"Евангелизация" мира и "культурная революция" в Церкви
- Одиноков
16.09.2008 08:07
Вовсе нет, Георгий, когда-то похвалив стихи Марии, я о них более не вспоминал даже, поскольку есть образцы более совершенные, которые читать-не перечитать. Линию защиты Марии я, если угодно, строю на принципах приличия и той самой культуры, которую (?) теперь вдруг здесь все бросились защищать наперегонки. Но прежде чем спасать от обновленцев бытовую культуру русского народа, неплохо бы всем радетелям оной усвоить элементарные правила культуры общения - это куда как актуальней арбузов и огурцов. Теперь о бытовой культуре. Я не могу согласиться уважаемым о.Евгением и другими, и считаю, что подобные вещи суть самые настоящие предрассудки, поскольку касаются именно христианской истины. Когда речь идёт о народных приметах, связанных с сезонными, природными явлениями или традициями семейного, например, уклада - это одно. Но когда объектом такого "творчества" становятся евангельские, христианские реалии, то назвать такие интерпретации иначе как суеверием и предрассудком невозможно. Вы можете себе представить, чтобы преподобный Сергий или святитель Леонтий Ростовский благодушно отнеслись бы к таким вариациям "русской бытовой культуры"? Что бы об этом сказал святитель Игнатий? Да что уж далеко ходить - протоиерей Александр Шаргунов, полагаете, разделил бы эти восторги? У нас тут получается, так сказать, обновленчество наоборот. Ладно бы Маша - её тут готовы нагрузить чем угодно, и ничем не побрезговать, вплоть до личных деталей, дескать, её как ни назови, всё будет мало. Но когда солидные мужи начинают в пику Маше предрассудки называть высокой бытовой культурой, то остаётся только спросить - а что ж тогда является предрассудками, господа? Религиозная безграмотность и дикие суеверия наших многочисленных современников в нашей бедной России - притча во языцех. А тут, напротив, люди учёные и не вчера воцерковлённые проповедуют столь странные вещи, что только руками развести. У Шмелёва это на своём месте, потому что - литература, художество, поэзия, если угодно. Едва ли взрослый годами христианин Иван Шмелёв сам держался обычаев милого Горкина. Не знаю до сих пор, держится ли оных дорогой отец Евгений. Хочу спросить и других, хранят ли они эти "обычаи милой старины" у себя в быту? И если нет (на что искренне надеюсь), то страшно далеки они от народа. Народа, который, как известно, всегда прав... С почтением и уважением.
|