Русская линия
Русская линия Станислав Минаков05.09.2007 

Старец Зосима — духовный символ православного Донбасса

«Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях — из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…»
Митрополит Иларион, Слово на годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы

Схиархимандрит Зосима (Сокур)29 августа Виктор Янукович, отменив заседание возглавляемого им кабмина, почтил память старца Зосимы, пятилетие со дня кончины которого отмечалось в тот день. Украинский премьер вместе с супругой Людмилой Александровной прибыл в село Никольское, что на юге Донецкой области, — в основанный старцем Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь. 19 сентября этого года исполняется 10 лет, как в этом селе старец обвенчал «рабов Божиих Виктора и Людмилу».

Как сообщала пресс-служба главы правительства, Виктор Федорович появился в обители около 10 часов утра. Все дорожки внутри монастыря по случаю Орехового Спаса были усыпаны ореховыми листьями, а службу в храме правил Предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Владимир, также приехавший почтить память Зосимы, с которым вместе учился в семинарии.

Известно, что Виктор Федорович познакомился с о. Зосимой в середине 90-х, в травматологическом отделении больницы г. Енакиево, где в это время оба проходили курс лечения. Янукович тогда заявил жене, что венчаться они будут только у этого батюшки, в Никольском, а затем дал ей телефон последнего и попросил позвонить. «Я, конечно же, очень волновалась, — вспоминает жена премьера. — Батюшка сразу же взял трубочку, и я говорю: «Это Людмила Янукович», а он: «Людмила — всем людям мила…» и этими словами сразу разрядил обстановку. Объяснив, что необходимо для совершения таинства, батюшка сказал: «Смотри, на голову ничего не цепляй, а только покрой голову смиренно шарфиком». Однако я все же сделала и прическу, и даже шляпку надела, но к моменту венчания прическа «поплыла».
В итоге Людмиле Александровне пришлось покрыть голову шарфиком, как и наказывал о. Зосима.


+ + +

Его путь был путем праведника. А праведников почитают по дню кончины, поскольку именно в этот день душа предстает пред Господом.

Схиархимандрит Зосима (Сокур) Он был удивительным подвижником и ревнителем Православия, прозорливцем, основателем Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как знаменитого о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Да и почил он через три дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. Так, что он в последние дни раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келлии. Одной, например, сказал, чтобы она через пару дней начала печь пироги и пекла бы их 40 дней без перерыва.

Схиархимандрит Зосима почил 29 августа 2002 года, в возрасте 58 лет. Философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии — это не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным даром.

О старце, живущем в селе Никольское Волновахского района Донецкой области и обладающем Божьей силой, знал весь православный мир. Имевшие великое счастье общаться с ним возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации — чтобы быстрее сломить.

Виктор Янукович с супругойОн нес свой крест достойно, ни на йоту не поколебавшись в вере. Он крестил детей своих палачей. Он прошел четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его человеческому мужеству…

Еще святые отцы древности пророчествовали, что праведники будут скрыты от взоров человеческих, их знания и сама духовная жизнь будут утаены от мира. Но отца Зосиму знали в Иерусалиме и на святом Афоне, в Москве и Киеве. Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века.

«Меня всегда поражало его храмостроительство, — рассказывал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. — Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку — на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на святой горе Афон в Греции и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском.

Прощание с о.Зосимой«Первое, что мне врезалось в память о Батюшке, — вспоминал р. Б. Сергий, — это когда немощного Старца под руки привели в крестилку, он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: «Любовь превыше всего, — и опять повторил, — Любовь превыше всего…»

«Научись, — написал о. Зосима в своей единственной записочке, — терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко…».

«Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке», — вспоминал р. Б. Владимир. — Он вел непринужденную беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через минуты две-три о. Зосима пришел в себя и сказал слова, больше всего поразившие меня: «Прости, у меня высокая температура — около 42 градусов, не выдерживаю, проваливается сознание». Получив наставление, около 12-ти я вышел от старца. Благославляя меня на сон грядущий, он произнес: «Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать».

Весь 2001 год старец провел в реанимации. Только под великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в обитель в очень тяжелом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось все хуже и хуже — он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно ехать обратно в больницу. За 15 минут до полуночи Батюшка облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.

А перед самой своей кончиной схимник сподобился некоего откровения. «Когда я умру, вы будете знать, — говорил Старец братии, — часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». В 23−45 остановилось сердце великого Молитвенника. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на столике о. Зосимы в алтаре. Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности…

Часы остановилисьВиктор Янукович так сказал по кончине старца: «Отец Зосима — великий праведник. Человек с огромной душой, наделенный от Бога великим даром сострадания. Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет. Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: «Семья — ваш храм. Берегите его». Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».

Если и остается что добавить к этим весомым словам, так то, что старец Зосима не только был, но и остается духовным символом Донбасса. Поскольку слава о нем, посмертное почитание его только растут в Русском Православии, и все больше людей прибегает к духовной помощи почившего. Повсеместно выходят книги, рассказывающие о нем, в Интернете опубликованы текстовые, фото- и видеоматериалы, аудиозаписи проповедей старца. Отойдя в мир иной, отец Зосима продолжает духовно окормлять нас, во исполнение собственных слов: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите — и я услышу, помогу».

Из Духовного Завещания старца Зосимы

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей:

Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю:

и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Усыпальница о.ЗосимыТвердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.

Из проповеди старца о покаянии

Первое слово Иоанна Крестителя, первая проповедь нашего Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И для нас всех это Царствие Небесное приблизилось, и мы близко стоим, покайтесь — только искренне, исправьте свою жизнь, исправьте свое безбожие, исправьте свои недоразумения, уныние и отчаяние гоните от себя полностью. Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует — ложь это все. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчия. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное.

Из проповеди старца о вечном блаженстве

Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить мы не можем, ни язык человеческий не может о нем рассказать — это глубокая тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда мы поймем: что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймешь что-то возвышенное, прекрасное — вот это состояние приблизительно что-то отдаленно напоминает… Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости твоей!

Справка

Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3 сентября 1944 г. в селе Косолманка Свердловской области. С 1951 года жил в г. Авдеевка Донецкой области, где в 1961 году окончил среднюю школу. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 гг. учился в духовных семинарии и академии Ленинграда. Академию окончил со степенью кандидата богословия и сразу принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем — в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего, 25.12.75 г., был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 г. возведен в сан игумена, в 1990 г. — в сан архимандрита. 21.08.92 г. пострижен в схиму с именем Зосима.

На снимках: о. Зосима; В. Янукович с супругой; прощание со старцем; часы остановились в 23−45; усыпальница о. Зосимы.

http://rusk.ru/st.php?idar=111975

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Алексис    05.09.2007 09:43
Как жаль, что такой человек ушел так рано.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика