Совместима ли рок-музыка с Православием?
- lДоброжелатель Русского Рока
30.04.2008 14:49
АКТУАЛЬНЕЙШЕЕ ИНТЕРВЬЮ ! ............................................................ ....................... 2 (2008 г.) журнала «Православная Беседа».
ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ
Интервью с игуменом Сергием (Рыбко) - Юрия Агещева
Неисповедимы пути Господни! В незапамятные 70-е, будучи активными участниками московской хип-системы, они, как могли, учились «жить не по лжи». Прошли годы мятежных, но не напрасных исканий. И вот, на очередном перекрестке судеб бывший хиппи, а ныне православный публицист Юрий Агещев, общественная деятельность которого отмечена не одной Патриаршьей наградой, вновь беседует о главном с другом своей бунтарской юности, известным миссионером, настоятелем двух московских храмов игуменом Сергием РЫБКО , награжденным Святейшим Патриархом Алексием II и мэром Москвы - специальной премией "Обретенное поколение " , за огромный вклад в "дела во благо молодежи" и за Православно - Патриотическую деятельность во благо России.
— Отец Сергий, мы не просто давние знакомые, мы — единомышленники. Когда-то нас объединяла музыка, путешествия автостопом, но всё это были только формы нашего поиска, поиска смысла. Многие, кому посчастливилось родиться в православной семье, кому слово о Христе довелось слышать ещё с колыбели, часто не разделяют наше сочувствие тем, кто сегодня, подобно нам в своё время, ищет Истину. Ваша проповедь среди неформальной молодежи, в том числе на рок-концертах, по-прежнему воспринимается некоторыми очень настороженно, а не редко и враждебно.
— Что же тут поделаешь. Обижаться ни на кого не собираюсь, но рекомендую возражать моей деятельности конкретными добрыми делами во благо молодежи, а не ярлыками и пустопорожней критикой. Кстати, только тогда критика будет полезной и конструктивной.
Конечно, те, кто воспитан в Православии с пелёнок, избежали очень многое из того, что пришлось вынести нам. Они и сами не понимают от чего Господь их избавил: от каких извилистых поворотов, от каких ям. А ведь любая яма — это удар головой, и всегда болезненный. Подобные «ревнители» миллионы молодых людей отталкивают от Церкви. Только и слышно: «Телевизор смотреть нельзя, музыку слушать нельзя», — ничего нельзя! Я вообще считаю, что средостение между Церковью и культурой необходимо разрушать, дабы люди поняли, что мы не мракобесы. Церковь — очень сложное и глубокое явление, а не одно большое «НЕЛЬЗЯ»! Христианство призвано освятить все сферы жизни человеческой! «Всё мне позволительно, но не всё полезно» — говорит апостол Павел.
Своей личной задачей я вижу как раз преодоление и разрушение этих искусственных преград, мешающих приходить молодым людям в Церковь.
Между прочим, о необходимости пастырской проповеди на рок-концертах мы много спорили еще в 2006 году на секции «Православие и молодёжная субкультура», проходившей в рамках Рождественских чтений.
Опыт показывает, что правильно сориентировать подростков, заставить задуматься о каких-то непреходящих вещах можно и нужно только через их собственное восприятие жизни. Нельзя отнимать у молодёжи то, что является для них важным. Если мы хотим чего-нибудь добиться, то в первую очередь должны научиться разговаривать с ними на их языке.
Не всё то золото, что блестит, но и не всё то плохо, что человек приобрёл до своего воцерковления. Образование, способности, какие-то увлечения не являются греховными сами по себе. Как это ни странно, но сейчас моя общественная деятельность, моя проповедь во многом строится на тех идеалах, которые сформировались в бытность мою хиппи.
Хиппи само по себе было движением бунта, протеста против окружающей действительности, но это было вначале. Потом протест переродился в поиск. Мой приход в Церковь явился итогом моего бунта и моего поиска. В результате его я принял постриг. С тех пор моя жизнь прочно связана с Церковью. Но мог ли я думать, только встав на путь истинный, что мой юношеский багаж, мой опыт — всё окажется востребованным, нужным. Ведь молодые люди приходят в Церковь через мои слова именно потому, что я им близок, понятен, так как сам не забыл, что был когда-то таким же. Доверяя моему опыту, и они, в конце концов, принимают Православие. Если проповедник искусен и искренен он сумеет зажечь молодого человека огнём своего слова, он сумеет показать юной душе, жаждущей подвига, что самое героическое — это быть христианином. Ведь нормой христианства является святость!
Я всегда говорю: мой девиз — «Бери от жизни всё!» Поэтому я и стал монахом. На этом же строится и моё общение с молодёжью. Брать от жизни всё — означает полноту жизни. Полнота жизни земной на пути к небесной. Мешает этой полноте только человеческий порок. Если будешь жить, как поросёнок, ублажать только тело, полноты жизни не получится: тело будет пресыщено, а душа голодать.
Поэтому не надо спешить всё и вся отвергать и обличать. С кем мы тогда останемся? Между прочим, на рок-концерты ходят большей частью люди думающие, ищущие. Как же мы можем чужаться их, оставаться равнодушными к их поиску?
— Трудно не согласится с Вами. Не потому ли Вы благословили деятельность рок-клуба при храме Собора Московских святых в Бибирево, где настоятельствуете?
— Именно поэтому. И я рад, что большинство прихожан, причем даже пожилых, часто весьма критически настроенных по отношению к «неразумному» юношеству нашему, меня в этом поддерживают.
Там у нас собираются более 50-ти рок-групп, представители самой разной молодежи: от «скинов» до панков и рокеров. А рядом действует клуб, где есть секция рукопашного боя. И ничего — прекрасно уживаются друг с другом на одном пространстве, постепенно воцерковляются. Но торопить их не в коем случае нельзя, — сами должны дорасти.
Кстати, как говорят, преступность в районе Бибирево среди молодежи упала!
— Отец Сергий, а что, на Ваш взгляд, более всего мешает современному молодому человеку приблизиться к церковной ограде?
— Мне думается именно то, что мне в своё время далось легко, так как, будучи хиппи, я порвал с обществом, и мне было абсолютно безразлично, что думает обо мне большинство. А вот современному человеку труднее всего выйти из-под влияния социума. В сознании многих уже сложились определённые стереотипы в отношении Церкви, и вообще религии. Самоё распространённое, например, «в Бога верить можно, а в Церковь ходить — это уже клиника». И вот, не побояться выйти из социума, даже из определённой группы, к которой ты принадлежишь — самое трудное.
Мы-то в своё время искали вместе, и нам было легче. Но для кого поиск Истины дороже, чем мнение других о нём, тот сделает этот шаг решительно. Ну а кому важнее, что о нём подумают те, кто пьёт, потому что все пьют, те, кто курит, потому что все курят, или те, кто морды бьют, потому что все бьют — увы, тот ещё не благонадёжен, не созрел ещё, чтобы изменить свою жизнь, прорваться к её сердцевине.
— Да… Немногим достаёт мужества противостоять миру.
— Для этого надо полюбить Бога, все силы души бросить на поиск Истины, не довольствуясь тем суррогатом, который предлагает нам мир. Нужно понять, что мир тебе ничего не даст, только предаст. Помните, как поётся в песне Андрея Макаревича:
Те, кому вы верили и на кого надеялись
Первые воскликнули: «Тону!»
И отправились ко дну.
— Кстати, я знаю, что в последнее время Вы встречались со многими нашими известными рок-музыкантами: Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком, Стасом Бартеневым, совсем недавно — с Борисом Гребенщиковым. Поделитесь впечатлениями.
— Рад за Константина, что он награжден орденом Русской Православной Церкви и вполне заслуженно, на мой взгляд. Надеюсь, что его огромная аудитория, следуя примеру своего кумира, со временем придет к вере, ибо иного пути у русских людей просто нет и быть не может.
То же могу сказать и о Юрие Шевчуке, группе «Если»и Стасе Бартеневе, с которым давно сотрудничаю и выступаю у них на концертах.
Поддерживаю его работу над новой рок-оперой «Иван Правдин», о жизни нашего поколения, то есть о хиппи 80-х, идущих против безбожной советской системы, как и главный герой его рок-оперы Иван Правдин.
Весьма рад был также встрече с Борисом Гребенщиковым, знаковой фигуре в русском роке. Он приезжал ко мне в Оптину Пустынь еще в 90-х, но тогда встретится нам было не суждено, так как я был в отъезде.
Мы прекрасно пообщались недавно, я посетил его концерт, узнал, что Борис причащается и тесно общается с протоиереем Алексием Волосенко, с которым мы в дружеских отношениях. Что касается его увлечения буддизмом, о котором навязчиво трубят СМИ, думаю, всё это сильно преувеличено.
Всегда молюсь о нем, так как считаю, что именно он в годы нашей юности, (впрочем, как и почившие Дягилева, Башлачев и другие честные и безкорыстные воины андеграунда), многими своими песнями побуждал задуматься о смысле жизни и вере в Бога значительную часть молодежи. Причем, все это было в то время, когда за одно упоминание о Боге можно было попасть в так называемый «крэйзи хаус» или в лагеря. И ведь многие из наших друзей погибли там, не дожив до наших дней.
Самое важное, что мы тогда сумели всё же отстоять и донести до окружающих наш девиз «Жить не по лжи!»
Думаю, Юрий, что Вам, выходцу из нашей системы и давнему приятелю Бориса Борисовича, можно об этом не напоминать, а вот критикам нашего миссионерского дела напомнить было бы не лишне.
— Это правда. Мы выходцы из поколения дворников и сторожей, как поёт Борис. Кстати, некоторые наши «ревнители» и меня в «обновленцы» записали. Забыв, правда, вспомнить, и мое участие в православно-патриотическом движении, и борьбу в 80-е с антирусским госпроектом поворота северных рек, — чего мы так и не дали сделать богоборцам.
— Да… Как молоды мы были!
— И есть! Великие свершения нам ещё только предстоят! Так с чего же стоит начать?
— Сегодня необходимо восстановить полноту церковной жизни. Сейчас так бодро ведется строительство храмов и потихоньку возрождается полноценная приходская жизнь. Храмы сегодня должны стать миссионерскими центрами. При них должны быть организованы православные издательства, как например, при нашем храме. Наша ближайшая миссия не в Африку ехать, а начать воцерковлять прилегающие к храму территории. И здесь каждая субкультура — от молодёжи до интеллигенции требует своего подхода, своей школы, своего человека.
Помните, святитель Николай не сразу пошёл с проповедовать. Сначала он серьёзно готовился к этому, изучал традиции, культуру народа, к которому собирался обратиться со словом Божиим. Сегодня далеко не всякий православный может и должен быть миссионером. Ведь во многом скептическое отношение к православной миссии объясняется тем, что проповедовать очень часто берутся неофиты. Вместо того, чтобы самим учиться (а в Церкви учатся долго, лет 10-20), они со всей горячностью новообращённых начинают учить! Особенно этим грешит интеллигенция, и в этом она смыкается с теми, кто хотел бы удалить Церковь в леса.
Сегодня достаточно и того, чтобы нас в мракобесии не обвиняли. Просто необходимо разрушить этот ложный стереотип, что Православие — это сплошная система табу. Современный православный человек должен занимать достойное положение в обществе. А значит, он должен быть образован, понимать, что происходит в мире.
Нам нужно перестать всё время оглядываться в прошлое. Современный мир живёт по другим законам и другими реалиями. Отец Андрей Кураев правильно сказал по этому поводу, что нас не понимают именно потому, что многие сегодня пытаются реставрировать Церковь XIX века. Но когда современная девочка приходит в институт в тёмном платке, платье до пола, и начинает при этом всех увещевать, что смотреть телевизор и слушать музыку категорически воспрещается, — её воспринимают в лучшем случае с иронией. И правильно делают, ибо это есть псевдодуховность.
Наша задача заключается в том, чтобы людям, которые не воспитаны в христианстве с детства показать невозможность жизни без Христа. Этим должны заниматься, во-первых, пастыри, во-вторых, философы, писатели, поэты, композиторы. Мы должны явить людям красоту Православия. Поэтому мы должны начинать со строительства храмов. Некоторые пастыри-миссионеры начинают часто со слова, но слово сказал и уехал. И если он вскоре не появится там вновь, то слово его умрёт. Нужен храм. Живой, действующий храм со священником, совершающим таинства.
Я смотрю в будущее с оптимизмом, считаю, что в целом процесс идёт очень успешно, особенно в отношении молодёжи. Молодёжь наша отнюдь не потерянное поколение. Это наше поколение можно назвать потерянным, а также поколение наших отцов и дедов А молодёжь очень восприимчива. Я, например, не видел ни одного молодого атеиста.
—Отец Сергий, раскройте секрет, как Вы успеваете действовать в стольких направлениях: быть духовником сестричества, руководителем крупнейшего издательства, настоятелем огромного строящегося храма в Бибирево, и при этом успевать выступать на рок концертах?
— Без помощи Божией, мы — ничто ! Здравия конечно за эти годы не прибавилось, но ведь скорбями и болезнями укрепляется дух!
Делаю, что в моих силах и от сердца. Прошу у всех молитв, а о делах моих судить не мне.
И да поможет всем нам Господь и Слава России !
Беседовал Юрий АГЕЩЕВ Координатор Союза Православных Братств РПЦ
|