Совместима ли рок-музыка с Православием?
- C. Шараков
05.05.2008 11:16
Что значит - питаться из источника Церковной культуры? Раз музыкант, значит - пиши церковную музыку или классику? Достоевский не писал жития, но, несомненно, питался церковной культурой. Я и не говорил, что Кинчев не играет рок; говорил о преображении музыкальной формы. Прочитал Медушевского. Поразила культурная безграмотность и типичный, к сожалению, для большинства специалистов в области музыки формализмом. Медушевский противопоставляет классику и все остальное, в частности. рок. Но с какой колокольни это - христианский взгляд? Привожу взгляд автора знаменитой "Музыка как предмет логики" на классику: "...барочно-протестантская метафизика Баха, рококо Моцарта, /.../, мистическое всемогущество финансового капитала у Вагнера и Скрябина" (История эстетических учений). Как же можно, будучи профессором, игнорировать культурную идентичность того или иного классика? Как же можно православному человеку сочувственно говорить об этой бушующей чувственности и индивидуализме Баха? Что там возвышает? Ведь у Баха что происходит: чувственное, аффективно-индивидуалистическое выдается за духовное. А это прелесть в полном смысле этого слова. Итак, если мы будем говорить, что такое-то движение аккордов - Божие, а такое-то - не Божие, мы должны называть себя формалистами. Формализм же, по сути своей, есть позитивизм. Я бы понял защищаемую Вами точку зрения Медушевского, если бы он стоял на строго церковных позициях и отрицал всякую светскую музыку, как проявление западного индивидуалистического духа ("Начиная от элементарно животного самоощущения и кончая буквальным обожествлением и превознесением собственного субъекта, художники и зрители Новой Европы прошли всю возможную гамму человеческих настроений, чувств, идей. На все лады в бесконечных формах воспет и расцвечен человеческий дух. Европейское искусство - это сплошь излияние человеческого субъекта. создано специальное искусство для выявления внутренних внутренних судеб человеческого субъекта, для выявления самого протекания этих судеб, небывало интимного и небывало сильного, где уже нет никаких вещей, а есть только иррациональное взмывание самого человеческого духа; это - музыка; (Лосев)). Но ведь он защищает эту европейскую, индивдуалистическую стихию - светскую музыку - в качестве коррелята христианства. А здесь православный человек осмеливается творить в форме рока. Ату его за это. Вот протестант Бах и масон Моцарт - это возвышает душу, а русский рок - вниз стремит душу. Один волюнтаризм - вот что такое подобная точка зрения.
|