<< | Полная сводка новостей от 10 февраля 2023 | >> |
Пока в Екатеринбурге молятся и почитают, в Москве бесконечно «расследуют»
В Екатеринбурге прошла традиционная научная конференция, посвященная Царственным страстотерпцам, а в столице вновь вещали о подлинности «екатеринбургских останков»9 февраля 2023 года в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского Евгения в рамках XI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» состоялась секция «Святые Царственные Страстотерпцы: жизнь, почитание, эпоха», посвященная памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской, а также Царской семье.
Обсуждение «царской темы» объединило учёных из Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Председатель секции – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Алексей Соловьев подвёл итоги работы форума.
«У нас сегодня были и профессора, и аспиранты, и те учёные, которые уже на протяжение десятилетий, как профессор Владимир Ильич Большаков, занимаются изучением царской темы, и абсолютно молодые специалисты, которые делают первые шаги в науке, но они делают, они созидают, они стремятся, — сказал Алексей Леонидович. — Видно, что Царская тема по-прежнему актуальна, она по-прежнему интересна в исследовательском плане, она живая, потому что она непосредственно влияет на формирование нашей души, нашего мировоззрения».
Алексей Леонидович поделился, что на секции были очень интересные, глубокие темы, связанные с почитанием Царской семьи в монашеской среде, и выступления про путь царского поезда. Это историческое исследование, уточняющее маршрут и обстоятельства движения поезда с Царской семьей в 1918 году.
Наместник Царского монастыря игумен Мелитон (Зыбин) выступил с докладом на тему: «Отношение русского монашества за рубежом к гибели Царской семьи».
«Сегодняшнее заседание секции было весьма познавательным. Доклады были интересные и затронули много дискуссионных вопросов по царской тематике. Иеромонах Клавдиан (Меньшиков) рассказал о зарождении монархической идеи в письмах античных философов. Владимир Ильич Большаков осветил тему того, кто мог участвовать в спасении Царской семьи из заточения. Доклад Алексея Леонидовича Соловьева заострил внимание на тех аспектах частной жизни Победоносцева, о которой нам не было известно до этого дня. Подобные мероприятия мотивируют дальнейшее развитие в познании церковно-исторической науки. Мы благодарны всем организаторам за предоставленную возможность принять участие в столь интересном научном форуме», — поделился отец Мелитон.
Алексей Соловьев по завершении секции отметил, что людям тема почитания Царской семьи важна, и не зря все собрались. «Сегодня, действительно, мы посмотрели на эту тему с разных аспектов. И со стороны теории, и со стороны конкретной исторической практики, и со стороны изучения каких-то обстоятельств, которые требуют уточнения в наших исторических изысканиях. Действительно, по общему признанию слушателей, секция прошла на одном дыхании», — подытожил председатель секции.
Любопытно, что никто из присутствующих на форуме не стал касаться темы подлинности «екатеринбургских останков», поскольку для большинства верующих Русской Православной Церкви – это тема давно закрыта. «Екатеринбургские останки», находящиеся в Петропавловской крепости, никто не почитает, а потому можно приводить любые аргументы – это нисколько не тронет душу верующих.
Впрочем, это не значит, что такие попытки раскачать православное единство не будут предприниматься. Ряд московских деятелей и даже священнослужителей с упорством, заслуживающим лучшего применения, пытаются навязать эту тему простому верующему народу.
Очередная такая безуспешная попытка была предпринята 9 февраля 2023 года в Доме Русского зарубежья, где состоялся предпремьерный показ документального фильма Елены Чавчавадзе и Галины Огурной «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый», а также была представлена книга архимандрита Тихона (Затекина) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение».
Собравшиеся хотели привлечь внимание к теме подлинности «екатеринбургских останков», однако это мероприятие в нынешнее крайне напряжённое время оказалось абсолютно неуместным и тщетным.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл: «Возношу молитвы ко Господу, дабы упокоил Он в Своих вечных обителях души почивших»
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате взрыва газа в жилом доме в Новосибирске9 февраля 2023 года в результате взрыва газа в жилом доме на улице Линейная в Новосибирске произошло частичное обрушение двух подъездов. Были разрушены около 30 квартир. Поисково-спасательные работы были завершены утром 10 февраля, сообщает РИА «Новости». По последним данным, погибли 13 человек.
Соболезнования губернатору Новосибирской области А. Травникову, митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму, родным и близким погибших и пострадавших выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передает Патриархия.Ru.
В послании Его Святейшества главе региона, родным и близким погибших и пострадавших, в частности, говорится:
«Со скорбью воспринял печальную весть о взрыве бытового газа в жилом доме в Новосибирске, в результате чего погибли и получили ранения люди, среди которых, к сожалению, были и дети. Примите мои глубокие и искренние соболезнования в связи с произошедшей трагедией.
В этих нелегких обстоятельствах особенно важно проявить сочувствие, уделить внимание и оказать поддержку тем, кого коснулась беда. Выражаю надежду на то, что власти Новосибирской области не оставят без должной заботы семьи погибших и пострадавших.
Священнослужители Новосибирской епархии, со своей стороны, готовы оказать им всю возможную духовную и пастырскую помощь.
Разделяя со всеми вами боль невосполнимой утраты, возношу молитвы ко Господу, дабы упокоил Он в Своих вечных обителях души почивших, исцелил пострадавших, укрепил и утешил родных и близких погибших, даровал им силы с достоинством перенести выпавшее на их долю испытание».
По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима производится сбор вещей для пострадавших.
Руководитель социального отдела Новосибирской епархии протоиерей Иаков Конкин и благочинный I градского благочиния протоиерей Сергий Коновалов уже передали первую партию гуманитарной помощи: продукты питания, одежду, медикаменты. Сотрудники социального отдела епархии также посетили пострадавших в местах временного размещения, передали горячие обеды и вещи первой необходимости.
Священнослужители Новосибирской епархии проводят с пострадавшими беседы, оказывают духовную поддержку. В храмах молятся о здравии пострадавших и упокоении погибших.
Русская линия
Кто бы сомневался
Представитель президента Зеленского заявил, что на Украине в ближайшее время примут закон о запрете УПЦПредставитель президента Украины в Верховной Раде Федор Вениславский заявил, что в ближайшее время нардепы проголосуют за закон, предусматривающий запрет Украинской Православной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на «РБК-Украина».
По его словам, на данный момент соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в комитетах Рады.
«Кабинет министров Украины зарегистрировал соответствующий законопроект. Он находится на рассмотрении комитетов, – заявил представитель Зеленского. – Есть время на внесение альтернативных проектов. Как только закончатся предусмотренные законом о регламенте Верховной Рады Украины процедурные сроки, профильный комитет даст согласие, и вероятность, что в зале он найдёт достаточное количество сторонников, очень высокая. Я думаю, что в ближайшее время мы этот закон примем».
То, что нынешние украинские власти пытаются запретить Украинскую Православную Церковь, несмотря на её демонстративную лояльность, лишний раз свидетельствует о том, что все решения Собора УПЦ в Феофании оказались безрезультатными.
Русская линия
Антиохийский Патриарх Иоанн призвал США и ЕС снять с Сирии санкции
Сирийский народ перенёс страшную трагедию, связанную с масштабным землетрясением, и нуждается в международной помощи, заявили Предстоятели христианских Церквей СирииИерархи трех христианских Церквей в Сирии призывали снять со страны международные санкции. Открытое письмо по этому поводу подписали Патриарх Антиохийский Иоанн Х, Патриарх Мелькитской греко-католической церкви Иосиф и Патриарх Сиро-яковитской Православной Церкви Игнатий, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Global Ortodox.
«Мы, три религиозных лидера Сирии, требуем, чтобы Организация Объединенных Наций и страны, введшие санкции в отношении Сирии, сняли эмбарго и несправедливые ограничения в отношении сирийского народа, а также предприняли исключительные меры и немедленные инициативы для безопасной переброски гуманитарных грузов и помощи», – говорится в заявлении, опубликованном пресс-службой Антиохийского Патриархата.
Ранее президент Сирийского общества Красного полумесяца Халед Хабубат выступил с требованием к международному сообществу снять экономические санкции, введённые против Сирии, чтобы помочь стране преодолеть последствия землетрясения.
Разрушительное землетрясение, затронувшее юго-восток Турции и северо-запад Сирии, произошло 6 февраля. Число жертв катастрофы уже превысило 20 тысяч человек, десятки тысяч людей получили ранения, многие лишились имущества и были вынуждены покинуть свои дома.
Девятнадцать стран ООН направили в Турцию спасательные бригады. В Сирии же международная помощь затруднена из-за экономических санкций. Ограничения были введены Евросоюзом и США в 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война. С тех пор их ежегодно продлевают. В результате помощь стране смогли оказать только Россия, Алжир, Иран, Ирак и Ливан.
Русская линия
Румынский Патриархат нанёс удар по Фанару
Синод Румынской Церкви признал автокефалию Македонской Православной Церкви на основе Томоса, предоставленного македонцам Сербской ЦерковьюСвященный Синод Румынской Православной Церкви принял ряд решений о признании автокефалии Македонской Православной Церкви − Охридской Архиепископии. Заседание, которое возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, прошло в Патриаршем дворце в городе Бухаресте 9 февраля 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Basilica.ro.
Синод постановил именовать новую братскую Церковь «Архиепископство Охридское и Северной Македонии со штаб-квартирой в Скопье», а её Предстоятеля − «Блаженнейший Стефан, архиепископ Охридский, Скопский и Северо-Македонский». В синодальном решении также отмечено, что автокефалия Церкви Северной Македонии признается на основании Томоса, предоставленного ей Сербским Патриархатом 5 июня 2022 года.
Эта формулировка – удар по Константинопольскому Патриархату, который утверждает, что автокефалию Поместным Церквам якобы может предоставлять только Константинопольский Патриарх Варфоломей и никто иной.
Как сообщалось ранее, Македонскую Православную Церковь − Охридскую Архиепископию под другим названием признал состоявшийся 13 декабря 2022 года Священный Синод Болгарского Патриархата, который предполагает именовать её «Церковью в Республике Северная Македония», при этом окончательное название ещё не утверждено.
Русская Православная Церковь уже также признала Македонскую Церковь и вступила с ней в общение.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императора Петра Великого и писателя Ф.М.ДостоевскогоИмператор Петр I родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. 27 апреля 1682 г. после смерти Царя Феодора Иоанновича провозглашен Царем, но после стрелецкого бунта в мае вторым Царем стал его сводный брат Иоанн при регентстве сводной сестры Софьи. 25 июня 1682 г. оба брата были венчаны на царство. С 1689 г. начал править самостоятельно (Царь Иоанн оставался соправителем Петра до своей кончины в 1696 г.). 22 октября 1721 г. провозглашен Сенатом Императором Всероссийским и стал прозываться Великим.
Реформы Петра Великого оценивались в прошлом и оцениваются до сих пор неоднозначно. Безусловно приветствуются военные реформы Государя, особенно создание военно-морского флота (в 1696 г. перед походом на Азов Государь заложил на верфях в Воронеже первые русские корабли), которые позволили России решить важнейшую геополитическую задачу – выйти к Балтийскому морю. Столь же однозначное одобрение вызывают хозяйственные реформы великого преобразователя: создание мануфактур, металлургических и горных заводов, поощрение торговли путем меркантилистских мер. В целом положительную оценку вызывают и реформы государственного управления. Петр учредил Правительствующий Сенат (1711), высший орган власти "на случай отлучек Наших"; создал отраслевые органы управления – коллегии; разделил страну на 50 губерний (1719); учредил государственные институты контроля и политического сыска; основал новую столицу – Санкт-Петербург (1703). Государь внедрил уникальный документ – "Табель о рангах" (1722, просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до 1917 г.), который упорядочил вопросы государственной и военной службы. С именем первого Российского Императора связаны многие нововведения в области культуры и быта: учреждена Академия наук (1724); открыты многие учебные заведения; создана гражданская азбука; введены арабские цифры; учреждались типографии; появилась первая российская газета; регулярно начали проводиться переписи податного населения – ревизии; появилась традиция начинать год с 1-го января.
Особенной критике подвергались три реформы Петра: церковная, престолонаследия и бытовые новшества. После смерти в 1700 г. Патриарха Адриана Царь не назначил выборов нового предстоятеля Церкви, а в 1721 г. и вовсе учредил государственный орган управления Церковью – Святейший Синод, состоявший из архиереев, но руководимый мирянином (обер-прокурором) и подвластный монарху. В целом церковная политика вызывала протесты (и не только старообрядцев, считавших и вовсе Царя антихристом): закрытие монастырей, присвоение церковного имущества, глумление над церковными обрядами и обычаями. В 1722 г. Государь издал закон о престолонаследии, согласно которому самодержец сам мог назначить себе преемника. Этот закон внес смуту в важнейший вопрос преемственности государственной власти, спровоцировал череду государственных переворотов в XVIII столетии и был отменен Императором Павлом Петровичем в 1797 г. Народные протесты вызывали некоторые новшества Петра: бритье бород всем подданным, кроме крестьян и священства; требование к придворным одеваться на немецкий или французский манер; курение трубок.
Однако одно очевидно: сам Петр Великий был человеком верующим, о чем есть много свидетельств, и он любил Россию ("а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога – была бы жива Россия"). Но верно и то, что начиная с его царствования "Великая Россия заслоняет Святую Русь", как выразился архимандрит Константин (Зайцев).
В возрасте шестнадцати лет Петра женили на Евдокии Лопухиной, от брака с которой родился сын Алексей, наследник престола. В 1718 г. его заставили отречься от права на престол, судили, обвинив в заговоре против Государя, признали виновным, он умер в заточении (или убит). В 1712 г. Петр объявил о своем разводе и венчался с Екатериной (до православного крещения Марта Скавронская), с которой жил с 1703 г. В этом браке родилось 8 детей, но, кроме Анны и Елизаветы, все они умерли в младенчестве. В 1724 г. Царь короновал свою супругу как Императрицу. Государь скончался после сильной простуды, перед смертью он причастился, но не успел распорядиться о судьбе государства. На трон взошла его жена Екатерина I.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье врача московской Марьинской больницы для бедных, здесь прошли детские годы. В 1828 г. отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 г. приобрел поместье в Каширском уезде Тульской губернии. Мать умерла в 1837 г., отец убит крепостными крестьянами в 1839 г. В 1837 г. Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое в 1843 г., поступил в чертежную инженерного департамента. В 1844 г. вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, в 1846-48 гг. опубликованы первые повести. В 1849 г. арестован по делу петрашевцев и приговорен к смертной казни, замененной каторгой. В 1850-54 гг. отбывал заключение в Омской каторжной тюрьме, затем зачислен рядовым в сибирский линейный полк в Семипалатинске. С 1859 г. жил в Твери, затем в Петербурге под негласным надзором полиции. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. Он возобновил литературную деятельность – романы "Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из мертвого дома" (1861-62). Издавал совместно с братом журналы "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65), в которых пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В это время Достоевский открывает для себя Запад и проникается ненавистью к нему. С 1873 г. он начал выпускать "Дневник писателя" (выходил в 1876-77 гг. и в 1880-81 гг.) – уникальный журнал одного автора, в котором изложил свое философское и политическое кредо. В "Дневнике" Достоевский предстает как яркий и самобытный национальный мыслитель право-консервативного направления, идейный предшественник русских монархистов начала ХХ в. Многие его идеи до сих пор не потеряли актуальности.
Настоящее признание пришло к Достоевскому после публикации романов "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-72) и "Подросток" (1875). В 1878 г. Император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. В последние годы жизни Достоевский создает свое самое главное произведение – роман "Братья Карамазовы" (1879-80). Настоящим триумфом писателя стала его знаменитая речь о Пушкине, которую он произнес за полгода до смерти 8 июня 1880 г. в Москве в публичном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника А.С.Пушкину. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, всемирная слава пришла к нему после смерти. Он умер в Петербурге, похороны его стали поистине национальным трауром.
Русская линия
Поступления в Библиотеку периодической печати от 10 февраля 2023