Жить без страха иудейска!

  • Олег     17.03.2006 20:20

    Ефрем Сирин писал:
    Итак всецело отложи лукавство. Пророк Моисей, когда народ согрешил, повелел распять змия, то есть, истребить грех, и сделал змия не пустого, но литого и цельного. Для чего же? Показывая сим тебе, что совершенно должен ты отвращаться лукавства. Он сделал змия всего из меди, потому что корень всему злу есть сребролюбие. Литым вынул его из горнила, чтобы остановил ты в себе воспламенение, расширяющееся в тебе к растлению ума. Распял же сии три порока потому, что от них бывает душевная смерть.

    На змия должны были взирать иудеи. Но почему змиями они были наказаны? Потому что в мыслях сошлись с прародителями. Те преступили заповедь вкушением плода двояких свойств, а сии роптали о снедях. Говорить худое о ком-нибудь отсутствующем есть ропот клеветы. Посему и псалом сказал: и клеветаша на Бога в пустыни (Пс.77:19). И в раю не от змия ли был ропот? И Малахия пророк говорил Израилю, что клеветали израильтяне на Христа; они же сказали: о чем клеветохом нань (Мал.3:13)? Итак, не за подобное ли дело отданы были они змиям, чтобы узнали, что и их умертвил тот же змий, который привел к смерти Адама? Для того повесил змия на древе, чтобы и указанием древа убедить в сходстве.

    И внимательные спасаются, но не чрез змия, а чрез покаяние. Ибо взирали на змия и воспоминали о грехе; терзающая их мысль побуждала к обращению, и снова они спасались, потому что покаяние и пустыню делало Божиим домом. Согрешивший народ чрез покаяние стал церковным собранием, и иудеи невольно покланялись кресту, чем Бог пророчествовал об их жестокосердии.

    О, какое нечестие иудеев - покланяются змию и отвращаются Христа! О, какое затмение ума - чествуют крест для змия и не покланяются распятому Христу! О, какое сумасбродство - чтут порок и воюют против благочестия! Все же сие предуказал Бог в змие, осуждая нечестие иудеев. Предрек именно то, что охотнее будут покланяться змию, нежели Христу; показал, что чествуют они идолов, потому что не повинуются Богу. Предвозвестил будущее и открыл, какой будет конец, - и именно, что змий для праведных сделается мертв во Христе, а иудеи будут почитать его живым и действенным. Змий был медный. Почему же это? Потому что Бог знал, что Израиль, сделав идолов, будет покланяться греху.

    Распял Бог змия в показание, что для повинующихся Богу грех мертв. Умертвил он грех, а иудеи делами своими воскресили его из мертвых. Вот сила нечестивых, и они воскрешают из мертвых. Но проклято таковое воскресение из мертвых, потому что в скором последствии времени рассеется, как призрак. Иудеи знаменоносцы суеты, потому что и сами они, и дела их будут суетны. Бог говорил иудеям: "Поклонитесь кресту, потому что им спасетесь"; они же, оставив Его, покорились диаволу. Бог связал змия, а иудеи разрешают его. Христос распял грех на кресте Своем, но Израиль не уверовал. Христос восшел на крест не как осужденный, но чтобы распять змия, и Израиль не принял Его Распятого. Хотите ли, покажу вам, что два креста были при Христе? Сие познаете на разбойниках. Хотите ли знать, что иудеи разрешают змия, чтобы не принять Христа? Ибо, попустив невинному Христу быть распятым, просили они дать им Варавву; кого Бог осудил, того разрешили, а невинного Христа осудили. Видишь ли, что Бог умертвил змия, а иудеи воскресили его?

    Христос говорит: дал вам власть наступати на змию (Лк.10:19), в показание того, что на кресте Своем распял Он грех, что и Отец Его совершил в пустыни. Итак сугубое таинство в кресте: все же в совокупности полезно, заключает в себе отпущение грехов и отъятие порчи, выражает примирение Бога и человека, истребление смерти, знаменует спасение для приобретения царства и смерть змия. Потому Христос говорит: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает Сыну Человеческому вознесену быти от иудеев (Ин.3:14). Крест называет вознесением, знаменуя Свое по кресте восшествие на небо.

    Будь же внимателен: Бог не сказал, что змий для послушных умерщвлен будет древом. Ибо всякая суета от тления ведет к тлению; погибель - сестра суете, ибо, вот, они сопровождают врага. По самым порождениям познаем, какого свойства враг, и будем бегать поврежденного их состояния.

    Хочу еще продлить слово. Бог распял змия литого в показание, что не остановится в искоренении всех его действий. Ржа породила медь, превратив природу ее в природу гибели, и медь родила ржу, потому что произошла из ее превращения, да разумеем, как сказано, что змий лжец и отец лжи. Итак всего погубит и умертвит Бог, ибо сие самое дал разуметь и у Моисея.

    Посему будь внимателен, да не обольстит тебя змий возвращением в Египет, чтобы не умереть тебе, как иудеи умерли в пустыне. Вот, бывает грех и без совершения на деле; посему ограждай себя от стремительности повреждения. У израильтян не было Египта в пустыне, но чрез воспоминание представили его в душе, сами себе построили Египет и возбудили ум к похотению; вспомнили о котлах и распалили произволение, живо представили себе мяса и обновили в себе похотение чрева, возбудили любовь к смоквам и чесноку, и душа их стала осуждать хлеб, какой дал Бог. Разумей, что говорю, и внятно слушай; ежели имеешь в себе пустое место, то найдется, где вкрасться нечестию.
    Преподобный Ефрем Сирин
    О покаянии

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика