Русская линия | Людмила Ильюнина | 14.04.2005 |
Книга отца Александра Круглова не является историческим или политологическим исследованием, ее жанр можно определить, как «слово пастыря», — это тематически организованные проповеди, которые объединены в главы, само называние которых говорит о традиционности жанра. «Иерихон», «Самсон и Вартимей», «Крестный ход из Иерихона в Иерусалим», «Горящие снопы», Таинственный «Удерживающий» и пр. — история России рассматривается сквозь призму Библейской истории, все, что происходит в наши дни, раскрывается в свете Апокалипсиса и древних пророков. И в этом свете «все тайное становится явным» — все, что мы переживаем в наши дни, получает четкое определение — «тайна беззакония в действии».
Низкий поклон батюшке за то, что он все называет своими именами, прослеживает тончайшие связи между событиями и делает самоочевидный вывод: «мирное время» после Второй мировой войны, время «локальных конфликтов» — это просто-напросто «вялотекущая» Третья Мировая Война… Вряд ли можно считать ненамеренной тихую оккупацию всего Христианского мира… Америка стоит перед теми же проблемами. Ее белое население уже подходит к той черте, за которой может стать угнетаемым своим чернокожими и латиноамериканскими представителями, как недавно случилось с белым населением в Южной Африке. Трагедия Америки может быть еще более ужасной, такие же события происходят в Европе…"
Это высказывание демонстрирует то, что нам кажется в книге самым важным — ломаются стереотипы мышления. Один из них — «все зло от Америки», второй (и это еще более важно и злободневно): «Россию спасут православные патриоты». Я не знаю биографии отца Александра Круглова, но он явно хорошо осведомлен о реалиях нашего патриотического движения. Из всей его истории последних пятнадцати-двадцати лет автор «Последней войны» делает, казалось бы, парадоксальный вывод: именно патриоты и могут подготовить приход «человека беззакония». Почему? В ответе на этот вопрос батюшка ставит глубокий пастырский диагноз того духовного состояния, в котором пребывают многие патриоты в последние годы. «В патриотизме они получали такой наркотический восторг от единения с „мистическими сферами“, о котором раньше не могли помышлять…, хитроумное зло с самого зарождения патриотического движения лукаво скрывало себя в самой патриотической среде. Оно же стало главной разрушающей силой. И сами разрушители чаще всего этого не сознавали… Жажда остроты ощущений избранности и опасности притягивает к запретным тайнознаниям, электризующим истощенную душу…, происходит раздвоение личности. В кругу своих — это патриот из патриотов…, но в нужный момент в голове срабатывает некий „переключатель“, и искренний минуту назад собрат мгновенного становится так же искренне заклятым врагом».
Отец Александр объясняет причину того, от чего происходят такие подмены: «Брань с людьми-демонами — средоточием „тайны беззакония“ — удел немногих избранников Божиих, гигантов духа, усмиривших многими трудами и великими скорбями немощь своей плоти. Их суровое воительство — не для всякого, только и научившегося, что читать запрещенные книжки… Нередко у патриотов, легкомысленно вкусивших мистического плода тайнознаний, от постоянных страхований, нервных и психических перегрузок… начинаются невыносимо томительные мучения — „круги ада“!».
То, что происходило и происходит с нашим патриотическим движением, по мысли отца Александра особенно наглядно подтверждает, — спастись в наше время можно, только ограждая себя постоянной молитвой, и не теряя настоящей церковной жизни. Стоит только заменить исповедь и причастие, ежедневное совершение молитвенного правила и неукоснительное соблюдение воскресных и праздничных дней борьбой с силами зла, как эта борьба оборачивается против самих же борцов. В этом одна из главных особенностей Последней войны — суметь обмануть человека, ввергнуть его в самообман, чтобы через это он мог обманывать других.
Из всей почти восьмисотстраничной книги особенно удачной с точки зрения подачи материала (формы обращения к читателю) представляется глава двадцать вторая, которая называется «Кощей бессмертный». Через сюжет и образы известной русской сказки проясняется наше прошлое, настоящее и будущее. Процитируем главные положения из этой главы: «Иван-Царевич — собирательный образ русского народа, который нередко сам себя истреблял во мраке духовного ослепления. Только слепотой можно объяснить, например, ожесточение кровавых княжьих и народных междоусобиц, революций и перестроек» — это о прошлом.
О настоящем: «Причина постоянных поражений Ивана-царевича состояла в его духовном неведении. Каждый раз, вступая в бой с неприятелем, он сражался не с реальным Кощеем, а с его мечтательным образом. Так у России всегда было много врагов, но многие из них лишь отвлекали от главного. Главный тот, кто убивает насмерть!»
О будущем: «С незапамятных времен на Руси ходили сказания о войне между коварным чудовищем — Кощеем Бессмертным и простодушным Иваном-Царевичем… наконец, царевич был убит. Для пущей верности Кощей разрубил его тело на мелкие кусочки и разбросал их во все стороны, Видно чувствовал, что добром это для него все равно не кончится. И не ошибся.
В сказаниях Иван-царевич был воскрешен… Точно так же происходит каждый раз возрождение поверженной врагом Руси. Сперва невидимо собираются на первый взгляд давно умершие части царства. Это — первое чудо. Невидимое и почти невероятное воскрешение погибшего народа. Святость веры помалу оживляет мертвые от греха души людей… Точно так же может произойти и внезапное возрождение разрушенного Русского царства».
Книга Последняя война, несмотря на то, что в ней немало страниц, леденящих ужасом душу — от описания тех изуверств и жестокости, которые сейчас происходят, и от предположений о еще большем ожесточении людей, которое грядет, — все-таки в целом можно назвать оптимистической. В том смысле, в котором оптимистичен Апокалипсис.
Через всю книгу проходит убеждение, высказанное уже на первых ее страницах: «Надо выделить для себя два одновременно происходящих процесса — духовную деградацию большинства представителей правящего класса и достаточно значительной части народа и возмужание пусть немногих, но сохранивших верность Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Исход катастрофических событий зависит от тех немногих, которые своей верностью, жертвенностью и бесстрашием преображают все остальное падшее общество». В книге постоянно присутствует пусть так и неназываемый, образ Китеж-града: «Видимая, живущая в пространстве и времени плоть русского царства трагически погибла, но его душа, духовно единая с Вечным Царством, сохранилась в незыблемости. Невидимый и могучий царский дух народа России и сейчас все еще сохраняет хрупкое государственное равновесие в современном мире».
Оптимизм выводов, которые звучат в конце книги Последняя война, для человека неверующего может показаться парадоксальным, — ведь перед этим описываются адские тонкости, ведущейся с нами, идеологической, психологической, мистической войны, — все они могут ввергнуть в уныние, сковать душу страхом.
Но, как известно, источник самого большого страха и уныния — это когда враг не видим, не узнан, не назван. А, когда «тайное стало явным», когда «враг не приходит как тать в нощи», когда к встрече с ним готовятся, то остается, вспомнить слова Господа: «Не бойся, малое стадо!» и, главное, не замкнуться в своем одиночестве, а искать единения с Христовым воинством.
«Одновременно с вражьим вторжением идет иной процесс, который хоть и не стал еще переломным в судьбе России, но многое видимо склоняется к тому… На языке военной науки, на Русской земле происходит постепенное формирование двух непримиримых армий. С одной стороны становятся все заклятые враги Христа и России. Их щедро подкармливает мировое зло, они динамичны, развязны, сыты. С другой стороны идет построение светлого Христова воинства. Его выстраивает и оберегает до времени неизбежной решительной битвы Сам Господь наш Иисус Христос. Его воинство обычно неброско, более скромно и по виду, и физически. Вся наша сила состоит в великом сокровище — Вере Православной. И наша сила в немощи совершается!»
От редакции: Книгу о. Александра Круглова можно приобрести в Москве в магазине издательства «Ковчег» (Никольская лавка, Савёловский пер. 8 (М «Савёловская», тел. (095) 689−11−00), в Санкт-Петербурге по тел. (812) 336−21−98, 938−23−35, а также на открывающейся на будущей неделе православной книжной выставке «Вербная неделя» (Москва, ВВЦ, павильон 69, фиолетовая линия, стенд N8 издательства «Ковчег»).
http://rusk.ru/st.php?idar=103151
|