Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий

  • Homo Sapiens     10.08.2008 01:58

    Цитата:
      Пока тут пытаются повернуть разговор в сторону от критики подходов, угрожающих сохранности традиций церковного окормления паствы, как впрочем и вообще духовному миру россиян, в учебнике ОБЖ (Основы Безопасности Жизнедеятельности) для 9-х классов школы уже 2-й год идёт агитация за программу "12 шагов" и детям навязывается искажённое понимание об алкогольных и наркотических проблемах.

    В частности:

    "Несомненно, химическая зависимость - это болезнь, болезнь самостоятельная, неизлечимая, прогрессирующая и часто смертельная..."

    И чуть позже открытым текстом школьникам для заучивания даются основополагающие принципы программы "12 шагов":

    1. фрагмент - "алкоголизм является болезнью первичной (не симптомом другой болезни, например, невроза или депрессии); где НЕТ ВИНЫ БОЛЬНОГО (!!! - шедеврально); ну и далее как обычно это у них водится: "прогрессирующей, хронической (длительной), неизлечимой", но тут уже вдруг "несмертельной".  


    В тоже время на эту тему в статье "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий", после которой расположен наш форум, совершенно чётко и исторически правдиво показано:

    "Дело в том, что с 1795 г., после публикации американским врачом Бенджамином Рашем (1745-1813) научного труда, посвященного действию спиртов, "вызывающих пристрастие тела и сознания", в котором он назвал чрезмерное употребление ректифицированной спиртосодержащей жидкости болезнью, в Америке получил становление медико-биологический подход во взглядах на проблему алкоголизма. Стронники точки зрения на пристрастие к алкоголю как на болезнь в классическом ее понимании опирались также на позицию шотландского врача Томаса Троттера (1760-1832), характеризовавшего злоупотребление алкоголем как медицинскую проблему. Они еще больше утвердились в своей правоте после выхода в свет в 1849 году работы шведского врача Магнуса Хусса (1807-1890) "Хронический алкоголизм"… … …

    … … …Однако такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой.

    Слава Богу, что существует на свете славянский менталитет, для которого истина дороже денег.

    Всемирно известный психиатр, профессор кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы "Сестры милосердия" в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимир Худолин (2.05.1922-26.12.1996) c середины 60-х годов прошлого века начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как тип отклоняющегося поведения, стиль или образ жизни. Действительно: "Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу".

    Понятно, – это была революция во взглядах на алкоголизм и на способы решения проблем, им обусловленных… … …

    … … … Такой подход как нельзя лучше соответствует православной церковной практике врачевания всякой страсти, в том числе пристрастия к хмельным напиткам. Сочетанное воздействие на личность страждущего и его ближних соборного литургического общения, церковных таинств, личной и общественной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни приводит к оздоровлению прихожан и их духовно-нравственному росту. Следует заметить, что семейный клуб трезвости не подменяет собой приходские церковные общины, так как не ставит перед собой религиозных и сотериологических целей, но вполне может быть действенным подспорьем в решении житейских проблем прихожан."

    Вот Вам и здоровая альтернатива – пожалуйста, бери и воспроизводи у себя на приходе. Ан нет, есть там, как и везде сейчас, в принципе, проблема с кадрами. Они должны быть толковыми, знающими и необходимо сделать так, чтобы они особо не отвлекались на решение различных хозяйственных вопросов. Только в таком случае они смогут эффективно контролировать процесс реабилитации и вместе с психологами обеспечивать грамотное проведение совместных психотерапевтических групп (в данном случае будет правильно их так назвать). Но всё это требует вложения финансовых средств, с которым в Церкви всё не так просто, как кажется несведущим людям...

    Другой фрагмент, интервью с тем же священником – протоиереем Алексием Бабуриным (фрагмент из статьи "Либо пей по уставу, либо вовсе не пей", http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=7098). Это касательно мыслей насчёт того, как привести человека в Церковь, ко Христу и в трезвую счастливую жизнь:

    "- А к вам неверующие алкоголики приходят?

    - Конечно. Приходят разные люди: совсем невоцерковленные, крещеные или некрещеные, даже атеисты – если не воинствующие. Ведь атеисты бывают разные: по недоразумению, по воспитанию, по недомыслию. Кто приходит, с тем мы и занимаемся. Они ходят на встречи и меняют свой образ жизни, через покаяние, конечно: некоторые воцерковляются, кто-то крестится. Процесс носит естественный характер. Наша программа не просто калька с той, которую создал профессор Удолин, мы ее видоизменили. У нас даются обеты трезвости после длительной подготовки, существуют паломничества, мы молимся друг за друга… … …

    … … … - Так что же, нет другого выхода, кроме как полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить?

    - Для людей, которые пристрастились к психоактивным веществам, есть только один выход – отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.

    - Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения…

    - Да, апостол Павел рекомендует апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину, которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса. Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном, сирийским царем, и какой был протест! С этого началась иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его использовании. К употреблению вина следует относиться по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради блага, вовсе отказаться от хмельных напитков. Мы знаем, что Христос говорит о себе: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь есть». И, когда вино называют сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа, неприемлемым, это уже крайность. Я знаю одного батюшку, у которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой реакции не бывает. Однако, как говорит апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает».

    - А запивка после причастия?

    - Зная о том, что к Святому Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии, например, предлагают святую воду. Нет такого правила, чтобы запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда алкоголизм был явлением исключительным, никто и не задумывался на такие темы. Если бы люди жили по церковному уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости.

    - А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть – осуждения и ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т.п.?

    - Когда такое прошел, не до ханжества. Грех твой пред тобою есть выну. Как же можно осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни трезвой, не возникает фарисейства. Наоборот, они хотят помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость."

    Однако же те, кто ратует за пристальное внимание к программе "12 шагов" и её всемерную поддержку, откровенно осуждают тех, других, кто предлагает иной вариант работы с алкоголиками и наркоманами. Например, такой вариант (Ksenija, 08.08.2008, 19:04):

    Цитата:
      "И мне страшно и стыдно читать пост Доктора, где он пишет, что людей нужно научить пить «в рамках культурной традиции»"; "Его имя и труды очень стыдно не знать человеку, берущемуся писать на темы трезвости. Хотя, думаю, вам не стыдно. Нечем."; все «культурно пьющие» православные будут поопасней, чем все АА вместе взятые.  


    Слышны и другие голоса в осуждение от поклонников "анонимных" групп (федор кон, 07.08.2008, 22:28):

    Цитата:
      "примите мои извинения за высказывания в Ваш адрес так называемых тут человеков разумных докторов и яблоков Мне стыдно что я тоже мужчина"  


    Есть и другой негодующий автор с форума (Александр А.Б., 15.07.2008, 21:10):

    Цитата:
      "Пожалуйста, не надо быть столь категоричной – "подсовывать книжицу". Э-ка! Я еще раз подчеркиваю, что "книжица" эта благословлена Патриархом АЛЕКСИЕМ II, а он, уверен, не даст благословления необдуманно. С ходу, даже не пытаясь разобраться в сути, отвергнуть благословленное патриархом… Хм…"  


    Такая специфическая особенность характера поклонников программы "12 шагов" описана в работе американского специалиста по данной проблеме, Джека Тримпи "Анонимные алкоголики – конечно, это секта", http://www.rusk.ru/st.php?idar=112693:

    "Ни одна из упомянутых выше сект не достигала такой изощренности в применении способов контроля сознания: сторонний наблюдатель или не замечает, или не предполагает грубого вмешательства. Достигается это чаще всего следующими способами:

    … … …

    Д. Критика, несогласие и здравый анализ расцениваются как патология. Программа есть божественно вдохновленное произведение, а посему не может быть подвергнута критике. Личности, отрицающие культовую доктрину, подвергаются остракизму, дисциплинарным взысканиям, рассматриваются как больные, психически нездоровые, беспомощные, запойные, органически не способные к нормальному образу жизни и вообще обреченные. Критики АА – всегда злобные, беспомощные, параноидальные, больные личности."

    Особенно ярко это описание подходит к Василию Ч, сверкающему периодически на этом форуме (Василий Ч., 03.08.2008, 15:29):

    Цитата:
      "начитавшись на РЛ обличительных статей, в других источниках потребность начисто отпадает, и возникает чудесная способность закатать в асфальт любого человека или методику."  


    И "федор кон" (24.07.2008, 01:50):

    Цитата:
      "Совет- сейчас вас заклюют предоставят какие то ссылки как будто мы действительно пособники ЦРУ и еще деньги получаем за это- не берите близко к сердцу"  


    Источников уже здесь столько приведено, что какой бы патологически хронический посетитель и/или фанат групп "Анонимные Алкоголики" не писал что-либо оправдательное в их отношении, как и всей программы "12 шагов" в целом, Россию им вряд ли удастся покорить – силён ещё иммунитет у Русской Православной Церкви, отторгнуть подобные вредоносные практики Ей, слава Богу, по силам.

    Данный форум тому подтверждение. И своя альтернатива вполне уже понятна и оформлена. Об этом уже достаточно написано. Главное в этом случае - лишь суметь увидеть и осознать её отличие и преимущества для нашего по-прежнему погибающего русского народа. И, безусловно, действовать... Без поддержки "сверху" системный механизм возрождения классических методов трезвения, основанных на православной традиции, запустить, к сожалению не удастся. Увы, правда сурова, но реальна - пока таких поползновений зафиксировать не удалось. Потому и всегда наготове идеологи иных неправославных программ, ведь "свято место пусто не бывает". И его обязательно будут стремиться заполнить всяческие еретики, лицедеи и самозванцы. Таков закон жизни. Потому и нужно стараться добиться того, чтобы в различных епархиях была налажена работа по социальной реабилитационной работе с алкоголиками и наркоманами, но исключительно на основании классической святоотеческой традиции душепопечения и врачевания душевных ран. Только таким путём возможно спасти Россию от превращения её территории не в единое целое народное соборное братство, а в скопление чужеродных разрозненных автономных элементов, прошедших стажировку по западным программам и треннингам, а значит плюющих на какую бы то ни было традицию.

    Будем надеяться, что скоро ситуация в данном направлении улучшится и можно будет вздохнуть с облегчением - реабилитационное пространство в России до краев заполнится благодатью от имени и во имя Русской Православной Церкви и места группировкам наподобие программы "12 шагов" не найдётся.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика