Русская линия
Русская линия Марина Удальцова27.02.2009 

Образы русской жизни

«Аркадий Пластов. Образы русской жизни» — выставка, открывшаяся 25 февраля 2009 года в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно», в Москве. На выставке представлены живопись, графика, рисунок, всего 250 произведений, охватывающих весь творческий путь выдающегося русского художника с 1910-х по 1970-е годы.

На открытии выставки А.А.Пластова Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в Симбирске. В роду Пластовых были священники, иконописцы, архитекторы: «В молодости отец мой, был подмастерьем у моего отца, деда моего Григория Пластова, иконописца и, кажется архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то. Сочинил и чертил Григорий Пластов» [1], вспоминал художник в своей автобиографии. Отец будущего художника Александр Григорьевич Пластов служил псаломщиком в сельской церкви. Мать Ольга Ивановна была дочерью сельского лекаря из обрусевших немцев. Аркадий был шестым ребенком в семье. «Блаженством, которое никогда не повторится», называл художник годы своего деревенского детства. После трех лет сельской школы мальчика отдали в духовное училище, где надзиратель заметил его любовь к рисованию и отпускал его раз в неделю «рисовать гипсовые слепки».

В автобиографии художник вспоминал: «Весной 1908 года к нам в село были приглашены богомазы подновить и дополнить то, чем дед с отцом когда-то изукрасили нашу церковь. Отцу обществом был поручен общий надзор и руководство прибывшей артелью иконописцев. Вот ту-то и началось то настоящее пленение мое искусством, от которого я уже больше не освободился. Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой, и ходил как зачарованный около приехавших чудодеев.
На выставке А.А.ПластоваЗадрав голову, я часами смотрел сквозь переплет лесов на эту таинственную возню кудрявых веселых богомазов. Как-то однажды мы с отцом поднялись туда, «в поднебесье». Крепкий запах олифы, баночки, горшочки с красками, саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Сначала с непривычки я ничего толком не мог рассмотреть, но, приглядевшись, заметил, что обычной прилизанности икон не было и в помине. Контуры в палец, Мазистая, резкая кладка красок. Я еле узнал знакомого бога Саваофа с глазами величиной в тарелку и ликом без малого в наши ворота. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. «Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшим от волнения губами» [2].

Далее последовали четыре года учебы в Симбирской духовной семинарии: «Учись, старайся, — напутствовал его отец, — может архиереем будешь!». Но судьба была предрешена. В Духовной семинарии рисование было дополнительным предметом, его преподавал Дмитрий Иванович Архангельский, который стал первым учителем и другом Аркадия Пластова на всю жизнь.

Талантливого мальчика заметили, у него появились покровители, которые отправили Аркадия Пластова учиться в Москву, а Губернская управа города. Симбирска постановила выдать ученику стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно на образование. Проучившись два года вольнослушателем на скульптурном отделении Строгановского училища, в 1914 году Пластов поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Удалось закончить только три курса, учебу прервала революция. Аркадий Александрович Пластов вынужден был уехать в Прислониху. Он — единственный грамотный и образованный на селе человек, стал на многие годы защитником своих земляков, их ходатаем, советчиком и «певцом».

Часть экспозиции выставкиВ жесткие двадцатые годы Пластов сильно бедствовал, но работать не прекращал: «Строил планы в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Не было материалов для работы, он писал вместо масла клеем, вместо холста работал на коробочных крышках. Представленный на выставке «Портрет брата Александра», созданный в годы революции, написан на старом листе фанеры. Много писал портретов своих близких. На выставке представлены портреты братьев Валентина и Николая, портреты сына Николая и внука Коли, портреты матери художника — Ольги Ивановны Пластовой, тещи Софьи Васильевны фон Вик и жены — Натальи Алексеевны, урожденной фон Вик, с которой Аркадий Александрович Пластов обвенчался в 1925 году.

Супруга Наталья Алексеевна Пластова, более полувека безвыездно проживет в Прислонихе, оберегая сложившийся веками православный уклад жизни семьи с тяжелым повседневным трудом и редкими, но радостными праздниками. Чтобы прокормиться, семья держала корову и овец. Сам художник участвовал летом в общественных полевых работах, зимой уезжал в Москву: «Целых десять лет я болтался плакатистом зимой по Москве, хлебопашцем летом в Прислонихе, пока, наконец, не стал вольным живописцем», — вспоминал художник.

22 июня 1941 года, закончив работу над этюдом к очередной картине, художник узнал о начале войны. Вскоре началась мобилизация, враз разрубившая по живому каждую семью. Из ушедших в одну ночь полутора сотен односельчан, вернулось в деревню человек двадцать. Погибли почти все, кого художник написал в 1930-е годы. «Роли, в которых я изображал моих прислонцев, нисколько их не удивляли, мой живописный язык вполне их «устраивал». Кстати хочется сказать об отношении крестьян к моей профессии. Давным-давно, когда я еще был учеником, отношение это отливалось в добродушно-ироническое: «От нечего делать…побаловаться вздумал?». Но водки я не пил, табак не курил, ходил, с деревенской точки зрения, чистенько, деревенского труда не чурался, и мне это баловство, чудачество прощали: «Такой талант, кому что дадено». Но все-таки никак не могли понять, на что я списываю какие-то кустики, избушки, коров и овец, «сымаю портреты», жарюсь целыми днями где-нибудь на жнитве. На что мне это в конце концов?
А.Пластов. РодникМного лет спустя, когда уже никакого сомнения не могло быть, что я могу жить не хуже, а даже лучше других, и только потому, что мажу картины, мужики стали это одобрять: «Работа чистая, людям не обидная». Очень им хочется видеть изображенной их жизнь, труд, «весельство» свадеб. «Спиши-ка ты нас, покажи-ка в Москве-то, как мужики-то живут"[3].

Осенью 1942 года в Москве в Третьяковской галерее открылась выставка «Великая Отечественная война», на которой Пластов представил работы «Немец пролетел», (измененное на «Фашист пролетел»), «К партизанам», «Защита родного очага». Картина «Фашист пролетел», висела в 1943 году в Тегеране во время проведения совещания глав трех великих держав, решавших вопрос об открытии второго фронта. В ней передана сущность войны — смерть мальчика среди мирной красоты природы. Авторский вариант 1971 года зрители могут увидеть на выставке в Царицыно. В трудные военные годы художник создал эскиз к картине «Гость с фронта» и полотна с изображением сцен мирной жизни в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнью разрушить смерть — вот сокровенный смысл этих картин военного времени. В 1945 году были написаны «Жатва» и «Сенокос», за которые в 1946 году Аркадий Пластов получил Сталинскую премию первой степени. В 1947 году Аркадий Александрович Пластов был избран действительным членом Академии художеств СССР. Художник продолжал работать над любимой темой мирного труда своих односельчан. В 1956 году Аркадию Александровичу Пластову было присвоено звание народного художника РСФСР, в 1962 году — звание народного художника СССР. В его творчестве появились картины, проникнутые чувством гармонии человека с миром, неистребимой божественной силы жизни.
А.Пластов. КуличиОсобенностью выставки: «Аркадий Пластов. Образы русской жизни» в музее-заповеднике Царицыно является впервые наиболее полно представленная православная тема, которой на выставке отведен целый зал. Важная для художника церковная тема долгое время была сокрыта от посторонних глаз. Дед и прадед художника были иконописцами. Зрители впервые могут увидеть гуаши и акварели с православными сюжетами: «Венчание», «Куличи», «У древней иконы», «Зимний праздник. Никола», «Свечи горят» и другие. В тридцатые годы закрытый, а в середине пятидесятых варварски разрушенный на глазах у художника храм в Прислонихе, построенный и расписанный его дедами и прадедами, продолжал жить в его картинах всегда. Сегодня Богоявленский храм в Прислонихе возрожден, а «Праздничный натюрморт» 1920-х годов, с изображенным на нем куличом и пасхой, обрел свое название «Пасхальный».

Умер художник в 1972 году, в зените своего дарования, написанный им за неделю до смерти «Последний этюд», представленный на выставке, поражает мощью и свежестью письма. Народный художник СССР, лауреат Сталинской и Государственной премий, сам плоть от плоти народной, был всегда любим и понимаем своим народом. Образы русской жизни, созданные Аркадием Александровичем Пластовым находятся в лучших музеях нашей страны — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях, Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии. До 24 мая 2009 года зрители могут увидеть их в музее-заповеднике Царицыно.
Марина Викторовна Удальцова, искусствовед

Примечания:

1 — Автобиография [1951]: Аркадий Александрович Пластов 1893—1972. Каталог живописи, М., 1976, с.17
2 — Указ. Соч. с.15
3 — Указ. Соч. с. 23

http://rusk.ru/st.php?idar=113874

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ирина Г.    27.02.2009 18:06
Спасибо за эту статью – напоминание о замечательном художнике. Очень хочется побывать в музее и посмотреть его картины – такие светлые и пронзительные.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика