Почему среди православных так мало счастливых?
- Рогозянский
16.08.2008 23:30
Где-то мы поблизости и цепляем важные вещи. А, Люсенька, Олег и другие? Как вам кажется? По последним постам видно, что тема социализации не была такой уж чужой и случайной для вопроса о счастье. И также что счастью можно дать много трактовок. С некоторыми из них мы уже имели дело. Когда Люся например говорила, что ощущает себя вполне счастливо в отношениях с детьми. Это, конечно, так. Это практическое свидетельство и своего рода «экспериментальное данное», которое говорит само за себя и которое невозможно проигнорировать. Больше того, никто из присутствующих наверняка не скажет о себе, как о человеке, чуждом ощущения счастья, никогда его не испытывающем, несчастливом. Каждый имеет уверенность в смысле жизни и происходящих событий. Несомненно. И в то же время заголовок интервью повернут очень толково. «Почему среди православных так мало счастливых?» Это дает исследованию несколько иное значение. Социологически разные вещи, спрашивать ли человека, знакомо ли ему ощущение счастья, считает ли он себя человеком счастливым сейчас или счастливым вообще. Дело кроме того получает различный оборот, если мы интересуемся не только личной, но и групповой самооценкой. Тут уже возможны, как говорят, вариации. Например, если школьного учителя спросить, не является ли среда педагогов менее семейно благополучной, счастливой, чем другие – мы выявим данные, не вполне совпадающие с индивидуальной самооценкой. Включаются механизмы обобщенного, категориального мышления и восприятия, и человек несколько отвлекается от эмоциональной и субъективной стороны дела. Если согласиться на это, тогда вопрос: «Почему среди православных так мало счастливых?» - ведет нас к оценке состояния православного сообщества и себя как части сообщества (что естественно). Используя наш пример, значение приобретает не только то, в какой мере ты сам в данный момент в отношениях со своими детьми чувствуешь себя счастливо, но и насколько благополучными, определенными, найденными являются подходы к детям, имеющиеся в православном сообществе. Иными словами, вопрос: «Почему среди православных так мало счастливых?» - начинает соседствовать с другими: «Нашли ли православные себя?», «Почему православным не удается реализовать своих ценностей?» и т. п. И вот тут мы (я по кр. мере) начинаем отчетливо сознавать, что при текущих благополучии и наличии смысла во взаимоотношениях, например, с детьми (плавно перетекаем опять к нашей экспериментальной теме) существует некая общая неопределенность, нечеткость, неурегулированность, позволяющая поставить вопрос: «Почему среди православных так мало счастливых?» Приходится признать, что да, мы подвешены в воздухе, неуверенны, мы в полной мере как наставники не нашли себя. Так или не так? Я обращаюсь к заинтересованной части форума. Давайте подумаем. По поводу тех же отношений с детьми. Имеет место овладение краткосрочным и среднесрочным отчасти, тактическими, планами, и бездна вопросов относительно долгосрочного. Нет, я не имею ввиду пресловутых «родительских схем». И необходимость доверять Промыслу Божию также не вызывает сомнений. Просто наивно считать, что Промысел сегодня однозначно воплощается в университетах и офисах. При всем возможном доверии к воле Божией мы у себя в голове имеем вполне осязаемую (хотя и не всегда осознаваемую) стратегию, куда в воспитании по большому счету, в долгосрочном плане клонить. С самого малого детства. Мы же не откладываем поступление сына или дочери в вуз до получения какого-нибудь мистического видения или повеления свыше! Ведь так? Или я ошибаюсь? И как раз в связи с этим перед православным родителем прорисовывается та самая бездна. Когда при самом трепетном и счастливом течении нынешних событий мы сознаем себя не способными дать более объемлющие ответы, будет ли для ребенка впоследствии лучше то или это, каким окажется его общий жизненный план, на чем, как говорят, сердце успокоится и что мы должны сделать, чтобы оно успокоилось на верных вещах и по возможности более скоро. Опять-таки прошу не детализироваться на воспитании и школе, а воспринимать это как одну из живых иллюстраций тезиса насчет православных и счастья. Могут быть и другие иллюстрации, по другим поводам. Но драматические, а может быть где-то и трагические аккорды и нотки здесь, мне сдается, несомненно имеются. Как полагаете? Спасибо.
|