Почему среди православных так мало счастливых?
- Рогозянский
02.08.2008 19:15
Да, авторами, как мне видится, найден актуальнейший ракурс. Хорошие вопросы, поставленные по-честному (ответы впрочем частичные). Почему духовное здание не строится? Где, собственно говоря, метафизика церковной жизни? За 20 лет замечаются исключительно психология с социологией. Ну, и еще организация с бухгалтерией и строительством. Есть сферы, которые за это время, по отн. к 90-м, постиг очевидный упадок. К примеру, семья, образование, монастыри, православные объединения, братства. Мы не говорим "упадок Церкви" из опасений оскорбить святое. Однако реальное самоощущение, из которого исходит наша жизнь в вере, таково. По отн. к подавляющему большинству задач мы a priori убеждены, что "это невозможно". Невозможны, "не бывает": общинной жизни, духовнического руководства, чудес по молитвам. Невозможны не только это, но даже и более частные, интимные вещи. Такие как чувство живого молитвенного общения, а не прочитывания заданных строк; воспитание детей в вере, устройство семьи и взаимоотношения, отличающиеся от мирских аналогов. Единичные исключения подтверждают правило. Ведь закномерностей, причин-следствий в этом всё равно не проглядывается... Из осознания упадочности, недостаточности того, что было ранее, вырастают в итоге все мещериновы-митрофановы. Они не знают, что делать, но со спокойствием и без колебаний совести пинают остывший труп традиционализма. Ибо залогом продвижения их дела является ни больше, ни меньше - ПОЛНОЕ отсутствие надежд и намеков на возрождение, оживление православной церковности, происходящие в прежнем ключе. Возможно, когда-нибудь. При православном царе. Или после падения Америки. Или по прошествии атомной войны. Но не в текущих событиях и не нашими силами.
Отчасти справедливо то, о чем написал Сергей Григорьев: упорная вера без ожидания налаживания здесь, в конкретных исторических рамках, духовной жизни и связей. Но вместе с уверенностью в невидимом, напомним, есть еще и осуществление ожидаемого. И первое со вторым, как ни крути, представляют собой неотъемлемые, необходимые условия.
Упражнение в Православии не может быть волевым, предпринимаемым исключительно затем, чтобы тебе потом, за гробом что-то воздалось. Период в еще 20 лет уныния сумеют пережить разве только какие-нибудь штучные гуго пекторалисы, реликты, человеки с железной волей. Всего же вероятней и ближе, что в эти 20 лет мы с перестроечным девизом "так жить нельзя" успеем, увы, натворить с Церковью и собой такое, чего даже мещериновым-митрофановым сегодня не снилось.
|