Совместима ли рок-музыка с Православием?
- C. Шараков
03.05.2008 12:50
Как я попытался показать, тумана никакого нет. О. Александр, все-таки, мне кажется, ВАш подход - противопоставление хорошей классики плохому року - неправилен. Классика - разная. Вы привели показательные стихи: извращенца Набокова, который Россию-таки не любил, который практически отказался от русского языка - это предательство всем предательствам предательство. Гумилев же, прежде чем прийти к христианству, пережил увлечения гнистицизмом, ницшеанством, масонством, языческим магизмом. Да и христианство егог вызывает вопросы. Как и христианство Мандельштама, в творчестве которого себя вольготно чувствуют масоны от христианства - Н. Струве и другие. "Руслан и людмила" Пушкина - гностическое произведение (ранний Пушкин был болен гностицизмом), мифологический уровень которого выражается в сюжете избавления души из царства злой материи. Не случайно, детям в школе всю поэму не предлагают к изучению. И какая музыка может быть к этому произведению? А Литургии наших композиторов? Читал, как бабушки возмущались "рахманой", на которую в Церковь приезжали советские чиновники - послушать, так сказать. Вот уж примеры, когда светские авторы притязали на духовное. А картины Васнецова, его росписи?
Вот ВАм классика - она неоднородна. Классическое произведение - это произведение в котором присутствует масштаб вопросов и полнота их выражения. Но мера и глубина их разрешения неравномерна. Есть плоский руссоизм Толстого, есть протестантизм в произведениях Лескова, есть индивидуалистический романтизм в паломнических сюжетах А. Муравьева, которыми умудряются вдохновляться многие христиане, есть чуждый христианству сентиментализм произведений Шмелева. Поэтому принадлежность к классике не означает автоматически глубину. Да и что Вы разумеет под глубиной? Есть глубина постижения чувственного уровня, есть глубина психологизма, есть глубина постижения духовной подоплеки бытия.
вот понимание Кинчевым современной экономической системы и верховенства гедонизма в виде философии успеха:
Каждый роет свое себе, Личной совестью выжит стыд. Для напора в слепой борьбе Кукловодам открыт кредит. Загребаем ковшами жар, Да без меры стрижем с куста, А над этим ползет пожар - Антихрист-мегазвезда.
Здесь и понимание такого явления ссоременного постязычества, как понятие "звезда". Мне кажется, это достаточно глубокое постижение современности. Чтобы это понять, стоит сравнить эти строки с любыми современными. Если хотите, такое понимание отечественная словесность утратила со смертью Достоевского.
|