Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий

  • Homo Sapiens     19.08.2008 21:55

    Цитата:
      Очень созвучна мне, вчерашнему алкоголику мысль, высказанная им: "Любой человек, принимающий внутрь алкоголь, рискует". Обязательно постараюсь попасть в общину Ромашково.

    Сей же форум произнес по поводу темы едва ли несколько фраз...  


    Смею Вам напомнить, что тема статьи, после которой мы ведём столь плодотворную дискуссию, звучит следующим образом: "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий".

    И один из ключевых её моментов описан так:

    "В 1935 г. биржевой маклер Билл Вю (Вильям Гриффит Вилсон, 1895-1971 гг.) и врач-хирург Боб (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950 гг.), сами страдавшие алкоголизмом, организовали сообщество "Анонимные алкоголики". Оно взяло на вооружение представление об алкоголизме как хронической неизлечимой болезни и сыграло решающую роль в широком распространении этой идеи среди населения. Пропаганда удалась благодаря участию в ней влиятельных членов сообщества и мощным финансовым вливаниям богатого филантропа Р. Бринкли Смитерса (1907 – 1994). Достаточно сказать, что им было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является председателем Национального совета по алкоголизму. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с тем, чтобы обеспечить выплаты клиентам лечебных центров по карточкам медицинского страхования.

    В 1951 году ВОЗ признает алкоголизм медицинской проблемой. В 1956 году Американская медицинская ассоциация официально объявляет алкоголизм болезнью, поддающейся лечению. С 1965 года Американская психиатрическая ассоциация начинает употреблять термин "болезнь" в описании алкоголизма. В дальнейшем Смитерс способствует созданию Национального института по вопросам алкоголизма и злоупотреблению алкоголем, Общества по исследованию алкоголизма, а также Американского общества наркологической медицины. Сами американцы говорят, что благодаря объединенным усилиям Р. Бринкли Смитерса, исполнительного директора Национального образовательного комитета по алкоголизму госпожи Марти Манн (1905-1980) и "заказным" работам физиолога Элвина Мортона Джеллинека (1890-1963), алкоголизм был признан болезнью в общенациональном масштабе.

    Выражение "концепция алкоголизма как болезни" впервые употребил в 1960 году Э.М.Джеллинек в одном из своих исследований. Надо сказать, что в 50-е годы прошлого века он работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья ВОЗ в Женеве и добился там признания своей концепции.

    Однако такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой.

    Слава Богу, что существует на свете славянский менталитет, для которого истина дороже денег..."

    И далее развиваются идеи известного психиатра, профессора кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директора университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы "Сестры милосердия" в Загребе, президента Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимира Худолина (2.05.1922-26.12.1996). Именно он c середины 60-х годов прошлого века начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как тип отклоняющегося поведения, стиль или образ жизни. Эта позиция в последующем была соединена с православным учением о природе и механизмах формирования пристрастий, поскольку данный подход к проблеме как нельзя лучше соответствует православной церковной практике врачевания всякой страсти, в том числе пристрастия к хмельным напиткам.

    Далее по тексту:

    "Сочетанное воздействие на личность страждущего и его ближних соборного литургического общения, церковных таинств, личной и общественной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни приводит к оздоровлению прихожан и их духовно-нравственному росту."

    Это факт, подтверждённый опытом работы той же общины в Ромашково. Хотя подобных примеров по всей России уже немало наберётся. И нет здесь речи о питие или непитие православными прихожанами и священнослужителями алкогольных напитков. Все вопросы в данном случае рассматриваются отдельно на соседней ветке обсуждения, форуме к статье священника Георгия Балакина "Обязательно ли православному выпивать?", который расположен по следующему электронному адресу: "http://www.rusk.ru/st.php?idar=105374".

    А вот что касается всей истории с развитием в мире двух параллельных направлений, кардинально отличающихся друг от друга: 1. алкоголизм - хроническая неизлечимая болезнь и 2. алкоголизм - искажённый годами неверно заученных жизненных навыков стереотип поведения, ведущий к деградации личности, то эта тема и получила здесь наибольшее освещение. Вполне закономерный вариант обсуждения получается по итогам 18 страниц.

    Что касается тех же пресловутых "12 шагов", то в их отношении священник Максим Плетнёв, заместитель руководителя отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии написал в уже упоминаемой здесь неоднократно статье "12-тишаговая программа как религиозное явление" следующие слова:

    "Как же относится к этому явлению верующему человеку? С осторожностью. Понимая, что перед ним оригинальный и своеобразный культ, может быть (из-за богословской безграмотности) в полноте неосознаваемый самими организаторами и участниками. Культ, хранящий в себе определенные духовные опасности.

    Современное отношение к движению АА, АН наркозависимых в России можно сравнить с отношением к йоге в 80-тых годах XX столетия советской интеллигенции. Тогда многие бросились заниматься йогой в поисках здоровья и духовного обновления, толком не осознавая, что они, по сути, столкнулись с индуизмом. Теперь наркоман приходит в группу АН в поисках трезвости, а ему предлагают поклонение смутной «Высшей Силе»."

    И это действительно очень важно, КАКОЙ ЦЕНОЙ ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ ТРЕЗВОСТЬ? Ответ на этот вопрос позволяет всем нам принять окончательное решение по выбору дальнейшего пути организации вывода нашего народа из алкогольного запоя и наркотического безумия. Причём явно не в пользу программы "12 шагов" и родственным ей группам "Анонимные Алкоголики", "Анонимные Наркоманы" и всякие другие "анонимные".

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика