные духовные корни, которые породили государственническое мышление святителя Митрофана. Российское государство для него — это не некий предмет общественного договора. Это та ткань народной жизни, которая рождается из толщи веков, из всего бытия народа, которая призвана быть христианской и способствовать спасению человека для вечности.
Село Ряполово сегодня так же заброшено, как и Алексино. Запустение коренных русских земель — это страшная трагедия, лежащая в основе всех нестроений нашего времени. За процветанием духовным следует процветание экономическое, за духовным упадком — распад хозяйственных связей и народное вырождение.
Наше духовно-историческое наследие — это огромное богатство и потенциал дальнейшего развития. Нельзя ничего построить на пустом месте. Только черпая потенциал в нашем прошлом можно двигаться вперед. Отрадно, что в последнее время это отчетливо понимается нашей государственной властью. Правительством Ивановской области разработана и в сентябре 2007 года принята специальная Программа усиления духовно-нравственного воспитания средствами историко-культурного наследия на 2007−2009 годы.
Это чрезвычайно важный документ, свидетельствующий о совершенно правильном стремлении использовать наше прошлое в качестве мощного инструмента возрождения национального самосознания и воспитания подрастающего поколения. Насколько эта программа окажется действенной, в конечном счете, зависит теперь от каждого из нас.
Хочется обратить внимание собравшихся на один из пунктов программы, который касается некрополей — кладбищ. В нем говорится о необходимости восстановления могил наиболее известных земляков.
Состояние наших кладбищ, и городских, и сельских, свидетельствует об очень тяжелой духовной ситуации в обществе. На протяжении советского периода память смертная постоянно вытеснялась на периферию общественного сознания. В старой России в центре села всегда находился храм, а вокруг него — кладбище. Дальше располагались дома ныне живущих жителей села. Все это свидетельствовало о живом единстве поколений во Христе. «У Бога нет мертвых, у него все живы», — говорили наши предки. Преемственность традиций наглядно проявлялась в глазах молодежи, смотревшей на могилы своих дедов и прадедов.
В XX столетии храмы оказались разрушены. Вместе с ними исчезли и кладбища. На их место пришли пустыри, руины, в городах — новая застройка. Страшно говорить о том, что в областном центре, городе Иваново, на месте старейшего кладбища находится ныне площадь Революции, разбит сквер, поставлены фонари и скамейки. Нельзя на попираемых костях наших предков построить ничего хорошего. По большому счету, нельзя говорить о патриотическом и духовном воспитании до тех пор, пока не нашли покоя люди, жившие на этой земле до нас.
Как вернуть память о них? Это вполне возможно. Благодаря сохранившимся архивным документам мы можем восстановить имена погребенных на очень многих кладбищах нашей Иваново-Вознесенской земли. Дело в том, что в храмах велись так называемые метрические книги, в которые заносились записи о всех крестинах, венчаниях, отпеваниях. Эти книги, по большей части сохранились в Государственном архиве Ивановской области и архивах соседних областей.
14 августа 2007 года на заседании Правительства Ивановской области получила поддержку программа оцифровки основных источников и дореволюционной литературы по региональной истории, предложенная Иваново-Вознесенской епархией. Мы начали соответствующую работу, пока на базе Шуйского краеведческого музея, привлекая для оцифровки материал из архивов и библиотек за пределами Ивановской области. За истекшие с момента заседания Правительства пять месяцев Информационно-аналитическим отделом Иваново-Вознесенской епархии оцифровано почти 38 тысяч страниц — это лишь часть того, что необходимо сделать в первую очередь. Данная работа проводится в рамках создания Президентской библиотеки, которая и призвана аккумулировать все гуманитарное наследие страны, в первую очередь — в цифровом виде.
После систематизации и обработки собранный нами материал будет выставляться на Епархиальном Интернет-сайте для свободного пользования всеми желающими. Обновленная версия сайта должна появиться в самое ближайшее время.
Весьма печальным и, в то же время, знаковым фактом, является то, что в нашей области до сих пор нет своей полноценной местной энциклопедии. Между тем, многие регионы России, начиная с середины 90-х годов, выпустили или выпускают свои энциклопедические издания. 90-летие губернии, празднование которого предстоит в 2008 году, дает нам повод задуматься о такой энциклопедии. Однако её создание предполагает колоссальную работу всех общественно-гуманитарных сил нашего края. Предстоит заново освоить и осмыслить огромный исторический, этнографический, лингвистический материал, выпустить, при подготовке энциклопедии, ряд словарей гидронимов (названий рек и ручьев), топонимов (название сел, городов, реалий местности), диалектные словари, этнографические справочники. Однако мы полагаем, что, несмотря на все возможные трудности, пора приступить к этой работе.
Благодарю за внимание.
http://rusk.ru/st.php?idar=112410
|