Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий

  • Русофил     26.08.2008 14:22

    "Так что и ето слизанно из АА"

    Все Ваши мысли, построенные на том, что, дескать, и православные трезвеннические методики повторяют идеи программы "12 шагов" беспочвенны, неверны, наивны и просто глупы.

    Чтобы Вы в будущем не позволяли себе делать столь вульгарные заявления, частично скопирую сюда описательную часть статьи того же корифея православного душепопечения, протоиерея Алексия Бабурина. Если Вам и в этот раз удастся найти что-то общее с теми подходами к трезвению, что используется у них в общине и предлагается распространить на общецерковный уровень, то это лишь в который раз явится свидетельством того, что "Анонимные Алкоголики" - просто жалкое подобие общины в Ромашково. И кроме того, способное нанести вред своими неуклюжими попытками подменить трезвость на "опьянение" программой "12 шагов".

    ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ПРИХОДА

    Дата публикации: 1/09/2007

    Источник: http://www.romashkovo.org/vifesda/materials/2007/05.html

    * * *

    Собственно душепопечение наркологических больных - это длительная целенаправленная деятельность по оказанию помощи страждущим в преодолении последствий духовно-телесного недуга и сопряженного с ним греховного порочного образа жизни. Во многих случаях происшедшие изменения носят либо почти необратимый характер, либо находятся в стадии, когда люди не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи сориентироваться и идти по пути трезвого благочестивого образа жизни. Забота об их душевном и духовном развитии, иногда тесно связанная с милосердным вспомоществованием, составляет общее направление деятельности душепопечения.

    Душепопечение не может осуществляться "строем", насильственно, по указке, без учета свободы воли человека. Духовное развитие и воцерковление - процесс длительный, требующий каждодневных усилий…

    Различного рода пристрастия снижают духовно-нравственный потенциал человека, заставляя отказываться от многих ранее любимых занятий и общения со значимыми в его жизни людьми.

    Сам человек за собой этого не замечает и оправдывает свое поведение тем, что он не такой уж и грешник. Окружающие пытаются раскрыть ему глаза на себя, но он наглухо «закрыт» для вразумления лукавыми ухищрениями и оправданиями, которые услужливо подсказывают ему страстные помыслы.

    Таким образом, психическое состояние становится зависимым от наличия предмета пристрастия. Лишение этого предмета даже на непродолжительное время меняет состояние в сторону подавленности. Поэтому, чтобы решиться на смену образа жизни, надо быть готовым понести бремя страданий. А удержаться на спасительном пути можно будет только лишь, приобретя навыки работы над собой. Чтобы человеку, лишившему себя предмета страсти, заполнить пустоту и прийти в доброе расположение духа, нужно многое переосмыслить и изменить…

    Особой заботы требуют те страждущие, которые время от времени впадают в прежние прегрешения и находятся в тяжелом душевном состоянии после очередного срыва. Здесь нужно от душепопечителей понимание того, что срывы, после которых наступает раскаяние, не исключают возможности дальнейшего духовного совершенствования и могут приводить человека к более глубокому осознанию своей греховной немощи и необходимости жить по заповедям Божьим. От душепопечителя требуется тактичное необвиняющее поведение и от всех окружающих на приходе понимание состояния человека после срыва. Однако, если страждущий, почувствовав более мягкое расположение к нему после исповеди, начнет позволять себе вновь и вновь погружаться в состояние греховного опьянения, надо дать ему понять, что такое поведение отдаляет его от прихода и прихожан, что покаяние требует изменения образа жизни и образа мысли, и что необходимо умереть для греха. Духовная жизнь и сопутствующая ей духовная невидимая брань требует решимости и сосредоточенности на главном - христианском подвиге отказа от греховных страстей и следовании по пути взращивания добродетелей. И если человек это в состоянии понять, он не будет злоупотреблять добротой окружающих и манипулировать ими…

    Разрешите проиллюстрировать общие положения моего доклада примером того, как могут осуществляться реабилитация и ресоциализация лиц с наркологическими проблемами в отдельно взятом приходе.

    Церковь как врачебница

    О катарсическом действии таинства покаяния написано и сказано столь много, что в этом уже мало кто сомневается. Но нельзя забывать главной сути покаяния (греч. – «метанойя») – изменения ценностей, личностных смыслов, значимостей, образа жизни. Это существенный момент во врачевании страстей человека, без которого невозможно исцеление как таковое.

    Терапевтическое действие Таинств Елеосвящения и Святого Причащения на душу человека составляют квинтэссенцию духовного врачевания. Они способствуют воссозданию целостности нашего естества. Это становится возможным после глубокой исповеди, осознания необходимости обращения за помощью к Всесильному Богу, принятия твердого и непоколебимого решения отказаться от употребления спиртных напитков и дачи обещания Богу и людям жить трезво.

    Церковь как врачебница наша предлагает нам эти бесценные врачевства. К сожалению, для некоторых людей стало обыденным делом посещать церковь и машинально прибегать к ее таинствам, не ощущая уже их целебного преображающего действия. Чтобы это действие глубоко прочувствовать, надо открыть свое сердце и ум, что достижимо под руководством духовника, под влиянием его пастырского искусства. Только при надлежащей подготовке к Таинствам, мы приобщаемся их не в осуждение и усугубление наших болезней, а в исцеление души и тела.

    В процессе общения со священником и товарищами по несчастной страсти у человека, посещающего общину трезвости, появляется понимание, что только полноценная духовная жизнь в Церкви, участие в Таинствах Церкви, может дать силы выдержать непростую борьбу с искушениями мира. По мере воцерковления весь образ жизни его преобразуется, изменяется иерархия ценностей, перестраиваются интересы, мотивы деятельности, преображается вся личность человека. Жизнь его становится не просто трезвой, но и благочестивой…

    Как это происходит?

    Общники и общницы, вставшие на путь трезвого благочестивого здорового образа жизни, собираются при храме для поддержания морального духа раз в неделю (в количестве 10-12 семей). Занятия начинаются и заканчиваются общей молитвой. На встречах в доброжелательной атмосфере, в духе любви, за чашкой чая, проводятся беседы на темы, волнующие всех и каждого, исключая политику. С пристрастившимися к алкоголю, наркотикам, прочим психоактивным веществам лицами и их близкими проводит занятия священник-врач вместе с квалифицированным психологом (в разные годы ими были Г.А.Никитенко, Ю.А.Ракитская, Е.Ю.Иконникова, Г.В.Гусев). Длительность занятий - 2,5 часа. В среднем проводится 40 занятий в год. Регулярно на приходе служится специальный молебен о недугующих страстью пьянства перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В собраниях общины нередко принимают участие священники, врачи и психологи. Так у нас бывали протоиерей Валериан Кречетов, игумен Валерий (Ларичев), протоиерей Сергий Бельков, протоиерей Роман Сыркин, иерей Валентин Жохов, иерей Алексий Белявский, иерей Сергий Горбачев, иерей Евгений Тремаскин, иеромонах Анатолий (Берестов), иеромонах Диомид (Кузьмин) и другие клирики.

    Священник всякий раз проводит вероучительную беседу, тематически связывая ее, как с церковным календарем, так и с проблемами, которые особо беспокоят собравшихся людей. Завязывается общий разговор. Предметом его могут быть семейные отношения, воспитание детей, ситуации на работе, поучительные истории из жизни любого члена общины. Разумеется, обсуждаются проблемы, обусловленные патологическим пристрастием к химическим веществам, приведшим людей в общину. Поводом для возобновления разговора на эту тему обычно является приход в общину нового члена. "Ветераны" общины, люди с большим стажем воздержания, делятся своим опытом с новенькими. Рассматриваются медицинская сторона алкоголизма и наркомании, стадии и закономерности их развития, условия, при которых можно остановить их пагубную разрушительную работу. При этом многие вновь пришедшие убеждались в наличии у них симптомов алкоголизма и более объективно уже смотрели на свое пристрастие.

    Некоторые встречи специально посвящены разбору закономерностей возникновения и развития греховных страстей и аскетических путях освобождения от них.

    Такого рода беседа является той основой, на которой происходит формирование у собеседников установки на трезвость. Иными словами, секрет используемой нами методики в духовно-ориентированном диалогическом собеседовании. Об этом говорила доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская на международной конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования», посвященной 100-летию Л.С.Выготского и проходившей в Москве с 21 по 24 октября 1996 года.

    Участники собраний в клубе трезвости в процессе общения учатся диалогическому типу отношений. Внимательно выслушивая собеседника, принимая его, сочувствуя ему, важно не разделять его негативного эмоционального состояния. Наоборот, нужно стремиться, стремиться быть на стороне его духовного «Я», голоса совести. Не морализировать, не поучать, а говорить на уровне понимания собеседника. «Не воздействовать, а влиять», - так учила Тамара Александровна.

    Итак, участие во встречах общины предполагает развитие духовных возможностей и способностей человека. Это позволяет ему приобрести навык рассуждения о началах добра и зла, дисциплинировать разум, что находился до сих пор в хаотических блужданиях, и сдерживать грубые проявления страстей.

    "Сократические" диалоги постепенно приводят нового члена общины к пониманию двух важнейших моментов. Во-первых, возвращение к здоровому, благочестивому, полноценному образу жизни, возможно только с помощью Божьей - через покаяние, молитву, церковные Таинства и воцерковление. Во-вторых, только абсолютное воздержание от алкоголя (или другого наркотического вещества) может предохранить его от срыва в новые эксцессы…

    Традиция

    В июне 1912 года в Москве состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. При его открытии архиепископ Новгородского Арсения (Стадницкий) сказал: «В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова». Делегаты съезда тогда единодушно приняли следующую резолюцию: «Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника».

    Тринадцать лет назад Святейший Патриарх Алексий II обратился ко всем нам со своим Пасхальным Посланием, в котором ясно было сказано: «Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией»[8].

    Слава Богу, в православной среде мало помалу набирает силу трезвенническое движение, базирующееся на бесценном опыте наших предшественников. Однако противостояние массовому пьянству не сопоставимо с размахом этой деятельности до I Мировой войны: в 1912 году в стране насчитывалось около 2000 обществ трезвости, включая приходские, в которые входило свыше полумиллиона человек[9].

    Памятуя призыв святителя Иоанна Златоуста: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству»[10], будем молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф. 9:38), достойных продолжателей славных дел апостолов трезвости.

    Настоятель Никольской церкви села Ромашково Одинцовского района Московской области, председатель Совета Душепопечительского центра преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, член координационного совета по взаимодействию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви, член Церковно-общественного совета по биомедицинского этике при Московской Патриархии, протоиерей Алексий Бабурин.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика