Русская линия
Русская линия Александр Крутов11.09.2007 

«Предлагаемые законопроектом изменения ведут к образовательной и культурной деградации»

Выступление А.Н.Крутова на пленарном заседании Государственной Думы 11 сентября 2007 г. при обсуждении проекта федерального закона N 448 303−4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)»

Уважаемые коллеги!

Образование не может быть отделено от общества, в котором живет и воспитывается человек. Сегодня мы строим капитализм. Цель рыночного общества — прибыль. Прибыль любой ценой. Долой честь, совесть, мораль, нравственность, они денег не приносят. Украл мешок картошки — вор, украл миллиард — финансовый гений. Для такого общества нужны Иваны, не помнящие родства, люди, интересы которых ограничиваются их потребностями и удовлетворением страстей, для которых душа там, где платят деньги.

Где начало этих процессов? Ответ лежит в области веры. Одни верят, что Бог есть. Другие верят, что Бога нет. И из этого выстраивают всю свою жизнь. Одни считают, что высшая ценность — вечная душа. Другие, что высшая ценность — временная жизнь. Логика безбожного общества выстраивается под девизом «Бери от жизни всё. Не дай себе засохнуть». И этим самым оправдывается грабительская приватизация, вопиющее расслоение на сверхбогачей и нищих, на тех, кто правит и тех, кем правят, гламурную элиту и стандартизированное большинство. Именно такую цель преследует Болонский процесс.

Для создания таких людей и вносится рассматриваемый законопроект. Была проведена пропагандистская кампания, прежде чем вынести его на обсуждение. Запущен миф о клерикализации общества, подготовлено и запущено письмо академиков атеистов, в котором они жаловались президенту на то, что Церковь учит школьников: не убий, не укради, чти отца и мать свою, возлюби ближнего как самого себя…

И вот теперь законопроект, который вводит взамен государственных образовательных стандартов федеральные государственные образовательные стандарты, тем самым, ликвидируя трехкомпонентную структуру государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Какую цель преследует законопроект? Фактически, данный законопроект ликвидирует в ряде субъектов Российской Федерации преподавание учебных курсов, таких как, «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Традиция», «Тора» и аналогичные, «краеведение», «экология» и др., которые преподаются в настоящее время с соблюдением принципа добровольности в рамках школьного и/или регионального компонента.

Заявления представителей Министерства образования и науки о том, что взамен Русская Православная Церковь получит возможность внедрить курсы изучения православной культуры непосредственно в создаваемый федеральный образовательный стандарт, являются неубедительными, учитывая неоднократно высказываемую руководством этого Министерства негативную позицию по данному вопросу. Такие заявления ничем не подкреплены. Тем более, что растущее сопротивление руководством Министерства образования и науки ведению такой образовательной области дает основания считать указанные заявления представителей Министерства образования и науки просто уловкой.

Законопроект ликвидирует сложившиеся региональные системы духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, поскольку таковые системы основаны на использовании регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования.

По мнению экспертов, в отличие от действующей редакции статьи 7 Закона РФ «Об образовании» предлагаемая законопроектом редакция не содержит четкого определения структуры федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Формулировка о наличии части образовательной программы, которая «формируется участниками образовательного процесса», не может быть признана удовлетворительной в силу ее существенной размытости. Эта формулировка не дает четких, исчерпывающих и не допускающих двойных толкований ответов на вопросы:

1) Как создается часть образовательной программы, которая «формируется участниками образовательного процесса», кто ее утверждает и каков порядок этого утверждения?
2) Является ли эта часть образовательной программы вариативной для каждого субъекта Российской Федерации или для каждого образовательного учреждения, или же это единая для всех субъектов Российской Федерации и всех образовательных учреждений часть образовательной программы, формируемая посредством какого-то сложного механизма участия или учета мнений субъектов образовательной деятельности?

3) Какие именно участники образовательного процесса формируют эту часть образовательной программы?

4) Каким образом предусмотрено разграничение полномочий тех, кто формирует обязательную часть образовательной программы, и тех, кто формирует оставшуюся часть образовательной программы?

5) Насколько участники образовательного процесса свободны в формировании второй (помимо обязательной) части образовательной программы?

6) Каковы объемы полномочий различных участников образовательного процесса, допущенных к формированию этой части образовательной программы?

7) Какой переходный период предусмотрен для ликвидации или переформатирования под вводимый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования учебных курсов и предметов, реализуемых в настоящее время в рамках регионального и школьного компонентов. Пункт 1 статьи 17 законопроекта устанавливает только дату его вступления в силу — 1 июля 2008 г., но не дает ответа на данный вопрос.

Фактически, осуществлена подмена реальных регионального и школьного компонентов (как частей государственного стандарта, вполне определенного количества часов) на неконкретные декларации учета региональных и национальных особенностей. Упоминание в законопроекте об учете региональных (национальных) особенностей — всего лишь формальная декларация, уловка, направленная на то, чтобы избежать возмущения регионов.

Следовательно, пункт 3 статьи 1 законопроекта, предлагающий новую редакцию статьи 7 Закона РФ «Об образовании», меняя трехкомпонентную структуру государственного стандарта общего образования на неделимый стандарт (по существу, 1 компонент — федеральный), фактически лишает субъекты Российской Федерации и образовательные учреждения права включать в учебные программы вариативные учебные курсы, отстраняет их от формирования содержания школьного образования.

Ликвидируя существующую трехкомпонентную структуру стандарта общего образования, законопроект, тем самым, ликвидирует региональный и школьный компоненты образовательного стандарта, в рамках которых наиболее эффективно реализуются принципы федерализма в области образования.

Принцип федерализма в системе образования заключается не в том, что существует формальное разделение органов управления образованием по уровням — федеральному и региональному, а именно в существовании регионального компонента государственного образовательного стандарта, в рамках которого субъекты Российской Федерации могут проводить свою собственную образовательную политику, которая не противоречит образовательной политике Российской Федерации в части статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации и статьи 28 Закона РФ «Об образовании», но которая учитывает региональные особенности, позволяет защищать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, учитывать разнообразие мировоззренческих. Российская Федерация устанавливает федеральный компонент, а субъект Российской Федерации — региональный компонент.

Наличие школьного компонента отвечает части 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает обязанность Российской Федерации поддерживать различные формы образования.

То есть существование трехкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта общего образования де-факто и де-юре встроено в систему федеративных отношений в Российской Федерации. И разрушать этот важнейший элемент российского федерализма по совершенно надуманным основаниям нет никакой необходимости и возможности (с точки зрения обеспечения стабильности федеративных отношений).

Необходимо отметить, что с принятием законопроекта будут ликвидированы в субъектах Российской Федерации региональные системы повышения квалификации преподавателей таких учебных курсов и предметов.

Решение задачи сохранения и развития национальных языков и культур, истории и литературы в сфере образования окажется невозможным.

Этнокультурный компонент в образовательных учреждениях реализуется именно в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Следовательно, законопроект ликвидирует данный вид образовательных учреждений (и не только в Москве, но и в ряде других субъектов Российской Федерации).

По существу, только в рамках регионального и школьного компонентов государственного стандарта общего образования и могли в полной мере быть реализованы культурно-образовательные права коренных малочисленных народов. Ликвидация этих компонентов явится нарушением статьи 69 Конституции, гарантирующей права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом изменения ведут к образовательной и культурной деградации. По сути, правительство, предлагая этот законопроект, начинает активную борьбу с национально-культурным развитием народов России (не только национальных меньшинств, но и русского населения, которому в первую очередь отказывается в национально-культурном развитии). Такая недальновидная политика людей с местечковым мышлением крайне опасна для российской государственности, ставит Россию перед угрозой столкновений на национальной почве и распада.

http://rusk.ru/st.php?idar=111999

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Мария Н.    13.09.2007 00:47
Полностью согласна. Помоги Вам Господь отстоять эту позицию.
  САВИН ИГОРЬ    11.09.2007 21:15
Образование и культура не может быть вне нации. Только когда будет законодательно закреплен статус русского народа, как государствообразующего народа в конституции, только тогда и можно говорить об образовательных стандартах русского и других коренных народов России.
Пока власть хочет ввести некие "стандарты" образования для манкуртов, иванов не помнящих родства. Но народ уже далеко не тот , какой видится он власти

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru