Чего мы ждём от Архиерейского Собора?
- Непомнящих Игорь
24.06.2008 06:55
Отцы Церкви были монахами и для монахов сегодня весь духовный опыт Отцов - предмет для изучения. Но если человек живет в миру, если 99% мирян связаны с современной наукой и обязаны иметь свои православные ответы на ее вопросы, а не пользоваться, что они сегодня делают ежедневно, католическими и протестантскими, а то и языческими ответами. Этот дуализм сегодня разрывает души тех, кто не лицемер и истинно православен, потому что нельзя быть в храме православным, а на работе протестантом, католиком, язычником. Если основы православного богословия достаточно глубоко разработаны Отцами Церкви , то этого нельзя сказать не только о православном естествознании, но и даже о православной антропологии, которая разработана лишь, естественно, в пределах их собственного опыта – опыта монахов, опыта аскетов, но не опыта мирян, активно участвующих в государственной, научной, деловой или иной деятельности. Например, если обратиться к преп. Исааку Сирину, то можно убедиться, что "главное, кажется, что вдохновляет автора, это бегство из мира и стремление к истинному духовному созерцанию. При чтении Исаака Сирина чувствуется… невозможность достичь истинного ведения в общении с миром и с людьми, – это встречается почти на каждой странице книги." (Архимандрит Киприан Керн. "Антропология св. Григория Паламы")." Но Православие - это вера не только тех, кто бежит от мира, а живет в миру, живет среди людей, которых он должен понимать и любить. Кстати, много называющих сегодня себя православными отталкивают людей от Православия тем, что не любят людей. Православный должен работать на совесть, а не делать вид, что работает "от звонка до звонка". Так что ответ на проблемы современного мира не может для всех православных заключаться в бегстве от мира. В этом плане полезны труды св. Николая Кавасилы - мирянина, жившего в гуще современного ему мира. Но он, скорее, только поставил проблемы, которые еще требуют решения.
|