"Пресвятая Богородица, помогай нам!"
- Качурин И.
31.08.2008 17:11
http://www.kiev-orthodox.org/questions/questions/?page=88#g186
31.08.2005Ваше имя: Andrew Dudchenko. Вопрос священнику: Подскажите, а как возник чин погребения Пресвятой Богородицы в нашем богослужении? Является ли это священным Преданием?
Ответ: Чин возник из Иерусалимской традиции. Всенощное бдение (длящееся всю ночь) начинается там в храме Гроба Господня, затем из него выходит процессия с плащаницей, изображающей усопшую Богородицу (плащаница маленькая, её несёт на себе один священник) и направляется через весь город к Гефсимании, к гробу Божией Матери, где дослуживается утреня и Литургия. Во время процессии поётся "погребальная" 17-я кафизма. Со временем она разбавилась тропарями к каждому стиху, так наз. "похвалами".
В России чин погребения появился в середине XIX века в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры - его ввёл свт. Филарет. В середине XX века он, как и прочие богослужебные безобразия (пассии, акафисты на всенощной и др.), распространился по всей Русской Церкви.
Не знаю, что там служат в Иерусалиме, но у нас в том виде, в котором он печатается и служится, этот чин чудовищно безграмотен и прямо еретичен - в том смысле, что он проповедует латинскую ересь о Божией Матери как о Соискупительнице. Вот несколько примеров.
Сам чин сляпан по образцу Великой Субботы. Уже в этом видна полная атрофия богословского и церковного чувства у составителей. Во-первых, смерть Христа никак не может быть богослужебно "тиражирована": это уникальное явление, и к Божией Матери, Которая умерла по естеству, великосубботние песнопения не могут быть применены. Например, в результате переделки одной из стихир "под Богородицу" говорится, что Божия Матерь "субботствует"; но этот термин может быть отесён только к Богу.
Далее. Механически перенесёный на Богородицу воскресный тропарь 2-го гласа утверждает, что Божия Матерь сходила во ад (то же говорится и в одном из тропаре на "похвалах"); между тем, Предание говорит о том, что Богородица как раз молилась, чтобы Ей не видеть ада, и на иконе праздника мы видим, что Господь Сам и сразу принимает на Свои руки душу Своей Матери.
В одной из стихир св. Дионисий Ареопагит делится на два лица: "егда трие священницы - Дионисий, Иерофей и Ареопагит оный..."
И т.д., и т.п. В конце "похвал" разбираемый чин доходит до прямой ереси, утверждая, что Божия Матерь "воскресе, яко же и Господь" - т.е. воскресение Богородицы такое же, как и воскресение Христово... Приплыли...
Наличие и прочное укоренение чина погребения Божией Матери в нашем богослужении свидетельствует о том, что церковное и богословское сознание находится не просто в крайнем упадке, но на самом деле трезвая и здравая церковность никому не нужна и не определяет современную церковную жизнь.
|