"Евангелизация" мира и "культурная революция" в Церкви
- Рогозянский
27.09.2008 00:35
Самое интересное в этой истории, что когда я писал: "Предложил бы О.Куровой звание Почетной Ксюши Собчак православного сообщества", - я не предполагал ни обижать её этим, ни особенно морализировать на счет того, какая Ксюша Собчак плохая. Это чисто социологическая параллель. Коль в обществе существует запрос, гениально угаданный Ксюшей, на «богемное жлобство» или, если хотите, «эксклюзивное жлобство», то при столь вожделенной для нас социализации в православном кругу НЕИЗБЕЖНО появятся даже и такие персонажи. Мне хотелось прежде всего дать почувствовать, с какой НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, ОБРЕЧЕННОСТЬЮ современная церковная социология повторяет общие социологические зады. Как видим, социализированное православное сообщество довольно легко приходит к тому, что даже такие сравнения с наиболее одиозными социальными образцами его уже не шокируют. У меня было предчувствие, что сравнение с Ксюшей Собчак покажется Оле Куровой в некоторой степени даже лестным, и я не ошибся. Разумеется Машенька Сенч станет рассказывать нам про юмор и что «Собчак на самом деле девушка весьма умная» -говорилось только про ум, а не про пример. Но говорить можно многое, по факту же, господа, пределов и тормозов – нет! Хорошо видно, что, во-первых, ни Курова не опасается оказаться непонятой, своими же. Ни свои не пытаются минимально отпасовать с линии фола, хотя бы на уровне шутки. Это при том, что в журнале О.Куровой, как утверждает сама автор, общаются священники, диаконы, иеромонахи. Бен-Адам тут же, по соседству возмущается, чтО Рогозянский пишет по поводу упадочности, деградации данного круга. С его точки зрения, это говорит о моей личной нескромности. По-моему же, с учетом того, что написано чуть выше по ветке, камрадами по ЖЖ, - еще один социологический факт и ничего личного.
Забавно выглядит участие во всей этой сцене Кирилла Фролова. Он единственный оскорбляется за О.Курову. При том, что О. Курова сравнением с Ксюшей Собчак сама далеко не оскорблена. Предложение стать «православной Юлией Тимошенко, продавшейся Кремлю» мягко отклоняется. «Да я и против Ксюши Собчак не возражаю». Да, да, Кирилл. Синдром Анны Курниковой: все бы ничего, все можно объяснить и себе позволить, да вот беда - люди портятся. Ни геостратегическое мышление, ни политическое Православие и ни новый консерватизм не подсказывают простого: возможности увидеть в своем вечно защищаемом «фрэнде» обыкновенную бездельницу. Морочащую головы разнообразной и по большей части заимствованной, у той же Холмогоровой, «мудростью жизни».
Александр Кырлежев, довольно проблемный и уж точно не консервативный деятель, недавно сказал очень точную вещь: «Именно социализация является синонимом того, что на политологическом языке называют модернизацией». Мы, в самом деле, можем быть до безобразия строги к догматике и канонам и поразительно беспечны в соседних вопросах. Все последние годы Церковь живет по сути одним: пафосом социализации. Но что это такое не спросил до сих пор никто. Социализация – это такой пионерский привет, салютуемый нами в пространство. Обычно под социализацией мы подразумеваем, конечно, что-то куда более умеренное и благопристойное и не хотим замечать, что перспектива её, в отличие от догматики и канонов, перед нами абсолютно ничем не ограничена, абсолютно открыта. В действительности, модернизация Православия в наше время происходит больше всего через механизмы социализации. Отличие нынешнего обновленчества в том, что оно развивается не внутри Церкви, а ПОМИМО Церкви, параллельно ей и при доминирующей нецерковной повестке. Возвращая уже вполне готовый, вызревший продукт, рассуждающий в логике: «Постиццо и молиццо – непродуктивно». Деграданты далее сами по себе начинают менять лицо Церкви. Православие в полноте не может удерживаться в этом круге и с неизбежностью усекается, секуляризируется. Реформация понятий и принципов таким образом становится свершившейся и неотвратимой. При этом дело шире. Я не хотел бы создавать впечатление, что деградация касается исключительно круга О.Куровой или о. Петра. В той или иной степени каждый из нас ощущает в себе это, насчет «постиццо и молиццо». Водораздел проходит не меж теми, кто молится и не молится. Просто одни говорят вслух то, что другие говорить в слух считают предосудительным. Да, Триколор? Спор в основном о приличиях. К великому сожалению, он не касается продуктивности поста и молитвы. По этой причине наши оппоненты никогда не поверят нам. И будут нас поделом обличать. Одно выручает: обличения обличениями, но при своих несомненных бесчисленных недостатках и неправдах мы НЕ ЗАМАХИВАЕМСЯ на решение в Церкви тех вопросов, которые зудят и не дают покоя «новым». С нас меньше спрос, поскольку и самомнительных притязаний меньше. Это дает нам некоторый, не очень большой моральный перевес в полемике.
|