Русская линия
Русская линия Андрей Каплиев,
Андрей Грунтовский
14.02.2007 

Наука побеждать
Беседа с исследователем русской национальной культуры, писателем и поэтом Андреем Вадимовичем Грунтовским

— Андрей Вадимович, Вы известны как организатор кулачных боёв на фестивале «Ледовое побоище», который является одним из главных культурно-исторических форумов России, собирающим около 5000 человек из разных уголков страны ежегодно. Вы могли бы рассказать об их смысле и значении?

Андрей Вадимович Грунтовский— На мой взгляд, это мероприятие воинское, мы представляем другую традицию — фольклорно-этнографическую. В 1991 году нам впервые разрешили провести «стеношные» бои в Санкт-Петербурге. Запрещены они были еще в 1917 году Ф.Э.Дзержинским. Традиционной мы проводим бои на Рождество Христово и, особенно, на Масленицу в парке Екатерингоф. В этих мероприятиях участвует не пять тысяч человек, а гораздо больше. Это связано с праздниками, с фольклором, с играми. Выступают наши народные коллективы, которые мы приглашаем. И это свой пласт русской культуры.

А «Ледовое побоище» — это военно-историческая реконструкция. И она тоже «накатана» многими годами труда. Клубы военных историков на протяжении многих лет в августе собирались в Выборге. И приобрели там большой опыт совместных действий. И когда они вынесли свой воинский и организационный опыт в город — на Петропавловку, всё это имело колоссальный успех. И их, по-моему, нужно поддерживать.

— А в этом году ожидается столько же участников фестиваля?

— В позапрошлом году всё прошло удачно. А в прошлом мы встретили организационные препятствия. Теперь организацией фестиваля занимается руководитель «воинской дружины» Петр Васин. А мы в этом году участвовать в «Ледовом побоище» не будем. Там важно, чтобы были кони, были экипированные ратники.

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями участника сражения? Что испытываешь во время битвы? Накануне? Как к ней готовиться морально-психологически, духовно? В ней может принять участие любой желающий?

— В битвах-то мне участвовать не приходилось. Во время службы в рядах Вооруженных Сил был только на вполне мирных учениях. Но когда сходишься в кулачной схватке «стенка на стенку», то все люди говорят, что это незабываемое впечатление. И никакие спортивные поединки, даже если это «бои без правил» сравниться с ней не могут. Потому что здесь именно соборное движение. Идёт большая масса людей, и ты уже никуда не можешь деться. Идешь в общем потоке. В тебе просыпаются родовые ощущения. И тоже самое, видимо, у ратников. Ощущение незабываемое.

Молебен перед боемПричем и девушки наблюдают со стороны. Всегда ведь приходила целая община смотреть на это действие. Они тоже очень активно участвовали. И как я писал в своих работах по материалам этнографических исследований «кулачные бои» колоссальное значение имели для всего семейного уклада. Бои воспитывали поколения. Фактически считалось, что пока мужчина не перейдёт в ипостась старца (а в народной традиции это когда мужчина переставал жить с женой), ходить в «стеношный» бой он обязан. Поэтому были мужчины еще «носящие меч» и в пятьдесят, и в шестьдесят лет.

А вот беременных не допускали на эти бои. Считалось, что это большой стресс. По народному поверью беременных нельзя водить на пожары и на «кулачки». Чтобы они берегли плод. А все остальные женщины ходили. И стресс этот приводил к хорошему гормональному всплеску в организме. Ведь он тоже нужен.

Все получают этот стресс по-своему. Кто-то в лунапарк идёт, кто-то «тарзаном» прыгает с вышки, а кто и в наркотиках… Каждый в меру фантазии ищет приложение сил. А в народной культуре всё уже давно было выработано. Есть определенная традиция, воспитывающая защитника, ополченца. Если говорить о военно-патриотической подготовке, то как раз в народной-то культуре она и была реализована. А мы сейчас мечемся и пытаемся жалкое подобие этой традиционной подготовки воспроизвести.

— В этом году «кулачки» также состоятся, и Вы приглашаете всех желающих туда?

— На Рождество мы провели турнир по кулачному бою. Приезжали наши коллеги, команды из разных городов. Турнир успешно прошёл в зале по спортивным правилам.

Масленичные бои у нас бывают в парке Екатерингоф в Прощеное воскресенье. Уже последние лет десять. Мы там собираемся где-то начиная с полудня. «Стенка» начнётся в час дня. К вечеру, к четырём часам уже зажигаются костры с чучелами. Но это уже нас мало волнует, потому что к пяти часам люди идут на чин прощения в храмы. Собственно Масленица и заканчивается к этому времени.

В традиции — всю масленичную неделю шла эта народная борьба. Причём на разных уровнях. Дети в снежки играли. Постарше — снежный городок штурмовали. Кто посильнее — те в кулачные бои ходили. Всю неделю шли сражения. Не надо думать, что русские только пили, да блинами объедались. Вовсе нет.

Блин всего лишь символическое поминание предков. Культовая еда для поминания предков, а не предмет для объедания, как сейчас его трактуют. Пили только пиво, и то в ограниченных количествах. Водку на масленицу не пили никогда. Празднование Масленицы у нас приобретает несколько вульгарные формы.

Хотя нужно сказать, хорошо, что она есть. Помню, когда мы в нашем городе вообще первую Масленицу организовывали, то к нам подходили люди и спрашивали: «А что это такое?» В принципе, советский народ успел забыть, что существуют такие праздники. И мы их «раскрутили». И вот уже пятнадцать-шестнадцать лет Масленица в Питере проходит во всех парках, во всех домах культуры. Но первая была в 1991 году.

— Андрей Вадимович, что Вы будете говорить перед началом «кулачек»? И что, как Вы считаете, необходимо было сказать перед началом «Ледового побоища»?

— Битва эта имела колоссальное историческое значение. И вы помните по житию Святого благоверного князя, что Александр Ярославович молился Богу: «Господи, рассуди меня с супротивниками моими». А истинными супротивниками его были папские легаты, которые утверждали, что следует только «принять веру нашу истинную латынскую, и мы вам поможем». Помните, как у Ильфа и Петрова: «Заграница нам поможет». Как было всё, так и осталось.

Конечно же, никакой реальной силы против Орды у папы римского не было. Вы прекрасно знаете по учебникам истории, что Батый прошёл и Чехию, и Венгрию. Он дошёл до Италии, до Трапезунда. И все эти рыцарские войска были легко смятены Ордой. Батый ушёл оттуда, так как Европа ничего интересного из себя не представляла. Ему нужны были степи для кочевий. Ведь в Тирольских горах монгольские орды не могли жить. Поэтому они ушли, а не потому, что там было какое-то сопротивление.

"Стеношный" бойСвятой благоверный князь Александр Невский крепко молился перед битвой. И понятно, почему он так молился. Сейчас, когда мы делаем инсценированные сражения, то перед нами стоят задачи несколько иные. Но те же самые, по сути своей. Страны НАТО по-прежнему стоят на том же рубеже. Мы так же приглашали батюшку, и отец Алексий Мороз служил молебен в Петропавловке.

Иногда я езжу в воинские части с семинарами по русскому кулачному бою. Был и в Псковской десантной дивизии, и в войсках главного разведывательного управления. Эти части — слава нашей армии. И они меня расстроили.

Одно из спецподразделений находится в десяти минутах ходьбы от Псково-Печерского монастыря. Прекрасные ребята там служат. Они сами своими силами построили часовню Святого Довмонта. Постоянно бывают в командировках на Северном Кавказе. Но приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации будут их расформировывать. Эстония теперь в НАТО. А Псково-Печерский монастырь попадает в какую-то пятидесятикилометровую зону, откуда должны быть выведены все спецчасти. И что же, НАТО уже выдало какую-то бумагу, где требуют от нас от берега Чудского озера отступить. Ситуация абсолютно соотносимая с 1242 годом. И Владимир Владимирович Путин вынужден их требованиям уступить. Мы снова стоим перед вопросом: рассудит ли нас Господь с супротивниками нашими.

— Александр Невский был выдающимся дипломатом. Как Вы могли бы охарактеризовать основные принципы его внешней политики? Говорят, что война это продолжение политики другими средствами.

— Это марксистская формулировка. Но можно её и обратно повернуть и сказать, что политика это война другими средствами. Мы знаем его путь. это не секрет. Он ездил в Каракарум, затем ездил в Сарай, наводил какие-то связи. Понравился там. Вел себя с достоинством. Не проходил через языческие огни. Хотя мы знаем, что князя Михаила Черниговского за такой отказ предали мученической смерти. А вот Александра почему-то пожалел хан. Про Александра Невского еще при жизни легенды ходили. Говорили, что это выдающийся человек.

Суть в том, что военные кампании в это время продолжались. Согласно Новгородской летописи семь раз в это время ходили на Литву. Если сам князь был в отъезде, то войска водили его сыновья и воеводы. Ходили походом в Финляндию. Это было продолжение Невской битвы, хотя уже после Чудской. Освободили Карелу (ныне город Приозерск) столицу карелов, входившую в Новгородское княжество, но захваченную шведами. Наши войска снесли Копорье, построенное немецкими рыцарями почти под самыми стенами Новгорода.

Затем был этап Киевского и Владимирского княжения. Что такое была в то время Владимирская земля? Если Новгород процветал, то Владимир был сожжён дотла. Перед ним предстало то, что показано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Тогда даже нельзя было найти мастера, чтобы отлить колокол.

После Батыя сто пятьдесят лет в России не строился ни один каменный храм. Мастера были либо убиты, либо уведены в Каракарум. Некоторые ремёсла исчезли вообще. Мозаику, например, только сам Михайло Ломоносов восстановил через полтысячелетия после того, как она на Руси исчезла. Тогда и мозаика погибла, и приварная сварка, и искусство ковки булатного железа. И многие другие технологии были потеряны. Можно это проследить и по качеству монет того времени. Мастера были угнаны в рабство или убиты.

В связи с этим можно сказать, что те историки, которые пытаются нам рассказать о сотрудничестве, симбиозе с Ордой делают это необъективно. Было ощущение, что рухнула великая цивилизация. Демагогия о симбиозе с Ордой ничтожна.

— У Александра Невского были возможности Орду покорить?

— Представьте себе: приходит с двумя тысячами кораблей и стотысячным войском Вещий Олег в Константинополь. И великая империя того времени платит ему дань. Потом князь Игорь почти с таким же войском приходит. Святослав с несколько меньшим войском затем идёт и громит Хазарию.

"Ледовое побоище"Если представить, что на границе Рязанского княжества Александра Невского встретила бы не дружина рязанская, которая, вероятно, и десяти тысяч не составляла, а стотысячная армия Вещего Олега, то вряд ли от Батыя что-то осталось бы. За три столетия междоусобицы Россия настолько обескровела и разложилась морально. А материального упадка не было. Мастера работали, храмы строились, иконы писались во время усобицы. А полный материальный упадок, последовавший за ней показывает, вскрывает эти глубинные изъяны.

Лично мне видится основная заслуга Александра Невского в нейтрализации военной агрессии и накапливании сил, по сути, государственном строительстве. Недавно мы вручали литературную награду Александра Невского. Был такой эпиграф. Епископ Владимирский пишет сыну его Андрею: «Отец твой, Великий князь Александр, украсил Церковь Божию клирошанами и книгами». Он был украшателем. Не только колокола некому было отливать на Владимирщине и, вообще, на Руси. Некому было петь в храмах, писать книги. Александр Невский занялся колоссальной культурной работой. Мне кажется это его достижение не менее значительным, чем воинские победы.

Это было уже в зрелые годы. И если полководцем Святой благоверный князь Александр Невский был в двадцать лет с небольшим, то в тридцать-сорок лет занимался просветительскими трудами. До конца своей жизни строил-строил государство. Создал Владимирскую библиотеку при Успенском соборе. Восстанавливались храмы, возвращались туда иконы, на звонницы — колокола. Тогда это имело колоссальное значение.

И если мы не видим в тот период таких пастырей Земли Русской каким позже был преподобный Сергий Радонежский, то, по сути, потому что сам Александр Ярославович и являлся таким «Сергием Радонежским» тринадцатого века. Ни его духовник, ни епископ Владимирский. Мы не помним уж их имён. Зато знаем, что его род был весь канонизирован! Отец, брат, дядя, его сыновья — канонизированы. А вот из епископов, которые были в это время во Владимире и Новгороде, мало кто удостоился такой чести.

Александр Невский, если можно так сказать, в своём лице объединял и Сергия Радонежского, и Димитрия Донского. Может быть, я слишком преувеличиваю, но, по сути, это так.

— Практически ничего не известно о семейной жизни Святого благоверного князя Александра Невского. А ведь он является отцом Святого Даниила Московского. Кто была его жена? Какова её судьба? Как они воспитывали своих детей?

— Сыновья его постоянно участвовали в походах. Его сын Андрей был князем в Новгороде. Новгородцы с ним ссорились, так же как и с отцом. Он вынужден был бежать оттуда. Потом возвращался. Когда был бунт против татар, Андрей же и поддержал этот бунт. Отец его за это сурово наказал, восстанавливая военный паритет.

С одной стороны военный паритет ему удалось восстановить. С другой, и я хочу это подчеркнуть, ему удалось оградить Россию-Русь от культурного влияния Орды. Если бы он пытался врастись в неё, как это сделали татарское ханство или Фергана, то от Руси бы ничего не осталось. Она бы просто-напросто «отатарилась».

О его жене сложно что-то сказать. Нужно поднимать специальную литературу. Но эти сведения есть и в комментариях к житию Святого благоверного князя Александра Невского.

— Семейный вопрос настолько важен сейчас, что очень бы хотелось вернуться с Вами к нему в ближайшее время. И последний вопрос на сегодня. Александр Невский был канонизирован спустя примерно триста лет после отшествия ко Господу. Как лично Вы относитесь к идее сбора материалов для канонизации Александра Васильевича Суворова, похороненного в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры? К несчастью, до сих пор называемой «пантеоном».

— Вы знаете, Александр Васильевич — противоречивая фигура. Если Феодор Федорович Ушаков однозначно был канонизирован, и никаких препятствий в Комиссии Московского Патриархата Русской Православной Церкви по вопросам его канонизации не возникло, то в случае с Александром Васильевичем, вероятно, они будут.

У него достаточно сложная была семейная жизнь. А Ушаков всю жизнь прожил девственником и фактически монахом. Суворов же находился в вечном разводе. Были и другие проблемы.

Но с другой стороны он, как и Святой праведный воин Феодор Ушаков, с которым они были близкими друзьями, фигура в нашей истории знаковая. Как полководец, не проигравший ни одного сражения. Как юродствующий полководец при дворе Екатерины и затем Павла. Он имел мужество говорить царям правду, когда никто этого не делал. Именно Суворов был носителем правды Царю. Как юродивый, останавливавший войска Грозного царя, идущего на Псков.

Парадокс заключается в том, что Александр Васильевич Суворов сам же возглавлял эти войска, и сам же умел их останавливать. Как это было в случае завершения Итальянской кампании. Ведь взять Париж с имеющимися на тот момент силами, как того хотел император Павел, было невозможно. И Суворов смог его убедить, что из войны этой необходимо выходить, так как сама идея её была бредовой. Мне кажется, что Александр Васильевич Суворов — юродивый Земли Русской. А всем, кто занимается русским кулачным боем, я настоятельно рекомендую изучать его знаменитую книгу (лучше 1941 года издания) «Наука побеждать».
Беседовал Андрей Каплиев
Фото из архива А.В.Грунтовского

http://rusk.ru/st.php?idar=111235

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Виктор Олегович    01.04.2008 01:00
Уважаемый Андрей Вадимович!
Большое Вам спасибо за прекрасную беседу!
Мне особенно понравилось сочетание Рождества Христова с кулачным боем. Какая чудесная эволюция – от "христова смирения" к "стенке на стенку".
Где бы о таком в Библии прочитать? Как-то во время последней чеченской компании по российскому ТВ (нам российские новости
и сейчас транслируют без купюр) показали солдат российской армии, стрелявших из пушки в чеченцев-террористов, причем на снарядах было написано: "С Рождеством!"
И это при том, что в российской армии есть штатные капелланы (извините, не знаю правильное название должности)! Тогда, в чем сущность праздника Рождества Христова? И где упоминание о кулачном бое в Заповедях, или в проповедях Иисуса? И как тогда "возлюбить ближнего, как себя самого?".
С интересом узнал из Вашего интервью
о могуществе Ф. Дзержинского в 1917 году. Интересно,
какую должность и в каком правительстве занимал Ф.Э.Д. в 1917 году (уж не у Александра Федоровича ли?) если у него хватило власти и времени запретить "стеношные бои" на Рождество и Масленицу… Вероятно, в Росии в тот год была сильная центральная власть, а первоочередным вопросом государственной жизни была именно отмена кулачных боев. Тем более, что иных боев в то время не предвиделось…

Еще в Вашей беседе порадовало также сообщение о братском
единении киевских князей с новгородскими, равно как и пренебрежение временем – походы киевских князей на Византию и Ледовое побоище – как будто эти события разделяют не века, а месяцы.
БОЛЬШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА!
А как быть с тем, что русские князья породнились с монголами через многочисленные браки? Или в Питере ни Карамзина, ни Соловьева в серьез не принимают?
Я уже не говорю о новой трактовке современными историками
нашей с Вами в прошлом общей истории.
Совершенно случайно набрал Ваше имя в "Паутине" – не удержался, написал…
Вот интересно, что бы по этому поводу сказал человек энциклопедических знаний, Вадим Иосифович Грунтовский?
Надеюсь, что это сообщение поступит Вам в первозданном виде, поскольку ни "хулы на Церковь, ни грубости, ни брани не содержит".
С уважением,
Пеннер Виктор Олегович, Запорожье, Украина.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика