Можно ли облегчить участь души самоубийцы?
- Александр из Москвы
29.05.2008 17:37
Бог в помощь, уважаемый Максим! Благодарю Бога, что он сподобил меня прочитать это окончание вашей статьи (ранее опубликованные на РЛ отрывки из нее прочитаю позже)! Я теперь окончательно определился, как мне быть дальше - буду следовать впредь в ЭТОМ вопросе советам "моего", а не питерского батюшки, которому я адресовал свое нижеприводимое письмо. Тем паче в недавнем разговоре со мною с глазу на глаз, "мой" батюшке настоятельно и по-доброму еще раз мне посоветовал не брать на себя "подвиг", который я собирался взять на себя. Соответственно он и не благословил меня на него. Теперь в ЭТОМ вопросе я всё для себя решил окончательно: бесы - это АБСОЛЮТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ! С ними шутки плохи! С ними не договоришься! Богу виднее, что мне полезно! Соответственно, ЗНАКОМОМУ священнику тоже виднее (если учесть, что именно с его помощью я пришел к пониманию о необходимости крещения в православии и - впоследствии, хоть и не сразу - о необходимости после этого вести православный образ жизни, а не просто носить крестик на шее), поскольку "мой" батюшка в своем роде не совсем обычный (так сказать, мягко говоря), хоть и не старый. Чуть больше скажу - я от него одно время шарахался как от огня и некоторым знакомым говорил - прости Господи! - что ощущаю себя перед ним как, скажем, кролик перед удавом. :О))) Но то время, слава Богу, прошло... ТЕКСТ моего письма и ответ на него:
ПИСЬМО БАТЮШКЕ 22 мая 2008 г.
Благословите отец Д. Христос воскресе! Большое Вам спасибо за ответы на 2 моих предыдущих послания. Так сложилось, что пока у меня нет своего духовного отца, хотя у меня есть возможность позвонить о. Н., священнику, который помог мне 5—6 лет назад прийти в Храм Божий, и к которому я изредка обращаюсь за советом. Однако теплого, дружелюбного контакта у нас с ним так пока и не завязалось. Думаю, что больше по моей вине... К Вам же, батюшка, мне как-то проще обращаться. На этот раз вопрос к Вам следующий. 4 марта «умер» мой родной 19-летний племянник. В милиции сказали, а недавно подтвердили справкой, что он покончил жизнь самоубийством. Ранее он уже 2 раза действительно пытался уйти из жизни. Однако, поговорив со своей родной сестрой (его мамой) и узнав от нее некоторые важные подробности жизни ее сына в последние год-два до «самоубийства», я вместе с ней пришел почти к 100%-му убеждению, что моему племяшу явно помогли уйти из жизни. Учитывая вышесказанное, в Патриархии моей сестре отказались дать добро на отпевание ее сына. «Мой» отец Н. добавил, что заказывать молебен в церкви ни в коем случае нельзя, и что даже дома (келейно) МНЕ о нем молиться не следует (несмотря на мое сильное желание это делать) в течение, как минимум, 40 дней после погребения, дабы не причинить вред душе моего племянника и не навлечь на себя и на своих родных и близких негативные действия злых духов, которые будут в течение этих дней мытарить его душу. ВОПРОС: что мне делать дальше? Можно ли мне дальше молиться за моего пле-мянника хотя бы дома? По меньшей мере, я с недавних пор поминаю келейно давно умершую мою 3-юродную сестру, которая в свое время лежала в больнице, а потом выбросилась из окна больницы и разбилась на смерть. Причина этого ее поступка заключалась в том, что в тот момент она больше уже не могла переносить нестерпимую боль от обнаруженного у нее ранее ракового заболевания - в тот день у врачей больницы не оказалось нужного моей сестре обезболивающего. Заранее благодарю!
ОТВЕТ БАТЮШКИ 23 мая 2008 г.
Бог да благословит, Александр, воистину воскресе! Не отпевают самоубийц и некрещеных. Не отпевают. Но чтобы не молиться... Позволю не согласиться с этим мнением. Я не знаю такого ЦЕРКОВНОГО установления, чтобы не молиться. Если принять ту логику, что дьявол от молитвы еще больше будет «мытарить», то тогда окажется много, за кого лучше не молиться: ведь немало крещеных, по которым было совершено отпевание, вели жизнь далекую от Бога и о Нем и не вспоминали. Тогда и их бесы от наших молитв еще больше замучают. Однако мы молимся о упокоении не только людей благочестивой жизни, а — и это даже скорее — о тех, о ком есть причины беспокоиться. Мы говорим, что облегчаем страдания тех, кто по своим грехам получил правое мздовоздаяние, и чем больше «дел» натворил человек здесь, тем усерднее надо о нем молиться. А тут всё получается наоборот! Не отпевают самоубийц хотя бы потому, что конец земной жизни человека не совместим с тем, что говорится о усопшем в молитвах отпевания. Если механически вставлять имя такого человека или подразумевать его, то получится, что мы говорим пред Богом ложь, а тогда поможет ли такая молитва усопшему? Однако, чтобы НЕЛЬЗЯ было молиться... Повторяю: такого ЦЕРКОВНОГО установления я не знаю. В подобной логике можно скорее усмотреть суеверный страх, присущий языческому сознанию, нежели христианскую любовь. Поэтому в подобных случаях я скорее говорю: молитесь усерднее — на кого еще ушедший человек может уповать в этом мире, как не на родного, близкого человека, и кто другой поможет? НО... Но надо понимать и свою ответственность за такую молитву. Это как если человек ведет машину — он ответственен, но если он к тому же должен везти полную машину детей... Уж лучше подумать — есть ли в тебе силы быть настолько внимательным на дороге, чтобы дети из-за тебя не пострадали? Если нет, то лучше отказаться. Однако... Однако это не самый лучший выход. Так и здесь: в принципе молиться — дело ответственное, а за подобных людей... Вспомним, что говорил прп. Силуан Афонский: «МОЛИТЬСЯ ЗА ЛЮДЕЙ — КРОВЬ ПРОЛИВАТЬ». Вот и Вы помните это, когда хотите молиться за сестру и за племянника, — укрепи Вас Господь!
|