Почему среди православных так мало счастливых?
- Рогозянский
14.08.2008 20:29
Мое ощущение, уважаемый Макарий, что стращает и в чем-то отказывает присутствующим все же противоположная спорящая сторона, но не я. То есть, что социализация и баста, а все остальное - это пещера, аквариум и т. п. Странным образом отсутствие альтернатив, иного выбора, кроме погружения в зловонную жижу, успокаивает православное сознание. Дескать, все равно ничего не изменить. Так что лучше обличать убийство египтянина. И уже другим, предоставляющим пути к дивному миру социализации, говорить спасибо за наше счастливое детство.
Ваш вопрос, обязательно ли среда испортит ребенка, несмотря ни на какие родительские ценности - остается в известной мере риторическим. Наподобие того, какова вероятность пройти со сталкером Зону и достичь Комнаты. Можно пройти, а можно не пройти. Мне, честно сказать, не очень нравится подобная амбивалентность. По-моему, начинать же нужно с того, что социализаторская теория не проходит бесследно для самих родительских ценностей. Здешнее обсуждение как раз иллюстрирует блеск и нищету этих ценностей. Триколор например свободно цитирует житие св. прав. Иоанна Кронштадтского. Интересно, он серьезно поставил задачу вырастить второго Иоанна Кронштадтского и в полном объеме готов принять к исполнению параллели из жития? Или цитаты нужны, чтобы выбрать наиболее удобное для себя и успокоиться? Мол, отрок Иоанн видел порок и ему ничего с этого не было. Отроку Иоанну ничего не было, другим тысячам и миллионам было. И очень даже было. Сопоставляйте, решайте, к чему соответственно ближе ваша ситуация. К житию ли св. Иоанна или к тем окружающим миллионам. Далее, многие вещи, которые говорятся… Я не уверен, что люди вообще понимают, что говорят. В частности, соглашаясь на то, что Церковь и православные семьи неполноценны перед обществом и не могут без его посредства вырастить нормальных детей. Что только школа и прочие институты спасают нас от пещеры или аквариума. По-моему, это чудовищные вещи, это такая степень подавленности и внутренней неуверенности, что вопрос о счастье здесь попусту ставить. Постоянно идет мысленная чехарда. Спрашиваешь, чем плохо привить своей девочке навыки обращения с детьми, чтобы она дальше, во взрослой жизни могла на постоянной основе работу с детьми – в ответ получаешь, что это не панацея для 90%. Ну так, для твоей девочки это подходит или нет? Это может помочь смягчить образовательные муки, направить, уберечь, конкретизировать переход к взрослой жизни? Если подходит, помогает семье и не несет в себе чего-то предосудительного, тогда какая разница: панацея – не панацея, 90% - 40%? И что - «панацея»? Спрашиваешь: что предосудительного – нету ответа. Хотя надо признать проницательность Люси: при всем нашем тяготении к покаянию и смирению мы скорей предпочтем видеть своих детей какими-нибудь менеджерами, нежели домработницами и автослесарями. Вне зависимости от того, будет ли это счастливый православный слесарь или напичканный расхожими комплексами обитатель офиса. Я за все время не видел на форуме, за исключением одной участницы, по-настоящему ярких педагогических амбиций. По-моему, это была Елена З. и она сообщила, что ее сын будет военным летчиком, как его дед и отец. Больше пока никто не признался, что собирается вырастить светило науки или государственного деятеля или космонавта или нового доктора Рошаля или крупного богослова. Никто из присутствующих по-видимому не собирается ориентировать своих чад на верхнюю планку образования: МГИМО, МФТИ, Консерватория, ВГИК и т. д. К чему приложить пафос социализации в случае Елены З. я хотя бы примерно понимаю. Это служение Отечеству, защита ее рубежей, продолжение династии и т. д. Чему служат социализаторские настроения в среднем сегодня? Не больше, чем появлению очередной партии унылых, обученных толкаться локтями обывателей. Мое отношение к социализации складывается из этого. Я не то, чтобы пессимист или оптимист. И никому не рекомендую всерьез мыслить данными категориями. Я оптимист в отношении воспитания, но не при том, когда родители сами загоняют себя в угол. Когда решаешь переплыть реку, оптимист ты или пессимист значит не очень много. Все зависит, насколько хорошо ты плывешь, рассчитаны ли силы, какое течение и пр. Так вот, мое отношение к социализации и «среде»: на что мне социализация, когда я еще не слышал ни одного убедительного доказательства – что она дает. Такого, чего я принципиально не могу дать своим детям. Какими-нибудь более щадящими методами, нежели погружение ребенка в «среду». Я был в армии, я вполне представляю, что дает и чего не дает погружение в «среду». Пожалуйста, не надо мистифицировать. Для того, кто не прошел школы жизни, армия – школа жизни. Но вообще лучше дать пройти своим детям какие-нибудь более конструктивные и менее тупые школы, чем эта. А то, извините, вокруг «среды» нагнано такого тумана, такой иррациональности, что «тянет» на религиозный культ. Впору задуматься, не это ли наша настоящая вера, взамен веры в Христа Спасителя. Наконец, я понимаю, Вы также признаете, что мы и социализация живем несколько разными жизнями (иномарка и пр.). Мне кажется странным расходовать 95% времени-сил на выправление дефектов социализации. Мы постоянно находимся в ассимиляционном потоке и больше, чем вялым сопротивлением, ничем по сути не занимаемся. Некоторые вот едут за границу с детьми, чтобы там потом героически бороться и прививать детям знание русского языка. Наша ситуация немногим различается с этим. Лучше подумать, на что этот труд. Едва ли Сизифа можно считать прообразом счастливого человека.
|