Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина10.09.2005 

Паломничество по памятным местам Пророка и Предтечи Господня Иоанна
К дню памяти усекновения главы Иоанна Крестителя

В Эйн-Керем, в селении Горнее («нагорной стране», находящейся в девяти километрах от Иерусалима) стоял когда-то дом, в котором жили святые праведные родители будущего Пророка Божия — Захария и Елизавета. Захария был из рода Авии, а Елизавета из рода Матфана, имевшего трех дочерей — Марию, Совию и Анну. Совия была матерью Елизаветы, а Анна — матерью Пречистой Девы Марии. Таким образом, Елизавета и Дева Мария были двоюродными сестрами. Святой Захария служил в Иерусалимском храме, где ему однажды явился ангел Гавриил, посланник Божий, и оповестил его о том, что Господь услышал его молитву и его жена Елизавета родит сына, который «будет велик перед Господом; …и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1, 15−16). Но священник Захария, учитель своего народа и истолкователь воли Всевышнего, не поверил сказанному и был наказан за это немотой. И когда Елизавета родила сына, «тотчас разрешились уста его и он начал пророчествовать, благословляя Бога. „Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; …И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа — приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их…“» (Лк. 1. 64, 68−71, 76−77). Рождение мальчика было особенной радостью для всех и изливало благотворный свет надежды на его высокое предназначение. На дощечке, поданной Захарии, рукой отца было написано имя младенца — Иоанн, что значит Благодать Божия.

Католический монастырь «Посещения», принадлежащий ныне ордену францисканцев, занимает небольшой участок земли, который в древности принадлежал семье священника Захарии. В V веке на этом месте существовала древняя византийская церковь. В XI веке мусульмане превратили ее в конюшню для скота. Лишь в 1621 году монахи францисканского ордена произвели здесь раскопки и обнаружили остатки древней кладки с колодцем и криптой.

В 1939 году итальянский архитектор Антонио Барлуцци возвел на этом месте большой католический храм во имя святого Иоанна Предтечи, при котором ныне находится небольшой монастырь.

На месте, где стоит главный храм монастыря, стоял когда-то дом, в котором родился Иоанн Креститель. Войдя в чопорный холодный трехпридельный храм с двумя рядами мраморных колонн, нужно спуститься по восьми мраморным ступеням вниз и окажешься перед невысоким престолом с камнем под ним, на котором сохранилось углубление, напоминающее форму младенческого тела. Надпись на латыни гласила: «Здесь родился Предтеча Господень».

Существует мнение, что этот камень был принесен из пустыни, в котором укрывалась праведная Елизавета со своим новорожденным сыном Иоанном, спасаясь от преследования солдат нечестивого Ирода, приказавшего умертвить всех младенцев в возрасте до трех лет.

Рядом с камнем находился подземный источник, забивший в момент встречи Пречистой Девы Марии со своей южикой (двоюродной сестрой) праведной Елизаветой.

Устье колодца заключено в нежно-розовый мрамор. Над ним маленькое серебряное ведерочко с холодной, прозрачной, словно слеза, водой.

Примерно в трех-четырех километрах от женского Горненского монастыря, на самом обрыве горного хребта, в труднодоступном месте, прилепился к отвесной скале униатский греко-мелкитский монастырь святого Иоанна Предтечи. Здесь находится гробница матери святого Пророка и Предтечи Иоанна — праведной Елизаветы.

Пещера, в которой упокоилась святая Елизавета, совсем маленькая, с прямоугольным углублением в торцевой стене и двумя высокими подсвечниками по бокам. Три иконы с образами Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя находятся рядом с местом упокоения праведной Елизаветы.

Прямо под монастырской церковью находится пещера святого Иоанна Предтечи, куда ведет 21 крутая ступень. Длина пещеры — шесть метров, ширина — три, а высота — меньше двух метров. Прямо против входа находится небольшое возвышение, служившее долгие годы ложем святого Иоанна. Здесь он провел свое детство и юность, питаясь акридами и диким медом, как сказано в Евангелии.

Рядом с пещерой святого Иоанна находится источник с очень холодной и чистой водой. Все посещающие «Пустыньку Иоанна Крестителя», как ласково называют монахини Горненского монастыря пещеру с источником, обязательно погружаются в источник несмотря на то, что вода в нем — ледяная.

Следующей святыней, к которой каждый из верующих обязательно прикладывается, находясь на Святой земле — это камень перед входом в Казанскую церковь в Горненском женском монастыре. Этот камень первым «услышал» проповедь Иоанна Предтечи о крещении, покаянии и прощении грехов. «Сам Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; <…> Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились у него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3. 4−6).

Иоанн говорил: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3. 16).

Самое, пожалуй, труднодоступное место на Святой Земле — это место Крещения Иисуса Христа. Оно находится на священной реке Иордан в восьми километрах от древнего города Иерихон и в пяти километрах от Мертвого моря, на границе с Иорданией. Экскурсионные автобусы паломников туда не возят, и попасть на место Крещения можно только раз в году 18 января, на Богоявление. Представители Греческой Патриархии обычно просят официального разрешения у Главы Палестинской Автономии, у государства Израиль и у Правительства Иордании о коллективном посещении древней Вифары, и ранним утром вереницы автобусов и машин отправляются из Иерусалима на Иордан.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3. 13−17).

Неподалеку от места крещения Господня стоит греческий монастырь святого Иоанна Предтечи, откуда пешком можно добраться до Иордана. Место, на котором высится, словно крепость, этот монастырь, с давних времен считалось особенно почитаемым.

Святая царица Елена построила здесь первую церковь во имя Иоанна Крестителя. К VI веку на этом месте уже существовал монастырь, и преподобная Мария Египетская приобщалась Святых Христовых Таин именно в этом монастыре, когда она шла в пустыню за Иордан. Монастырь страдал от грабежей, землетрясений и разрушений, но всегда возрождался.

«В 1885 году при блаженнейшем патриархе Иерусалимском Никодиме I председатель Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович — брат русского Императора Александра III, передал 16 000 рублей серебром на постройку церквей на Святой земле. 3 000 рублей из этих средств были пожертвованы московским жителем А.Н.Ленивовым для монастыря святого Иоанна Предтечи на Иордане. Многие иконы для церкви монастыря были написаны на средства великого князя Сергея Александровича, но до сих пор не представляется возможным выяснить их наличие в монастыре».[1]

В начале XX века, незадолго до Первой мировой войны, греки окончательно восстановили монастырь, но постоянной службы в нем не бывает.

Паломников обычно привозят на Иордан, в то место, где река вытекает из Генисаретского озера, направляясь к Мертвому морю. По пандусам, плавно спускающимся в реку, паломники медленно погружаются с молитвами в реку. На них надеты белые смертные сорочки, которые они увозят домой, как святыню. В этих же рубашках они закончат свое земное бытие.

Место, где закончилась земная жизнь Предтечи Господня — древний город Самария, или Себастия, находящийся в центре страны и принадлежащий ныне Палестинской Автономии.

Раскопки, проведенные здесь Гарвардским и Иерусалимским университетами, подтвердили, обнаружив тысячи кусочков слоновой кости, фрагменты барельефов с изображением прекрасных лотосов, громадных лилий, пальм, папирусов, львов, быков, серн, сфинксов, финикийских богов и многочисленные глиняные черепки с фамилиями и адресами тех, кому предназначались кувшины с маслом и вином, что богаче и значительнее города в царствование Ирода не было.

На том месте, где находилась темница, в которой томился святой Иоанн, впоследствии построили церковь, которая ныне лежит в развалинах. Вокруг темницы и над ней всюду благоухают прекрасные цветы в воспоминание о святом Пророке Божием, который очистил путь Господу и привел народ к Мессии.

Место, где был похоронен Иоанн Креститель, находится недалеко от города. Две огромные стены, оставшиеся от византийской церкви, построенной над могилой Пророка Божия, «подвели» к арабской мечети, вплотную примкнувшей к бывшей церкви. Зайдя в мечеть, нужно спуститься вниз по узкой каменной лестнице, ведущей в подземелье, где и был погребен Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Рядом с ним могилы пророка Авдия и ученика Илии — Елисея.

Подземелье глубокое, с низкими заделанными сводами и небольшими отверстиями в них. Такие гробовые пещеры часто встречаются на Святой земле, и во многих из них сохранились многочисленные кости похороненных в разное время христиан, монахов и паломников. Здесь же, рядом с пустыми гробницами, находится небольшое возвышение, похожее на престол. Возможно, тут в древности совершались службы.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено его учениками именно здесь, об этом говорят многие источники.

Однако Иродиада, ненавидя Иоанна при жизни, зло надругалась над его усеченною главою. Ей показалось, что мертвая голова Пророка Божия все еще продолжает обличать ее, и она проколола золотой булавкой вывалившийся изо рта язык и приказала закопать голову отдельно от тела — в Иерусалиме во дворце Ирода, в «нечистом месте». Иродиада решила, что если глава будет погребена вместе с телом, то Иоанн обязательно воскреснет.

Наказание Божие вскоре постигло и Ирода, и Иродиаду, лишив их власти, богатства, и «сослав в заточение в Лион галльский, а затем в испанскую крепость». Кара Господня, однако, прежде настигла Соломею. Предание донесло до нас подробности ее гибели. «Однажды в зимнее время, переходя по льду небольшую реку Сикорис, она попала под лед, который перерезал ей горло. Труп погрузился на дно реки, а Ироду и Иродиаде принесли голову погибшей плясавицы, ради которой усекновена была честная глава Предтечи Господня».[2]

Мощи святого Пророка Иоанна по преданию обнаружил святой евангелист Лука. Он просил севастийцев отдать их ему. Евангелисту позволили взять только десницу Крестителя, которую апостол перевез в Антиохию, где ею творились великие чудеса. Так, однажды с помощью десницы Предтечи Господня была спасена от смерти юная, целомудренная дочь одного из христиан Антиохии. Девушку должны были принести в жертву страшному чудовищу, и отец решился на отчаянный шаг. Молясь у святыни, он откусил часть мизинца у десницы и тайком унес домой. Когда настало время страшной жертвы и чудовище открыло пасть, отец бросил в нее часть мощей, и идолище замертво пало. Людскому ликованию и молитвам благодарения не было конца. Многие тогда уверовали во Христа, и на месте, где произошло это чудо, воздвигли церковь в честь святого Пророка Божия.

Мощи святого интересовали не только благочестивых людей, но и богоотступников. Таковым в первую очередь был император Юлиан — племянник Константина Великого, который не только был гонителем христиан, но и жег гробы святых и мощи. Пытался Юлиан найти главную святыню Антиохии — десницу Крестителя Господня, но христиане сумели скрыть ее. Предание говорит, что разъяренный царь в 362 году повелел найти гроб и мощи Пророка Божия в Севастии и предать их огню. Но и это не удалось сделать злодею, и останки мощей Предтечи были перенесены в Константинополь и положены в храме, возведенном императором Феодосием. История донесла до нас имя диакона Антиохийской церкви — Иова, сумевшего ночью вынести из церкви святого Петра десницу Крестителя и отправиться с ней в Константинополь, где встречали святыню, «как будто самого Крестителя, с небес пришедшего».

До 1453 года святыня хранилась в главном храме святой Софии, а после падения Константинополя попала в руки ловкого и честолюбивого султана Мехмеда или Магомета II. Султан вместе с другими христианскими святынями приказал положить десницу Крестителя в свою царскую сокровищницу и запечатать его собственной печатью.

Следующие страницы истории десницы святого Иоанна Крестителя связаны с орденом иоаннитов, возникшим в 1047 году под предводительством богатого купца из Амальфи — Мавра, вошедшего в историю как строитель убежища и церкви в Иерусалиме. Церковь, основанная иоаннитами в Иерусалиме, которая стоит на том месте, где была древняя, самая первая церковь, построенная в честь святого Иоанна Крестителя. Сейчас принадлежит грекам. Находится она в христианском квартале Старого города. Под церковью находится пещера с округлыми сводами и нетронутыми руками реставраторов стенами. Императрица Евдокия — жена Феодосия II, впервые посетившая Иерусалим в 438 году, осталась в нем до конца жизни, изучая Библию и благоустраивая город. Она построила церковь рядом с источником Силоам, где Иисус Христос исцелил слепого, возвела небольшой храм на месте дома Каиафы, где было принято решение об аресте Иисуса Христа и куда Он был доставлен стражей. Последней крупной постройкой императрицы, принявшей ее останки после кончины стала церковь первомученика Стефана, находящаяся у Львиных ворот (именуемых ныне воротами святого Стефана).

При Евдокии и позже, в течение 150 лет, в Святом городе были возведены десятки церквей и одна из них — та, которую освятили в честь Пророка Божия Иоанна. Прошли столетия, прежде чем в 1020 году орденом иоаннитов была обнаружена эта церковь и открыт при ней госпиталь Иоанна Крестителя. В храме бережно хранили реликварий с частицей животворящего Креста Господня и мощами святого Иоанна Крестителя, а также апостола Петра и других апостолов".

Произведя раскопки в XI веке, орден иоаннитов на этом месте возвел ныне существующую церковь, принадлежащую грекам. Орден помогал паломникам, направлявшимся к святым местам, давал им приют и оказывал помощь больным. С необычайным мужеством они защищали святыни христианства в Иерусалиме от мусульман, особенно период с 1118 по 1187 годы. Когда Святой Град попал под власть мусульман, иоаннитов изгнали на остров Кипр, а затем на остров Родос. Во избежание постоянных военных конфликтов Баязет II, преемник султана Магомета II, послал в дар магистру ордена Петру Обюссону десницу Крестителя и еще две святыни — Филерскую икону Божией Матери, написанную евангелистом Лукой, и часть Животворящего Креста Господня. Сразу же на острове Родосе было начато строительство церкви в честь Пророка Божия. В 1522 году (по некоторым источникам в 1530 году) иоанниты бежали на остров Мальта, где находились до 1798 года, пока островом не завладел Наполеон. С этого времени орден стал именоваться Мальтийским. Члены ордена в течение двух с половиной веков хранили десницу святого Иоанна Крестителя в грандиозном соборе столицы острова Ла-Валетта.

В 1799 году орден выбрал своим великим магистром русского царя Павла Петровича. После утверждения в новом сане папой римским Пием VII, русский Император с двумя другими святынями принял от иоаннитов десницу Крестителя. 12 октября 1799 года все три святыни торжественно перевезли в Гатчину, где их встретил сам Император с многочисленной свитой. Этот день — 12(25) октября — Святейший Синод внес в число праздников русского месяцеслова, он празднуется и по сей день.

До 1917 года святыня находилась в России, затем оказалась в Дании, куда ее перевезла вдовствующая императрица Мария Федоровна — мать царя Николая II. Из Дании путь святыни лежал в Берлин, а затем, в 1929 году, в Белград, где она хранилась в королевском дворце до 1941 года. После этого десница Крестителя попала в Острогский монастырь Черногории, а оттуда — в 1952 году, в музей города Цетинье, а потом была перевезена в монастырь святого Петра Цетиньского.

В 1993 году Его Святейшество Патриарх сербский Павел в Цетиньском монастыре благословил этой святыней верующих, сказав: «Рука, зачерпнувшая воды из Иордана и вознесшаяся над Головой Христа, находится ныне среди нас».[3] В мае 1994 года Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II находился с официальным визитом в Сербии и посетил Цетиньский монастырь.

* * *


Поклониться памяти великого пустынника, учителя и проповедника покаяния на Святой Земле можно в наше время на Елеоне, в Спасо-Вознесенском женском монастыре русской Зарубежной Церкви. За Спасо-Вознесенском храмом стоит скромная часовня Обретения всечестной Главы святого Иоанна Крестителя, построенная в 1907 году на средства нашей соотечественницы Ирины Григорьевны Силаевой, долгие годы прожившей в Иерусалиме.

Часовня стоит на том самом месте, где когда-то в древности стоял дворец Ирода, в чем не сомневался ни Дмитрий Ростовский, ни архимандрит Антоний (Капустин), приобретая эти земли для России.

Здесь «благочестивая Иоанна, жена Хузы — домоправителя Иродова, тайно ночью вложила голову святого Предтечи в особый глиняный сосуд и сокрыла ее в горе Елеонской, где было поместье Ирода».[5] Всечестную главу Предтечи затем обнаружил «благочестивый христианский вельможа и подвижник Иннокентий»,[6] пытаясь построить на этом месте для себя храм.

В IV веке, после обновления святых мест в Иерусалиме царицей Еленой, всечестная глава Крестителя Господня была обретена на этом месте двумя иноками.

Часовня ныне по желанию настоятельницы монастыря игуменьи Моисеи реставрирована и заново расписана.

Место Обретения всечестной главы святого Пророка Божия представляет собой углубление в полу, выложенное цветной мозаикой геометрического рисунка. Оно защищено легким металлическим ограждением с иконой «Обретения главы святого Иоанна Крестителя». Каждый входящий в часовню благоговейно опускается на колени, чтобы приложиться к этому святому месту, скорбя о человеке, призывавшем всех к покаянию и смирению. Каждый год 24 февраля (9 марта) в день I и II обретения главы святого на Элеоне в Спасо-Вознесенском женском монастыре в часовне рано утром начинается служба с Евангельского чтения и пения тропаря, а заканчивается величанием в честь смиренного Пророка Божия: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честные твоея главы обретение».

* * *


Последним храмом, построенным на Святой земле в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, является пещерная церковь в Горненском женском монастыре Московской Патриархии в Эйн-Кераме. Ее освятил в 1987 году митрополит Минский и Белорусский Филарет. Храм вплотную примыкает к территории католического монастыря «Посещения», который находится на месте дома святых праведных Захарии и Елизаветы — родителей святого Пророка Божия. От главного храма во имя Казанской иконы Божией Матери к маленькой пещерной церкви ведет широкая лестница из бело-розового иерусалимского камня. Торжественный строй вечнозеленых стройных кипарисов сопровождает мерные широкие ступени лестницы, подводящей к церкви, перед входом в которую в нишах находятся три большие иконы. Одна с изображением встречи праведной Елизаветы с Пресвятой Девой, две другие — с образами Спасителя и святого Пророка Божия Иоанна.

Небольшой подземный храм находится глубоко под землей и служат в нем редко. Но каждый год в праздник Рождества святого великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 24 июня (7 июля) все сестры монастыря вместе с игуменьей, матушкой Георгией, спускаются по крутой узкой лестнице пещерного храма, чтобы всем вместе радостно воспеть пришествие в мир учителя и наставника монахов, ушедшего в пустыню и победившего свою плоть постом и молитвой.

Кроме Рождества Крестителя Господня Иоанна и первого-третьего обретения его всечестной главы, в монастыре прославляют величайшего из рожденных женами: 23 сентября (6 октября) — в день зачатия, 29 августа (11 сентября) — в день усекновения его главы, 7 января (20 января) — воспевают его как Крестителя Господня и 12 октября (25 октября) празднуют перенесение из Мальты в Гатчину его десной руки.
Статья составлена по материалам, предоставленным Т.Е.Тыжненко

СНОСКИ:
1. Дмитриевский А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане. СПб., 1907. С. 5.
2. Вишняков С. Святой великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн М., 1893. С. 274.
3. Светигора. 1994. С. 14.
4. Вишняков С. Ук. соч. М., 1893. С. 283.
5. Там же.

http://rusk.ru/st.php?idar=103606

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru