Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 

26 апреля ( 13 апреля )

Великая Суббота. Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Прмц. Марфы (1941).
Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. - 1 Кор., 133 зач., V, 6-8; Гал., 206 зач., III, 13-14. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. Лит. - Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20.



Царь Борис Годунов

Сегодня день памяти Царя и великого князя всея Руси Бориса Федоровича Годунова, скончавшегося 13 апреля 1605 года. Будущий русский Государь родился около 1551 г. и происходил по родословцам от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который выехал из Орды к великому князю московскому Ивану Даниловичу Калите и построил Костромской-Ипатьевскй монастырь.
Царь Борис ГодуновВ 1560-х годах Борис начал службу при дворе Государя Ивана Грозного и вскоре сумел выделиться своим умом и сообразительностью. Около 1571 г. он упрочил свое положение при дворе женитьбой на дочери соратника Грозного Царя Малюты Скуратова-Бельского Марье Григорьевне. В 1578 г. Борис Годунов был уже кравчим, а когда в 1580 г. Иван IV выбрал сестру Бориса, Ирину, в супруги царевичу Федору, он был пожалован в бояре.
После смерти Ивана Грозного и восшествия на русский престол Государя Федора Иоанновича, боярин Годунов стал первым помощником Царя и фактически ведал всеми государственными делами. Деятельность правительства Годунова при этом была нацелена на всестороннее укрепление государственности. В области внутренней политики он уверенно опирался на массу мелкого служилого люда, составлявшего административный каркас государства, всемерно поддерживал взгляд на сословные и гражданские обязанности своих подданных как на религиозное служение и безусловно придерживался идеалов "симфонии властей" в отношениях с Русской Церковью. Благодаря его стараниям в 1589 году был избран на Руси первый русский Патриарх, которым стал митрополит Иов. В области внешней - он предпочитал войне средства мирные и ненасильственные, подняв тем не менее мощь России на невиданную высоту.
Продолжая политику Иоанна Грозного, Борис стремился на западе дать Руси выход к Балтийскому морю, на востоке и юго-востоке - укреплял границы, закреплял за державой недавно обретенные сибирские пространства.
Весьма примечательно восхождение на русский престол этого Государя. Когда в девятый день после кончины Царя Феодора Иоанновича (умер 7 января 1598 г.) было объявлено, что вдова его Ирина отказывается от царства и удаляется в монастырь, Россия оказалась перед труднейшим выбором. "Сия весть, - пишет Карамзин, - поразила Москву: святители, дума, сановники, дворяне, граждане собором пали пред венценосною вдовою, плакали неутешно, называли ее материю и заклинали не оставлять их в ужасном сиротстве; но царица, дотоле всегда мягко-сердая, не тронулась молением слезным".
Годунов же в это время заключился в монастыре с сестрою, плакал и молился с нею. Казалось, что он, подобно ей, отвергнул мир, величие и власть. Неоднократно он отказывался от Русского престола, и только после многочисленных молений и увещеваний дворянства и всего русского священства во главе с Патриархом Иовом Борис внял просьбам и дал согласие взойти на престол.
Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы, что привело к неурожаю. В следующем году история повторилась. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Чтобы поправить положение, Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.
Люди начали думать, что это кара Божья, в народе возникло убеждение, что царствование Бориса не благословлено Богом, ему стали приписывать убийство царевича Дмитрия, свершившееся в 1591 году в Угличе. Русские люди с удивительной быстротой забыли все труды и старания Бориса. В стране начались народные бунты, ходили слухи, что настоящий царевич Дмитрий жив.
В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец бежавший в 1602 в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.
16 октября 1604 Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия Патриарха Иова не остудили обезумевшую народную толпу. В январе 1605 правительственные войска, тем не менее, разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но к Лжедмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.
В это время, 13 апреля 1605 г., Борис Годунов находился в Москве и был совершенно здоров. Однако, вскоре он почувствовал дурноту, ему стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер, похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе. Злые языки поносили Государя, говоря, что он якобы покончил с собой.
Судьба семьи оклеветанного Царя была очень печальна. Неблагодарные русские люди, поддавшиеся на обман Лжедмитрия, заживо растерзали сына Бориса молодого Царя Федора и убили его мать. В живых осталась лишь дочь Бориса Годунова Ксения - ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что Царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью - без отпевания, как самоубийц.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика