Святейший Патриарх Кирилл: Россия и арабский мир — естественные союзники
Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с главами дипломатических миссий арабских государств в России
Открывая встречу, Святейший Патриарх обратился к главам дипломатических миссий. «Я хотел бы сердечно приветствовать вас, господа послы. Мы очень ценим возможность встречи с вами. Я хотел бы подчеркнуть, что традиционно Россию связывают добрые отношения со странами арабского мира. Эти отношения уходят корнями в прошлое. Издревле у России со странами Ближнего Востока и Северной Африки существовали и существуют самые обширные контакты, в том числе и в религиозной сфере. Я думаю, что самым главным и определяющим для наших отношений является то, что верующие в наших странах особым образом почитают и сохраняют духовную традицию, считают эту традицию важным фактором, формирующим жизнь народа и общества. Как в России, так и в арабских странах придается большое значение тому, чтобы ценности, которые существуют в наших религиозно-культурных традициях, передавались последующим поколениям. Вот эта значимость традиции как некоей нормы жизни очень роднит Россию и арабский мир. Именно благодаря этому мы являемся естественными союзниками перед теми вызовами, которые обращает нам глобализирующийся мир», — сказал Патриарх Кирилл.
«При этом и в арабских странах, и в России глубоко убеждены в том, что верность духовной традиции можно и нужно сочетать с усилиями по модернизации общества. И в вашем, и в нашем религиозно-национальном менталитете верность традиционным ценностям не означает отсталости или отказа от модернизации государства и общества», — продолжил он.
«Духовные ценности являются одновременно и предметом нашего совместного диалога. Русская Православная Церковь ведет свой диалог и с арабскими странами, и с религиозными общинами арабских стран, и у нас есть общий базис для ведения такого диалога. Я уже сказал о том, что у нас существует общность традиционных ценностей. Позвольте мне перечислить некоторые из этих ценностей, чтобы разговор был более конкретным», — добавил Предстоятель Русской Церкви.
«В России столетиями присутствует мусульманское меньшинство, которое пользуется свободой следовать своим традициям. Ислам признается в России как традиционная религия, которая присутствует на этой земле в течение всей истории России, — в отличие от многих других конфессий, которые появились в России в основном начиная с XVII века, в связи с приглашением на государственную службу иностранцев. Поэтому мы, православные, привыкли жить с мусульманами на протяжении тысячи лет на основе принципов дружбы и добрососедства. И тот межрелигиозный диалог, который сейчас ставится во главу угла политическим миром, в том числе на уровне международных организаций, ведется в России и православными, и мусульманами на уровне повседневной жизни, а иногда на уровне одной семьи, где один из супругов принадлежит исламу, а другой Православию. Для нас этот диалог является частью нашей повседневной жизни, и мы рады тому, что в России никогда не было религиозных войн между православными и мусульманами. Мы готовы делиться этим опытом со всем миром», — отметил Патриарх.
«Мы знаем, что во многих арабских странах есть христианское меньшинство, которое существует на протяжении веков. В большинстве случаев традиционные христианские общины в арабских странах пользуются уважением со стороны мусульманского большинства. Однако, как мне кажется, дополнительное внимание к нуждам христианского меньшинства было бы одним из факторов дальнейшего улучшения христианско-мусульманских отношений. В ближайшие два года я хотел бы посетить Ближний Восток, посетить Александрийский и Антиохийский Патриархаты, Иерусалимскую Церковь, которые несут свое служение в этом регионе, а также в Северной Африке вот уже две тысячи лет. Эти Православные Патриархаты накопили обширный опыт конструктивного взаимодействия с мусульманами, который мы высоко ценим, и мы поддерживаем с этими Церквами теплые, братские отношения. В рамках этих визитов я намерен встретиться с государственным руководством Египта, Сирии, Ливана, Иордании и Палестинской автономии, а также мне бы хотелось встретиться с мусульманскими лидерами этих стран для обсуждения жизненно важных вопросов, представляющих взаимный интерес. В последние годы ряд арабских стран по просьбе Московского Патриархата оказал и оказывает содействие в возведении православных храмов. И, пользуясь случаем, я хотел бы сердечно поблагодарить руководство этих стран за это содействие. Считаю, что православные храмы на арабском Востоке, равно как и многочисленные мечети в России, являются символами дружбы между христианами и мусульманами и свидетельствуют о серьезности наших намерений жить в мире и взаимном уважении, проявляя дружбу и внимание друг к другу», — добавил он.
«Общность наших взглядов относительно роли традиционных моральных ценностей в жизни человечества делает для нас необходимым совместное отстаивание этих подходов и взглядов. Общность наших убеждений относительно ценности традиций, относительно ценности нравственного измерения в жизни мы могли бы совместно представлять мировому общественному мнению. Нам кажется, что такое сотрудничество могло бы быть достигнуто на площадке международных организаций. Имея в виду данное обстоятельство, в июле этого года мы здесь, в Москве, провели учредительную встречу консультативной группы религиозных лидеров высокого уровня при Генеральном директоре ЮНЕСКО. На этой встрече присутствовал уходящий Генеральный секретарь ЮНЕСКО господин Коитиро Мацуура, который полностью поддержал, в том числе через принятие меморандума, согласованные принципы формирования этой группы. Эта группа была принята Президентом России Дмитрием Медведевым, который также выразил поддержку диалогу ЮНЕСКО с религиозными общинами. От арабского мира в этой встрече участвовал представитель Всемирной исламской лиги. И я очень надеюсь на поддержку этой инициативы со стороны арабского мира. Я хотел бы сердечно пожелать каждому из вас, всем вам вместе успехов в дипломатической миссии в России. И заверяю вас в том, что Русская Православная Церковь открыта к обсуждению широкого круга проблем, которые могут представлять взаимный интерес», — такими словами закончил свое выступление Святейший Патриарх Кирилл
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первых жертв красного террора
30 августа 1918 г. эсеры организовали два покушения на своих политических конкурентов — большевистских лидеров. В Петрограде Л. Канегиссер убил председателя местной ЧК Моисея Урицкого, а в Москве Ф. Каплан тяжело ранила Ленина. Через два дня «Красная газета» писала: «За кровь Ленина и Урицкого пусть прольются потоки крови — больше крови, столько, сколько возможно». 5 сентября Совет народных комиссаров издал свой печально знаменитый декрет о «красном» терроре. Большевики начали зверствовать: начались расстрелы «по классовому признаку», вводилась система заложников. Причем, расстреливать начали тех, кто не принимал никакого участия в гражданской войне — русских патриотов-монархистов.
Первыми жертвами «красного» террора стали видные деятели Царской России, которые были расстреляны на Братском кладбище. До нас дошел рассказ о мученической кончине русских монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных „смертников“, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов“, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Очевидец рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».
Протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области. В 1883 г. закончил Ставропольскую духовную семинарию, 6 лет служил псаломщиком. В 1889 г. рукоположен во иерея, служил в родном поселке, затем в Ставрополе, Елисаветполе и других местах Кубанской области, исполняя обязанности законоучителя различных гимназий. В 1897 г. переведен в Тифлис, в 1900 г. назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата, в 1901 г. возведен в сан протоиерея. Получил известность как миссионер, во время командировки в Персию добился воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан. Уже во время служения в Грузии о. Иоанн заявил о себе как об активном общественном деятеле. При его участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, ставивший задачу приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. В 1905 г. переведен в Москву, с января 1906 г. проповедник-миссионер Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера, с 1907 г. Синодальный миссионер, батюшка исколесил практически всю страну.
Протоиерей Иоанн Восторгов оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков и сразу активно включился в противореволюционное черносотенное движение: вступил в основанную В.А.Грингмутом Русскую Монархическую партию, стал членом московского отдела Союза Русского Народа (СРН). В 1906−07 гг. он был деятельным участником 2-го, 3-го и 4-го Всероссийских монархических съездов, на которых выступал с речами. О. Иоанн был уверен, что «нет в мире более народного духовенства, как в России», а потому «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». Когда в конце сентября 1907 г. скоропостижно скончался вождь московских монархистов В.А.Грингмут, ни у кого не было сомнений относительно его преемника. Русскую Монархическую Партию, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз, возглавил протоиерей Иоанн Восторгов. Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Он выступил инициатором учреждения Братства Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах, которое было открыто 8 января 1909 г. В течение первого года существования силами Братства было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. А в 1912 г. о. Иоанн организовал уже пастырско-миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, в 1913 г. — в Иркутске и Ташкенте. Курсы готовили к пастырской деятельности учителей, псаломщиков и вообще всех достойных и способных людей.
Однако с 1908 г. русское патриотическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался о. Иоанн Восторгов. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 г. о. Иоанн и его ближайший помощник архимандрит (будущий епископ и сщмч.) Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. В этот период он сблизился с В.М.Пуришкевичем и стал членом Главной Палаты созданного им Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В 1909 г. по его инициативе в Москве прошел монархический съезд, однако его бойкотировали некоторые лидеры монархического движения. Признанием полезности деятельности о. Иоанна стали Высочайшие приемы депутаций московских монархистов во главе с протоиереем Восторговым в 1909 и 1910 гг., когда Государь пожаловал о. Иоанну орден Св. Владимира 3-й ст. и подарил монархическим союзам Москвы Свой портрет. В сентябре 1909 г. он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, где проходили многие монархические форумы. В 1910 г. протоиерей Восторгов проявил себя и на ином поприще — он встал у истоков женского богословского образования в Москве. Вскоре батюшка был назначен настоятелем собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). В 1913 г. Св. Синод принял решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений, из-за чего о. Иоанн вынужден был оставить пост председателя РМС. Это спровоцировало борьбу за освободившееся место, которая сопровождалась новыми потоками клеветы в адрес протоиерея Восторгова. Вместе с тем освобождение от общественных обязанностей позволило о. Иоанну активнее заняться издательской деятельностью, в том числе издать свои сочинения.
С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. Над о. Иоанном сгустились тучи, среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в отношении известного монархиста, но власти на это не решились. Протоиерей Иоанн Восторгов был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором выступал с речью, был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917−18 гг. В самый разгар соборных деяний власть захватили большевики, о. Иоанн сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность» в феврале 1918 г. он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». С захватом власти откровенными богоненавистниками вновь зазвучал во всю мощь голос блестящего проповедника. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика младенца Гавриила, от жидов умученного. 30 мая 1918 г. о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н.Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви.
Мужественный проповедник, один из вождей Черной Сотни, митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов стал одной из первых жертв «красного террора». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. он прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
В этот первый день «красного» террора в Петрограде был расстрелян член Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела духовник Царской Семьи протоиерей Александр Васильев. Он родился в крестьянской семье в Смоленской губернии, рано остался круглым сиротой. Был воспитанником выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского, который помог ему получить образование в Вифанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Долгое время был настоятелем церкви при Крестовоздвиженской общине Красного Креста, законоучительствовал, чем приобрел большую известность в Петрограде, с 1910 г. преподавал Закон Божий царским детям. С 1913 г. протоиерей, первый настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе, с 1914 г. настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце, духовник Царской Семьи. Будучи монархистом по своим убеждениям, участвовал в патриотическом движении, в 1910 г. был членом Главной Палаты РНСМА, в 1915 г. принимал участие в открытии Совещания монархистов в Петрограде. Активный участник трезвеннического движения. Служил напутственный молебен при отправлении Царственных Мучеников в сибирскую ссылку. 29 августа 1918 г. арестован в Петрограде и вскоре расстрелян.
Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 г. в Москве в семье врача-окулиста, впоследствии профессора офтальмологии. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1893 г. Поступив по окончании университета на государственную службу, служил по финансовому ведомству в г. Юрьеве Владимирской губернии, Москве и Тамбове. Проявляя энергию и распорядительность, Маклаков дослужился до должности управляющего Полтавской Казенной палатой. В 1909 г. председатель Совета Министров П.А.Столыпин представил энергичного чиновника Государю Николаю II, и в 1909 г. он был назначен Черниговский губернатором, где проявил недюжинные административные способности. В 1911 г. Государь посетил Чернигов, чтобы помолиться у мощей прославленного в Его царствование Святителя Феодосия Угличского. Порядок в губернии порадовал Императора. А в 1912 г. на выборах в 4-ю Государственную Думу в губернии провалились либералы, считавшие Чернигов чуть ли не своей вотчиной. 16 декабря 1912 г. Государь назначил Маклакова управляющим делами Министерства внутренних дел несмотря на упорное сопротивление председателя Совета Министров В.Н.Коковцова, который не без оснований опасался, что новый министр станет препятствовать проведению правительством либеральной политики. Однако Государь настоял на своем и был очень доволен работой министра. Анна Вырубова вспоминала: «Маклаковым Государь был очарован и говорил: „Наконец Я нашел человека, который понимает Меня и с которым Я могу работать“».
На посту министра он неоднократно выступал за роспуск Государственной Думы (в этом духе направил в 1913 г. несколько писем Царю). После начала Первой мировой войны внес 18 ноября 1914 г. в Совет Министров «Записку», в которой настаивал на ограничении Земского и Городского союзов исключительно делом «помощи больным и раненым» и запрещении им заниматься политикой, что, к сожалению, не было исполнено. Однако из-за сопротивления либеральных сановников многое ему не удалось сделать. Глава правительства Коковцов мешал проведению жестких мер в отношении печати, препятствовал его политике вытравливания еврейского элемента из акционерных предприятий. Маклакову не удалось сменить либеральных губернаторов и добиться повсеместно проведения правого курса. С самого начала против него ополчились думские октябристско-кадетские круги. Либералы использовали любой повод, чтобы устранить ненавистного им министра. Союзником думских либералов стало так называемое «столичное общество», которое с первых дней вступления в должность министра начало травить провинциального чиновника. Но Государь длительное время отвергал самую мысль об отставке Маклакова. Однако вскоре либералам удалось привлечь на свою сторону Главнокомандующего армией Великого Князя Николая Николаевича. Не желая обострять внутриполитическую ситуацию во время войны, стремясь к единению общества, Государь решил пойти навстречу пожеланиям либералов, и в июне 1915 г. Маклаков вынужден был выйти в отставку. По свидетельству А.А. Вырубовой, вопреки обыкновению «Государь лично ему об этом сообщил на докладе. Маклаков расплакался. Он был один из тех, которые горячо любили Государя, не только как Царя, но и как человека, и был ему беззаветно предан».
Маклаков остался членом Государственного Совета, принимал непосредственное личное участие в монархическом движении (официальный статус государственного служащего не позволял ему делать это раньше). Он был участником Совещания монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав руководящего органа черносотенного движения — Совет монархических съездов. В конце 1916 — начале 1917 г. Маклаков принимал активное участие в кружке сенатора А.А.Римского-Корсакова, объединявшем правых государственных деятелей, которые интенсивно искали способы предотвращения грядущей катастрофы.
Ситуация в стране обострялась. Враги Самодержавия объединились в Прогрессивный блок, запахло антимонархическим заговором. Предчувствуя опасность, Государь в конце 1916 г. начал вызывать Маклакова и советоваться с ним по поводу ситуации в стране. По поручению Царя он подготовил проект Манифеста о роспуске Государственной Думы, готовил проект изменения Основных Законов. Многие видели в нем лучшего кандидата на роль диктатора, который сможет в случае начала революции восстановить порядок. 26 ноября 1916 г. Маклаков выступил в Государственном Совете с большой речью, в которой обличил либералов в подготовке антигосударственного переворота. В декабре 1916 г. Маклаков написал письмо Государю, в котором призывал принять жесткие меры против распоясавшихся внутренних врагов России. Многие видные монархисты небезосновательно видели в нем «сильную фигуру», которая может подавить массовые беспорядки и восстановить порядок. Революция грянула неожиданно. 25 февраля 1917 г., когда только начались беспорядки в Петрограде, Маклаков вместе с А.Ф.Треповым и А.А.Ширинским-Шихматовым, явившись на заседание Совета Министров, пытались убедить министров ввести осадное положение в городе. Их усилия оказались тщетными. Облеченные доверием Царя министры проявили преступную беспечность. Уже 28 февраля Маклаков был арестован и при пешем сопровождении в Петропавловскую крепость чуть было не был растерзан революционной чернью. В тюрьме он находился уже до самой кончины.
Николай Алексеевич Маклаков был одним из тех немногих царских министров, которые имели мужество на допросах в Следственной комиссии Временного правительства не отречься от своих идеалов. Он с достоинством возражал следователям Временного правительства, которые направо и налево спекулировали «интересами страждущего народа». Летом 1918 г. Маклаков был отправлен в Москву, где в первый день после объявления «красного террора», был убит на Братском кладбище вместе другими видными государственными и общественными деятелями России. Свидетель преступления передавал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».
Иван Григорьевич Щегловитов родился 13 февраля 1861 г. в дворянской семье в Черниговской губернии. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое окончил в 1881 г. с золотой медалью. Он служил по судебному ведомству, последовательно занимая разные должности в Министерстве юстиции и Сенате, в 1903 г. стал обер-прокурором Сената. Он активно сотрудничал в газетах и журналах, помещая в них статьи на правовые темы. С 1903 г. в качестве профессора он стал читать лекции по уголовному судоустройству и судопроизводству в родном Императорском Училище правоведения. В 1905 г. был прокурором на процессе по делу Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича. В ответ террористы объявили, что Щегловитов приговорен к смерти, но он не обращал никакого внимания на угрозы, продолжал вести прежний образ жизни. В апреле 1906 г. Щегловитов был назначен министром юстиции в правительстве И.Л.Горемыкина, на этой должности он оставался более девяти лет несмотря на смену председателей правительства.
Будучи монархистом по своим убеждениям, Щегловитов покровительствовал деятельности черносотенцев. До своего назначения на пост министра юстиции он сам был членом старейшей монархической организации Русского Собрания. За свои убеждения, твердость и последовательность в их исповедании он подвергался ожесточенным нападкам либералов. Особенно раздражала врагов Самодержавия его кадровая политика: на руководящие должности он старался подбирать людей монархически настроенных. Неприязнь переросла в ненависть, когда Щегловитов не позволил развалить следствие по делу о ритуальном убийстве Андрея Ющинского (знаменитое дело Бейлиса). Именно благодаря его твердой позиции расследование было доведено до суда. Это — одна из главных его заслуг в должности министра юстиции. Неприязненно к Щегловитову относилась не только либеральная интеллигенция, но и бюрократия. Объяснение этому факту простое — Щегловитов представлял собой редкий тогда уже тип искренно верующего православного русского сановника, а значит, был чужим по духу для чиновничьей среды. Как дело совершенно уникальное современники сообщали, что министр «блюдет посты и перед едой и после громко читает молитвы».
6 июля 1915 г. Государь вынужден был отправить Щегловитова в отставку вследствие сильного давления со стороны либеральных кругов, которые сумели привлечь на свою сторону главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Государь, стремясь к единению общества во время войны, решил пойти навстречу желаниям либералов и генералитета (ранее отставку получили еще три правых министра министр внутренних дел Н.А.Маклаков, военный министр В.А.Сухомлинов и обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер). Выйдя в отставку, Щегловитов в 1915−16 гг. начал активно участвовать в деятельности монархических организаций, пытаясь активизировать их работу. Он участвовал в работе Совещания монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде, на котором единогласно был избран председателем. Обращаясь с приветственной речью к участникам Совещания, Щегловитов дал очень меткое определение тогдашней интеллигенции, состоящей из «мыслителей без мысли, ученых без науки, политиков инородческого, не национального пошиба». На Совещании он был избран председателем Совета монархических съездов, руководящего органа Черной Сотни. Но в ноябре 1916 г. он сложил с себя полномочия председателя Совета, ввиду того, что Государем ему было намечено иное поприще. В конце 1916 г. Николай II начал осуществлять, видимо, давно продуманный план государственных преобразований, призванный восстановить Неограниченное Самодержавие. Ключевым пунктом этого плана являлось изменение Основных Законов Российской Империи. Оно было невозможно без полной лояльности Государственного Совета. Для начала нужно было поставить во главе Госсовета деятельного человека твердых монархических взглядов, преданного Государю. Выбор Императора пал на Щегловитова. 1 января 1917 г. он был награжден орденом Св. Александра Невского и назначен председателем Государственного Совета. Однако успел провести всего только два заседания.
Щегловитов был арестован уже на второй день после февральского переворота, как один из самых опасных противников заводил масонского заговора, и с того дня до самой гибели томился в тюрьме. При Временном правительстве он сидел в Петропавловской крепости, при большевиках был переведен в «Кресты». Известны факты мужественного поведения Щегловитова в тюрьме. Будучи прекрасным знатоком права, он помогал добрым советом простым русским людям, оказавшимся по несчастливому стечению обстоятельств в чекистских застенках. Летом 1918 г. председатель Государственного Совета Российской Империи под конвоем был отправлен в Москву вместе с другими царскими министрами-монархистами и помещен в Бутырскую тюрьму. В первый день после объявления «красного террора» он был расстрелян на Братском кладбище вместе с другими русскими монархистами. Во время злодейского убийства, по словам очевидца, «Иван Григорьевич Щегловитов с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха».
Сегодня также день памяти еще одного царского министра внутренних дел Александра Григорьевича Булыгина, который был расстрелян как заложник в 1919 г.
В этот же день 23 августа 1915 г. Государь Николай II принял Верховное командование Российской Императорской Армией, сместив Великого князя Николая Николаевича. В результате вскоре было остановлено наступление немцев.
Русская линия
Либеральное братство в действии, или
Зачем «НГ-Религии» спасает репутацию протоиерея Георгия Митрофанова?
Отвечая на реплику корреспондента издания о том, что в «СМИ появляются интервью, в которых некоторые представители Московского Патриархата заявляют, что Сталин был не лучше Гитлера..», коммунист Обухов признался, что для него «все высказывания типа „Ленин хуже Гитлера“ из уст протоиерея Димитрия Смирнова или заявление одного архиерея, поставившего знак равенства между Сталиным и Гитлером [видимо, имеется ввиду председатель ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) — РЛ], вызывает вопрос о патриотизме их авторов. Чем тогда можно аргументировать позицию Российской Федерации, выступающей против резолюции ПАСЕ, в которой уравнены СССР и фашистская Германия? Я бы даже назвал эту позицию антигосударственной и антиисторической». Секретарь ЦК КПРФ считает, что эти выступления представителей Московского Патриархата являются попытками фальсификации истории, которые «работают против нашей страны».
Возникает вполне резонный вопрос: зачем столь либеральное издание как «НГ-Религии», руководители которого, вероятнее всего, являются единомышленниками протоиерея Георгия Митрофанова во взглядах как на историю, так и на политическое устройство страны, вдруг решило обсудить эту тему с секретарем ЦК КПРФ? Если внимательно посмотреть на умело поставленные вопросы журналиста, то можно найти ответ на этот вопрос. Несомненно, целью журналиста было, с одной стороны, представить в качестве основного оппонента отца Георгия коммунистов и таким образом заставить замолчать его православных оппонентов; а с другой стороны, показать, что позиция протоиерея Георгия Митрофанова является, якобы, общецерковной, что речь идет не об узкой группе церковных либералов, пытающихся захватить идеологическую власть в Церкви, используя тему Сталина и Власова, как таран, а об общем взгляде Русской Православной Церкви на историю Великой Отечественной войны и советское прошлое.
Таким образом, интервью секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова изданию «НГ-Религии» объективно является ничем иным, как попыткой спасти изрядно подпорченную репутацию священника Митрофанова. Именно поэтому интервью берется не у беспартийного эксперта, специалиста-историка, серьезно изучающего власовское движение и деятельность генерала Власова, а у высокопоставленного функционера Компартии. Именно поэтому ставятся в один ряд апология предателя Власова протоиереем Георгием Митрофановым, совершенно справедливая оценка личности Владимира Ленина и его роли в истории России протоиерея Димитрия Смирнова и интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона журналу «Эксперт», в котором владыка сравнил Сталина с Гитлером.
При этом уважаемое издание игнорирует тот факт, что ни архиепископ Иларион, ни протоиерей Димитрий Смирнов не выступали за реабилитацию генерала Власова, не воспевали предателей. Их заявления в каком-то смысле можно назвать антикоммунистическими, но никак нельзя назвать непатриотическими и антигосударственными, чего не скажешь о выступлениях протоиерея Георгия Митрофанова. И если позицию владыки Илариона (Алфеева) и отца Димитрия Смирнова разделяет значительное число наших сограждан, то позиция отца Георгия Митрофанова, к счастью, неприемлема для подавляющего большинства населения России, в том числе и для Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Остается только сожалеть, что столь уважаемое издание в своих попытках спасти подпорченную репутацию апологета предательства протоиерея Георгия Митрофанова использует недобросовестные методы, подмену понятий, логические уловки, фактически вводя в заблуждение своих читателей. Видимо, совсем плохи дела у отца Георгия Митрофанова с пропагандой власовства, раз его репутацию пытаются спасти таким топорным, бездарным и «хитроумным» способом.
Русская линия
Владыка Викентий: «Проведение Дня трезвости должно стать традицией»
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский обратился к организаторам и участникам трезвеннических мероприятий, которые пройдут 11 сентября
«Стало уже доброй традицией в этот День трезвости проводить Крестный ход, после которого желающие дают обет трезвости. И мы надеемся, что, молитвами святого Иоанна Предтечи, людям, давшим обет трезвости, Господь наш Иисус Христос поможет своей благодатию в этом благом деле упражнения в подвиге воздержания от алкоголя и табака. Некоторые, сами не имея зависимости, вступая на поприще борьбы с этой страстью, принимают обет ради своих близких и родных, по слову апостола Павла: „..Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает“ (Рим.14, 19−21)», — отмечается в обращении.
«Активную работу по утверждению трезвой жизни всегда вела Православная Церковь. В дореволюционной России при приходах создавались общества трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину. 2 сентября мы чествуем священномученика Александра Малиновского, принявшего мученическую кончину в городе Красноуфимске. Мощи его перенесены для поклонения в Свято-Троицкий собор Красноуфимска. Став председателем церковно-приходского общества „Трезвение“, священник Александр Малиновский вел активную борьбу с пьянством. За свою деятельность на этом поприще он был награжден в 1914 году набедренником», — сказано в документе.
«Общества трезвости оказывали благотворное влияние на религиозную, общественную, семейную жизнь прихожан. Для объединения деятельности всех обществ трезвости 21 октября 1912 г. на Организационном собрании местных практических деятелей по борьбе с алкоголизмом под представительством Митрофана, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, был избран Комитет по делам обществ трезвости в епархии. Комитет вел учет открывавшихся и действующих обществ, разрабатывал программы по ведению чтений и бесед, помогал составить устав, созывал Епархиальные съезды трезвости. 11 сентября 1913 года Комитет организовал проведение Всероссийского праздника трезвости в Екатеринбурге. Царь Николай Второй в известном рескрипте от 30.01.1914 на имя управляющего министерством финансов повелел принять меры к сокращению злоупотреблений спиртными напитками и способствовать должностным лицам и учреждениям в их борьбе с пьянством», — отмечается в обращении.
«В настоящее время ситуация, сложившаяся в нашем обществе такова, что для спасения людей от страсти винопития необходимо срочно принимать решительные меры. В 2008 году Общественно-государственное движение „Попечительство о народной трезвости“ приняло решение возродить празднование Дня трезвости в нашей области и ежегодно проводить во вторую субботу сентября Областной День трезвости — массовое культурное мероприятие, имеющее целью показать преимущества трезвого и здорового образа жизни. Отрадно, что активное участие в мероприятиях приняли школьники, студенты и преподаватели вузов и школ. День трезвости действительно должен стать праздником, светлым, красивым и искренним: из студенческих аудиторий и школьных классов, из стен Краеведческого музея он перейдет на улицы городов. Мероприятия, посвященные Дню трезвости, в прошлом году прошли во многих городах Свердловской области: Красноуральске, Ревде, Карпинске, Верхней Пышме, Первоуральске, Тавде», — говорится в документе.
«Проведение Дня трезвости должно стать традицией не только на Урале, но и в России. Нам необходимо обратиться к отечественным традициям как историческому опыту, осознать, что мы наследники великой культуры, великого народа, недаром нашу страну называли Святая Русь. Пророк Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие, и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видим, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви. Мы верим, что вашим усердием, дорогие братья и сестры, наше Отечество сможет возродить духовные традиции, которые сделали его Святой Русью, в чем да поможет нам Господь Бог наш молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых», — такими словами заканчивается обращение владыки Викентия по случаю проведения Дня трезвости.
Русская линия
Владимир Хомерики: Грузинские власти уже не гнушаются нападками на самое святое
Известный политик об обвинениях в адрес Грузинской Церкви в том, что она «способствует интересам иностранного государства»
Как сообщает ИА «Новости-Грузия», двое членов этой комиссии с российской стороны — журналисты Максим Шевченко и Владимир Мамонтова — в Грузию не были допущены. В минувшую среду Католикос-Патриарх Грузии Илия Второй принял единственного члена российской делегации журналиста Алана Касаева, что послужило поводом для различных интерпретаций в СМИ позиции Церкви. Так, на грузинских телеканалах был продемонстрирован ряд видеосюжетов, в которых Грузинская Патриархия была обвинена в «пособничестве интересам иностранного государства», то есть России.
В связи с этим в пятницу было распространено заявление Грузинской Патриархии, в котором подчеркивается, что обвинения в адрес Грузинской Православной Церкви о том, что она способствует интересам иностранного государства, необоснованны. В заявлении также опровергаются утверждения о том, что Церковь пригласила в Тбилиси российских журналистов — представителей общественной комиссии. Заявление зачитал на специальном брифинге отец Георгий Звиададзе.
«Насколько Церковь Грузии нейтральна в отношении внутриполитических сил, настолько активно она выступает гарантом единства грузинской нации и территориальной целостности Грузии во внешнеполитических процессах. То, что, Грузия в целом, является местом противостояния глобальных политических интересов и все силы пытаются использовать авторитет Церкви для себя, не является новостью. Церковь Грузии всегда была и останется защитником национальных интересов грузинского народа и все ее шаги и действия были и будут вновь продиктованы только этой целью. Обвинения о способствовании Церкви, волей или неволей, интересам иностранного государства, совершенно не обоснованы», — сказано в документе.
В. Хомерики подчеркнул, что «позиция грузинского руководства, которое восприняло создание этой комиссии в штыки и так неадекватно себя ведет, не может не вызвать возмущения». «Грузинское руководство сегодня практически не управляет Грузией. Оно не служит интересам народа страны, оно поступило, как дикие гунны, как варвары, которые не понимают, как важна роль народной дипломатии, что только путем прямого диалога можно достигнуть консенсуса. Грузинское руководство мешает общественным организациям проявлять стремление к диалогу», — отметил эксперт.
«Получается, что грузинские власти не служат интересам Грузии, а служит интересам третьих стран, а это на самом деле только отдаляет процесс возможного восстановления территориальной целостности Грузии, отдаляет процесс по сближению позиций с абхазами, осетинами и с Россией, от которой во многом и в экономическом, и в социально-культурном плане зависит грузинский народ», — продолжил он.
«Поэтому то, что сделали грузинские власти, — это антигрузинское действие, направленное на то, чтобы произошло ухудшение ситуации в самой Грузии, чтобы был приостановлен мирный процесс, который только-только начал налаживаться между грузинами, абхазами, осетинами», — добавил В.Хомерики.
«Что касается заявления Патриархии, то надо отметить, что Грузинская Церковь, как и Русская, играют исключительно важную роль в установлении мирного диалога между народами. Делегация Общественной комиссии была приглашена не по инициативе Грузинской Патриархии, а по инициативе большого патриота Грузии, сопредседателя общественной комиссии, президента медиа-холдинга „Georgian Times“, президента Центра стратегических исследований и моделирования „Азри“ Малхаза Гулашвили», — отметил эксперт.
«Это была рабочая встреча в рамках народной дипломатии. Грузинская Патриархия изъявила добрую волю для того, чтобы принять делегацию. И, естественно, было необходимо показать единство наших православных народов, а также то, что и Русская, и Грузинская Церкви сегодня стоят на страже территориального единства Грузии», — добавил общественный деятель.
«Можно сказать Патриархии только огромное спасибо за все то, что она делает в развитии российско-грузинского диалога. И те обвинения, которые сейчас идут в адрес России, кощунственны, беспочвенны, необоснованны по всем параметрам. Они говорят о том, что грузинская власть уже потеряла все рамки порядочности, коль уж делает нападки на самое святое, что есть у грузинского народа, то есть на Грузинскую Патриархию», — подчеркнул Владимир Хомерики.
Русская линия
Гумер Исаев: «Сирия как союзница Ирана поддерживает иракских повстанцев»
Петербургский востоковед объяснил, почему проамериканское иракское правительство вынуждено стягивать войска на сирийской границе
Как сообщает РБК со ссылкой на Би-би-си, Ирак усиливает охрану границы с Сирией, начал размещать дополнительные полицейские силы на границе с соседним государством на фоне обострения отношений между двумя странами. Приказ об этом отдал премьер Ирака Нури аль-Малики. Багдад обвиняет Дамаск в предоставлении убежища боевикам, которые с территории Сирии обстреливают Ирак, и утверждает, что существуют доказательства поддержки Сирией боевиков. Кроме того, иракские власти считают, что недавние теракты в Багдаде были осуществлены по заказу из Сирии, а их исполнителям было выплачено 10 тыс. долларов.
Ранее, 19 августа, в разных районах Багдада были подорваны два начиненных взрывчаткой грузовика. Взрывы произошли с интервалом в несколько минут в разных районах иракской столицы. В результате терактов погибли около 100 человек, и свыше 1 тыс. 200 получили ранения. Сирия, со своей стороны, утверждает, что обвинения со стороны Ирака надуманны и не соответствуют действительности. Президент страны Башар Асад заявил, что обвинения, выдвинутые против Дамаска, «политически ангажированы и аморальны».
Как отметил Г. Исаев, «и сегодня существует геополитическая ось, соединяющая Сирию с Ираном». «И, конечно же, с одной стороны, свержение режима Саддама Хусейна могло быть воспринято сирийцами положительно, но, с другой стороны, тот факт, что Ирак стал в общем-то одной из американских военных баз, и теперь там господствуют американцы, является основанием для поддержки со стороны Сирии иракских повстанцев и адептов Хусейна, противников американской оккупации. Сирийцы не могли не использовать это обстоятельство», — продолжил эксперт.
«Вообще, сейчас Сирия — это ближневосточное государство, которое активно поддерживает разного рода сепаратистские, повстанческие силы, например, ХАМАС, штаб-квартира которого размещена в Дамаске. Кроме того, в Сирии традиционно находились штабы курдов, которые на протяжении многих лет борются за независимость с турецкими войсками. Дамаск — это своего рода столица разного рода повстанческих организаций, которые противостоят тем или иным силам, и Сирия пытается использовать этот фактор в своих целях», — добавил он.
«Действительно, учитывая общие тенденции в региональной политике, такие как противостояние Ирана и Запада (в данном случае — США), становится неудивительным, что Сирия как союзница Ирана поддерживает иракских повстанцев в борьбе против американской оккупации. Такие же обвинения были и по отношению к Ирану, в связи с тем, что с территории этого государства поставляется оружие иракским повстанцам», — заметил ученый.
«Сегодня идет активная фаза перевооружения иракской армии, американцы планируют уменьшить свое присутствие в стране и перенести обязанности по поддержанию мира на самих иракцев. Так что в дальнейшем в этом конфликте будут участвовать именно иракцы, а в меньшей мере — американские солдаты, а иракцы будут восприниматься как коллаборационисты, прислужники США», — добавил Г. Исаев.
«Думаю, что здесь не идет речь о провокации со стороны Сирии. Речь идет о поддержке со стороны Сирии иракских повстанцев. К тому же, сейчас огромное количество иракских беженцев находится на территории Сирии, и они не могут смириться с тем, что произошло в Ираке, а именно с падением режима Хусейна. Их энергию и силы сирийское руководство активно использует, оказывая помощь и поддержку иракским повстанцам», — подчеркнул он.
«Сегодня Ирак из фактически выключен политической жизни, геополитической ситуации, но скоро он вновь будет включен в эти сферы усилиями американцев. Поэтому, я думаю, что в ближайшее время может что-то произойти, и сирийцы могут способствовать возможной смене власти в Ираке», — полагает Гумер Исаев.
Русская линия
Леонид Ивашов: Целью СССР было отсрочить нападение Гитлера
Известный политик о Пакте Молотова-Риббентропа и о причинах Второй мировой войны
«Родившиеся в конце XIX -начале XX столетий западные геополитические концепции и теории логично ориентированы на завоевание восточных пространств. Англичанин Х. Маккиндер с целью теоретического обоснования колонизаторской политики Британии сформулировал геополитическую идею мирового господства: „Кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом (Россией); тот, кто доминирует на Хартлендом, господствует над Мировым островом (Евразией); тот, кто господствует над Мировым островом, господствует над миром“. Здесь устремленность к господству над Россией налицо», — продолжил эксперт.
«Американский стратег адмирал А. Мэхэн усиленно разрабатывал стратегию удушения „непрерывной континентальной массы Русской империи, протянувшейся от западной Малой Азии до японского меридиана на Востоке“. Немецкая геополитическая школа (Ф.Ратцель, К. Хаусхоффер, К. Шмит) продвигала теорию государства как „живого организма“, по мере развития требующего все больших пространств, вплоть до планетарных. И опять же — движение на восток, а Россия здесь — также главный объект. Все эти концепции, живущие по сей день, — не дань моде, а теоретическое закрепление многовековой политики агрессивной экспансии. И если русские воевали в Европе лишь в порядке самообороны или в интересах тех или иных западных государств, то в треугольнике Британия — Франция — Германия всегда (по крайней мере, в течение последних двух столетий) присутствовала стратегическая интрига: как продвинуться на российские просторы или, по меньшей мере, кого спровоцировать на войну против России. Лучше всех эта игра удавалась Лондону. В нашествии Наполеона, нападении Японии на российский Дальний Восток в 1904 г., в провоцировании Первой мировой войны отчетливо прослеживается британский след. А в организации похода Гитлера на восток — тем более», — добавил он.
«Безусловно, Лондон и Париж серьезно опасались нарастающей мощи Германии и боялись остаться с ней один на один. Но политика этих ведущих европейских столиц металась между двумя вариантами: — как не подвергнуться удару Германии в одиночку, — как подтолкнуть Гитлера к удару по СССР. Поэтому одна часть франко-британской элиты выступала за обуздание Гитлера коллективными усилиями совместно с СССР. Другая же (особенно англичане) стремилась помочь Гитлеру осуществить пресловутый „Дранг нах остен“. Британские консерваторы держали в уме политическое завещание Д. Ллойд Джорджа, который заявил еще в начале ХХ столетия: „Традиции и жизненные интересы Англии требуют разрушения Российской Империи, чтобы обезопасить английское господство в Индии и реализовать английские интересы в Закавказье и Передней Азии“. Эти колебания между двумя вариантами действий в конце концов привели к политике умиротворения Гитлера, к попыткам создать ему благоприятные условия для канализации устремлений на восток. В сентябре 1938 г. английские и французские верхи пошли на мюнхенские договоренности с Гитлером и в качестве „отступного“ безоговорочно сдали Чехословакию. Четвертое по экономической и военной мощи государство Европы было отдано Гитлеру на заклание», — напомнил ученый.
«Подписывая договор о ненападении 1939 г. и секретный протокол к нему, правительство СССР не ставило целью аннексировать ряд восточноевропейских стран. Его целью было отсрочить момент нападения гитлеровской Германии, не допустить возможности объединения стран Западной Европы для агрессии против СССР и установить предел германской экспансии на восток», — добавил эксперт.
«„Дранг нах остен“ продолжается и сегодня. Ощутив потребность в некоей универсальной формуле трактовки проблем Второй мировой войны, устраивающей все страны, которые входят в НАТО и ЕС, западные политики вновь подняли на щит концепцию „двух тоталитаризмов“. Мол, Сталин и Гитлер поделили „несчастную“ Европу пактом Молотова — Риббентропа, ну, а потом схватились между собой. Фюрер к тому же едва успел упредить советского вождя, нанеся удар первым. В результате все, кроме Москвы и Берлина, — жертвы. А поскольку фашистская Германия была разгромлена и ушла в небытие, Россия же, правопреемница СССР, пока жива — с нее и весь спрос за развязывание Второй мировой войны. Поляки, прибалты, чехи и другие, оказывается, долго страдали от сговора Гитлера со Сталиным и от советской оккупации. Украина — тоже жертва советской оккупации, боровшаяся в союзе с гитлеровцами против более страшного врага — москалей», — иронизирует Л.Ивашов.
«Концепция „двух тоталитаризмов“, родившись на Западе, двинулась в восточном направлении по проторенному пути „Дранг нах остен“. Даже немцы, долго молчавшие, вдруг оживились. В 2002 г. премию К. Аденауэра получил „единственный философствующий историк среди немецких историков“ (так он был назван в официальной прессе ФРГ) Э. Нольте за труды, в которых „доказал“, что уничтожение режимом Гитлера евреев было не чем иным, как реакцией на уничтожение дворянского и крестьянского сословий в России. Германский национал-социализм, оказывается, это — „зеркальное отражение русской революции“, уничтожение Гитлером целых народов — реакция на ликвидацию классов в СССР, Аушвиц (Освенцим) — реакция на ГУЛАГ. Вот такая „историческая правда“ продвигается на восток. Сегодня эта концепция „равной ответственности“ воплотилась в известную (и позорную!) резолюцию ПАСЕ от 3 июля 2009 г., в публично выражаемое сомнение: имеет ли Россия право на собственный голос на мировой арене, если, мол, она сама появилась „незаконно“, в результате пересмотра итогов Второй мировой войны? Ответим: имеет! И в 70-ю годовщину со дня начала Второй мировой войны мы об этом напоминаем идеологам и практикам „Дранг нах остен“», — заключил Леонид Ивашов.
Русская линия
Протоиерей Евгений Соколов: Люди, устраивающие подобные опросы, бездуховны
Известный миссионер прокомментировал данные исследования общественного мнения о роли И.В.Сталина в российской истории
На официальном сайте Левада-центра опубликованы данные последнего опроса общественного мнения, в ходе которого респондентам были заданы вопросы, связанные с оценкой политической деятельности И.В.Сталина. Опрос был проведен 23−31 августа. В нем приняли участие 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.
Отвечая на вопрос, «согласны ли Вы с оценкой Сталина как „государственного преступника“?», 12% респондентов заявили, что «совершенно согласны» с этим утверждением, 26% – «во многом согласны», когда как 32% респондентов «в целом не могут так сказать» и 12% «совершенно не согласны». При этом 18% затруднились с ответом.
Отвечая на вопрос, можно ли сталинизм приравнять к нацизму, 11% опрошенных заявили, что в этих режимах «много общего», 32% – что «есть отдельные общие черты», между тем, 19% – что в этих режимах «нет ничего общего», а 22% заявили, что сравнивать СССР с нацистской Германией «совершенно недопустимо». При этом 16% затруднились с ответом.
Как отметил протоиерей Евгений Соколов, «Русская Православная Церковь всегда смотрела на всех правителей страны как на власть, данную от Бога. Нет власти не от Бога. Будем это помнить! Коммунистические правители — это наши заблудшие духовные чада. И главный, кто виноват в трагедиях ХХ века, — это мы, духовники, кто не сумел этих духовных чад уберечь от греха, и оно заблудилось. Наша вина, как духовников, прежде всего, в том, что эти чада заблудились. Ставить вопрос о том, кем был Сталин — диктатором или праведником, по-моему, неправильно. Когда современные люди обсуждают это, я хочу задать им вопрос: „Как бы вы повели себя тогда, в 1937 году? Вы уверены, что вы тогда бы не предали, сумели бы вы стать героями, которые выступили бы против режима?“ Вряд ли. Поэтому навязывание всей этой дискуссии, которая раскалывает общество, совершенно неприемлемо», — подчеркнул священник.
«Да, было горе, мы его оплакали и принесли покаяние, но когда от нас требуют покаяния наши же бывшие республики, у меня от этого оторопь. Разве то, что мы вас отпустили и дали самостоятельность, это разве не покаяние? Война всегда идет за территории, но в 1991 году никакой войны не было, распад СССР произошел мирно. В этом и есть покаяние русского народа как основного этноса, ответственного за то, что такой тиран, как Сталин, правил страной», — считает отец Евгений.
«Мы же их отпустили, и какое же еще покаяние они теперь от нас хотят? А то, что миллионы русских влачат теперь в этих государствах жалкое существование, разве это не наше покаяние? Они забыли, что вместе со сталинизмом они прониклись величайшей русской культурой. Приобщились к Пушкину, к Чайковскому, Достоевскому. И все это теперь они променяли на сытое западное корыто, до которого они дорвались», — заметил священник.
«Вызывает сожаление, что эта тема навязывается нам и всяческим образом муссируется. И мы поддались на нее, а не закрыли ее. Это показывает бездуховность людей, устраивающих такие опросы, и их желание сохранять противостояние внутри нашего государства», — подчеркнул протоиерей Евгений Соколов.
Русская линия
Православные Буджака направили письмо Патриарху Кириллу в связи с духовной агрессией сектантов
«Нашими стараниями и с Божьей помощью несколько лет назад нам удалось выдворить проповедников всех мастей с нашей православной территории. Однако с приходом к власти в качестве главы Гагаузской автономии баптиста Михаила Формузала агрессия началась вновь. По его прямому указанию правоохранительные органы взяли сектантов под свое крыло, и наши православные вновь оказались под прессом из-за попыток недопущения поползновений на нашу территорию заезжих миссионеров. На православных христиан проводятся гонения, заводятся уголовные дела по его указанию, членов Союза, официально зарегистрированного в Минюсте Молдовы, произвели в „черностенцев“, бандитов и т. д.», — отмечается в документе.
«В настоящее время еженедельно в автономии и соседней Тараклии проводятся т. н. фестивали христианской музыки. По телеканалам ежедневно транслируются проповеди предводителей сект при отсутствии православных передач для 96% православного населения, по личному распоряжению главы автономии сектантам выделяются для проповедей Дома культуры, актовые залы школ, их дети отдыхают в лагерях отдыха, поскольку сектанты их закупают на весь сезон. И это при полном отсутствии всякого противодействия со стороны местного священничества», — сказано в письме.
«Не оставьте нас в беде, ибо под угрозой православие гагаузов и болгар, бывших и всегда остающихся со Святой Русью», — такими словами заканчивается письмо Союза православных христиан Буджака Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, подписанное председателем Союза Василием Хорозовым-Нейковченом и сопредседателем Валерием Красенковым-Пештеряном.
Русская линия
Неизвестные помечают дома христиан в Стамбуле
В городских районах Ферикёи и Куртулус, традиционно населенных членами христианских меньшинств, за последнее время некоторые дома были отмечены зелеными и красными табличками. Они, по всей видимости, должны указывать на их армянских и греческих жителей. Отметка этикетками домов совпадает с жалобами христианских жителей на участившиеся притеснения, констатировал в парламентском запросе депутат Себастьян Тунцел. Министр внутренних дел Бесир Аталаи должен наконец высказаться: «Кем прикреплены эти знаки?», — цитирует пресса выдержки из запроса. Министерство также должно прояснить, были ли приняты меры и произведены ли соответствующие полицейские дознания.
Вселенский патриарх Варфоломей I, чья резиденция находится в Пханаре (Стамбул), должен числиться в списке смертников националистического тайного союза Ергенекон, которому вменяется в вину стремление ввергнуть Турцию в хаос посредством покушений.
Комиссия Европейского союза повторно потребовала от Турции принять действенные меры с тем, чтобы улучшить затруднительное положение немусульманских групп населения.
Отмечание христианских домов пробуждают в Стамбуле воспоминания о погроме христианских меньшинств в сентябре 1955 г. Тогда националистическими активистами были предварительно помечены дома и предприятия христиан. Кровавые эксцессы с десятками погибших в Стамбуле и в Измире были вызваны в первую очередь конфликтом из-за Кипра, а за кулисами событий стоял поиск козлов отпущения в то время, когда Турция находилась в критическом экономическом положении.
Фанатически настроенный сброд поджег в Стамбуле 72 православные церкви и свыше 30 школ, осквернил христианские кладбища и опустошил около 3500 жилых домов и свыше 4000 предприятий. Полиция безучастно наблюдала за грабежами и изнасилованиями.
Лауреат Нобелевской премии Орхан Памук среди тематики своих произведений нашел место также массовому истреблению армян в 1915 г и описывал слепую ярость разрушения в своих юношеских воспоминаниях.
Русская линия
Гомосексуалисты англикане выдвигаются на должность епископа
По сообщению газеты «Лос-Анжелес Таймс» к шести кандидатам на пост епископа епископальной церкви принадлежат священница лесбиянка Кэнон Мери Д. Гласпул и священник гомосексуалист Джон Кирклей. Еще в декабре появилось решение о двух новых епископских постах. С выдвижением в высокопоставленные лица признанных гомосексуалистов епархия избирает очень спорный курс, который на взгляд наблюдателей сможет привести церковь к дальнейшему расколу.
Либеральная епархия Лос-Анжелеса насчитывает около 70 000 членов церкви. Епископальная церковь Соединенных Штатов со своими более двух миллионов членов является частью англиканского церковного сообщества. Гомосексуальность на протяжении многих лет является в ней спорной темой. Консервативное крыло осудило посвящение в епископы признанного священника гомосексуалиста Гене Робинсона в американском штате Нью-Хэмпшир в 2003 году. В том же году англиканская епархия в Канаде решила дать свое благословение однополым отношениям.
В июле 2009 г. американское церковное руководство высказалось за то, чтобы допустить ко всем церковным должностям представителей нетрадиционной ориентации.
Калифорнийский епископ Й. Джон Бруно высказал собственное мнение: «Я поддерживаю всех кандидатов и радуюсь многосторонности, которую они предлагают нашей епархии».
Русская линия
Уго Чавес: Израиль — лакей-убийца
Венесуэльский лидер обвинил Израиль в неправильном отношении к палестинцам и в защите интересов американского империализма, назвав его «лакеем-убийцей на службе империализма».
Наиболее острую критику У. Чавес обрушил на израильское правительство, назвав его «геноцидоносным» и заявив, что оно «преследует героический палестинский народ».
В настоящий момент У. Чавес осуществляет 11-дневное международное турне, в рамках которого запланированы его визиты в Ливию, Алжир, Сирию, Иран, Белоруссию, Россию и Испанию.
У.Чавес, таким образом, станет первым не ближневосточным лидером, который посетит Иран с момента последних президентских выборов и последовавших затем беспорядков. Ожидается, что по итогам визита будут подписаны новые соглашения об углублении всестороннего сотрудничества Каракаса и Тегерана.
За мировым турне венесуэльского лидера следят США, в частности, американские власти будут внимательно наблюдать за развитием венесуэльско-иранских отношений. Вашингтон опасается, что с помощью Венесуэлы Иран может попытаться обойти международные санкции и получить материалы, необходимые для продолжения своей ядерной программы.
Русская линия
В Болгарии прошла акция протеста против телевизионных известий на турецком языке
Согласно инициатору акции Россену Маркову, только в первую четверть часа было собрано более 200 подписей. Он намерен отправить подписи шефу Национального телевидения и предложить остановить трансляцию. В противном случае организатор грозит блокадой трансляционного здания.
Новый болгарский премьер-министр Бойко Борисов недавно заявил после своей победы на выборах, что он не допустит в стране никакой дискриминации, особенно турок.
Вскоре после этого он все же отметил, что находит позитивной идею националистов партии «Атака» о дне поминовения убитых в боевых противостояниях болгар, например, павших в боях против Османской империи. Борисов все же заверил, что подобное намерение было бы реализовано только после «общественных дискуссий».
Русская линия
Концерт «Мадонны» в Израиле возмутил палестинцев
Вид «Мадонны», завернувшейся на сцене в израильский флаг, возмутил палестинскую молодежь. Многие пользователи интернет-ресурса Youtube, на котором были выложены видеозаписи концерта, выразили в комментариях к роликам свое недовольство. Они оставили к видеоролику множество комментариев с осуждением поведения певицы и резко раскритиковали поп-звезду за пренебрежение к палестинцам, которые, по их словам, страдают под гнетом Израиля и США.
Некоторые участники дебатов заявили, что истинная причина такой горячей любви Мадонны к Израилю — ее еврейское происхождение, из-за которого и появилось увлечение каббалой.
По словам лидера одной из молодежных палестинских организаций Хании Битара, палестинцы крайне разочарованы поведением «МАдонны», не уделившей внимания их проблемам. «Мадонна» — талантливая певица, говорит Битар, но некоторые ее поступки просто ставят в тупик. «Мадонна» претендует на то, чтобы служить образцом для подражания, но при этом последовательно игнорирует страдания палестинцев, которые борются за свободу и не желают насилия, утверждает палестинец. «Усыновляя очередного негра из горячей точки, „Мадонна“, подобно матери Терезе, стремится привлечь внимание к политическим проблемам этого региона. Может быть, ей стоит усыновить младенца из Газы?» — иронически вопрошает Битар. «Если звезда действительно так любит Израиль, пусть она поможет уладить арабо-израильский конфликт, а для этого следует поддержать и палестинскую сторону», — добавляет он.
Русская линия
В Москве пройдет VII Международный театральный форум «Золотой витязь»
Цель Форума — популяризация русской классической и национальной драматургии, укрепление славянского культурного пространства.
В работе VII Театрального форума примут участие театральные деятели из разных стран мира, которые представят программу лучших спектаклей, отвечающих девизу: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека».
В Театральном форуме, в частности, примет участие православный драматический театр «Странник», действующий при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ в Санкт-Петербурге во главе с его художественным руководителем Владимиром Уваровым со спектаклем «Раскольников».
Более подробную информацию о Форуме можно получить на сайте «Золотого витязя».
Русская линия
В Петербурге запретят продавать порно детям до 18 лет
Соответствующий протест прокуратуры Петербурга рассмотрели на заседании члены комитета по законодательству ЗакСа. В начале июня 2009 года изменения были внесены в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», согласно им возраст, до которого запрещено продавать подросткам подобную продукцию, был поднят с 16 до 18 лет. Прокуратура требует внести изменения и в городской закон. Парламентарии согласились с этим.
Отметим, что в Петербурге в настоящий момент запрещено продавать детям книги, журналы, игрушки и игры, видео- и аудиозаписи, «которые могут нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка», пропагандирующие «национальную, классовую, социальную нетерпимость, алкогольную продукцию и табачные изделия, социальное, расовое, национальное и религиозное неравенство, насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».
Русская линия