О генеральной линии КПСС и ее исполнителях
- Автор материала
19.09.2008 00:54
Любимая фишка не шибко образованных либералов – «добрый» Хрущев. Но он действительно был жестоким инициатором репрессий, троцкистом, сначала явным, потом скрытым. Хрущев в 1923 году публично выступал с поддержкой позиции Троцкого по вопросу о «внутрипартийной демократии». Понимая, что, если этот факт будет обнародован в сложное время середины 30-х, то ему "будет очень трудно давать объяснения", Хрущев решил исповедаться непосредственно перед Сталиным. Представляя, какими последствиями может быть чревато это признание, он попросил совета у Кагановича, в то время весьма благожелательно относившегося к нему. Каганович, которому "было поручено наблюдать за московской конференцией", стал решительно отговаривать Хрущева от намерения сообщить Сталину о своих "троцкистских колебаниях". Вопреки этим предостережениям, Хрущев все же решил рассказать Сталину "об ошибке, допущенной в 1923 году", чтобы не выглядеть на конференции человеком, "скрывшим компрометирующие его факты". Сообщив Сталину о своей "ошибке", Хрущев прибавил, что его "увлек тогда Харечко, довольно известный троцкист". Сталин отреагировал на это словами: "Харечко? А, я его знаю. О, это был интересный человек". Эпизод с "троцкистским прошлым" Хрущева имел примечательное продолжение. Когда на заседании Президиума ЦК в июне 1957 года Молотов и Каганович предложили снять Хрущева с поста первого секретаря ЦК, одним из их главных аргументов было упоминание о "троцкизме" Хрущева. С особым жаром обличал Хрущева как "троцкиста" Каганович. Когда некоторые участники заседания стали протестовать против этого "недопустимого приема", Молотов заявил: "Но это же было». Но хуже всего то, что приход Хрущева к власти ознаменовался массовыми гонениями на Церковь, невиданными уже полтора десятка лет, и это совершенно неоспоримый факт. http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm :
По инициативе Хрущева уже в 1954 г. были приняты решения ЦК КПСС, которые под видом необходимости активизации атеистической работы партии и преодоления некоторых сталинских ошибок требовали скорейшего "освобождения" населения страны от "религиозных предрассудков"…. …После ХХ съезда КПСС и июньского 1957 г. Пленума ЦК КПСС, на которых Хрущев одержал победу над своими противниками, линия на усиление борьбы с религией возобладала в еще большей степени. Согласно ряду постановлений ЦК КПСС, принятых в 1958-1962 гг. государственными органами, в том числе КГБ, МВД, Прокуратурой были осуществлены меры по административному закрытию огромного числа храмов, религиозных общин, приходов, монастырей, духовных школ. Так, в 1963 г. число православных приходов по сравнению с 1953 г. было сокращено более, чем вдвое. В Московской епархии с 1959 г. по 1963 г. было закрыто более половины церквей. В Соскве летом 1964 г. впервые за послевоенное время был разрушен храм - Малого Преображения. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. оставлось всего 49. Были закрыты 5 семинарий. В 1959 г. Русская церковь имела 47 монастырей, а к середине 60-х гг. отсалось только 16, число монашествующих сократилось с 3-х тысяч до полутора тысяч. К 1961 г. оставалось 8252 священника и 809 дъяконов, к 1967 г. - 6694 священника и 653 дъякона [5] . В 1963 г. была закрыта Киево-Печерская лавра. В то же время число верующих и религиозно ориентированных людей осталось примерно на прежнем уровне. Увеличивалось число религиозных обрядов. Даже руководство КПСС вынуждено было признать, что несмотря на принятые меры, процесс "освобождения" населения от религиозных предрассудков "шел весьма медленно" [6] . В свою очередь, слабая результативность борьбы с религией вызывала неудовольствие некоторых лиц из политического руководства СССР, прежде всего Хрущева, побуждала их к прямой конфронтации с лидерами религиозных организаций. Дело дошло до того, что к началу 60-х гг. в стране вновь появились заключенные из числа верующих и духовенства, арестованные за свои убеждения. За 1961-1964 гг. в СССР было осуждено по религиозным мотивам 1234 человека. Многие из них были отправлены в тюрьмы, лагеря, на поселения, в ссылки. В 1959 г. в Саратовской области были арестованы и осуждены к 10 годам лишения свободы четверо верующих-христиан. Им инкриминировалась антисоветская агитация, участие в антисоветской организации церковников. Дела их по вопросу о реабилитации не пересматривались. В 1960 г. на 3 года заключения был осужден архиепископ Казанский Иов (Кресович), который пытался проиводействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по селам и призывал паству твердо стоять за свои храмы. Обвинен он был в неуплате налогов и сокрытии доходов [7] . В 1962 г. архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) был приговорен к 8 годам заключения по обвинению в экономических злоупотреблениях и "безнравственном поведении" [9] . В августе 1970 г. зам. председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. Фуров направил обширную записку в Отдел пропаганды ЦК КПСС "Об итогах перестройки церковного управления и работе по усилению контроля за деятельностью религиозных объединений". В ней правительственный чиновник обозревал 10-летний период так называемой церковной реформы, т.е. мероприятия по мягкому удушению духовенства. Совет Министров СССР 16 января 1961 г. принял специальное постановление "Об усилении контроля за деятельностью церкви". Ряд законодательных актов, принятых в годы Отечественной войны и в первые послевоенные годы, допускавшие уступки церковникам, были отменены. "Полностью восстановлено ленинское законодательство о культах", - отмечал Фуров… ….После смещения Хрущева 14 октября 1964 г. (в праздник Покрова Божией Матери) со всех постов и прихода к власти Л.И. Брежнева характер государственно-церковных отношений стал постепенно изменяться. Сразу же после отставки Хрущева в Верховном Суде СССР прошло специальное совещание по вопросам нарушения социалистической законности в отношении верующих, а в январе 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление "О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих", в соответствии с которым была проведена работа по дополнительному изучению дел и отмена судебных решений. Много осужденных верующих было реабилитировано, возвращено в места прежнего проживания. Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы Хрущевских гонений, за все 20 "застойных" лет не были возвращены верующим. За вторую половину 60-х гг. число православных приходов убавилось с 7523 в 1966 г. до 7274 в 1971 г.
|