Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

17 декабря ( 4 декабря )

Седмица 30-я по Пятидесятнице (ев. чтения 29-й седмицы). Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780). Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры (1937).
Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504).
Утр. - Мф., 104 зач., XXV, 1-13. Лит. - Евр., 319 зач., VIII, 7-13. Лк., 102 зач., XX, 27-44, и за вторник: Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мк., 21 зач., V, 24-34.
Рождественский (Филиппов) пост.



Святитель Геннадий Новгородский

Святитель Геннадий НовгородскийСвятитель Геннадий, архиепископ Новгородский происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, "муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании". Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители, под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого. С 1472 года - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Ревнитель строгого уставного богослужения.
12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия - Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.
Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд - привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями - Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.
Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые нс были им обретены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке - "Геннадиевская Библия".
Наряду с подготовкой Библии, круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена "Четвертая Новгородская летопись", доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого монастыря Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. По просьбе святителя Досифей написал житие преподобных Зосимы и Савватия.
О высокой духовной жизни и молитвенном вдохновении святителя свидетельствует составленная им в 1497 году молитва к Пресвятой Богородице. Кроме известных посланий архиепископ Геннадий написал церковный "Уставец" и "Предание инокам", живущим по уставу скитского жития. Оставив архипастырское служение, с 1504 года святитель жил на покое в Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 года.

Сергей Дмитриевич Шереметев

Сегодня мы вспоминаем известного русского консервативного деятеля, члена Государственного Совета, археолога, историка, почетного члена Академии наук, графа С.Д.Шереметева, скончавшегося в 1918 году.
Сергей Дмитриевич ШереметевОн родился 26 ноября 1844 г., происходил из древнего боярского, позже графского рода, был крестником Императора Александра II. Получив домашнее образование, Шереметев, выдержав экзамен в Пажеском корпусе на офицера гвардии; в 1863 г. вступил в службу в Кавалергардский полк. В 1868 г. в чине ротмистра он был назначен адъютантом к Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу (будущему Императору Александру III), вскоре став личным другом будущего Государя. В звании полковника Шереметев принимал участие в Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был послан парламентером к турецкому главнокомандующему Али-паше.
В 1884 г. граф был произведен в действительные статские советники, долгое время состоял предводителем дворянства Московской губернии, был обер-егермейстером Высочайшего Двора, с 1900 г. член Государственного Совета, входил в его правую группу.
Граф Шереметев также известен как инициатор создания и председатель Общества любителей древней письменности; основатель Общества возрождения древнерусской одежды; председатель Общества ревнителей русской исторического просвещения в память Императора Александра III, председатель Императорской русской Археографической комиссии; председатель Комиссии попечительства о русской иконописи, член-учредитель и вице-председатель Русского генеалогического общества, член Русского исторического общества; действительный член Академии художеств и ряда других российских и иностранных научных обществ. Его перу принадлежит свыше 250 публикаций по истории, генеалогии и культуре России (которые, как правило подписывал не полным именем, а тремя буквами: "Г.С.Ш.". На личные средства граф подготавливал и издавал русские летописи, грамоты, писцовые книги, исторические акты, в том числе рукописи из семейного архива. Шереметев также состоял членом ряда благотворительных организаций.
Политическую позицию Шереметева лучше всего отражают следующие слова: "Россия развилась и создалась самостоятельно, а потому все существенное в ней является самобытным; и Церковь, при всем вселенском ее значении, самобытна, и монархия ее самобытна; самобытно и ее дворянство: оно не чета европейскому потомству рыцарей - детищу феодализма. У нас не было феодализма, не было и замков. Наши замки - монастыри наши, светочи просвещения, двигатели колонизации, рассадники благотворительности... Законодательство наше не может не считаться с этими особенностями нашего самостоятельного развития, с этою самобытностью России". С.Д.Шереметев был членом Русского собрания, а его сын Павел одним из инициаторов создания и первым руководителем Союза Русских Людей.
С приходом к власти большевиков все имущество Шереметевых было "национализировано" - у графа была также конфискована вся переписка, дневники, ценные вещи на 10 млн. руб. золотом. Судя по всему, чекисты намеривались арестовать и самого Шереметева, однако, увидев, что он лежит в постели с гангреной ног, трогать не стали, а через месяц, на 75-м году жизни, граф скончался.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru