"Евангелизация" мира и "культурная революция" в Церкви
- протоиерей Вячеслав Пушкарёв
05.06.2008 17:36
Добрый день Luciya! Вы так мне это говорите, как будто бы подразумеваете, во мне неофита непонимающего тонкостей проблемы. Знаете, в университете по старославянскому наречию у меня были хорошие отметки, в семинарии у меня по церковнославянскому языку была оценка отлично, но до сей поры, при чтении канонов на утренней службе или на повечерии я сталкиваюсь со множеством (а не с двадцатью словами) слов, которые понять возможно только интуитивно и эти слова вкупе с обратным порядком построения предложения мгновенно вырывают слушающего из контекста, что влечёт его к временному разочарованию а уже через это к невниманию к последующему ряду чтений. Кроме того, не надо забывать, что главная идея вечерних и утренних богослужений состоит не только в необходимости суточного круга словословий, а ещё и в напоминании исторических примеров ради обучения и воспитания. То, что сегодня произошло с церковнославянским и русским языками является всего лишь последствием отсутствия труда над языком в исторически известный период между 1917 г. и нашим временем. Не будь этого хаоса всё само сабой бы мало помалу отредактировалось. Заявляю это не на пустом месте, а опираясь на дореволюционную литургическую практику, которая позволяла Дмитрию Ростовскому, Филарету Московскому, Иннокентию Московскому и др. угодникам Божьим вести эту работу ради мира церковного и успеха в христианском просвещении собственного народа, а не только калошей, юкагиров, немцев и французов и др. народов которым православная церковь подарила литургическую практику на родных СОВРЕМЕННЫХ!!! языках, хотя могла конечно навязать им церковнославянский требуя его обязательного изучения в свободное от хлеба насущного время, как настаеваете на том Вы уважаемая Luciya. Знаете сестра, у меня семь своих детей и воскресными школами я занимаюсь с ранней юности, именно по этому могу так жёстко говорить об этой проблеме. Маленькие дети ходят в воскресные школы с некоторой недоразвитой охотой, подростки скорее с неохотой, юноши и девушки, с детства посещающие храмы, чаще относятся к классической воскресной школе с большой долей иронии и пренебрежения. Есть ещё один простой аргумент против Вашей позиции. Стоит мне сейчас спросить Вас, как будет звучать тот или иной иерейский возглас и ли эктенийное прошение, как Вы тут же запнётесь, что мне ответить, хотя возможно Вы слушаете эти прошения и возгласы уже много лет. Хорошо если в Вашем случае я не прав, но большинстве других это будет полной правдой. И Вы хотите заставить несколько миллионов русско говорящих православных верующих выучить дополнительный язык, а его надо именно учить, не обеспечив его мотивацией? А мотивации, по этому поводу, согласной с Евангельским учением нет и не будет. Есть мотивация наоборот, когда апостолы, в Пятидесятницу, заговорили иными понятными всем иностранцам языками и эта мотивация будет вечно создавать бессмысленный конфликт между двумя родными и вполне сопоставимыми языками. О чём Вы говорите право слово? Во всём должна быть Золотая середина, а не крайности. С уважением к Вашему мнению...
|