Идеал-реализм Лосского, логика становления и его основные положения

  • Артур     02.06.2008 11:04

    Воистину воскресе! Добрый день, отец Вячеслав!

    Бесспорно, материальный мир имеет в сотериологической перспективе двойную природу: это и то, что нуждается в спасении, и то, соприкасаясь с чем, в чем, наконец, обитая, человек идет путем спасения. В этом смысле, можно сказать, что материальный мир имеет в том числе и «инструментальный» характер. Но ведь столь же бесспорным, на мой взгляд, является тот факт, что этот первый аспект материального мира (совокупность падшей природы, ожидающей обожения через своего властелина-человека) решительно ограничивает его возможности как средство спасения через познание (что само по себе навевает нехорошие ассоциации с гностицизмом :-)). Как ни крути – а мир-то падший, болезненно искаженный, лишь в слабой степени сохраняющий красоту творения. Причем, как нам всем известно, таковым он стал именно по необходимости адаптации окружающей среды к новому падшему состоянию природы человеческой, обретенному им в результате грехопадения.

    То есть, что у объекта познания, что у познающего – равный онтологический статус. И онтология непременно накладывает ограничительные рамки для гносеологии. Познать объект «таким, как он есть», оставаясь в этих гносеологических рамках, обусловленных онтологически – невозможно. Тем более, познать в целях продвинуться в деле спасения. Спасение мне скорее видится в попытке превосхождения онтологических рамок материального мира, приобщении к миру с высшим онтологическим «качеством». Чем, собственно, и является для нас, грешных, стремление снискать Дух Святой. То есть адекватность познания обеспечивается только более высоким онтологическим статусом познающего субъекта по отношению к объекту.

    Я согласен и с Н.О. Лосским и с Вами, что «материя не чужда процессу спасения», но мне представляется бесспорной и та точка зрения, что ее роль как раз в том, чтобы даже в своем падшем состоянии дать возможность человеку увидеть красоту и грандиозность Творения, сообщить что-то о Творце, чтобы наделить человека, с одной стороны, жаждой познания Творения, а с другой – осознанием того, что познание это в рамках нашего мира – неизбежно неполно и чревато искажениями. А с третьей стороны – в том, чтобы человек узнал, что материя, освященная Благодатью - в таинствах, святынях - как бы изымается из падшего мира. Однако эта сторона, именно в силу своего таинственного характера, как раз и закрыта полностью для познания здесь и сейчас.

    Таким образом, эволюция философии в вопросах полноты познания своей вершиной должна бы иметь, как мне видится, капитуляцию перед богословием, что, фактически, мы и наблюдаем на примере семьи Лосских. Интересная, кстати, могла бы тема получиться…

    Простите, отче, если утомил этим, по большому счету, набором общеизвестных положений. Вы бы изложили это гораздо лучше.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика