Русская линия
<< Полная сводка новостей от 23 июля 2025 >>

Верховный суд РФ признал сатанизм экстремистским движением
Деятельность сатанистов, наконец, официально запрещена на территории России

Верховный суд РоссииВерховный суд России признал «Международное движение сатанизма» экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории Российского государства. Решение подлежит немедленному исполнению, однако может быть обжаловано в апелляционной инстанции в течение месяца, сообщает РБК.

Иск Генпрокуратуры, поддержанный Минюстом, был рассмотрен судьей Олегом Нефедовым. Рассмотрение искового заявления проходило в закрытом от прессы режиме. В процессе участвовали только истцы — сотрудники Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции.

Генпрокуратура, комментируя принятое решение, заявила, что участники «движения» публично призывают к экстремизму, а также к «уничтожению храмов». «Последователи движения придерживаются общих принципов сатанизма, используют единую символику и атрибутику, совершают оккультные обряды. Концептуальную основу составляют издания, признанные экстремистскими материалами. Движение тесно связано с проявлениями радикального национализма и неонацизма. Наряду с ритуальными убийствами участники совершают и иные преступления, в том числе в отношении несовершеннолетних», — говорится в заявлении.

Решение Верховного суда распространяется не только на формально зарегистрированные организации, но и на незарегистрированные группы и сообщества, пояснил в разговоре с РБК судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко. Он напомнил, что аналогичный подход уже применялся к таким запрещенным экстремистским движениям, как А.У.Е. и М.К.У., когда на момент судебного постановления в России не было официально оформленных структур, однако «криминальные группировки активно действовали в разных регионах». По словам эксперта, с движением сатанистов в этот раз применяется «абсолютно та же судебно-правовая модель реагирования».

В первую очередь, по оценке Иванишко, под запрет попадет основанная в 2012 году международная сатанистская секта «Храм сатаны» (внесена в список нежелательных организаций), официально зарегистрированная в США. Организация насчитывает, по его данным, 23 отделения и более 10 млн последователей по всему миру. Как отметил эксперт, ее сторонники в России «достаточно радикализированы и находятся под сильным внешним влиянием». «Храм Сатаны» в декабре 2024 года был признан Генпрокуратурой нежелательной организацией.

После вступления решения Верховного суда в силу «Храм сатаны» будет считаться уже не просто нежелательной, а экстремистской организацией, «входящей в экстремистское международное движение сатанизма», уточнил эксперт.

Кроме того, под запрет попадут и другие сатанистские секты. Игорь Иванишко рассказал, что это в том числе «Храм Сета» — секта сетианцев, которую российские правоохранительные органы ранее рассматривали в качестве кандидата на признание нежелательной. Теперь, подчеркнул он, в этом нет нужды: со вступлением в силу решения Верховного суда и эта организация будет считаться экстремистской как часть «Международного движения сатанизма».

Особое внимание эксперт уделил "многочисленным группам лавеевского направления" — «одному из самых многочисленных направлений сатанизма в России», возникшему из «Церкви сатаны», основанной Антоном Шандором Лавеем в 1966 году. Теперь, уточнил эксперт, «все группы и сообщества лавеевского направления сатанизма, носящие разные длинные витиеватые названия», будут под запретом.

Среди радикальных течений Иванишко выделил антикосмистов — «агрессивных анархистов от сатанистов». Запрет затронет и дуотеистов — сатанистов, которые, в отличие от люцифериан, прямо признают традиционную христианскую картину мира и сознательно встают на сторону зла. Люцифериане, в свою очередь, по словам эксперта, пытаются «доказать, что Люцифер — это якобы добрый ангел («Ангел света»), который даровал знание людям», в то время как «Библейский Бог — это якобы деспот». Наконец, под действие запрета попадут демонолатрийцы — последователи культа, строящегося на установлении личной связи с «одним из демонов» вместо самого сатаны.

По оценке эксперта, судебное решение, по сути, охватывает «несколько десятков направлений сатанизма», действующих на территории России. Полный перечень, уточнил он, потребовал бы значительного объема текста.

Русская линия



Отошёл ко Господу русский историк Михаил Смолин
Профессор кафедры истории и философии Московского государственного института культуры скончался на 55 году жизни после продолжительной болезни

Михаил Смолин23 июля 2025 года отошёл ко Господу известный православный историк и монархист Михаил Смолин. Профессор кафедры истории и философии Московского государственного института культуры, кандидата исторических наук скончался на 55 году жизни после продолжительной болезни, сообщает телеканал «Царьград».

Михаил Смолин не просто занимался научной работой, он отстаивал позицию русских людей в полемике на разных площадках, в том числе телевизионных. Всю сознательную жизнь после окончания исторического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета он посвятил работе над идеей духовного возрождения России, русской православной цивилизации, отмечает сайт Фонда «Наследие Империи».

Начал эту деятельность Михаил Борисович в редакции журнала «Москва» под руководством известного писателя, многолетнего политического заключённого советского времени Леонида Бородина, которого очень уважал и ценил его христианские взгляды.

Михаил Смолин – один из немногих исследователей, который уже в конце 90-х обращал серьёзное внимание на украинскую проблему, издавал научный «Вестник Юго-Западной Руси». С того времени практически до конца жизни он занимался огромной издательский деятельностью. Его издательство «Фонд имперского возрождения» опубликовало десятки работ русских мыслителей консервативного направления. Сам Михаил Борисович подготовил и издал целый ряд своих исследований на эти темы исторического и историософского характера.

Талант исследователя-аналитика и историософа особо раскрылся в бытность работы М.Б. Смолина в Российском институте стратегических исследований (2009-2017), сначала в качестве руководителя отдела, а затем заместителя директора РИСИ. Михаил Борисович внёс заметный вклад в развитие телеканала «Царьград» в 2017-2020 гг.

В последние годы он находился на преподавательской работе во МГИК, готовил докторскую диссертацию. С 2008 года Михаил Борисович был напрямую связан с НБФ «Наследие», а впоследствии с движением «Наследие Империи», был активным участником многочисленных историко-просветительских проектов.

Вечная память!

Русская линия



Ко Дню Военно-морского флота России
В Санкт-Петербург будет принесена десница святого Апостола Андрея Первозванного

Десница святого Апостола Андрея ПервозванногоС 24 по 27 июля 2025 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла года при содействии Фонда апостола Андрея Первозванного в город на Неве будет доставлена десница Апостола Андрея Первозванного, хранимая в Богоявленском соборе Москвы. Принесение святыни приурочено к Дню Военно-морского флота, сообщает РИА Новости со ссылкой на Фонд Андрея Первозванного.

С 15.00 24 июля до 14.30 25 июля святыня будет пребывать в Кронштадтском Морском Никольском соборе. Затем десница будет доставлена в Орденский Андреевский собор на Васильевском острове, где ей можно будет поклониться до 27 июля.

Торжественная встреча мощей в Андреевском соборе состоится 25 июля в 16.00. 26 июля Всенощное бдение в Андреевском соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Святыня будет пребывать в соборе до 17.00 27 июля.

В XII веке десница Апостола Андрея Первозванного в хранилась в церкви Богородицы (Фаросской) в Большом дворце в Константинополе. Царь Михаил Федорович Романов заплатил большой выкуп турецкому султану за то, чтобы он не разорял монастырь в Фессалониках. В благодарность за это в том же 1644 году монахи передали в Москву десницу Апостола Андрея Первозванного, которая была принесена в Успенский собор в Кремле. После революции Успенский собор вошёл в состав музеев Московского Кремля, и святыня на долгие годы стала одним из «экспонатов» музейных фондов.

В 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси — в Оружейной палате Кремля состоялась церемония возвращения десницы Андрея Первозванного Русской Православной Церкви, она была перенесена в Богоявленский кафедральный собор в Елохове.

Русская линия



Украинские власти намерены провести «проверку» монастырей УПЦ на «связи с запрещённой организацией»
С очередной антицерковной инициативой выступил Тернопольский облсовет, который уже не раз заявлял о необходимости передать Почаевскую Лавру украинским раскольникам

Свято-Успенская почаевская ЛавраТернопольский областной совет обратился в Государственную службу Украины по вопросам этнополитики и свободы совести с просьбой провести проверку отдельных монастырей Украинской Православной Церкви на предмет «аффилированности с РПЦ». Соответствующее решение было принято 23 июля — за него проголосовали 47 депутатов. Контроль за выполнением инициативы возложен на профильную депутатскую комиссию, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт «Тернополяни».

В решении указано, что речь идёт о религиозных структурах, которые «имеют отношение к Московскому Патриархату».

«Проверке», согласно документу, подлежат следующие обители:

– Почаевская Свято-Успенская лавра,

– Почаевский Свято-Духовский монастырь Тернопольской епархии УПЦ,

– Свято-Богоявленский женский монастырь Тернопольской епархии УПЦ.

Ранее Тернопольская областная прокуратура инициировала расследование с целью отобрать у УПЦ земельного участка площадью 12 гектаров, на котором расположена Свято-Успенская Почаевская лавра. По мнению прокуратуры, передача земли в пользование монастырю якобы была осуществлена с нарушением законодательства, в связи с чем в ведомстве готовят судебный иск.

Русская линия



Надежды на духовную строгость Святой Горы Афон оказались напрасны
Кинот Святой Горы объяснил, почему на Афоне радостно принимали премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, который ранее активно продвигал закон об «однополых браках»

Кириакос Мицотакис на Святой Горе АфонСвященное Управление Святой Горы Афон опубликовало официальное заявление-оправдание в связи с общественным резонансом вокруг недавнего визита премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса в монашескую республику, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на сайт "Ромфея". Дело в том, что именно при данном главе греческого правительства в Греции был принят закон об «однополых браках», согласно которому содомитам разрешили даже усыновлять детей.

Многие верующие по всему миру надеялись, что Святая Гора Афон сохраняет духовную строгость в таких вопросах, но все эти надежды оказались тщетны. Члены Священного Кинота Афона, как изощрённые дипломаты, с одной стороны, подтвердили свою «оппозицию антихристианскому законодательству», а с другой, постарались оправдать радостную встречу Мицотакиса «хранением церковной традиции гостеприимства».

В официальном заявлении говорится, что во время встречи с премьером афонские монахи открыто выразили обеспокоенность в связи с легализацией «однополых браков» и правом таких пар на усыновление детей — законов, которые, по словам монахов, представляют собой «угрозу православному этосу греческого народа и ценности человеческой личности».

При этом монахи подчеркнули, что приём государственного деятеля не является одобрением его политики, а продиктован христианским долгом молитвы. Как указано в заявлении, «Афон принимает всех с рассуждением и молитвой, ибо это место покаяния, а не осуждения».

Особое внимание авторы обращения уделили критике в адрес монастырского молчания. «Молчание афонских отцов — это не равнодушие и не согласие, а выражение христианского этоса», — говорится в документе. Подчёркивается, что Афон остаётся верным традиции молчаливого свидетельства, а не публичных конфронтаций.

В то же время монахи напомнили, что апостол Павел призывал молиться не только за праведную, но и за всякую власть, чтобы сохранять мир и благочестивую жизнь.

К чести Афона далеко не все монашествующие решили приветствовать Мицотакиса. Накануне его визита семь обителей, среди которых Филофей, Каракалл, Дохиар, Григориат, Костамонит, Кутлумуш и монастырь святого Павла — официально заявили, что не будут принимать главу правительства Греции.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня отмечаем память св. преп. Антония Печерского, великого русского художника В.М.Васнецова и князя В.П.Мещерского

Преподобный Антоний ПечерскийПреподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, принял здесь постриг. Юный инок, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков".

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне. На одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии митрополит Киевский). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Вскоре святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига.

Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского. Когда около преподобного собралось 12 учеников, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Сама Пресвятая Богородица предсказала близкую смерть преподобного, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Виктор Михайлович ВаснецовСегодня день памяти великого русского художника-монархиста Виктора Михайловича Васнецова, скончавшегося в 1926 г.

Он родился 15 мая 1848 г. в Вятской губернии в семье священника. В 1862 г. окончил Вятское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел из предпоследнего класса. Рано начал рисовать, помогал художнику Андриолли расписывать Вятский собор. В 1868-73 гг. учился в Академии художеств в Петербурге, занимался в рисовальной школе Крамского, иллюстрировал книги. В 1876 г. проработал около года во Франции. После возвращения поселился в Москве, решив больше никуда не ездить. Васнецов писал: "Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным". С 1880-х гг., стремясь к созданию основ подлинно национального русского искусства, художник обратился к фольклорно-эпической тематике. Широкую известность принесли ему картины "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Царь Иван Васильевич Грозный", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке". В 1885-91 гг. работал над росписью кафедрального Владимирского собора в Киеве. В 1893 г. избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке Васнецов показал картину "Богатыри", которая была восторженно встречена современниками. В 1883-1901 гг. создавал мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге на месте смертельного ранения Императора Александра II и русской церкви в Дармштадте (1899-1901). Васнецовым также написаны иконы для собора Александра Невского в Софии ("Богоматерь на престоле", "Спас на престоле"). В 1902 г. он занимался оформлением фасада Третьяковской галереи.

Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии после студенческого митинга в залах с его выставкой, заявив, что "все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой". Будучи сам убежденным монархистом, активно поддерживал патриотическое движение. Васнецов был членом редакционной комиссии "Книги русской скорби", им оформлены два выпуска этого уникального издания. В октябре 1906 г. проходивший в Киеве 3-й Всероссийский съезд монархистов постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить специальную икону Покрова. Икона была исполнена Васнецовым и иконописцем В.П.Гурьяновым и освящена митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г. в день открытия 4-го Всероссийского съезда в Москве. Васнецов был также одним из авторов прекрасного памятника на могиле одного из вождей монархического движения В.А.Грингмута, с которым его связывали личные дружеские отношения. Скончался великий русский художник в 1926 г. в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В.Нестерова.

Князь В.П.МещерскийСегодня также день памяти консервативного писателя, публициста и общественного деятеля князя Владимира Петровича Мещерского.

Он родился 11 января 1839 г. в Петербурге, по матери доводился внуком известному историку Н.М.Карамзину. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1857 г. Затем 14 лет служил в Министерстве внутренних дел, но карьера Мещерского закончилась увольнением "за несогласные со взглядами министерства убеждения". С этого времени началась его литературная и общественная деятельность. Печататься он начал еще с 1860-х гг., помещая свои произведения в "Северной пчеле" и "Русском вестнике". Славу Мещерскому принесли романы "Женщины петербургского большого света" (1874), "Мужчины петербургского большого света" (1897), "Один из наших Бисмарков" (1874), антинигилистические романы "Тайны современного Петербурга" (1876-77), "Записки застрелившегося гимназиста" (1875). Его перу принадлежат "Очерки нынешней общественной жизни в России", весьма ядовито оценивающие деятельность либеральных общественных сил. С 1872 г. и до своей смерти (т.е. 42 года) он издавал еженедельный журнал-газету "Гражданин", ставший "мозговым центром" консерваторов. Мещерский издавал также журналы "Добро" (1881), "Добряк" (1882), "Дружеские речи" (1903-14), газету "Русь" (1894-96).

Еще в 1860-х гг., познакомившись с будущим Императором Александром III, Мещерский стал его доверенным советником. С осени 1884 г. он начал издавать что-то вроде дневника в форме писем, предназначенных для одного читателя – Царя, где излагал свои взгляды на происходящее. Близость Мещерского ко Двору, его осведомленность о намерениях "верхов" способствовали превращению его во влиятельного политика. Мещерский был одним из идеологов контрреформ 1880-х гг. Политические взгляды князя представляли собой синтез славянофильства и охранительства. Мещерский требовал прекратить либеральное реформаторство, усилить роль дворянства, этой "армии самодержавия", в жизни страны. Он не был апологетом дворянства, весьма критически в своих произведениях отзываясь о моральных и умственных качествах аристократии, речь шла скорее о национальной элите любого сословного происхождения. "Высший свет" не любил князя за нелицеприятное изображение себя в его романах. Язвительность и другие качества нажили ему немало врагов среди высшей бюрократии. Для нигилистов же и либералов Мещерский был смертельным врагом, и они сделали все, чтобы имя князя после кончины осталось забытым. Он умер в 1914 г., похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

В этот день в 1922 г. во Владивостоке открылся Приамурский Земский Собор, восстановивший монархию в России. Ключевую роль в этом знаменательном событии сыграл генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс (день памяти 8 октября). Указ о созыве Собора Приамурское Временное правительство опубликовало 6 июня, Собор был призван преодолеть распри и нестроения в Приамурском крае – последнем очаге Белой России, учредив новый орган Верховной власти. По положению в состав Собора входили представители духовенства, армии и флота, гражданских ведомств, несоциалистических организаций, горожан-домовладельцев, сельского населения, городских самоуправлений, земства, торгово-промышленного сословия, местного казачьего населения и пришлых казачьих войсковых правительств, православных приходов, старообрядческого духовенства, высших учебных заведений, русского населения полосы отчуждения КВЖД. В состав Собора вошли также все министры Приамурского Временного правительства. В основание формирования Собора был положен старинный принцип сословности, а не партийности, более того, коммунистам и их союзникам было воспрещено участвовать в деятельности Собора.

Собор начался торжественным молебном, который отслужил в Кафедральном Успенском соборе Владивостока в сослужении сонма духовенства архиепископ Михаил (Богданов). К началу молебна от всех церквей города пришли крестные ходы с хоругвями и иконами.

Собор принял три ключевых решения. 1. Собор признал, что право на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых (207 голосов – "за", 23 – "против"). 2. Собор посчитал необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Верховным правителем из членов Династии, на кого члены Дома Романовых укажут (175 – "за", 55 – "против"). 3. Правительству предлагалось вступить в переговоры с представителями Дома Романовых (депутация от Собора в составе епископа Камчатского Нестора (Анисимова), председателя Собора профессора Н.И.Миролюбова и председателя правительства С.Д.Меркулова после окончания соборных заседаний отправилась в Европу). На это время для руководства властью в крае был избран временный Правитель, большинство проголосовало за генерала М.К.Дитерихса (213 -"за", 19 – "против").

10 августа в день празднования Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) состоялось заключительное заседание Собора. По окончании работ предводительствуемые духовенством с иконами Спасителя и Державной Божией Матери соборяне во главе с Правителем прошли к Кафедральному собору. Приамурский Земский край продержался недолго. В октябре под натиском превосходящих сил красноармейцев и партизан в условиях предательства союзников-японцев последний оплот русской власти пал. Однако значение Собора выходит за пределы эпохи гражданской войны. Впервые в истории Белого движения Собор открыто провозгласил монархические лозунги и признал, что Верховная власть в России принадлежит Царскому Дому Романовых и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 23 июля 2025


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика