Русская линия | Светлана Ляхова | 25.06.2018 |
Во время сражения осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте.
Это случилось 10 марта 1904 года. Русско-японская война началась всего месяц назад. Командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал Степан Осипович Макаров – талантливейший военный моряк, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, совершивший к этому моменту кругосветное путешествие, сконструировавший первый отечественный ледокол «Ермак», автор теории непотопляемости кораблей. Он стремился в Порт-Артур задолго до начала войны с Японией, предсказывал эту войну. «Меня пошлют туда, когда дела наши станут там совсем плохи», – говорил Степан Осипович. Предсказания Макарова не замедлили сбыться.
Прибыв в Порт-Артур, Макаров тут же приказывает усилить разведку. «Моё правило: если вы встретите слабейшее судно – нападайте; если равное себе – нападайте; и, если сильнее себя – тоже нападайте», – стратегия нового командующего.
Этим утром эсминцы «Решительный» и «Стерегущий» возвращались из разведывательного похода к островам Эллиота. Поход не принёс успеха – корабли были замечены неприятелем и были вынуждены скрываться за островами. Манёвр занял больше времени, чем предполагалось, и было принято решение возвращаться в Порт-Артур.
Внезапно на горизонте показались четыре силуэта кораблей противника. Это были японские миноносцы-истребители «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Они пришли на рейд Порт-Артура прошлой ночью с целью атаковать находившиеся там русские корабли. Но рейд оказался пуст. Тогда японцы сбросили в воду светящиеся буйки. В темноте они должны были имитировать огни неприятельских кораблей, вводя в заблуждение русских артиллеристов, которые зачастую открывали по ним огонь. И в этот раз, осветив буйки, береговые батареи произвели несколько выстрелов. Считая задачу "вызвать напрасный расход неприятельских снарядов" выполненной, японские миноносцы около 6 часов утра направились на юг на соединение с главными силами адмирала Xейхатиро Того.
Старшим отряда русских миноносцев был капитан 2 ранга Фёдор Эмильевич Боссе, командир "Решительного". "Стерегущим" командовал лейтенант Александр Семёнович Сергеев, принявший миноносец за неделю до получения задания. Старший, кавторанг Боссе, принял решение прорваться в Порт-Артур, сделав петлю и обойдя японские корабли – разведчикам было приказано «без особой нужды» с вражескими миноносцами в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания-разведки».
Но неприятель заметил наши корабли. Это случилось около 6 часов утра. Начался жаркий и короткий бой.
Головной «Акебоно» шёл параллельным курсом. За ним – «Сазанами». «Решительный», имея преимущество в расположении, оказался немного впереди японских «истребителей», и это позволило ему оторваться от преследования. «Стерегущий» же оказался в зоне действия артиллерии сразу двух кораблей – «Акебоно» и «Сазанами», и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Через несколько минут в бой вступили остальные неприятельские корабли. В машинное отделение «Решительного» попал снаряд и повредил паропровод, корабль окутался паром. Но, к счастью, на скорости корабля это не отразилось, машинисты исправили повреждения, и «Решительный» продолжил движение к берегу. Он стремительно уходил!
Весь огонь японцы сосредоточили на «Стерегущем». Оставшись один на один с «истребителями», «Стерегущий» продолжал осыпать их снарядами. Один из снарядов попал в головной «Акебоно» в опасной близости к кормовому патронному погребу (всего после боя было насчитано 27 пробоин от ударов нашего эсминца!), но после краткой остановки тот продолжил обстрел нашего эсминца. «Стерегущий» не сдавался. Надежда прорваться в Порт-Артур ещё оставалась! Однако в 6 часов 40 минут снаряд, разорвавшийся в угольной яме и повредил сразу оба котла. «Стерегущий» стал быстро терять ход.
Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать боем. « Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля», – такими были последние слова умирающего лейтенанта. Но никто и не думал сдаваться. Они погибли почти все – из 49 человек команды в живых осталось четверо. Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант Aлександр Cеменович Сергеев и вахтенный начальник мичман Константин Владимирович Кудревич, был убит минный офицер лейтенант Николай Семёнович Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота, и судовой механик младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте! Бой продолжался до последнего снаряда. В 7 часов 10 минут 10 марта 1904 года пушки «Стерегущего» замолчали навсегда.
«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд – в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки – картина ужасная, в том числе один, видимо, офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повёрнут поперёк, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного – только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддаётся описанию» – это из рапорта японского мичмана Ямадзаки, поднявшегося на корабль для осмотра. Да и кораблём то, что осталось от «Стерегущего», назвать было трудно – на воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без мачт, труб, с развороченными бортами, залитый кровью.
Четверо оставшихся в живых матросов – выброшенные взрывом за борт кочегар Иван Хиринский и машинист 2-й статьи
Тем временем, видя, что береговая артиллерия Порт-Артура молчит, японцы приняли решение отбуксировать «Стерегущий» в качестве трофея. Закрепив буксирные тросы с «Сазанами» на рыме «Стерегущего», японцы попробовали начать движение. Это удалось с трудом – полузатопленный корабль с перебитыми штуртросами плохо поддавался буксировке. Однако уже в 8 часов 10 минут «Сазанами», постепенно увеличивая скорость, потащил «Стерегущий» в море, навстречу японской эскадре. Три оставшихся «истребителя» составляли своеобразный почётный эскорт. Но буксировка не удалась, трос оборвался спустя 18 минут. Миноносцы вновь остановились.
Между тем, вице-адмирал С.О. получил известие о бое наших кораблей с сигнальной станции с Золотой горы и немедленно приказал крейсерам «Баян» и «Новик» готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур «Решительный» сообщил о бедственном положении «Стерегущего». Медлить было нельзя, и адмирал перенёс свой флаг на «Новик».
Видя буксируемый японцами «Стерегущий», «Новик» и «Баян» с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи. Флагман японцев отдал приказ – бросить захваченный миноносец и расстрелять его!
Добить израненный русский корабль начальник отряда поручил «Усугумо», который и направился к «Стерегущему». Однако, оценив обстановку, капитан 2 ранга М. Цуция отменил свой приказ и направил «Усугумо» к флагманскому броненосцу «Микаса», где и доложил адмиралу Xейхатиро Того о событиях этой ночи.
Спустя полчаса, в 9 часов 20 минут «Стерегущий» затонул. Волны Жёлтого моря сомкнулись над героическим кораблём и принесли долгожданный покой его израненному корпусу и вечную славу его экипажу.
В составленном Морским генеральным штабом в Токио «Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)» сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.
Позже вдова лейтенанта А.Сергеева и отдельные публицисты корили капитана «Решительного» за то, что он, спасая свой экипаж, оставил «Стерегущего» на верную гибель. Однако вице-адмирал С.О.Макаров полностью поддержал действия капитана Фёдора Боссе, отметив в рапорте, что повернуть «Решительному» на выручку – «значило погубить вместо одного миноносца два». «В этих условиях выручить «Стерегущий» было невозможно», – констатировал Макаров. Фёдор Боссе был оправдан и «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт» удостоен ордена Св. Георгия IV степени, а все моряки «Решительного» получили различные награды.
Как родилась легенда о затоплении «Стерегущего» двумя неизвестными моряками – доподлинно неизвестно. Говорят, что слух об этом пошёл с лёгкой руки корреспондента английской «Таймс» (он, в свою очередь, ссылался на слова «японского донесения»). Сообщалось, что когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на «Стерегущем» два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только «не сдались врагу, но вырвали у него добычу»; они «наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах». Попав на газетные полосы, это сообщение обошло всю Россию.
В мае 1904 года в Петербурге была издана открытка в память о гибели «Стерегущего» и двух матросов-героев, на которой изображались миноносец, его командир, давалась краткая характеристика корабля и подвига, а также приводилось стихотворение неизвестного поэта:
«Два сына "Стерегущего" в пучине спят морской,
Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
Но слава, память светлая пребудет навсегда
О тех, кому могилою – глубокая вода,
Герои безымённые, не нужно вам имён:
Вы гордость нашей Родины, краса её знамён».
Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Николая II.
Было проведено тщательное расследование, в ходе которого выяснилось, что конструкция миноносца – а он принадлежал к серийным миноносцам типа «Сокол» – не предусматривала наличия специальных кингстонов для затопления корабля, и в целом слишком много разночтений в показаниях выживших. Следовательно, гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике».
Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на высочайшее имя, где спрашивал, «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооружённым в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?». «Считать, что памятник сооружён в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"«, – такова была резолюция Николая II.
26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса «Стерегущего» были награждены Знаками отличия военного ордена св.вмч. Георгия (обычно его называли Георгиевским крестом). 10 мая 1913 года по «высочайшему повелению» памятник передали городу Петербургу «при описи и особом акте», а гипсовую модель памятника – Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью «СТЕРЕГУЩИЙ» украшает один из красивейших проспектов города на Неве.
«Всякому, кто прочёл бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа Пусть легенда живёт и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 ФЕВРАЛЯ 1904 ГОДА В БОРЬБЕ С СИЛЬНЕЙШИМ ВРАГОМ ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ "СТЕРЕГУЩИЙ", ПОТЕРЯВ КОМАНДИРА, ВСЕХ ОФИЦЕРОВ, 45 ИЗ 49 МАТРОСОВ, ПОСЛЕ ЧАСОВОГО, ДО ПОСЛЕДНЕГО СНАРЯДА БОЯ, ПОШЕЛ КО ДНУ, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!» (Капитан 2 ранга Е. Н. Квашнин-Самарин).
Мужество экипажа русского миноносца потрясло и врага. В Японии его команде был воздвигнут памятник — стела из чёрного гранита со словами: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».
Впоследствии имя «Стерегущий» не раз присваивалось кораблям российского и советского флота. Так, 21 декабря 2001 года на стапеле Северной верфи был заложен, а 16 мая 2006 года спущен на воду головной корвет типа 20380 «Стерегущий», который в настоящее время несёт службу в составе соединения надводных кораблей Балтийского флота.
Источники: РВИО, 100 великих полководцев. С.О. Макаров; «Крейсера», В.С. Пикуль, ВЕЧЕ-АСТ, Москва 2008; Интернет-портал «Чтобы помнили».
http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/march/steregushhij.-legenda-rossijskogo-flota