Русская линия
Русская линия Виктор Грибков-Майский25.09.2007 

«Передать духовную силу святого..»
Скульптурный образ прп. Нила Столобенского как явление русской национальной культуры

Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры или деревянного барельефа, нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного изображения. И уже это одно дает нам право говорить об уникальном явлении в истории русского искусства. Дело в том, что Православная Церковь очень сдержанно относилась к скульптурным изображения святых. И это понятно. Вспомним об изобилии скульптуры в католических храмах и о языческих славянских идолах.

Деревянная скульптура преподобного Нила СтолбенскогоБыл даже издан специальный указ Священного Синода от 21 мая 1722 года, в котором, в частности, говорится следующее: «… в храмах многия неисправность… обретается… а именно: резные или истесанные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепия противны… а дерзают истесывать их сами неотесанные невежды и вместо сообразных Святых с благообразными лицами образа безобразные, на которых смотреть гадко, болваны…поставляются…принужден Священный Синод запретить сие». Но справедливости ради надо отметить тот факт, что речь шла не о тотальном запрещении скульптуры в религиозном искусстве, а об уровне профессиональной подготовки мастеров, делавших ее. Однако, в любом случае развитии скульптуры данный указ никак не способствовал.

Для нас же данный указ интересен и тем, что мы можем с большей долей вероятности говорить о времени, когда складывалась традиция скульптурного изображения Нила Столобенского. Исторически известно, что первая икона с изображение Преподобного Нила была написана в 1595 году иноками Тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом со слов старцев, знавших почившего 40 лет назад старца и еще помнивших его черты лица. Мы вполне можем предположить, что сразу после вышеупомянутого указа в монастыре Нилова пустынь, основанным в 1594 году иеромонахом Германом из Николо-Рожковского монастыря, вряд ли смогла появиться такая традиция. А это значит, что канон скульптурного изображения Святого вполне мог сложиться или до появления вышеупомянутого указа, где-то в середине-конце XVII века, или значительно позже. Автор книги «Земля Истока» Т.В. Барсегян придерживается второй версии, утверждая, что первый скульптурный образ Святого был изготовлен в Ниловой Пустыни лишь в конце XVIII века. Но пока вопрос этот детально не изучен специалистами, и пока не произведены исследования древесины наиболее старых сохранившихся скульптур, говорить о точной дате возникновения традиции преждевременно.

Известно, что в 1766 году дано было повеление всех живущих в монастыре в ожидании пострижения, обучать какому-нибудь мастерству, в том числе и столярному. Не здесь ли лежит начало массового изготовления скульптур Преподобного?

К сожалению, несмотря на всю очевидность уникальности данного явления, оно еще не нашло должного отражения в отечественной искусствоведческой литературе. При этом довольно подробно описаны деревянные скульптурные изображения свт. Николая Можайского с мечом и градом и мч. Параскевы Пятницы. А о так называемых «пермских богах» написаны целые монографии. А жаль, ведь если скульптурные изображения мч. Параскевы Пятницы — «образ матери-Родины» (Г.К. Вагнер) и свт. Николы Можайского — апофеоз русского крестьянина" (М.В. Алпатов) есть не что иное, как воплощение общенационального характера, то скульптурный образ Нила Столобенского звучит по-иному, может быть более сдержанно, но не менее внушительно, органически вписываясь в природу Селигерского края. Тем более, что и в количественном измерении скульптурки Преподобного Нила были значительно более многочисленными, чем скульптурные изображения других Святых.

Писатель В.А. Слепцов, посетивший Осташков в 1862 году, в своих письмах об Осташкове пишет, что одних богомольцев пребывало сюда до 10 тысяч. Некоторые источники называют другую цифру, указывая, что только на Обретение мощей Преподобного Нила Столобенского приезжало до 90 тыс. человек.

Монастырь Нилова Пустынь был, до его закрытия в двадцатых годах прошлого века, одним из самых посещаемых в России и каждый паломник увозил с собой образ Преподобного чудотворца. Такого огромного количества скульптурок своими силами монастырь вряд ли мог произвести. Вот почему представляется очевидным, что в процесс изготовления резных изображений активно включалось и местное население близлежащих сел и деревень. При этом скульптуры были безымянные, поэтому и имена мастеров установить невозможно. Но совершенно точно можно утверждать, что среди тех, кто их вырезал, были и настоящие ваятели. Примером тому может служить деревянная скульптура Нила Столобенского из села Метлино (конец XVIII — начало XIX века), вырезанная из мореного дуба почти в человеческий рост. Ныне она хранится в Торопецком краеведческом музее.

Преподобный Нил считается местночтимым Святым, но известен он был далеко за пределами тверской земли. Известно, что уже в XVII веке монастырь Нилова пустынь имел подворья не только в Осташкове, но и Москве и Новгороде.

Менее известен тот факт, что храм в честь Нила Стообенского построен даже в далекой Бурятии. Церковь во имя Нила Столобенского была освящена в предгорьях Саян в 1850 г. с целью обращения местных бурят в православную веру. Располагалась она в долине реки Ихэ-Угунь, притока Иркута. До 1917 года здешняя Нилова Пустынь была приписана к Иркутскому архиерейскому дому. Сейчас здесь термальный курорт.

Что касается скульптурного изображения Нила Столобенского, то со временем сложились, в основном, две традиции — в виде скульптуры, как правило, от 10 до 40 см высотой и в виде рельефа — чаще прорезного, реже глухого, 20×25 см.

По своему внешнему виду эти скульптуры выглядят очень скромно. В отличие от свт. Николы Можайского, который изображается с мечем и градом, Нил изображен с костылями (крюками), и не случайно. В «Житие Преподобного Нила Столобенского чудотворца» читаем: «… подвиги молитвенные, бдительность над помыслами и борьбу с плотью Преподобный со дня на день усиливал. Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, он не позволял себе и на малое время ложиться на ребрах, но в случае крайнего изнеможения, стоя облегчался пазухами на деревянные крюки, вбитые в стене келии его, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом».

Разумеется, что не все скульптурные изображения одинаковы по своему художественному наполнению. Зачастую они даже очень сильно разняться друг от друга. Одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря. И только наиболее талантливым удавалось передать огромную духовную силу Святого, его внутреннее напряжение при видимом внешнем спокойствии. Для того чтобы достичь этого, линия спины должна напоминать линию натянутого лука, что и дает ощущение внутренней силы, постоянной внутренней духовной работы. Способствовало достижению подобного эффекта и то, что зачастую для вырезания бралось расколотое надвое полешко необходимого диаметра, часть которого оставалась почти нетронутой и которое, к тому же, идеально ложилось в руку мастера, создавая как бы единое целое.

В конце 1990 года Нилова пустынь возвращена в лоно Русской Православной Церкви. С возрождением монастыря возрождается и традиция массового изготовления скульптурного изображения Нила Столобенского, в основном местными умельцами. К сожалению, большинство этих скульптур не выдерживают никакой критики. Как сказал настоятель монастыря отец Вассиан, мастера эти «не утомляют себя ни постом, ни молитвою». И уж совсем не приемлемой воспринимается попытка отливки скульптуры из гипса или современных пластиковых материалов. При этом чисто технически вырезать скульптурку Преподобного Нила совсем несложно. Разумеется, нужно иметь необходимую профессиональную подготовку и внимательно следовать тем приемам, которые использовали при изготовлении скульптурок резчики по дереву в прошлом. Для того чтобы удовлетворить спрос, необходимо было как-то облегчить, упростить работу. Этого можно было достичь, сделав несколько (три или четыре) пропилов. Затем идет обработка стамеской, и уже потом скульптура набело обрезается косячком (специальным ножом).

Дальнейшая работа связана с покраской. Вся скульптура красилась в черный цвет, за исключением лица, рук и бороды. Борода была белой, а лицо и руки телесного цвета, причем на наиболее старых они предварительно грунтовались. Зачастую костыли (крюки) раскрашивались в темно-коричневый цвет. Как правило, скульптурка располагалась на небольшой подставке, где по торцу наносилась каноническая надпись.

В настоящее время изображение Нила Столобенского является одним из любимых сюжетов для местных резчиков по дереву. Эти работы можно постоянно видеть на областных выставках резьбы по дереву, которые проходили в Твери в 1991, 1993, 1995, 1998, 2002 и 2006 годах по инициативе тверских резчиков по дереву, объединившихся для этого в 1990 году в Тверское товарищество резчиков по дереву. Разумеется, на эмблеме товарищества также оказалось изображение Нила Столобенского.

Очень точно сказал о деревянной скульптуре М.В.Алпатов: «Какие бы воздействия мы не находили в русской народной скульптуре, это искусство самобытное, корневое, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное творчество, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты». К большому сожалению, в его этюде «О русской народной скульптуре» Нил Столобенский даже не упоминается. Точно также мы не найдем ничего об этом уникальном явлении и в «Истории русского искусства» (М. 1979 г.).

Совершенно очевидно, что пришла пора восстановить историческую справедливость и сделать все необходимое для того, чтобы традиция изображения образа Нила Столобенского в виде деревянной скульптуры была наконец-то оценена по достоинству и заняла свое место в истории русской национальной культуры.

Данная же публикация является лишь малой толикой в этой сложной работе, которая, безусловно, потребует широкого общественного обсуждения.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

Библиография

М.В. Алпатов «Этюды по истории русского искусства» М. 1967 г.
Н.Н. Серебряников «Пермская деревянная скульптура» Пермь, 1967.
Г. К. Вагнер «От символа к реальности» (развитие пластического образа в русском искусстве XIV — XV веков) М. 1980.
В Слепцов «Письма об Осташкове»
«Нилова Пустынь». Старица, 1991.
В.М. Грибков-Майский «Тверская резьба». Газета «Тверские ведомости» 30 марта — 5 апреля 1991.
В.М. Грибков-Майский «Станет ли Тверь центром резьбы по дереву». Журнал «Народное творчество» N 5, 1999.
Т.В. Барсегян «Земля Истока» (очерки культуры Верхневолжья). М. МГУ. 2001.
«Сокровища культуры Бурятии» (Наследие народов Российской Федерации) 2002.
В.М. Грибков-Майский «Край народных ремесел» Газета «Вече Твери сегодня» 10 марта 2004.

http://rusk.ru/st.php?idar=112043

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика