Информационное агентство «Белые Воины»

Русская линия

26.05.2018 


К 190-летию закладки Троицкого собора Лейб-Гвардии Измайловского полка
В серии «Белые воины» выходит в свет одиннадцатая книга — «Генерал Геруа», основой которой стал двухтомник одного из последних командиров Лейб-Гвардии Измайловского полка Санкт-Петербурга

Свято-Троицкий Измайловский собор в Санкт-ПетербургеСовсем недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение восстановленного в прежнем величии собора Святой Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, и вот сегодня исполняется ровно 190-лет со дня закладки этого прекраснейшего и красивейшего храма.

Предвидя два этих знаменательных события в приходской жизни Измайловского собора, движение «Белые воины» подготовило к выпуску в свет одиннадцатую книгу своей исторической серии, основой которой стал двухтомник одного из последних командиров Лейб-Гвардии Измайловского полка Санкт-Петербурга Генерального Штаба генерал-майора Бориса Геруа.

Мы надеемся, что это издание станет ещё одним вкладом в историю Лейб-Гвардии Измайловского полка и его величественного собора.

Закладка собора состоялась солнечным днём 13 мая (26 мая по новому стилю) 1828 года, в день празднования Святой Троицы. Звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге должно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви.

Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для Императорского полка, не знавшего поражений на поле боя – лейб-гвардии Измайловского полка.

Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семёновского полков. Наречен полк был по месту жительства Императрицы – селу Измайловскому, недалеко от Москвы.

Борис Владимирович Геруа (1876-1942)Своей церкви полк не имел, так что солдатам и офицерам приходилось посещать другие приходы. В сентябре 1732 года в Петербург была доставлена походная церковь, на лугу у речки Фонтанки собрана и освящена. Но и после этого в ней служили только летом. На зиму, с заморозками, её разбирали.

В 1743 году в новопостроенной Измайловской слободе была собрана новая деревянная церковь. Однако церковь оказалось недостаточно просторной.

В конце 1752 года полк подал Императрице Елизавете Петровне всеподданнейшую просьбу начать строительство новой церкви, которая была построена на том самом месте, где ныне стоит Собор. Строительство продолжалось два года, и 1 июня 1756 года храм был освящен. Однако 7 ноября 1824 года церковь св. Троицы была необратимо повреждена наводнением – бурлящая вода, доходившая до половины высоты Престола, перебила все окна, разломала ограду, амвон, пол храма, замочила ризницу.

Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял Император Николай I. В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, Государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества. Николай I хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный  – св. Марии Магдалины, северный – св. мч. Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.

Руководили строительством три человека: сам Император, архитектор Василий Стасов, автор проекта, и инженер Пётр Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьезно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.

Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни император, ни его супруга не присутствовали – из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. Императрица Александра Федоровна путешествовала по югу страны. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим Императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф  П.А. Толстой, военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма установила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.

Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. Освящение северного придела в честь св. мч. Иоанна Воина было совершено архимандритом Нилом (Исаковичем) в сослужении духовенства. Освящение южного придела в честь св. равноап. Марии Магдалины было совершено архим. Феодотием (Озеровым) также в сосолужении духовенства. Освящение главного престола и первую Божественную литургию возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Палладия (Белевцова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Платона (Городецкого) и столичного духовенства.

Внутреннее убранство Троицкого собора было предельно лаконично и упорядочено. Старинные полковые образа сгруппировали в особые киоты, не было характерного для небольших храмов беспорядочного скопления маленьких и средних икон. Большинство икон были дарами государей или вкладами военнослужащих.

Сам храм казался очень светлым за счет обилия белого цвета, пяти световых барабанов  и огромных полуциркульных окон.

Среди особо почитаемых святынь был старинный образ Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами святых Иоанна Златоуста, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, а также частицей древа Креста Господня. Также прихожане особо чтили икону Успения Божией Матери и икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика